Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

древний

Толковый словарь

прил.

1. Созданный, возникший в давние времена, существующий издавна.

2. Существовавший в далёком прошлом.

3. Свойственный отдалённым эпохам.

4. Связанный с далёким прошлым.

5. Связанный с изучением, описанием отдаленных времен, эпох.

6. Сохранившийся с давних времен; старинный.

7. Проживший очень много лет, достигший глубокой старости; очень старый.

8. разг.

Долго бывший в употреблении; ветхий.

ДРЕ́ВНИЙ - прил., употр. часто

Морфология: дре́вен, дре́вня, дре́вне, дре́вни; древне́е

1. Древним называют то, что сохранилось с давних времён.

Древние новгородские иконы. | Волга - древний русский водный путь. | Это древний рецепт, который знали ещё в античной Греции.

= старинный

2. Древним называют период времени, явления, людей, которые принадлежат прошлому и отделены от современности большим промежутком времени.

Древние века. | Древние греки. | Древняя Русь. | Мой брат специализировался по древней истории.

3. Древними языками называют классические греческий и латинский языки, а также те языки, о которых мы знаем только по письменным источникам.

Все книги и рукописи были на древних языках.

4. Древним называют старый предмет, старую вещь, которые находятся в плохом состоянии.

Дом был очень древний, по окна ушедший в землю.

5. В разговорной речи древними стариками называют очень старого мужчину или очень старую женщину.

В деревне осталась только несколько древних старушек, которые уже почти не выходили из домов.

Толковый словарь Ушакова

ДРЕ́ВНИЙ, древняя, древнее; (кратк. древен, древня, древне редк.).

1. Существовавший в отдаленном прошлом, происходивший в ранние исторические эпохи. Древняя Греция. Древние народы.

|| Возникший в отдаленном прошлом, очень давний, старинный. Древний обычай. Древняя крепость. В Риме сохранилось много древних памятников искусства.

2. Очень старый. «Цветет в Диканьке древний ряд дубов, друзьями насажденных.» Пушкин.

|| Доживший до глубокой старости, дряхлый. Древний старик.

3. в знач. сущ. древние, древних, ед. нет. Древние народы (книжн. устар.). Геометрия была известна еще древним.

• Древние языки (устар.) - латинский и древнегреческий языки. Древняя история - период всеобщей истории, условно ограничиваемый 5 веком хр.э.

Толковый словарь Ожегова

ДРЕ́ВНИЙ, -яя, -ее; -вен, -вня.

1. Существовавший или возникший в отдалённом прошлом, очень давний. Древние предания. Древние языки. Древняя история (до 5 в. н. э.). Обычаи древних (сущ.; древних народов).

2. Очень старый. Д. старик. Д. дуб.

| сущ. древность, -и, жен.

Толковый словарь Даля

ДРЕВНИЙ, старый, старинный, престарелый, старобытный, давний, стародавний, давнишний, давностный, давнопрошлый; исконный, досельный, былой, старовременный; ветхий. Старинный может относиться ко счету годами и десятками лет, или более; древний, ко счету веками и тысячелетиями. Древние языки, эллинский и латинский. Древний известняк, образовавшийся в древние времена, различаемый от нового. Древность жен. свойство древнего; старость, старинность, престарелость, многолетность чего; давность, давнишность, давнопрошлость.

| Старобытность, старина, старь, отдаленные, старинные времена.

| Древняя вещь. Древность наших свадебных обычаев доказывается исторически. Древность последнего земного переворота исчисляется тысячелетиями. В древности не знали железа. Он любитель древностей, особенно бактрианских. Древнеть, становиться древним, стареть, стариться, ветшать. Древле нареч. в давние времена, в древности, встарь, встарину. В реч. сложных, древле ставится впереди и означает издревле, издавна: Древлеблагочестивый, древлеискомый, древлеобычный, древлечтимый и пр.

Энциклопедический словарь

ДРЕ́ВНИЙ -яя, -ее; -вен, -вня, -вне; древне́йший, -ая, -ее.

1. Существующий издавна, сохранившийся от далёкого прошлого; старинный. Д. обычай. Д-яя рукопись. Д-ие памятники искусства. Д. дворянский род. Д. Кремль. Наша д-яя столица. Он происходит от древнего боярского рода. // Отдалённый от настоящего большим промежутком времени, очень давний. Д-ие века. Д-ие времена. Д-яя история (период, условно ограниченный 5 в. н.э.).

2. Существовавший или живший в далёком прошлом. Д-ие греки. Д-яя Русь. Д-ие цивилизации. Д-ие языки (классические языки: греческий и латинский). Д. мир (ранний период развития классовых обществ на Древнем Востоке, в Греции и Риме).

3. Существующий много лет, очень старый. Д. дуб. // Прослуживший очень много лет; старый, ветхий. Д-яя полуразвалившаяся лачуга. Д. комод. Д. диван с облезлым верхом. / О человеке. Д. старик.

Академический словарь

-яя, -ее; -вен, -вня, -вне.

1. Существующий издавна, сохранившийся от далекого прошлого; старинный.

Древний обычай. Древняя рукопись. Древние памятники искусства. Древний боярский род.

Екатерина, желая истребить воспоминание об ужасной эпохе, уничтожила древнее название реки, коей берега были первыми свидетелями возмущения. Пушкин, История Пугачева.

Сердце города - стройный древний Кремль со своего холма смотрит, как символ великого прошлого. Тихонов, Столица.

Здесь [на Севере] до сих пор были сильны старые, даже древние понятия, связанные с религией и дошедшие до нового времени через столетия. Н. Никитин, Северная Аврора.

||

Отдаленный от настоящего большим промежутком времени, очень давний.

Древние века.

[Курган] возвышался, как холм. Может быть, в древние времена его насыпали для ханской юрты ---. Может быть, в еще более древние времена под ним скифы погребли своего вождя. А. Н. Толстой, Хмурое утро.

2. Существовавший или живший в далеком прошлом.

Древние греки. Древняя Русь.

Габуния читал Гиппократа. В свободные часы он писал научную работу о Колхиде и изучал для этого современных и древних географов. Паустовский, Колхида.

| в знач. сущ. О людях. дре́вние, -их,

мн. Древние оставили нам образцы героических поэм. Л. Толстой, Война и мир.

Не нужно больше обращаться к античной истории за героями, --- пусть статуи древних покоятся в музеях; живые герои среди нас. А. Н. Толстой, Разгневанная Россия.

3. Проживший очень много лет, достигший глубокой старости.

Древний дуб. Древние липы. Древний старик.

На этот зов, кряхтя и охая, вылезла из кухни древняя, сгорбленная старушка. Эртель, Гарденины.

||

Простоявший, прослуживший очень много лет; старый, ветхий.

На дворе --- стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Лермонтов, Тамань.

У одной стены стояло очень ветхое крошечное фортепьяно возле столь же древнего комода с дырами вместо замков. Тургенев, Затишье.

Ночует он --- в коридоре на древнем диване, у которого пружины вылезли наружу вместе с мочалкой. Куприн, Река жизни.

древняя история

период истории, условно ограничиваемый 5 в. н. э.

древние языки

латинский и древнегреческий языки; классические языки.

Орфографический словарь

дре́вний; кратк. форма -вен, -вня

Словарь ударений

дре́вний, дре́вен, дре́вня, дре́вне, дре́вни; сравн.ст. древне́е

A/A пр см. Приложение II

дре́вен

дре́вня

дре́вне

дре́вни

древне́е́ 260 иск см. Приложение II

Формы слов для слова древний

дре́вний, дре́вняя, дре́внее, дре́вние, дре́внего, дре́вней, дре́вних, дре́внему, дре́вним, дре́внюю, дре́внею, дре́вними, дре́внем, дре́вен, дре́вня, дре́вне, дре́вни, древне́е, подревне́е

Синонимы к слову древний

прил., кол-во синонимов: 74

антикварный (3)

античный (5)

архаический (22)

архаичный (20)

в обед сто лет (13)

вековой (13)

ветхий (44)

ветхозаветный (14)

возникший в давние времена (2)

времен очаковских и покоренья крыма (13)

давний (30)

давнишний (25)

давно минувший (14)

давнопрошедший (18)

давностный (8)

далекий (34)

дальний (27)

дедовский (13)

досельный (4)

достигший старости (3)

древлий (1)

дряхлый (30)

живший в отдаленные времена (2)

живший в отдаленные эпохи (2)

издавний (4)

истасканный (53)

классический (24)

латинский (4)

ленина видел (4)

многовековой (10)

многовековый (2)

многосотлетний (3)

мохнатый (15)

мышей не ловит (15)

мышей не топчет (6)

незапамятный (17)

обветшалый (31)

одной ногой в гробу стоит (7)

палингенетический (1)

патриархальный (14)

песок сыплет (7)

песок сыплется (7)

похороны сталина помнит (5)

почтенного возраста (8)

почтенных лет (8)

прадедовский (12)

праотцовский (9)

прежний (24)

преклонного возраста (9)

преклонный (5)

преклонных годов (9)

преклонных лет (9)

престарелый (28)

проживший много лет (3)

прошлый (22)

сверхдревний (2)

свойственный отдаленным эпохам (2)

связанный с далеким прошлым (1)

седой (34)

созданный в давние времена (2)

сохранившийся с давних времен (2)

старинный (34)

старовременный (4)

стародавний (26)

стародевический (2)

стародедовский (10)

старозаветный (25)

старопрежний (13)

старосветский (4)

старый (181)

сто лет в обед (17)

существовавший в далеком прошлом (2)

существующий издавна (4)

эллинский (4)

1.

/ древнегреческой и древнеримской эпохи: античный

2. см. старый 1, 3.

3. см. старинный.

4. см. давний

античный, классический; давний, старый, древлий, прежний, давнопрошедший, незапамятный, древлий, стародавний, старинный, давнишний, незапамятный, вековой, дедовский, прадедовский, стародедовский; многовековый, прошлый, архаичный, в обед сто лет, давно минувший, мохнатый, ветхий, старопрежний, обветшалый, времен очаковских и покоренья крыма, антикварный, преклонных годов, песок сыплет, преклонный, песок сыплется, многовековой, далекий, архаический, мышей не ловит, старосветский, мышей не топчет, одной ногой в гробу стоит, старозаветный, патриархальный, многосотлетний, истасканный, ветхозаветный, ленина видел, похороны сталина помнит, сто лет в обед, дряхлый, престарелый, стародевический, праотцовский, дальний, преклонных лет, почтенного возраста, почтенных лет, преклонного возраста

Тезаурус русской деловой лексики

1.

‘существовавший или возникший в отдаленном прошлом’

Syn: античный (кн.), классический

2.

‘очень старый’

Syn: давний, старый, прежний, давнопрошедший (редк.), незапамятный (усил.), древний (редк., усил.), стародавний (редк.), старинный, давнишний, незапамятный, вековой, дедовский, прадедовский, стародедовский

Антонимы к слову древний

Идеография

давнее (время)

(в) высокой степени

древний. в древние времена.

древность - очень давнее прошлое.

архаика. | незапамятный (в # времена).

в глубине веков.

палео. . (палеоботаника).

архео. . (археология).

археология, древняя письменность, миф

Морфемно-орфографический словарь

дре́вн/ий.

Грамматический словарь

дре́вний п 2*a △ сравн. древне́е

Глагольная сочетаемость

следовать древнему обыкновению => объект, зависимость, контроль

Этимология

Заимствовано из старославянского и восходит к той же основе, что слово древо. Прилагательное древний в значении "изготовленный из дерева" в старославянском языке приобрело и второе значение "давний".

Этимологический словарь

Древнерусское - древьний.

Старославянское - древьнь.

Общеславянское - drevьnь.

Прилагательное «древний» закрепилось в древнерусском языке в XI в., оно является исконным и имеет значение «очень давний».

Производные: издревле, древность.

Этимологический словарь русского языка

Вероятно, из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано от dpevk - «давно» с помощью суф. -ьн (совр. -н-).

Этимологический словарь

Общеслав. Суф. производное от *dreve (> древе) «прежде, раньше» > «некогда, давно». Некоторые ученые считают родственным дерево, здоровый.

дре́вний

ст.-слав. древл̂ьн̂ь, древьн̂ь ἀρχαῖος; см. также предыдущее.

Возм., из *dreu̯os, ср. гот. triggws "верный", греч. δροόν ̇ ἰσχυρόν (Гесихий), а также лит. drẽvė "дуплистый ствол дерева, улей", лтш. dreve "улей, выдолбленное дерево"; другая ступень вокализма: лит. dravė́ti "выдалбливать", drovė̃, drõvė "дуплистое дерево"; см. Буга, РФВ 67, 236 и сл.; Остхоф, Parerga 98 и сл., 138 и сл.; Эндзелин, СБЭ 98; Траутман, GGA, 1911, 249. Далее сюда же гот. triu "дерево", русск. де́рево, здоро́вый; см. Остхоф (там же); Клечковский, Baudouinowi de Courtenay 179 и сл. Менее убедительно сближение с др.-инд. drávati "бежит, течет", т. е. "истекший" (Младенов 151).

Полезные сервисы

древний египет

Энциклопедический словарь

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ДРЕ́ВНИЙ ЕГИ́ПЕТ, древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Территория Египта - один из древнейших очагов цивилизации. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4-3 тыс. до н. э.), Среднего (до 16 в.), Нового (до кон. 11 в.) царств, поздний и персидский (11-4 вв., в 6-4 вв. - под властью персов), эллинистический (4-1 вв. до н. э., в составе государства Птолемеев). Расцвет в 16-15 вв. до н. э., когда были завоеваны Сирия, Палестина, Куш и другие территории. Централизованная восточная деспотия с фараоном во главе, с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контролировавшихся наместниками фараона - номархами. Завоеван римлянами в 30 г. до н. э. (составил римскую пров. Египет).

Территория Египта представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии (см. НУБИЯ), были обнаружены богатые золотые месторождения, а на Синайском полуострове - месторождение меди.

В столь благоприятных условиях на этой территории уже в 5-4 тыс. до н. э. началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов (см. НОМ (Египет)) - крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область-ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в 4 тыс. до н. э., оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

Древнее царство

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце 4 - начале 3 тыс. до н. э. начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки - от первых нильских порогов до дельты - и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов (см. ФАРАОН (Египет)), которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга.

Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мине. Геродот (см. ГЕРОДОТ) рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем. Инициатива объединения страны исходила от Верхнего Египта, и Мемфис, новая столица, основанная на границе Верхнего и Нижнего Египта, стал свидетельством свершившегося объединения. С этого времени в Египте начинается эпоха т. н. Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Наши сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

Период правления III -VIII династий называется Старым (или Древним) царством, его эпоха продолжалась на протяжении большей части 3 тыс. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому - самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды (см. ПИРАМИДА (сооружение)), возведенные царями 4 династии - Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале 3 династии для фараона Джосера. Она представляла собой 6 прямоугольных уступов, поставленных друг на друга и повторявших формы ранних гробниц. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды - Имхотеп (см. ИМХОТЕП). Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств.

Величайшая древнеегипетская пирамида, пирамида Хуфу, имела высоту более 146 м, длина каждой стороны ее основания превышала 230 м. От более ранних пирамид ее отличал не только масштаб, но и невиданное прежде совершенство кладки. Однако при всей своей грандиозности древнеегипетские пирамиды были лишь частью сложного погребального комплекса, в который входили также поминальные храмы и вынесенные к самой границе пустыни храмовые преддверия, соединявшиеся с храмами длинными каменными переходами.

Последующие династии отказались от строительства огромных пирамид, требовавшего крайнего напряжения сил всего населения и истощавшего ресурсы страны. Начиная с V династии, царские гробницы стали значительно ниже и строились менее основательно, однако со времени последнего царя этой династии, Унаса, внутри пирамид на стенах ходов и склепов стали высекать заклинания, связанные с заупокойным культом. Благодаря этим надписям мы знакомы с представлениями эпохи Старого царства о загробном мире, а также со сложной системой египетских погребальных обрядов.

В эпоху Старого царства нам известны царское, храмовые и вельможные хозяйства. Ремесленники разных специальностей трудились в общих ремесленных мастерских - «палатах мастеров», где использовался принцип разделения труда. Работники всех типов хозяйств получали довольствие с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц.

Постепенно возраставшая роль вельможных хозяйств в экономике страны привела к тому, что уже фараоны V династии начали уступать важнейшие государственные должности, занимаемые членами царского дома, столичной вельможеской знати. При VI династии влияние стало переходить от столичной знати к знати областной. Постепенно номы подорвали экономическое могущество царской власти и ослабили ее политическое влияние. Около 2200 до н. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается на независимые и даже враждующие между собой номы.

Среднее царство

Распад страны после Старого царства губительно сказался на состоянии ирригационной системы, требовавшей централизованного надзора и управления. Дошедшие до нас надписи этого времени (период VI-XII династий) постоянно говорят о голоде. В конце правления XI династии Египет был вновь объединен, и при XII династии положение существенно улучшилось, но затем опять последовал смутный период, вновь вызвавший упадок оросительного хозяйства. Эпоха относительного благополучия, установившегося в правление XI и XII династий (середина 22 - начало 18 вв. до н. э.), получила в истории Египта название Среднего Царства.

С этого времени наряду с зерном и одеждой при обмене товаров стали использовать в качестве платы также золото и медь. В период XII династии укреплению экономики и усилению царской власти немало способствовали победоносные войны с Эфиопией (Куш), золотые рудники которой давно привлекали египтян. Общий подъем сказался и на развитии науки. От Среднего царства до нас дошли несколько математических папирусов (Московский, Ринд), лечебные пособия и справочник-словник, содержащий более 300 наименований различных масел, растений, животных, зерна, частей тела. Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни в египетской письменности выработался новый тип скорописи (деловое иератическое письмо), отличной от староегипетских почерков и иероглифического письма.

В области государственной религии также произошли изменения: на смену солнечному культу Ра (см. РА (в мифологии)), господствовавшему со времен Старого Царства, пришел культ Амона (см. АМОН), который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра. Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.

Эпоха Среднего Царства закончилась с обрывом XII династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за Старым Царством, но на рубеже XVIII-XVII вв. до н. э. неожиданный удар по ослабленному государству нанесли гиксосы (см. ГИКСОСЫ) - воинственные племена кочевников-скотоводов, пришедшие, по-видимому, из Палестины. Их владычество в Египте длилось не менее 108 лет, и до самых поздних времен египтяне сохраняли память об этом нашествии как о катастрофе.

Гиксосские цари приняли титулы фараонов, но не смогли объединить под своей властью весь Египет. На исходе гиксосского владычества в Фивах появились собственные цари, которых считают основателями 17 династии. Борьбу с гиксосами начал последний фараон этой династии Камос, но заслуга их окончательного изгнания принадлежала его преемнику Яхмосу I (см. ЯХМОС I) - первому царю 18 династии (1580-1314 до н. э.). С момента освобождения Египта ведется отсчет третьего периода его расцвета - эпохи Нового царства.

Новое царство

Укрепив положение внутри страны, фараоны вскоре перешли к активной захватнической политике. Со времен войны с гиксосами египтяне стали использовать боевых коней и колесницы, что превратило их войско в грозную силу. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при Тутмосе I (см. ТУТМОС I), третьем фараоне XVIII династии, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги. Стремясь расширить северные пределы Египта, Тутмос I предпринял поход в сиро-палестинские земли и достиг берегов Евфрата, где начертал надпись, отмечавшую северный рубеж его владений. Однако в действительности покорение этих территорий еще не было завершено.

Вскоре после смерти Тутмоса I престол перешел к юному Тутмосу III (см. ТУТМОС III), но в течение первых 20 лет его царствования престол находился в руках его тетки, дочери Тутмоса I Хатшепсут (см. ХАТШЕПСУТ), первой в истории Египта женщины-фараона. В ее правление была предпринята знаменитая морская экспедиция в страну Пунт (см. ПУНТ), расположенную, по-видимому, на полуострове Сомали, и славившуюся своими благовониями. Правители Пунта признали власть фараонов и принесли Хатшепсут роскошные дары. Египетское господство распространилось до областей на юге Красного моря. События этого похода были отражены в настенных изображениях грандиозного поминального святилища Хатшепсут, известного как храм в Дейр-эль-Бахри.

После смерти Хатшепсут Тутмос III возобновил активную захватническую политику. В результате многолетней борьбы за Сирию египтянам удалось взять Кадеш (см. КАДЕШ (Сирия)) - крепость на Оронте, которая была главным оплотом сиро-палестинского союза. Таким образом, египетское государство достигло наивысшего расцвета своего могущества: в середине 15 в. до н. э. оно простиралось от четвертых нильских порогов до Северной Сирии.

Столица Египта переместилась в Фивы. Главное святилище Амона в Фивах - Карнакский храм - превратился в пышное сооружение, свидетельствовавшее о мощи и богатстве Нового Царства. Грандиозный масштаб храмового строительства был отличительной чертой этой эпохи. В то же время фараоны XVIII династии окончательно порвали с традицией сооружения погребальных пирамид и перенесли царский некрополь в Долину царей - пустынное ущелье к западу от Фив (что не спасло подавляющее большинство гробниц от разграбления). Тутмос III скончался в возрасте более 70 лет, процарствовав в общей сложности почти 54 года - его правление было одним из самых продолжительных в истории. Созданная им мировая держава продолжала существовать еще в течение столетия - до переворота, произошедшего в правление Аменхотепа IV, более известного под именем Эхнатона (см. ЭХНАТОН).

Главной особенностью этого переворота был переход к исключительному почитанию Солнца, которое в образе солнечного диска-Атона было выделено из числа прочих египетских божеств и провозглашено царем. Свое прежнее имя «Аменхотеп», означавшее «Амон доволен», фараон заменил новым - «Эхнатон» - «Полезный Солнцу». Была основана новая столица, Ахетатон («Горизонт Солнца», см. Телль-эль-Амарна (см. АМАРНА)). К концу царствования Эхнатона культ Атона полностью вытеснил культы старых божеств, но резкие перемены в религиозных представлениях, произошедшие на протяжении полутора десятилетий, не могли не вызвать недовольства старого жречества и не находили понимания в народе. Почитание Амона - главного бога новоегипетской державы до солнцепоклоннического переворота, было восстановлено уже через 3 года после смерти Эхнатона.

Возвращение Египта к старым традициям происходило довольно быстро: правивший вскоре после Эхнатона Тутанхатон изменил свое имя на Тутанхамон (см. ТУТАНХАМОН); столица Египта переместилась в Мемфис. Тутанхамон, умерший совсем молодым, стал самым известным древнеегипетским правителем благодаря тому обстоятельству, что его гробница, единственная среди погребений древнеегипетских фараонов, осталась неразграбленной, и ее богатейшая погребальная обстановка дошла до нас почти полностью, став одной из крупнейших археологических сенсаций 20 в.

Последний фараон XVIII династии, Хоремхеб (см. ХОРЕМХЕБ), окончательно восстановил прежние культы, выстроил огромный зал в Карнаке и провел несколько военных экспедиций, пытаясь восстановить пошатнувшееся могущество Египта: во время правления Эхнатона, уделявшего основное внимание внутренним реформам, начался распад новоегипетской державы. Египет потерял большую часть Сирии, начались волнения в Палестине. Возвращение Сирии и Палестины и борьба с могущественным Хеттским царством, распространившим свое влияние на эти территории, стала основной задачей внешней политики новой XIX династии.

Самый могущественный фараон этой династии, Рамсес II (см. РАМСЕС II), правил без малого 67 лет. Его царствование началось с победоносных походов в Эфиопию и Ливию, вслед за которыми Рамсес II предпринял наступление на хеттов и выиграл знаменитую битву при Кадеше - первое в истории военное сражение, ход которого мы можем восстановить достаточно подробно благодаря большому количеству дошедших до нас письменных документов и изображениям на стенах храмов в Карнаке и Луксоре, повествующих о великой битве. Однако лишь через 20 лет непрерывных войн Египет заключил союз с Хеттским царством, скрепленный браком фараона и хеттской царевны.

При первых фараонах XIX династии - Рамсесе I (см. РАМСЕС I) и Сети I (см. СЕТИ I) - столицей Египта оставался Мемфис: царский двор переехал туда из Ахетатона после падения культа Атона. Рамсес II сделал своей столицей город Пер-Рамсес. Местным божеством в этом городе был Сет (см. СЕТ (в мифологии)): его культ, как и культ мемфисского бога Птаха (см. ПТАХ) получили в это время широкое распространение. Однако старая египетская столица, Фивы, по-прежнему оставалась крупнейшим культовым центром: фараоны XIX династии развернули грандиозное строительство в храмах Амона в Карнаке и Луксоре, свидетельствовавшее о небывалом могуществе правящей династии. Исполинские храмы возводились и в других частях Египта: Рамсесу II принадлежал огромный пещерный храм в Абу-Симбеле, у вторых нильских порогов, перед входом в который были вырублены колоссальные 20-метровые изваяния фараона. Такие же колоссы стояли в Фивах и в Мемфисе.

Правление Рамсеса II стало последним периодом расцвета Новоегипетского царства. Преемникам Рамсеса II пришлось столкнуться с натиском ливийцев. Первую волну нашествия народов с запада Египет отразил, но осложнения возникли и внутри страны. В последние годы царствования XIX династии обострилась вражда между югом и севером с центрами в Фивах и Мемфисе - старой и новой египетскими столицами. На волне внутренних смут, о которых нам известно немногое, около 1200 до н. э. закончилось правление 19 династии.

Правителям следующей династии пришлось вновь столкнуться с серьезной внешней опасностью в лице ливийцев и «народов моря (см. НАРОДЫ МОРЯ)», надвигавшихся на Египет с севера. Последний крупный властитель Нового Царства, Рамсес III, несколько раз отражал иноплеменные нашествия, но его правление осталось последним периодом сильной централизованной власти в Египте.

К концу 20 династии распад государства на две части - северную и южную - по существу завершился. На юге власть перешла к верховному жрецу Амона Херихору, на севере возникла собственная династия с центром в Пер-Рамсесе (Танисе). Великая Египетская держава перестала существовать: Сирия, Финикия и Палестина не признавали больше египетского главенства, и только Эфиопия оставалась под властью египетского наместника до конца 20 династии.

Иностранные династии

Танисская династия была устранена ливийским вождем Шешонком - основателем 22 (Ливийской) династии с центром в Бубастисе. При Шешонке Египет делает последнюю попытку вернуться к активной захватнической политике в Азии, но вскоре сам становится жертвой нубийского (кушского) завоевания. Нубийская династия (25), в свою очередь, столкнулась с Новоассирийской империей, под властью которой Египет оказался в первой половине 7 в. до н. э. Основателю 26 (Саисской) династии Псамметиху I (см. ПСАММЕТИХ I) удалось изгнать ассирийцев, однако уже в следующем столетии (525 до н. э.) Египет был завоеван персидским царем Камбизом. На смену персидскому владычеству пришла империя Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский), который основал на побережье новую торговую гавань, названную Александрией и превратившуюся со временем в центр торговой, научной и художественной жизни, имевший мировое значение. После раздела империи Александра Египет достался одному из полководцев македонского войска - Птолемею Лагу, основавшему династию Птолемеев- (см. ПТОЛЕМЕИ)Лагидов (305 г. до н. э.). Последней представительницей этой династии была знаменитая Клеопатра (см. КЛЕОПАТРА (царица)), чье правление завершилось в 30 до н. э. в результате завоевания Египта римским принцепсом Октавианом Августом (см. АВГУСТ (император)). С этого момента Египет превращается в провинцию Римской империи.

Культура Древнего Египта

Великий греческий историк и путешественник Геродот (см. ГЕРОДОТ), посетивший Египет в 5 в. до н. э., справедливо назвал страну, поразившую его своими чудесами и обычаями, «даром Нила». В течение всей своей истории экономическое и культурное процветание древнего Египта основывалось на сельском хозяйстве с тщательно налаженной системой ирригации. Веками, до 20 века включительно, земля обрабатывалась мотыгами и плугами, в которые впрягались буйволы; поля поливались вручную или при помощи шадуфа (журавля), позднее, в эпоху Птолемеев, появился архимедов винт (см. АРХИМЕДОВ ВИНТ), поднимавший воду на разные уровни. Размер урожая в основном определялся разливами Нила, так как слишком маленький разлив или, наоборот, сильное наводнение могли стать причиной нехватки хлеба и даже голода. Сами египтяне называли свою страну «Черной землей», плодоносная илистая почва которой контрастировала с цветом «Красной земли» - бесплодной пустыни, охватывавшей долину Нила с запада и востока.

Климат и географическое положение нильской долины глубоко влияли на развитие египетской архитектуры; храмы и гробницы возводились из разных сортов камня, которыми была богата страна, в то время как жилые постройки строились из недолговечного кирпича-сырца и дерева, острый недостаток в котором Египет восполнял за счет Финикии (см. ФИНИКИЯ) (и войной и торговлей). Именно храмы и гробницы, в отличие от практически полностью исчезнувших городов, являются основными археологическими источниками, позволяющими реконструировать жизнь и, по возможности, мышление древних египтян.

Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Царствование фараонов в течение 3 тыс. лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором (см. ГОР (бог)), после смерти фараон становился Осирисом (см. ОСИРИС).

Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.

Письменность и язык

Очень рано в древнем Египте сформировалась самобытная письменность в виде иероглифики, ставшей отличительной особенностью всей древнеегипетской культуры примерно с 3000 до н. э.; с тех времен египетский язык прошел несколько этапов в своем развитии: древнеегипетский (Древнее царство), среднеегипетский (Среднее царство), новоегипетский (Новое царство и Третий переходный период), демотический (Позднее время и римский период) и коптский (период господства в Египте христианства). С эпохи Среднего царства среднеегипетский язык был признан классическим языком литературы и религиозных текстов.

Развитие египетского языка нам известно благодаря многочисленным письменным источникам. Существовало три вида письма, древнейшим из которых являлось иероглифическое; иероглифическая графика предназначалась для официальных надписей на стенах храмов, гробниц, стелах и культовых предметах. Деловые документы, сказки и письма записывались скорописью - иератикой, практиковавшейся с конца Древнего царства по Новое царство включительно. В Позднее время, примерно с 8 в. до н. э. этот вид скорописи вытесняется новым видом скорописи - демотикой (см. ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО). С эпохи Позднего времени иероглифическая письменность называлась «божественной речью», поскольку она использовалась в религиозных целях, в то время как демотическая письменность употреблялась в повседневной жизни. С утверждением в Египте христианства иероглифика выходит из употребления, будучи тесно связанной с языческими культами. В греко-римскую эпоху на основе соединения некоторых демотических знаков с греческими буквами образовалась коптская письменность.

Вся древнеегипетская литература, документы и письма были записаны на папирусе, который являлся основным писчим материалом древних египтян. Однако грамотность была доступна весьма ограниченному слою людей, так как требовала длительного обучения и материальных затрат, поэтому должность писца считалась очень престижной и доходной. Сохранившиеся школьные поучения призывают ученика быть писцом и восхваляют положение писца в противоположность всем другим профессиям. «Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит от труда непосильного. Не будут стоять над тобой многочисленные хозяева и бесчисленные надсмотрщики. Писец сам не делает ничего и лишь надзирает над всеми работами на земле Египта. Заметь себе это!», - такова мораль наставления писцу. Подобные наставления эпохи Среднего царства существовали во множестве списков и охотно использовались при обучении в школах в более поздние времена.

В эпоху Древнего царства двор фараона и он сам находились в столице Мемфисе. В распоряжении фараона, возглавлявшего пирамиду египетского общества, находилась широкая и высокоразвитая сеть администрации, без функционирования которой государством невозможно было бы эффективно управлять. Тем не менее, исходя из титулов, все-таки затруднительно сказать с уверенностью какие именно функции исполнял тот или иной вельможа. Самой высокой должностью в Египте (после фараона) была должность визиря (чати), через ведомство которого проходили все царские распоряжения; он же являлся верховным судьей.

Культура эпохи Древнего царства

Развитие каменного зодчества привело к возведению гигантских погребений - пирамид, строившихся в течение всего периода Древнего царства; преследуя религиозные цели, они одновременно демонстрировали могущество правящего фараона. Первая монументальная ступенчатая каменная пирамида в Саккара с большим комплексом построек вокруг принадлежит фараону III династии Джосеру (см. ДЖОСЕР). Архитектором этого грандиозного комплекса считается приближенный Джосера зодчий Имхотеп (см. ИМХОТЕП). Однако самые великие и известные всему миру еще в древности как чудо света пирамиды находятся вблизи от Каира, в Гизе. Подле каждой из пирамид располагался верхний, заупокойный храм, соединявшийся длинным каменным проходом с нижним, у границы разлива Нила. Рядом с долинным храмом при пирамиде Хафра возвышается Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный из скалы. Предположительно лицо Большого Сфинкса является портретом самого Хафра. Для самих древних египтян Большой Сфинкс был воплощением бога Хорэмахета («Хора в горизонте»), по-гречески Хармахиса. Около царских пирамид появлялись большие некрополи, состоявшие из каменных гробниц-мастаб (см. МАСТАБА) вельмож, желавших и после смерти находиться вблизи своего владыки. Помещения, предназначенные для посещения гробницы, украшались раскрашенными рельефами и сопроводительными иероглифическими надписями.

Изображения (как скульптурные, так и рельефные), служили религиозным целям, так как они воплощали в себе то, что хотел видеть и иметь владелец гробницы после смерти. Статуи владельца гробницы воплощали его Ка (см. КА (в Древнем Египте)) - «двойника» умершего. Замечательные и, без сомнения, портретные скульптуры Хемиуна, Каапера, Каи, Анххафа, Рахотепа и Нофрет должны были служить вместилищем Ка умершего.

В эту же эпоху сложился художественный канон в египетском изобразительном искусстве, резко отличающий его от искусства других стран. Подземные помещения гробницы, вырубленные в скале, предназначались для погребения и вещей, необходимых для продолжения загробной жизни. Среди гробниц-мастаб выделяются мастабы вельмож Ти, Птаххотепа, Мерерука.

В эпоху Древнего царства господствующее положение в египетском пантеоне занимал бог Ра (см. РА (в мифологии)), культовый центр которого располагался в Гелиополе (см. ГЕЛИОПОЛЬ). Солярная идеология отразилась и в титулатуре фараонов, когда при V-й династии в нее был включен (и с тех пор постоянно) эпитет «сын Ра». В Абусире сохранились руины солнечного храма, построенного Ниусерра. Главным элементом святилища был огромный обелиск (бен-бен (см. БЕН-БЕН)), символизирующий лучи солнца. Шесть из девяти фараонов V династии возвели подобные солнечные храмы, каждый из которых имел свое название. Развитие религиозной мысли древних египтян нашло отражение в «Текстах пирамид», выгравированных на стенах погребальных камер в пирамидах царей V и VI династий. В целом «Тексты пирамид» состоят из архаических текстов, заклинаний, заговоров и изречений, целью которых было обеспечение благополучной загробной жизни фараона в кругу богов на небе. Хотя от эпохи Древнего царства дошло крайне мало литературных памятников, тем не менее, несомненную ценность имеют такие автобиографические надписи в гробницах вельмож, как, например, «Поучение Птаххотепа» (V дин.), надпись Уни (VI дин.), надпись номарха Хархуфа (VI дин.).

Культура эпохи Среднего царства

После падения Древнего царства и первого переходного периода египетская культура вновь переживает расцвет в эпоху Среднего царства (XI-XII династии). Во внутриполитическом отношении эпоха Среднего царства характеризуется усилением позиций местных князей - номархов (см. НОМАРХ), при дворе которых развиваются местные художественные школы. В среднем Египте (Бени-Хасане, Меире, Асьюте, Эль-Кабе, Эль-Берше) сохранились богато декорированные росписями и рельефами гробницы номархов, отказавшихся от прежней формы погребения - мастаб. В погребальном ритуале также происходят значительные изменения, так, теперь каждый умерший отождествлялся с богом Осирисом, тогда как во времена Древнего царства это относилось только к фараону, на стенках саркофагов появляются так называемые «Тексты саркофагов» - заклинания, отражающие представления египтян о загробном мире.

При фараонах XII династии, значительно укрепивших свой авторитет и власть, египетская скульптура переживает бурный расцвет. Лучшими примерами могут служить менее идеализированные, чем в эпоху Древнего царства портретные скульптуры Сенусерта III (см. СЕНУСЕРТ III) и Аменемхета III (см. АМЕНЕМХЕТ III). От крупных построек фараонов Среднего царства сохранилось немного; однако такие постройки, как поминальный храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри в Фивах, часовня Сенусерта I в Карнаке (см. КАРНАК (Египет)) (Фивы), руины пирамид (правда, более скромных, чем в Древнее царство) и мощных крепостей на границе с Нубией, позволяют представить масштабы монументального зодчества. Очень ценным сведением является сообщение Геродота о Лабиринте (вероятно, это был заупокойный храм), построенном Аменемхетом III близ Иттауи - резиденции фараонов XII династии.

Однако наиболее выдающиеся памятники Среднего царства - это литературные произведения, записанные на папирусах. Почти вся художественная литература древнего Египта анонимна, лишь поучения сохранили имена их авторов, хотя достоверность авторства в каждом случае различна. Литература Среднего царства резко отличается от предыдущей и последующей. Смуты и восстания, происходившие в конце Древнего царства, отразились в настроениях скепсиса, сомнения и пессимизма, которыми проникнуты художественные произведения Среднего царства. Это относится как к традиционным поучениям, так и к новым жанрам - сказкам («Сказка о красноречивом поселянине»), рассказам о путешествиях («Повесть Синухе»), «речениям» и «пророчествам». Недоверием и настороженностью проникнуты «Поучение Гераклеопольского царя своему наследнику Мерикара», «Поучение царя Аменемхета», о произволе и анархии в Египте повествуют авторы «Пророчества Неферти» и «Речений Ипувера». Ценными свидетельствами научных познаний древних египтян являются математические («Папирус Ринда», «Московский математический папирус») и медицинские папирусы (самые знаменитые из которых - «Папирус Эберса» и «Папирус Смита»). Одновременно с рациональными медицинскими рецептами применялась магия, предназначенная оградить человека и его тело от влияния злых демонов и духов.

Как в медицине и математике, так и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египетский год делился на три сезона по четыре месяца - Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами-астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными представлениями, связанными с почитанием многочисленных астральных богов.

Культура эпохи Нового царства

Вслед за упадком Среднего царства, вызванного социальными потрясениями и смутами в стране, Египет вступил в длительную полосу второго переходного периода, во время которого Египет подвергся (в 17 в. до н. э.) нашествию гиксосов (см. ГИКСОСЫ). Изгнание гиксосов фараоном Яхмосом I (1570-1546 до н. э.) создало условия для нового подъема древнеегипетской культуры эпохи Нового царства (16-11 вв. до н. э.). Это была эпоха наивысшего экономического, государственного и культурного расцвета древнего Египта. Успешные военные походы фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну, что дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и собственных побед. Богу Амону (см. АМОН), ставшему из локального божества фиванской области государственным богом-покровителем фараонов и созданной ими державы, был посвящен грандиозный храмовый комплекс в Карнаке (см. КАРНАК (Египет)). В Карнаке же были построены храмы богини Мут (см. МУТ) и бога Хонсу (см. ХОНСУ), составлявших вместе с Амоном-Ра фиванскую триаду божеств. Храм расширялся, перестраивался и украшался в течение нескольких столетий.

В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения, существовавшего до конца древнеегипетской истории: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам - привратным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пестрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси, чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещенный колонный зал - гипостиль, далее располагались внутренние комнаты (или залы), завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества - это была самая важная часть храма.

Одним из типичных храмов, построенных по этому плану, является храм Амона в Луксоре (см. ЛУКСОР), возведенный Аменхотепом III (см. АМЕНХОТЕП III) и завершенный Рамсесом II (см. РАМСЕС II). Наивысший подъем египетской культуры совпал с царствованием Аменхотепа III - это же было время наибольшего внешнеполитического и экономического могущества древнего Египта. Храмы щедро украшались скульптурами и золотом, в Мальгатте, на западном берегу Нила, для фараона был возведен великолепный дворец и выкопано большое искусственное озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III, от которого сохранились лишь два сфинкса (в Петербурге) и колоссы Мемнона (см. МЕМНОН), намного превосходил по величине все заупокойные храмы предшествующих и последующих фараонов Нового царства.

Малая пластика и художественное ремесло, отличавшиеся очень высоким мастерством исполнения, следовали традициям большого искусства. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи из ГМИИ им. А. С. Пушкина, резные косметические ложечки в форме обнаженных девушек, фигурные сосуды для притираний, бытовые принадлежности египетской знати (мебель, украшения). На всех материальных предметах этого времени лежит печать декоративности, характерной как для малой пластики, так и для рельефов и росписей в гробницах и храмах. При Аменхотепе IV (Эхнатоне (см. ЭХНАТОН)) вслед за религиозной реформой фараона, тяготевшей к монотеизму, происходит перелом не только в социальной сфере, но и в изобразительном искусстве. Меняется подход к изображениям самого фараона и его подданных, ставших более реалистичными и индивидуальными.

Блестящим примером искусства данного периода могут служить портреты царицы Нефертити (см. НЕФЕРТИТИ), Эхнатона, их дочерей и царедворцев. Почитание единого солнечного бога Атона (см. АТОН) в образе диска с множеством рук-лучей обусловило изменение конструкции храмов, посвященных этому богу. Служба совершалась под открытым небом, так как алтарь Атона размещался в просторном дворе храма. Выдающимся литературным памятником эпохи стал «Гимн Атону», восхвалявший живительную силу единственного бога - Атона. Со смертью Эхнатона Египет постепенно, но весьма скоро вернулся к почитанию прежних богов, а культ Атона и память фараона-ерети

Орфографический словарь

Дре́вний Еги́пет

Полезные сервисы

древний мир

Энциклопедический словарь

Дре́вний мир - принятое в историографии обозначение античного периода в развитии Греции и Рима, а также Древнего Востока.

* * *

ДРЕВНИЙ МИР - ДРЕ́ВНИЙ МИР, принятое в историографии обозначение античного периода в развитии Греции и Рима, а также Др. Востока.

Большой энциклопедический словарь

ДРЕВНИЙ МИР - принятое в историографии обозначение античного периода в развитии Греции и Рима, а также Др. Востока.

Орфографический словарь

Дре́вний ми́р (ист. эпоха)

Полезные сервисы

древний новгород и псков - господа

Пословицы и поговорки Даль

Древний Новгород и Псков - господа (а Новгород был даже господин, государь).

См. РУСЬ - РОДИНА

Полезные сервисы

древний рим

Энциклопедический словарь

ДРЕВНИЙ РИМ - ДРЕ́ВНИЙ РИМ (Roma), древнее государство.

Согласно преданию, город Рим основан братьями Ромулом и Ремом ок. 754/753 до н. э. В преданиях упоминаются семь правивших в 8-6 вв. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена республика (510/509 до н. э.). К середине 3 в. до н. э., подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном.

После трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 до н. э., Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. Усилившееся в связи с ростом крупного землевладения и рабовладения разорение крестьян вызвало широкое движение сельского плебса, рабов (восстание Спартака) и первые вспышки гражданской войны на улицах г. Рим. В социально-политической жизни Рима 1 в. до н. э. все большую роль стали играть армия и ее вожди (Л. К. Сулла, Г. Марий, Г. Помпей и др.). В ходе гражданской войны 49-45 неограниченным правителем государства стал Цезарь; в 44 в результате заговора сторонников республики Цезарь был убит.

Новый период гражданских войн завершился победой Октавиана, получившего от сената в 27 до н. э. титул Августа. Со времени правления Августа Рим стал империей.

При Траяне во 2 в. н. э. империя достигла максимальных границ. Восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями варваров привели к отпадению ряда провинций и разделу империи на Восточную и Западную (395). В 476 вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Зап. Римской империи Ромул Августул. Вост. Римская империя под названием Византия просуществовала еще ок. 1000 лет.

Орфографический словарь

Дре́вний Ри́м (государство)

Идеография

романский.

люди:, патриций. плебей. плебс. колон. гладиатор. куриалы. публиканы.

оптиматы. квириты. багауды.

жизнь:, муниципий (город). проскрипции. пекулий (имущество). луперкалии.

популяры. колонат. сатура. триба. аннона.

триумвират. триумвир. дигесты. комиции. ателлана. консульство.

должности:, эдилы. проконсул. претор. пропретор. прокуратор. официал.

декурион. ликтор.

учреждения: центумвиры. децемвиры. понтифики. термы. эргастул.

предметы:, тога. туника. трирема. триклиний. фасции. сестерций. асс.

армия:, центурия. центурион. велиты. манипул. преторий. когорта. квадрирема.

религия:, фециалы. фламины. весталка. гаруспики.

Полезные сервисы

древний-древний

Слитно. Раздельно. Через дефис

дре/вний-дре/вний

Полезные сервисы