сущ., кол-во синонимов: 1
деяние (6)
I м.
Направление в философии, согласно которому объективность истины отрицается, истинным же признается лишь то, что дает практически полезные результаты.
II м.
Направление в историографии, характеризующееся изложением событий в их внешней связи и последовательности, без вскрытия объективных законов исторического развития.
III м.
Следование во всем узкопрактическим интересам, соображениям пользы и выгоды.
ПРАГМАТИ́ЗМ, прагматизма, мн. нет, муж. (от греч. pragma - действие) (филос., научн.).
1. Субъективно-идеалистическое течение в философии, разновидность махизма, отрицающее объективное существование истины, признающее единственным критерием практику, опыт и выводящее необходимость существования бога для практических целей. «Различия между махизмом и прагматизмом так же ничтожны и десятистепенны с точки зрения материализма, как различия между эмпириокритизмом и эмпириомонизмом.» Ленин.
2. Теория исторического познания, рассматривающая исторический процесс, как цепь отдельных событий в их причинно-следственной связи, но без освещения их с точки зрения общих исторических законов.
ПРАГМАТИ́ЗМ, -а, муж.
1. Направление в философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты.
2. В исторической науке: направление, ограничивающееся описанием событий в их внешней связи и последовательности без раскрытия закономерностей их развития.
| прил. прагматический, -ая, -ое.
Прагматизм
-а, только ед., м.
1) филос. Направление в современной философии, признающее истиной не то, что соответствует объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты.
2) Повседневное поведение, деятельность, вытекающие не из принципиальных соображений, а из корыстных побуждений, следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды во всяком деле.
3) В историографии: направление, характеризующееся изложением событий в их внешней связи и последовательности, без вскрытия объективных законов исторического развития.
Родственные слова:
прагма́тик, прагмати́ст, прагмати́ческий (прагматическая философия), прагмати́чный (прагматичное изложение)
Этимология:
От английского pragmatism (← греч. pragma ‘дело’, ‘действие’). В русском языке - с конца XIX в.
Культура речи:
Не смешивать со словом прагма́тика - лингвистическим термином, обозначающим область лингвистических исследований, которая изучает функционирование языковых знаков в речевом акте.
Энциклопедический комментарий:
Прагматизм возник в 70-х гг. XIX в. в США. В духе идеалистического эмпиризма он отождествляет действительность с "опытом", трактуемым как "поток сознания". Объекты познания с точки зрения прагматизма не существуют независимо от сознания, а формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия. Истина толкуется в прагматизме не как отражение объективной реальности, а как практическая полезность, удовлетворяющая субъективные интересы индивида.
ПРАГМАТИ́ЗМ, -а, м
Методология философского направления, отрицающая необходимость познания объективных законов действительности, признающая истиной практическую полезность, практические результаты, а объектом познания - то, что возникает перед человеком в ходе решения практических задач в различных жизненных ситуациях.
Прагматизм возник и получил наибольшее распространение в США.
ПРАГМАТИ́ЗМ -а; м. [от греч. pragma (pragmatos) - дело, действие]
1. Направление в философии, признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты.
2. Направление в исторической науке, ограничивающееся изложением исторических событий в их внешней связи и последовательности, без вскрытия объективных законов исторического развития.
3. Поведение, деятельность, образ мыслей, отражающие практические, утилитарные интересы; практицизм. Отличаться прагматизмом. Научный, житейский п. П. во взглядах, в подходе к чему-л.
◁ Прагмати́ческий (см. 1.П.). Прагмати́чный; Прагмати́чность (см.).
* * *
прагмати́зм (от греч. prágma, род. п. prágmatos - дело, действие), философское направление, видящее в практической деятельности предпосылку и конечную цель познания и сущностную характеристику человека. В прагматизме понятия и теории рассматриваются как инструменты, орудия в решении практических задач, этика - как средство организации жизнедеятельности человеческого сообщества; истина толкуется как практическая полезность. Прагматизм возник в 70-х гг. XIX в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид.
* * *
ПРАГМАТИЗМ - ПРАГМАТИ́ЗМ (от греч. pragma, род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид.
ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид.
-а, м.
1. Субъективно-идеалистическое течение в современной буржуазной философии (преимущественно американской), признающее истиной не то, что соответствует объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты.
2. Направление в исторической науке, ограничивающееся изложением исторических событий в их внешней связи и последовательности, без вскрытия объективных законов исторического развития.
3. Поведение, деятельность, вытекающие не из принципиальных соображений, а из корыстных побуждений.
[От греч. πρα̃γμα, πρα̃γματος - действие]
ПРАГМАТИЗМ (от греческого pragma, родительный падеж pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, не существуют независимо от сознания, а формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - всего лишь инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практичная полезность. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс и Дж. Дьюи.
1. Философское течение, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действенности его знаний, ставящее ценность мышления или отсутствие его в зависимость от того, служит ли оно жизненной практике, достижению определенных целей. 2. эмпиризм, для которого практическая ценность, т.е. успех является критерием истины. Его представители - Джеймс Пирс, Дьюи, Леруа, Лабертонньер, Папини. В науке он признает истинность того или иного закона или теории лишь при условии, что из них можно извлечь практическое применение. Религия будет истинной, если она оказывает моральное и благотворное воздействие. Прагматизм противостоит рационализму, для которого не вещь будет истинной потому, что она полезна, но, наоборот, полезно ее изучать, потому что она истинна. Расцвет прагматизма (немалый вклад в который внес Джеймс) приходится на конец 19 и начало 20 вв.
прагмати́зм, прагмати́змы, прагмати́зма, прагмати́змов, прагмати́зму, прагмати́змам, прагмати́змом, прагмати́змами, прагмати́зме, прагмати́змах
сущ., кол-во синонимов: 6
осторожность (30)
прагматичность (7)
практичность (21)
приземленность (10)
утилитаризм (4)
утилитарность (6)
приземленность, осторожность, утилитаризм, утилитарность, прагматичность, инструментализм, практичность
ПРАГМАТИЗМ (греч., от pragma, atos - дело) метод исторического исследования, состоящий в изложении событий, в связи с причиною их возникновения и последствиями.
- Обусловленность поведения соображениями очевидной выгоды, практической пользы.
- Приземленность в желаниях и поступках.
- Направление в современной философии.
I м.
Приверженец прагматизма [прагматизм I].
II м.
Представитель прагматизма [прагматизм II].
III м.
Тот, кто во всем следует узкопрактическим интересам, соображениям пользы и выгоды.
ПРАГМА́ТИК, прагматика, муж. (книжн.).
1. Последователь, сторонник прагматизма, как философской системы.
2. Историк, придерживающийся прагматизма в изложении исторических фактов. «История уездного нашего города была бы для меня удобнее, но она не была занимательна ни для философа, ни для прагматика.» Пушкин.
ПРАГМА́ТИК, -а, м
Человек, в своих действиях, поступках руководствующийся практическими, материальными, утилитарными интересами.
Мне тоже все надоело, мне смешно сидеть на этой Трехсторонней Комиссии, где все такие прагматики и оптимисты, мне просто смешно на них смотреть и их слушать (В. Акс.).
прагма́тик, прагма́тики, прагма́тика, прагма́тиков, прагма́тику, прагма́тикам, прагма́тиком, прагма́тиками, прагма́тике, прагма́тиках
I ж.
Раздел семиотики, изучающий отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует.
II ж.
1. Совокупность условий, сопровождающих употребление языкового знака.
2. Раздел языкознания, изучающий условия использования говорящими языковых знаков.
ПРАГМА́ТИКА, -и, жен. В семиотике, языкознании: направление, изучающее отношения между средствами языка и теми, кто этими средствами пользуется; само такое отношение.
| прил. прагматический, -ая, -ое.
ПРАГМА́ТИКА, -и, ж
Раздел семиотики, изучающий отношения между знаками (например, средствами языка) и теми, кто ими пользуется.
Людмила увлеклась прагматикой текста.
прагматика
1. Один из планов или аспектов исследования языка, выделяющий и исследующий единицы языка в их отношении к тому лицу или лицам, которые пользуются языком.
2. Раздел языкознания, изучающий функционирование языковых знаков в речи и отношение между знаками говорящего.
3. Практическая полезность того или иного научного положения.
4. Раздел семантики, изучающий отношение языковых единиц к обозначаемым объектам.
ПРАГМА́ТИКА -и; ж. [от греч. pragmatikos - дельный, деловой] Лингв. Раздел семиотики, изучающий отношения между средствами языка и теми, кто ими пользуется; сами эти отношения.
◁ Прагмати́ческий, -ая, -ое. П-ие представления о языке.
* * *
прагма́тика - раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе. Основные идеи выдвинул Ч. Пирс, развиты Ч. Моррисом (ввёл самый термин). Идеи прагматики применяются для разработки эвристического программирования, машинного перевода, информационно-поисковых систем и др.
* * *
ПРАГМАТИКА - ПРАГМА́ТИКА, раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе. Основные идеи выдвинул Ч. Пирс, развиты Ч. Моррисом (ввел самый термин). Идеи прагматики применяются для разработки эвристического программирования, машинного перевода, информационно-поисковых систем и др.
ПРАГМАТИКА - раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе. Основные идеи выдвинул Ч. Пирс, развиты Ч. Моррисом (ввел самый термин). Идеи прагматики применяются для разработки эвристического программирования, машинного перевода, информационно-поисковых систем и др.
-и, ж.
Раздел семиотики, изучающий свойства знаковой системы, которые возникают в результате отношения к ней пользующихся ею людей.
[От греч. πραγματικός - дельный, деловой]
сущ. (греч.) устав, закон. Лев царь великую сотвори прагматику о свободе тех, иже в церковь убегают.(Барон., л. 531 об.).
Прагма́тика
(от греч. πρᾶγμα, род. п. πρᾶγματος - дело, действие) - область
исследований в семиотике и языкознании, в
которой изучается функционирование языковых
знаков в речи. Термин «прагматика» введён в конце 30‑х гг. 20 в.
Ч. У. Моррисом как название одного из разделов семиотики, которую он разделил на семантику, изучающую отношение знаков к объектам,
синтактику - раздел о межзнаковых отношениях, и прагматику,
исследующую отношение к знакам говорящих. Выделение и формирование
прагматики в качестве области лингвистических исследований,
стимулированное идеями Ч. С. Пирса, началось в 60‑х - начале 70‑х гг.
под влиянием логико-философских теорий речевых актов Дж. Остина, Дж. Р. Сёрла, З. Вендлера
и других (см. Речь), прагматических
теорий значения П. Грайса и прагматических теорий референции Л. Линского, Сёрла, П. Ф. Стросона и др.
Лингвистическая прагматика не имеет чётких контуров, в неё включается
комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, их
взаимодействием в коммуникации, ситуацией
общения.
В связи с субъектом речи изучаются: 1) явные и
скрытые цели высказывания («иллокутивные силы»,
по Остину), например сообщение некоторой информации или мнения, вопрос,
приказ, просьба, совет, обещание, извинение, приветствие, жалоба и
т. п.; 2) речевая тактика и типы речевого поведения; 3) правила
разговора, подчинённые так называемому принципу сотрудничества,
рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой
целью и направлением разговора, например адекватно нормировать
сообщаемую информацию (максима количества), сообщать только истинную
информацию и обоснованные оценки (максима качества), делать сообщение
релевантным относительно темы разговора (максима отношения), делать речь
ясной, недвусмысленной и последовательной (максимы манеры речи); эти
правила, сформулированные Грайсом, получили название конверсационных
максим или максим ведения разговора; 4) установка говорящего, или
прагматическое значение высказывания: косвенные смыслы высказывания,
намёки, иносказание, обиняки и т. п.; 5) референция говорящего, т. е.
отнесение языковых выражений к предметам действительности, вытекающее
из намерения говорящего; 6) прагматические пресуппозиции: оценка говорящим общего фонда
знаний, конкретной информированности, интересов, мнений и взглядов,
психологического состояния, особенностей характера и
способности понимания адресата; 7) отношение говорящего к тому, что
он сообщает: а) оценка содержания высказывания (его истинность или
ложность, ирония, многозначительность, несерьёзность и пр.), б) введение
в фокус интереса одного из тех лиц, о которых говорящий ведёт речь, или
эмпатия (термин С. Куно),
в) организация высказывания в соответствии с тем, чему в сообщении
придаётся наибольшее значение.
В связи с адресатом речи изучаются: 1) интерпретация речи, в
т. ч. правила вывода косвенных и скрытых смыслов из прямого значения
высказывания; в этих правилах учитывается контекст, прагматическая ситуация и пресуппозиции,
а также цели, с которыми говорящий может сознательно отступать от
принятых максим общения (например, нарушать принцип релевантности,
сообщать очевидные адресату вещи и т. п.); 2) воздействие высказывания
на адресата (перлокутивный эффект, по Остину): расширение
информированности адресата; изменения в эмоциональном состоянии,
взглядах и оценках адресата; влияние на совершаемые им действия;
эстетический эффект и т. п.; 3) типы речевого реагирования на полученный
стимул (прямые и косвенные реакции, например способы уклонения от
прямого ответа на вопрос).
В связи с отношениями между участниками коммуникации
изучаются: 1) формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, спор, ссора и т. п.);
2) социально-этикетная сторона речи (формы обращения, стиль общения); 3) соотношение между
участниками коммуникации в тех или иных речевых актах (ср. просьбу и
приказ).
В связи с ситуацией общения изучаются: 1) интерпретация дейктических знаков («здесь», «сейчас», «этот» и
т. п.), а также индексальных компонентов в значении слов (ср. указание
на пространственную ориентацию в глаголах типа
«приходить», «подходить» и т. п.); 2) влияние речевой ситуации на
тематику и формы коммуникации (ср. типичные темы и формы разговоров в
гостях, на банкетах, в больницах, в приёмных врачей и адвокатов и
т. п.).
Прагматика изучает речь также в рамках общей теории человеческой
деятельности (см. Психолингвистика). Так, Остином был выделен
класс так называемых перформативных высказываний (см. Перформатив).
В автоматическом анализе текста
энциклопедическая информация, в т. ч. прагматические данные,
организуется в форме сценариев или «фреймов» (термин М. Минского), моделирующих знание о типичных ситуациях и
позволяющих правильно интерпретировать содержание текста. Прагматические
сведения используются также в информационно-поисковых диалоговых
(интерактивных) системах. Категории прагматики вошли в ряд философских
логик, предполагающих учёт пропозициональных
установок (логика оценок, логика практического рассуждения и др.).
Выдвинув в качестве объединяющего принцип употребления языка
говорящими в коммуникативных ситуациях и прагматической компетенции
говорящих, прагматика охватила многие проблемы, имеющие длительную
историю изучения в рамках риторики и стилистики, коммуникативного синтаксиса, теории и
типологии речи и речевой деятельности, теории
коммуникации и функциональных стилей, социолингвистики, психолингвистики, теории дискурса и др., с которыми прагматика
имеет обширные области пересечения исследовательских интересов.
Прагматические аспекты языкового функционирования. в кн.:
Философские проблемы языкознания на международных научных конгрессах и
конференциях (1970-1979), М., 1981;
Степанов Ю. С., В поисках прагматики, Известия АН СССР,
сер. ЛиЯ, 1981, № 4;
Булыгина Т. В., О границах и содержании прагматики, там
же;
Арутюнова Н. Д., Фактор адресата, там же;
Демьянков В. З., Прагматические основы интерпретации
высказывания, там же;
Семантика и прагматика синтаксических единств, Калинин, 1981;
Англо-русские термины по прикладной лингвистике, М., 1982;
Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики (сборник
обзоров), М., 1984;
Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика, в. 16,
М., 1985;
Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов, в. 17, М.,
1986;
Morris C. W., Writings on the general theory of
signs, The Hague, 1971;
Pragmatics of natural languages, N. Y., [1971];
Syntax and semantics, v. 3 - Speech acts, N. Y. - S. F. -
L., 1975;
Kuno S., Subject, theme and the speaker’s
empathy, в кн.: Subject and topic, N. Y. -
S. F. - L., 1975;
«Journal of Pragmatics», 1977, № 1 (изд.
продолжается);
Syntax and semantics, v. 9 - Pragmatics, N. Y. - S. F. -
L., 1978;
Verschueren J., Pragmatics: an annotated
bibliography, Amst., 1978;
Formal semantics and pragmatics for natural languages,
Dordrecht - Boston, 1979;
Syntax and semantics, v. 11 - Presupposition, N. Y. -
S. F. - L., 1979;
Speech act theory and pragmatics, Dordrecht - Boston,
1980;
Le langage en contexte (Études philosophiques et
linguistique de pragmatique), Amst., 1980;
Pragmatics and beyond, Amst., 1980;
Radical pragmatics, ed. by P. Cole, N. Y., 1981;
Leech G. N., Principles of pragmatics, L. -
N. Y., 1983;
Levinson St., Pragmatics, L. - N. Y., 1983.
Н. Д. Арутюнова.
прагматика (др.-греч. πраγματίκoς деловой)
П. текста - информация об интенциях, намерениях автора текста.
ПРАГМА́ТИКА (от греч. pragma - действие, дело).
Раздел лингвистики, изучающий функционирование языковых образований в речи, - отношение между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией). Теоретические основы П. были заложены лингвистами-философами Б. Расселом, Дж. Остином, Дж. Серлем. Основные проблемы, изучаемые в П., - структура и классификация актов речи и интерпретация высказываний (характер субъекта и адресата речи, отношения между коммуникантами, цели и мотивы высказывания и др.), формы речевого общения, правила, тактики и типы речевого поведения.
ПРАГМАТИКА и, ж. pragmatique adj.<, лат. pragmaticus <гр. pragmatikos < pragma действие, практика. То же что, прагматическая санкция. Королева венгерская в дозволении тех двух преимуществ супругу противно прагматике поступила. 1741. Кантемир Соч. 2 112. ♦ Прагматическая санкция. спец. Название некоторых особенно важных государственных постановлений в прежнее время в странах Западной Европы. БАС-1. Проступком противным гварантии прагматической санкции. 1741. Кантемир Соч. 2 133. Прагматическое повествование, как Король Французский Лудовик XVI от своих подданных судебным образом оскорблен, и злодейски предан смерти. ПЖ 1793 2 2. - Лекс. Ян. 1806: прагматический; САН 1847: прагмати/ческий.
- Раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе.
Направление, исследующее отношение к знакам говорящих, рассматривающее комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием, речевую тактику и типы поведения, правила речевого общения, которое осуществляется на текстовой основе. Термин введен Чарльзом Моррисом.
Направление, исследующее отношение к знакам говорящих, рассматривающее комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием, речевую тактику и типы поведения, правила речевого общения, которое осуществляется на текстовой основе. Термин введен Чарльзом Моррисом.
ПРАГМАТИ́СТ, прагматиста, муж. (книжн.). То же, что прагматик.
-а, м.
1. Последователь прагматизма как философской системы.
2. Историк, придерживающийся прагматизма в изложении исторических фактов.
прагмати́ст, прагмати́сты, прагмати́ста, прагмати́стов, прагмати́сту, прагмати́стам, прагмати́стом, прагмати́стами, прагмати́сте, прагмати́стах
- Приверженец философского течения, базирующегося на практике как критерии истины и смысловой значимости.
прагматическая адаптация
1. Преобразование исходного текста с учетом информационного запаса получателя.
2. Преобразование исходного высказывания с учетом передачи его прагматического значения. Прагматическая адаптация достигается путем включения в текст дополнительных элементов, опущения элементов, избыточных с точки зрения язычного получателя, а также путем применения семантических трансформаций.
Направление в современном языкознании, использующее деятельностные категории: речевые акты, намерения и цели говорящих, максимы (П. Грайс 1985; Leech 1983); постулаты речевой коммуникации (Goffmann E. 1967; Brown P., Levinson S. 1987). Ситуация с лингвистической прагматикой неоднозначна. Исследование А. Вежбицкой (Wierzbicka 1991), осуществленное на обширном языковом материале, показало, что претендующие на универсальность принципы прагматики языкового общения (максимы Грайса и др.) "сыплются" за пределами не только сепировского "среднеевропейского" стандарта, но даже при выходе за пределы англо-американского социокультурного круга.
Прагматическая грамматика - направление в современном языкознании, использующее деятельностные категории: речевые акты, намерения и цели говорящих, максимы (П. Грайс 1985; Leech 1983); постулаты речевой коммуникации, лицо (Goffmann E. 1967; Brown P., Levinson S. 1987). Ситуация с лингвистической прагматикой неоднозначна. Исследование А. Вежбицкой (Wierzbicka 1991), осуществленное на обширном языковом материале, показало, что претендующие на универсальность принципы прагматики языкового общения (максимы Грайса и др.) «сыплются» за пределами не только сепировского «среднеевропейского» стандарта, но даже при выходе за пределы англо-американского социокультурного круга.
ПРАГМАТИ́ЧЕСКАЯ КОМПЕТЕ́НЦИЯ.
Совокупность знаний, правил построения высказываний, их объединения в текст (дискурс), умения использовать высказывания для различных коммуникативных функций, умения строить высказывания на иностранном языке в соответствии с особенностями взаимодействия коммуникантов. Выражается в способности построения высказывания в соответствии с коммуникативной и прагматической целью.
П. к. составляют
a) знание правил построения высказывания, их объединения в текст (компетенция дискурса),
б) умение использовать высказывания для выполнения различных коммуникативных функций (функциональная компетенция),
в) умение последовательно строить высказывание в соответствии со схемами взаимодействия (компетенция схематического построения речи). Компетенция дискурса включает умение упорядочить предложения в единый связный текст с учетом темы, известной / новой информацией, стиля и регистра общения, воздействия на собеседника и др. Овладение учащимися П. к. включает следующие аспекты: степень адаптации к речевым ситуациям, умение вести диалог, развитие темы высказывания, целостность и связность высказывания. (Общеевропейские компетенции..., 2003).
Прагматическая омонимия - использование одного и того же коммуникативно-речевого приема (лигвистического средства) для осуществления различных коммуникативных намерений. С различными намерениями говорящий может использовать, например, риторический вопрос (отрицательные и положительные эмоциональные оценки, привлечение внимания, выражение иронии, сарказма и пр.), обычную вопросительную конструкцию (для «настоящего» вопроса; «Зачем ты это сделал?» и для выражения упрека или (и) осуждения). В различных культурах традиции речевого поведения не всегда совпадают, и возникающая при межкультурных контактах П. о. приводит к нарушению понимания. Так, в специальной литературе описан следующий пример: муж-японец был приведен в ярость тем, что в ответ на его фразу Зачем ты это сделала? его жена-немка стала подробно объяснять мотивы своего поступка; в японской традиции супружеского общения это воспринимается как попытка жены найти себе оправдание, что недопустимо: женщина в такой ситуации должна сохранять молчание, демонстрируя покорность и раскаяние. В общении взрослых и детей отмечены сходные нарушения понимания, основанные на П. о.: например, подростки могут весьма нервно реагировать на фразы типа надень шапку, не забудь свитер и пр. Для родителей такие высказывания - варажение заботы, а для ребенка - проявление чрезмерной опеки, желания властвовать, напоминание о несамостоятельности, посягательство на независимость. Непонимание может носить и намеренный характер. Так, если мать произносит: Чьи это носки на столе? (высказывание по форме вопросительное, хотя прагматическое его значение иное - это выражение упрека и требование убрать вещь), то ответом может быть фраза вроде Ну, мои, не сопровождающаяся требуемым действием. В этом случае имитируется нарушение понимания: высказывание матери интерпретируется в соответствии с его формой - как вопрос, требующий ответа, а не как требование, побуждающее к действию.
Лит.: Sinclair J., Coulthard R. Towards an Analysis of Discourse. - L., 1975; Tannen D. Conversational Style. - New Jersey, 1988.
А. К. Михальская
ПРАГМАТИ́ЧЕСКАЯ (от лат. pragmatismus - дело, действие) ПЕДАГО́ГИКА.
Педагогическое течение, возникшее в США в конце XIX - начале XX вв. Окончательное оформление этого направления связано с именем Д. Дьюи и его последователей. Представляет собой программу реформы традиционного обучения на основе сближения школы с жизнью, использования в процессе обучения естественной детской активности, интересов и потребностей ребенка. Сторонники П. п. рассматривали в качестве одного из способов реализации этого направления в обучении использование метода проектов.
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1713 - закон о престолонаследии в австрийской монархии Габсбургов, изданный Карлом VI. Устанавливал нераздельность габсбургских земель, разрешал их наследование дочерями монарха при отсутствии у него сыновей.
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ (греч.-лат.). Основной Государственный закон, имеющий силу на вечные времена; в частности же закон императора Карла VI 1714 г., определяющий порядок наследования в его государстве.
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1438 года - ПРАГМАТИ́ЧЕСКАЯ СА́НКЦИЯ 1438 года, акт французского короля Карла VII Валуа (см. КАРЛ VII), изданный 7 июля 1438 года в Бурже, который определил статус католической церкви во Франции.
Прагматическая санкция провозгласила главенство церковных соборов над решениями римского папы, установила выборность епископов и аббатов капитулами (см. КАПИТУЛ), монастырскими общинами (оговаривая право короля и сеньоров рекомендовать кандидатов), отменила аннаты (см. АННАТЫ) и раздачу папами церковных бенефициев (см. БЕНЕФИЦИЙ), запрещала апелляцию к суду папы до рассмотрения дела во французских судебных инстанциях. Прагматическая санкция юридически оформила независимость французской церкви от папства и подчинила ее королевской власти. Она сохраняла силу до Болонского конкордата (см. БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ) 1516 года.
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ 1713 года - ПРАГМАТИ́ЧЕСКАЯ СА́НКЦИЯ 1713 года (Sanctio pragmatica), закон о престолонаследии в австрийской монархии Габсбургов (см. ГАБСБУРГИ) , изданный Карлом VI (см. КАРЛ VI Габсбург). Устанавливал нераздельность габсбургских земель, разрешал их наследование дочерями монарха при отсутствии у него сыновей.
Обсуждение закона о престолонаследии началось в апреле 1713 года на тайной конференции под председательством принца Евгения Савойского (см. ЕВГЕНИЙ Савойский). К этому времени в доме австрийских Габсбургов не осталось наследника мужского пола, зато было три императрицы (вдова Леопольда I, вдова Иосифа I (см. ИОСИФ I Габсбург) и жена Карла VI) и четыре принцессы (две дочери Леопольда I и две дочери Иосифа I). Война за испанское наследство (см. ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО) , которая разгорелась из-за пресечения династии испанских Габсбургов показала опасность отсутствия законного наследника для целостности государства и тайная конференция предложила Карлу VI установить такой порядок наследования престола, «чтобы и в случае женского первородства это не привело к разделу империи».
19 апреля 1713 года император утвердил новый текст закона о престолонаследии - Прагматическую санкцию. Ее основными принципами стали неделимость земель австрийских Габсбургов и возможность занятия венского престола наследниками женского пола. Прагматическая санкция постановляла, что пока Карл VI будет бездетным, наследницей трона остается старшая дочь Иосифа I, а вслед за ней ее младшая сестра. Но когда в 1719 и 1722 годах дочери Иосифа I были отданы замуж за сыновей иностранных государей, Прагматическая санкция превратилась из внутрисемейного документа во внешнеполитический акт. Перед замужеством, дочери Иосифа I отказались от претензий на владения их дяди-императора. Это должно было обеспечить неделимость и неотделимость (indivilibiter et inseparabiliter) земель габсбургской монархии, а также право новой наследницы - дочери Карла VI Марии Терезии (см. МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ) занять престол отца.
В 1720-1724 годах Прагматическую санкцию признали сословные сеймы земель габсбургской монархии. Карл VI стремился ее утвердить на международном уровне и опубликовал ее текст 6 декабря 1724 года. Усилия, направленные на внешнеполитическое признание Прагматической санкции, фактически являются первыми шагами в становлении общеевропейской правовой системы. Карл VI последовательно добился признания санкции от Испании (1725), России (1726), Бранденбурга (см. БРАНДЕНБУРГ (земля)) (1727), Голландии (1731), Англии (1731), рейхстага Священной Римской империи (см. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ) и Дании (1732), Саксонии и Франции (1735). Лишь баварский курфюрст, муж второй дочери Иосифа I, не признавал Прагматической санкции, которая лишала его шансов на венский престол.
Как и опасался Карл VI, после его смерти в 1740 году наследственные права его дочери Марии Терезии стали оспариваться, что привело к Войне за австрийское наследство (см. АВСТРИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО). Лишь по условиям Ахенского мира 1748 года (см. АХЕНСКИЙ МИР 1748 года) Прагматическая санкция была окончательно признана.
Принятие санкции было вынужденным решением, но тем не менее, в том виде, в каком она была опубликована Карлом VI 6 декабря 1724 года, Прагматическая санкция входила в состав основных законов австрийской монархии и упорядочивала наследственное право вплоть до конца существования империи Габсбургов.
Прагматическая синонимия - использование различных лингвистических средств (коммуникативно-речевых приемов) для осуществления одного и того же коммуникативного намерения. Так, например, избежать разговора на неприятную тему можно с помощью противоположных коммуникативно-речевых тактик: или избыточной, «пустой болтовней» на любые темы, кроме действительно важной (это так называемая стратегия «дружелюбия»), или, напротив, подчеркнуто немногословным поведением, с помощью тактики, использующей сарказм и другие приемы отстранения (стратегия дистанцирования). Учитель может призвать к порядку или привлечь внимание различными средствами - от крика и стука по столу до молчания в неподвижной позе. Просьба может выражаться разнообразными средствами: побудительной конструкцией Закройте, пожалуйста, дверь!), предложением с глаголом-перформативом (Очень прошу, закройте дверь!), вопросительной конструкцией (Нельзя ли закрыть дверь?) или просто: А дверь? и еще проще- назывным предложением Дверь!, а также невербальными средствами: указательным жестом или взглядом ... Явление П. с, представляя для общения значительные выгоды (многообразие средств выражения, различающихся оттенками прагматического значения), чревато и определенными опасностями - возможными нарушениями понимания. Так, например, молчание или призыв к порядку (требование тишины) могут быть вовсе не замечены учениками (специально или ненамеренно). Избегают этого учителя, как правило, с помощью невербальных звуковых сигналов (стук по столу, хлопанье книгой, дверью и пр.) или высказываний, фиксирующих внимание учеников на значимости молчаливой паузы, означающих неслучайный характер молчания.
Лит.: Gilmore P. Silence and Sulking in Classroom // Perspectives of Silence. - New Jersey, 1985; Tannen D. Conversational Style. - New Jersey, 1988.
А. К. Михальская
I нареч. качеств.-обстоят.
1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует.
2. В соответствии с законами и принципами прагматики.
II нареч. качеств.-обстоят.
1. С точки зрения прагматики как раздела языкознания, изучающего условия использования говорящими языковых знаков.
2. В соответствии с законами и принципами прагматики.
отт. В соответствии с совокупностью условий, сопровождающих употребление языкового знака.
III нареч. качеств.-обстоят.
то же, что прагматично I
IV нареч. качеств.-обстоят.
то же, что прагматично II
V нареч. качеств.-обстоят.
то же, что прагматично III
I прил.
1. соотн. с сущ. прагматика I, связанный с ним
2. Свойственный прагматике [прагматика I] характерный для нее.
II прил.
1. соотн. с сущ. прагматика II, связанный с ним
2. Свойственный прагматике [прагматика II] характерный для нее.
ПРАГМАТИ́ЧЕСКИЙ
прагматическая, прагматическое; в качестве кратк. форм употр. прагмати́чен, прагматична, прагматично (книжн.).
1. Прил. к прагматизм, основанный на прагматизме. Прагматическая философия. Прагматическое изложение истории.
2. Являющийся практическим орудием чего-н., имеющий практическое применение. Прагматическая речь (в противоп. художественной).
• Прагматическая санкция (истор.) - название нек-рых особенно важных государственных постановлений в прежнее время в странах Зап. Европы. Австрийская прагматическая санкция 1713 г.
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ - греч. достоверный; на деле основанный и прямо к делу применяемый. Прагматическая история, изложенная таким порядком, прикладная, применяемая прямо к делу. Прагматическая санкция, особенно важное, государственное постановленье, напр. муж. об изгнания иезунтов нз Испании, Карла III.
прагматический - основанный на прагматизме, т.е. признающий истиной лишь то, что дает практически полезные результаты.
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ
1. ПРАГМАТИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое.
1. Основанный на прагматизме (1-2 зн.). П-ая философия. П-ое изложение фактов.
2. = Прагмати́чный. П. подход к проблеме. П. взгляд на науку.
◁ Прагмати́чески, нареч. (2 зн.). П. мыслить.
2. ПРАГМАТИ́ЧЕСКИЙ см. Прагма́тика.
1)
-ая, -ое.
прил. к прагматизм; основанный на прагматизме.
Прагматическая философия. Прагматическая история.
2)
-ая, -ое.
прил. к прагматика.
Прагматические представления.