Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

аменхотеп iii

Энциклопедический словарь

Аменхоте́п III - египетский фараон около 1405-1367 до н. э., из XVIII династии. При нём могущество Египта достигло апогея. Шло интенсивное строительство храмов (храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III - «колоссами Мемнона»), велись ирригационные работы, расширены рудники на Синайском полуострове.

* * *

АМЕНХОТЕП III - АМЕНХОТЕ́П III (Аменофис III), египетский фараон из XVIII династии, правил в 1402-1364 гг. до н. э. (по другой версии, в 1391-1353 гг. до н. э.).

Аменхотеп (буквально «Амон доволен»), чье тронное имя было Небмаатра, был сыном фараона Тутмоса IV от его младшей жены Мутемвии (дочь правителя Митанни). Скорее всего, Аменхотеп вступил на трон, будучи еще ребенком (ему было не более 12 лет), о чем свидетельствует множество косвенных деталей. Тем не менее, благодаря военным походам его отца, именно в его правление военное могущество Египта, ставшего гегемоном Восточного Средиземноморья, достигло апогея. Владения Аменхотепа простирались от верховьев Евфрата на севере до 4-го порога Нила на юге. Правление Аменхотепа III было исключительно мирным, что и привело к расцвету Египта в этот период. Нам известно лишь об одной военной экспедиции этого фараона, направленной на подавление восстания в Нубии в 5-й год его правления (около 1397 г. до н. э.; информация об этом сохранилась на стелах в Асуане (см. АСУАН) и Семнэ). Остальные 33 года своего правления Аменхотеп III не вел войн - о себе давали знать результаты военной активности его предшественников.

Источником благосостояния Египта и обширной строительной деятельности фараона были несметные богатства, поступавшие в Египет из покоренных и зависимых стран, а также из стран-партнеров Египта на Ближнем Востоке, с которыми был заключались весьма выгодные для Египта партнерские соглашения. При Аменхотепе были установлены многосторонние дипломатические отношения с мелкими государствами Сирии-Палестины, а также с правителями Вавилона (см. ВАВИЛОН), Ассирии (см. АССИРИЯ), Митанни (см. МИТАННИ), Кипром (см. КИПР (остров)), хеттами (см. ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО). Аменхотеп III, как и его отец, взял в жены дочь правителя Митаннисамом конце жизни он взял в жены дочь другого митаннийского правителя), а также дочь вавилонского царя. Свидетельством внешнеполитической активности Египта являются документы Тель-эль-Амарнского архива (см. ТЕЛЬ-ЭЛЬ-АМАРНСКИЙ АРХИВ). Именно ко второй половине правления фараона относится большая часть клинописных табличек, обнаруженных на месте столицы, построенной Эхнатоном (см. ЭХНАТОН) (сын Аменхотепа III). Клинописные таблички были написаны на аккадском языке, которым в то время являлся международным и использовался для дипломатической переписки. В последние годы его царствования внутренние противоречия и натиск хеттов несколько ослабили страну, что привело к волнениям в азиатских владениях. Из некоторых документов следует, что в конце правления Аменхотеп III был больным и слабым (он умер в возрасте до 50 лет), и, возможно, в последние год-два он правил совместно со своим вторым сыном от Тийи - будущим фараоном Эхнатоном (старший сын умер раньше отца).

Правление фараона ознаменовалось расцветом египетского искусства. В Египте было найдено и идентифицировано более 250 статуй фараона (больше любого другого фараона). Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет. В честь первого празднества Сед царя в Нубии был сооружен гигантский храмовый комплекс Солеб, в котором фараон еще при жизни почитался как «Аменхотеп, благой бог, владыка Нубии»; неподалеку, в Седеинге, в облике богини Хатхор почиталась его обожествленная супруга Тийя. Многочисленные храмы и святилища Аменхотепа III были воздвигнуты в Нубии (см. НУБИЯ), в Вади эс-Себуа, Саи, Кубане, Анибе; в самом Египте - в Бубастисе, Дахамше, Гелиополе, Мемфисе, Гермополе, Абидосе, Эль-Кабе, на острове Элефантина. При Аменхотепе III был сооружен практически не сохранившийся «храм миллионов лет» в Мемфисе, погребен первый бык Апис в мемфисском Серапеуме, расширен храм Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае.

В Фивах сооружается величественный храм в честь Амона-Ра (см. АМОН); на западном берегу Нила возле столицы возникает царская резиденция - роскошный дворец, а несколько севернее его - заупокойный храм царя, перед пилонами которого были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона (см. МЕМНОН (древние греки считали их изображениями Мемнона, сына Эос (см. ЭОС); ранним утром эти статуи издавали необычный звук - греки считали его голосом Мемнона). К сожалению, изменившееся русло Нила смыло эту величественную усыпальницу через 200 лет после строительства, и колоссы - единственное, что сохранилось. Возле руин этого храма в прошлом веке была раскопана аллея из сфинксов, изваянных из розового асуанского гранита. Два из них в 1832 году императорским решением были куплены, и в 1834 году установлены в Санкт-Петербурге (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) на Университетской набережной, у входа в Академию художеств (где стоят и по сей день). Эти сфинксы призваны были охранять усыпальницу Аменхотепа III, о чем свидетельствуют выбитые на них иероглифы.

Полезные сервисы

индоиранские языки

Лингвистика

Индоира́нские языки́

(арийские языки) - ветвь индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки),

распадающаяся на индийские

(индоарийские) языки и иранские

языки; в её состав входят также дардские языки и нуристанские языки. Общее число говорящих - 850

млн. чел. Индоиранские языки - это генетическое понятие, мотивируемое

наличием индоиранской языковой общности, предшествовавшей

распадению на отдельные группы и сохранившей ряд общих архаизмов,

относящихся к индоевропейской эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой

общности сложилось ещё в южнорусских степяхчём свидетельствуют

археологические находки на Украине, следы языковых контактов с

финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу от Каспия, арийские

следы в топонимике и гидронимике Таврии,

Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период

совместного существования в Средней Азии или на прилегающих

территориях.

Сравнительно-историческая грамматика реконструирует для этих языков общую исходную

систему фонем, общий словарный состав, общую

систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксические черты. Так, в фонетике для индоиранских языков характерно

совпадение индоевропейских *ē̆, *ō̆, *ā̆ в индоиранском ā̆, отражение

индоевропейского *ə в индоиранском i, переход индоевропейского

*s после i, u, r, k в š-образный звук; в морфологии вырабатывается в

принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд

специфических глагольных образований и т. д.

Общий лексический состав включает в себя наименования ключевых понятий

индоиранской культуры (прежде всего в области мифологии), религии,

социальных установлений, предметов материальной культуры, имён, что

подтверждает наличие индоиранской общности. Общим является

самоназвание *arya‑, отразившееся во многих иранских и индийских

этнических терминах на огромной территории (от формы этого слова

произошло название современного государства Иран). Древнейшие индийские

и иранские памятники «Ригведа» и «Авеста» в своих наиболее архаичных

частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два

варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к

разделению индоиранской ветви языков на 2 группы, обособление которых

началось с вступления в северо-западную Индию предков современных

индоарийцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн

миграции - арийские слова в языках Малой и Передней Азии с 1500 до н. э.

(имена богов, царей и знати, коневодческая терминология), так называемый

митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не

объяснимый полностью из ведийского языка).

Индоарийская группа оказалась во многих отношениях более

консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились некоторые архаизмы

индоевропейской и индоиранской эпох, в то время как иранская группа

претерпела ряд существенных изменений. В фонетике - это изменения прежде

всего в области консонантизма: спирантизация

глухих смычных, утрата придыхания согласными,

переход s в h. В морфологии - это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени

и глагола, прежде всего в древнеперсидском

языке.

Древнеиндийские языки представлены ведийским языком, санскритом, а также некоторым количеством слов

митаннийского арийского; среднеиндийские - пали,

пракритами, апабхранша; новые индоарийские

языки - хинди, урду, бенгали, маратхи, гуджарати, панджаби, ория, ассамским, синдхи, непали, сингальским, мальдивским,

цыганским языками и другими.

Древнеиранские языки представлены авестийским, древнеперсидским (язык ахеменидских

надписей), а также отдельными словами в греческой передаче на скифском

и мидийском (можно судить о некоторых

фонетических особенностях этих языков). К среднеиранским языкам

относятся среднеперсидский (пехлеви), парфянский, согдийский, хорезмийский, сакские языки

(диалекты), бактрийский

(прежде всего - язык надписи в Сурхкотале). К новоиранским языкам

относятся персидский, таджикский, пушту

(афганский), осетинский, курдский, белуджский,

гилянский, мазандеранский, татский, талышский, парачи, ормури, ягнобский, мунджанский, йидга, памирские (шугнанский, рушанский, бартангский,

орошорский, сарыкольский, язгулямский, ишкашимский, ваханский) и

другие.

Современные индоиранские языки распространены в Индии, Пакистане,

Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране,

Афганистане, Ираке (северные районы), Турции (восточные районы), СССР

Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом

общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих

двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо

многопадежной флективной системы склонения вырабатывается

противопоставление прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами: послелогами или предлогами

(только в иранских языках), т. е. аналитический

способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих

аналитических конструкций образуется новая агглютинативная падежная

флексия (восточный тип индийских языков, среди иранских - осетинский,

белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм

получают большое распространение сложные аналитические конструкции,

передающие значения вида и времени, аналитический пассив, аналитическое

словообразование. В ряде языков образуются новые синтетические стяжённые глагольные формы, в которых

служебные слова аналитических конструкций приобретают статус морфеминдийских языках, прежде всего в языках

восточного типа, этот процесс зашёл дальше, в иранских наблюдается лишь

в разговорной речи многих живых языков).

В синтаксисе для новых индоиранских языков характерна тенденция к

фиксированному порядку слов и для многих из

них - к эргативности в разных её вариантах.

Общей фонологической тенденцией в современных

языках этих двух групп является утрата фонологического статуса

количественного противопоставления гласных,

усиление значения ритмической структуры слова

(последовательности долгих и кратких слогов),

очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации.

Дардские языки составляют особую промежуточную группу

индоиранской языковой ветви. Относительно их статуса у учёных нет

единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Грирсонранних работах)

усматривали в дардских языках иранскую основу, отмечая их особую

близость с памирскими. Г. Моргенстьерне в целом относит их к индийским

языкам, как и Р. Л. Тёрнер. Грирсонпоздних работах), Д. И. Эдельман

считают их самостоятельной группой, занимающей промежуточное место

между индоарийскими и иранскими языками. По многим чертам дардские языки

включаются в центральноазиатский языковой

союз.

Эдельман Д. И., Сравнительная грамматика восточноиранских

языков. Фонология, М., 1986;

см. также литературу при статьях Индийские (индоарийские) языки, Иранские языки, Дардские языки, Нуристанские языки.

Т. Я. Елизаренкова.

Материалы, посвящённые исследованию индоиранских языков, кроме

общелингвистических журналов (см. Журналы

лингвистические) публикуются в специализированных журналах ряда

стран:

«Indische Bibliothek» (Bonn, 1820-30),

«Indische Studien» (B. - Lpz., 1850-98),

«Zeitschrift für Indologie und Iranistik» (Lpz.,

1922-36),

«Indo-Iranian Journal» (The Hague, 1957-),

«Indological Studies: Journal of the Department of

Sanskrit» (Delhi, 1972-),

«Studia Iranica» (P., 1972-),

«Studien zur Indologie und Iranistik»

(Reinbek, ФРГ, 1975-).

Е. А. Хелимский.

Полезные сервисы