Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

павел

Толковый словарь Даля

ПАВЕЛ - арх.-кем. паук.

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

<a href='/dict/путешествия' class='wordLink' target='_blank'>Путешествия</a> <a href='/dict/апостола' class='wordLink' target='_blank'>апостола</a> <a href='/dict/павла' class='wordLink' target='_blank'>Павла</a>

Путешествия апостола Павла

СВ. (1 в. н.э.), первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Победа богословских воззрений Павла сыграла огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии, отличной от иудаизма. Павел родился в еврейской семье в Тарсе на юге Малой Азии (современная Турция). Его еврейское имя было Савл, и неизвестно, когда его стали называть римским именем Павел. Он получил строгое фарисейское воспитание и обучался в Иерусалиме. Впервые услышав о христианстве через несколько лет после распятия Иисуса Христа, он сделался ожесточенным противником этого нового религиозного движения. Его обращение в христианство носило внезапный и драматический характер: по его собственному свидетельству, на пути в Дамаск ему явился в видении сам Христос. Впоследствии Павел стал одним из самых энергичных и деятельных проповедников христианской церкви 1 в. Он проповедовал евреям, но еще больше - неофитам, обращенным из язычников, заслужив этим почетное прозвище "апостол язычников". После многих странствий и приключений, сопряженных с его миссионерской деятельностью в Малой Азии и Греции, он, по преданию, был казнен римскими властями в 60-е годы в Риме. В Новом Завете сведения о жизни и апостольском служении Павла содержатся в посланиях апостола Павла и Деяниях апостолов. Исследователи Библии считают, что из 14 Павловых посланий не все написаны самим апостолом. Павлу вполне могли быть приписаны сочинения каких-то других авторов - с целью подкрепить их авторитетность его именем. В целом, все специалисты признают авторство Павла в отношении Послания к Римлянам, 1 и 2 посланий к Коринфянам, посланий к Галатам, к Филиппийцам, 1 Послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону. Аутентичность посланий к Ефесянам, к Колоссянам и 2 Послания к Фессалоникийцам многими исследователями подвергается сомнению, а принадлежность Павлу 1 и 2 посланий к Тимофею и Послания к Титу чаще всего отрицается. Послание к Евреям, согласно почти всеобщему мнению, представляет собой сочинение неизвестного христианского автора 1 в. В этих посланиях Павел проявил себя как глубокий и самостоятельный мыслитель. Его идеи заложили основания всей христианской теологии. Павел был убежден, что до пришествия Христа Бог открывал себя евреям через патриархов и пророков и, кроме того, - через союз-завет, заключенный на горе Синай во времена Моисея, и что язычники имели более смутное представление о Боге, познавая его через его творение. Бог даровал Тору (Закон Моисеев), которая должна была регулировать жизнь и поведение евреев, между тем как язычников Бог одарил нравственным чувством - совестью. Смерть и воскресение Христа открыли новый этап в отношениях между Богом и человечеством: уверовав во Христа, люди получили возможность сделаться детьми Божьими по усыновлению, крестясь, принимая в себя Духа Святого и ведя христианскую жизнь. Христос для апостола Павла - это "Божия сила и Божия премудрость" (1 Кор 1:24), Бог, который "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек" (Флп 2:7). Павел мало что мог сказать о жизни и учении исторического Иисуса, которого он никогда не видел, однако придавал огромное значение его смерти. Вера Павла в предсуществование Христа (т.е. в то, что Христос существовал на Небесах до того, как вочеловечился и принял человеческий образ) в значительной степени подготовила позднейшее христианское учение о Троице, хотя его замечание о том, что Христос был превознесен Богом вследствие его смерти и воскресения, открывало также пути и для менее ортодоксальных (правоверных) христологических воззрений. Павел считал, что Тора, выполнив назначение, которое она имела в божественном плане мироустроения, утратила свою законодательную силу. Это убеждение послужило причиной ожесточенных споров Павла со многими христианами, уверенными в том, что еврейские законы, касающиеся обрезания, соблюдения субботы, а также ритуальных пищевых ограничений, должны по-прежнему неукоснительно соблюдаться. Еще более существенно, что, по мнению апостола Павла, нравственная жизнь христиан также должна покоиться на новом основании. Разумеется, таких преступлений, как убийство, воровство или прелюбодеяние, надлежит по-прежнему избегать, но вовсе не потому, что совершение их было бы нарушением заповедей, которые Бог дал Моисею. Павел верил, что обращение в христианство означает начало новой жизни, свободной как от оков греха, так и от оков закона, и что верующие должны вести добродетельную жизнь в силу того, что Бог произвел в их сердцах глубокую перемену. Поэтому он провозглашал, что "человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28). Учение о первородном грехе, в основе которого лежит рассказ Книги Бытия о грехопадении человека, было подробно разработано Августином, однако впервые его сформулировал апостол Павел. Для Павла концепция первородного греха - не столько пессимистический взгляд на человеческую природу, сколько один из элементов величественной картины, отображающей противоборство двух начал, действующих в человеческой жизни, - "падшей" природы и искупления через благодать, или смерти и воскресения. Эти два начала олицетворяются двумя родоначальниками человечества: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор 15:22). Павлу принадлежит концепция христианской церкви как единого "тела", "глава" которого - Христос, а "члены" - все христиане; эта идея оказала исключительно важное и широкое влияние на последующую христианскую мысль. Но, быть может, наиболее революционным явилось его представление о церкви как сообществе верующих, в котором не существует разделений по этническим, классовым или половым признакам: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3:28). Вместе с тем апостол Павел не был политическим или социальным революционером. На протяжении всей христианской истории сторонники политического консерватизма ссылались на его высказывание: "Всякая душа да будет покорна высшим властям" (Рим 13:1). Он признавал институт рабства, который в его эпоху являлся неотъемлемой частью экономики Римской империи. Он признавал также институт брака, который в его времена основывался на безусловном подчинении жен своим мужьям. Хотя он часто с великим почтением и любовью упоминал о женщинах, способствовавших распространению Евангелия, ему принадлежат и такие слова: "Жены ваши в церквах да молчат" (1 Кор 14:34). Дискуссии, развернувшиеся вокруг этого учения апостола Павла в конце 20 в., показывают, с какой легкостью можно представить Павла либо "антифеминистом", либо (учитывая нравы его собственной эпохи), наоборот, "феминистом". Примечательно, что Павел не был ревностным сторонником брака. Сам он не был женат, и христианские поборники целибата как одного из средств, позволяющих сохранить свободу от мирских обязательств и ответственности, всегда ссылались на его слова о том, что, хотя в брачных узах и нет греха, воздерживающийся от вступления в брак поступает лучше (1 Кор 7). Исследователи христианской богослужебной практики обнаруживают в посланиях Павла бесценный источник сведений по ее истории. Он первым из христианских авторов описал совершение таинства евхаристии (1 Кор. 11:23-26), которое остается центром богослужения в Католической, Православной, Лютеранской и Англиканской церквах. Вместе с тем у него можно обнаружить описания харизматических феноменов - например, проповеди на незнакомых языках. Деяния апостолов содержат поразительный рассказ о жизни и делах апостола Павла. Впервые он появляется в этой книге при весьма драматических обстоятельствах в стихе 7:58, о его обращении в христианство повествуется в главе 9, а в главах 13-28 он становится центральным персонажем книги. Именно здесь сообщается о трех главных миссионерских путешествиях Павла: первом, в Малую Азию и на Кипр, и втором и третьем, в Малую Азию и Грецию, а также о его последнем путешествии в Рим, уже в качестве узника. Здесь же приводится блестящее описание и изложение проповеди, произнесенной Павлом в Афинах (Деян. 17:16-34). К сожалению, повествование обрывается еще до времени кончины Павла, заставляя строить догадки о последних событиях его жизни. Деяния апостолов служат ценной хронологической канвой, реконструировать которую, опираясь на послания, естественно, было бы невозможно. Однако, хотя считается, что автором Деяний был Лука, спутник и ученик Павла, Деяния рассматриваются как менее надежный источник для установления подлинного учения апостола Павла, нежели его собственные аутентичные послания. На протяжении всей истории Павла почитали в большей степени как богослова, чем как святого. В частности, Послание к Римлянам и сегодня рассматривается как памятник, имеющий исключительное значение для всей христианской мысли. По традиции, место погребения ап. Павла чтится в церкви Сан Паоло Фуори-ле-мура в Риме.

День памяти святого 29 июняРусской православной церкви 29 июня по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Ренан Э. Апостол Павел. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М., 1998

Иллюстрированный энциклопедический словарь

<a href='/dict/апостол' class='wordLink' target='_blank'>Апостол</a> <a href='/dict/павел' class='wordLink' target='_blank'>Павел</a>. <a href='/dict/фрагмент' class='wordLink' target='_blank'>Фрагмент</a> <a href='/dict/росписи' class='wordLink' target='_blank'>росписи</a> <a href='/dict/катакомбы' class='wordLink' target='_blank'>катакомбы</a> <a href='/dict/домициллы' class='wordLink' target='_blank'>Домициллы</a>. <abbr>Ок.</abbr> 375. <abbr>Рим.</abbr>

Апостол Павел. Фрагмент росписи катакомбы Домициллы. Ок. 375. Рим.

ПАВЕЛ (еврейское Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе ТарсКиликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен около 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий.

Поговорки

Афоризмы

Павел

Когда язычники, не имеющие закона (Божия), по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах.

И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят на нас и говорят, будто мы так учим?

Где нет закона, нет и преступления.

… От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда.

Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать.

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

Если Бог за вас, кто против вас?

Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят.

Мудрость мира сего есть безумие перед Богом.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Знание надмевает, а любовь назидает.

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; (…) Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.

Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше.

Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

Худые сообщества развращают добрые нравы.

Буква убивает, а дух животворит.

Где Дух Господень, там свобода.

Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Не обманываетесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.

Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Для чистых все чисто.

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

Словарь русского арго

Орфографический словарь

Синонимы к слову павел

сущ., кол-во синонимов: 12

Грамматический словарь

Па́вел мо 1*а

Этимологический словарь

Па́вел

род. п. Па́вла, др.-русск., ст.-слав. Павьлъ Παῦλος (Клоц., Супр.). Из греч. Παῦλος от лат. Paulus. Диал. па́вел "паук", арханг. (Подв.), из па(в)у́к под влиянием имени собств.

Словарь русских имен

50 популярных имён и их толкование

Имя происходит от латинского слова "паулюс", означающего "маленький'.

Павел -- добрый и отзывчивый ребенок. Он с большим желанием будет помогать матери ухаживать за младшим братом или сестренкой. Никогда не нарушит запретов взрослых и будет убеждать своих друзей не переступать рамки дозволенного. С возрастом у Павла еще больше проявится способность к сопереживанию, сочувствию. Люди смогут ему доверить свои тайны. Павел склонен пофилософствовать и нередко профессию выбирает соответственно своему спокойному характеру. Коллеги по работе будут ценить в Павле трудолюбие, надежность и способность в любой момент прийти на выручку товарищу. Выполняет свою работу так, что ни подгонять, ни заставлять его не надо. Павел всегда воспользуется возможностью заработать дополнительные деньги, но только если это не потребует от него нарушения размеренного уклада жизни. В характере Павла нет ничего слишком яркого и выдающегося, и отношения с женщиной у него, как правило, ровные и теплые. Он не способен испытывать страстные и бурные чувства. Оказывает помощь жене по дому, большое внимание уделяет воспитанию детей. Предпочитает принимать гостей у себя, чем ходить самому в гости. Пьет Павел в меру, за столом не проявляет сильных эмоций.

Удачным будет брак с Верой, Диной, Екатериной, Елизаветой, Зинаидой, Майей, Серафимой, Софьей, Эльвирой. Трудным брак может оказаться с Анджелой, Дарьей, Натальей, Ниной, Татьяной, Юлией.

Словарь имён

Словарь имён и отчеств

Па́вел, -вла, муж.

лат. paulus - маленький

отч. Па́влович, Па́вловна; разг. Па́влич

Производные: Па́велка, Па́влик, Павлу́ня (Павлю́ня), Павлу́ся (Павлю́ся), Павлу́ха, Павлу́ша, Па́вля, Павлю́ка, Павлюка́ша, Па́вша, Па́ва, Па́ха, Па́ша, Паша́та, Пашу́ня, Пашу́та, Пашу́ха, Па́ня (Па́на), Паню́та, Паню́ха, Паню́ша, Паня́ша, Па́ля, Палю́ня (Палу́ня)

Именины: 05.01, 23.01, 27.01, 28.01, 06.02, 01.03, 17.03, 20.03, 23.03, 29.03, 30.03, 09.04, 19.04, 29.04, 16.05, 31.05, 04.06, 10.06, 16.06, 21.06, 09.07, 11.07, 12.07, 14.07, 29.07, 10.08, 12.08, 30.08, 10.09, 12.09, 23.09, 08.10, 16.10, 17.10, 23.10, 04.11, 19.11, 11.12, 20.12, 28.12

Именины

Малый, маленький (лат.) и Римское родственное имя.

5 января (23 декабря) - святитель Павел, епископ Неокесарийский и праведный Павел, сотрудник учителей Словенских.

23 (10) января - преподобный Павел Комельский, или Обнорский (Рус.).

27 (14) января - преподобный Павел.

28 (15) января - #341 г. Преподобный ИОАНН КУЩНИК

#V в. => преподобный Павел Фивейский.

6 февраля (24 января), 1 марта (16 февраля) и 17 (4) марта - мученик Павел.

20 (7) марта - святитель Павел, исповедник, епископ Прусиадский и преподобный Павел Препростой.

23 (10) марта - мученик Павел.

29 (16) марта - праведный Павел.

30 (17) марта - преподобный Павел.

9 апреля (27 марта) - святитель Павел, епископ Коринфский.

19 (6) апреля - мученик Павел Русский (Рус.) и преподобный Павел, первый игумен Студийский.

29 (16) апреля - праведный Павел.

16 (3) мая - мученик Павел Виленский (Рус.).

31 (18) мая - мученик Павел.

4 июня (22 мая) - преподобномученик Павел Пелопонесский.

10 июня (28 мая) и 16 (3) июня - мученик Павел.

21 (8) июня - мученик Павел Каиюмский.

9 июля (26 июня) - мученик Павел Римский.

11 июля (28 июня) - преподобный Павел врач.

12 июля (29 июня) - апостол Павелапостол Петр).

14 (1) июля - праведный Павел.

29 (16) июля - мученик Павел.

10 августа (28 июля) - преподобный Павел. Ксиропотамский.

12 августа (30 июля) - святитель Павел, епископ.

30 (17) августа - мученик Павел.

10 сентября (28 августа) - преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).

12 сентября (30 августа) - святитель Павел Новый, патриарх Константинопольский.

23 (10) сентября - святитель Павел, епископ Никейский и преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).

8 октября (25 сентября) - мученик Павел Дамасский.

16 (3) октября - мученик Павел.

17 (4) октября - преподобный Павел Препростой.

23 (10) октября - преподобномученик Павел Зографский.

4 ноября (22 октября) - преподобный Павел Ростовский (Рус.).

19 (6) ноября - святитель Павел исповедник, патриарх Константинопольский и блаженный Павел Коринфский.

11 декабря (28 ноября) - мученик Павел

20 (7) декабря - преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).

28 (15) декабря - преподобный Павел Латрийский.

Сканворды для слова павел

- Какой император заимствовал так называемый «гусиный шаг», введённый в Пруссии императором Фридрихом II Великим?

- «Гатчинский Император».

- Русский император, заказавший строительство Михайловского замка.

- Имя адмирала Нахимова.

- Отец императора Александра I.

- Русский монарх, вошедший на престол в самом пожилом возрасте.

- Какого имератора прозвали русским Гамлетом?

- Этот российский император правил 4 года 4 месяца и 4 дня.

- Российский император, убитый в Михайловском замке.

- Единственный русский император, объявивший себя и главой государства, и главой церкви.

- Его убийство было последним «дворцовым переворотом» в истории русской монархии.

- Старший сын Екатерины II.

- Имя литературного Чичикова.

- Имя кинорежиссёра Лунгина.

- Имя сказочника Бажова.

- Русский тёзка итальянского Паоло.

- Христианское имя апостола Савла.

- «Пётр и ... час убавил».

- Имя актёра Луспекаева.

- Имя актёра Кадочникова.

- Имя актёра Майкова.

- Имя телеведущего Глобы.

- Имя хоккеиста Буре.

- Кто из апостолов является автором фразы «Неисповедимы пути Господни»?

- Какой император путешествовал со своей супругой по Европе под именем граф Северный?

- Его имя означает - «маленький».

- Мужское имя.

- Даже накануне казни он не унимался, строча свои послания - в частности, второе послание Тимофею.

- Фильм Виталия Мельникова «Бедный, бедный ...».

- Спасаясь от бури на Мальте, этот апостол обратил в христианство римского наместника и будущего епископа Публия.

- Имя чешского писателя Когоута.

- Персонаж романа Николая Островского «Как закалялась сталь».

- Имя главного героя романа Максима горького «Мать».

- Имя русского фольклориста Шейна.

- Имя русского художника Сведомского.

- Как оказалось, сцена падения с лошади этого апостола во время преследования христиан из Дамаска, существует лишь на картинах Караваджо.

- Имя русского изобретателя Яблочкова.

- Имя писателя Бляхина.

- Макарий Великий утверждает, что после отсечения головы из шеи этого апостола вместо крови полилось молоко.

- Имя болгарского поэта Матева.

- Имя молдавского поэта Боцу.

- Пьеса австрийского писателя Франца Верфеля «... у иудеев».

- Персонаж оперы Сергея Слонимского «Виринея».

- Персонаж оперы Кирилла Молчанова «Ромео, Джульетта и тьма».

- Герой Вахтанга Кикабидзе в фильме «Мелодии Верийского квартала».

Полезные сервисы

павел (paulus) юлий

павел (апостол)

Энциклопедический словарь

ПАВЕЛ (апостол) - ПА́ВЕЛ (лат. Paulus от paulus - небольшой, незначительный, маленький), апостол, один из проповедников христианства, прозванный «апостолом язычников». Родился в г. Тарсе (см. ТАРСУС) Киликийском (ныне Турция) в иудейской фарисейской, но имевшей римское гражданство семье из колена Вениаминова (Деян. 23:6). Еврейское имя - Савл, или Саул - в честь израильского царя, также происходившего из Вениаминова колена. Юношей учился в Иерусалиме (см. ИЕРУСАЛИМ) в школе раввина Гамалиила, в которой наряду с Законом изучались греческий язык и литература. Савл отличался ревностным исполнением Закона и фанатичной нетерпимостью к христианам.

Когда вскоре после Вознесения Христа начались первые гонения на его учеников в Иерусалиме, Савл был среди самых жестоких гонителей и одним из непосредственных участников побиения камнями первомученика Стефана (см. СТЕФАН (первомученик)) (Деян. 7; 8:1). Вскоре Савл решил произвести общее гонение на христиан и с этой целью, испросив полномочия у Синедриона и высшего священства, отправился в Дамаск (см. ДАМАСК). На пути в Дамаск произошло его чудесное обращение. Савлу явился Христос и призвал его к апостольскому служению. С этого времени Савл из яростного гонителя превратился в проповедника христианства - апостола Павла (Деян. 9; 22; 26).

После обращения жизнь апостола Павла представляет собой историю непрерывных миссионерских путешествий, которые он неустанно совершал на всем пространстве от глубин Азии до столицы мира - Рима, и даже, по преданию, далее - до берегов Атлантического океана, в Испанию и Британию. Св. апостол, врач, сопровождавший Павла, и автор Евангелия и «Деяний апостолов», Лука (см. ЛУКА (евангелист)) рассказывает в «Деяниях апостолов» о трех путешествиях Павла.

Благодаря проповеди апостола образовались центры христианства и в Азии и по всему побережью Средиземного моря, по которому он совершил несколько плаваний и неоднократно попадал в кораблекрушения. Вероятно, в 58 н. э. Павел был взят под стражу в Риме и отправлен римлянами в заточение в город Кесарию. Как римский гражданин имея право на суд императора, в 60 н. э. Павел был переправлен в Рим. Здесь, по преданию, осужденный Нероном (см. НЕРОН) на обезглавление, был казнен вместе с апостолом Петром (см. ПЕТР (апостол)) между 64 и 67 годами.

Деятельность апостола Павла выражалась не только в миссионерских трудах - он один из крупнейших христианских писателей апостольского века. Ему принадлежит 14 посланий, написанных в различное время и по различным обстоятельствам, но объединенных еще в древности в одно целое, и включенных в канон Нового Завета (см. НОВЫЙ ЗАВЕТ). Предполагают, что некоторые из творений апостола не сохранились.

Послания апостола Павла в целом представляют глубокое и всестороннее изложение основ христианского вероучения. Богословие апостола Павла складывалось и вырастало по мере духовного возрастания первохристианских общин в соответствии с состоянием и нуждами Церкви, с встававшими перед ней жизненными и богословскими проблемами. Напряженное ожидание второго пришествия Христа в первых христианских общинах требовало разъяснения христианского учения о конце света. Успех евангельской проповеди среди язычников и сомнения по этому поводу христиан из среды иудеев - ревнителей Закона - требовали четкого формулирования учения о спасении и вынуждали к полемике с иудействующими. Появление гностических ересей вызвало к жизни послания, разъясняющие представление христиан о божественной и человеческой природах Христа - Сына Божьего. Наконец, практические нужды благоустроения Церквей, ежедневной жизни общин и отношений внутри нее дали повод к написанию пастырских, учительных посланий. День памяти святого празднуется 29 июня по старому стилю.

Полезные сервисы

павел i

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ПАВЕЛ I (1754-1801), Павел Петрович - российский император, сын Петра III и Екатерины II Великой; родился 20 сентября (1 октября) 1754 в Санкт-Петербурге. Нелюбимый сын, живший при дворе особняком (мать намеревалась лишить его права наследования), Павел втянулся во многие дворцовые интриги. Его первая жена - Вильгельмина Гессен-Дармштадтская, принявшая имя Натальи Алексеевны, - умерла при родах; в 1776 он женился на Софии Доротее Вюртембергской, принявшей имя Марии Федоровны. В 1796 Павел наследовал трон. Правил деспотически и безответственно, насаждал централизацию в государственном аппарате, однако провел некоторые реформы в армии, облегчил положение крепостных (сократил барщину до трех дней в неделю) и попытался ограничить власть дворянства. В 1798 присоединился ко второй коалиции против Франции; по настоянию союзников поставил во главе русской армии А.В.Суворова, под командованием которого были совершены героические Итальянский и Швейцарский походы. Двумя годами позже участвовал в формировании Северной морской лиги (Россия, Швеция и Дания), которая придерживалась политики вооруженного нейтралитета, направленного против Великобритании. Готовил военно-стратегический союз с Наполеоном Бонапартом. Был убит группой заговорщиков из гвардейских офицеров в ночь с 11 на 12 (23-24) марта 1801.

ЛИТЕРАТУРА

Павел I. - В кн.: Российские государи. М., 1993

Гуманитарный словарь

ПА́ВЕЛ I (1754-1801) - рос. император (1796-1801), сын Петра III и Екатерины II. Воспитывался при дворе имп. Елизаветы. После воцарения Екатерины II отношения П. с матерью, и без того не отличавшиеся взаимным расположением, приобрели антагонистич. характер. Екатерина опасалась, что П. может предъявить свои права на престол, П. же ненавидел мать и ее окружение. В 1773 он женился на Вильгельмине Гессен-Дармштадтскойправосл. - Нат. Ал.), а после ее смерти в 1776 - на Софии-Доротее Вюртембергскойправосл. - Мария Фед.), от брака с к-рой имел 4 сыновейт. ч. будущих императоров Александра I и Николая I) и 6 дочерей. С 1783 вел замкнутый образ жизни на подаренной матерью мызе Гатчина, где имел свой двор и небольшую армию ("гатчинские войска"). Взойдя на престол, П. немедленно начал ломку порядков, сложившихся в предыдущее царствование. В день своей коронации (5 апр. 1797) он издал Указ о престолонаследии и Учреждение об имп. фамилии - тем самым был положен конец введенной Петром I практике назначения наследника в соотв. с волеизъявлением монарха. П. были предприняты усилия, направл. на ослабление дворянства (политика "железной лозы"), гвардии, на укрепление дисциплины в об-ве и армии. Страх перед возможным дворц. переворотом, а также патриарх. представления о самодерж. власти обусловили ряд мер по укреплению монархии.

Испытывая крайнюю неприязнь к идеям и практике франц. рев-ции и опасаясь проникновения в Россию крамолы, П. запретил своим подданным учиться за границей, ввозить иностр. книги, ввел строгую цензуру, закрыл все "вольные" (частные) типографии. Запрещалось ориентироваться на франц. моду и даже употреблять слова, ассоциировавшиеся у императора с рев. Францией. П. покровительствовал франц. роялистам.

В обл. внеш. политики П. принял участие в коалиц. войнах против Франции (1798-99). Обострение отношений с Англией (последняя в 1800 захватила Мальту, П. же покровительствовал мальтийским рыцарям) привело к распаду коалиции и сближению П. с Наполеоном. Была выдвинута и даже начала реализовываться идея совм. рус.-франц. эксп. в Индию, к-рая, по планам П. и Наполеона, должна была быть завоевана к сент. 1801. Однако этим планам не было суждено осуществиться, т. к. в рез. заговора, созревшего в среде недовольных императором гвард. офицеров под руководством Н. Панина, П. Палена и др., в ночь с 11 на 12 марта 1801 П. был убит в Михайловском замке в СПб.

Современники и потомки неоднозначно оценивали личность П. и время его царствования, к-рые отличались противоречивостью. Приобретя репутацию царя-деспота, тирана, самодура (ссылал в Сибирь по малейшим поводам, исключал из службы за незначит. провинности или просто оплошности, мелочно регламентировал повседневную жизнь подданных и т. п.), П. нередко воспринимался и как романтик на троне, "Русский Гамлет", справедливый государь, истинный рыцарь, противопоставлявший рыцарство якобинству и екатерининской лжи (освободил и разрешил выехать в Америку Т. Костюшко, вернул из Сибири А. Радищева и т. д.). В 1916 Св. Синод готовил канонизацию П., к-рая, впрочем, осуществлена не была. Фигура императора, его правление вызывали интерес литераторов, деятелей культуры (пьеса Д. Мережковского "Павел I", роман О. Форш "Михайловский замок" и др. произв.).

Лит.: Шильдер Н. К. Император Павел I. Ист.-биографич. очерк. СПб., 1901; Эйдельман Н. Я. Грань веков. М., 1986.

Павел I

<a href='/dict/павел' class='wordLink' target='_blank'>Павел</a> I

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел i (король греции)

павел i петрович

Энциклопедический словарь

ПАВЕЛ I Петрович - ПА́ВЕЛ I Петрович (20 сентября (1 октября)1754, Петербург - 11(23) марта 1801, там же) - российский император (с 1796), сын Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II) и Петра III (см. ПЕТР III Федорович); проводил централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата; в армии ввел прусские порядки; ограничил дворянские привилегии. Выступал против революционной Франции, но в 1800 заключил союз с Бонапартом. Убит заговорщиками-дворянами.

Детство, юность, образование

Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна), его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки. В 1761 воспитателем к нему был назначен Н. И. Панин (см. ПАНИН Никита Иванович). Сторонник Просвещения, он искренне привязался к великому князю и старался воспитать из него идеального монарха. Павел получил хорошее образование и, по свидетельствам современников, был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости. Первоначально его отношения с матерью после ее восшествия на престол в 1762 были достаточно близкими. Однако со временем их отношения ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. На протяжении нескольких десятилетий имя Павла не раз всплывало в разных политических процессах, по стране распространялись слухи о его воцарении, к нему как к «сыну», взывал Е. И. Пугачев (см. ПУГАЧЕВ Емельян Иванович). Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери. В 1773 Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадтскойправославном крещении Наталья Алексеевна) и полюбил ее, но она умерла во время родов в 1776. В 1776 же он женился вновь на принцессе Софии Доротее Вюртембергской, крещенной в православии под именем Марии Федоровны. В 1781-82 супруги совершили путешествие по ряду европейских стран, во время которого Павел открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно. По возвращении великокняжеской четы в Россию императрица подарила им мызу Гатчина, куда отныне переместился «малый двор» и где Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы.

Внутренняя политика

Приход Павла к власти в ноябре 1796 сопровождался милитаризацией жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений - преобразования в государственном управлении, сословная политика и военная реформа. По первому из них Павел значительно усилил значение генерал-прокурора Сената, придав ему фактически функции главы правительства, соединив их с функциями министров внутренних дел, юстиции и частично финансов. Был восстановлен ряд ранее ликвидированных коллегий. Одновременно император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. В 1797 было создано министерство уделов, ведавшее земельными владениями царской семьи, а в 1800 - министерство коммерции. Еще более решительно Павел расправился с созданной Екатериной системой местных учреждений: частично было упразднено городское самоуправление, социальное обеспечение, некоторые низшие судебные инстанции и др. Одновременно ряду национальных окраин империи (Прибалтика, Украина) были возвращены некоторые традиционные органы управления, в чем проявилась слабость нового режима, боязнь не удержать в руках всю страну и стремление завоевать популярность в районах, чреватых национально-освободительным движением. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917.

В области сословной политики Павел предпринял ряд шагов по наступлению на «дворянские вольности». В 1797 был объявлен смотр всем числящимся в полках офицерам, а не явившиеся были уволены в отставку. Были также серьезно ограничены привилегии для неслужащих дворян, а в 1800 велено большинство из них определить в военные. С 1799 вводился порядок перехода с военной службы на гражданскую лишь с разрешения Сената. Не служившим государству дворянам было запрещено участвовать в дворянских выборах и занимать выборные должности; вопреки законодательству Екатерины II в отношении дворян применялись телесные наказания. В то же время Павел старался ограничить приток в ряды дворянства недворян. Его основной целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Столь же противоречивой была и политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тыс. крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В 1796 произошло закрепощение крестьян в области войска Донского и в Новороссии, в 1798 отменен введенный Петром III запрет на покупку крестьян владельцами не из дворян. Вместе с тем в 1797 была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка, а в 1798 - украинских крестьян без земли. В 1797 Павел издает Манифест о трехдневной барщине, вводивший ограничения на эксплуатацию помещиками крестьянского труда и ограничивавший их владельческие права.

В армии Павел, отвергая достижения русской военной мысли предшествующих десятилетий, стремился ввести прусские военные порядки. Обучение солдат сводилось в основном к шагистике. Император считал, что армия - это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы. Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Так, специальными указами были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.

Внешняя политика

По вступлении на престол Павел, дабы подчеркнуть контраст с матерью, декларировал миролюбие и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 возникла угроза воссоздания Наполеоном (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт) самостоятельного Польского государства, Россия приняла активное участие в организации антифранцузской коалиции. В том же году Павел принял на себя обязанности магистра Мальтийского ордена, бросив таким образом вызов французскому императору, захватившему Мальту. В 1798-1800 русские войска успешно сражались в Италии, а русский флот - на Средиземном море, что вызывало беспокойство со стороны Австрии и Англии. Отношения с этими странами окончательно испортились весной 1800. В это же время началось сближение с Францией, и даже обсуждался план совместного похода на Индию. Не дожидаясь подписания соответствующего соглашения, Павел приказал выступить в поход донским казакам, которые были остановлены уже Александром I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович).

Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и одновременно определенной эксцентричностью поведения, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях, но в особенности, в среде дворянства и в армии. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор, в который был вовлечен и его старший сын. В ночь на 11 марта 1801 заговорщики, в основном гвардейские офицеры, ворвались в покои Павла в только что выстроенном Михайловском замке с требованием отречься от престола. Когда же император попытался возразить и даже ударил кого-то из них, один из мятежников стал душить его своим шарфом, а другой ударил в висок массивной табакеркой. Народу было объявлено, что Павел скончался от апоплексического удара.

Полезные сервисы

павел iii

павел iii (paulus)

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел iv

павел iv (paulus)

павел iv новый

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел vi

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел vi (paulus)

павел александрович флоренский

Афоризмы

Полезные сервисы

павел диакон

Энциклопедический словарь

Па́вел Диа́кон (Paulus Diaconus) (около 720 - 799), автор «Истории лангобардов» (до 744). Из знатного лангобардского рода.

* * *

ПАВЕЛ ДИАКОН - ПА́ВЕЛ ДИА́КОН (лат. Paulus Diaconus) (ок.720 - ок. 799), лангобардский историк и поэт, автор «Истории лангобардов», уникального источника по истории этого народа (см. ЛАНГОБАРДЫ) .

Павел Диакон родился во Фриули, происходил из богатого и знатного лангобардского рода. Получил прекрасное образование, сначала в родном городе, затем в Павийской школе, где кроме свободных искусств преподавалось правоведение. В Павии, при дворе последнего лангобардского короля Дезидерия Павел исполнял обязанности нотария, историографа и воспитателя дочери короля, впоследствии герцогини Беневента Адальберге, ставшей одной из самых просвещенных женщин своего времени. По ее просьбе ученый написал «Римскую историю» (Historia Romana) - труд, охватывающий период до конца правления византийского императора Юстиниана I (см. ЮСТИНИАН I Великий). В основу «Истории» Павел положил краткое изложение римской истории Евтропия и дополнил ее данными из сочинений историков Орозия (см. ОРОЗИЙ), Иордана (см. ИОРДАН (историк)), Фронтина, Григория Турского (см. ГРИГОРИЙ Турский), Беды Достопочтенного (см. БЕДА Достопочтенный) и др.

После завоевания Лангобардского королевства королем франков Карлом Великим (см. КАРЛ Великий), Павел и его брат были обвинены в участии в антифранкском заговоре: их собственность была конфискована, а сами они отправлены как заключенные в страну франков. Павлу удалось бежать - он поселился при дворе герцога Беневентского Аричиса II, женатого на воспитаннице ученого Адальберге. Несколько лет спустя, когда Карл Великий был в Риме, Павел Диакон послал ему стихи с просьбой о прощении для себя и освобождении брата. Карл освободил брата Павла, но с условием, что ученый станет членом придворной академии в Ахене.

В 786 Павел вернулся в Италию вместе с Карлом Великим и поселился в монастыре Монтекассино, где провел последние годы жизни и написал свою «Историю лангобардов» («Historia langobardorum»), основанный как на письменных источниках, так и на устном предании: свидетельствах современников, участников событий. Изложение истории своего народа Павел Диакон довел до 744, года смерти короля Лиутпранда Среди других работ историка - «История епископов» Меца, гомилии для церковного года, комментарии к «Правилу св. Бенедикта».

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел диакон (paulus diaconus)

павел иванович пестель

Афоризмы

Полезные сервисы

павел кесарийский

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел коринфский

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел макаров

Поговорки

Жарг. мол. Шутл. Член рок-группы «Битлз» Пол Маккартни. АиФ, 1999, № 25.

Полезные сервисы

павел новом завете

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел печерский

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел птолемаидский

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел раифский

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павел самосатский

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ - епископ Антиохийский (260-272), о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения. Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно в то же время выдвинул свое учение, обычно квалифицируемое как "динамистическое монархианство". Помимо этого, он занимал светскую должность прокуратора-дуценария и пользовался покровительством царицы Пальмиры Зиновии. Выдвинутые против него обвинения рассматривались на нескольких соборах; на первом из них, в 264, он был обвинен в еретических взглядах, в беззастенчивой роскоши и в том, что он, самым скандальным образом, допустил женщин жить в его доме. Антиохийский собор (269) окончательно низложил Павла, однако фактически сместить его с епископской кафедры удалось только после того, как Антиохия была в 272 захвачена Аврелианом и подчинена Риму. Евсевий Кесарийский приводит принадлежащее Малхиону послание, содержащее описание хода и решений этого собора и адресованное епископам и пресвитерам всего христианского мира; это послание остается единственным достоверным документом той эпохи, касающимся Павла Самосатского. Учение последнего, примыкающее к динамистическому монархианству, представляло собою восточную разновидность адопционизма, напоминающую учение Феодота и Артемона на Западе. Он отрицал божественную сущность Христа и различение Лиц Отца, Сына и Св. Духа, утверждая, что есть только одно божественное Лицо. Согласно его учению, Иисус был по природе своей человеком, подобным другим людям, но что позднее на него сошел Логос (Божественное Слово) и что после этого он стал Богом, но не по природе, а через соединение Логоса с человеком-Иисусом вследствие избранничества, действий и воли последнего. Павел доказывал, что представления о том, что Иисус был Сыном Божьим "по естеству", ведут к двоебожию, и на этом основании он запретил воспевать в церкви хвалы Христу. Влияние Павла Самосатского в той или иной степени сказалось на взглядах Лукиана Антиохийского и на системе Ария, также имевшей антиохийские корни.

См. также

АДОПЦИАНСТВО;

МОНАРХИАНСТВО.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Полезные сервисы

павел семёнов

Поговорки

Жарг. мол. Шутл. Певец Пол Саймон. АиФ, 1999, № 25.

Полезные сервисы

павел силенциарий

павел эгинский

павел юлий

павел юлий (julius paulus)

павелаке

павелев

Словарь русских фамилий

ПАВЕЛЬЕВ ПАВКИН ПАВЛЕНКО ПАВЛЕНКОВ ПАВЛЕНОВ ПАВЛИКОВ ПАВЛИКОВ ПАВЛИХИН ПАВЛИШИНЦЕВ ПАВЛИЩЕВ ПАВЛОВ ПАВЛУХИН ПАВЛУХОВ ПАВЛУЦКИЙ ПАВЛУШИН ПАВЛУШКИН ПАВЛУШКОВ ПАВЛЫГИН ПАВЛЫЧЕВ ПАВЛЫЧИН ПАВЛЮКОВ ПАВЛЮЧЕНКО ПАВЛЮЧИКОВ ПАВУШКОВ ПАВШИН ПАВЕНКО ПАВИН ПАВЛЕЕВ ПАВЛЕНОК ПАВЛОВИЧ ПАВЛЮК ПАВЛЮКЕВИЧ ПАВЛЮКОВЕЦ ПАВЛЮХИН ПАВЛЮЧЕНКОВ ПАВЛЮЧКО ПАВЛЮШЕНКО ПАВЛЮЩЕНКО ПАВЛЫК ПАВЕЛЕВ ПАВЛИК ПАВЛИС ПАВЕЛЕВ ПАВЛИК ПАВЛИС

От имени Павеллат. - "малый) и его уменьшительных форм - Павша, Пашка, Пашуня, Пашаня и др. Родоначальник Павшиных - вовсе непавший в бою воин, а Павел, прозванный уменьшительно Павша. Уменьшительные формы имен с -ша наконце были свойственны северо-западу России, псковским и новгородским говорам. (Ф)

Было и женское крестильное имя Павла (производное от мужского) которое тоже могло стать основой некоторых фамилий. Павлихин - от Павлиха - жена Павла. Павленко, Павлюченко, Павлуцкий, Павлюк, - украинские фамилии, причем на -енко характерны для восточных районов Украины, а на -ук для заадных..

Пава (Павин) - краткая форма нескольких имен на Пав- Павел, Павлин (см. Павлинов), Павсикакийгреч. чнимать зло), Павсилип (греч. -утоляющий страдани).

Полезные сервисы

павелецкая

Сканворды для слова павелецкая

Полезные сервисы

павелецкий вокзал

павелич

павелич (paveliс) анте

павелич анте

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

павелич, анте

павелка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

павельев

Словарь русских фамилий

ПАВЕЛЬЕВ ПАВКИН ПАВЛЕНКО ПАВЛЕНКОВ ПАВЛЕНОВ ПАВЛИКОВ ПАВЛИКОВ ПАВЛИХИН ПАВЛИШИНЦЕВ ПАВЛИЩЕВ ПАВЛОВ ПАВЛУХИН ПАВЛУХОВ ПАВЛУЦКИЙ ПАВЛУШИН ПАВЛУШКИН ПАВЛУШКОВ ПАВЛЫГИН ПАВЛЫЧЕВ ПАВЛЫЧИН ПАВЛЮКОВ ПАВЛЮЧЕНКО ПАВЛЮЧИКОВ ПАВУШКОВ ПАВШИН ПАВЕНКО ПАВИН ПАВЛЕЕВ ПАВЛЕНОК ПАВЛОВИЧ ПАВЛЮК ПАВЛЮКЕВИЧ ПАВЛЮКОВЕЦ ПАВЛЮХИН ПАВЛЮЧЕНКОВ ПАВЛЮЧКО ПАВЛЮШЕНКО ПАВЛЮЩЕНКО ПАВЛЫК ПАВЕЛЕВ ПАВЛИК ПАВЛИС ПАВЕЛЕВ ПАВЛИК ПАВЛИС

От имени Павеллат. - "малый) и его уменьшительных форм - Павша, Пашка, Пашуня, Пашаня и др. Родоначальник Павшиных - вовсе непавший в бою воин, а Павел, прозванный уменьшительно Павша. Уменьшительные формы имен с -ша наконце были свойственны северо-западу России, псковским и новгородским говорам. (Ф)

Было и женское крестильное имя Павла (производное от мужского) которое тоже могло стать основой некоторых фамилий. Павлихин - от Павлиха - жена Павла. Павленко, Павлюченко, Павлуцкий, Павлюк, - украинские фамилии, причем на -енко характерны для восточных районов Украины, а на -ук для заадных..

Пава (Павин) - краткая форма нескольких имен на Пав- Павел, Павлин (см. Павлинов), Павсикакийгреч. чнимать зло), Павсилип (греч. -утоляющий страдани).

Полезные сервисы

павелюга

павелюжник