Диалекти́ческий материали́зм - философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, в XX в. разрабатывались В. И. Лениным. Согласно диалектическому материализму, действительность носит всецело материальный характер и «отражается» в сознании человека, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий; основные законы этого развития: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. В СССР диалектический материализм был провозглашён единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии.
* * *
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - ДИАЛЕКТИ́ЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИ́ЗМ, философское учение марксизма (см. МАРКСИЗМ). Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии. Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
ДИАЛЕКТИ́ЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИ́ЗМ - филос. теория, составляющая в единстве с ист. материализмом филос. фундамент марксистско-ленинской идеологии. Хотя в общественном сознании довольно прочно укрепилось убеждение, что первоначально было создано учение Д. М., а затем его важнейшие положения "просто" были экстраполированы на обл. социальных явлений, реально процесс формирования марксистской философии происходил прямо противоположно. Политич., правовые и экономич. вопросы в 40-70-е гг. 19 в. были наиб. актуальными в европейском об-ве, и вполне естественно, что с 40-х гг. до кон. 60-х гг. 19 в. Маркс и Энгельс сосредоточены гл. обр. на осмыслении этих проблем, что нашло свое отражение в создании "Капитала" и открытии материалистич. понимания истории ("К критике политич. экономии". Предисловие, 1859). Вместе с тем уже в "Святом семействе" (1844-45) и знаменитых "Тезисах о Фейербахе" (1845) Маркс осуществляет анализ становления филос. материализма и формулирует нек-рые его важные положения. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. 19 в. Энгельс в соч. "Анти-Дюринг" (1877-78), "Диалектика природы" (1873-82) и "Людвиг Фейербах и конец классической нем. философии" (1886-88) разрабатывает осн. принципы, законы и категории Д. М., завершая создание классич. марксистской философии.
Второй этап развития Д. М. (10-40-е гг. 20 в.) связан с остротой внутриполитич. дискуссий в рос. социал-демократии по поводу роли и значимости позитивизма и отражен гл. образом в произв. В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1908-09, определение осн. категорий Д. М. - материи, движения, пространства, времени, истины и практики как ее критерия, принципы партийности философии и др.) и "Философские тетради" (1914-18), в к-рых раскрываются проблемы диалектики (ст. "К вопросу о диалектике"). В 1938 в кн. "История ВКПб" в гл. 4 "О диалектическом и ист. материализме", приписываемой И. В. Сталину, содержалась крайне упрощенная и догматическая их характеристика.
Третий этап (сер. 60 - кон. 80-х гг.) характеризуется интенсивной разработкой важнейших принципов и положений Д. М. с учетом новейших научно-технических достижений и в связи с критикой осн. течений и школ совр. зап. философии, теологии и естествознания. Его итоги в систематическом и концентрированном виде получили отражение в последнем сов. учебнике для вузов - "Введение в философию" (М., 1989). По мнению Н. А. Бердяева, Д. М. "есть нелепое сочетание, ибо не может быть диалектики материи, возможна лишь диалектика духа и смысла (Н. А. Бердяев. "Истоки и смысл рус. коммунизма". М., 1990. С. 82). С др. стороны Н. О. Лосский подчеркивал, что Д. М. - партийная философия, озабоченная не гносеологическими, а практическими нуждами рев-ции, тем не менее он утверждал, что "свободное мышление быстро превратило бы Д. М. в к.-л. сложную систему идеал-реализма" (Н. О. Лосский. "История рус. философии". М., 1991. С. 481).
Д. М. как онтологич. и гносеологич. учение, направленное резко против религ. мировоззрения, начинается с постановки и определения т. н. осн. вопроса философии - об отношении мышления к бытию, духа к природе, в к-рой выявляется бытийная и познавательная диалектика их отношений. Онтологич. аспект этого вопроса [что первично - материя или сознание (дух?)] раскрывает проблему субстанции (материалистич. монизм), жестко разделяя всю историю философии на два больших лагеря - направления материализм и идеализм со всеми их разнообразными ист. формами. В материализме это стихийный, наивный материализм античности, механич. и метафизич. (антидиалектич.) материализм нового времени и Просвещения и, наконец, Д. М. как его высшая форма. В идеализме выделяются такие формы, как объективный идеализм (Платон, Гегель) и субъективный (солипсизм - Беркли, Юм).
Монистичная онтология Д. М., исходя из первичности и самодостаточности (несозданности и неуничтожимости) материи в качестве субстанции, определяемой как "объективная реальность, данная человеку в его ощущениях" (Ленин), трактует сознание, дух в качестве субъективной реальности, свойства высокоорганизов. материи, к-рое возникло в результате естеств. эволюции (антропосоциогинез). Материя неразрывно связана с движением (способ ее существования), пространством и временем (как формами ее существования), и отдельно все они существовать не могут (отсюда принцип детерминизма). Одно из фундаментальных проявлений видов движения - развитие как строго определенное, закономерное и направленное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому (прогресс) и наоборот (регресс).
В соответствии с принципом развития движение материи эволюционирует от своей простейшей механич. формы через физич., химич. (неживая природа) к биологич. и соц. орг-ции. При этом материя, как и субстанция Б. Спинозы, есть "причина самой себя", т. е. содержит в себе внутр. источник самодвижения (саморазвития). Теория всеобщего (природы, об-ва и мышления) развития и есть диалектика как система принципиальных законов и категорий, с помощью к-рых раскрываются источник и причины развития (противоречие как отношение единства и борьбы противоположностей), внутр. механизм развития и возникновение нового (взаимопроникновение количественных и качественных изменений), а также преемственность и направленность развития (отрицание отрицания). При этом целесообразность как знание и активное стремление к результату деят-ности во всей природе присуща исключительно человеку.
Один из основополагающих для Д. М. принципов детерминизма реализуется в учении о причинной, функциональной и системной связи и взаимной обусловленности явлений, согласно к-рому из ничего ничто не возникает (Протагор), и все, что есть, имеет свою причину и, будучи следствием, "в свою очередь" выступает в качестве новой причины.
Осн. формами бытия (существования) материи в Д. М. является пространство как характеристика протяженности, размерности (трехмерность) и топологии (бытия материи). Т. о. пространство и время - это не абсолютно самостоят. субстанции (И. Ньютон) и не априорные формы субъективного чувствования (И. Кант), но объективные, неразрывно связанные с материей формы и характеристики ее бытия.
Гносеология, или теория познания Д. М. также выводится из осн. вопроса философии, составляя его специфический аспект: как относятся наши мысли о мире к самому этому (действительному) миру? Она строится на принципах отражения, к-рый заключается в способности объектов запечатлевать и воспроизводить особенности и характеристики взаимодействующих с ними предметов и явлений. Вполне признавая познаваемость мира, Д. М. формулирует теорию антропосоциогенеза (труд и речь как определ. факторы генезиса сознания - Ф. Энгельс). Отрицание познаваемости мира, т. е. возможности получения объективной истины и проникновения в сущность вещей, обозначается как агностицизм (Д. Юм и Кант).
Критич. анализ и крайне негативные оценки как всего Д. М., так и отд. его центральных постулатов содержатся в трудах ведущих мыслителей рус. зарубежья: Бердяев Н. А. "Истоки и смысл рус. коммунизма". М., 1990; Лосский Н. О. "Диалектич. материализм в СССР". Париж, 1934; "История рус. философии". М., 1991; Франк С. Л. "Основы марксизма". Берлин, 1926; Вышеславцев Б. П. "Нищета марксизма". Франкфурт-на-Майне, 1955. 3-е изд. 1971; Левицкий С. А. "Очерки по истории рус. философии". М., 1996 и др.