Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

роман (литературный жанр)

Энциклопедический словарь

РОМАН (литературный жанр) - РО́МАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см. ПОВЕСТЬ), обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (фр. le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»).

В противоположность классическому эпосу (см. ЭПОС) роман сосредоточен на изображении исторического настоящего и судеб отдельных личностей, обычных людей, ищущих себя и свое предназначение в посюстороннем, «прозаическом», мире, утратившем первозданную стабильность, цельность и сакральность (поэтичность). Даже если в романе - например, в романе историческом, действие перенесено в прошлое, это прошлое всегда оценивается и воспринимается как непосредственно предшествующее настоящему и с настоящим соотносимое.

Роман как открытый в современность, формально не закостеневший, становящийся жанр литературы Нового и Новейшего времени, исчерпывающе не определим в универсалистских терминах теоретической поэтики, но может быть охарактеризован в свете поэтики исторической, исследующей эволюцию и развитие художественного сознания, историю и предысторию художественных форм. Историческая поэтика учитывает как диахроническую изменчивость и многоликость романа, так и условность использования самого слова «роман» как жанровой «этикетки». Далеко не все романы, даже романы образцовые с современной точки зрения, определялись их создателями и читающей публикой именно как «романы».

Первоначально, в 12-13 вв., слово roman обозначало любой письменный текст на старофранцузском языке и лишь во второй половине 17 в. частично обрело свое современное смысловое наполнение. Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де) - создатель парадигматического романа Нового времени «Дон Кихот» (1604-1615) - называл свою книгу «историей», а слово «novela» использовал для названия книги повестей и новелл «Назидательные новеллы» (1613).

С другой стороны, многие произведения, которые критика 19 века - эпохи расцвета реалистического романа - постфактум назвала «романами», таковыми не всегда являются. Характерный пример - стихотворно-прозаические пасторальные эклоги (см. ЭКЛОГА (в литературе)) эпохи Возрождения, превратившиеся в «пасторальные романы», так называемые «народные книги» 16 века, в том числе пародийное пятикнижие Ф. Рабле. (см. РАБЛЕ Франсуа) К романам искусственно причисляют фантастические или аллегорические сатирические повествования, восходящие к античной «менипповой сатире (см. МЕНИППОВА САТИРА, такие как «Критикон» Б. Грасиана (см. ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС Бальтасар), «Путь паломника» Дж. Беньяна (см. БЕНЬЯН Джон), «Приключения Телемаха» Фенелона (см. ФЕНЕЛОН Франсуа), сатиры Дж.Свифта (см. СВИФТ Джонатан), «философские повести» Вольтера (см. ВОЛЬТЕР), «поэму» Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) «Мертвые души», «Остров пингвинов» А.Франса (см. ФРАНС Анатоль). Также романами можно назвать далеко не все утопии (см. УТОПИЯ), хотя - на границе утопии и романа в конце 18 в. возник жанр утопического романа (Морриса (см. МОРРИС Уильям), Чернышевского (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль)), а затем и его двойник-антипод - антиутопический роман («Когда спящий проснется» Г.Уэллса (см. УЭЛЛС Герберт), «Мы» Евг. Замятина (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович)).

Роман в принципе - жанр пограничный, связанный практически со всеми соседствующими с ним видами дискурса (см. ДИСКУРСИВНЫЙ), как письменного, так и устного, с легкостью вбирающий в себя ино-жанровые и даже ино-родовые словесные структуры: документы-эссе, дневники, записки, письма (эпистолярный роман (см. ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА)), мемуары, исповеди, газетные хроники, сюжеты и образы народной и литературной сказки, национального и Священного предания (например, евангельские образы и мотивы в прозе Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович)). Существуют романы, в которых ярко выражено лирическое начало, в других различимы черты фарса, комедии, трагедии, драмы, средневековой мистерии. Закономерно появление концепции (В. Днепров (см. ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ)), согласно которой роман является четвертым - по отношению к эпосу, лирике и драме - родом литературы.

Роман - тяготеющий к многоязычию, многоплановый и многоракурсный жанр, представляющий мир и человека в мире с разнообразных, в том числе и разножанровых точек зрения, включающий в себя иные жанровые миры на правах объекта изображения. Роман хранит в своей содержательной форме память о мифе и ритуале (город Макондо в романе Г. Гарсиа Маркеса (см. ГАРСИА МАРКЕС Габриель) «Сто лет одиночества»). Поэтому, являясь «знаменосцем и герольдом индивидуализма» (Вяч. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович)), роман в новой формеписьменно зафиксированном слове) одновременно стремится воскресить первобытный синкретизм (см. СИНКРЕТИЗМ) слова, звука и жеста (отсюда - органичное рождение кино и телероманов), восстановить изначальное единство человека и мирозданья.

Проблема места и времени рождения романа остается дискуссионной. Согласно и предельно широкой и предельно узкой трактовке сущности романа - приключенческое повествование, сосредоточенное на судьбах влюбленных, стремящихся к соединению, - первые романы были созданы еще в Древней Индии и независимо от того - в Греции (см. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ) и Риме (см. ДРЕВНИЙ РИМ) во II-IV вв. Так называемый греческий (эллинистический) роман - хронологически первая версия «авантюрного романа испытания» (М. Бахтин (см. БАХТИН Михаил Михайлович)) лежит у истоков первой стилистической линии развития романа, для которой характерны «одноязычность и одностильность»англоязычной критике повествования такого рода именуются romance).

Действие в «ромэнс» разворачивается в т«авантюрном времени», которое изъято из реального (исторического, биографического, природного) времени и представляет собой своего рода «зияние» (Бахтин (см. БАХТИН Михаил Михайлович)) между начальной и конечной точками развития циклического сюжета - двумя моментами в жизни героев-влюбленных: их встречей, ознаменованной внезапно вспыхнувшей обоюдной любовью, и их воссоединением после разлуки и преодоления каждым из них разного рода испытаний и искушений.

Промежуток между первой встречей и окончательным воссоединением наполнен такими событиями, как нападение пиратов, похищение невесты во время свадьбы, морская буря, пожар, кораблекрушение, чудесное спасение, ложное известие о смерти одного из влюбленных, заключение в тюрьму по ложному обвинению другого, грозящая ему смертная казнь, вознесение другого на вершины земной власти, неожиданная встреча и узнавание. Художественное пространство греческого романа - «чужой», экзотический, мир: события происходят в нескольких ближневосточных и африканских странах, которые описываются достаточно подробно (роман - своего рода путеводитель по чужому миру, замена географической и исторической энциклопедий, хотя в нем содержится и немало фантастических сведений).

Ключевую роль в развитии сюжета в античном романе играет случай, а также разного рода сны и предсказания. Характеры и чувства героев, их внешность и даже возраст остаются неизменными на всем протяжении развития сюжета. Эллинистический роман генетически связан с мифом, с римским судопроизводством и риторикой. Поэтому в таком романе множество рассуждений на философские, религиозные и моральные темы, речей, в том числе и произносимых героями на суде и построенным по всем правилам античной риторики: авантюрно-любовный сюжет романа - это и судебный «казус», предмет его обсуждения с двух диаметрально-противоположных точек зрения, pro и contra (эта контраверсность, сопряжение противоположностей сохранится как жанровая черта романа на всех этапах его развития).

В Западной Европе эллинистический роман, забытый на протяжении Средневековья, был заново открыт в эпоху Возрождения авторами позднеренессансных поэтик, создавашихся почитателями так же заново открытого и прочитанного Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ). Пытаясь приспособить аристотелевскую поэтикукоторой о романе ничего не говорится) к потребностям современной литературы с ее бурным развитием разного рода вымышленных повествований, гуманисты-неоаристотелики обратились к греческомутакже византийскому) роману как античному образцу-прецеденту, ориентируясь на который, следует создавать правдоподобное повествование (правдивость, достоверность - новое качество, предписываемое в гуманистических поэтиках романному вымыслу). Рекомендациям, содержавшимся в неоаристотелевских трактатах во многом следовали создатели псевдоисторических авантюрно-любовных романов эпохи барокко (М. де Скюдери (см. СКЮДЕРИ Мадлен де) и др.).

Фабула греческого романа не только эксплуатируется в массовой литературе и культуре 19-20 вв.тех же латиноамериканских телероманах), но и просматривается в сюжетных коллизиях «высокой» литературы в романах Бальзака, Гюго, Диккенса, Достоевского, А. Н. Толстого (трилогия «Сестры», «Хождение по мукам», «Восемнадцатый год»), Андрея Платонова («Чевенгур»), Пастернака («Доктор Живаго»), хотя в них же нередко пародируется («Кандид» Вольтера) и кардинально переосмысляется (целенаправленное разрушение мифологемы «священной свадьбы» в прозе Андрея Платонова и у Г. Гарсиа Маркеса).

Но роман к сюжету не сводим. Подлинно романный герой сюжетом не исчерпывается: он, по выражению Бахтина, всегда или «больше сюжета или меньше своей человечности». Он не только и не столько «человек внешний», реализующий себя в действии, в поступке, в адресованном всем и никому риторическом слове, сколько «человек внутренний», нацеленный на самопознание и на исповедально-молитвенное обращение к Богу и конкретному «другому»: такой человек был открыт христианством (Послания апостола Павла, «Исповедь» Аврелия Августина (см. АВГУСТИН Блаженный)), подготовившем почву для формирования европейского романа.

Роман, как жизнеописание «человека внутреннего», начал складываться в западноевропейской литературе в форме стихотворного, а затем прозаического рыцарского романа (см. РЫЦАРСКИЙ РОМАН) 12-13 вв. - первого повествовательного жанра Средневековья, воспринимаемого авторами и образованными слушателями и читателями как вымысел, хотя по традиции (также становящейся предметом пародийной игры) нередко выдававшийся за сочинения древних «историков». В основе сюжетной коллизии рыцарского романа ищущее компромисса неуничтожимое противостояние целого и отдельного, рыцарского сообщества (мифического рыцарства времен короля Артура (см. АРТУР (легендарный король))) и героя-рыцаря, который и выделяется среди других своими достоинствами, и - по принципу метонимии - является лучшей частью рыцарского сословия. В предназначенном ему свыше рыцарском подвиге и в любовном служении Вечной женственности герой-рыцарь должен заново осмыслить свое место в мире и в социуме, разделенном на сословия, но объединенном христианскими, общечеловеческими ценностями. Рыцарская авантюра не просто испытание героя на самотождественность, но и момент его самопознания.

Вымысел, авантюра как испытание самотождественности и как путь к самопознанию героя, сочетание мотивов любви и подвига, интерес автора и читателей романа к внутреннему миру персонажей - все эти характерные жанровые приметы рыцарского романа, «подкрепленные» опытом близкого ему по стилю и строю «греческого» романа, на закате Возрождения перейдут в роман Нового времени, пародирующий рыцарскую эпику и одновременно сохраняющий идеал рыцарского служения как ценностный ориентир («Дон Кихот» Сервантеса).

Кардинальное отличие романа Нового времени от романа средневекового - перенос событий из сказочно-утопического мира (хронотоп рыцарского романа - «чудесный мир в авантюрном времени», по определению Бахтина) в узнаваемую «прозаическую» современность. На современную, «низкую», действительность сориентирована одна из первых (наряду с романом Сервантеса) жанровых разновидностей новоевропейского романа - плутовской роман (см. ПЛУТОВСКОЙ РОМАН) (или пикареска), сложившийся и переживший расцвет в Испании во второй половине 16 - первой половине 17 в. («Ласарильо с Тормеса (см. ЛАСАРИЛЬО С ТОРМЕСА, Матео Алеман (см. АЛЕМАН-И-ДЕ-ЭНЕРО Матео), Ф. де Кеведо (см. КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС Франсиско). Генетически пикареска связана со второй стилистической линией развития романа, по Бахтину (ср. англоязычный термин novel как противоположность romance). Ей предшествует «низовая» проза античности и Средневековья, так и не оформившаяся в виде собственно романного повествования, к которой относятся «Золотой осел» Апулея (см. АПУЛЕЙ), «Сатирикон» Петрония (см. ПЕТРОНИЙ Гай), менипппеи Лукиана (см. ЛУКИАН) и Цицерона (см. ЦИЦЕРОН), средневековые фаблио (см. ФАБЛИО), шванки (см. ШВАНК), фарсы (см. ФАРС (в театре)), соти (см. СОТИ) и другие смеховые жанры, связанные с карнавалом (карнавализованная литература, с одной стороны, противопоставляет «человеку внутреннему» «человека внешнего», с другой - человеку как социализированнму существу («официальный» образ человека, по Бахтину) человека природного, приватного, бытового. Первый образец плутовского жанра - анонимная повесть «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (1554) - пародийно сориентирована на жанр исповеди и выстроен как псевдоисповедальное повествование от лица героя, нацеленное не на покаяние, а на самовосхваление и самооправдание (Дени Дидро (см. ДИДРО Дени) и «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского). Автор-иронист, прячущий за героем-повествователем, стилизует свой вымысел под «человеческий документ» (характерно, что все четыре сохранившихся издания повести анонимны). Позднее от жанра пикарески ответвятся подлинные автобиографические повествования («Жизнь Эстебанильо Гонсалеса»), уже стилизованные под плутовские романы. В то же время пикареска, утратив собственно романные свойства, превратится в аллегорический сатирический эпос (Б. Грасиан).

Первые образцы романного жанра обнаруживают специфически-романное отношение к вымыслу, который становится предметом двусмысленной игры автора с читателем: с одной стороны, романист приглашает читателя поверить в достоверность изображаемой им жизни, погрузиться в нее, раствориться в потоке происходящего и в переживаниях героев, с другой - то и дело иронически подчеркивает вымышленность, сотворенность романной действительности. «Дон Кихот» - роман, в котором определяющим началом является проходящий через него диалог Дон Кихота и Санчо Пансы, автора и читателя. Плутовской роман - это своего рода отрицание «идеального» мира романов первой стилистической линии - рыцарских, пасторальных, «мавританских». «Дон Кихот», пародируя рыцарские романы, включает в себя романы первой стилистической линии на правах объектов изображения, создавая пародийные (и не только) образы жанров этих романов. Мир сервантесовского повествования распадается на «книгу» и «жизнь», но граница между ними размыта: герой Сервантеса проживает жизнь как роман, претворяет задуманный, но не написанный роман в жизнь, становясь автором и соавтором романа своей жизни, в то время как автор под маской подставного арабского историка Сида Ахмета Бененхели - становится персонажем романа, не выходя в то же время из своих других ролей - автора-издателя и автора-творца текста: начиная с пролога к каждой из частей он собеседник читателя, которому также предлагается включиться в игру с текстом книги и текстом жизни. Таким образом, «донкихотская ситуация» развертывается в стереометрическом пространстве трагифарсового «романа сознания», в сотворение которого вовлечены три основных субъекта: Автор - Герой - Читатель. В «Дон Кихоте» впервые в европейской культуре зазвучало «трехмерное» романное слово - наиболее яркая примета романного дискурса.

Подобно тому, как роман Сервантеса объединяет обе стилистические линии развития романа, традиции риторического и карнавального дискурсов, английские романисты эпохи Просвещения (Д. Дефо (см. ДЕФО Даниель), Г. Филдинг (см. ФИЛДИНГ Генри), Т. Смоллетт (см. СМОЛЛЕТТ Тобайас Джордж)) примиряют первоначально несовместимые друг с другом роман «сервантесовского типа» и пикареску, создав «роман большой дороги», который, в свою очередь, абсорбирует опыт зародившегося в раннеренессансной Италии («Фьяметта» Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни)) и окончательно оформившегося во Франции в 17 в. («Принцесса Клевская» М. де Лафайет (см. ЛАФАЙЕТ Мари Мадлен)) психологического романа, а также черты идиллии. Традиции английского любовно-сентиментального и семейно-бытового романа эпохи Просвещения (С. Ричардсона (см. РИЧАРДСОН Сэмюэл), О. Голдсмита (см. ГОЛДСМИТ Оливер)) будут подхвачены романистами 19-20 в. Впитав, в свою очередь, опыт оформившегося также в Англии под пером В. Скотта (см. СКОТТ Вальтер) исторического романа, в специфически русском культурном контексте возникнет жанр романа-эпопеи (Л. Н. Толстой), который через столетия сопоставит в единой художественной структуре две противоположности - эпос и роман, еще раз подтвердив коренную особенность романа - его сущностную контраверсность и диалектику его внутренней формы.

Способность романа к постоянному самообновлению на всем протяжении его жизни в культуре Нового и Новейшего времени подтверждается регулярным появлением романов-пародий на те или иные тяготеющие к канонизации образцы жанра: пародийное и самопародийное начало присутствует в прозе Филдинга, Стерна (см. СТЕРН Лоренс), Виланда (см. ВИЛАНД Кристоф Мартин), Диккенса, М. Твена (см. ТВЕН Марк), Джойса (см. ДЖОЙС Джеймс), Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), Достоевского, Набокова (см. НАБОКОВ Владимир Владимирович), Г. Гарсиа Маркеса и др.. Большинство романов-пародий и самопародий могут быть названы «самосознательными романами» или метароманами, т.е.текстами, основанными на пародийной цитации и ироническом переосмыслении чужих текстов. У истоков этой традиции также находится первый «образцовый» роман Нового времени - «Дон Кихот».

Многообразие романной традиции, отражающее неисчерпаемость самого жанра, проявляется и в появлении специфически-национальных разновидностей жанра: «романа воспитания» в Германии (Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Т.Манн (см. МАНН Томас)), романа-эпопеи в России, «романа о диктаторе» в Латинской Америке, детективного романа в Англии.

Полезные сервисы

августин блаженный

Энциклопедический словарь

АВГУСТИН Блаженный - АВГУСТИ́Н Блаженный (Аврелий Августин, лат. Aurelius Sanctus Augustinus) (13 ноября 354, Тагаст, Нумидия; ныне Суюк-Ахрас, близ Аннабы, Алжир - 28 августа 430, Гиппон Регий, также близ Аннабы), христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики (см. ПАТРИСТИКА); родоначальник христианской философии истории (см. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ) (сочинения «О граде божием»); «земному граду» - государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» - церковь. Развил учение о благодати и предопределении (см. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ), отстаивал его против Пелагия (см. Пелагианство (см. ПЕЛАГИАНСТВО)). Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь», изображающая становление личности. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до 13 в.

Августин происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние матери-христианки Моники (см. МОНИКА), но долгое время сохранял религиозную индифферентность. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (с 374). Увлечения большого города не обошли его стороной: с горечью он вспоминает о кутежах, которыми предавался со своими сверстниками. Беспорядочные связи вскоре сменились конкубинатом с любимой женщиной, хотя союз их и не был освящен законом и церковью. В конце 370-х гг. пережил увлечение манихейством (см. МАНИХЕЙСТВО), а в начале 380-х гг. - скептицизмом (см. СКЕПТИЦИЗМ). В 383 переехал в Рим, а вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с епископом Амвросием Медиоланским и начал изучать сочинения неоплатоников (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) и послания апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)). Весной 387 принял крещение. В 388 вернулся в Северную Африку; с 391 - пресвитер, а с 395 вплоть до смерти - епископ города Гиппон Регий.

Сочинения и основные этапы творчества

Многоплановое наследие Августина, одно из самых значительных в истории патристики (ок. 100 трактатов, несколько сот писем и проповедей, частью весьма обширных), сравнительно хорошо сохранилось. В творчестве Августина можно выделить три основных периода. Для первого периода (386-395) характерны влияние античной (преим. неоплатонической) догматики, отвлеченная рассудочность и высокий статус рационального: философские «диалоги» («Против академиков», «О порядке», «Монологи», «О свободном решении»), цикл антиманихейских трактатов.

Второй период (395-410) отмечен преобладанием экзегетической и религиозно-церковной проблематики: «О кн. Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, ряд моральных трактатов и «Исповедь», подводящая первые итоги духовного развития Августина; антиманихейские трактаты уступают место антидонатистским (см. ДОНАТИСТЫ). В третий период (410-430) его занимают в первую очередь вопросы сотворения мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских (см. ПЕЛАГИАНСТВО) трактатов и во многом итоговое сочинение «О граде божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах». Некоторые важнейшие трактаты писались с перерывами многие годы: «О христианской науке» (396-426), «О Троице» (399-419).

Учение Августина органично соединяет теологию Востока с вниманием Запада к психологии и антропологии. Один их крупнейших представителей христианского неплатонизма (платоники «ближе всех к нам» - De Civ.D. VIII 5), Августин со своим небывалым доселе интересом к человеческой личности и человеческой истории выступает родоначальником европейского «субъектоцентрического» и исторического сознания. Далекий от строгого систематизма, он объединяет в идее христианского индивидуума четыре основные группы проблем: онто-теологию, психологическую антропо-гносеологию, моральную психологию и, наконец, их мистико-эсхатологическую проекцию - историческую тео-антропологию «Града»; их внешним обрамлением служат экзегетика и герменевтика.

Онто-теология Августина отдает дань традиционному для христианского неоплатонизма примату бытия перед сознанием: неизменное, самотождественное и вечное благо, бытие Божье - исходная высшая реальность (vere summeque est - De lib. arb. II 15,39) для индивидуального сознания, превышающая понятие субстанции и прочие категории (De trin. V 1,2; VII 5,8). Но разум вынужден прибегать к ним, чтобы помыслить Бога или как запредельный свет, или как высшую субстанцию, средоточие вечных идей-парадигм (De div.qu. 83, 46,2), - хотя полное познание Бога невозможно. Абсолютная Индивидуальность (Persona Dei - De Trin. III 10,19) - субстанциальное единство «персон»-ипостасей (una essentia vel substantia, tres autem personae - ib. V 9,10). Субстанциальность изменчивых вещей определяется причастностью высшему бытию и характеризуется формой как совокупностью существенных качеств (Ер. 11,3; De Civ. D. XII 25). Материя - некачественный субстрат, способный приобретать форму (Conf. XII 28; XIII 2).

Антропология и гносеология

Онто-теология Августина находит развитие в антропологии и гносеологии. Человеческая индивидуальность, субстанциальная по причастности Абсолюту, структурно изоморфна ему. Человек как «идеальный» субъект представляет собой единство трех «ипостасей» - ума, воли и памяти, - т. е. сочетание авторефлексивной интенциональности (см. ИНТЕНЦИЯ) и «субъективно-исторической» объемности индивидуального сознания. Ум сам на себя обращает направленность воли (intentionem voluntatis - De Trin. X 9,12), т. е. всегда себя сознает, всегда желает и помнит: «Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил» (De Trin. X 11,18 cp. IX 4,4; X 3,5; De lib. arb. III 3,6 сл.).

Это структурное единство гарантирует психологическую самотождественность всякого конкретно-эмпирического «я» - «след таинственного единства» (Conf. I 20,31). Однако, говоря о субъекте психологии и гносеологии, Августин сочетает с традиционной онто-центрической позицией принципиально иной ход мысли, неведомый ни античности, ни предшествующей патристике. Сомнение не всесильно, ибо психологический факт сомнения свидетельствует о существовании сомневающегося субъекта. Тезис: «Я сомневаюсь (или: я ошибаюсь), следовательно, я существую» (De lib. arb. II 3,7; Sol. II 1,1; De ver. rel. 39,73; De Trin. X 10,14; De Civ. D. XI 26), не получивший у Августинаотличие от Декарта (см. ДЕКАРТ Рене)) универсального методологического статуса, призван, тем не менее, обосновать существование самого сознания, а тем самым - достоверность высшего бытия, объективность и несомненность истины.

Сохраняя свой абсолютный масштаб, Бог обретает контр-масштаб в человеческом сознании. Для разума непосредственно очевидно его собственное существование: ум, воля и память, или «быть, знать и хотеть» (Conf. XIII 11,12), являются такой же предельной данностью, как и бытие Божье. Логический приоритет самопознания (которое, однако, принципиально возможно лишь в силу причастности к высшему бытию), а следовательно, и психологической интроспекции (см. ИНТРОСПЕКЦИЯ) , объясняется тем, что познающий субъект занимает центральное положение между низшей (чувственной) и высшей (умопостигаемой) сферами, не будучи полностью подобен первой и адекватен второй: чувственное он «поднимает» до себя, к умопостигаемому возвышается путем умозрения под высшим водительством.

Путь познания - восхождение ведомого верой разума к Богу, - имеет низшую ступень, чувственное восприятие (Бог познается и через творения - De Trin. XV 6,10). Восприятия упорядочиваются «внутренним чувством» (sensus interior - De lib. arb. II 3,8 сл.), первичной инстанцией самооценки и психологической интроспекции. Знание о чувственных вещах возникает в результате рефлексии разума (mens, ratio, intellectus) над чувственными данными. Кульминация познания - мистическое прикосновение к высшей истине (вариант неоплатонической «иллюминации»), просветление умопостигаемым светом, в равной мере интеллектуальное и моральное (De Trin. VIII 3,4; De Civ.D. XI 21). Так соединяются две цели познания, «Бог и душа» (Sol. I 2,7):«Возвратись в себя - истина обитает во внутреннем человеке» (De ver. rel. 39,72). Поэтому особую важность для Августина приобрела проблема времени - внутреннего (переживание «перетекания» времени) и внешнего (объективное время как мера становления, возникающая вместе с веществом и пространством - Conf. XI 4 сл.).

О морали

В области морально-психологических проблем, которые Августин сводил к двум основным вопросам: каким должен быть человек и насколько это в его силах, - взгляды Августина претерпели значительную эволюцию. В произведениях первого периода («О свободном решении» и др.) разрабатывалась классическая теодицея (см. ТЕОДИЦЕЯ), основанная на идее рационалистически и эстетически понимаемого мирового порядка. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной «благости» всего сущего: «Всякая природа, которая может стать хуже, хороша» (De lib. arb. III 13,36).

Бог не отвечает за зло, которое является лишь отсутствием субстанции (блага), и носит моральный характер: единственным источником зла является злая воля. Чтобы мораль была возможна, субъект должен быть свободен от внешнейт. ч. сверхъестественной) причинности и способен выбирать между добром и злом. Моральность состоит в следовании нравственному долгу: сама идея о нравственном законе выступает как достаточный мотив (хотя содержание закона имеет богооткровенный характер). В сер. 390-х гг. эта схема переживает кризис под влиянием растущего внимания Августина к психологии морального выбора.

В «Исповеди» он описывает динамику интимно-духовных процессовкоторой античные и предшествующие христианские авторы были гораздо менее внимательны), приходя к выводу, что человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Параллельно на основе изучения посланий апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)) у Августина начинает складываться концепция предопределения; она достигает завершения в антипелагианских трактатах 3 периода («О благодати и свободном решении», «О предопределении святых» и др.) и приводит Августина к окончательному разрыву с этическим рационализмом. После грехопадения Адама люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Основания такого предпочтения непостижимы: в справедливость высших решений можно только верить. Тем самым Августин бесповоротно утверждает примат веры над разумом: мы не можем знать всего, во что верим (De praed. sanct. 2). «Уверуй, чтобы уразуметь» (Serm. XLIII 3,4) - кредо зрелого и позднего творчества Августина.

Его кульминацией является эсхатология (см. ЭСХАТОЛОГИЯ) и историческая тео-антропология трактата «О Граде Божьем», вводящая в философский обиход идеи морального прогресса и линейного исторического времени.«Град земной» и «Град Небесный» - символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических («любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя» - XIV 28) мотивов. Моральную историю человечества Августин начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству, состоянию «невозможности грешить» (XXII 30). Цель истории свершится не на земле: земные государства - «разбойничьи шайки» (IV 4), необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество праведных и будет тем Градом, который не от мира сего.

Экзегетика (см. ЭКЗЕГЕТИКА) и герменевтика (см. ГЕРМЕНЕВТИКА) Августина развивает традиции Александрийской школы, рассматривая текст Писания как совокупность «знаков», имеющих теологическое, историческое и моральное значение. Способы их истолкованият. ч. с помощью свободных наук) - тема трактата «О христианской науке», обширных комментариев на кн. Бытия и трех заключительных книг «Исповеди». Августин создал целостное (хотя и не оформленное систематически) учение, которое на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада и до сих пор конкурирует с томизмом, (см. ТОМИЗМ) находя приверженцев среди католических богословов. Концепция предопределения послужила вдохновляющей основой для протестантизма Лютера (см. ЛЮТЕР Мартин) и Кальвина (см. КАЛЬВИН Жан), а персоналистские религиозно-психологические мотивы составили другую линию влияния, ведущую через Паскаля (см. ПАСКАЛЬ Блез) к Кьеркегору (см. КЬЕРКЕГОР Серен) и экзистенциализму (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ). В православии Августин - блаженный, католической же церковью он канонизирован (см. КАНОНИЗАЦИЯ) как святой.

Полезные сервисы

фонология

Лингвистика

Фоноло́гия

(от греч. φωνή - звук и λόγος - слово, учение) - раздел языкознания, изучающий структурные и

функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология

как семиотическая дисциплина отличается от

собственно фонетики, изучающей речь в её физическом, акустико-артикуляционном

аспекте; внутренняя связанность (неавтономность) этих дисциплин

отражается в назывании фонологии функциональной фонетикой (А. Мартине);

иногда термин «фонетика» употребляется как родовой, покрывая то, что

относится к фонологии. Как и другие термины, обозначающие разделы

лингвистики («грамматика», «морфология», «синтаксис»),

термин «фонология» одновременно означает и определённый фрагмент

(ярус) языковой системы, т. е. применяется и

к объекту изучения, и к его научной модели.

В целом можно сказать, что фонология изучает различия и тождество

звуковых элементов языка, значимое в плане выполнения ими трёх

функций - дистинктивной, делимитативной и кульминативной. Важнейшая из

них - дистинктивная (различительная) функция связана с

фонетическим опознаванием и семасиологическим

отождествлением (отличением) значимых единиц

языка - слов, морфем. В соответствии с этим дистинктивная

функция может расщепляться на перцептивную (опознавательную) и

сигнификативную (смыслоразличительную) функции; в сфере

перцептивной функции звуковые элементы связаны отношением

контраста, в сфере сигнификативной функции - отношением оппозиции. Первые принадлежат одному

инварианту в качестве его вариативной области; вторые принадлежат разным

инвариантам. Например, в испанском языке звуки

[b] - [β] и [d] - [ð] находятся в отношении контраста, а [b] - [d] и

[β] - [ð] - в отношении оппозиции. Делимитативная

(разграничительная) функция связана с сигнализацией границ слов и

морфем: звуковые элементы могут использоваться как пограничные

сигналы - положительные (сигнал наличия границы, или стыка) и

отрицательные (сигнал отсутствия границы). Это оказывается возможным

благодаря различным ограничениям на встречаемость тех или иных

звуковых элементов в речевых последовательностях. Например, начало

слова отмечено фиксированным ударением в чешском

языке и кнаклаутом (твёрдым приступом) в немецком языке (примеры положительных пограничных

сигналов); в исходе слова невозможен любой шумный согласный (кроме s) в

древнегреческом языке и долгий гласный в языке

ганда, поэтому шумные согласные в

древнегреческом и долгие гласные в ганда служат отрицательными

пограничными сигналами, указывая на отсутствие конца слова. Единицы,

обозначающие морфемный и словесный стык, называют диэремами

(М. В. Панов). Кульминативная функция состоит в обеспечении

целостности и выделенности слова; это достигается, например,

благодаря ударению или сингармонизму.

Звуковые единицы, изучаемые в фонологии, бывают различных видов в

соответствии с уровнями анализа.

В фонологии различаются 2 уровня - сегментный и суперсегментный (просодический). Сегментный уровень

содержит единицы, выделяемые на основе так называемого двойного

лингвистического членения (сегментации) - с

опорой на план содержания [предложение - синтагма (словосочетание) - словоформа - морфа - фонема] и с опорой на план выражения [фраза - фонетическое слово (речевой такт) - слог - звук]. Единицы

второго ряда в целом выступают по отношению к единицам первого ряда как

их реализация в речи, хотя однозначного соответствия между ними нет.

Суперсегментный уровень содержит единицы, определяемые

относительно сегментных единиц, превышающих минимальную, в связи с чем

говорят о просодии слога, слова, фразы (см. Акцентология).

Основная фонологическая единица сегментного уровня - фонема, образующая минимальный и предельный

линейный элемент языка (для некоторых языков Юго-Восточной Азии

функционально минимальной считается более крупная единица - силлабема, соответствующая в

фонетическом отношении слогу «фонемных» языков); подраздел фонологии,

занимающийся теорией и описанием фонем, иногда называют

фонемикой (этот термин порой неправомерно распространяется

на всю фонологию). Фонемная сегментация речевых

последовательностей - это процедура превращения звукового

континуума в последовательность дискретных единиц, носящая условный

характер, так как фонемы обычно не совпадают с теми физическими

сегментами, которые трактуются как их реализации. Подобно другим

единицам языка, фонемы имеют два способа существования - в системе и в

тексте, в связи с чем различаются фонологическая парадигматика и фонологическая синтагматика (см. Система языковая). Центральное понятие

фонологической парадигматики - оппозиция фонем, фонологической синтагматики -

позиция фонемы в составе семиологических и фонационных единиц: первые (морфемы) являются

контекстом семиотического функционирования фонем, вторые (фонетическое

слово, слог) - контекстом их физической реализации. Позиция в целом

определяется как условие реализации фонем в плане сохранения ими своей

тождественности (отличимости). Существуют 2 типа позиций -

конститутивные (определяющие реализацию фонем в зависимости от их

места в структуре более крупной единицы, например в ударном или

безударном слоге слова) и комбинаторные

(определяющие реализацию фонем в зависимости от их

непосредственного фонетического окружения, например гласные после

твёрдых и мягких согласных в русском языке).

С функциональной точки зрения различаются сильные и слабые позиции, в

зависимости от того, способствуют ли они или затрудняют выполнение

фонемой сигнификативной и перцептивной функции (см. Московская фонологическая школа).

При фонологическом описании языка синтагматическая идентификация

фонем предшествует их парадигматическому упорядочению. Фонемная

идентификация осуществляется на основе позиционного анализа

звуков, приводящего к группировке их в альтернационные ряды (ряды

взаимоисключающих в одной и той же позиции звуков), каждый из которых

представляет отдельную фонему (см. Чередование), и субституционные ряды (ряды

взаимозаменяемых в одной и той же позиции звуков), представляющие разные

фонемы. Например, в формах [дом] - [дама́] и [том] - [тама́] звуки д - т

входят в субституционный ряд, реализуя фонемы [т] - [д], маркирующие

различие слов, а звуки о - а первого слога входят в альтернационный ряд,

образуя позиционные разновидности фонемы [о]. Важное место в

синтагматической фонологии занимает фонотактика - выявление

закономерностей сочетания фонем; эта задача нередко решается с

привлечением аппарата статистического анализа.

Фонологическая парадигматика строится как система фонемных оппозиций,

среди которых выделяются 2 основных типа - дизъюнкции

(противопоставления по нескольким основаниям) и корреляции

(противопоставления по одному основанию). Например, в англ. sin ‘грех’ - win ‘выигратьоппозиция [s] : [w] дизъюнктивна, а в

tale ‘рассказ’ - dale

долинаоппозиция [t] : [d] коррелятивна. Корреляции образуют ядро

фонологической системы, они обычно пропорциональны, т. е.

охватывают целые серии фонем (например, корреляция по глухости -

звонкости), и во многих языках подвержены нейтрализации, т. е. синтагматическому снятию

противопоставленности. Оппозиции могут оцениваться с точки зрения

их функциональной нагрузки, мерой которой является как число

минимальных пар, т. е. число слов (морфем), различаемых только данной

парой фонем, образующих оппозицию, так и число мест (позиций),

занимаемых членами оппозиции в синтагматической цепи.

Анализ оппозиций осуществляется с помощью набора преимущественно

бинарных различительных признаков (РП), физическим субстратом

которых являются артикуляционные и/или акустические свойства звуков (например,

огублённость - неогублённость, резкость - нерезкость и т. п.). По

своему проявлению РП делятся на ингерентные (ограниченные фонемой) и

просодические (проявляющиеся в сегментах,

превышающих фонему). Это деление условно, так как один и тот же признак

может в одном языке быть ингерентным, в другом языке - просодическим

(суперфонемным). Например, долгота - ингерентный РП гласных в немецком языке и просодический (слоговой) - в балтийских языках. В практике лондонской школы многие РП, обычно трактуемые как

ингерентные (аспирация, назализация,

глоттализация и др.), получают супрафонемную трактовку как

просодии.

Существует также функциональная классификация РП на дифференциальные

(обеспечивающие противопоставленность данной фонемы хотя бы

одной другой) и интегральные (не создающие фонемной оппозиции). Один и

тот же признак может быть дифференциальным для одних фонем и

интегральным для других; например, глухость в русском языке

дифференциальна для [к] (есть оппозиция с [г]) и интегральна для [х].

Иногда в аналогичном значении употребляются понятия релевантных

(существенных) - нерелевантных (несущественных) признаков, однако

это не вполне корректно, так как интегральные РП не менее существенны

для описания фонологической системы, чем дифференциальные (это

особенно ясно проявляется, например, при описании фонологической интерференции). В другом аспекте можно

говорить о необходимых и избыточных РП: первые, в отличие от вторых, не

предсказываются автоматически по другим признакам. Например, в русском

вокализме признак огублённости однозначно

предсказывает признак заднерядности (парадигматическая избыточность);

такие отношения признаковой детерминации наблюдаются по языкам и для

синтагматики (фонотактики). В операциональном плане различают

первичные РП (имеющие реальный физический субстрат) и покрывающие РП

(обобщенные признаки, охватывающие несколько первичных). Например, в

концепции Дж. Фоли фигурирует покрывающий РП силы, охватывающий

первичные РП места и способа образования согласных; с помощью таких РП

достигается более чёткая и простая формулировка правил, описывающих

фонетические процессы в синхронии и диахронии. Природа и структура РП,

возможности их иерархического упорядочения в типологическом плане - одна из главных

дискуссионных тем в фонологии 70-80‑х гг. 20 в.

Принципы сегментной фонологии в целом применимы и к суперсегментному

уровню, для которого нет, однако, столь же общепризнанной единицы, как

фонема. Иногда пользуются общим понятием «просодема»,

предлагались более конкретные единицы - интонема (для интонации), тонема (для тона), стронема (для ударения), хронема (для долготы), но в

употреблении остались лишь два первых термина. Трудности выделения

суперсегментных единиц обусловлены тем, что материально они часто

эквивалентны одному признаку (например, долгота, высота тона), тогда

как фонема - всегда комплекс признаков. Закономерности суперсегментного

уровня изучены по языкам меньше, чем сегментного.

Спорным в фонологии является понимание её статуса среди других

разделов лингвистики. Для одних школ и направлений фонология автономна

(лондонская школа, ленинградская

фонологическая школа, американская дескриптивная лингвистика), для других - в той или

иной степени подчинена грамматике (московская фонологическая школа,

генеративная лингвистика); признание

автономности фонологии ведёт к выделению особого раздела - морфонологии со своей единицей - морфонемой. По-видимому, степень

автономности фонологии может ставиться в зависимость от типа языка:

для флективных языков связанность фонологии с

грамматикой более органична, чем, например, для изолирующих.

Фонология зародилась в России в 70-80‑х гг. 19 в., создатель

фонологии - И. А. Бодуэн де Куртенэ (см. Казанская лингвистическая школа); в формировании

общей теории фонологии велика роль Л. В. Щербы, Н. Ф. Яковлева,

Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона. Как самостоятельная дисциплина

окончательно оформилась в 30‑х гг. 20 в. в Европе (пражская лингвистическая школа, лондонская школа

Д. Джоунза) и в США (как раздел дескриптивной лингвистики). В СССР

сложились две школы - ленинградская (Щерба, Л. Р. Зиндер,

М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и другие) и московская (Р. И. Аванесов,

В. Н. Сидоров, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, Панов и другие),

основное различие между которыми состоит в том, что для первой в центре

внимания находится различение звуковых оболочек значимых единиц языка, а

для второй - тождество этих единиц. Поэтому идентификация фонем в

ленинградской школе опирается на фонетическую самотождественность,

а в московской - на семиотическую самотождественность фонем как

компонентов морфем. К 30‑м гг. 20 в. относится и зарождение

диахронической фонологии как результата переноса

фонологических принципов в историческую фонетику на базе системного

подхода к языку. Для развития диахронической фонологии первостепенную

роль сыграли работы Е. Д. Поливанова и Якобсона, позже значительный

вклад внёс А. Мартине. В СССР теория диахронической фонологии

развивается в трудах М. И. Стеблина-Каменского, В. Я. Плоткина,

Г. С. Клычкова, М. В. Раевского, а на основе концепции московской

фонологической школы - В. К. Журавлёвым, О. С. Широковым,

Л. Л. Касаткиным. За рубежом в диахроническую фонологию широко

проникли идеи генеративной фонологии, которая в США возникла как

попытка преодоления структуралистского

схематизма и статичности дескриптивной лингвистики. В центре внимания

генеративной фонологии - правила преобразования исходных символов морфем

в фонетическую запись; основная единица, на которой базируются

правила, - РП. Генеративная фонология в её каноничном виде создана

Н. Хомским и М. Халле (1968), но сразу же появились ответвления и

контртеории, подвергающие пересмотру основы генеративизма в

фонологии, в результате чего в 70‑х гг. 20 в. сложилась так называемая

естественная фонология, также представленная различными

течениями. Её основной принцип - ориентация на реального, а не

идеального говорящего, а отсюда - разработка правил, лишённых

абстрактных допущений (так называемых глубинных единиц) и оперирующих наблюдаемыми

элементами. Генеративная и естественная фонология нашли сторонников и

в Европе, но в целом здесь господствуют разновидности фонологии, близкие

к пражской.

Глисон Г., Введение в дескриптивную лингвистику, пер. с

англ., М., 1959;

Мартине А., Принцип экономии в фонетических изменениях,

пер. с франц., М., 1960;

Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М.,

1960;

Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962;

Дукельский Н. И., Принципы сегментации речевого потока,

М. - Л., 1962;

Бодуэн де Куртенэ И. А., Избранные труды по общему

языкознанию, т. 1-2. М., 1963;

Основные направления структурализма, М., 1964;

Панов М. В., Русская фонетика, М., 1967;

Пражский лингвистический кружок. Сборник статей, М., 1967;

Поливанов Е. Д., Статьи по общему языкознанию, М.,

1968;

Реформатский А. А., Из истории отечественной фонологии, М.,

1970;

Общее языкознание. Внутренняя структура языка, М., 1972;

Зиндер Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979;

Бондарко Л. В., Фонетическое описание языка и

фонологическое описание речи, Л., 1981;

Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф., Современная

американская фонология, М., 1981;

Касевич В. Б., Фонологические проблемы общего и восточного

языкознания, М., 1983;

Журавлёв В. К., Диахроническая фонология, М., 1986;

Hockett Ch., A manual of phonology, Balt.,

1955;

Firth J. R., Papers in linguistics. 1934-1951,

L.. [1958];

Jones D., The phoneme: Its nature and use,

[3 ed., Camb., 1967];

Chomsky N., Halle M., The sound pattern

of English, N. Y., 1968;

Jakobson R., Selected writings, 2 ed., v. 1, The

Hague, 1971;

Ladefoged P., Preliminaries to linguistic

phonetics, Chi. - L., [1973];

Pilch H., Phonemtheorie, 3 Aufl., Bd 1, Basel,

1974;

Hyman L. M., Phonology: theory and analysis,

N. Y., [1975];

Foley J., Foundations of theoretical phonology,

Camb., 1977;

Hagège C., Haudricourt A., La phonologie

panchronique, P., 1978;

Goldsmith J. A., Autosegmental phonology, N. Y. -

L., 1979;

Altmann G., Lehfeldt W., Einführung in

die quantitative Phonologie, Bochum, 1980;

The structure of phonological representations, pt 1-2,

Dordrecht - Cinnaminson, 1982;

Dauses A., Grundbegriffe der Phonologie.

Synchrone Beschreibung des Phonems und Modelle diachronischer

Betrachtung, Stuttg., 1985;

Dependency and non-linear phonology, L. - [a. o.],

1986.

В. А. Виноградов.

Полезные сервисы