I м. местн.
Поле, нива, пашня.
II м.
1. Единица измерения массы в Китае.
2. Старая китайская денежная единица.
I м. местн.
Поле, нива, пашня.
II м.
1. Единица измерения массы в Китае.
2. Старая китайская денежная единица.
ЛАН - муж., южн., вор., тул. поле, нива, пашня; большая засеянная полоса, около десятка десятин. Сеять ланами, однородный хлеб большими полями.
II. ЛАН муж. или лань серебра, китайская монета, известная в нашей торговля: 40-50 копеек. Лана жен. или лана золота, 12 лан серебра.
Лан (Lahn), река в Германии, правый приток Рейна. 245 км., площадь бассейна 5,9 тыс. км2. Протекает в Рейнских Сланцевых горах. Средний расход воды 57 м3/с. Судоходство.
* * *
ЛАН - ЛАН (Lahn), река в Германии, правый приток Рейна. 245 км., площадь бассейна 5,9 тыс. км2. Протекает в Рейнских Сланцевых горах. Средний расход воды 57 м3/с. Судоходство.
1. ла́н, ла́ны, ла́на, ла́нов, ла́н, ла́ну, ла́нам, ла́н, ла́ны, ла́ном, ла́нами, ла́не, ла́нах
2. ла́н, ла́ны, ла́на, ла́нов, ла́ну, ла́нам, ла́н, ла́ны, ла́ном, ла́нами, ла́не, ла́нах
3. ла́н, ланы́, ла́на, лано́в, ла́ну, лана́м, ла́н, ланы́, ла́ном, лана́ми, ла́не, лана́х
"поле, надел земли", зап., южн.; укр. лан - то же. По-видимому, заимств.: через польск. ɫаn "мера земли, десятина, поле", чеш. lán "надел", вероятно, из ср.-в.-н. lёhеn "лен"; см. Мi. ЕW 160; Голуб 129; Брюкнер 306; Преобр. I, 433. Неприемлемы попытки обосновать праслав. происхождение и родство с лтш. lāns "лес, пуща", lāma, lāms "низина", вопреки Бернекеру (1, 689 и сл.), Буге (РФВ 71, 56), потому что лтш. lānis заимств. из эст. lааź, род. п. lааnе "густой лиственный лес"; сюда же фин. lansi "низкий", lanne, род. п. lаntееn "низменность", коми lud "луг", ненецк. lamdo "низкий"; ср. Паасонен у Фасмера, ZfslPh 2, 473; Сетэлэ, Castrén-Festschr. 34. Сомнительно и слав. *lаnъ, якобы родственное лани́та (Ягич, AfslPh 3, 751). [См. еще Славский, JР, 36, 1956, стр. 71 и сл. - Т.]
ЛАН lent. медленный. муз. Термин, обозначающий медленное исполнение pas. Например tour lent, relevé lent. Балет 1998.
ЛАН (Lahn) - река в Германии, правый приток Рейна. 245 км., площадь бассейна 5,9 тыс. км². Протекает в Рейнских Сланцевых горах. Средний расход воды 57 м³/с. Судоходство.
ЛАНАО - ЛАНА́О (Lanao), озеро на острове Минданао (см. МИНДАНАО) (Филиппины). Длина 28 км, ширина до 14 км.
Озеро расположено на высоте 700 м над уровнем моря в понижении между вулканическими массивами, подпружено застывшим лавовым потоком. Берега низкие, плоские. На заболоченных прибрежных участках рисоводство. Сток из Ланао на север по р. Агус, впадающей в залив Илиган. В среднем течении - водопад Мария-Кристина, ГЭС.
У истока реки Агус - город Марави (Дансалан).
I.
ЛАНГ langue f. В основе своей это <недовольные> были рыцари из французского ланга ("языка"), члены масонской ложи, возникшей в <Мальтийском>ордене еще в 1750 г. Источник 2002 5 7. Многие рыцари Ордена, принадлежавшие к его различным приорствам и лангам ("языкам") отправились в поисках убежища во владения своего протектора - в Россию. Источник 2002 5 8.
II.
ЛАНГ * la langue. Язык, противополагаемый в языкознании "речи". Так будущее соссюровское различение "langue" и "parole" нашло совершенно четкое выражение уже в относящейся к 1870 г. статье Бодуэна де Куртенэ "Некоторые общие замечания о языковедении и языке". Виноградов Б. де Куртенэ. Этимология есть .. по нашему мнению, наука о мотивационных связх и основах номинации в той степени, в какой они закреплены в сознании носителей языка и тем самым относятся к языку (langue). ВЯ 1999 2 101. Семантическое поле в такте речи (parole), хотя и соотносится с полем в языке (langue), имеет свою специфику. ФН 1999 6 37. Язык (langue), как учил великий швейцарец Фердинанд де Соссюр, - есть система, набор единиц языка и правил; речь (parole) - система языка в действии, Соссюр сравнивает язык с шахматами: фигурами правилами, речь же - с отдельной разыгранной партией. Тем самым знак в языке - есть шахматная фигура и правила ее поведения на шахматной доске. Знамя 2000 12 212.
ЛАНГ БЬЕН ПАНДЮ * langue bien pendue. Хорошо подвешенный язык. О хороших ораторах. Oratores fiunt - очень справедлив этот латинский афоризм. То есть Демосфены. Мирабо, Делмулены, Дантоны - nascuntur; а Цицероны, Тьеры, Клемансо, Гамбетты и некоторые русские langues bien pendues - эти fiunt. Салт. За рубежом. Она красива, любезна. имеет langue très bien pendue, хорошо одевается, возраста от 35 до 40 лет, но почему не имеет никакого женского шарма. 1. 12. 1898. К.А.Сомов - Е.Н. Званцевой. // С. 65. Красотою телесною больной, малокровный, близорукий Ракшанин, казалось бы, не блистал, в обществе был интересен, но в число московских langues bien pendues не состоял и не упоминался. Амфитеатров Н. О. Ракшанин.
Ланг Георгий Фёдорович (1875-1948), терапевт, основатель научной школы, академик АМН СССР (1945). Основные труды по кардиологии и гематологии. Разработал учение о гипертонической болезни. Государственная премия. СССР (1951, посмертно).
* * *
ЛАНГ Георгий Федорович - ЛАНГ Георгий Федорович (1875-1948), российский терапевт, основатель научной школы, академик АМН (1945). Основные труды по кардиологии и гематологии. Разработал учение о гипертонической болезни. Государственная премия СССР (1951, посмертно).
ЛАНГ ДЕ БУА langue de bois. Осмысливая недавнее прошлое, многие историки и журналисты так или иначе затрагивают тему официального языка, "la langue de bois" ("деревянного языка"), по выражению французских лингвистов. РР 1995 4 35. Для названия языка тоталитарного общества применяются разные термины: "деревянный язык" (langue de bois), "язык лжи", "новояз". Виднейшие черты ноовояза - высокая степень клишированности, эвфемистичность. ВЯ 1996 3 23.
ЛАНГ МАТЕРНЕЛЬ * la langue maternelle материнский язык. Родной язык. Полнота языка женщин является фактом, положенным в основу лингвистического термина, отсутствующего в русском языке, но точно выражающего суть явления: нем. Vuttersprache, фр. langue maternelle, англ. mother tongue - буквально "материнский язык" - идея создать такой термин возникла у западных ученых 12 века. Общаясь между собой на мертвой латыни они остро ощущали скованность своей речи, нехватку того живительного начала в языке, которое человеку дано восприять только из уст матери. Это недостающее ученые мужи назвали materna lingua - "материнский язык". РР 1986 3 23.
ЛАНГ ОФИСЬЕЛЬ * langue offficielle. Официальный язык. La langue écrite в центре - основа государственно-канцелярского администрирования <московской Руси> - все больше стал походить на langue officielle, в противоположность местному деловому языку, по-прежнему сохранявшему и развивавшему свои формы. Этот langue vivante не был замкнут, в его строе присутствуют элементы социальных стилей. ВЯ 1999 2 117.
ЛАНГ ПАРЛЕ * langue parlée. Разговорный язык. Гляттер предлагает определять национальность по langue parlée, языку, употребляемому дома, в семье, признак, крайне эфемерный, изменчивый, трудно определяемый. Спасович О языке в области судопроизводства.
ЛАНГ ФОРТ * langue forte. Язык можно изучать и как знакомую систему, и как социальную систему, которую французские филологи называют "сильным языком" (la langue forte), а античные мыслители - sensu paregnanti, в буквальном переводе - "язык, отягченный значением". Р. А. Будагов Восп. // ФН 1997 6 21.
Ланг Фриц (Lang) (1890-1976), немецкий кинорежиссёр. В 1935-58 работал в США. Фильмы: «Нибелунги» (1924), «Метрополис» (1926), «Ярость» (1936), «Палачи тоже умирают» (1942), «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960) и др. Способствовал развитию выразительных средств кино.
* * *
ЛАНГ Фриц - ЛАНГ (Lang) Фриц (5 декабря 1890 - 2 августа 1976), немецкий и американский кинорежиссер, сценарист и продюсер.
Родился в Вене в семье архитектора. По желанию отца изучал архитектуру, но вскоре уехал в Мюнхен, а затем в Париж, где предпочел посвятить себя живописи. Путешествовал по Малой Азии, Северной Африке, России, Китаю, Японии и Индонезии, зарабатывая рисованием и продажей открыток. Вернувшись в Париж в 1913, работал художником, дизайнером одежды и карикатуристом. С началом войны уехал последним поездом в Вену, ускользнув от французской полиции, и был призван в армию рядовым. Получив четыре ранения и ослепнув на правый глаз, он был демобилизован в 1916 и, долго оправляясь от ранений в госпитале, начал писать рассказы и киносценарии. Несколько его сценариев были куплены немецкими студиями, и он вскоре уехал в Берлин, где перепробовал ряд киноспециальностей, в том числе актера на эпизодических ролях.
В 1919 снял свой дебютный фильм «Полукровка». Картина о человеке, которого губит любовь к женщине, положила начало одной из постоянных тем Ланга (сам фильм утерян). Уже третья его лента - «Пауки» (первая часть 1919, вторая 1920), приключенческий триллер о преступной организации, стремящейся к мировому господству, - принесла режиссеру шумный коммерческий успех. Продюсеры потребовали от него немедленно приступить к съемкам второй части, из-за чего ему пришлось отказаться от другого задуманного проекта, фильма «Кабинет доктора Калигари», снятого в итоге Робертом Вине. Ланг внес некоторый вклад в разработку сценария, в частности, придумав обрамляющие эпизоды, превращающие основную, экспрессионистскую часть фильма в историю, рассказанную сумасшедшим.
Картина «Усталая смерть» (1921), одна из лучших ранних работ Ланга, получила высокую оценку критиков и окончательно выдвинула его в число ведущих немецких режиссеров. Тема ленты - неумолимость рока и обреченность всех человеческих усилий; Ланг позднее сказал, что все его фильмы были посвящены борьбе человека с судьбой. Следующий фильм «Доктор Мабузе, игрок» (две части, 1922) вновь рассказывал о преступлениях маньяка, стремящегося к власти над миром. Эта тема была популярна в немецком кино того времени, но никто не решал ее в таких ярких образах, как Ланг, с такой визуальной и стилистической свободой, динамизмом и юмором. Его завораживала криминальная и патологическая психология, и он продолжал развивать эту тему на протяжение всей жизни, снова и снова обращаясь к жанру триллера и раздвигая его рамки в соответствии со своим пессимистическим и фаталистским мировоззрением.
Эпический фильм «Нибелунги» (1924; ч. 1 - «Зигфрид», ч. 2 - «Месть Кримхильды») был основан на средневековой легенде, нашедшей позднее место в арийской мифологии нацизма. Чуждый арийской идее, Ланг вновь развивал здесь тему неотвратимой судьбы, препятствующей человеческим начинаниям. В том же году во время поездки в Америку, под впечатлением от нью-йоркских небоскребов, он задумал следующую ленту, «Метрополис» (1926). Ее постановка чуть не разорила студию «УФА»; это был на тот момент самый дорогой фильм в истории немецкого кино. Колоссального размаха антиутопия о строго регламентированной жизни в индустриальном обществе будущего, управляемом роботами, не стала лучшей картиной Ланга. Фильм часто увязает в абсурде и претенциозности, однако мастерство его художественного дизайна и стиля остается бесспорным.
Для постановки триллера «Шпионы» (1928) Ланг создал собственную компанию. Первый звуковой фильм режиссера - «М» (1931) - затронул новую для кино тему. Это был психологический триллер о маньяке, убивающем детей. Преступный мир объединяется для его поимки и устраивает над ним импровизированный суд, сцена которого превращается одновременно в ошеломляющей глубины анализ патологической психики и в тревожную аллегорию общества, стоящего на грани массового психоза - фашизма. В фильме «Завещание доктора Мабузе» (1933) Ланг вложил фашистские лозунги в уста негодяев. Картина была запрещена Геббельсом; вызвав режиссера к себе, чтобы сообщить ему о запрете, рейхсминистр пропаганды одновременно предложил ему от имени фюрера руководство немецкой киноиндустрией. В тот же вечер Ланг, мать которого была еврейкой, уехал во Францию, оставив все свое имущество, сбережения и жену, сценаристку Теа фон Харбу, вступившую вскоре в нацистскую партию.
Сняв один фильм во Франции, Ланг переехал в США, где студийная система Голливуда резко контрастировала с его привычкой к полному контролю над своими постановками. Лишь в 1936 ему удалось снять «Ярость», драму о психологии толпы и о том, как насилие неизбежно порождает новое насилие. Критики признали фильм шедевром, но это не облегчило положение Ланга в Голливуде. Он постепенно перешел на более коммерческие проекты, но и в них обращался к своим традиционным темам. Он доказал свою режиссерскую разносторонность несколькими блестящими вестернами («Возвращение Фрэнка Джеймса», 1940; «Ранчо Дурная слава», 1952 и др.), но предпочитал жанр триллера: «Охота на человека» (1941), «Ведомство страха» (1944, по Грэму Грину (см. ГРИН Грэм)) и др. Одной из его лучших картин стал ироничный триллер «Женщина в окне» (1944). Картина «Большая жара» (1953) стала этапной в переходе кино к более реалистичному изображению насилия на экране.
С течением времени Лангу становилось все труднее бороться с произволом продюсеров, и в 1956 он решил не работать больше в Голливуде. Поездка в Индию, где он намеревался снять романтический костюмный фильм, оказалась неудачной. Он сделал в Германии две приключенческие ленты по сценариям, написанным еще в 1921, и в 1960 поставил последнюю картину «Тысяча глаз доктора Мабузе», еще раз вернувшись к своему самому знаменитому персонажу. В 1963 он сыграл самого себя в фильме Ж. Л. Годара (см. ГОДАР Жан Люк) «Презрение». Вернувшись затем в США, он провел свои последние годы в уединении в особняке в Беверли-Хиллз, ведя дневник и увлекаясь мыльными операми.
ЛАНГ Фриц (Lang, Fritz) (1890-1976), немецкий и американский кинорежиссер. Родился 5 декабря 1890 в Вене. Учился на архитектора, однако оставил эту специальность и стал изучать искусство в Мюнхене и Париже. В годы Первой мировой войны служил в австрийской армии, был ранен и в госпитале написал свой первый киносценарий. Вскоре после этого отправился в Берлин, где при поддержке Э.Поммера, в будущем руководителя германского киноконцерна УФА, получил возможность в 1919 поставить свой первый фильм Полукровка (Halb-Blut). Сотрудничая с Поммером, Ланг создал немало сценариев и фильмов, но мировая известность пришла к нему лишь после картины Усталая смерть (Der mude Tod; в рус. прокате - Четыре жизни, 1921). За этим фильмом последовали такие известные работы, как Доктор Мабузе, игрок (Dr. Mabuse, der Spieler; в рус. прокате - Позолоченная гниль, 1922) в двух сериях, Нибелунги (Die Nibelungen, 1923-1924), Метрополис (Metropolis, 1926), Шпионы (Spione, 1927-1928), Женщина на Луне (Die Frau im Mond, 1928), М (Убийца) и Завещание доктора Мабузе (Das Testament des Dr. Mabuse, 1932-1933). В 1933 Геббельс, министр просвещения и культуры в нацистском правительстве, предложил Лангу возглавить германскую кинематографию. Бросив на произвол судьбы всю свою собственность, Ланг немедленно выехал в Париж. В 1934, поставив в Париже фильм Лилиом (Liliom) по Ф.Мольнару, Ланг отправился в Голливуд. Здесь, по контракту с компанией "Метро-Голдвин-Майер", в 1936 снял фильм Ярость (Fury). Среди других фильмов этого периода, созданных на различных американских киностудиях, - Ты живешь лишь один раз (You Only Live Once, 1937), Охота за человеком (Man Hunt, 1941), Женщина в окне (The Woman in the Window, 1944), Улица греха (Scarlet Street, 1945), Сильная жара (The Big Heat, 1951). В 1959 Ланг приехал в Германию, где поставил несколько картин, в т.ч. фильм Тысяча глаз доктора Мабузе (Die tausend Augen des Dr. Mabuse, 1960). В конце 1960-х годов возвратился в США. Умер Ланг в Лос-Анджелесе 2 августа 1976. Видеть в Ланге только режиссера ряда знаменитых немых фильмов "золотого периода" немецкого кино - заведомое упрощение. С точки зрения гуманизма и социальной значимости, несомненно, большую ценность представляют такие его картины, как М - история о детоубийце из Дюссельдорфа с П.Лорре в главной роли, и Ярость, героем которой стала разъяренная толпа в маленьком американском городке.
ЛАНГ ЮНИВЕРСЕЛЬ * langue universelle. Всемирный язык. У него <C. Н. Глинки> все переходило в крайности: наконец, он даже закаивался писть по-русски и хотел писать не иначе, как на языке всемирном (la langue universelle), - так он называл французский язык. Надобно заметить, что он обладал им в превосходной степени. К. А. Полевой Зап.
Фриц Ланг.
ЛАНГ (Lang) Фриц (1890 - 1976), немецкий и американский кинорежиссер. В стиле экспрессионизма в фильмах немецкого периода (1918 - 33) воспроизвел атмосферу смятения и страха, пророчески предсказал приход фашистской диктатуры: "Нибелунги", "Метрополис", "М.", "Завещание доктора Мабузе" и др. С 1935 работал в США, поставил антирасистскую драму "Ярость" (1936), но в основном снимал приключенческие и криминальные ленты. Вернувшись в 1958 на родину, поставил несколько фильмов, в том числе "Тысяча глаз доктора Мабузе" (1960).
ЛАНГАЖ * language f. Жаргон, на котором изъясняется Теркин, - так сказать, общехамский жаргон, - лангаж лейкинских персонажей, но отнюдь не "волжский говор". Набл. 1892 12 1 287. Я органически не способен искать у Маяковского неловкостей стиля. Это было бы возможно, если бы у Маяковского то, что ты называешь уклоном в сторону извозчичьего language'а, а не было бы явно намеренным исканием и нахождением собственного стиля. 26. 11. 1916. Б. Пастернак - С. П. Боброву. // П. 5 93. Тиран действует не только посредством физического насилия, посредством извращения языка (language), которое является тем самым формой насилия в языке. Т. Фокина Власть текста. // Волга 1997 7-8 241. Считая спиритизм мистическою сектою и приступая к чтению творений его проповедников, ждешь и языка истых мистиков, языка полного картин, сравнений, странностей, словом, того language "exagératif et exorbitant", о котором говорит где-то Боссюэт. ОЗ 1871 199 2 208.
ЛАНГАЖ ДЕ ФЛЁР * language des fleurs. Язык цветов. - Дураки воображают, чем букет огромнее и чем больше за него заплачаено, тем он лучше, Тут вкус нужен, изящество, language des fleurs, целая наука. Н. И. Мёрдер Из любви к искусству. // РВ 1888 12 153.
ЛАНГАЖ ЭКЗАЖЕРАТИВ И ЭКЗОРБИТАНТ * langage exagératif et éxorbitant. Язык, изобилующий преувеличениями и крайностями. Счтиая спиритизм мистическою сектою и приступая к чтению творений его проповедников, ждешь и языка истых мистиков, языка полного картин, сравнений, своеобразностей, странностей, словом того "langage exagératif et exopbitant", о котором говорит где-то Боссюэт. ОЗ 1871 199 2 208.
Ла́нганс Мартин Рудольфович (1852-1883), революционный народник. Участник кружка «чайковцев» и «хождения в народ», с 1880 член Исполкома «Народной воли». В 1882 приговорён к вечной каторге. Умер в Петропавловской крепости.
* * *
ЛАНГАНС Мартин Рудольфович - ЛА́НГАНС Мартин Рудольфович (1852-83), российский деятель революционного движения, народник (см. НАРОДНИЧЕСТВО). Участник кружка «чайковцев (см. ЧАЙКОВЦЫ) » и «хождения в народ», с 1880 член Исполкома «Народной воли». В 1882 приговорен к вечной каторге. Умер в Петропавловской крепости.
ЛАНГАНС Мартин Рудольфович (1852-83) - революционный народник. Участник кружка "чайковцев" и "хождения в народ", с 1880 член Исполкома "Народной. воли". В 1882 приговорен к вечной каторге. Умер в Петропавловской крепости.
Ла́нгбард Иосиф Григорьевич (1882-1951), архитектор, заслуженный деятель искусств БССР (1934). Постройкам Лангбарда свойственны рациональность планировки, сдержанная лаконичность форм: Дом правительства Белоруссии (1930-33), Белорусский театр оперы и балета (1934-37) - оба в Минске; Дом Советов в Могилёве (1938-39).
* * *
ЛАНГБАРД Иосиф Григорьевич - ЛА́НГБАРД Иосиф Григорьевич (1882-1951), белорусский архитектор, заслуженный деятель искусств Белоруссии (1934). Постройки: Дом правительства Белоруссии (1934-1937), Белорусский театр оперы и балета (1934-1937) - оба в Минске; Дом Советов в Могилеве (1938-39).
ЛАНГБАРД Иосиф Григорьевич (1882-1951) - белорусский архитектор, заслуженный деятель искусств Белоруссии (1934). Постройки: Дом правительства Белоруссии (1934-1937), Белорусский театр оперы и балета (1934-1937) - оба в Минске; Дом Советов в Могилеве (1938-39).
ЛАНГЕ (Lange) Оскар (1904-65) - польский экономист и статистик. Председатель экономического совета при СМ Польши (1957-62). Сочинения в области политэкономии, статистики, экономико-математических методов.
ЛАНГЕ Дороти - ЛА́НГЕ (Lange) Дороти (26 мая 1895, Хобокен, Нью-Джерси, США - 11 октября 1965, Nан-Франциско), американский фотограф-документалист. Прославилась фотографиями жертв Великой депрессии, (см. ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ) которые оказали значительное влияние на последующее развитие фоторепортажа и фотодокументалистики.
Обучалась фотоделу у Кларенса Уайта, члена группы «Фото-Сецессион», затем, в 20 лет, решила отправиться путешествовать вокруг света, зарабатывая деньги продажей своих фотоснимков. Она добралась до Сан-Франциско; но у нее кончились деньги, она поселилась там и в 1916 открыла фотоателье.
Во время депрессии Ланге начала фотографировать бездомных, бродящих по улицам. Такие фотографии, как «Очередь к пункту раздачи хлеба» (1932), показывающие безнадежное состояние людей, получили немедленное признание у фотографов «Группы Ф-64» (см. ГРУППА Ф-64) и позволили Ланге получить работу в Управлении по делам переселенцев (позднее - Управление помощи фермерским хозяйствам (FSA), которое хотело при помощи фотодокументов довести информацию о положении бедняков до широкой общественности. Ее фотографии людей, странствующих в поисках работы, публиковались в сопровождении рассказов самих этих людей и были настолько действенны, что правительство создало поселки для таких мигрантов.
В 1939 Ланге опубликовала сборник своих снимков - «Американский исход: свидетельства человеческого отчаяния». Два года спустя она получила стипендию Гуггенхейма; после начала войны с Японией фотографировала интернирование в США лиц японского происхождения, отправляемых на время войны в специальные лагеря. После Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) она создала ряд фотоочерков для журнала «Лайф» (см. ЛАЙФ) , в том числе «Деревня мормонов» и «Ирландский крестьянин».
ЛАНГЕ Кристиан Кристоф Андреас (Lange, Christian Christoph Andreas)
(1810-1861), норвежский историк, родился в Беруме 13 августа 1810. Вначале Ланге изучал теологию, позже заинтересовался историей, а после завершения обучения в университете Кристиании (ныне Осло) стал профессором военно-морской академии во Фредриксверне. В 1845 поступил в ведомство королевских архивов, где оставался до своей смерти в Кристиании 10 мая 1861. Как историк Ланге в основном занимался медиевистикой, он внес свой вклад в издание Дипломатия Норвегии (Diplomatarium norvegicum, 1842-1860) - труда, без которого невозможно представить изучение ранней истории Норвегии. Он написал также Историю норвежской церкви в Средние века (De norske klostres historie i middelalderen, 1847), издавал Норвежский исторический словарь (Norsk forfatter lexicon, 1841-1856) и Норвежские рукописи по литературе (Norsk tidsskrift for videnskab og litteratur, 1847-1852).
ЛИТЕРАТУРА
Рогинский В.В. Историческая наука в странах Северной Европы. - В кн.: Современная зарубежная немарксистская историография. М., 1989
Ла́нге Николай Николаевич (1858-1921), психолог. Создал одну из первых в России экспериментальных психологических лабораторий при Одесском университете. Сформулировал закон перцепции - стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия; разработал моторную теорию внимания. Поборник высшего женского образования в России.
* * *
ЛАНГЕ Николай Николаевич - ЛА́НГЕ Николай Николаевич (1858-1921), русский психолог. Создал одну из первых в России экспериментальных психологических лабораторий при Одесском университете. Сформулировал закон перцепции - стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия; разработал моторную теорию внимания. Поборник высшего женского образования в России.
ЛАНГЕ Николай Николаевич (1858-1921) - российский психолог. Создал одну из первых в России экспериментальных психологических лабораторий при Одесском университете. Сформулировал закон перцепции - стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия; разработал моторную теорию внимания. Поборник высшего женского образования в России.
Ла́нге Октавий Константинович (1883-1975), гидрогеолог, доктор геолого-минералогических наук. Организатор и руководитель (с 1920) кафедр гидрогеологии ряда высших учебных заведений (в том числе МГУ). Труды по классификации подземных вод, их зональности, динамике и режиму.
* * *
ЛАНГЕ Октавий Константинович - ЛА́НГЕ Октавий Константинович (1883-1975), российский гидрогеолог (см. ГИДРОГЕОЛОГИЯ), доктор геолого-минералогических наук, профессор. Организатор и руководитель (с 1920) кафедр гидрогеологии ряда высших учебных заведений (в т. ч. МГУ). Труды по классификации подземных вод (см. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ) , их зональности, динамике и режиму.
ЛАНГЕ Октавий Константинович (1883-1975) - российский гидрогеолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор. Организатор и руководитель (с 1920) кафедр гидрогеологии ряда высших учебных заведений (в т. ч. МГУ). Труды по классификации подземных вод, их зональности, динамике и режиму.
Ла́нге Оскар (Lange) (1904-1965), польский экономист и статистик. Председатель экономического совета при СМ Польши (1957-62). Сочинения в области политэкономии, статистики, экономико-математических методов. В качестве советника по экономическим вопросам участвовал в разработке планов хозяйственного развития Индии, Шри-Ланки, Египта, Ирака.
* * *
ЛАНГЕ Оскар - ЛА́НГЕ (Lange) Оскар (1904-65), польский экономист и статистик. Председатель экономического совета при СМ Польши (1957-62). Сочинения в области политэкономии, статистики, экономико-математических методов.
Ла́нге Фридрих Альберт (Lange) (1828-1875), немецкий философ и экономист, представитель неокантианства. Вслед за О. Либманом призывал вернуться «назад к Канту». Сочинение «История материализма» (ч. 1-2, 1866).
* * *
ЛАНГЕ Фридрих Альберт - ЛА́НГЕ (Lange) Фридрих Альберт (1828-1875), немецкий философ и экономист, представитель неокантианства. Вслед за О. Либманом призывал вернуться «назад к Канту». Сочинение: «История материализма» (ч. 1-2, 1866).
Лангедо́к (Languedoc), историческая область на юге Франции. Включает департаменты: Од, Тарн, Эро, Гар, Ардеш, Лозер, частично Гаронна Верхняя, Тарн и Гаронна, Луара Верхняя. 42,1 тыс. км2. Население около 2,5 млн. человек. Главный город - Тулуза. Название «Лангедок» появилось в XIII в. (от названия языка обитателей этой территории - la langue d’oc). В XIII в. - 1790 Лангедок имел статус провинции.
* * *
ЛАНГЕДОК - ЛАНГЕДО́К (Languedoc), историческая область на юге Франции. Входит в состав административных регионов Лангедок-Руссильон (см. ЛАНГЕДОК-РУССИЛЬОН) (департаменты Од, Эро, Гар, Лозер); Юг-Пиренеи (см. МИДИ-ПИРЕНЕИ) (департамент Тарн, восточная часть Верхней Гаронны, юго-восточная часть Тарна и Гаронны, северная часть Арьежа); Рона-Альпы (см. РОНА-АЛЬПЫ) (департамент Ардеш). Площадь около 42,1 тыс км2. Главный город - Тулуза (см. ТУЛУЗА). Под Лангедоком в более широком смысле подразумевается ареал распространения различных диалектов окситанского (провансальского) языка, то есть вся южная часть современной Франции.
Название «Лангедок» появилось в 13 в. (от названия языка обитателей этой территории - la langue d"oc). В 13 в. - 1790 Лангедок имел статус провинции.
ЛАНГЕДОК (Languedoc) - историческая обл. на юге Франции. Включает департаменты Од, Тарн, Эро, Гар, Ардеш, Лозер, частично Гаронна Верхняя, Тарн и Гаронна, Луара Верхняя. 42,1 тыс. км². Население ок. 2,5 млн. человек (1982). Главный город - Тулуза. Название "Лангедок" появилось в 13 в. (от названия языка обитателей этой территории - la langue d oc). В 13 в. - 1790 Лангедок имел статус провинции.
ЛАНГЕДОК-РУССИЛЬОН - ЛАНГЕДО́К-РУССИЛЬО́Н (фр. Languedoc-Roussillon, окситанск. Lengadoc-Rosselhon, каталанск. Llenguadoc-Rossello), административный регион на юге Франции (см. ФРАНЦИЯ), между Центральным массивом (см. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ МАССИВ), побережьем Средиземного моря (см. СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ) и Пиренеями (см. ПИРЕНЕИ). Включает департаменты: Восточные Пиренеи, Од, Эро, Гар, Лозер. Площадь 27,4 тыс км2. Население 2,45 млн человек (2004). Региональный центр - Монпелье (см. МОНПЕЛЬЕ). На юге регион граничит с Испанией (см. ИСПАНИЯ), на западе - с Андоррой (см. АНДОРРА) и регионом Миди-Пиренеи (см. МИДИ-ПИРЕНЕИ), на севере - с Овернью (см. ОВЕРНЬ (административный регион)), на северо-востоке - с регионом Рона-Альпы (см. РОНА-АЛЬПЫ), на востоке - с регионом Прованс-Альпы-Лазурный берег (см. ПРОВАНС-АЛЬПЫ-ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ), с юго-восточной стороны омывается Средиземным морем.
Сельское хозяйство, главным образом, виноградарство. Развиты разные отрасли пищевой промышленности, в том числе виноделие, а также легкая промышленность. В регионе действуют предприятия машиностроения и металлообработки, нефтепереработки (Фронтиньян). Атомный центр в Маркуле. Добыча угля, бокситов. Климатические курорты на побережье.
Название «Лангедок» появилось в 13 в. от названия южнофранцузского диалекта - la langue d"oc. Иногда Лангедоком называют всю южную Францию, но чаще этим термином обозначали территорию Тулузского графства, присоединенного к французской короне после альбигойских войн частично в 1229 и полностью в 1271. Войдя в состав королевского домена, Лангедок (см. ЛАНГЕДОК) получил права самоуправляющейся провинции. С 14 в. он имел провинциальные штаты; в 1420 был учрежден в Тулузе парламент, регулярно функционировавший с 1440-х гг. В период Религиозных войн 16 в. значительной частью Лангедока завладели гугеноты. В 17 в. при кардинале Ришелье самоуправление провинции было ограничено, власть сосредоточилась в руках интендантов провинции, резиденция которых находилась в Монпелье. Графство Руссильон (см. РУССИЛЬОН) (территория современного департамента Восточные Пиренеи) находилось долгое время во владении Арагонских королей, французские короли неоднократно пытались завоевать эту территорию, окончательно Руссильон вошел в состав Франции в 1659.
Во время Великой французской революции территория Лангедока была разделена на департаменты. Регион Лангедок-Руссильон был создан в 1956, в состав которого вошли графство Руссильон (департамент Восточные Пиренеи) и значительная часть Лангедок (департаменты Од, Эро, Гар, Лозер; другая часть, включающая Тулузу, вошла в состав региона Миди-Пиренеи).
Основные достопримечательности расположены в городах Монпелье, Ним, Сет, Нарбонн, Каркасон, Перпиньян.
Лангема́к Георгий Эрихович (1898-1938), конструктор пороховых ракет, Герой Социалистического Труда (1991, посмертно). Военный инженер 1-го ранга. Участвовал в создании реактивных снарядов для «катюши». Необоснованно репрессирован.
* * *
ЛАНГЕМАК Георгий Эрихович - ЛАНГЕМА́К Георгий Эрихович (1898-1938), российский конструктор пороховых ракет, Герой Социалистического Труда (1991, посмертно). Участвовал в создании реактивных снарядов для «Катюши (см. КАТЮША)». Репрессирован; реабилитирован посмертно.
ЛАНГЕМАК Георгий Эрихович (1898-1938) - российский конструктор пороховых ракет, Герой Социалистического Труда (1991, посмертно). Участвовал в создании реактивных снарядов для Катюши". Репрессирован; реабилитирован посмертно.
ЛАНГЕНБЕК (Langenbeck) Вольфганг (1899-1967) - немецкий химик-органик. Основные работы посвящены катализу в органической химии. Создал (1927) учение об органических катализаторах, способных моделировать ферменты. Предложил пути повышения активности функциональных групп органических катализаторов путем усложнения структуры их молекул.
Ла́нгенбек Бернхард (Langenbeck) (1810-1887), немецкий хирург, один из основоположников современной хирургии. Создатель научной школы. Свыше 20 хирургических операций носят имя Лангенбека.
* * *
ЛАНГЕНБЕК Бернхард - ЛА́НГЕНБЕК (Langenbeck) Бернхард (1810-87), немецкий хирург, один из основоположников современной хирургии. Создатель научной школы. Св. 20 хирургических операций носят имя Лангенбек.
ЛАНГЕНБЕК Вольфганг - ЛА́НГЕНБЕК (Langenbeck) Вольфганг (1899-1967), немецкий химик-органик. Основные работы посвящены катализу в органической химии. Создал (1927) учение об органических катализаторах, способных моделировать ферменты. Предложил пути повышения активности функциональных групп (см. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА) органических катализаторов путем усложнения структуры их молекул.
ЛАНГЕНБЕК (Langenbeck) Бернхард (1810 - 1887), немецкий хирург; создатель научной школы (Т. Бильрот, Ф. Эсмарх, А. Черни и другие). Труды по клинической, оперативной и военно-полевой хирургии, гинекологии. Свыше 20 хирургических операций носят имя Лангенбека.
ЛАНГЕНШЕЙДТ - «ЛА́НГЕНШЕЙДТ» («Langenscheidt»), издательская фирма в Германии. Основана в 1859 в Берлине. Выпускает двуязычные словари (с фонетической транскрипцией иноязычных слов Г. Лангеншейдта и Ш. Туссена), лингвистическую литературу, разговорники, пособия и технические средства для заочного обучения иностранным языкам. В 80-х гг. 20 в. возглавила одноименную издательскую группу, в которой объединены издательства «К. Бедекер» (путеводители и т. п.), Библиотечный институт Ф. А. Брокгауз» (энциклопедическая литература) и др.
-----------------------------------
«Ла́нгеншейдт» («Langenscheidt»), издательская фирма в Германии. Основана в 1859 в Берлине. Выпускает двуязычные словари (с фонетической транскрипцией иноязычных слов Г. Лангеншейдта и Ш. Туссена), лингвистическую литературу, разговорники, пособия и технические средства для заочного обучения иностранным языкам. В 80-х гг. XX в. возглавила одноименную издательскую группу, в которой объединены издательства «К. Бедекер» (путеводители и т. п.), «Библиографический институт Ф. А. Брокгауз» (энциклопедическая литература) и др.
"ЛАНГЕНШЕЙДТ" ("Langenscheidt") - издательская фирма в Германии. Основана в 1859 в Берлине. Выпускает двуязычные словари (с фонетической транскрипцией иноязычных слов Г. Лангеншейдта и Ш. Туссена), лингвистическую литературу, разговорники, пособия и технические средства для заочного обучения иностранным языкам. В 80-х гг. 20 в. возглавила одноименную издательскую группу, в которой объединены издательства "К. Бедекер" (путеводители и т. п.), Библиотечный институт Ф. А. Брокгауз" (энциклопедическая литература) и др.