Ри́мская импе́рия
римская католическая церковь
Словарь народов и культуры
Римская католическая церковь
(Roman Catholic Church), христианская церковь, имеющая единого главу - папу римского и насчитывающая св. 400 млн. полноправных членов. Вплоть до Реформации 16 в. Р.к.ц. была единств, представительницей зап. христианства. Отличается строгой централизацией, дисциплиной и иерархической орг-цией. Епископы и священники дают обет безбрачия. Главой всего христ. мира признается папа как духовный наследник власти, к-рой наделил св. Петра Иисус Христос. Папа - наместник Иисуса Христа на земле, его авторитет непререкаем. Он непогрешим в делах веры и нравственности (этот догмат принят в 1870 г.), и даже его суждения, не имеющие статуса непогрешимости, пользуются очень большим авторитетом. Это порой приводит к появлению противоречивых постановлений - так, напр., объявленный в 1967 г. запрет на пользование противозачаточными ср-вами содержал очередное осуждение абортов. Источником вероучения Р.к.ц. считает Священное писание и, в отличие от протестантизма, - Священное предание (религ. традицию). Семь таинств и литургия являются неотъемлемой частью церк. обрядности. Большинство верующих соблюдают рим. обряд, но существуют пять групп церквей, к-рые, признавая верховный авторитет папы, следуют вост. традициям: это византийск., антиохийск., александрийск., халдейск. и армянск. церкви. Особое почитание Девы Марии и святых является еще одной особенностью рим. католицизма. Непререкаемость церк. авторитета способствовала чрезвычайно детальной разработке отд. пунктов вероучения - напр., установлению разл. градаций греха или описанию св-в чистилища, рая и ада. Р.к.ц. по-прежнему отрицательно относится к разводу, признавая вместе с тем необходимость реформ и обновления; литургия, до известного времени повсеместно проводившаяся на лат. яз., теперь проходит на местном или гос. яз. страны. Монашество сохраняет свое
значение, но вместе с тем все большее признание получают орг-ции мирян, такие, как приходские общины в Юж. Америке. Церковь принимает участие в экуменическом движении, посылая наблюдателей во Всемирный совет церквей. В последние годы Р.к.ц. стала играть более активную роль в мировых событиях, неизменно выступая против атеистических полит.-эконом, систем, в частности против коммунизма в Вост. Европе, а также способствуя развитию религ. движений в Юж. Америке (теология освобождения), к-рые направлены против нищеты и дискриминации.
Полезные сервисы
римская курия
Энциклопедический словарь
Ри́мская ку́рия - совокупность учреждений, подчинённых папе Римскому как главе католической церкви и государства Ватикан.
* * *
РИМСКАЯ КУРИЯ - РИ́МСКАЯ КУ́РИЯ, совокупность учреждений, подчиненных папе римскому как главе католической церкви и государства Ватикан.
Большой энциклопедический словарь
РИМСКАЯ КУРИЯ - совокупность учреждений, подчиненных папе римскому как главе католической церкви и государства Ватикан.
Энциклопедия Кольера
РИМСКАЯ КУРИЯ (лат. Curia Romana), властный орган, с помощью которого папа осуществляет управление Римско-католической церковью. Институт Курии формировался в течение многих веков, неоднократно реорганизовывался, в последний раз при папе Павле VI в 1968. Статс-секретариат обеспечивает общую координацию и надзор, функционируя в сотрудничестве с папской дипломатической службой, Священным советом по общественным делам церкви. Девять конгрегаций занимаются вопросами вероучения, морали, богослужения и др. Три трибунала решают вопросы канонического права. Пять секретариатов имеют дело с миссионерской деятельностью, единством христианских церквей и т.п., и 6 канцелярий отвечают за финансы и статистику и пр. Большинство учреждений курии возглавляют кардиналы, но все они, в конечном счете, подчинены папе Римскому.
Орфографический словарь
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
римская мифология
Энциклопедия Кольера
Большей части западного мира классическая мифология знакома прежде всего в ее римских "одеждах": Зевс - это Юпитер, Гера - Юнона, Афина - Минерва, Крон - Сатурн, Одиссей - Улисс и т.д. Конечно, так было не всегда. Под слоем греческой культуры явственно просматриваются черты местной традиции. Хотя здесь и существовали персонифицированные божества, они играли гораздо меньшую роль, чем безличные духи - нумины (numina), которые одушевляли и контролировали различные места, вещи и даже формы человеческой деятельности. Даже те духи, которые имели индивидуальные имена, не наделялись личностными чертами и не обладали собственной мифологией. Не было и культа героев, который позволил бы включить исторических лиц в мифологию. Божественное начало, образно говоря, было разлито по всему миру, и чем больше мы удаляемся от персонифицированных богов с относящимися к ним мифами, тем больше приближаемся к самой сущности италийской религии. Главными духами были лишенные чувственной формы пенаты, лары и лемуры. Пенаты почитались в каждом доме, это - духи кладовых, где хранились запасы продовольствия. Считалось, что пенаты самого Рима были домашними богами Энея, которых он привез с собою в Италию после падения Трои. Лары - духи границ, разделявших земли соседских общин, они особенно почитались работниками-земледельцами и домашней челядью. Лемуры были призраками. С помощью ритуала человек пытался общаться с этими силами. По контрасту становится особенно ясно, сколь многим греческая культура была обязана своим представлениям о героической эпохе и своим контактам с ближневосточными цивилизациями. Без сомнения, народные сказки и предания были популярны среди италийских племен, однако в позднейшей мифологии их следы почти незаметны. Собственно римские мифологические предания, которые не являются простым переложением греческих мифов, обычно оказываются созданием римских писателей и поэтов или любителей древности. Первоначальный характер и особенности италийских богов - до отождествления этих богов с их греческим соответствиями - чаще всего весьма темны; некоторые здешние божества, не отождествленные с персонажами греческой мифологии, известны только по именам. Помимо Юпитера, в Риме с древних времен почитались Марс и Квирин, оба они отождествлялись с Аресом, греческим богом войны. Однако Марс, по-видимому, первоначально был важным земледельческим божеством, и римляне всегда придавали ему гораздо большее значение, чем греки - Аресу. Квирина иногда отождествляли с Ромулом, одним из основателей Рима, ставшим после смерти богом. Веста, возможно, связана с греческой богиней Гестией: обе они - богини священного очага, и ни у одной нет собственной мифологии. Однако после учреждения института дев-весталок, поддерживавших огонь в ее храме, Веста стала весьма влиятельной римской богиней. Древним римским божеством определенно был Янус, изображавшийся с двумя лицами и считавшийся богом входов и выходов и всякого начала вообще. Более существенной была его функция хранителя бродов и мест, безопасных (в мистическом смысле) для переправы через водные преграды. Юнона была важной богиней, позднее отождествленной с Герой, однако не ассоциировавшейся с Юпитером (за исключением случаев прямого греческого влияния). Нептун, младшее божество воды, стал римским аналогом Посейдона. В ходе экспансии Рима римляне знакомились с другими богами соседних италийских областей. Диана, охотница, почитавшаяся в посвященной ей роще к югу от Рима, была отождествлена с греческой Артемидой. Минерва, богиня ремесел, приняла на себя все функции Афины. Венера, в чьем ведении находилось цветение и плодоношение садов, была отождествлена с Афродитой. Благодаря своему сыну, троянцу Энею, она играла исключительно важную роль в легендах, призванных связать происхождение римлян с греческой героической эпохой. Меркурий унаследовал от Гермеса интерес к торговым занятиям, а Вулкан, бог вулканов, был отождествлен с Гефестом. Аполлон и Эскулап (греческий Асклепий) были заимствованы практически без изменений. Относительно Диониса римляне питали сомнения, так как экстатический характер его культа противоречил древнеримским идеалам. Однако со временем, вопреки сильному противодействию властей, его культ утвердился в качестве культа Бахуса, или Либера, и в эпоху Римской империи его мистерии приобрели чрезвычайную популярность. В ритуалах, посвященных фригийской Великой матери - Кибеле, римляне также начинают участвовать не раньше эпохи Империи. На греческую культуру сильнейшее влияние оказал гомеровский эпос, и Рим не мог воспринять эту культуру, не отыскав своего собственного места в героическом прошлом и не породив своего Гомера. Это стало возможным благодаря творчеству поэта Вергилия, жившего в начале эпохи Империи. Однако римляне не желали считать себя потомками завоеванных ими греков, поэтому искали свои корни среди древних соперников греков - троянцев. Энеида Вергилия не только воплотила в себе представления о связи Рима с Троей, но и стала самым значительным вкладом Рима в мифологическую традицию. Поэма посвящена Энею, сыну Венеры, которому удается спастись после падения Трои. Вместе с другими уцелевшими троянцами он переплывает Эгейское и Адриатическое море, достигает Сицилии, а затем и Карфагена на побережье Африки. Там Венера внушает карфагенской царице Дидоне любовь к Энею. Когда же Эней покидает царицу, чтобы осуществить свое предназначение и найти новую родину для троянцев, она убивает себя. Эней плывет вдоль берегов Италии и высаживается в Лации - области будущего Рима. Здесь ему дают в жены Лавинию, дочь царя Латина, однако прежде он должен победить в войне другого претендента на руку Лавинии - Турна. Лавиния дает свое имя Лавинию, важному религиозному центру Лация и Рима, а сын Энея, Асканий, принимает имя Юла (к нему возводил свое происхождение римский род Юлиев, самыми знаменитыми представителями которого стали Юлий Цезарь и Август). После Лавиния была основана Альба-Лонга, в свою очередь давшая начало новому поселению - Риму. По наиболее распространенной версии рассказа об основании Рима, власть в Альба-Лонге была захвачена узурпатором, который сверг своего брата, убил его сыновей и сделал свою племянницу, Рею Сильвию, девой-весталкой, чтобы она не могла иметь потомства. Однако Рею Сильвию полюбил бог Марс, и от него она родила близнецов, Ромула и Рема. Младенцы были брошены в Тибр, однако их вынесло на берег в том месте, где впоследствии был основан Рим. Вскормила братьев волчица (животное, посвященное Марсу), а затем их подобрал пастух. Возмужав, они свергли узурпатора, после чего возвратились домой и основали Рим. Между ними часто вспыхивали ссоры, и в одной из них Ромул убил Рема. После Вергилия мало что было прибавлено к героической мифологии. Изложение древнейшей истории Рима у Тита Ливия основано преимущественно на чисто легендарном материале, однако в нем отсутствует та тесная связь между миром героев и миром богов, которая была характерна для героических преданий греков. Вместе с тем к этим легендам в течении долгого времени относились как к подлинной истории. По-прежнему создавались трагедии и поэмы на мифологические темы, однако они представляли собой лишь переработки стандартных мотивов. Латинские авторы постепенно стали отдавать предпочтение другим жанрам - риторической прозе, сатире, романам и современной истории.
В ТАБЛИЦЕ представлены главные греческие боги, дана их краткая характеристика, указаны их родственные связи и римские соответствия. Генеалогические связи, изображенные на схеме, лишь условно реконструированы на основании различных греческих мифов. Греческие, а затем и римские мифы зачастую содержат крайне противоречивые сведения, и отраженные в них представления о генеалогии богов далеко не столь четкие и однозначные, как на этой схеме.
В таблицу не включены многочисленные второстепенные персонажи греческой мифологии - полубоги, нимфы, сатиры и всевозможные чудовища. Кроме того, опущены многие герои, чье родство с богами было отдаленным и слишком сложным.
Полезные сервисы
римская республика
Большой энциклопедический словарь
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1798-99 - провозглашена 15 февраля 1798 римскими республиканцами на территории Папской обл., завоеванной армией Наполеона; находилась в зависимости от Франции. В республике была принята конституция. Ликвидирована в сентябре 1799 войсками европейской коалиции.
-----------------------------------
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1849 - провозглашена на территории Папской обл. 9 февраля в ходе Революции 1848-49 в Италии. Руководители - Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди. В республике были проведены демократические реформы. Пала 3 июля под ударами иностранных (главным образом французских) интервентов.
Полезные сервисы
римская республика 1798-99
Энциклопедический словарь
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1798-99 - РИ́МСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА 1798-99, провозглашена 15 февраля 1798 римскими республиканцами на территории Папской обл., завоеванной армией Наполеона; находилась в зависимости от Франции. В республике была принята конституция. Ликвидирована в сентябре 1799 войсками европейской коалиции.
-----------------------------------
Ри́мская респу́блика 1798-99 - провозглашена 15 февраля 1798 римскими республиканцами на территории Папской области, завоёванной армией Наполеона; находилась в зависимости от Франции. В республике была принята конституция. Ликвидирована в сентябре 1799 войсками европейской коалиции.
Полезные сервисы
римская республика 1849
Энциклопедический словарь
Ри́мская респу́блика 1849 - провозглашена на территории Папской области. 9 февраля в ходе Революции 1848-49 в Италии. Руководители - Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди. В республике были проведены демократические реформы. Пала 3 июля под ударами иностранных (главным образом французских) интервентов.
* * *
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1849 - РИ́МСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА 1849, провозглашена на территории Папской обл. 9 февраля в ходе Революции 1848-49 в Италии. Руководители - Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди. В республике были проведены демократические реформы. Пала 3 июля под ударами иностранных (главным образом французских) интервентов.
Полезные сервисы
римская школа
римские валы
Энциклопедический словарь
РИМСКИЕ ВАЛЫ - РИ́МСКИЕ ВАЛЫ́, система оборонительных сооружений Римской империи в 1-2 вв. для защиты от набегов варваров. Охранялись 15-25-тысячным войском. Наиболее известны: Траянов вал на территории современной Молдавии и Румынии, Адрианов и Антонинов в Англии, Верхнегерманский и Ретийский в древней Германии.
Полезные сервисы
римские свечи
Фразеологический словарь
Устар. Разновидность фейерверка.
Бывало, вся губерния съезжалась у него, плясала и веселилась на славу, при оглушительном громе доморощенной музыки, трескотне бураков и римских свечей (Тургенев. Малиновая вода).
Был праздник, над окутанным пылью городом взвивались ракеты и римские свечи (Вересаев. Загадка).
Кинооператоры жгли римские свечи. В их резком белом свете стоял начальник строительства (Ильф и Петров. Золотой телёнок).
Полезные сервисы
римские цифры
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Полезные сервисы
римский
Толковый словарь
РИ́МСКИЙ - прил., употр. сравн. часто
Морфология: нар. по-ри́мски
1. Римским называют то, что относится к периоду существования Древнего Рима.
Римское общество. | Римский театр. | Римское искусство. | Римские походы. | Римские патриции.
2. Римским называют то, что относится к столице Италии Риму.
Римские газеты.
3. Римское право - это юридическая система древнего Рима, которая была воспринята многими странами Западной Европы.
4. Римские цифры - это знаки I, II, III, IV и т. п., которые заимствованы у древних римлян и используются для обозначения номеров разделов, глав, параграфов книг.
5. Римский нос - это крупный нос правильной формы с горбинкой.
6. Папа Римский - это глава католической церкви.
Толковый словарь Ушакова
РИ́МСКИЙ, римская, римское. прил. к Рим. Римский форум. Римский народ.
• Римское право - свод законов древнего Римского государства. Римская церковь - католическая церковь. Римский папа - глава католической церкви, избираемый из среды высшего духовенства - кардиналов. Римская свеча - род фейерверка. Римский нос - большой нос с горбинкой. Римские цифры - знаки чисел I, II, III, IV, V и т.д. (в отличие от арабских цифр).
Энциклопедический словарь
РИ́МСКИЙ -ая, -ое. Относящийся к Древнему Риму (государству) и к современному (столице Италии). Р-ое общество. Р. театр. Р-ое искусство. Р-ие походы. Р. патриций. Р-ое право (свод законов древнего Рима, воспринятый многими странами Европы). Р-ие цифры (знаки чисел: I, II, III, IV и т.п., заимствованные у древних римлян). Р. нос (крупный, правильной формы с горбинкой). Р-ие газеты. // Относящийся к римско-католической церкви. Р-ая церковь (католическая церковь). Папа р. (глава католической церкви).
Академический словарь
-ая, -ое.
прил. к Рим.
Римское общество. Римский театр.
◊
римский нос
крупный, правильной формы нос с горбинкой.
папа римский
то же, что папа 2.
римское право
юр.
право древнего Рима, воспринятое многими странами Западной Европы.
римская церковь
католическая церковь.
римские цифры
знаки чисел: I, II, III, IV и т. д., заимствованные от древних римлян.
Словарь русского арго
Орфографический словарь
Формы слов для слова римский
ри́мский, ри́мская, ри́мское, ри́мские, ри́мского, ри́мской, ри́мских, ри́мскому, ри́мским, ри́мскую, ри́мскою, ри́мскими, ри́мском, ри́мск, ри́мска, ри́мско, ри́мски
Синонимы к слову римский
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Сканворды для слова римский
- Персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Финдиректор Варьете в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Полезные сервисы
римский вопрос
Энциклопедический словарь
РИМСКИЙ ВОПРОС - «РИ́МСКИЙ ВОПРО́С», конфликт между Ватиканом и итальянским государством, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской обл. (территория которой стала частью объединенной Италии) и перенесением в 1871 столицы Итальянского королевства в Рим. Пий IX отказался признать объединенную Италию. Урегулирован в 1929 Латеранскими соглашениями.
-----------------------------------
«Ри́мский вопро́с» - конфликт между Ватиканом и итальянским государством, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской области (территория которой стала частью объединённой Италии) и перенесением в 1871 столицы Итальянского королевства в Рим. Пий IX отказался признать объединённую Италию. Урегулирован в 1929 Латеранскими соглашениями.
Большой энциклопедический словарь
"РИМСКИЙ ВОПРОС" - конфликт между Ватиканом и итальянским государством, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской обл. (территория которой стала частью объединенной Италии) и перенесением в 1871 столицы Итальянского королевства в Рим. Пий IX отказался признать объединенную Италию. Урегулирован в 1929 Латеранскими соглашениями.
Полезные сервисы
римский клуб
Энциклопедический словарь
Ри́мский клуб - международная общественная организация. Основана в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет около 100 учёных, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в том числе, России. Поощряет исследовательские проекты и публикует так называемые доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам и вызвали острую полемику.
* * *
РИМСКИЙ КЛУБ - РИ́МСКИЙ КЛУБ, международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ок. 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет исследовательские проекты и публикует т. н. доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам (см. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ) и вызвали острую полемику.
Большой энциклопедический словарь
РИМСКИЙ КЛУБ - международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ок. 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет исследовательские проекты и публикует т. н. доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам и вызвали острую полемику.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
РИМСКИЙ КЛУБ, международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам.
Полезные сервисы
римский огурец
Словарь крылатых слов и выражений Серова
Из басни «Лжец» (1812) И. А. Крылова (1769-1844). Некий путешественник рассказывает о виденном, очевидным образом привирая:
Вот в Риме, например, я видел огурец:
Ах, мой творец! И по сию не вспомнюсь пору!
Поверишь ли? ну, право, был он с гору!
Сюжет басни И. А. Крылов позаимствовал у немецкого писателя Христиана Фюрхтеготта Геллерта (1715-1769).
Крыловская строка превратилась в народную пословицу: «Хорошо сказывать сказку про римский огурец».
Иносказательно: нелепая выдумка, чрезмерное преувеличение (ирон.).
Поговорки
Полезные сервисы
римский пакт
Большой энциклопедический словарь
РИМСКИЙ ПАКТ 1935 - серия соглашений, заключенных между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на французские владения в Африке. Лаваль в ходе секретных переговоров предоставил Муссолини свободу действий в Эфиопии, чем способствовал итальянской агрессии против Эфиопии (см. Итало-эфиопские войны).
Полезные сервисы
римский пакт 1935
Энциклопедический словарь
Ри́мский пакт 1935 - серия соглашений, заключённых между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на французские владения в Африке. Лаваль в ходе секретных переговоров предоставил Муссолини свободу действий в Эфиопии, чем способствовал итальянской агрессии против Эфиопии (см. Итало-эфиопские войны).
* * *
РИМСКИЙ ПАКТ 1935 - РИ́МСКИЙ ПАКТ 1935, серия соглашений, заключенных между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на французские владения в Африке. Лаваль в ходе секретных переговоров предоставил Муссолини свободу действий в Эфиопии, чем способствовал итальянской агрессии против Эфиопии (см. Итало-эфиопские войны (см. ИТАЛО-ЭФИОПСКИЕ ВОЙНЫ)).
Полезные сервисы
римский университет
Энциклопедический словарь
Ри́мский университе́т - Италия, основан в 1303. В 1996 свыше 180 тыс. студентов.
* * *
РИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - РИ́МСКИЙ УНИВЕРСИТЕ́Т (университет Сапиенца) (Universita degli Studi di Roma «La Sapienza»), крупнейший университет в Западной Европе, располагается в г. Рим (см. РИМ), Италия (см. ИТАЛИЯ (государство)).
Основан в 1303 римским папой Бонифацием VIII (см. БОНИФАЦИЙ VIII). Университет находился в финансовой и административной зависимости от римских пап, являясь главным учебным заведением для папской администрации. После объединения Италии (1870), университет был национализирован (и, соответственно, секуляризован) и стал крупнейшим учебным и научным центром страны.
В университете Сапиенца работали химик С. Канниццаро (см. КАННИЦЦАРО Станислао), геометр Э. Бельтрами (см. БЕЛЬТРАМИ Эудженио), математик и механик Т. Леви-Чивита (см. ЛЕВИ-ЧИВИТА Туллио), физик Э. Ферми (см. ФЕРМИ Энрико), геометр Ф. Севери (см. СЕВЕРИ Франческо), физик Э. Амальди (см. АМАЛЬДИ Эдоардо), историк Р. Бьянки-Бандинелли (см. БЬЯНКИ-БАНДИНЕЛЛИ Рануччо).
В составе университета Сапиенца (2005): 19 факультетов - первый архитектурный, второй архитектурный, экономический, фармакологический, философский, юридический, инженерный, философско-филологический, первый медицинско-хирургический, второй медицинско-хирургический, первый психологический, второй психологический, коммуникаций, математических и естественных наук, политических наук, статистики, гуманитарных наук, социологический, восточный; школы аэрокосмической техники и архивно-библиотечная; вычислительный центр; обширная библиотечная система (основана в 1661) включает 157 специализированных библиотек. К университету прикреплено свыше 50 научно-исследовательских центров.
В 2005 в университете обучалось 147 тыс студентов, работало 10 тыс преподавателей.
Около 1575 для Римского университета было построено специальное здание, получившее название «Сапиенца» (дословно «мудрость», архитектор Джакомо делла Порта (см. ПОРТА Джакомо делла)), и с того времени за первым Римским университетом закрепилось название «Сапиенца» (с появлением еще двух римских университетов это название было закреплено официально). В 1935 был сооружен новый комплекс зданий (так называемый «читта университария»), где располагаются большинство факультетов и администрация.
http://www.uniroma1.it
Большой энциклопедический словарь
РИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Италия, основан в 1303. В нач. 1990-х гг. 180 тыс. студентов.
Полезные сервисы
римский-корсаков
Грамматический словарь
Словарь русских фамилий
КОРСАКОВ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ КОРСАК
1. Корсак - степная лисица (слово тюркского происхождения), а также старое название некоторых кочевых народов Средней Азии.
2. Известен литовский род Корсак, от которого пошли многие Корсаковы, ставящие ударение в этой фамилии на первом слоге. Это не случайно: корсак в этом случае - от названия балтийского племени корсь, обитавшего в Курземе (территория на западе Латвии). К концу XVII века дворянский род Корсаковых стал настолько многочисленным, что представители наиболее крупных ответвлений его всерьез задумались, как бы им выделиться из однофамильцев. В 1677 году царь разрешил некоторым Корсаковым именоваться Римскими-Корсаковыми, поскольку они привели доказательства, по тогдашним понятиям убедительные, что предки их произошли из Рима. (Ф) Фамилия имеет своей основой русское слово корсак - вид небольшой лисицы (Даль). Само слово заимствованно из тюркского слова с несколькими значениями. 1. Общее название рыскающих зверей; 2. "корсак, лиса степная"; 3. общее название мух и гнуса. Также есть слово qorsoq "надменный, грубый, угрожающий". (Б)
Полезные сервисы
римский-корсаков александр александрович
Большой энциклопедический словарь
Ри́мский-Ко́рсаков Александр Александрович (18491922), политический деятель, крупный землевладелец. В 190509 ярославский губернатор, член правой организации «Русское собрание» и его Совета (с 1914). В 190910 товарищ (заместитель) председателя Главного совета «Союза русского народа». С 1909 сенатор, с 1915 член Государственного совета (один из лидеров крайне правых), входил в Совет петроградских монархических организаций. С 1918 в эмиграции, председатель монархического Русского комитета и Русского общественного собрания (Берлин).
Полезные сервисы
римский-корсаков воин анд
Гуманитарный словарь
РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Воин Анд. (1822-71) - гидрограф, контр-адмирал. Брат Н. А. Римского-Корсакова. В 1852-55 командовал эксп. на шхуне "Восток", во время к-рой произвел гидрографич. иссл. и съемки низовьев Амура, обследовал Татарский прол. и зап. берег Сахалина. В честь Р. К. назв. о-ва в Японском м.
Полезные сервисы
римский-корсаков ник. анд
Гуманитарный словарь
РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Ник. Анд. (1844-1908) - композитор, дирижер, муз.-обществ. деятель. Проф. С.-Петербургской конс. (1871-1908). Член "Могучей кучки", один из худ. рук. Беляевского кружка. Работал в раз л. муз. жанрах, особое внимание уделял опере, программным симфонич. произв. Творчество Р. К. тесно связано с традициями рус. нар. песенности, обогащенной чертами украинского, кавказского, испанского и др. фольклора. Стремился к воссозданию в музыке первоистоков нац. культуры, использованию образов былин, нар. сказаний, введению духовных напевов. Р. К. активно претворяет в оперных и симфонических произв. напевы разных фольклорных жанров, расширяя звуковую палитру собственного мат-ла музыкально преображенными звуками природы. Это позволяет ему создать великолепные примеры "музыкальной живописи" ("Шехеразада", "Снегурочка"), приближающиеся по значимости к лучшим образцам муз. импрессионизма. Продолжая эпические традиции в рус. иск-ве М. И. Глинки, Р. К. создает былины ("Садко" - муз. картина и опера), легенды ("Сказание о невидимом граде Китеже"), сказки. Традиционные сказочные персонажи его произв. наделяются дополнительными чертами острой сатиры ("Золотой петушок"), карикатурности ("Кащей Бессмертный"), мягкого юмора ("Сказка о царе Салтане").
Центральное место в произв. Р. К. отводится жен. персонажам. С особой искренностью он воплощает образы кротких, духовно возвышенных героинь, наделенных особым свойством нравственной красоты (Ольга, Снегурочка, Марфа, Феврония), противопоставляя им образы сильные, страстные, неукротимые в своем стремлении к счастью (Купава, Любаша). Наряду с персонажами, вышедшими из рус. среды, внимание Р. К. привлекают и жен. "восточные" образы, претворенные композитором в условно-вост. стиле и отличающиеся неизменной роскошью и яркостью красок ("Шехеразада", Шемаханская царица).
Важным мотивом, проходящим через все творчество Р. К., становится тема иск-ва, его роли в судьбах отдельных людей и целых народов. Герои, олицетворяющие собой идею служения иск-ву, наделяются композитором особой значимостью, нравственной силой, способной смягчить ожесточенные сердца и разбудить в людях потребность в истинной красоте (Садко, Лель, Моцарт).
Высокая этичность, отличающая муз. произв. Р. К., является прямым продолжением его собственных жизненных принципов. После смерти М. П. Мусоргского (1881) и А. П. Бородина (1887) Р. К. много времени посвятил завершению и редактированию их произв., благодаря чему стало возможным исполнение "Хованщины", "Князя Игоря". Большое значение имела пед. деят-ность композитора, воспитавшего неск. поколений музыкантов. Практич. деят-ность композитора и педагога нашла отражение в созданных Р. К. "Учебнике гармонии" (1884) и "Основах оркестровки" (1908). Важную роль сыграли составленные Р. К. сборники рус. нар. песен, послужившие источником муз. тем для собств. произв. и для др. композиторов ("100 русских народных песен", "40 народных песен"). Незаурядный лит. талант Р. К. позволил ему стать не только либреттистом нек-рых своих опер, но и создать "Летопись моей музыкальной жизни" (1876-1906), отразившую целую эпоху рус. муз. культуры.
Лит.: Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. 1-5. М., 1933-46; Соловцов А. А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. М., 1964.
Н. А. Римский-Корсаков (справа), А. К. Глазунов, А. К. Лядов. 1907
Полезные сервисы
римский-корсаков николай андреевич
Энциклопедический словарь
Ри́мский-Ко́рсаков Николай Андреевич (1844-1908), композитор, педагог, дирижёр. Классик русской музыки, создатель композиторской школы. Член «Могучей кучки», руководитель Беляевского кружка. В произведениях, связанных с миром сказки, народного быта, картинами природы, - мастерское владение оркестровыми и гармоническими средствами. В операх начала XX в. акцентирована нравственно-философская и социальная проблематика. 15 опер, в том числе, «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Ночь перед Рождеством» (1894), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); для оркестра - «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888); романсы, обработки народных песен (в том числе, сборник «100 русских народных песен», 1877). Завершил и отредактировал ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871). Среди учеников - А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1906).
* * *
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич - РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908), русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) . Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков - мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
Большой энциклопедический словарь
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908) - российский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член "Могучей кучки". Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков - мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в т. ч. "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), "Кащей бессмертный" (1902), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1904), "Золотой петушок" (1907); "Испанское каприччио" (1887), "Шехеразада" (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен и др. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
Энциклопедия Кольера
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
(1844-1908), русский композитор. Родился 18 марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности. Однако для него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте. Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он оставался до 18-летнего возраста. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего старшего брата, адмирала В.А.Римского-Корсакова, весьма просвещенного и одаренного человека. Римский-Корсаков начал брать уроки у серьезного музыканта Ф.А.Канилле, а тот познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов - "Пятерки", или "Могучей кучки". По настоянию Балакирева 17-летний юноша, знакомый лишь с азами музыкальной теории, принялся за сочинение симфонии, которая стала первой симфонией, созданной русским композитором. (Строго говоря, первой симфонией, написанной в России, является симфония Океан А.Г.Рубинштейна, но по стилю ее вряд ли можно отнести к русской школе.) В следующем году связи Римского-Корсакова с петербургской музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться в трехгодичное кругосветное плавание. По возвращении в Петербург он возобновил дружбу с Балакиревым и отдавал музыке все время, свободное от службы. Он быстро приобретал знания и опыт, и вскоре его репутация как музыканта стала столь высокой, что в возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины; однако еще до этого он сумел закончить Первую симфонию, создать оперу Псковитянка (премьера ее прошла с успехом в Мариинском театре), ряд симфонических произведений, романсов. В 1872 Римский-Корсаков женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, которая стала его преданной помощницей. Он обладал организаторским талантом, который вскоре нашел применение: в 29 лет он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, после этого - руководителем Бесплатной музыкальной школы, а потом помощником управляющего Придворной певческой капеллой. Римский-Корсаков создал 15 опер, в их числе - Снегурочка (1880), Садко (1895), Сказка о царе Салтане (1900), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1905), Золотой петушок (1907). Очень популярен ряд фрагментов из этих опер - например, "Песня индийского гостя" из Садко или оркестровый "Полет шмеля" из Салтана. Римский-Корсаков - автор красочных симфонических произведений; среди них наибольшую известность во всем мире приобрела сюита Шехеразада (1888). Часто исполняются также Вторая симфония - Антар (1868), Испанское каприччио (1887) и праздничная Воскресная увертюра (Светлый праздник, 1888) на темы из Обихода (сборника православных песновений). Умер Римский-Корсаков в Любенске близ Луги (Петербургская губерния) 21 июня 1908.
ЛИТЕРАТУРА
Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982 Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. М., 1988
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Николай Андреевич Римский-Корсаков.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 - 1908), композитор. Создатель композиторской школы в России. Член "Могучей кучки". В произведениях, связанных с миром сказки, народным бытом, картинами природы, раскрываются живописно-изобразительный дар Римского-Корсакова, мастерское владение оркестровыми и гармоническими средствами. В операх начала 20 в. акцентирована нравственно-философская и социальная проблематика. 15 опер, в том числе "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1904), "Золотой петушок" (1907); оркестровые сочинения, в том числе "Испанское каприччио" (1887), "Шехеразада" (1888); романсы и др. Важное просветительское значение имела его дирижерская деятельность. Среди учеников - А.К. Глазунов, А.К. Лядов, И.Ф. Стравинский.
Полезные сервисы
римско-католическая церковь
Энциклопедия Кольера
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа Римский. Слово "католический" ("вселенский") указывает, во-первых, на обращенную ко всему роду человеческому миссию этой церкви и, во-вторых, на тот факт, что членами церкви являются представители всего мира. Слово "римский" говорит о единстве церкви с епископом Римским и его главенстве над церковью, а также служит для отличия от других религиозных групп, использующих в своем названии понятие "католический".
История возникновения. Католики верят, что церковь и папство были учреждены непосредственно Иисусом Христом и пребудут до конца времен и что папа есть законный преемник св. Петра (а значит, наследует его примат, первенство среди апостолов) и викарий (заместитель, наместник) Христа на земле. Они верят также, что Христос дал своим апостолам власть: 1) проповедовать его Евангелие всем людям; 2) освящать людей посредством таинств; 3) руководить и управлять всеми теми, кто принял Евангелие и крестился. И наконец, они верят, что этой властью наделены католические епископы (как преемники апостолов), возглавляемые папой, который обладает верховной властью. Папа, будучи учителем и защитником богооткровенной истины церкви, непогрешим, т.е. безошибочен в своих суждениях по вопросам веры и морали; Христос гарантировал эту непогрешимость, когда обещал, что истина всегда будет с церковью.
Признаки церкви. В соответствии с традиционным учением, эту церковь отличают четыре характеристики, или четыре существенных признака (notae ecclesiae): 1) единство, о котором св. Павел говорит: "одно тело и один Дух", "один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф 4:4-5); 2) святость, которую усматривают в церковном учении, богослужении и святой жизни верующих; 3) католичность (определенная выше); 4) апостоличность, или происхождение установлений и юрисдикции от апостолов.
Учение. Главные моменты учения Римско-католической церкви изложены в Апостольском, Никейско-Константинопольском и Афанасьевском символах веры, в более полном виде они содержатся в исповедании веры, используемом при посвящении епископов и священников, а также при крещении взрослых. В своем учении Католическая церковь опирается также на постановления вселенских соборов, и прежде всего Тридентского и Ватиканских, особенно в отношении первенства и непогрешимой учительной власти папы Римского. К главным моментам вероучения Римско-католической церкви относятся следующие. Вера в единого Бога в трех божественных Лицах, различных между собой и равных друг другу (Отец, Сын и Святой Дух). Учение о воплощении, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, и соединение в его личности двух природ, божественной и человеческой; божественное материнство Пресвятой Марии, девственной до рождения Иисуса, при рождении и после него. Вера в подлинное, реальное и субстанциальное присутствие Тела и Крови с душой и божественностью Иисуса Христа в таинстве евхаристии. Семь таинств, установленных Иисусом Христом для спасения человечества: крещение, миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние, елеосвящение, священство, брак. Вера чистилище, воскресении мертвых и вечной жизнь. Учение о первенстве, не только чести, но и юрисдикции, епископа Римского. Почитание святых и их образов. Авторитет апостольского и церковного Предания и Священного Писания, которые могут быть истолкованы и поняты только в том смысле, которого придерживалась и придерживается католическая церковь.
Организационная структура. В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е. связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам. В Римско-католической церкви папа либо назначает епископов, либо утверждает их избрание; епископы, в свою очередь, назначают приходских священников и епархиальных должностных лиц. В настоящее время, за некоторыми исключениями, миряне не участвуют в избрании церковного руководства. Учительная власть католической церкви осуществляется либо в форме торжественного догматического вероопределения (прерогатива вселенского собора и папы), либо в обычном общем поучении (катехизации и проповеди). Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи; вносить пожертвования на содержание своего приходского священника; соблюдать церковные законы касательно брака.
Различные обряды. Если Римско-католическая церковь едина в вопросах веры и морали, в послушании папе, то в области литургических форм богослужения и просто дисциплинарных вопросов допускается и все больше поощряется разнообразие. На Западе доминирует Латинский обряд, хотя сохраняются еще Лионский, Амвросианский и Мосарабский обряды; среди восточных членов Римско-католической церкви встречаются представители всех существующих ныне восточных обрядов.
Религиозные ордена. Историки отмечают важный вклад в развитие культуры и христианской культуры, сделанный орденами, конгрегациями и другими религиозными институтами. И сегодня они играют заметную роль, как в собственно религиозной сфере, так и в области образования и социальной деятельности.
Образование. Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.
Церковь и государство. Папа Лев XIII подтвердил традиционное католическое учение, заявив о церкви и государстве, что каждая из этих властей "имеет определенные границы, в которых она и пребывает; эти границы определяются природой и непосредственным источником каждой. Вот почему их можно рассматривать как определенные, четко очерченные сферы деятельности, причем каждая власть в рамках своей сферы действует в соответствии с собственным правом" (энциклика Immortale Dei, 1 ноября 1885). Естественное право возлагает на государство ответственность только за вещи, имеющие отношение к земному благу людей; позитивное божественное право возлагает на церковь ответственность только за вещи, относящиеся к вечному уделу человека. Поскольку человек является одновременно и гражданином государства и членом церкви, возникает необходимость регулирования правовых отношений между обоими властями.
Статистические данные. По оценкам статистиков в 1993 в мире насчитывалось 1040 млн. католиков (ок. 19% населения земного шара); в Латинской Америке - 412 млн.; в Европе - 260 млн.; в Азии - 130 млн.; в Африке - 128 млн.; в Океании - 8 млн.; в странах бывшего Советского Союза - 6 млн. См. также
МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА;
ЛИТЕРАТУРА
Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Катехизис Католической Церкви. М., 1996 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998
Орфографический словарь
Полезные сервисы
римско-католический
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
РИ́МСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ, римско-католическая, римско-католическое. Принадлежащий к церкви, возглавляемой римским папой; то же, что католический.
Энциклопедический словарь
{{ри́мско-катол{}и{}ческий}} -ая, -ое. Принадлежащий к церкви, возглавляемой папой римским; католический. Р-ая церковь.
Академический словарь
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Формы слов для слова римско-католический
ри́мско-католи́ческий, ри́мско-католи́ческая, ри́мско-католи́ческое, ри́мско-католи́ческие, ри́мско-католи́ческого, ри́мско-католи́ческой, ри́мско-католи́ческих, ри́мско-католи́ческому, ри́мско-католи́ческим, ри́мско-католи́ческую, ри́мско-католи́ческою, ри́мско-католи́ческими, ри́мско-католи́ческом, ри́мско-католи́ческ, ри́мско-католи́ческа, ри́мско-католи́ческо, ри́мско-католи́чески
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
римское право
Энциклопедический словарь
Ри́мское пра́во - система права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Содержало разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Частное Римское право явилось классическим правом общества, основанного на частной собственности. Оно было заимствовано (рецепировано) многими странами.
* * *
РИМСКОЕ ПРАВО - РИ́МСКОЕ ПРА́ВО, система права, сложившаяся в Древнем Риме и сыгравшая исключительную роль в развитии европейского права. В современных правовых системах Европы и Америки основная юридическая терминология, многие правовые институты, структура изложения материала в кодексах законов и учебных руководствах ведут свое происхождение из римского права. В Южной Африке оно сохранилось до сих пор в качестве вспомогательного права, применяющегося в случаях, не предусмотренных современными правовыми нормами. Во многих странах мира римское право представляет собой основу профессионального юридического образования и, вместе с тем, научных исследований в области теории государства и права, а также сравнительного правоведения. Римское право - выдающийся памятник римской культуры и одновременно составная часть современной европейской культуры.
Римское право - наиболее развитая система древнего права - формировалось и складывалось в античном обществе, открывавшем широкие возможности (по сравнению в другими доиндустриальными обществами) для развития частной инициативы и права частной собственности. Расцвет римского права приходится на эпоху ранней Римской империи (конец 1 в. до н. э. - начало 3 в. н. э.) с характерными для нее политической и социальной стабильностью, высоким уровнем урбанизации и товарно-денежных отношений. В отличие от многих других древних обществ в Риме право очень рано (уже в эпоху Законов двенадцати таблиц - 5 в. до н. э.) конституировалось как особая система регулирования человеческого поведения, не совпадающая с предписаниями религии и моралью.
В Древнем Риме впервые в мире появляются ученые правоведы (iurisprudentes, iurisreriti), а правоведение во 2-1 вв. до н. э. становится наукой (в античном смысле этого слова). В своем наивысшем развитии римское право во многом представляет собой результат совместного творчества великих римских юристов. Многие правоведы более позднего времени именовали римское право «правом юристов» и «писаным разумом». Римские юристы делили право на публичное (ius publicum), которое «относится к положению римского государства», и частное (ius privatum), которое «относится к пользе отдельных лиц». Свое внимание они уделяли почти исключительно последнему, и именно частное римское право стало основой для развития европейского права.
Характерным для частного римского права является высокоразвитый индивидуализм, стремление обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому полноправному участнику социальной и хозяйственной жизни, т. е. прежде всего каждому римскому домовладыке (pater familias) - главе фамилии (большой патриархальной семьи). В трудах римских юристов были тщательно и всесторонне разработаны способы защиты личных и имущественных прав индивидов, правовые понятия и конструкции, относящиеся в первую очередь к вещному, наследственному и обязательственному праву.
Опираясь на свои достижения в анализе конкретных правовых казусов и работы греческих философов (и прежде всего Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ)), римские юристы создали язык права, равного которому не знала ни одна другая правовая система древнего мира. После гибели античного мира римское право постепенно теряет свое былое значение и выходит из употребления. Однако с 12 в. в Европе начинается широкая рецепция (см. РЕЦЕПЦИЯ) - восприятие и усвоение - римского правового наследия.
Большой энциклопедический словарь
РИМСКОЕ право - система права Др. Рима. Включало Частное право и публичное право. Содержало разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Частное римское право явилось классическим правом общества, основанного на частной собственности. Оно было заимствовано (рецепировано) многими странами.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
РИМСКОЕ ПРАВО, система права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Частное римское право содержало стройную, разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Римское право явилось классическим правом общества, основанного на частной собственности, и было заимствовано (рецепировано) многими странами.
Словарь народов и культуры
Римское право
(Roman law), свод законов, разработанных в Риме между прибл. 150 г. до н.э. и 250 г. н.э. и кодифицированных императором Юстинианом I (482-565) в Corpus Juris Civilis (Свод гражданского права). В 11 в. Р.п. в кач-ве учебной дисциплины было введено в итал. ун-тах; позже легло в основу гражд. (или романо-герм.) правовой части законодат. систем (гражданское право), действовавших на терр. Священной Римской империи. Идеи Р.п. нашли свое воплощение во франц. Кодексе Наполеона (1804) и в более поздних гражд. кодексах Германии, Швейцарии и Австрии. Их составителей привлекала хорошо известная и доведенная до совершенства рациональность Р.п., предлагавшего логически безупречный набор принципов и правил для решения гражд. споров.
Словарь иностранных слов
РИМСКОЕ ПРАВО - право древнего Рима; часть его, гражд. право получило особенно детальное развитие и сыграло видную роль в истории всех цивилиз. народов; оно легло в основу всех гражд. кодексов, действующих в Европе до наст. времени; поэтому р. п. составляет до сих пор особый предмет, читаемый на юридич. факультетах.