Люби́мов Юрий Петрович (р. 1917), режиссёр и актёр, народный артист российский Федерации (1992). С 1946 в Театре им. Евг. Вахтангова. В 1964-84 и с 1989 художественный руководитель Московского театра на Таганке. Один из реформаторов отечественного театра, создатель ярких, полемически острых постановок: «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964), «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие...» по Б. Л. Васильеву (1971), «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (1977), «Дом на набережной» по Ю. В. Трифонову (1980), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1982, возобновлена в 1988), «Доктор Живаго» по Б. Л. Пастернаку (1993) и др. В 1984 лишён гражданства СССР, в 1989 гражданство восстановлено. Снимался в кино и на ТВ. Государственная премия СССР (1952), Государственная премия Российской Федерации (1996).
* * *
ЛЮБИМОВ Юрий Петрович - ЛЮБИ́МОВ Юрий Петрович [р. 17(30) сентября 1917, Ярославль], российский театральный режиссер и актер, народный артист России (1992). Государственная премия СССР (1952). Государственная премия РФ (1997).
Родился в крестьянской семье, в 1922 семья перебралась в Москву. Поступил в электромеханический техникум, одновременно занимался в хореографической студии. В 1933 в возрасте 16 лет поступил в студию при МХАТ-2, во время учебы исполнил эпизодическую роль в спектакле «Мольба о жизни» Ж. Деваля.
В 1939 окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина при Театре им. Е. Б. Вахтангова, студентом выступал на сцене этого театра в спектаклях «Принцесса Турандот» и «Много шума из ничего».
В 1941-47 гг. служил конферансье в ансамбле песни и пляски НКВД. После демобилизации вернулся в театр им. Вахтангова, где одной из первых и сыгранных ролей для него стала роль Бенедикта в пьесе «Много шума из ничего». Среди других работ Любимова в то время: Сирано в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана (1942), Олег Кошевой в «Молодой гвардии» по роману А.Фадеева (1947), Крис в спектакле «Все мои сыновья» А.Миллера (1948), Шубин в «Накануне» по роману И. С. Тургенева (1948), Извеков в «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Первые радости» (1951). В 1953 за роль Тятина в спектакле «Егор Булычев» по пьесе А. М. Горького (1952) был удостоен Государственной премии СССР.
С 1953 стал преподавателем в училище им. Щукина. В 1959 впервые попробовал себя в качестве режиссера, поставив спектакль «Много ли человеку надо» по пьесе А. Галича.
В 1963 силами курса студентов, который он вел, поставил дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Спектакль имел огромный успех. На базе этого спектакля в 1964 был открыт новый театр - Театр драмы и комедии на Таганке, который возглавил Любимов как главный режиссер. В 1960-1970-е гг. этот театр играл значительную роль в формировании общественного мнения в атмосфере застоя. Любимов создал особый публицистический театр, который в атмосфере советской цензуры поднимал наиболее острые вопросы современности. Почти каждый его спектакль с большим трудом пробивался на сцену, а некоторые запрещались властями. Талантливому режиссеру удалось создать уникальный актерский коллектив единомышленников, где не было явно «первых скрипок», но был единый, мощный ансамбль, игравший всегда в унисон под управлением только своего дирижера-Любимова. Среди его лучших постановок: «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «Послушайте!» по В. В. Маяковскому (1967), «Пугачев» по С. А. Есенину (1967), «Тартюф» Мольера (1968), «Живой» по Б. А. Можаеву (1968, запрещен, возобновлен в 1989), «Мать» по А. М. Горькому (1969), «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие...» по Б. Л. Васильеву (1971), «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (1977), «Дом на набережной» по Ю. В. Трифонову (1980), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1982). В 1976 на международном фестивале БИТЕФ спектакль «Гамлет» получил Гран-при.
В 1984 Любимова, находившегося за границей, сначала освободили от должности главного режиссера, а затем лишили гражданства СССР. В 1984-89 он ставил спектакли на самых престижных сценах Европы (его начали приглашать на зарубежные постановки с 1975). В 1989 в связи с процессом перестройки гражданство ему было восстановлено. Приезжая в СССР, поставил спектакли «Пир во время чумы» (по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина, 1989) и «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990).
В 1991 возвратился в Россию. В 1992 предложил новую модель работы театра, в которой для многих актеров прежней Таганки места не нашлось. В театре произошел раскол, параллельно возник отделившийся коллектив «Содружество Таганки».
Любимов, несмотря на такой поворот, продолжал работать. Он поставил «Живаго (Доктор)» по Б. Л. Пастернаку (1993), «Подросток» (1996) и «Братья Карамазовы» (1997) по Ф. М. Достоевскому, «Шарашка» по А. И. Солженицыну (1998), «Хроники» по трагедиям У. Шекспира (2000), «Евгений Онегин» по роману А. С. Пушкина (2000), «Театральный роман » по М. А. Булгакову (2001), «Сократ» (2001), «Фауст» по Гете (2002), «Идите и остановите (Обэриуты)» (2004).
Одновременно режиссер продолжил работу за рубежом в театрах Финляндии, Греции, Германии и др.
Снимался в кинофильмах «Беспокойное хозяйство» (1946), «Кубанские казаки» (1950), «Три встречи» (1950), «Человек с планеты Земля» (1959), «Каин восемнадцатый» (1963), «Хуторок в степи» (1970) и др.