МАНЕ Эдуар - МАНЕ́ (Manet) Эдуар (23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, там же), французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия», обе - 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия («Завтрак в мастерской», 1868; «Бар «Фоли-Бержер», 1881-1882).
Один из основоположников импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) , в 1870-х годах обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей», 1874).
Годы учения
Родился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем - автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). В отличие от многих своих современников-новаторов, надолго не задерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет, усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законы композиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)), Гойи (см. ГОЙЯ Франсиско), Эль Греко (см. ЭЛЬ ГРЕКО), Халса (см. ХАЛС Франс), Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль), Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис), Ватто (см. ВАТТО Антуан)и Шардена (см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон), а среди новых - Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) . Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начать работать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.
Мане и Бодлер. Испанская тема
Первое значительное произведение - картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца - наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль) , с которым художник познакомился в это время. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина; Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение.
Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей д"Орсе, Париж) - портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) - образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.
«Завтрак на траве» и «Олимпия»
В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей д"Орсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции - гравюрой Раймонди (см. РАЙМОНДИ Маркантонио)с рисунка Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) «Суд Париса».
В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей д"Орсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран; в ногах женщины помещена черная кошка - бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ), Тициана (см. ТИЦИАН), Веласкеса, Гойи и Энгра (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик) , присутствуют и приметы нового времени - черты марионетки и фетиша.
К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей д"Орсе, Париж). В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.
Сближение с Золя, Моне и импрессионисты
После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль), пишет его портрет. В картине «Балкон» (1868, Музей д"Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1874 - в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» - Аржантей, где работают К. Моне (см. МОНЕ Клод) и О. Ренуар (см. РЕНУАР Огюст). Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль) определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).
Поздние произведения
В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн (см. МОДЕРН): плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), - сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей д"Орсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.
Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной.
Непосредственными ученицами Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.
МАНЕ Эдуар (Manet, Edouard)
(1832-1883), французский художник и график. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. В 1850-1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815-1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Мане постоянно ссорился со своим учителем; он стремился передать "настоящий дневной свет" и "писать жизнь в разное время такой, какая она есть". Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). На этом полотне, представляющем очаровательный портрет парижского общества, изображены почти все члены семьи Мане, его друзья и знакомые, в том числе Ж.Оффенбах, Ш.Бодлер, Т.Готье. В 1863 Мане создал свою первую крупную работу - Завтрак на траве (Париж, музей Д'Орсе), полотно, буквально наполненное светом. Картину критиковали за то, что художник построил композицию центральной группы на основе гравюры Маркантонио Раймонди, сделанной по рисунку Рафаэля, придав ей современный вид, а также за то, что он осмелился изобразить одетых мужчин рядом с совершенно обнаженной женщиной. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д'Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, - сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К.Моне. Вместе с К.Писсарро, А.Сислеем, Э.Дега, П.Сезанном и П.О.Ренуаром они создали группу, главой которой стал Мане. Под влиянием импрессионистов колорит Мане стал светлее, хотя он не принял их манеру наложения на холст мазков дополнительных цветов. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д'Орсе) изображан юный пехотинец, играющий на флейте. Она могла служить подготовительной работой для полотна Расстрел императора Максимилиана Мексиканского.
Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона; в Национальной галерее Лондона; в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все - 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. Благодаря точному реализму и беспристрастности живописной трактовки это произведение превосходит все современные ему полотна на исторические темы. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д'Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане.
ЭДУАР МАНЕ. БАР В ФОЛИ-БЕРЖЕР
ЭДУАР МАНЕ. ФЛЕЙТИСТ
В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Искусство Мане становится все более непосредственным, самодостаточным и простым, естественным и современным. Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли "плавучей студией" (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека), и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Другие крупные произведения этого периода - Нана (1876-1877, Гамбург, Кунстхалле); Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папаши Лятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. С 1879 Мане часто писал портреты друзей и натюрморты; последние по чистоте и художественной законченности принадлежат к лучшим творениям мастера. В последний период жизни Мане много работал в технике пастели. Последнее крупное произведение Мане - картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). В ней на фоне отблесков света и отражений в зеркале он изобразил молодую девушку за стойкой бара и, быть может, бессознательно создал образ обезличенности и пустоты городской жизни. Художник планировал написать серию полотен - аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два - Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание), и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882-1883, Нанси, Музей изящных искусств). В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. Умер Мане в Париже 30 апреля 1883. В числе учеников мастера были его невестка Берта Моризо и Эва Гонсалес.
ЛИТЕРАТУРА
Барская А. Э.Мане. М., 1961 Прокофьева М.Н. Эдуард Мане [[Альбом]]. М., 1982, 1988 Чегодаев А.Д. Эдуард Мане. М., 1985 Перрюшо А. Жизнь Мане. М., 1988 Рей Р. Мане [[Альбом]]. М., 1995