I м.
Изначальная идея; замысел, проект.
II м.
Логическое понятие в некоторых научных направлениях.
КОНЦЕ́ПТ -а; м. [лат. conceptus - понятие, мысль, представление]
1. Лог.я.
2. Книжн. = Конце́пция (2 зн.). К. статьи, доклада, экономических реформ.
◁ Концептуа́льный (см.).
* * *
конце́пт (от лат. conceptus - мысль, понятие), смысловое значение имени (знака), то есть содержание понятия, объём которого есть предмет (денотат) этого имени (например, смысловое значение имени Луна - естественный спутник Земли).
* * *
КОНЦЕПТ - КОНЦЕ́ПТ (от лат. conceptus - мысль, понятие),
1) смысловое значение имени (знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого имени (напр., смысловое значение имени Луна - естественный спутник Земли).
2) Произведение концептуального искусства (см. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО).
КОНЦЕПТ (от лат. conceptus - мысль - понятие), 1) смысловое значение имени (знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого имени (напр., смысловое значение имени Луна - естественный спутник Земли).2) Произведение концептуального искусства.
Концепт - телега, которая стоит за идеей или торговой маркой. Подо все нужен концепт! (Словарь бизнес-сленга компании Schwarzkopf Россия)
КОНЦЕПТ - один из наиболее популярных и наименее однозначно дефинируемых терминов совр. лингвистики. Он связан прежде всего с антропоцентрической парадигмой языкознания и когнитивно-прагматической методологией и используется наряду с такими ключевыми понятиями, как "дискурс", "картина мира" и др., для репрезентации мировоззренческих, интеллектуальных и эмоциональных интенций личности, отраженных в ее творениях - текстах.
Само понятие К. сформировалось в отечественной лингвистике в последнее десятилетие. В "Философ. энцикл. словаре" (1983) определение К. предельно кратко: "(от лат. сonceptus) - содержание понятия"; в "Лингв. энцикл. словаре" (1990) этот термин не приводится. Первоначально термин появился при переводе работ иноязычных авторов как синоним понятия "сигнификат". Одной из первых лингвистическое содержание К. определила А. Вежбицка: "Это объект из мира "Идеальное", имеющий имя и отражающий определенные культурно обусловленные представления человека о мире "Действительность"" (цит. по: Фрумкина Р.М., 1992). Однако в настоящее время в языковедении с термином "К." связывают "весьма различающиеся теоретические построения, что в значительной мере осложняет взаимопонимание между авторами тех или иных публикаций" (Залевская А.А., 2001, с. 31).
В когнитологии под К. понимается "оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике" ("Краткий словарь когнитивных терминов", 1996, с. 90). Некоторые ученые полагают, что часть концептуальной информации имеет языковую "привязку", т.е. способы их языкового выражения, но часть этой информации представляется в психике принципиально иным образом, т.е. ментальными репрезентациями другого типа - образами, картинками, схемами и т.п. Как интерпретаторы смыслов К. постоянно уточняются и модифицируются. "Так как люди постоянно познают новые вещи в этом мире и поскольку мир постоянно меняется, человеческое знание должно иметь форму, быстро приспосабливаемую к этим изменениям" (Барсалоу Л.В. Цит. по: "Краткий словарь…", с. 91).
Термин и понятие К. широко используются и при описании языковой семантики. Нередко значения языковых выражений приравниваются к соответствующим К. Однако такое истолкование соотношения К. и значения не является единственно возможным. "К. - это скорее посредники между словами и экстралингвистической действительностью" ("Краткий словарь…", с. 92). Как перспективное оценивается то направление в семантике, которое придерживается идеи о противопоставленности концептуального уровня семантическому (языковому), поскольку общечеловеческие (если и не универсальные) К. по-разному группируются и по-разному вербализуются в разных языках в тесной зависимости от собственно лингвистических, прагматических и культурологических факторов, а следовательно, фиксируются в разных значениях (Там же, с. 92-93).
В лингвокультурологии К. мыслится как "культурно-ментально-языковое" образование, своего рода "сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека… тот "пучок" представлений, понятий, знаний, ассоциаций, который сопровождает слово" (Степанов Ю.С., 2001). В отличие от многих исследователей, Ю.С. Степанов считает К. и понятие различными сущностями, ср.: "В отличие от понятий концепты не только мыслятся, они переживаются. Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений" (Там же). По мнению этого исследователя, в структуру К., с одной стороны, входит все, что имеет отношение и к строению понятия; с другой стороны, к структуре концепта относится все то, что делает его фактом культуры: исходная форма, сжатая до основных признаков содержания история, современные ассоциации, оценки и т.д. По В.В. Колесову, К. предстает в своих содержательных формах как образ, как понятие и как символ; И.А. Стернин рассматривает К. как комплексный мыслительный образ, являющийся операционной единицей мышления и вербализуемый в процессе коммуникации теми или иными речевыми средствами (см. лит.).
Тот факт, что слово и так называемый "культурный концепт" материализуются обычно в одном и том же звуковом / буквенном комплексе, обусловливает необходимость различения внутреннего содержания слова, с одной стороны, и концепта, с другой, а также специфики семантического и концепторного анализа. Концепторный анализ, обнаруживая точки соприкосновения с семантическим, отличен от него прежде всего по конечным целям и анализируемому материалу. Семантический анализ (СА) "направлен на экспликацию семантической структуры слова, уточнение реализующих ее денотативных, сигнификативных и коннотативных значений" (Кубрякова Е.С., 1991). Концепторный анализ (КА) предстает как поиск того общего, что подведено под один знак и предопределяет бытие знака как когнитивного образования. СА связан с разъяснением слова, КА движется к знаниям о мире. Материалом для СА служат реализующие слово речевые контексты. Источниками сведений для постижения К. являются "тексты культуры", в частности, прецедентные тексты, художественные дефиниции (типа Вся наша жизнь - игра; Мир - театр, и люди в нем актеры; Слово есть Бог, и Бог есть слово и т.п.), концепции, выработанные в том или ином произведении духовной культуры, например, концепция войны у Л. Толстого, концепция игры у Г. Гессе, концепция рока в древнегреческой трагедии и т.д. (см.: Грузберг Л.А., 2001).
Говоря о внутреннем содержании слова, языковед имеет в виду его семантику. Внутреннее содержание К. - это своего рода совокупность смыслов, организация которых существенно отличается от структуризации сем и лексико-семантических вариантов слова. Соотношение семантики слова и совокупности смыслов одноименного К. многопланово, а иногда и парадоксально. Так, в концепте игра отсутствуют смыслы ‘безделье’, ‘несерьезное времяпрепровождение’. В то же время весьма актуальными оказываются смыслы субстанционального характера, а именно осмысление игры в качестве олицетворения высокоинтеллектуальной деятельности и/или аналога сознательной деятельности как таковой. Для многих культурных концептов характерна антиномичность - диалектичное совмещение, гармония противоположностей. В концепте слово, например, отчетливо уловимы такие составляющие, как ‘всесильность - бессилие’, ‘вечность - мимолетность’, ‘спасительность - губительность’. В концепте смерть отразилось представление о ней как о явлении угрожающе-ужасном и в то же время житейски-философски-спокойное отношение к неизбежности ее, характерное для народного сознания.
К осознанию К. как текстовой категории наиболее близка современная психолингвистика, то ее крыло, которое осуществляет интегративный подход к анализу языковых явлений, предполагающий выход за рамки лингвистики и учет особенностей функционирования языка как одного из компонентов сложного ансамбля психических процессов, без взаимодействия которых пользование языком (в том числе понимание текста) невозможно. Именно такой подход к анализу К. осуществлен в исследовании А.А. Залевской "Текст и его понимание" (2001). Опираясь на труды по психологии, нейролингвистике, физиологии высшей нервной деятельности, антропологии, патопсихологии (И.М. Сеченова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, К. Харди, А. Дамазио, Ф.Е. Василюка и др.), А.А. Залевская разрабатывает теорию К. как достояния человека. Важнейшим для этой теории является разграничение концепта как достояния индивида, концепта как инварианта, функционирующего в определенном социуме или - шире - культуре, и конструкта как продукта науч. описания. К. как достояние личности - это "спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека" (Залевская А.А., 2001, с. 90).
В целом утверждение в лингвистике понятия К. обозначило новую ступень в постижении способов, закономерностей и особенностей взаимодействия языка, сознания и культуры, а следовательно, выявило и новые аспекты взаимодействия лингвистики, когнитологии, культурологии, психологии, философии; расширило рамки содержательного анализа языковых явлений и придало значительно бoльшую глубину и эффективность семантическим исследованиям.
Лит.: Концептуализация и смысл. - Новосибирск, 1990; Логический анализ языка: Культурные концепты. - М., 1991; Кубрякова Е.С., Об одном фрагменте концептуального анализа слова ПАМЯТЬ // Логический анализ языка: Культурные концепты. - М., 1991; Соломоник А. Язык и знаковая система. - М., 1992; Фрумкина Р.М. Концепт, категория, прототип // Лингвистическая и экстралингвистическая семантика. - М., 1992; Василюк Ф.Е. Структура образа. - Вопросы психологии. - 1993. - №5; Лукин В.А. Концепт истины и слово истина в русском языке (опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке). - ВЯ. - 1993. - №4; Колесов В.В. Ментальная характеристика слова в лексикологических трудах В.В. Виноградова. - Вестник Моск. ун-та. Серия "Филология". - 1995. - №3; Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 1996; Руднев В.П. Словарь культуры ХХ в.: Ключевые понятия и тексты. - М., 1997; Бабушкин А.П. Типы языковых концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. - Воронеж, 1998; Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? - М., 1998; Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие "концепт" в лингвистических исследованиях. - Воронеж, 1999; Сазонова Т.Ю. Различные подходы к проблеме концепта // Слово и текст в психолингвистическом аспекте. - Тверь, 2000; Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М., 2000; Грузберг Л.А. Концепт как культурно-ментально-языковое образование // Изменяющийся языковой мир. - Пермь, 2001; Залевская А.А. Текст и его понимание. - Тверь, 2001; Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. - М., 2001; Wierzbicka A. Semantics, culture and cognition. Universal human concepts in culture-specific configurations. - N.Y.; Oxford, 1992; Hardy C. Networks of meaning. A bridge between mind and matter. - Wesport, Connecticut; London: Praeger, 1998.
Л.А. Грузберг
конце́пт, конце́пты, конце́пта, конце́птов, конце́пту, конце́птам, конце́птом, конце́птами, конце́пте, конце́птах
концепт (лат. conceptus мысль, понятие)
1) Смысловое содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого понятия, напр. смысловое значение понятия "Венера" - древнеримская богиня любви.
2) В когнитивной лингвистике: оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга.
КОНЦЕ́ПТ (от лат. conceptus - понятие, мысль, представление).
1. В логике. Содержание понятия.
2. В культурологии. Национально-маркированный образ культуры, имеющий языковое выражение в виде слова, словосочетания, предложения и передающий некоторое лингвокультурологическое содержание, являющееся существенным для понимания национальных особенностей носителей языка.
К. формирует языковую картину мира данного народа. Термин введен в лингвокультурологический обиход Ю. С. Степановым и в содержательном плане является «как бы сгустком культуры в сознании человека. И, с другой стороны, К. - это то, посредством чего человек... сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» (Степанов, 1997). Понятие К., используемое в качестве единицы культурологического содержания, до конца не определено, и наряду с термином К., в лингвострановедении и культурологии используются и другие равнозначные понятия: логоэпистема, лингвокультурема, концептосфера мифологема, константа языка. В приведенном выше словаре Ю. С. Степанова русская языковая картина мира представлена, например, базовым К. «хлеб». Само же ядро К. включает в себя несколько терминов, обозначающих виды хлеба: ситник, калач, каравай, черный, ржаной, буханка и др. (Прохоров, 2004; Степанова, 2007).
- Инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл.
- Смысловое значение имени, содержание понятия, объём которого есть предмет этого имени.
Двигать концептуал. Жарг. мол. Аргументированно доказывать что-л., убеждать кого-л. в чём-л. Slang-2000.
КОНЦЕПТУАЛ, -а, м. Ирон.
То, что считают важным, значительным.
Парень, не мельчи, давай концептуал! - говори главное.
Двигать концептуал кому и без доп. - упорно убеждать кого-л. в чем-л. (обычно приводя много примеров из личного опыта, делясь сокровенным).
От общеупотр. «концепция», «концептуальный».
I м.
Направление схоластической философии эпохи Средневековья, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей, но признававшее существование в уме концептов [концепт II] как особых форм познаия реальности.
II м.
Направление в литературе и искусстве 20-х гг. XX в., признающее наличие художественных идей и смыслов в произведениях в алогичной, абсурдной, абстрактной, нередко бессмысленной форме.
КОНЦЕПТУАЛИ́ЗМ, концептуализма, мн. нет, муж. (филос.). Средневековая философская теория, признававшая в человеческом уме наличие концептов, в противоп. номинализму, отрицавшему их существование.
КОНЦЕПТУАЛИ́ЗМ -а; м. [лат. conceptus - понятие, мысль, представление]
1. Средневековое философское учение, отрицавшее существование общих понятий в действительности, реальности, но признававшее их существование в сознании, мышлении.
2. Направление в литературе и искусстве 20 в., признающее наличие художественных идей, смыслов в произведениях в абсурдной, алогичной, абстрактной (нередко бессмысленной) форме.
◁ Концептуали́стский (см.).
* * *
концептуали́зм - направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм, Универсалии.
* * *
КОНЦЕПТУАЛИЗМ - КОНЦЕПТУАЛИ́ЗМ, направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм (см. НОМИНАЛИЗМ), Универсалии (см. УНИВЕРСАЛИИ).
КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм, Универсалии.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии. Смотри Номинализм, Универсалии.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ -
доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыт Иначе говоря, наши общие идеи проявляются по поводу частного опыта: например, универсальное понятие справедливости может возникнуть у нас при созерцании какой-то конкретной несправедливости, хотя сама эта идея скрытым образом уже существовала в нашем уме еще до этого опыта. Это теория Абеляра, и термин «концептуализм» применим сегодня также к теориям Аристотеля и Канта. Концептуализм представляет собой что-то вроде синтеза эмпиризма и рационализма.
концептуали́зм, концептуали́змы, концептуали́зма, концептуали́змов, концептуали́зму, концептуали́змам, концептуали́змом, концептуали́змами, концептуали́зме, концептуали́змах
концептуали́зм
(лат. conceptus мысль, представление)
1) направление в средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей (в противоположность схоластическому реализму), но признававшее (в отличие от номинализма) существование в уме общих понятий (концептов) как особых форм познания действительности.
2) направление в современном искусстве
КОНЦЕПТУАЛИЗМ а, м. conceptualisme m. <, н.-лат. conceptualismus <лат. conceptum мысль, представление. Близкое к номинализму направление в средневековой схоластической философии, отрицавшее реальное существование общего, независимого от отдельных вещей, но признававшее существование в в уме общих понятий как особой формы познания действительности. БАС-1. Виднейший представитель - П. Абеляр. СИС 1954. Впервые отмечается в СИС Гавкина 1894 г. ЭС. Концептуалист а, м. Впервые отмечается в в СИС 1900 г. ЭС. - Лекс. САН 1912: концептуали/зм; Уш. 1934: концептуали/ст.
I м.
1. Приверженец концептуализма [концептуализм I].
2. Представитель концептуализма [концептуализм I].
II м.
1. Приверженец концептуализма [концептуализм II].
2. Представитель концептуализма [концептуализм II].
концептуали́ст, концептуали́сты, концептуали́ста, концептуали́стов, концептуали́сту, концептуали́стам, концептуали́стом, концептуали́стами, концептуали́сте, концептуали́стах
- Сторонник доктрины, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.
концептуалисти́ческий, концептуалисти́ческая, концептуалисти́ческое, концептуалисти́ческие, концептуалисти́ческого, концептуалисти́ческой, концептуалисти́ческих, концептуалисти́ческому, концептуалисти́ческим, концептуалисти́ческую, концептуалисти́ческою, концептуалисти́ческими, концептуалисти́ческом, концептуалисти́ческ, концептуалисти́ческа, концептуалисти́ческо, концептуалисти́чески
I прил.
1. соотн. с сущ. концептуализм I, концептуалист I, связанный с ними
2. Свойственный концептуализму [концептуализм I], концептуалистам [концептуалист I].
II прил.
1. соотн. с сущ. концептуализм II, концептуалист II, связанный с ними
2. Свойственный концептуализму [концептуализм II], концептуалистам [концептуалист II].
КОНЦЕПТУАЛИ́СТСКИЙ, концептуалистская, концептуалистское (филос.). прил. к концептуалист.
концептуали́стский, концептуали́стская, концептуали́стское, концептуали́стские, концептуали́стского, концептуали́стской, концептуали́стских, концептуали́стскому, концептуали́стским, концептуали́стскую, концептуали́стскою, концептуали́стскими, концептуали́стском, концептуали́стск, концептуали́стска, концептуали́стско, концептуали́стски
По В.И. Постоваловой, это глобальный образ мира, существующий в сознании какого-либо социума в определенный период его истории и лежащий в основе мировидения человека.
Глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека [Постовалова].
Особенность лексической структуры, которая отражает зависимость лексических элементов, их связей и отношений от коммуникативного намерения автора и общей целевой программы текста.
Особенность лексической структуры, которая отражает зависимость лексических элементов, их связей и отношений от коммуникативного намерения автора и общей целевой программы текста.
Концептуа́льное иску́сство - течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (так называемых концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, графиков, диаграмм, схем и т. п.
* * *
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - КОНЦЕПТУА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО, концептуализм, разновидность постмодернизма (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ), сложившаяся к концу 1960-х гг. и поставившая своей целью переход от вещественных произведений к созданию более или менее свободных от материального воплощения художественных идей (или т. н. концептов).
Творчество осмысляется здесь как близкий по духу хэппенингу (см. ХЭППЕНИНГ) и перформансу (см. ПЕРФОРМАНС), но, в отличие от них, зафиксированный в стабильной экспозиции процесс вовлечения зрителя в игру подобных концептов. Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и др. визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника.
Истоки и программы
Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ) провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен (см. ПУССЕН Никола) называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е гг., в русле дадаизма (см. ДАДАИЗМ), прежде всего, в творчестве М. Дюшана (см. ДЮШАН Марсель). Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве.
Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е, на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж. Косут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями. В 1969 Косут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус (см. ФЛЮКСУС)», английскую группу «Искусство и язык», итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения.
В концептуальном искусстве 1970-х весьма резко проступили социально-протестные тенденции, обновившие методы фотоплаката и фотомонтажа, но затем в нем, как правило, доминировала либо отрешенная философская созерцательность либо язвительная самоирония (типичная для стилистики т.н. «нео-гео» 1980-1990-х гг.). В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж. Хольцер в США, Д. Бюрен во Франции, М. Мерц в Италии. К концу 20 в. приемы концептуального искусства - с его парадоксальной зрительной информатикой - были подхвачены коммерческой рекламой и прочно вошли в масс-медиальную культуру.
Концептуализм в России
Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х гг., а в 1920-е - в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920-1923 молодые студенты Вхутемаса - С. Б. Никритин и С. А. Лучишкин, выдвинувшие метод т. н. «проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается.
В 1970-е, в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И. Кабакова (см. КАБАКОВ Илья Иосифович), создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А. и В. М. Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В. Монастырского), поэты Д. А. Пригов (см. ПРИГОВ Дмитрий Александрович) и Л. С. Рубинштейн (см. РУБИНШТЕЙН Лев Семенович), а чуть позднее, уже на рубеже перестройки - группы «Медицинская герменевтика» (С. А. Ануфриев, Ю. А. Лейдерман, П. В. Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б. Абалакова и А. И. Жигалов). После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изо-искусстве, но также в литературе и театре.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству "художественных идей" (т. н. концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и т. п.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, течение в авангардистском искусстве 1960 - 90-х гг., поставившее своей целью переход от традиционных художественных произведений к созданию "художественных идей-концептов", часто не имеющих устойчивой художественной формы и воплощенных в виде графиков, диаграмм, схем, формул и т.д.
С английского:,Conceptual Art.
Автор выражения американский художественный критик Генри Флинт, опубликовавший в 1961 г. книгу под названием «Conceptual Art».
Цитируется: шутливо-иронически по поводу малопонятных художественных новаций.
Концептуальное предложение абзаца - предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может существовать в абзаце наряду с тематическим предложением: «В воскресенье, двадцать второго июня 1941 г., в Москве выдался жаркий, солнечный день (тематическое предложение). К полудню улицы опустели. Казалось, все население столицы с утрз устремилось в пригороды, ближе к природе - в лесную чащу, к берегам Москва-реки. И было что-то кощунственное в том, что в такой замечательный летний день грянула война» (К. п.) (Б. Филиппов). Чаще концептуальные и тематические предложения выступают в абзацах раздельно, тем более что частотность К. п. существенно и объективно ниже частотности тематических предложений (чаще всего это отношения 1 к 7 или 1 к 5-7 или 1 к 7-9). Раздельное использование тематических и К. п. (при том, что способы распространения темы и главной мысли абзаца одни и те же) позволяет избежать конструктивного однообразия и навязчивости одинаковых синтаксических структур.
Лит.: Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. - М., 1973.
В.Н. Мещеряков
прил.
1. соотн. с сущ. концепция, связанный с ним
2. Основанный на общем понятии концепции; системный.
КОНЦЕПТУА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.).
1. см. концепция.
2. Имеющий серьёзную самостоятельную концепцию. Книга глубоко концептуальна.
| сущ. концептуальность, -и, жен.
КОНЦЕПТУА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. Лог. к Конце́пт (1 зн.). К-ие признаки понятия. К-ое ядро значения слова.
2. Книжн. Содержащий концепцию, основанный на концепции. К-ое мышление. К-ые разработки. // Сущностный, содержательный. К-ая критика. К. анализ.
◁ Концептуа́льность, -и; ж. (2 зн.).
концептуа́льный, концептуа́льная, концептуа́льное, концептуа́льные, концептуа́льного, концептуа́льной, концептуа́льных, концептуа́льному, концептуа́льным, концептуа́льную, концептуа́льною, концептуа́льными, концептуа́льном, концептуа́лен, концептуа́льна, концептуа́льно, концептуа́льны, концептуа́льнее, поконцептуа́льнее, концептуа́льней, поконцептуа́льней