I м.
Специалист в области эстетики [эстетика I 1.].
II м.
Специалист в области эстетики [эстетика II], дизайна.
III м. устар.
1. Поклонник всего изящного, прекрасного; эстет 1..
2. Приверженец эстетизма [эстетизм 2.], эстетизации; эстет 2..
I м.
Специалист в области эстетики [эстетика I 1.].
II м.
Специалист в области эстетики [эстетика II], дизайна.
III м. устар.
1. Поклонник всего изящного, прекрасного; эстет 1..
2. Приверженец эстетизма [эстетизм 2.], эстетизации; эстет 2..
ЭСТЕ́ТИК [тэ], эстетика, муж.
1. Человек, проникнутый эстетизмом (см. эстетизм в 1 знач.), поклонник и ценитель красоты (книжн.). «Развитой человек обязательно должен быть эстетиком.» Чехов.
2. Теоретик искусства (иск.).
-а, м.
1. устар.
То же, что эстет.
[Пикарцев:] Первое, что привлекает внимание эстетика, это изящество формы. Все прекрасное находит во мне ценителя. А. Островский, Старое по-новому.
- Развитой человек обязательно должен быть эстетиком. Не правда ли? А у вас тут черт знает что! Постель не прибрана, помои, сор… вчерашняя каша на тарелке… тьфу! Чехов, Анюта.
2. Теоретик искусства, специалист по эстетике.
Ничего нет хуже, Володя, наших эстетиков, взявших напрокат свои теории в западных Европах, да и то задним числом. Мамин-Сибиряк, Письмо В. Н. Мамину, 3 марта 1884.
эсте́тик, эсте́тики, эсте́тика, эсте́тиков, эсте́тику, эсте́тикам, эсте́тиком, эсте́тиками, эсте́тике, эсте́тиках
I ж.
1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, в природе и жизни.
2. Система взглядов на искусство или на какой-либо его вид, которой придерживается кто-либо.
II ж.
Оформление интерьеров, художественное конструирование предметов и проектирование изысканного облика промышленных изделий; дизайн.
ЭСТЕ́ТИКА [тэ], эстетики, мн. нет, жен.
1. Наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии (иск.).
|| Система взглядов на искусство, которой придерживается кто-нибудь (книжн.). Эстетика Пушкина. «Каждый класс несет с собой эстетику, если у него свой образ жизни, свой подход к действительности.» Луначарский.
2. То же, что эстетизм (книжн.). «Марианна восставала на эстетику.» А.Тургенев.
ЭСТЕТИКА - жен., греч. ученье или теория об изящном, об изяществе в художествах. -тическое чувство или вкус, изящный. Эстетик, теорик в изящных искуствах.
Эстетика
[тэ́], -и, только ед., ж.
1) Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в художественном творчестве, в природе и в жизни.
Огай решил подкрепить свои позиции авторитетом Гартмана, начал печатать... его трактат по эстетике (Г. Иванова).
2) Система чьих-л. взглядов на искусство.
Эстетика Аристотеля.
Эстетика импрессионистов.
3) Красота, художественность в оформлении, организации чего-л.
Эстетика быта.
Изучение эстетики праздника с его ритуалами, архаическими чертами, уже утраченными в обыденной жизни, позволяет проникнуть в глубинные пласты сознания народа, в его эмоциональный мир, всесторонне представить духовную культуру той или иной эпохи (Даркевич).
Родственные слова:
эсте́тик устар., разг., эстетиза́ция, эстети́ческий (эстетическая концепция), эсте́тный разг. (эстетные крайности), эстети́чный (эстетичный плакат)
Этимология:
От немецкого Ästhetik (← греч. aisthētikos ‘относящийся к чувственному восприятию’, ‘чувствующий’, ‘чувственный’). Восходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Баумгартена (1750 г.).
Культура речи:
Эстетика различается значением со словами эсте́тство ‘чрезмерное пристрастие к внешним формам в ущерб содержательной стороне произведения’ (эстетство поэта) и эстети́чность - ‘изящность’, ‘красивость’ (эстетичность движений).
Энциклопедический комментарий:
Эстетика как особая дисциплина выделяется в XVIII в. у А. Баумгартена, введшего термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственности знаний" - низшей теории познания, дополняющей логику. У И. Канта эстетика - наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII-начала XIX в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, Средневековья и, в значительной мере, нового времени была проблема прекрасного.
ЭСТЕ́ТИКА1́, -и, ж
Система чьих-л. или каких-л. взглядов на искусство или его вид.
Он придумывал свои самолеты, исходя из эстетики, а не из математики: ему нравились формы (Б. Вас.).
ЭСТЕ́ТИКА2́, -и, ж
Раздел философии, изучающий особую сферу ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей, сущность и формы прекрасного в искусстве, художественном творчестве, в природе и в жизни.
В начале мира было знание о мире, то есть образ мира. Что и есть по любой системе эстетики основа творчества (А. Битов).
ЭСТЕ́ТИКА [тэ́], -и; ж. [от греч. aisthētikos - чувствующий, чувственный]
1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи.
2. Система чьих-л. или каких-л. взглядов на искусство. Э. Пушкина. Э. хорового пения. Музыкальная э. Э. реализма.
3. Красота, художественность в чём-л.; дизайн (2 зн.). Э. одежды. Э. быта. Техническая э.
* * *
эсте́тика (от греч. aisthētikós - чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в XVIII в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» - низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика - наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII - начале XIX вв. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.
* * *
ЭСТЕТИКА - ЭСТЕ́ТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный), система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития. Эстетика - философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в художественном творчестве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры. Эстетика - система знаний о художественной и эстетической практике человечества.
История представлений об эстетике
В истории предмет и задачи эстетики менялись. Вначале она была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа (см. СОКРАТ) начинается процесс отделения эстетики от философии. Для Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) эстетика - это общефилософские проблемы поэтики, природы красоты и искусства; для Платона (см. ПЛАТОН (философ)) - вопросы государственного контроля над искусством и роль последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана (см. ТЕРТУЛЛИАН) и Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) эстетика - аспект богословия (ее задача с помощью искусства нацелить человека на служение богу). Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) выясняет взаимоотношения художественной деятельности и природы. Буало (см. БУАЛО Никола) устанавливает нормы творчества. Баумгартен (см. БАУМГАРТЕН Александр Готлиб) ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола "айстаномай" = чувственное восприятие): предмет эстетика изучает чувственное познание мира, присущее искусству. Из этого заблуждения родился научный термин. Развитие теоретической мысли вложило в него новое содержание. По Канту (см. КАНТ Иммануил) эстетика - критика эстетической способности суждения. У Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) предмет эстетики «обширное царство прекрасного», «изящное искусство» и его место в общей системе мирового духа. Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович) рассматривал эстетические отношения человека к действительности. Предмет современной эстетики - весь мир в его эстетическом богатстве, взятый в свете общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.
О смысле эстетики
Эстетика нужна художнику. Он творит по ее законам, даже если думает, что следует только велению души. Решая творческую задачу, оценивая свое произведение, ища выход из кризиса, художнику трудно руководствоваться только интуицией - на помощь приходит эстетика. Творчество и его осмысление идут рука об руку. Аристофан (см. АРИСТОФАН (комедиограф)), Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям), Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих), Пушкин (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) - великие исследователи тайн искусства. Платон (см. ПЛАТОН (философ)) проповедовал сочетание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Эстетика влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Она помогает художнику выработать художественную концепцию мира и личности. Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Теоретически развитое сознание лучше осваивает глубинные смыслы произведения и полнее переживает эстетическое наслаждение.
Ныне эстетика, сохраняя приоритет художественной культуры, преодолевает искусствоцентризм (пренебрежение дизайном, эстетикой обрядов, быта, спорта); сохраняя приоритет вербального искусства, преодолевает литературоцентризм (опора на литературу, без учета опыта других искусств); сохраняя приоритет общечеловеческих ценностей, преодолевает европоцентризм (невнимание к творчеству народов Азии, Африки, Латинской Америки, Океании); сохраняя приоритет современного искусства, преодолевает исторический нарциссизм (любование современностью, игнорирование художественного опыта других эпох); сохраняя приоритет отечественного творчества, преодолевает культурный шовинизм (невнимание к зарубежному искусству, сосредоточение только на отечественном творчестве).
Особенности эстетики
Эстетика - это подчиненная художественной практике система знаний. Ее особенности: информативная насыщенность: - суждения конкретно-всеобщи; теоретичность - обобщение и «снятие» эстетических особенностей произведений во имя постижения природы искусства; соподчиненность - эстетические понятия, категории, законы горизонтально и вертикально взаимосвязаны; иерархичность - менее общие понятия подчиняются более общим, понятия - категориям, категории - законам, менее общие законы - более общим, а последние - фундаментальной парадигме (значение предмета для человечества); упорядоченность - накопленные знания организуются в систему (постмодернистская эстетика отказывается от этого принципа); единство (монизм) системы - она строится на едином основании и позволяет объяснять одним принципом все явления, входящие в предмет данной науки. Так основанием эстетической системы Аристотеля было прекрасное и принцип человек - мера вещей, а у Гегеля - место явления в развитии духа; минимальная достаточность - наименьшее число исходных положений способствуют развертыванию идей, охватывающих наибольшее количество явлений искусства; принципиальная разомкнутость - готовность принять новые явлений искусства, обобщение бесконечно развивающегося художественного опыта человечества, поэтому система эстетики, претендующая (как у Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)) на абсолютную завершенность - несовершенна. Жизнеспособна эстетическая система, развивающаяся с каждым художественным открытием; независимость - положения эстетики подчинены не идеологии, а научным требованиям.
Ранее системообразующее значение имела категория «прекрасное (см. ПРЕКРАСНОЕ)». Ныне предмет эстетики расширился и эстетическая система уже держится не только на «прекрасном» (его исключительное значение сохраняется: произведение должно быть прекрасным и доставлять эстетическое наслаждение). Для монистического основания современной эстетической системы потребовалась более широкая нежели прекрасное фундаментальная системообразующая категория - эстетическое. Эта категория иерархически высшая и включала в себя то общее, что присуще прекрасному, возвышенному (см. ВОЗВЫШЕННОЕ), безобразному (см. БЕЗОБРАЗНОЕ), низменному, трагическому (см. ТРАГИЧЕСКОЕ), комическому (см. КОМИЧЕСКОЕ), а также художественный образ (см. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ) и др.
Круг проблем
У современной эстетики широкое и многосоставное проблемное поле. Эстетика действительности стала первым проблемным полем отделившейся от философии науки - эстетики, рассматривавшей мир природы в его эстетической значимости. Первые эстетические идеи древнегреческих философов были аспектом их натурфилософии (Эмпедокл (см. ЭМПЕДОКЛ), Гераклит (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский)). Вселенная, Космос, Природа трактовались как эстетические феномены.
Эстетика искусства
Начиная с Сократа (см. СОКРАТ) в сферу эстетики входят человек и искусство - возникает второе проблемное поле эстетики и классическая эстетика. В ее развитие внесли вклад Платон (см. ПЛАТОН (философ)), Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ), Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Дидро (см. ДИДРО Дени), Кант (см. КАНТ Иммануил), Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), а в 20 в. Бахтин (см. БАХТИН Михаил Михайлович), Лосев (см. ЛОСЕВ Алексей Федорович), Столович, Ванслов, М. Поляков и др. Они осмысляют искусство в его эстетических отношениях к действительности. Возникают два взгляда: 1) эстетика нормативна и предписывает художнику правила (Буало (см. БУАЛО Никола)); 2) эстетика обобщает факты искусства (Тэн (см. ТЭН Ипполит)). Современная эстетика неприемлемлет и отрицание, и абсолютизацию нормативности. Художник свободен в выборе тем, средств, форм, но, если он нарушит постулаты эстетики его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, в той мере в какой она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов. Однако законы искусства не абсолютны - они исторически изменчивы. Когда Бетховен (см. БЕТХОВЕН Людвиг) ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Однако он раздвинул устоявшиеся рамки творчества. Но художник не может отменить законы, в которых сосредоточен художественный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные, новым опытом коррективы или открывает и формирует новые законы.
Техническая эстетика
Техническая эстетика (см. ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ) - третье проблемное поле эстетики - это теория дизайна (см. ДИЗАЙН) и теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Между художественной и технической деятельностью - существует граница. Она подвижна. На этой границе со стороны искусства - архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны технического освоения мира по законам красоты - дизайн. Его принципы: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек; наиболее эстетичны - экономичные формы; цель технической эстетики - гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники.
Практическая эстетика
Практическая эстетика - четвертое проблемное поле эстетики, сфера интересов которой этикет, быт, научное творчество, спорт, карнавалы, праздники и массовые действия, обряды, кулинария, игры. Т. Монро в сферу предмета эстетики вводит животноводство, хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, виноделие, гастрономию, парикмахерское дело, татуировку. Он даже называет эти формы деятельности видами искусства и насчитывает около 400 их видов. За этими представлениями - давняя традиция. На языке многих народов различные виды человеческой деятельности назывались искусствами. Практическая деятельность предполагает не только утилитарный, но и эстетический результат.
Теоретико-информатичная эстетика
Теоретико-информативная эстетика - пятое проблемное поле эстетики. М. Бензе выделил в особую сферу знаний и выявил особенности эстетической информации - ее гедонистический потенциал; отношение к «шумам»; оригинальность; отношение к знакам; избыточность, характер интерпретации; условия бытия произведения как носителя эстетической информации. Будучи разновидностью теоретико-информативной социокоммуникативная эстетика (А. Моль) изучает эстетическую информацию, создаваемую и передаваемую с помощью телевидения, радио, компакт-дисков, Интернета и других масс-медиа; изучает зависимость культуры от средств ее передачи; «мозаичность культуры» (хаос осколков знаний и оценок, с помощью которых масс-медиа манипулируют сознанием реципиента). Эти эстетические концепции осмысляют художественно-информативную природу искусства.
Рецептивная эстетика
Рецептивная эстетика. В 1970-х гг. теоретики Констанцской школы (В. Изер, П. Шонди, Г. Яусс) создали новое направление эстетики и ее шестое проблемное поле, охватывающее процессе восприятия искусства и его социального функционирования. Главные идеи: произведение не равно себе. Его смысл изменчив, являясь результатом «диалога» читателя и автора. Автор запечатлевает в тексте свой жизненный опыт и бросает его навстречу жизненному опыту реципиента. Смысл рождается в акте рецепции и потому исторически изменчив и зависит от эпохи, и от принадлежности читателя к рецептивной группе.
Другие поля эстетики
Эстетические идеи художественных направлений - седьмое проблемное поле эстетики. Каждое направление искусства вырабатывает свою систему эстетических идей. Например, эстетику классицизма разработал Буало (см. БУАЛО Никола), романтизма - Тик (см. ТИК Людвиг) и Новалис (см. НОВАЛИС); критического реализма - Белинский (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), Добролюбов (см. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович); экзистенциализма - Камю (см. КАМЮ Альбер), Сартр (см. САРТР Жан Поль); абстракционизма - Г. Рид и т. д. Некоторые их идеи имеют общетеоретическое значение и расширяют наши знания о искусстве, другие - «обслуживают» особенности данного направления.
Эстетика, в которой метод рождает теоретические идеи - восьмое проблемное поле эстетики.. Так компаративистский (А. Веселовский (см. ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич)) или структуралистский (Р. Барт (см. БАРТ Ролан), Ю. Лотман (см. ЛОТМАН Юрий Михайлович)) подходы дают свое понимание проблем природы искусства. Социально-утилитарный подход (эстетические высказывания Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич), Троцкого (см. ТРОЦКИЙ Лев Давидович), Сталина (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович), Жданова (см. ЖДАНОВ Андрей Александрович), Гиммлера (см. ГИММЛЕР Генрих), Мао (см. МАО ЦЗЭДУН)) даже ценой утраты искусством художественности мобилизует его на выполнение партийных задач.
Итак, предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства. Каждое проблемное поле эстетики выделяется в особую сферу знаний, имеющую тенденцию отпочковаться от древа эстетики и образовать самостоятельную дисциплину. Эстетика входит в творчество, в труд, быт, в промышленное производство. Искусство и эстетика сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство - фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.
ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий - чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" - низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика - наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 - нач. 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.
-и, ж.
1. Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.
Марксистская эстетика.
◊
Эстетика --- должна рассматривать искусство, как предмет, который существовал давно прежде ее и существованию которого она сама обязана своим существованием. Белинский, Сочинения Державина.
2. Система чьих-л. взглядов на искусство или на какой-л. его вид.
Эстетика Пушкина.
◊
Старые мастера, воспитывая певцов, опирались на музыкальную эстетику пения своего времени, главная задача которой заключалась в овладении орнаментикой. М. Львов, А. В. Нежданова.
3. Красота, художественность чего-л.
Роль листа не украшение, не простая эстетика растения. В нем начало всей экономии живой природы. Короленко, С двух сторон.
Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. Макаренко, Проблемы школьного советского воспитания.
[От греч. α’ίσθησις - чувство, ощущение]
ЭСТЕТИКА (от греческого aisthetikos - чувственный), философская дисциплина, изучающая область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" - низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика - наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 - начала 19 вв. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г.В.Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.
ЭСТЕТИКА
(др.-греч.-чувственно воспринимаемый): учение о прекрасном в действительности и в сознании человека, о нормах, законах и канонах эстетического постижения человека и мира. Ее основными категориями являются прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т.д. Как философская наука эстетика изучает две сферы взаимосвязанных явлений - сферу эстетического освоения мира и сферу художественной деятельности.
Основные эстетические категории - красота, гармония, мера. Они были осознаны еще в эпоху античности, однако в самостоятельную философскую науку эстетика оформилась только в 18 в., когда немецкий философ А. Баумгартен ввел в научный обиход термин и понятие «эстетика» и определил эстетику как «науку о чувственном знании». Предмет эстетики всегда был исторически подвижен и изменчив: одни эпохи обращались к проблеме эстетической активности как к проявлению ценностного отношения человека к миру, другие больше склонялись к изучению своеобразия художественной деятельности, природы искусства. Так, немецкий философ Г. Гегель понимал эстетику прежде всего как философию искусства. В 20 в. границы эстетического освоения мира необычайно расширились, получил развитие дизайн, призванный формировать эстетические достоинства промышленной продукции и предметной среды в целом. Соответственно перед эстетикой возник целый ряд новых задач, связанных с уточнением специфики художественного творчества и эстетической активности, социальных функций искусства и т. п. Практика вновь продемонстрировала жизненную активность и тесную взаимосвязь двух основных разделов эстетики.
Эстетика
(aesthetics), филос. наука, изучающая художеств, оценки, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т.д.; обращаясь к художеств, творчеству, Э. изучает иск-во, законы его развития, художеств, формы и роль в об-ве. К сфере Э. относится также изучение отношения человека к природе, в той мере, в какой этим занимается теория лит-ры и пр. особые виды иск-ва. В концептуальном плане Э. следует отличать от психологии, а поскольку ее предметом является эстетический опыт (а не анализ смысла отд. произв. иск-ва), ее следует также отличать от художеств, критики и интерпретации. В классич. философии для Э. принципиальное значение имеют платоновская критика иск-ва как деят-ти, порождающей иллюзии (Государство, ок. 350 г. до н.э.) и аристотелевский анализ трагедии и вызываемых ею аффектов (страха и сострадания) как важнейшего ср-ва очищения (катарсиса) души (Поэтика, ок. 340 г. до н.э.). Выдающимся памятником эстетической мысли является соч. Канта Критика способности суждения (1790), где автор показал, каким образом субъективные эстетические суждения могут иметь общее для всех значение, а также провозгласил существование особого эстетического отношения, свободного от практич. интереса.
эстетика - наука, теория об изящном
Ср. Физиология не допускает произвольных фантазий нашей эстетики (возразила Антонина Дмитриевна!)
Маркевич. Бездна. Пролог. 4.
Ср. αισθητικός (αισθάνομαι, понимаю чувствами - от αιω, понимаю, чувствую) - чувствующий, чувствуемый; о прекрасном - эстетический.
Впервые слово Aesthetica употребил A. G. Baumgarten (1714-1762).
эсте́тика, эсте́тики, эсте́тик, эсте́тике, эсте́тикам, эсте́тику, эсте́тикой, эсте́тикою, эсте́тиками, эсте́тиках
эсте́тика
Восходит к индивидуальному новообразованию франкфуртского профессора А. Г. Баумгартена, ср. его сочинение "Аеsthеtiса", 1750 г. и сл., по аналогии греч. αἰσθητικη (τέχνη) "наука об объектах чувственного восприятия" (αἰσθητά); см. Шульц I, 56.
ЭСТЕТИКА и. ж. esthétique f. <гр. aisthesis ощущение, чувство.
1. Наука о прекрасном в искусстве и в жизни, об общих законах художественного творчества. БАС-1. Эстетика есть наука вкуса. Она трактует о чувственном познании вообще. Карамзин ПРП 2 40. // Сл. 18 4 62. Перед ней <красотой> меркнет даже Грулева. Это чистейший тип того самого поэтического прекрасного, о каком немцы никогда и не мечтали в своих эстетиках. Лейла Замоскворец. летопись. // БДЧ 1849 98 1 123.
2. Система взглядов на искусство или на какой-л. его вид, которой придерживается кто-л. Эстетика Некрасова. БАС-1. Каждый класс несет свою эстетику, если у него есть свой образ жизни, свой подход к действительности. Лунчарский. // Уш. 1940.
3. Красота, художественность чего-л. Эстетика чего-л. БАС-1. Роль листа не украшение, не простая эстетика растения. В нем начало всей экономии живой природы. Короленко С двух сторон. Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. Макаренко Проблемы шк. совет. учебника. Даже Наше Все, горевшее свободой и шутя позволявшее себе называть венценосца "плешивым щеголем", иногда вдруг впадало в эстетику почти верноподданическую, при этом как-то по-юнкерски демонстрируя признаки организационной обиженности. 184. А. Рубцов Зеркало века. // Знамя 2002 11 184. - Лекс. Ян. 1806: эстетика; Соколов 1834: эсте/тика; СИЗ: эстетика 1784.
ЭСТЕТИКА (греч. от aisthanesthai - чувствовать, воспринимать). Наука о прекрасном в природе и искусствах.
- Философское учение о прекрасном.
- Именно этот термин, переводимый с греческого как «способность к чувственному восприятию», ввёл в 1750 году франкфуртский профессор А.Баумгартен.
Эстетика письма (от греч. αιστητικός «чувствующий») изучает законы красоты, общие принципы и закономерности знаковых форм. В отличие от каллиграфии, где разрабатываются формы рукописных букв, эстетика письма изучает в основном печатные формы. Более того эстетика письма вырабатывает графические приемы, присущие только определенной письменной традиции» (особые пропорции, наклон, атрибуты письма и т.д.) Например, арабская эстетика письма отлична от китайской, а греческая - от готической.
Понятие эстетики зародилось в Древней Греции (Платон, Аристотель) и развилось в Риме (Гораций), Древнем. Китае, Индии и особенно в арабских странах. Слово же «эстетика» изобретено в 1735 г. А. Каумгартеном.
Очевидно, что еще до греков вопросы эстетики волновали египтян. Об этом говорят размеренные и четко выведенные древнеегипетские иероглифы. Египтяне разбивали сложную фигуру на более мелкие простые части. «Точное сложение - врата в знание всех вещей и мрачных тайн», - гласит один из математических папирусов. Имхотеп слагал рост человека из 6 ступеней, позднее рост стали слагать из 18 частей, а затем - из 21 и 1/4 части.
Современное понятие эстетики письма, при котором каждая буква описывается набором чисел, соотнесенных между собой разного рода пропорциями восходит к пифагорейству. Пифагор учил: «Все прекрасно благодаря числу». Греки знали арифметическую, геометрическую и гармоническую пропорции. Но самая важная - это золотая пропорция, коэффициент которой 1,618. Пифагор и Архит утверждали, что наиболее эстетично сочетание двух чисел (длин) когда их сумма не более 7, а разность не более 1 (1:2, 2:3, 3:4) Пифагор считал число матерью всех вещей, будь то письмо, музыка или наука. Буквы, построенные в правильных пропорциях должны «звучать, подобно музыке».
Эстетичным считалось соединение при письме двух противоположных качеств: горизонтальных и вертикальных, прямых и витиеватых линий, квадратных и округлых элементов. Пифагор говорил: «Любая горизонталь есть суета, лишь только вертикаль приносит нам радость». По- видимому, вертикальная ориентация латинского письма может быть объяснена именно этим постулатом.
В греческой философии прослеживается антропоморфный принцип письма, когда буквы соотносились с человеческим телом. Пропорции человека считались основой законов красоты. Поэтому так важно было определить соотношение, например, ступни человека и его роста, длины его руки и головы. Подобные умонастроения предвосхитили знаменитый рисунок Леонардо да Винчи из анатомической рукописи и модулор Ле Корбюзье.
Сильную геометризацию претерпел арабский алфавит. Инициатива по установлению постоянных пропорций между буквами при помощи геометрических измерений принадлежит везиру и каллиграфу ибн Мукле (886-940) Так, буква «алиф» представлялась диаметром окружности. Округлые части ح и ع вписывались в окружность 1/2 основного диаметра. Верхние части ح, ع и буквы د, م, ف, ق вписывались в равносторонний треугольник, две стороны которого проходили через центр основной окружности. Буквы ك и ل вписывались в квадрат, который был вписан в основную окружность. Форма и величина нижней части ر и و вписывалась в пятиугольник, вписанный в основную окружность. Буква ن вписывалась в полукруг по основному диаметру.
В арабской каллиграфии все буквы алфавита - это разные комбинации ромбовидных точек. Буквы соизмерялись соотношением точек и основной окружности. Буквы в арабской графике состоят из прямого (горизонтального и вертикального) элемента «сатх» («маддат») и криволинейного «даур» («диара»). Название классического почерка «сульс» переводится с арабского как 1/3 (т.е. 1/3 прямых и 2/3 округлых линий).
Пифагорейство и греческая эстетика в целом оказало на арабскую письменную культуру заметное влияние. Например, можно упомянуть мистическую философию хуруфизма (по-арабски «хуруфу ал-хиджаи» - алфавит) в которой буквы - единственное средство сотворение мира богом. Хуруфисты Несими и Физули считали, что бог проявляется в речи, звуке и букве.
На индийскую эстетику письма повлияло натурфилософское учение тантризма о пяти элементах, представляющихся как 5 простейших фигур. Каждая фигура соотнесена со стихией, цветом, частью света, божеством и звуком (буквой санскритского алфавита): точка (бинду) - эфир - ह (ха) - семя - черный - юг - Яма (божество смерти); полумесяц (чандра) - вода - व (ва) - листья - белый - запад - Варуна (бог космических вод); треугольник (трикона) - огонь - र (ра) - почки - красный - север - Сома (бог опьяняющего напитка); квадрат - земля - ल (ла) - ветви - желтый - восток - Индра (бог-громовержец); пятиугольник или круг (чакра) - воздух - य (йа) - цветы - синий - центр - Брахма (божество творения). Комбинация пяти элементов называется сваямбху (по-монгольски соёмбо). Представление о сваямбху отразилось на форме индуистских и буддийских храмов, каллиграфических фигур (см.) и непосредственно на эстетике письма.
Наивысшего расцвета искусство письма достигло именно как силлабарий. Это относится в частности к чуду графического построения: корейской (лигатурной) кхмерской (двухрегистровой) и эфиопской (трансформативной) письменностям. Лучшие грамматологические и лингвистические школы (тибетская, монгольская и корейская) сложились под сенью индийской культуры (санскрита и брахми) Вообще, эстетическая продвинутость слогового письма весьма ощутима. С удивительной легкостью приживались именно силлабарии, вводимые просветителями и миссионерами у разных народов (чероки, бамум, эскимосское-кри, каренское, мяо, синьпин и др.).
В каждом письме есть буква, которая наиболее полно характеризует все остальные, эстетический стиль которой самобытен и неповторим, являясь по-сути эстетическим классификат о ром. Например,, в русском письме это Д, в сингальском - тамильском - இ, тибетском − , кхмерском − , арабском - ش.
Китайская философия дуализма и парадоксов породила и специфическую эстетику письма. Китайские философы не видели большой разницы между красотой и безобразностью, считая эти вещи относительными. Более того, они призывали учиться внутреннюю красоту во внешнем уродстве. Чжуан-цзы говорил: «Кривое дерево не срубят, хромого не возьмут на войну». Подлинное мастерство - это, когда творящий забывает не только обо всем вокруг, но и о том, что он творит и «занимается своим делом, будто ничем не занимается» (Чжуан-цзы) «Подлинное искусство похоже на неумение» (Чжуан-цзы) Китайская каллиграфия экспрессивна и асимметрична. Иероглифы кажутся нанесенными рукой ребенка.
Китайское письмо, подобно арабскому, изобилует различными почерками. Древнейшим почерком считается «кэдоу- цзы» (головастиковое письмо) - гипотетический стиль глубокой древности. Изобретатель «чжоу-вэнь» (надписей на бронзе) или стиля «да-чжуань» (большой печати) был чиновник Ши-Чжоу, живший при Сюань-ване (827-782 до н. э.) Министры Ли-Сы, Чжао-Гао и Хуму-Цзин упростили этот почерк и создали «сяо-чжуань» (малую печать). Создателем «ли-шу» (делового письма) считается чиновник Чэн-Мао. С появлением волосяной кисти, туши и бумаги Чжун-Ю изобрел почерк «кай-шу» , считающийся классическим. Весьма интересен почерк «шанфан-да-чжуань», квадратные иероглифы которого напоминают лабиринты. Иероглифы скорописи «цао-шу» (травяное письмо) изобретенные Ван Си-Чжи, похожи на трепещущий на ветру тростник и элегантные кляксы.
На эстетику китайского письма определенным образом повлияло диалектическое учение о взаимном переходе противоположностей (инь-ян), структуралистская концепция о пяти первоэлементах (5 цветов, 5 вкусов, 5 частей света и т.д.), а также гадательные системы шести триграмм «ба-гуа» и десяти мантических чисел | || ||| |||| ||||| | − |= ... |O.
Основной категорией японской средневековой эстетики являлось «аварэ» - понятие прекрасного с оттенком грусти либо сожаления. Задача художника состояла в том, чтобы выявить аварэ из окружающего мира (чаще из живой природы) и выразить это в изящной форме. Так, поэт Тосисида находит аварэ в единственном цветке вишни в пору, когда на других деревьях цветы уже облетели:
«Ах, как прекрасно!» −
Уж не для того ль, чтоб этих слов
Мы не твердили без конца,
После весны −
Расцвел один!
Считалось, что аварэ как эстетической ценностью обладают любые предметы и явления (в том числе и знаки письма) но аварэ скрыто и трудно постижимо. Югэн (таинственность и глубина) достигается посредством ассоциативного подтекста, порождаемого условностью и символизмом. Одухотворенность простоты и изящества в японской культуре обусловила появление сверхкраткости стиха (танка, хайку) и скупых штрихов письменных знаков (японского силлабария «кана»).
Черный иероглиф, небрежно выведенный в углу широкого поля белой бумаги, мог стать шедевром японской каллиграфии. У японцев есть три этических принципа: саби (изящная простота), сиори (ассоциативное осознание гармонии) и хосимин (глубина проникновения). Японскому искусству свойственна тяга к миниатюрности («сад камней», бонсай, нэцкэ.
Эсте́тика техни́ческая - изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).
* * *
ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ - ЭСТЕ́ТИКА ТЕХНИ́ЧЕСКАЯ, изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).
ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ - изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).