Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: ~571
рок рок
толковый словарь

I м.

Судьба, провидение.

II м. разг.

Одно из направлений джазовой музыки 2-й половины XX в., отличающееся приверженностью к энергичным, ритмичным музыкальным формам с использованием электромузыкальных инструментов при доминирующей роли басового ритма и характеризующееся своеобразной манерой вокализации; рок-музыка.

III м. разг.

1. Парный бытовой импровизационный танец американского происхождения, отличающийся крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше (получивший широкую известность в середине 50-х гг. XX в.); рок-н-ролл 1..

2. Музыка в стиле такого танца; рок-н-ролл 2..

РОК - [судьба] сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? ро́ка, чему? ро́ку, (вижу) что? ро́к, чем? ро́ком, о чём? о ро́ке

Роком называется чья-либо трагическая судьба, неминуемые несчастья в чьей-либо жизни.

Таинственный, неотвратимый, неумолимый, слепой, гибельный рок. | Воплощение, проявление рока. | Злой рок тяготеет над кем-либо. | Кого-либо преследует рок. | По воле рока оказаться где-либо.

[музыка] сущ., м., употр. нечасто

Рок - это течение в современной музыке, для произведений которого характерно жёсткое ритмичное звучание с опорой на ударные инструменты и особые ритмы электрогитар.

Тяжёлый, психоделический рок. | Классика рока. | Играть, исполнять рок.

ро́ковый прил.

толковый словарь ушакова

РОК, рока, мн. нет, муж. (книжн.). Судьба (устар. поэт.). «Рок завистливой бедою угрожает снова мне.» Пушкин. «И то, что в жизни взято раз, не в силах рок отнять у нас.» Некрасов. «И на челе оставил рок средь юных дней печать страстей.» Лермонтов.

|| В греч. мифологии и в мистических представлениях - потусторонняя сила или воля божества, предрешающая события человеческой и вообще земной жизни.

толковый словарь ожегова

РОК, -а, муж. (высок.). Несчастливая судьба (в 1 знач.). По воле рока. Злой р. тяготеет над кем-н.

II. РОК

1. -а, муж. Обычно эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов). Электронный р. Тяжёлый р. (с усиленным звуком, особо энергичный, жёсткий и динамичный, вызывающий агрессивное возбуждение слушателей).

2. -а, муж. То же, что рок-н-ролл (разг.).

3. неизм. Относящийся к рок-музыке. Танец в стиле р. Джаз-р.

| прил. также роковый, -ая, -ое. Роковая музыка.

толковый словарь даля

РОК - муж., южн., зап. год, лето.

| ·стар. срок, урочное, уреченое время, пора, доба. Приити.... на уреченый рок. А жидове на тот рок не стали.

| Ныне, судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое. Мусульмане веруют в рок, христиане в провиденье. Рока не минуешь. Против рока не пойдешь. Он убит, угнетен роком. Никто от своего рока не уйдет. Рок головы ищет. Рок виноватого (рок обреченного) найдет. Скорая женитьба видимый рок. Бойся, не бойся, а без року нет смерти. Роковой день, годовщина рокового дела; срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба решает, решила участь, либо важное событие. Счастливый к обеду, роковой под обух.

словарь существительных

РОК, -а, м Высок.

Развитие, ход жизненных событий, складывающийся независимо от воли человека, несчастливое стечение обстоятельств, судьба, грозящая несчастьями и бедами.

Злой рок лишал его то родины, то сына, то свободы и, наконец, честного имени (Гран.).

РОК, -а, м То же, что рок-музыка.

Крупнейшие звезды британского рока приняли решение выпустить компакт-диск с песнями, посвященными принцессе Диане (Газ.).

энциклопедический словарь

РОК

1. РОК, -а; м. Высок. Судьба (обычно грозящая бедами, несчастьями и т.п.). Злой рок тяготеет над кем-л. По воле рока оказаться вдали от родины. * Рок завистливый бедою Угрожает снова мне (Пушкин).

Роково́й (см.).

2. РОК, -а м. [англ. rock] = Рок-му́зыка.

Ро́ковый, -ая, -ое.

-----------------------------------

РОК- Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: рок (2.Р.); относящийся к рок-н-роллу, связанный с ним. Рок-группа, рок-звезда, рок-клуб, рок-концерт, рок-музыкант, рок-опера, рок-стиль, рок-тусовка, рок-фанат, рок-фестиваль.

академический словарь

-а, м. высок.

Судьба (обычно злая, грозящая бедами, несчастьями и т. п.).

Злой рок.

- За гордость рок меня так люто наказал. И. Крылов, Орел и Крот.

Внемлите ж, братья, слову брата, Пока мы полны юных сил: Вперед, вперед, и без возврата, Что б рок вдали нам ни сулил! Плещеев, Вперед! без страха и сомненья.

поговорки

Слепой рок. Книжн. Высок. О судьбе (обычно - злой, грозящей бедами, несчастьями). БМС 1998, 495.

словарь русского арго

см.: классика (рока)

орфографический словарь

рок, -а

формы слов

ро́к, ро́ки, ро́ка, ро́ков, ро́ку, ро́кам, ро́ком, ро́ками, ро́ке, ро́ках

синонимы

см. судьба 1

сущ.

судьба

судьбина

фатум

фортуна

тезаурус русской деловой лексики

Syn: судьба, фатум

Ant: фортуна

синонимы

См. судьба

злой рок преследует...

омонимы

рок I

судьба, обычно злая, несчастливая

Мне ничего не угодно, но сам неумолимый рок привел вас сюда, чтобы я, так сказать, мог повергнуть пред вами бешенство лютой страсти…

Ему казалось, что только его одного преследует тяжелый и неодолимый рок.

рок II

музыкальное направление, характеризующееся однообразным ритмом и большой плотностью звука

Её саму и до этого и особенно потом с настойчивой регулярностью спрашивали, почему она не поёт рок.

эпитеты

беспощадный (Нем.-Данченко); жестокий (Козлов); загадочный (Андреев); злобный (Полежаев, Рылеев); злой (Куприн); могучий (Потемкин); неизбежный (Полежаев); свирепый (Полежаев, Сологуб); суровый (Андреев, Козлов)

эпитеты русского языка

Беспощадный, враждебный, всесильный, гнетущий, грозный, железный, жестокий, завистливый, загадочный, злобный, злой, коварный, могучий, неизбежный, немилосердный, неотвратимый, непредотвратимый, неумолимый, свирепый, своенравный, слепой, страшный, суровый, тайный, тяжелый, ужасный, фатальный.

морфемно-орфографический словарь

рок/.

грамматический словарь

рок м 3a (судьба; муз. направление)

этимология

I

Это существительное, синонимичное слову судьба, образовано от общеславянского глагола rekti - "говорить" и буквально означало "то, что предречено". К той же основе восходят речь, изрекать и т. п.

II

Это название популярного танца заимствовано из английского, где является сокращением от полного rock-and-roll.

этимологический словарь русского языка

РОК (судьба). Общесл. В общесл. яз. рокъ образовано от *rekti (> речи) - «говорить».

этимологический словарь

I

I, род. п. ро́ка "судьба", диал. "год, срок", зап., южн. (Даль), укр. рiк, род. п. ро́ку "год", блр. рок, др.-русск. рокъ "срок, год, возраст; правило; судьба", ст.-слав. рокъ προθεσμία (Супр.), сербохорв. ро̑к, род. п. ро̏ка "срок, время", словен. ròk, род. п. rȯ́kа "срок, рок, предзнаменование", чеш., слвц. rоk "год", польск. rоk - то же, н.-луж. rоk - то же.

Праслав. *rokъ "срок", связано с реку́, речь (см.). Относительно знач. "судьба" ср. лат. fātum "судьба", связанное с fābulа "молва, толки", fāri "говорить"; см. Шрадер-Неринг 2, 292; Вальде-Гофм. 2, 463 и сл. Лит. rãkas "срок, предел", лтш. raks "цель, предел" может быть как заимств. из слав. (М.-Э. 3, 473; Скарджюс 185), так и исконнородственно с ним (Буга, РФВ 66, 247). Слав. rokъ связано с др.-инд. rасаnаm "распорядок", rаса́уаti "располагает", гот. ragin ср. р. γνώμη, rahnjan "рассчитывать", тохар. А rаkе, В reki "слово"; см. Лиден, Kuhn-Festschr. 142; Траутман, ВSW 243; Хольтхаузен, Awn. Wb. 224; Файст 392; Ройтер, JSFOu 47, 4, 10. Неубедительно привлечение лит. ràkti, rankù "колоть", rakinė́ti "ковыряться", др.-исл. rá "межевой знак" (Буга, там же, против см. Скарджюс, там же). Ср. рокота́ть.

II

II "похлебка с крупой у коми-зырян", печорск. (Подв.). Из коми rоk "каша", родственного фин. rokka "гороховый суп, похлебка"; см. Калима 204. См. ро́кка.

словарь иностранных слов

РОК (перс.). Баснословная птица, необычайной величины и силы.

сканворды

- «Музыкальная судьба».

- Фортуна, навсегда отвернувшаяся от человека.

- Судьба.

- Во что верит фаталист?

- Тяжёлая музыка.

- Злая, несчастливая судьба.

- Музыкальный жанр.

- Музыкальный стиль.

- Эксцентрическая эстрадная музыка.

- ...-н-ролл.

- Фатум.

- Кто подставил кролика Роджера?

- Фильм Ричарда Кёртиса «...-волна».

- Сборник новелл Ги де Мопассана «Маленькая ...».

полезные сервисы
рок (1) рок (1)
этимологический словарь

Общеслав. Производное (с перегласовкой е/о) от *rekti (> речь). См. обречь. Рок «судьба» < «предсказанное», ср. однобразные лат. fatum «судьба» (см. фатализм) и fari «говорить».

полезные сервисы
рок (2) рок (2)
этимологический словарь

рок (2)

(танец). Заимств. во второй половине XX в. из англ. яз., где rock - сокращение rock-and-roll, сращения rock «качаться, трястись», and «и», roll «вертеться». Ср. полное рок-н-ролл.

полезные сервисы
рок 1 рок 1
толковый словарь ожегова

РОК 1, -а, м. (высок.). Несчастливая судьба (в 1 знач.). По воле рока. Злой р. тяготеет над кем-н.

полезные сервисы
рок 2 рок 2
толковый словарь ожегова

РОК 2.

полезные сервисы
рок виноватого найдет рок виноватого найдет
пословицы и поговорки даль

Рок виноватого (или: обреченного) найдет.

См. ГРОЗА - КАРА

полезные сервисы
рок головы ищет рок головы ищет
пословицы и поговорки даль

Рок головы ищет.

См. СУДЬБА - ТЕРПЕНИЕ - НАДЕЖДА

полезные сервисы
рок и рок и
орфографический словарь

ро́к и поп-му́зыка

полезные сервисы
рок на кону бьет, неурочье за коном рок на кону бьет, неурочье за коном
пословицы и поговорки даль

Рок на кону бьет, неурочье за коном.

См. СЧАСТЬЕ - УДАЧА

полезные сервисы
рок(слепой) рок(слепой)
сборник слов и иносказаний

рок(слепой) - иноск. - судьба

Рока не минуешь.

Ср. Если бы слепою волею рока это письмо мое когда-нибудь стало известно высоконравственному миру, Боже, как бы перевернули высоконравственные люди в могиле мои бедные кости.

Лесков. Обойденные. 3, 17.

Ср. Скольких низких рок щадит!

Жуковский. Торжество победителей (Шиллера).

См. слепое счастие.

См. фортуна.

полезные сервисы
рок- рок-
толковый словарь

Первая часть сложных слов, вносящая значение: рок-музыка (рок-анса́мбль, рок-гру́ппа, рок-о́пера и т.п.).

слитно. раздельно. через дефис

рок- (то же, что рок-музыка) - первая часть сложных слов, пишется через дефис

орфографический словарь

рок-... - первая часть сложных слов, пишется через дефис

полезные сервисы
рок- и поп-музыка рок- и поп-музыка
орфографический словарь

рок- и поп-музыка, -и

полезные сервисы
рок-.. рок-..
толковый словарь ожегова

Первая часть сложных слов со знач. относящийся к року 2, напр. рок-музыка, рок-ансамбль, рок-группа, рок-опера, рок-певица.

словарь иностранных слов

рок-...

- (англ. rock- < rock-and-roll - см. рок-н-ролл).

Первая составная часть сложных слов, имеющая значение «относящийся к року, в стиле, в духе рока», напр.: «рок-музыка», «рок-звезда».

полезные сервисы
рок-айленд рок-айленд
энциклопедический словарь

РОК-АЙЛЕНД - РОК-А́ЙЛЕНД (Rock Island), город на севере США, штат Иллинойс (см. ИЛЛИНОЙС (штат)). Население 38,8 тыс. человек (2004). Порт на реке Миссисипи (см. МИССИСИПИ (река)). Машиностроение, металлообрабатывающая, пищевая, военная промышленность (арсенал).

большой энциклопедический словарь

РОК-АЙЛЕНД (Rock Island) - город на севере США, шт. Иллинойс. 47 тыс. жителей (1989). Порт на р. Миссисипи. Машиностроение, металлообрабатывающая, пищевая, военная промышленность (арсенал).

полезные сервисы
рок-акустика рок-акустика
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
рок-акция рок-акция
слитно. раздельно. через дефис

рок-а/кция, рок-а/кции

полезные сервисы
рок-альбом рок-альбом
слитно. раздельно. через дефис

рок-альбо/м, рок-альбо/ма

полезные сервисы
рок-ансамбль рок-ансамбль
толковый словарь

м.

Ансамбль музыкантов, исполняющих рок-музыку.

слитно. раздельно. через дефис

рок-анса/мбль, рок-анса/мбля

орфографический словарь

рок-анса́мбль, -я

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 3

морфемно-орфографический словарь

рок/-анса́мбль/.

полезные сервисы
рок-балет рок-балет
орфографический словарь

рок-бале́т, -а

полезные сервисы
рок-бизнес рок-бизнес
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
рок-бомонд рок-бомонд
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
рок-ветеран рок-ветеран
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
рок-герой рок-герой
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
рок-гитара рок-гитара
орфографический словарь

рок-гита́ра, -ы

полезные сервисы
рок-гитарист рок-гитарист
орфографический словарь

рок-гитари́ст, -а

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
рок-группа рок-группа
толковый словарь

ж.

Ансамбль рок-музыкантов.

слитно. раздельно. через дефис

рок-гру/ппа, рок-гру/ппы

орфографический словарь

рок-гру́ппа, -ы

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 3

морфемно-орфографический словарь

рок/-гру́пп/а.

полезные сервисы
рок-движение рок-движение
слитно. раздельно. через дефис

рок-движе/ние, рок-движе/ния

полезные сервисы
рок-дива рок-дива
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
рок-е рок-е
толковый словарь ожегова

РОК-... Первая часть сложных слов со знач. относящийся к року 2, напр. рок-музыка, рок-ансамбль, рок-группа, рок-опера, рок-певица.

полезные сервисы
рок-журналист рок-журналист
слитно. раздельно. через дефис

рок-журнали/ст, рок-журнали/ста

полезные сервисы
рок-звезда рок-звезда
орфографический словарь

рок-звезда́, -ы́, мн. ч. -звёзды, -звёзд

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 2

полезные сервисы
рок-звёздность рок-звёздность
слитно. раздельно. через дефис

рок-звёздность, рок-звёздности

полезные сервисы
рок-индустрия рок-индустрия
слитно. раздельно. через дефис

рок-инду/стри/я, рок-инду/стри/и

полезные сервисы
рок-искусство рок-искусство
орфографический словарь

рок-иску́сство, -а

полезные сервисы
рок-история рок-история
слитно. раздельно. через дефис

рок-исто/рия, рок-исто/рии

полезные сервисы
рок-клуб рок-клуб
орфографический словарь

рок-клу́б, -а

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

клуб (52)

полезные сервисы
рок-клубовский рок-клубовский
орфографический словарь

рок-клу́бовский

полезные сервисы
рок-команда рок-команда
толковый словарь

ж.

Ансамбль рок-музыкантов; рок-группа.

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 3

полезные сервисы
рок-композиция рок-композиция
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
рок-концерт рок-концерт
толковый словарь

м.

Концерт, на котором исполняются произведения рок-музыки.

орфографический словарь

рок-конце́рт, -а

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
рок-культура рок-культура
орфографический словарь

рок-культу́ра, -ы

полезные сервисы
рок-марафон рок-марафон
толковый словарь

м.

Непрерывный концерт сменяющих друг друга музыкантов - исполнителей произведений рок-музыки.

слитно. раздельно. через дефис

рок-марафо/н, рок-марафо/на

орфографический словарь

рок-марафо́н, -а

полезные сервисы
рок-музыка рок-музыка
толковый словарь

ж.

Одно из направлений поп-музыки, возникшее в 50-е гг. XX в., ставшее любимой молодежью (произведения которого исполнялись на электромузыкальных инструментах при доминирующей роли басового ритма и характеризовались своеобразной манерой вокализации).

толковый словарь ожегова

РОК-МУ́ЗЫКА, -и, жен. То же, что рок 2 (в 1 знач.).

словарь существительных

РОК-МУ́ЗЫКА, -и, ж

Направление эстрадной музыки, возникшее в 50-х гг. ХХ в., в рамках которого создаются сложные в мелодическом отношении произведения с четким басовым ритмом и текстами преимущественно философской проблематики; при исполнении используются электромузыкальные инструменты;

Син.: рок.

В этой легкойгоречи, как видите, уже сквозит ностальгия по бурному пятилетию, озвученному душераздирающей рок-музыкой (В. Акс.).

энциклопедический словарь

РОК-МУ́ЗЫКА -и; ж. [англ. rock music] Ставшее основой молодёжной культуры второй половины 20 в. направление эстрадной музыки, исполняемой на электромузыкальных инструментах, в основе которой лежит четкий басовый ритм; рок (2.Р.).

* * *

рок-му́зыка (англ. rock music, сокращённо от rock’n’roll), направление в американской и европейской популярной музыке (с 1950-х гг.), родившееся на волне социальных «нонконформистских» движений молодёжи (см. «Контркультура»). Зародившись в США в форме рок-н-ролла, Рок-музыка завоевала широкую популярность с 60-х гг., благодаря главным образом рок-группам Великобритании - «Битлз», «Роллинг Стоунз» и др. (до 80-х гг. обе страны занимали ведущие позиции в мировой рок-музыке). Усвоение рок-музыкантами композиционных и ладогармонических особенностей блюза сыграло решающую роль в формировании стиля рок-музыки Её существенные черты - особая ритмическая пульсация в басу (бит), использование преимущественно электромузыкального инструментария, обусловливающего повышенный динамический тонус музыки, превалирование ритмического и гармонического начал над мелодическим. Развиваясь в дальнейшем во взаимодействии с поп-музыкой, а также в связи с расширением средств шоу-бизнеса (особенно ТВ) рок-музыка претерпела значительную стилевую эволюцию. Ныне представляет собой разветвлённую культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений со своими особенностями в различных странах (например, для отечественной рок-музыки наиболее существенную роль играет текст).

* * *

РОК-МУЗЫКА - РОК-МУ́ЗЫКА (англ. rock music, от rock - качаться, трястись), тип современной поп-музыки (см. ПОП-МУЗЫКА), ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг., ритм-энд-блюза (см. РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ) и рок-н-ролла (см. РОК-Н-РОЛЛ). Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования (от любительских групп до профессональных коллективов), техническое оснащение (применение электрического и электронного усиления и преобразования звука), экспрессия вокального и инструментального интонирования. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза (см. БЛЮЗ) в сочетании со специфической ритмикой.

Рок-музыка сформировалась в Великобритании и США на рубеже 1950-60-х годов. С момента своего появления рок-музыка часто становилась компонентом молодежной культуры, выражая свойственный ей нонконформистский пафос. Вместе с тем значительная часть рок-музыки находится в рамках «массовой культуры» (см. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА). Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам: принадлежности к определенным социально-культурным движениям (например, психоделический (см. ПСИХОДЕЛИКА) рок, панк-рок (см. ПАНК-РОК)), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической интенсивности (тяжелый рок (см. ХАРД-РОК)), технической оснащенности (электронный рок (см. ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА)), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями и стилями (арт-рок (см. АРТ-РОК), джаз-рок (см. ДЖАЗ-РОК), фолк-рок (см. ФОЛК-РОК) и др.), месту в системе художественной культуры (рок-авангард, поп-рок (см. ПОП-РОК), альтернативный рок (см. АЛЬТЕРНАТИВА (в рок-музыке))). Важное значение для рок-музыки имеет визуальный фактор: манера поведения музыкантов, их стиль жизни, сценическое оформление рок-шоу, новые жанры визуальной подачи рок-музыки (видеоклипы (см. ВИДЕОКЛИП)).

большой энциклопедический словарь

РОК-МУЗЫКА - (англ. Rock music от rock - качаться, трястись), тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг., ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой.

энциклопедия кольера

РОК-МУЗЫКА - основная разновидность популярной музыки, возникшая около 1954; для нее характерны использование электромузыкальных инструментов (например, электрогитар) и упор на четко выраженный ритм и громкость звучания. В короткой истории рок-музыки четко прослеживаются два этапа: период рок-н-ролла (1954-1962) и период рока (с 1962 по настоящий момент). Рок-н-ролл (выражение встречается во многих сельских блюзах и, вероятно, имеет сексуальный подтекст, как в строчке "Качай меня, крути меня всю ночь") обрел популярность в середине 1950-х годов. В основе рок-н-ролла три взаимосвязанных источника. Во-первых, музыка негритянских ритм-энд-блюзовых ансамблей юго-западных штатов США - аналог более мягких и изысканных свинговых джаз-бандов восточных штатов. Название ритм-энд-блюз буквально описывает тот тип музыки, которую исполняли эти группы: основа мелодий - 12-тактовые формы сельского блюза, базирующиеся на тонических, субдоминантных и доминантных аккордах; ритмы резко синкопированы и сильно акцентированы, наиболее типичен фоновый бит - акцент на второй и четвертой доле размера 4/4. Вокалистам таких групп, чтобы перекрывать громкое звучание ансамбля, приходилось кричать; впоследствии такой стиль "выкрикиваемого" блюза стал общепринятой манерой рок-н-ролльных певцов. Во-вторых, важную роль в становлении рок-н-ролла сыграла церковная музыка негритянских вокальных групп, которые заимствовали певческую манеру и гармонии из традиции т.н. черного госпела (религиозного гимна). Основная черта стиля госпел - формула "вопрос - ответ": солист (а в церкви - проповедник) произносит стих, и хор ему отвечает. "Вопрос - ответ" является основным элементом не только стиля госпел, но и африканской народной музыки. В-третьих, музыка Элвиса Пресли, который вместе с другими исполнителями, вроде Бадди Холли, Карла Перкинса и братьев Эверли, стихийно соединял элементы музыкальных стилей белого кантри-энд-вестерн, негритянского сельского блюза и ритм-энд-блюза. Гончий пес (Hound Dog), Не будь жестокой (Don't Be Cruel), Отель, где разбиваются сердца (Heartbreak Hotel) и ряд других ранних вещей Пресли являются блюзами или основаны на блюзовых структурах, а в его вокальном стиле сочетались типичная в музыке кантри "гнусавость" с напористостью и чувственностью, характерными для негритянской музыки. Именно благодаря неотразимой привлекательности Пресли рок-н-ролл начиная с песни Отель, где разбиваются сердца (1956) стал национальным явлением. Впрочем, другие исполнители в новой манере завоевали популярность еще до Пресли. С 1954 Билл Хейли и группа "Comets" выпустили целую серию хитов, которые представляли собой перепевы ритм-энд-блюзового репертуара негритянских ансамблей. Музыка Чака Берри выросла из традиции городского блюза - это был грубоватый, гремящий электромузыкальными инструментами потомок сельского блюза, который после Второй мировой войны бурно расцвел в Мемфисе, Чикаго и Детройте. Сэм Кук и ансамбли "Coasters", "Drifters" и "Flamingoes" продолжали традиции госпела, и этот музыкальный стиль с незначительными изменениями позднее трансформировался в то, что стали называть музыкой соул. В раннем рок-н-ролле доминировали четкая ритмическая пульсация (бит), электрогитара, пронзительный тенор-саксофон и надрывно-исступленный вокал. Тематика песен вращалась вокруг повседневной жизни подростков: школа, родители, автомобили и особенно юношеская любовь. Косвенно, а нередко и прямо эта музыка бросала вызов общественным нормам. Новая музыка обладала необычайной притягательностью для подростков, и ее новизна казалась еще более привлекательной при сравнении с популярной музыкой 1940-х и начала 1950-х годов, отмеченной унылыми штампами в духе сентиментального и искусственного стиля "Тин-Пэн-Элли", который отражал совершенно чуждый американской молодежи мир. Вот почему молодежь с таким восторгом и приняла рок-н-ролл. Молодой рок-н-ролльной аудитории импонировал именно тот факт, что взрослые не понимали этой новой музыки и явно выражали свое неприятие. Тем не менее, несмотря на растущую популярность Элвиса Пресли, Рея Чарлза, Чака Берри и других известных исполнителей, примерно в 1959 рок-н-ролл вступил в пору упадка. Дело в том, что руководители крупнейших звукозаписывающих компаний, осознав огромный коммерческий потенциал рок-н-ролла и стремясь расширить аудиторию, вывели на эстраду миловидных, но по большому счету бесталанных исполнителей. Постепенно агрессивность, чувственность и прежде всего зажигательные ритмы рок-н-ролла увяли, и их сменили "миленькие" подделки под рок-н-ролл, вроде Подростка-ангела (Teen Angel) и Скажите Лоре, что я ее люблю (Tell Laura I Love Her).

Влияние "Битлз". Итак, в конце 1950-х - начале 1960-х годов рок-н-ролл, похоже, оказался на смертном одре, но в 1962 он вернулся к жизни благодаря взлету группы "Битлз", завоевавшей феноменальную популярность. Квартет из английского города Ливерпуля, а вслед за ним другие британские группы, и прежде всего "Роллинг Стоунз", вдохнули новую жизнь в фундаментальные каноны рок-н-ролла. Бурный успех этих групп в США заставил вновь вспомнить об энергичном бите - они сделали "рок", как теперь стали называть этот стиль, еще более громким и агрессивным. На первых порах "Битлз" черпали вдохновение из ранних образцов рок-н-ролла, тогда как "Роллинг стоунз" больше были обязаны городским блюзменам вроде Мадди Уотерса, из чьей песни Катящийся камень (Rolling Stone) они позаимствовали свое название. Сейчас уже видно, насколько вторичны и скучны первые записи "Битлз". Гипнотическое воздействие "Битлз" на массовую аудиторию объяснялось, во-первых, энергичной ритмикой их музыки в сравнении с современными им популярными исполнителями, и во-вторых, что самое главное, их личным обаянием. Это были мило-дерзкие, длинноволосые, скромно, хотя и необычно одетые ребята, причем каждый "битл" имел вполне определенный сценический облик. На фоне "Роллинг стоунз" - наглых, грубых и вызывающе сексуальных парней - они казались "славными сорванцами". В период упадка рок-н-ролла на какое-то время возродилась и тут же была поставлена на поток белая фолк-музыка, бытовавшая в основном в аппалачских штатах (на востоке США). Музыкальные стереотипы народного стиля принадлежали другой эпохе и вскоре утратили свою притягательность, но тексты этих песен, особенно отмеченные духом социальной ангажированности и наивной поэтичностью, оказались более долговечными. Боб Дилан начал свою карьеру как фолк-певец как раз в период этого возрождения. Безыскусную лирику ранних песен протеста Дилана, вроде Знает только ветер (Blowin' in the Wind), Времена - они меняются (The Times They Are A-Changin') в более позднем его творчестве обогатили черты современной высокой поэзии. Он использовал такие поэтические приемы, как свободная ассоциация, синестезия (сочетание разнородных ощущений, например, зрительных и слуховых; например, у Дилана: "тени в звуках"), развернутая метафора и нарочитая неясность смысла. Некоторые рок-поэты подхватили эту тенденцию, но их пример действительно получил широкое распространение лишь после того, как в 1965 Дилан выступил на фолк-фестивале в Ньюпорте в сопровождении рок-группы с электроинструментами, заменившими обычные для него акустическую гитару и губную гармошку. Пуристы рока сочли трансформацию Дилана предательством, но многие фолк-исполнители, в том числе Тим Хардин, Тим Бакли, группа "Lovin' Spoonful", полностью или отчасти взяли на вооружение рок-инструменты, а многих рок-музыкантов вдохновила продемонстрированная Диланом смысловая насыщенность песенной лирики. Среди последних были "Битлз". Хотя ранние композиции содержали некоторые музыкальные новации, тексты их песен в основном состояли из банального лепета. Я хочу держать тебя за руку (I Wanna Hold Your Hand), Порадуй меня (Please Please Me), Я хочу быть твоим парнем (I Wanna Be Your Man) - типичные примеры. Все же эпохальный альбом Резиновая душа (Rubber Soul, 1965) отличался как смысловой глубиной стихов, так и поразительным разнообразием музыкальных находок. Джордж Харрисон в песне Норвежская мебель (Norwegian Wood) играет на индийском ситаре, а струнное сопровождение в балладе Мишель (Michelle) звучит в духе музыкальной классики. К этому моменту, в середине 1960-х годов, когда многие музыканты раскусили художественные возможности рока, возникли сотни рок-групп. Их музыка стала логическим продолжением раннего рок-н-ролла, но она также явилась реакцией и откликом на текущие события общественно-политической жизни. Например, "Country Joe and the Fish", группа из Беркли, в своих песнях осуждала войну во Вьетнаме и социальное неравенство в американском обществе. Более оригинальными оказались "Jefferson Airplane" и "Grateful Dead" - оба ансамбля были тесно связаны с нарождающейся "культурой наркотиков". Они пытались воссоздавать чувственные впечатления от приема ЛСД, соединяя длинные плавающие гитарные соло с пронзительно-завывающими отыгрышами, которые нередко искажались с помощью разных настроек усилителя и "фидбэка", с душераздирающим зудением, получаемым при расположении электроинструмента вблизи от усилителя. Тексты также отражали увлечение наркотиками. В композиции Восемь миль над землей (Eight Mile High) группы "Byrds" сюрреалистические образы в духе Дилана только намекают на наркотический опыт, но в "кислотном роке" довольно часто встречалось и прямое упоминание наркотиков. Стремясь превратить рок-музыку в тотальное чувственно-эмоциональное переживание, музыканты достигали неприятной, а нередко и невыносимой для непривычного уха громкости звучания. "Битлз" продолжали экспериментировать. В 1967 они выпустили альбом под названием Оркестр клуба "Одинокие сердца" сержанта Пеппера (Sergeant Pepper's Lonely Heart's Club Band). Следуя вдохновляющему примеру альбома ансамбля "Beach" Любимые звуки (Pet Sounds, 1966), "Битлз" сделали Сержанта Пеппера первым рок-альбомом, представлявшим собой цельное произведение, а не собрание отдельных песен. После появления Сержанта Пеппера многие рок-исполнители последовали примеру "Битлз". Песни вышли за пределы традиционного трехминутного формата, принятого на радиостанциях средневолнового диапазона, и теперь в музыкальных альбомах целые блоки обрели внутреннее единство. Так, впечатляюще сложный и художественно (хотя и не коммерчески) успешный альбом группы "Jefferson Airplane" После купания у Бакстера (After Bathing at Baxter's) состоит из четырех длинных "сюит", каждая из которых имеет несколько сквозных тем. После того, как другие исполнители усвоили эклектичную оригинальность Сержанта Пеппера, рок испытал влияние многих смежных музыкальных стилей. Группы "Blood, Sweat and Tears", "Lighthouse", "Chicago" начали использовать духовые инструменты не только для отыгрышей и сугубо ритмического сопровождения, характерных для музыки соул или ритм-энд-блюза, но и для оркестровых и сольных номеров, отмеченных изощренными гармониями и более гибким ритмическим рисунком, свойственным современному джазу. Некоторые группы, вроде распавшегося "Cream", уделяли большое внимание продолжительным инструментальным импровизациям в духе современных джазовых исполнителей, хотя при этом сохранялись типичные для рока ритмы и вокал. Фрэнк Заппа, лидер недолго просуществовавшего ансамбля "Mothers of Invention", одаренный композитор и виртуоз электронной музыки, заимствовал музыкальные средства из арсенала классиков 20 в. - Эдгара Вареза, Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена. Рок эксплуатировал и другие классические формы: две британские группы, "The Who" и "Kinks" сочинили и записали рок-оперы - Томми (Tommy) и Артур (Arthur), в каждой из которых сюжет определяет музыкальную структуру, имеются сквозные темы, а отдельные песни-арии исполняются разными персонажами.

1970-1980-е годы. В конце 1960-х - начале 1970-х годов блюз, белая фолк-музыка и джаз - краеугольные камни рока - продолжали вдохновлять рок-исполнителей, а рок, в свою очередь, оказывал воздействие на своих музыкальных предтеч. Ряд дирижеров симфонических оркестров, в частности Зубин Мета (Лос-Анджелесский филармонический оркестр) и Леонард Бернстайн (Нью-Йоркский филармонический оркестр), участвовали в концертах, где предпринимались попытки синтеза рока и классической музыки. Пока эти эксперименты продолжались, рок начала 1970-х годов вновь пришел в упадок, как это произошло в начале 1960-х. "Битлз" распались, и музыканты стали работать в одиночку. Дилан выпустил ряд альбомов, приведших критиков в ужас. Другие крупные исполнители - Джимми Хендрикс, революционизировавший роль лидер-гитары, ритм-энд-блюзовая певица Джанис Джоплин и солист группы "Doors" Джим Моррисон - трагически погибли, едва начав творческую карьеру. Рок-аудитория раздробилась на поклонников разных направлений, плодившихся во множестве. Одним из них стал кантри-рок - стиль, взявший на вооружение традиционные инструменты вроде гавайской гитары и вернувшийся вновь к ритм-энд-блюзу Элвиса Пресли, Карла Перкинса и Бадди Холли. В то же время выдвинулись музыканты, идущие от фолк-традиции начала 1960-х годов. Исполнители спокойных песен под акустическую гитару - Кароли Кинг, Джони Митчелл и Пол Саймон - пели о личных взаимоотношениях и старомодных романтических проблемах, избрав утонченную и изящную манеру лирической исповеди. В Великобритании возник прогрессивный рок, представленный творчеством таких групп, как "Pink Floyd", "Queen", "Moody Blues", "Jethro Tull", использовавших классические аранжировки для обогащения звучания своих изощренных композиций. Такая подчеркнуто мелодическая музыка с густой оркестровкой в значительной степени опиралась на возможности только что появившегося электронного синтезатора, способного имитировать звук практически любых инструментов, в том числе духовых и струнных. Ширилась аудитория тяжелого металла, жанра, для которого были характерны оглушительная громкость и повторяющийся мелодический рисунок. Ряд представителей этого течения, в том числе "Led Zeppelin", "AC/DC", "Black Sabbath", стали самыми популярными, хотя и отвергаемыми в кругах музыкальных критиков суперзвездами десятилетия. Глэм и глиттер-рок, представленный английскими исполнителями вроде Дэвида Боуи, группы "Roxy Music" и "T. Rex" и американской группой "New York Dolls", привнесли необузданную, транссексуальную театральность. В 1972 Боуи выпустил концептуальный альбом Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауки с Марса (The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars), где сюжетно прослеживается стремительный взлет к славе и крах декадентски-футуристического рок-идола. Эта вещь резко контрастировала с мягкой, приятной манерой поведения рок-исполнителей конца 1960-х. Раздвинуть границы рока удалось Боуи, который своим нарочито андрогинным имиджем бросал вызов сексуальным и общественным нормам,. К середине 1970-х годов в рок-музыке слились десятки жанров. Элис Купер и "Kiss", беззастенчиво заимствовавшие элементы тяжелого металла и поп-музыки, внешнюю сторону своего сценического имиджа взяли у глэм-рока, используя в своих выступлениях макияж и гардероб персонажей мультфильмов. "Steely Dan", группа, корнями уходящая в фолк-традицию и соул, предложила странный гибрид - интеллектуальный рок, в котором приятные мелодии сочетались с весьма циничными стихами. "Hall & Oates" создали "голубоглазый соул", позаимствовав ритм-энд-блюзовое звучание филадельфийского варианта музыки соул конца 1960-х годов. Арт-рок соединил элементы глэма и прогрессивного рока. Группы вроде "Genesis" во главе с Питером Габриэлем предложили эксцентричную музыку, усиленную театрализацией. Брюс Спрингстин, певец и композитор из Нью-Джерси, мощью и притягательностью сценических выступлений и социальной ориентированностью лирики напомнил слушателям молодого Боба Дилана; пластинка Спрингстина Рожденный бежать (Born to Run) была названа лучшим альбомом десятилетия. Джордж Клинтон и его "Parliament-Funkadelic", ритм-энд-блюзовый коллектив из Детройта - еще одна разновидность рок-гибрида. Космическая тематика композиций и инопланетные костюмы участников ансамбля способствовали популяризации фанк-рока. В 1974 "CBGB", небольшой музыкальный клуб в нью-йоркском Южном Ист-Сайде, стал колыбелью очередного рок-жанра. Местные рок-группы - "Ramones", "Television", "Talking Heads", певица Патти Смит - культивировали грубую, "оголенную", основанную на трех аккордах музыку, которую позднее окрестили панком. Примитивный, жесткий, часто диссонирующий, но исполненный страсти и лишенный каких-либо музыкальных изысков, отличавших рок 1970-х годов, панк был самой дикой разновидностью рок-музыки. Черты будущего панка угадывались уже в 1970 в творчестве мичиганской группы МС-5 и Игги Попа (настоящее имя Джеймс Остерберг) и его группы "Stooges". Но лишь в 1975, когда Патти Смит выпустила дебютный альбом Кони (Horses), панк вышел на орбиту. Плаксивый шаманический вокал Патти Смит и невнятные, в духе лирики Артюра Рембо, стихи на фоне минималистской неблагозвучной мелодии немедленно обрели поклонников в среде рок-авангарда. Английский антрепренер Малколм Макларен, под впечатлением от услышанного в Нью-Йорке, ухватился за новый музыкальный стиль. Группа "Sex Pistols", набранная Маклареном из разношерстной толпы молодых бездельников, стала лидером панк-рока. Политическая и экономическая атмосфера Великобритании созрела для столь откровенно агрессивного апокалипсического жанра, и панк бурно расцвел в творчестве "сердитых" молодежных групп вроде "Pistols " (их первая пластинка называлась Анархия в Великобритании) и "Clash". Таким же безумно популярным жанром в этот период стал диско - гибрид фанка, ритм-энд-блюза и рока, прославлявший сексуальную свободу и наслаждение жизнью, определявшие поп-культуру 1970-х годов. По мере роста популярности панк-рок, постепенно видоизменяясь, превратился в "новую волну". Элементы скиффла (джазоподобного рода поп-музыки) и ска (ямайская танцевальная музыка) смешались в легких быстрых песенках, исполнявшихся пестрыми по национальному составу группами вроде "Specials" и "English Beat". Элвис Костелло популяризировал мастерски сделанные шлягеры, выдержанные в лихорадочно-рваном ритме. Группа "Devo" из Акрона (шт. Огайо) выступала на сцене в легких пластиковых комбинезонах и масках, намекая на свою принадлежность к внеземным цивилизациям. А группы вроде "Husker Du", "Dead Kennedys" и "Black Flag" превратили панк в поток неконтролируемой агрессии.

Революция видеоклипов. 1 августа 1981 в рок-музыке произошла первая со времен "Битлз" революция: наступила эра Музыкального телевидения (MTV) - круглосуточного вещания музыкальных видеоклипов, в которых рок-песни получали зримое воплощение с использованием спецэффектов, фантастических образов и монтажного построения кадров, синхронизированного с музыкальными фразами. Став золотой жилой для изобретательных исполнителей "новой волны" вроде "Police", "Depeche Mode", "В-52" и "Go Gos", MTV провоцировало также выпуск все большего числа видеоинженерных чудес-однодневок. Если панк-движение конца 1970-х годов вернуло рок-музыку к голой первооснове, 1980-е годы превратили рок в театрализованное действо. Такие исполнители, как Мадонна, Принc и особенно Майкл Джексон, взмыли к славе лишь под строгим всевидящим видеооком. Предлагая зрителям свои изысканно сработанные, постоянно меняющиеся имиджи и мелодии, основанные на запоминающихся простеньких ритмах, которые не отвлекали внимания от центральной сюжетно-эмоциональной видеотемы, эти исполнители отражали характерную для 1980-х годов философию "чем больше, тем лучше". В то время как музыкальное телевидение стало усладой главным образом белого среднего класса, хип-хоп, или рэп, был сфабрикован в бедных городских кварталах из подручных средств. Диск-жокеи, использовавшие в студии сразу несколько "вертушек", крутили старые пластинки по частям, расчленяли мелодии и накладывали фрагменты на новые ритмы. Поверх этого музыкального фона "рэппер" мог наговаривать импровизированные ритмические куплеты, излюбленными темами которых были секс, наркотики и афроамериканская культура. Ранние пропагандисты рэпа - Африка Бамбаатаа и Кертис Блоу - брали за основу своих композиций старые ритм-энд-блюзовые записи Джеймса Брауна и других исполнителей. Потом группы вроде "Run DMC" старались привлечь аудиторию к рэпу, основывая свои песни на рок-мелодиях - в частности на Иди этим путем (Walk This Way) группы "Aerosmith". С успехом "Beastie Boys" и других белых рэпперов в конце 1980-х годов рэп превратился в основной музыкальный жанр, вынудив его более социально-активных представителей перенять мрачноватую агрессивную манеру. Гангста-рэп в исполнении групп "NWA", "Geto Boys" и "Snoop Doggy Dogg" предлагал стихи настолько агрессивного, женоненавистнического и хулиганского содержания, что в обществе раздались голоса, если и не призывавшие к цензурным репрессиям, то во всяком случае требовавшие самоконтроля со стороны исполнителей. Немногие из возникших в 1980-е годах рок-супергрупп оказались жизнеспособными. Исключение составили те ансамбли, которые выделялись как музыкальным талантом, так и запоминающимся имиджем, - это "REM", квартет из Атенс (шт. Джорджия), и ирландская "U2", группа, чьи композиции в духе религиозных гимнов приводили в экстаз аудиторию.

Новые формы в 1990-е годы. Грандж, жанр, чья звезда взошла в начале 1990-х годов, сильно напоминал панк. Он объединил авангардистские устремления групп вроде "Sonic Youth", неистовую и скрежещущую гитару Нила Янга, начавшего свой путь в середине 1960-х годов в составе ранней кантри-рок-группы "Buffalo Springfield". Благодаря таким группам, как "Nirvana" и "Pearl Jam", известность гранджа вышла далеко за пределы его американской родины. Как в 1970-х, так и в начале 1990-х годов произошло дробление стилей. Многих новых исполнителей называли "альтернативными" даже в тех нередких случаях, когда их музыка быстро усваивалась массовой аудиторией. "PJ Harvey" и другие женские группы озвучили воинственный райот-герл-рок в "тяжело-металлическом" стиле. Гарт Брукс возвестил о возвращении традиций кантри-рока. В Англии последовал взрыв рейв-музыки, отмеченной гипнотическими мелодиями и чрезвычайно быстрым темпом. В США адепт "индустриального рока" группа "Ministry" соединила в одно целое жестко-агрессивную и танцевальную музыку. Благодаря растущему влиянию канала MTV, международной известности добились такие исполнительница из Исландка Бьорк и японская группа "Pizzicato Five". Став одним из столпов популярной культуры, рок-музыка заняла свое место в искусстве в качестве самостоятельной области, достойной специального исследования; и действительно, в учебные программы многих вузов теперь включаются курсы по изучению рок-музыки. В 1986 создан "Зал славы рок-н-ролла". Верная своим историческим корням, рок-музыка остается яблоком раздора: если противников шокирует факт принятия ее знатоками "серьезной" музыки, то преданных сторонников смущает как раз обретение "легитимности", из-за которой - как они уверяют - рок утрачивает присущую ей мощь и непосредственность.

См. также МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Конен В. Об истоках рок-музыки. - Советская музыка, 1986, № 7 Федоров Е. Рок в нескольких лицах. М., 1989 Кокарев А.И. Панк-рок от А до Я. М., 1992 МакДермот А. Лирическая рок-энциклопедия. М., 1993 Козлов А.С. Рок: истоки и развитие. М., 1998

слитно. раздельно. через дефис

рок-му/зыка, рок-му/зыки

орфографический словарь

рок-му́зыка, -и

синонимы
морфемно-орфографический словарь

рок/-му́зык/а.

новый словарь иностранных слов

рок-му́зыка

(см. рок-н-ролл) один из видов эстрадной музыки 2-й половины 20 в., включающей элементы фольклора, своеобразную манеру вокализации, электронные эффекты при доминирующей роли ритма,

полезные сервисы
рок-музыка (в ссср) рок-музыка (в ссср)
гуманитарный словарь

РОК-МУ́ЗЫКА (в СССР) - многогранное эстетическое, культурное и социальное явление, объединявшее представителей молодежной субкультуры и игравшее, начиная с рубежа 1970-80-х гг. заметную роль в формировании системы ценностей и муз. вкусов значит. части молодежи Ленинг., Москвы, Свердловска и ряда др. городов СССР. Деят-ность рок-музыкантов довольно длит. время не была ассимилирована сов. массовой культурой, но в годы перестройки получила гранд. размах и массовый отклик (в частности, в виде т. н. "неформальных объединений молодежи" и зародившегося тогда ин-та "фанатства").

Историю Р.-М. в СССР можно разделить на четыре периода. Проникновение записей зап. Р М. вкупе с худож. самодеят-ностью студентов из соц. стран привело к появлению в нач. - сер. 60-х гг. в Москве, Эстонии и Ленинграде групп, исполнявших рок-стандарты на англ. языке. В самом кон. 60-х гг. образуются первые самодеят. ансамбли, исполняющие песни на рус. яз. ("Санкт-Петербургъ" В. Рекшана, "Скоморохи" А. Градского и др.), тем самым знаменуя начало второго периода - уже собств. сов. Р.-М.

В 1970-х гг. офиц. сов. эстрада пытается воспринять нек-рые муз. формы Р.-М., и при гос. концертных орг-циях учреждаются вокально-инструм. ансамбли (ВИА), призванные нести сов. человеку песни, современные по форме (в республиках - с национальным уклоном, напр., белорус. "Песняры"), но вполне традиц. по содержанию; Д. Тухманов сочиняет альбом "По волне моей памяти" (1976), А. Рыбников - рок-оперы. Тем временем рок-музыканты устраивают полулегальные концерты, выступают на танцплощадках, иногда в вузовских клубах. Начиная с Тбилисского рок-фестиваля 1980 - и здесь, вероятно, начало третьего периода - в тактике властей начинает прослеживаться новая линия ("удушение в объятиях"), в результате чего достигнут компромисс: созданные с санкции КГБ и ЦК ВЛКСМ рок-клубы позволяли контролировать деят-ность музыкантов, но давали им нек-рые (весьма ограниченные) возможности для выступлений. Последний период в развитии Р. М. в СССР можно отсчитывать от символ. события: в 1986 в США вышел альбом "Красная Волна" с записями "Аквариума", "Алисы", "Кино" и "Странных игр". Либерализация режима вызывает всплеск концертной, фестивальной и киносъемочной активности Р. М., а также деят-ности по изд. на пластинках отеч. и зарубеж. рок-классики. В это же время рок-журналистика, до тех пор почти исключительно "самиздатовская" (наиб. известные издания - ленингр. ж. "Рокси" и моск. "Урлайт"), обживается в мас. изданиях ("Ровесник", "Аврора", комс. газеты). С нач. 1990-х гг. нарастает тенд. к коммерциализации Р.-М., начинает складываться инфраструктура шоу-бизнеса; альтернативная же Р.-М. находит свою нишу в небольших клубах.

Притягательность Р.-М. как масс. способа творч. самовыражения связана с тем, что отд. ее разновидности не требуют от исполнителя почти ничего в дополнение к сильнейшему желанию проявить себя. В этом отношении бытование Р.-М. в СССР, в т. ч. способ ее распростр. посредством любит. магнитоф. записей, сопоставимо с бытованием самодеят. (бардовской) песни 60-х гг., с тем существенным различием, что контркультурный заряд в Р.-М. был несравненно очевиднее и интенсивнее проявлялся; особый вопрос - их антагонизм и степень преемственности, несомненная в текстах большинства песен на раннем этапе развития рус. рок-поэзии (романтический антураж и иносказания), но в целом выходящая на поверхность лишь в исключит. случаях (вроде баллад рок-барда А. Башлачева, стилистически восход. к В. Высоцкому, и творч. таких маргин. коллективов, как "Тамбурин" и "Последний шанс"). В зрелых образцах (напр., М. Науменко, Б. Гребенщиков) рок-поэзия выступает как самостоят. система поэт. форм со своими закономерностями, самобытность к-рых обусловлена, в частности, необходимостью распевания или рецитации текста; хорошие трад. стихи, как правило, слишком нагружены смыслом и звуком, чтобы не растерять всего этого в сочетании с музыкой - вот почему первое побужд. рок-музыканта - заглянуть в стихотв. сб. - оканчивалось неудачей; впрочем, том "Западноевропейская поэзия XX века" из "Библиотеки всемирной литературы" прямо или косвенно повлиял на рус. рок-поэзию меньше, чем тексты зап. Р.-М., но больше, чем поэзия клубов самодеятельной песни (КСП), в 1980-е гг. служившая для Р.-М. отрицательным образцом. Развитие рок-поэзии во многом сдерживалось одним внешним обст-твом: специф. средство эстетич. воздействия Р.-М. - мощный звук, воспринимаемый не только ухом, но и телом, - при отсутствии должных технических средств реализуется лишь за счет разборчивости текста.

Изучение Р.-М. в СССР представляет, помимо собственно музыковед. и сугубо социологического, значит. культурологич. интерес - как восприятие сов. культурой эл-тов др. культур и как прямое взаимодействие с зап. культурой (напр., логотип "Алисы", придуманный Энди Уорхолом). Рассмотрение пересечений в пространстве рок-культуры представителей раз л. муз. направлений и разных иск-в позволяет проследить генезис ряда ее новых эстетич. форм.

полезные сервисы