сущ., кол-во синонимов: 1
инструмент (541)
ГУ * goût m. Вкус. Какая выступка, какой goût в уборах его! 1767. Ельчанинов Наказан. вертопрашка. <балларини> обладает силой мастера и goût hardi <смелый вкус> в поворотах и размещении фигур, но в тех самых вещах некоторые morceau de garçon apprentif <так. Ученические куски. Коммент. ред. кн.>. Столь неровен он в своем искусстве. Штелин 1 75. В том ящике находится андриена гродетуровая белая, шитая золотом со цветами .., да для вашего сиятельства тур, золотом шит в Вене, на кафтан и мазол, en pleine, густу преизрядного и нового. 1752. М. П. Бестужев-Рюмин. // АВ 2 269. Жизнь на даче возбудила во мне les goûts champêtres <деревенские вкусы>. 29. 6. 1823. Н. И. Тургенев Дн. // АБТ 5 349. Литографированные "меню" скоро показались ему слишком вульгарными, trop cabaret, и он заменил их акварельными .. Все эти мелочи, твердил он ей постоянно, имеют огромное значение и определяют мнение общества относительно вкуса и умения жить, le savoir et le goût хозяйки дома. Д. Позняк Дорогою ценою. // РВ 1885 5 95. Самым влиятельным патроном "le goût chinois" был Король-солнце. Николаева Япония 102. - Норм. Свидетельство о существовании уже в этот момент период щеголей-галломанов можно найти у Кантемира. Между прочим, Кантемир сообщает в примечании ко II сатире (первая редакция конца 1729 или нач.1730 г.), что слов вкус как семантическая калька с французского goût характерно именно для щегольской речи .. "вкус в платьях".. "кафтан по вкусу" .. Кнатемир сопровождает его следующим примечанием: вкус в платьях. "Вкус только в кушаньях говорят, а тут кажется для того употреблено слово сие что щеголям оно обычайно с французского языка, в котором если хотят похвалить, что платье какое искусно выдумано и прибрано хорошо, то говорят: это платье хорошева вкусу".Б. А. Успенский 1985 134. Ср. также: Убирать дамские волосы .. лучшими фасонами и вкусами. МВ 1795 175.
ГУ ДЕ ЛЭ * goût de lait. Обычным добавлением к консультациям <для грудных детей> в Зап. Европе служили и служат до сих пор "Капли молока" (Gouttes de lait), которые снабжают детей доброкачественным стерилизованным молоком или смесями, составленынми соотвтетсвенно возрасту ребенка, не входя в основания назначения того или другого вида питания, которое назначается консультацией или вольнопрктикующим врачем. То же, что молочная кухня. БМЭ 1930 13 659.
Гу Кайчжи́ (около 344 - около 406), китайский живописец и теоретик искусства. Его произведения, известные по копиям VI-XI вв., воплощают конфуцианские идеи морального совершенствования, состоят из отдельных, дидактических по содержанию жанровых сцен и отличаются плавной ритмикой линий («Легенда о фее реки Ло»).
* * *
ГУ КАЙЧЖИ - ГУ КАЙЧЖИ́ (ок. 344 - ок. 406), китайский живописец и теоретик искусства. Был связан с конфуцианством. Свитки («Легенда о фее реки Ло», копии 10-11 вв.) состоят из отдельных дидактических по содержанию жанровых сцен и отличаются плавной ритмикой линий.
ГУ КАЙЧЖИ (ок. 344 - ок. 406) - китайский живописец и теоретик искусства. Был связан с конфуцианством. Свитки ("Легенда о фее реки Ло", копии 10-11 вв.) состоят из отдельных дидактических по содержанию жанровых сцен и отличаются плавной ритмикой линий.
ГУ ПИКАН * goût piquant. Пикантный вкус. Что такое маринада. Стакан белаго вина (гравесу) и стакан усксуса сварить с солью, перцем, тмином, луком и гвоздикою и налить полстакана крепкого бульону .. Ее употребляют и для рыбы и для мяса и для сообщения острого вкуса goût piquant. Эконом 1841 10 82.
ГУ СЯНЬЧЭН (1550-1612), китайский философ-неоконфуцианец, основатель Дунлиньской школы. Родился 17 сентября 1550 в Уси провинции Цзянсу. В 1580 получил высшую ученую степень цзиньши, занимал рад высоких постов. В 1594 уволен и разжалован, в 1602 восстановлен в званиях, но на службу не вернулся. В 1604 воссоздал академию Дунлинь. Умер 21 июня 1612. Принадлежал к третьему поколению последователей Ван Янмина, однако подвергал критике не только наиболее радикальных, склонявшихся к даосизму и буддизму, вступавших в конфронтацию с официальной идеологией янминистов Тайчжоуской школы, но и самого Ван Янмина за признание им "сущности (ти1) сердца" лишенной добра и зла и за учение о спонтанности (у4) нравственного чувства. Гу Сяньчэн из тезиса Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. до н.э.) о доброте (шань) "[[индивидуальной]] природы" (син1) человека выводил положение о наличии добра в "сущности сердца". Вслед за Чжу Си (12 в.) отстаивал воспитуемость (сю) нравственного чувства, вместе с тем главным условием его развития, подобно Чжоу Дуньи и Ян Ши (11 в.), считал медитативное состояние самоуглубленного "покоя" (цзин2, см. ДУН-ЦЗИН), т.е. выступал за нравственное саморазвитие.
ЛИТЕРАТУРА
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Гу Юа́нь (р. 1919), китайский график. Экспрессивные, основанные на остром контрасте чёрного и белого тоновые гравюры на дереве («Перевозка сена», 1940), мягколиричные цвета ксилографии («Первый снег», 1954) и акварели.
* * *
ГУ ЮАНЬ - ГУ ЮА́НЬ (р. 1919), китайский график. Экспрессивные, основанные на остром контрасте черного и белого тоновые гравюры на дереве («Перевозка сена», 1940), мягколиричные цветные ксилографии («Первый снег», 1954) и акварели.
ГУ ЮАНЬ (р. 1919) - китайский график. Экспрессивные, основанные на остром контрасте черного и белого тоновые гравюры на дереве ("Перевозка сена", 1940), мягколиричные цветные ксилографии ("Первый снег", 1954) и акварели.
Гу Яньу́ (1613-1682), китайский учёный, философ и историк. Создатель критического метода изучения китайских исторических источников. Подчёркивал, что основой знания является изучение конкретных явлений и вещей.
* * *
ГУ ЯНЬУ - ГУ ЯНЬУ́ (1613-82), китайский ученый, философ и историк. Создатель критического метода изучения китайских исторических источников. Подчеркивал, что основой знания является изучение конкретных явлений и вещей.
ГУ ЯНЬУ (1613-82) - китайский ученый, философ и историк. Создатель критического метода изучения китайских исторических источников. Подчеркивал, что основой знания является изучение конкретных явлений и вещей.
ГУ ЯНЬУ
Гу Тинлинь. Гу Нинжэнь (1613-1682), китайский философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критическому направлению - пу сюэ ("учение о естестве", "конкретное учение") в идеологии периода правления династии Цин (1644-1911). Родился 15 июля 1613 в Куньшане провинции Цзянсу. Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчжурскими завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Яньу - "Пламенный воитель". Отказывался от карьеры при маньчжурском владычестве, дважды сидел в тюрьме (1655, 1668). Умер 15 февраля 1682 в Цюйво провинции Шаньси. Идейное наследие Гу Яньу заключено главным образом в двух сборниках разнотемных произведений: Собрании прозы [[Гу]] Тинлиня (Тинлинь вэнь цзи) и Записях ежедневных познаний (Жи чжи лу). Неспособность Китая противостоять иноземцам Гу Яньу объяснял порочностью господствовавшей идеологии - неоконфуцианства, в особенности субъективистского учения Ван Янмина (синь сюэ1), которое квалифицировалось им как закамуфлированный под конфуцианство чань-буддизм. В противовес этому Гу Яньу выступал за изучение и восстановление "подлинного" конфуцианства ("учения совершенномудрых" - шэн сюэ) в древнейшем ортодоксальном истолковании, выработанном в эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Поэтому порожденное Гу Яньу идейное направление стало называться также "ханьским учением" (хань сюэ). Для его возникновения основное значение имело введение Гу Яньу новых, более высоких стандартов точности и полезности знаний. Необходимость эмпирической обоснованности и практической применимости знания в общем онтологическом плане Гу Яньу выводил из того, что "для дао нет места вне орудий (ци2)", т.е. вне конкретных явлений действительности. "Путь-учение (дао) совершенномудрых" он определял двумя формулами Конфуция: "расширение познаний в культуре (вэнь)" и "сохранение чувства стыда в своих поступках" (Лунь юй, VI, 25, XII, 15, XIII, 20), - объединяя таким образом гносеологию с этикой. В противоположность Хуан Цзунси в дилемме "законы или люди" Гу Яньу определяющим считал человеческий фактор: обилие юридических норм пагубно, ибо заслоняет мораль. "Выправления людских сердец и улучшения нравов" можно достичь посредством свободного выражения общественного мнения - "чистосердечных обсуждений" (цин и). Гу Яньу полагал, что в период с 8 в. до н.э. по 17 в. наилучшим состояние нравов было в эпоху Восточной Хань (25-220), особенно в период правления ее основателя Гуаньу-ди (25-57). Вместо традиционной концепции политической власти, соотносящей императора и чиновников как "тело и члены", Гу Яньу предложил доктрину зависимости власти как целого от ее частей: чиновники разделяют власть (цюань) с Сыном Неба, т.е. императором (Жи чжи лу, цз. 7), частные интересы должны не искореняться, а использоваться для общего блага. Основой всей социально-политической структуры он считал межличностные, прежде всего кровнородственные отношения. Приблизился к различению общества (Поднебесная) и государства. Гибель государства - смена династии, гибель Поднебесной - утрата моральных норм до такой степени, что "люди готовы пожирать друг друга" (слова из Мэн-цзы). Ревизуя формулу конфуцианского канона Да сюэ, умение сохранить Поднебесную Гу Яньу считал гарантом умения упорядочить государство. В социально-экономической сфере выступал с позиций конфуцианского антимеркантилизма: обогащение людей вызывает претензии на власть. Предлагал отказаться от бумажных - "мнимых" - денег. Главной целью повышения стоимости денег (с увеличением их оборота), снижения колебаний рыночных цен и т.п. считал не экономическое благосостояние, а социально-политическую стабильность.
ЛИТЕРАТУРА
Власов Л.С. К характеристике "хо хао" - термина экономической мысли Китая (по материалам "Цянь лян лунь" Гу Яньу, XVII в.). - В кн.: Вопросы истории Китая. М., 1981 Кобзев А.И. Китай. - В кн.: История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
ГУА - ГУА́, китайская триграмма, наглядное изображение философских, культурных и научных понятий. См. Ба гуа (см. БА ГУА).
Триграмма, гексаграмма. Одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм - ба гуа и 64 гексаграмм - люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов скапулимантии - гадания на костях (бу). Это значение гуа отражено в Сюнь-цзы, гл. 9 (4-3 вв. до н.э.). Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой - на тысячелистнике (ши7), построенной на получении числовых комбинаций, что широко отражено в Цзо чжуани (4 в. до н.э.). В итоге гуа объединили идеи геометрической символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретическая нумерологическая методология
(см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ).
Китайская традиция выводит происхождение гуа из мифических истоков цивилизации - деятельности первого императора (культурного героя) Фуси, который якобы использовал чудесно явленные гуа как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразных законам природы. Целостная философская концепция гуа впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части Чжоу и (Си цы чжуань, Шо гуа чжуань). Согласно Си цы чжуани, "предел сокровенного в Поднебесной заключен в гуа", которые, таким образом, выступают воплощением миропорядка. Специфику категории гуа составляет материальная выраженность в двух количественно определенных наборах графических символов - восьми триграммах и 64 гексаграммах. Первые состоят из трех, вторые - из шести черт двух видов
(целой - ян1 и прерванной - инь1, см. ИНЬ-ЯН)
во всех возможных комбинациях. Каждой гуа присущи индивидуальное имя (восемь триграмм и их удвоения - восемь гексаграмм - одноименны), образный и понятийный комплексы, стандартные формулы как абстрактного, так и конкретного содержания. Например, двум парам главных гуа и соответствуют имена Цянь и Кунь, образы Неба и Земли, понятия "творчество" и "исполнение" и т.д. Триграммы, гексаграммы и их компоненты во всех комбинаторно возможных сочетаниях образуют всеобъемлющую иерархию классификационных схем. Она в наглядных символах
(сян1, см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ)
"распределяет по родам свойства всей тьмы вещей" (Си цы чжуань, II, 2), то есть охватывает любые аспекты действительности - части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные отношения и т.д., позволяя описывать всевозможные ситуации и процессы, фиксировать реальные или умозрительные соответствия между ними и т.п. Структурно и онтологически гуа представляются продуктами последовательного раздвоения (инь ян) "Единого" - "Великого предела" (тай цзи). Однако исторически гексаграммы могли возникнуть раньше триграмм. В статическом плане каждый из наборов - восемь триграмм и 64 гексаграммы - зафиксирован в двух пространственно ориентированных расположениях, приписываемых Фуси и Вэнь-вану, основателю династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Последнее реализовано в тексте канонической части Чжоу и. Последовательная смена черт гуа в расположении Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, создатель которой, немецкий философ и математик Лейбниц, истолковал это подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех времен и народов. В 1973 в Мавандуе был обнаружен текст Чжоу и (2 в. до н.э.) с третьим видом расположения гексаграмм, типологически более близким к расположению Фуси. Гуа располагаются в линию, квадратом (символ Земли) и кругообразно (символ Неба), соотносясь по окружности и через центр; делятся на "мужские" и "женские"; образуют пары по двум главным принципам: "обратности" (фань), т.е. перевернутости на 180°, и "супротивности" (дуй), то есть противоположности черт в одинаковых позициях. Эти два вида противоположности в традиционной китайской логике и методологии охватывают все контрарные и контрадикторные (мао дунь) отношения. В динамичном плане взаимопревращения гуа путем трансформации черт в противоположные отражают все фазы цикличности развития космоса в основополагающей для Чжоу и теории "кругообразных перемен" (чжоу и). В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) при посредстве мистико-натурфилософских построений инь-ян цзя, "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен"), оракуло-апокрифической (чэнь вэй) традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - прежде всего "пятью элементами" (у син1), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. В сочинении Лес перемен (И линь) Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1-2 вв.) система Чжоу и была усложнена до 4096 членов - корреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой другой. Ян Сюн (1 в. до н.э. - 1 в.) в Каноне Великой тайны (Тай сюань цзин) предложил альтернативную систему, в которой 64 гуа заменены 81 тетраграммой (шоу - буквально: "голова"). Последние состоят из всех возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако система Ян Сюна, возможно также восходящая к древней гадательной практике, не смогла конкурировать с системой гуа, развитие которой достигло апогея в эпоху Сун (10-13 вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы нумерологической философии - учения Шао Юна (11 в.) и Цай Шэня (12-13 вв.). Гуа вошли в фундамент не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), литературы и искусства, всей традиционной духовной и материальной культуры Китая (см. рис. 1, 2, 3 и 4).
Рис. 1. КВАДРАТНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ 64 гексаграмм в порядке Фуси.
Рис. 2. КВАДРАТНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ 64 гексаграмм в порядке Вэнь-вана.
Рис. 3. КРУГОВОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ восьми триграмм в порядке Фуси.
Рис. 4. КРУГОВОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ восьми триграмм в порядке Вэнь-вана.
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997
Гуавья́ре (Guaviare), река в Колумбии, левый приток Ориноко. 1300 км, площадь бассейна 140 тыс. км2. Средний расход воды около 5200 м3/с. Судоходна от устья р. Арьяри.
* * *
ГУАВЬЯРЕ - ГУАВЬЯ́РЕ (Guaviare), река в Колумбии, левый приток Ориноко. 1300 км, площадь бассейна 140 тыс. км2. Средний расход воды ок. 5200 м3/с. Судоходна от устья р. Арьяри.
ГУАВЬЯРЕ (Guaviare) - река в Колумбии, левый приток Ориноко. 1300 км, площадь бассейна 140 тыс. км². Средний расход воды ок. 5200 м³/с. Судоходна от устья р. Арьяри.
Гуадалкана́л (Guadalcanal), остров в Тихом океане, в группе Соломоновых островов. 5,3 тыс. км2. Население 60,7 тыс. человек (1992). Высота до 2331 м. На Гуадалканале - столица государства Соломоновы Острова г. Хониара.
* * *
ГУАДАЛКАНАЛ - ГУАДАЛКАНА́Л (Guadalcanal), остров в Тихом ок., в группе Соломоновых о-вов (см. СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА (архипелаг)). 5,3 тыс. км2. Население 60,7 тыс. человек (1992). Высота до 2331 м. На Гуадалканале столица государства Соломоновы Острова - г. Хониара (см. ХОНИАРА).
- Остров в составе Соломоновых островов.
- В августе 1942-го года американские войска провели операцию «Уотчтауэр» по высадке на этот остров - ключевую японскую авиабазу в районе Новой Гвинеи и Соломоновых островов.
- На каком острове находится столица государства Соломоновы Острова - город Хониара?
ГУАДАЛУПЕ - ГУАДАЛУ́ПЕ (Guadalupe), город в Испании, на реке Гуадалупе, в автономной области Эстремадура (см. ЭСТРЕМАДУРА), в провинции Касерес (см. КАСЕРЕС). Население 2,65 тыс. человек (1990).
Музеи: живописи и скульптуры, вышивки.
Город возник у стен иеронимитского монастыря Гуадалупе, основанного в 1340 на месте, где, по преданию, в начале 14 в. была найдена деревянная статуя Девы Марии. Монастырь Гуадалупе был одним из самых значительных в Испании, особенно большим влиянием он пользовался в период покорения Америки. В 1808 монастырь был разграблен войсками Наполеона (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт), но затем восстановлен францисканцами (см. ФРАНЦИСКАНЦЫ). Ныне монастырь - один из важнейших католических паломнических центров.
Среди архитектурных памятников готическая монастырская галерея (16 в.) с двумя ярусами подковообразных арок и центральным павильоном. Решетки в нефах монастырской церкви созданы Майером Франческо де Саламанка в 1510. В Оспедерии (16 в., ныне гостиница) прежде останавливались члены королевской семьи. В Зале капитула монастыря хранятся 87 созданных монахами манускриптов с миниатюрами.
Гуадалу́пе-Ида́льго ми́рный догово́р 1848 - заключён 2 февраля в г. Гуадалупе-Идальго (Guadalupe Hidalgo, Мексика), завершил американо-мексиканскую войну 1846-48; оформил захват США свыше 1/2 территории Мексики.
* * *
ГУАДАЛУПЕ-ИДАЛЬГО МИРНЫЙ ДОГОВОР 1848 - ГУАДАЛУ́ПЕ-ИДА́ЛЬГО МИ́РНЫЙ ДОГОВО́Р 1848, заключен 2 февраля в г. Гуадалупе-Идальго (Guadalupe Hidalgo, Мексика), завершил американо-мексиканскую войну 1846-48; оформил захват США св. 1/2 территории Мексики.
ГУАДАЛУПСКАЯ СЕНТЕНЦИЯ - ГУАДАЛУ́ПСКАЯ СЕНТЕ́НЦИЯ, акт 1486 года об отмене личной зависимости крестьян Каталонии, изданный арагонским королем Фердинандом II (см. ФЕРДИНАНД II Арагонский) в монастыре Гуадалупе (Guadalupe, в Эстремадуре). Гуадалупская сентенция отменяла Дурные обычаи за выкуп. Принятие Гуадалупской сентенции стало результатом каталонских крестьянских восстаний 1462-1472 годов и особенно 1484-1486 годов, однако требование крестьян освобождения от личной зависимости перед сеньором без выкупа не было удовлетворено.
Гуайкуру́ языки́ - см. Пано языки.
* * *
ГУАЙКУРУ ЯЗЫКИ - ГУАЙКУРУ́ ЯЗЫКИ́, см. Пано языки (см. ПАНО ЯЗЫКИ).
ГУАЙКУРУ ЯЗЫКИ - см. Пано языки.
Гуайкуру́ языки́
(вайкуру) - группа индейских
языков. М. Сводеш, Дж. Х. Гринберг, Н. А. Мак-Куаун включают Г. я.
вместе с группами матако-мака, луле-вилела,
маской, мосетан и некоторыми неклассифицированными языками в
состав макрогуайкуруанской семьи же-пано-карибской филии.
В классификации Ч. Ф. Вёглина подчёркивается большая близость этих
языков с языками групп пано и такана: все они объединены в составе паноанской
семьи (по другой классификации - семьи пано-такана). Однако, по мнению А. Товара и
некоторых других исследователей, сходство Г. я. с языками названных
групп, а также с группами матако-мака и луле-вилела является, скорее
всего, результатом конвергенции, вызванной близким соседством.
Распространены в Аргентине, Бразилии, Боливии и Перу. Общее число
говорящих около 30 тыс. чел. В группу Г. я. входят языки: абипон (север
Аргентины) с диалектами гульгайсен (кильваса), мапенус, мпене; мбаха
(южные районы Бразилии, Боливии, Перу) с диалектами апакочоде (мбаха,
или мбайя, мирим), кадувео (кадугуэгоди), эйибогодеги, окотегуэбо,
уэтидегоди (гуэтиадебо), личаготегоди, нахагуа; мокови (мокоби) (север
Аргентины); тоба (Аргентина) с диалектами агилот, пилага. Многие языки и
диалекты вымерли.
Фонетические системы характеризуются простым
вокализмом и развитым консонантизмом (наличие фарингального ʔ, велярных и
увулярных k и g, палатальных j, l и др.). Структура слова обычно CVCV или CVCVCVCV, однако возможно
появление в финальной позиции глухих согласных, а также назальных и l. В языке абипон
относительно много сочетаний согласных (в т. ч. в начале и конце слова),
в тоба и других языках сочетаний согласных мало, слоги преимущественно открытые.
Языки агглютинативного строя,
префиксально-суффиксального типа. Глагол спрягается по лицам и числам субъекта и объекта, имеет времена, породы (побудительная, возвратная и др.).
Временны́е, залоговые, модальные значения выражаются чаще всего синтетически - глагольной формой. Для выражения
субъектно-объектных отношений используются и позиционные средства -
фиксированный порядок слов (так, прямой объект,
в отличие от косвенного, обычно предшествует глаголу). Имя имеет
категорию рода (мужской и женский) и притяжательности. Значения падежа выражаются аналитически. Словоизменение выражается средствами
префиксации и суффиксации (например, в языке тоба: y-owá ‘моя жена’,
ad-owá ‘твоя жена’, cad-owá ‘наши жёны’, cad-owá-y ‘ваши жёны’). В тоба
помимо префиксального словоизменения используется система
темпоральных и аспектуальных наречий,
употребляемых в постпозиции к глаголу. В языке мбаха речь взрослых
мужчин грамматически и лексически существенно отличается от речи женщин и детей. Языки бесписьменные.
Первые сведения о Г. я. (например, о языках абипон, мбаха, мокови и
тоба) появились после 16 в. в работах этнографического характера,
принадлежавших миссионерам; научное изучение их началось в 20 в.
Swadesh M., Mapas de clasificación lingüística de
México y las Américas, Mex., 1959;
Greenberg J., The general classification of
Central and South American languages, в кн.: Indian languages. Selected papers of the Fifth International
Congress of anthropological and ethnological sciences, Phil.,
1960;
Tovar A., Catálogo de las lenguas de América des
Sur. Enumeración, con indicaciones tipológicas, bibliografía y mapas,
B. Aires, [1961];
Najlis E., Lengua abipona, t. 1-2, B. Aires,
1966;
Rodrigues A. D., Grupos Lingüísticos da Amazônia,
«Atas do Simpósio sôbre a Biota Amazônica», 1967, v. 2.
Tebboth T., Diccionario Toba,
«Revista de antropología», Tucumán, 1943, t. 3, № 2.
Ю. В. Ванников.
Гуа́м (Guam), остров в Тихом океане, самый крупный в группе Марианских островов. Владение США. 541 км2. Население 143 тыс. человек (1993). Высота до 405 м. Вулканического и кораллового происхождения. Заповедник Пати-Пойнт. Главный город - Аганья. Открыт в 1521 Ф. Магелланом.
* * *
ГУАМ - ГУА́М (Guam), владение США (см. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ), занимающее одноименный остров в Тихом океане, самый крупный и самый южный в группе Марианских островов (см. МАРИАНСКИЕ ОСТРОВА). Площадь острова 541 кв.км, население составляет 170 тысяч человек. Коренные жители - чаморро составляют около 35% населения, здесь значительно число выходцев с Филиппин. Официальный язык на Гуаме - английский, широко используется язык чаморро. 80% всех верующих на острове - католики. Административный центр - Аганья (см. АГАНЬЯ) с населением 1,1 тысяч человек. Треть острова занята американскими военными базами, в том числе авиабаза Андерсен и база флота Арпа-Харбор. Гуам занимает ключевое место в стратегических позициях США на Тихом океане.
Официально Гуам имеет статус «неприсоединенной территории США». По конституции (см. КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)) 1950 года остров имеет местное самоуправление, его жители признаны гражданами США, но без избирательного права. Специальный делегат от Гуама, избираемый на срок два года, заседает в палате представителей конгресса США (без права голоса). Исполнительная власть Гуаме осуществляется губернатором, с 1970 года избираемого населением сроком на четыре года. Законодательное собрание Гуама переизбирается каждые два года. Гуам - остров вулканического и кораллового происхождения, его южная часть гориста, северная представляет собой известняковое плато. Высшая точка острова - пик Ламлам (406 м). Тайфуны часто обрушиваются на Гуам, средняя температура на острове 26°C. Несмотря на небольшие размеры острова, на Гуаме функционирует заповедник Пати-Пойнт.
Остров Гуам был открыт Фернаном Магелланом (см. МАГЕЛЛАН Фернан) 6 марта 1521 года во время первого кругосветного плавания. С 1565 года остров стал колонией Испании. В 1568 году на Гуаме было основано первое поселение миссионеров-иезуитов. Из-за болезней завезенных европейцами местное население к 1741 году сократилось со ста тысяч до пяти тысяч человек. В результате испано-американской войны Гуам перешел во владение США. Во время второй мировой войны Гуам стал первой американской территорией, занятой японцами. Американцы вернули себе остров летом 1944 года.
Основа экономики Гуама - туризм, в год остров посещают сотни тысяч туристов (85% из Японии). Значительные доходы дают в бюджет Гуама военные базы США. Сельское хозяйство не способно обеспечить потребности острова в продовольствии. На Гуаме возделываются овощные и фруктовые культуры, развивается животноводство. Основные торговые партнеры Гуама: США, Япония, Тайвань. Денежная единица - доллар США.
- Мавританский остров.
- На каком острове живёт народ чаморро?
- В 1994 году Объединённый доберман-клуб США с одобрения Пентагона торжественно открыл на этом острове памятник доберманам морской пехоты, отдавшим свои жизни при освобождении острова в 1944 году.
- Какое государство имеет домен .gu?
- Какой тихоокеанский остров был открыт испанцами в 1521 году в день католического святого Сан-Хуана?
- У какого государства в Океании столица Хагатна?
ГУАМ (Guam) - остров в Тихом ок., самый крупный в группе Марианских островов. Владение США. 541 км². Население 143 тыс. человек (1993). Высота до 405 м. Вулканического и кораллового происхождения. Заповедник Пати-Пойнт. Главный город - Аганья. Открыт в 1521 Ф. Магелланом.
Гуана́ко - парнокопытное животное рода лам. Длина 1,2-1,75 м. Обитает в высокогорьях Анд (Южная Америка). Объект охоты (мясо, кожа); численность сокращается. Предок домашней ламы. Гибрид гуанако и викуньи - альпака.
* * *
ГУАНАКО - ГУАНА́КО (Lama guanicoe), млекопитающее рода лам (см. ЛАМЫ) семейства верблюдовых; длина тела 1,8-2,25 м, хвоста 15-25 см, высота 90-130 см, масса 60-75 кг. Разница между темной и светлой окраской шерсти у гуанако выражена резко. Ступни узкие, подвижные и между пальцами глубоко расчлененные.
Гуанако обитает в Южной Америке, в высокогорьях Анд (от Перу до Патагонии) на высоте до 4000 м над уровнем моря. Это наиболее широко распространенный вид диких мозоленогих, но в настоящее время ареал сильно сократился. Гуанако живут небольшими стадами, до 20 голов самок и молодых под предводительством самца. Гон длится с ноября по февраль. В этот период между самцами происходят драки. Как и верблюды, они поднимаются на задние ноги, придавливают друг друга шеями, кусаются, бьют передними ногами, плюют слюной и содержимым желудка. Спаривание происходит в лежачем положении. Через 11 месяцев самка приносит одного, реже двух детенышей.
Гуанако является объектом охоты ради мяса и кожи. Численность ее повсеместно сокращается. Гаунако - предок домашней ламы. Гибрид гуанако и викуньи - альпака разводится ради шерсти.
ГУАНАКО - парнокопытное животное рода лам. Длина 1,2-1,75 м. Обитает в высокогорьях Анд (Юж. Америка). Объект охоты (мясо, кожа); численность сокращается. Предок домашней ламы. Гибрид гуанако и викуньи - альпака.
Ламы. Арекипа, Перу.
ГУАНАКО, парнокопытное млекопитающее (семейство верблюдовые). Длина тела 1,2-2,2 м, хвоста 15-25 см, высота в холке 90-130 см, масса до 140 кг. Обитает в степях, полупустынях и горах (до границы снега) Южной Америки. Домашние формы - лама и альпака в диком состоянии не известны. Длинный и тонкий пух альпака высоко ценится. Молодые гуанако легко приручаются. Живут 15-30 лет.
Ламы. Мачу Пикчу, Перу.
ГУАНАКО (исп. guanaco, от перув. huanacu). Дикое животное Южной Америки, которое часто ошибочно смешивали с ламой.
Гуанахуато - I
(Guanajuato), штат в центральной части Мексики. 30,5 тыс. км2. Население 4,4 млн. человек (1995). Административный центр - Гуанахуато.
II
город в Мексике, административный центр штата Гуанахуато. Около 70 тыс. жителей. Транспортный узел на высоте 2050 м. Старинный центр горнопромышленного района (золото, серебро, олово и др.). Университет. Родина художника Д. Риверы. Основан в 1548. Музеи. Архитектурные памятники XVI-XVIII вв. Туризм.
ГУАНАХУАТО (Guanajuato) - город в Мексике, административный центр шт. Гуанахуато. Ок. 70 тыс. жителей. Транспортный узел на высоте 2050 м. Старинный центр горнопромышленного района (золото, серебро, олово и др.). Университет. Родина художника Д. Риверы. Основан в 1548. Музеи. Архитектурные памятники 16-18 вв. Туризм.
-----------------------------------
ГУАНАХУАТО (Guanajuato) - штат в центральной части Мексики. 30,5 тыс. км². Население 4,0 млн. человек (1990). Административный центр - Гуанахуато.
ГУАНАХУАТО (город) - ГУАНАХУА́ТО (Guanajuato), город в Мексике, административный центр шт. Гуанахуато. Нас6еление 79 тыс человек (2004). Транспортный узел на высоте 2050 м. Старинный центр горнопромышленного района (золото, серебро, олово и др.). Университет. Родина художника Д. Риверы (см. РИВЕРА Диего). Основан в 1548. Музеи. Архитектурные памятники 16-18 вв. Туризм.
ГУАНГ (самоназвания нгбанья, гонжа, гуан, гуэнг, гбанья, итафа) - народность общей численностью 550 тыс. чел., проживающая на территории Ганы. Язык - гуанг (нгбаньято). Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, часть - мусульмане-сунниты.