ВОЗНЕСЕ́НИЕ, ВОЗНЕСЕ́НЬЕ, -я; ср.
1. к Вознести́ - возноси́ть и Вознести́сь - возноси́ться. В. Христа. В. молитв.
2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Вознесение Господне; отмечается на 40-й день после Пасхи в честь восшествия, восхождения Иисуса Христа на небо).
* * *
ВОЗНЕСЕНИЕ - ВОЗНЕСЕ́НИЕ Господне (греч. Analepsis), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), установленный в воспоминание вознесения Иисуса Христа на небо. Празднуется в 40-й день Пасхи (см. ПАСХА христианская), на следующий день после ее отдания, и всегда приходится на четверг 6-й седмицы по Пасхе. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ).
Содержание праздника
Событие Вознесения описано в Евангелиях от Марка (16:12-19), от Луки (24:50-52) и Деяниях апостолов (1:1-12). Велев апостолам оставаться в Иерусалиме и ждать обетования Святого Духа, Иисус вывел учеников из города к Вифании и, благословляя их, вознесся на небо. Когда ученики с Елеонской горы смотрели на облако, скрывшее Господа из виду, им явились ангелы и объявили, что Сын Божий таким же образом снова придет на землю. Апостолам дано было понять, что Христос уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне падшее, подверженное тлению человеческое естество возводится к бесконечной божественной жизни. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное человеческое естество величайшей славы «сидения одесную Отца».
История праздника
Установление праздника Вознесения относится к первым векам христианства. «Апостольские постановления» предписывают совершать его в сороковой день Пасхи (кн. 5, гл. 18 ). В 4 в. святая равноапостольная царица Елена (см. ЕЛЕНА (мать Константина Великого)) построила базилику в честь Вознесения на Масличной горе (впоследствии разрушенную); на самом месте Вознесения была церковь. В описании западной паломницы Сильвии Аквитанки, посетившей Иерусалим в конце 4 в., этот праздник назывался еще не Вознесением, а «40 днем после Пасхи». В ночь на 40-й день в Вифлеемской пещере Рождества Христова совершалось молитвенное бдение, на которое шли из Иерусалима после 6 часа (12 часов дня ), а в сам праздник - Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)). Святой Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) называет праздник Вознесения важнейшим и великим и относит его к числу праздников, установленных апостолами. Святой Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, также приписывает его установление апостолам. Каноны (см. КАНОН (вид церковного гимна)) на Вознесение Господне написаны св. Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН) и преподобным Иосифом Песнопевцем (см. ИОСИФ ПЕСНОПЕВЕЦ). Кондак (см. КОНДАК) и икос (см. ИКОС) принадлежат Роману Сладкопевцу (см. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ).
Праздник Вознесения продолжается десять дней и имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО), совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). Отдание - в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.
Вознесение в народной традиции
Вознесение в традиционном календаре славянских народов - один из основных праздников весенне-летнего цикла.
Связан с представлением о посмертном пребывании души на земле и ее вознесении на небо через 40 дней после смерти. Вознесение замыкает собой пасхальный цикл, в течение которого небесные врата якобы остаются открытыми для всех. Души умерших могут в это время посещать своих близких, а любой усопший в этот период, даже грешник или умерший неестественной смертью, беспрепятственно попадает в рай. После Вознесения св. Петр накрепко запирает врата рая. В период от Пасхи (см. ПАСХА христианская) до Вознесения вместо обычного приветствия говорили друг другу: «Христос воскресе!». По русским поверьям, в эти 40 дней по земле ходит Христос, поэтому грех плевать за окно, где может стоять Господь, и не следует оставлять нищих без подаяния - нищим может оказаться Христос.
Вознесение или его канун почитали праздником мертвых. В это время пекли и раздавали поминальные хлебы, у восточных славян в форме лесенки - «лестнички» (по ней Христос должен подняться на небеса), а также блины, называемые «христовы» или «божьи онучи», в которых Христос идет на небеса. Украинцы устраивали поминки на могилах родных, а словенцы совершали обходы кладбищ. Болгары считали, что именно на Вознесение предки возвращаются на «тот свет» после кратковременного пребывания на земле: в этот день на кладбищах разводили костры и поливали могилы водой.
Украинцы и русские на Вознесение ходили «проведывать» посевы. В поле брали с собой ложки, яйца, куски пирогов и подбрасывали их вверх, чтобы рожь выросла высокой; скатерти - чтобы лен был длинным. Взрослые «поднимали» за уши маленьких детей, спрашивая их: «Видишь ли Москву?», и высказывали пожелание: «Расти, рожь, большая, вот этакая». После обхода поля с крестным ходом женщины «катали» по ниве дьяков, чтобы снопы были большими и тяжелыми. Брали на поле и выпеченные хлебцы - «лестнички», их ставили стоймя в подросшие хлеба, чтобы стимулировать рост хлебов. Часто «лестнички» крошили и разбрасывали по полю, иногда их клали друг на друга как можно выше; дети кидали «лестнички» в посевы, жертвуя их русалкам и таким образом оберегаясь от них.
«Лестнички», выпекаемые на Вознесение, приходящееся на 40-й день по Пасхе, связывались с вознесением Христа на небо: говорили, что по ним «Бог на небо полезет».
Южные славяне на Вознесение совершали выходы в поле и обходы посевов с крестным ходом. Накануне дети делали специальный деревянный крест, украшали его цветами, венками и лентами, а наутро, неся крест впереди процессии, обходили село дом за домом и исполняли под окнами особые песни: «Мы крест носим, Бога просим. Пусть Господь даст, чтобы дождь шел, трава росла, нива зеленела...». Процессия с крестом останавливалась около каждого дома, и хозяйка обсыпала детей пшеничным зерном, подбрасывая его высоко, «чтобы так же высоко росла и пшеница».
У славян Вознесение считается началом скотоводческого сезона, когда стада впервые выгоняли на летние пастбища, лошадям «ради здоровья» стригли хвосты и гриву, на рога коровам вешали венки. В это время соблюдали также многочисленные запреты, призванные обеспечить охрану скота и его здоровье. Сам праздник, а также весь период от Пасхи до Вознесения, связан с метеорологическими мотивами. Сербы все четверги от Страстного четверга до Вознесения называют «белыми» и в эти дни не стирают, не бьют вальком белье во избежание града; болгары не выносят во двор белую одежду, чтобы не было града и инея. Со дня Вознесения каждый день специально звонят в колокола, полагая, что тем самым «крестят» облака, чтобы «Бог сохранил землю от вредного воздуха и ветра». Белорусы совершают обряды, которым приписывают функцию защиты от грома. Южные славяне, чтобы защитить посевы от града, во время обходов полей, виноградников и садов с крестами втыкают в землю ореховые, кизиловые ветки или сделанные из них крестики.
К Вознесению, разделяющему весну и лето, были приурочены некоторые обряды изгнания и проводов, например, «проводы весны», после чего запрещалось петь весенние песни. Пограничный характер праздника нашел свое отражение в обрядах, связанных с переходом молодежи в группу брачного возраста. У словаков подросшие девочки впервые в этот день получали право появиться на улице в одежде взрослых девушек, сидеть среди них в костеле, гулять с парнями, участвовать в праздниках и посиделках, организуемых молодежью. В Болгарии в этот день девушки одалживали свои одежды подружке, недавно вышедшей замуж, чтобы поскорее последовать ее примеру.