Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

психологизация

психологизировавший

психологизирование

психологизированный

Орфографический словарь

Полезные сервисы

психологизировать

психологизироваться

психологизм

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова психологизм

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Новый словарь иностранных слов

Большой словарь иностранных слов

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова психологизм

Полезные сервисы

психологии институт ран

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

психологии институт ран (ипран)

психологист

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Орфографический словарь

Формы слов для слова психологист

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

психологистический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Орфографический словарь

Формы слов для слова психологистический

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

психологическая диагностика

психологическая лаборатория

психологическая школа

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА - 1) В лит-ведении возникла во 2-й пол. 19 в. Ее истоки - культурно-ист. школа и психология: объяснение лит. явлений следует искать не только в среде, но прежде всего - в психол. складе писателей и народа. Рус. П. Ш. имеет основание в учении А. А. Потебни. Исходя из тезиса, что проблема "мысль и язык" д. б. рассмотрена как проблема происхождения и развития яз. и слова, а это в первую очередь изучение процесса "перевода" субъективных представлений человека в объективные при помощи слова, Потебня полагал, что изучение этого процесса возможно лишь в соединении методов сравнит.-ист. яз.-знания с методами психологии. Идеи Потебни развивали его ученики, группировавшиеся вокруг сб-ков "Вопросы философии и психологии" (1889-1918): Л. Овсянико-Куликовский, А. Горнфельд, В. Харциев, Т. Райнов и др.

2) В этнографии (этнопсихологическая школа, психологическая антропология, "культура-личность") - междисциплинарное направление, возникшее в 1930-х гг. в амер. культурной антропологии в целях изучения особенностей психич. склада и поведения людей, обусловл. их нац. принадлежностью или этнич. общностью, в т. ч. природу, закономерности формирования и функции нац. самосознания и этнических стереотипов. Последователи П. Ш. пытались объяснить этнические различия и динамику этнокультурных систем либо с позиций культурного детерминизма школы Ф. Боаса, считавшего, что характер индивида формируется исключительно в результате воспитания (Р. Бенедикт, М. Мид), либо с помощью неофрейдистской теории базовой (модальной) личности, выводившей свойства нац. характера из т. н. базовой (осн.) личности, к-рая ассоциировалась с типичными для данного этноса способами социализации детей (А. Кардинер, Р. Линтон, Э. Сэпир, И. Халлоуэл). П. Ш. внесла существ. вклад в сравнит. иссл. этнич. особенностей психофизиологии, памяти, эмоций, речи, в иссл. этнич. особенностей социализации детейпрежде всего в плане психосекс. развития ребенка), ритуализации и символизации невербальных способов коммуникации. Вместе с тем для П. Ш. характерна абсолютизация индивидуально-личностных аспектов этнической психологии, игнорирование различий между индивид. и обществ. сознанием и недооценка соц.-экон. факторов развития этносоц. систем. Кроме того, наблюдается абсолютизация межкультурных и недооценка внутрикультурных различий между индивидами. В 1950 П. Ш. испытала серьезное влияние со стороны бихевиоризма (теория научения). В наст. время П. Ш. ориентируется на комплексное изучение детства в условиях разл. культур и расширяет этноэтологич. иссл., проявляя интерес к применению принципов культурно-ист. школы Л. С. Выготского.

Лит.: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Велик А. А. Психологическое направление в этнологии США: От исследования "культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989; Велик А. А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.

Полезные сервисы

психологическая школа права

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

психологически

Толковый словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Полезные сервисы

психологически выдержанный

психологически достоверный

психологически заострённый

Синонимы к слову психологически заострённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психологически заостренный

Синонимы к слову психологически заостренный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психологически напряжённый

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову психологически напряжённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психологически напряженный

Синонимы к слову психологически напряженный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психологически неоднозначный

психологически сложный

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

психологически тонкий

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

психологически углублённый

Синонимы к слову психологически углублённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психологически углубленный

Синонимы к слову психологически углубленный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психологически устойчивый

психологически-моральный

психологически-социальный

психологически-характерный

психологические барьеры

Методические термины

ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЕ БАРЬЕ́РЫ.

Специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения. Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций. Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством неудовлетворенности, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины. Различают барьеры общения (коммуникативные барьеры) и барьеры смысловые. Иногда выделяют межкультурные барьеры, связанные с проблемами межкультурного непонимания. Коммуникативные барьеры связаны также с недостаточным развитием коммуникативной компетенции. Одной из задач обучения общению на иностранном языке является снятие психологических и коммуникативных барьеров в общении.

Полезные сервисы

психологические основы методики

Методические термины

абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация, активизация процесса обучения, активизация резервных возможностей обучаемого, активность, актуализация, алгоритм, алексия, альтруизм, анализ, анализатор, аналогия, антисуггестивные барьеры, антиципация, апперцепция, аргументация, ассимиляция, ассоциат, ассоциативная психология, ассоциативный эксперимент, ассоциация, аутогенная тренировка, аффект, аффект неадекватности, аффектация, аффективная память, аффилиация, барьер смысловой, барьеры общения, барьеры психологические, безусловный рефлекс, бессознательное, бессознательный контроль, билингв, билингвизм, бионика, бихевиоризм, брейнсторминг, вербальное мышление, вероятностное прогнозирование, взаимопонимание, виды памяти, визуализация, визуальная грамотность, внешняя активность, внешняя наглядность, внешняя речь, внимание, внимание непроизвольное, внимание произвольное, внутреннее программирование, внутренняя активность, внутренняя наглядность, внутренняя речь, внушаемость, внушение, возрастная психология, воля, воспоминание, восприятие, воспроизведение, высшая нервная деятельность, высшие психические функции, гиперактивность, гипермнезия, гипнопедия, глобальное понимание, глубинное представление, графологический анализ, гуманистическая психология, дактилология, двигательная память, двигательный навык, двуплановость поведения, дедукция, действие, действие ошибочное, детальное понимание, детская психология, дефиниция, деятельностный подход в психологии, деятельность, деятельность речевая, деятельность совместная, деятельность учебная, динамическая наглядность, динамический стереотип, дисграфия, дискурсивное мышление, дифференциальная психология, догадка языковая, долговременная память, дошкольный возраст, жест, забывание, задатки, запоминание, знание, зрительное восприятие, идентификация, имитация неосознанная, имитация осознанная, импринтинг, индивидуально-психологические различия, индивидуальный стиль деятельности, индукция, инженерная психология, инициативность, инициативность, интеллект, интенция, интеракция, интерес, интериоризация, интериоризация речи, интериоризация слова, интроверсия, интроверт, интуитивное овладение языком, интуитивно-чувственный тип личности, интуиция, инфантилизация, клише, когнитивная психология, когнитивные стратегии, когнитивный стиль, код универсально-предметный, кодирование, коммуникабельность, коммуникант, коммуникативная интенция, коммуникативные потребности, коммуникативные способности, коммуникативный успех, коммуникация, контекстуальная догадка, концертная псевдопассивность, концертный сеанс, коэффициент интеллектуальной одаренности, коэффициент стабильности, кратковременная память, критическое понимание, личность, мгновенная память, медиация, межличностные отношения, механизм билингвизма, механизм вероятностного прогнозирования, механизм контроля, механизм речевой, механизм эквивалентных замен, миллера число, мимика, мировоззрение, младший школьный возраст, мнемическая деятельность, мнемоника, мнемоническая деятельность, мнемоническая наглядность, модальность, моделирование, модель, модель речевой коммуникации, мозговой штурм, мотив, мотивация, моторная память, моторный, мышление, мышление вербальное, мышление дискурсивное, мышление наглядно-действенное, наблюдательность, наблюдение, навык, навык грамматический, навык лексический, навык речевой, навык ритмико-интонационный, навык слухопроизносительный, навык фонетический, навыки общетрудовые, наглядная семантизация, наглядно-действенное мышление, наглядность, наглядность внешняя, наглядность внутренняя, наглядность графическая, наглядность динамическая, наглядность зрительная, наглядность мнемоническая, наглядность неязыковая, наглядность перцептивная, наглядность предметная, наглядность речевая, наглядность языковая, напряжённость, настойчивость, настроение, научение, невербальные средства общения, нейролингвистика, нейропсихология, немедленная память, необихевиоризм, неосознанная имитация, неосознанное, непосредственная память, непроизвольное внимание, непроизвольное запоминание, неречевые средства общения, неспособность, неязыковая наглядность, норма, нормы групповые, обобщение, обозначение, образная память, обратная связь, обучаемость, обучающее действие, общая психология, общение, общение вербальное, общение педагогическое, овладение языком интуитивное, онтогенез, опосредованное общение, органы речи, органы чувств, ориентировка, ориентировочная основа действия, осмысление, осмысленное запоминание, осмысливание, осознанная имитация, осознанно-имитативная речь, ошибочное действие, ощущение, ощущение момента артикуляции, память, память аффективная, память двигательная, память долговременная, память кратковременная, память мгновенная, память моторная, память немедленная, память непосредственная, память образная, память оперативная, память первичная, память постоянная, память сенсорная, память словесно-логическая, память слуховая, память смысловая, память эмоциональная, паралингвистика, паралингвистические средства, педагогическая психология, педагогическое общение, первичная память, первичные интеллектуальные способности, перенос, перенос речевых навыков, перцептивная наглядность, перцепция, побуждение, повторение, подкрепление, подражание, подсознательное, поза, познание, поиск, понимание, понятие, понятийные категории, поощрение, порождение речи, постоянная память, поступок, потребность, почерк, предметная наглядность, предметно-изобразительная наглядность, представление, припоминание, проверка и оценка знаний, навыков, умений, прогнозирование вероятностное, проговаривание, проговаривание внутреннее, произвольное внимание, произвольное запоминание, прочность запоминания, псевдопассивность концертная, психические способности, психоанализ, психограмма, психодиагностика, психодрама, психолингвистика, психологическая диагностика, психологические барьеры, психологический тест, психология, психология возрастная, психология воспитания, психология инженерная, психология личности, психология обучения, психология общая, психология педагогическая, психология социальная, психология труда, психология экспериментальная, психосемантика, психотерапевтический метод обучения, психотерапия, психофизиология, работоспособность, различение, распространённость, рассуждение, рационально-логический тип личности, реактивность, реакция, релаксация, релаксопедия, репродуктивные действия, репродукция, рефлекс, рефлекс безусловный, рефлекс игры, рефлекс подражания, рефлекс условный, рефлексия, рефлексия учителя, рефлексология, рефлексы саморазвития, рефлекторная теория психики, рецептивные навыки, рецепторы, рецепция, реципиент, речь внутренняя, самоанализ педагогический, самовнушение, самовоспитание, самодиктант, самоконтроль, самокоррекция, самонаблюдение, самообразование, самооценка, самореализация, самостоятельная работа, сеанс концертный, сенсорная адаптация, сенсорная память, сигнальные системы, словесно-логическая память, слуховая память, слуховой анализатор, слухопроизносительный навык, смысл, смысловая память, смысловое вероятностное прогнозирование, смысловой акцент, смысловой барьер, совместная деятельность, сознание, сознательность в обучении, соответствие, социальная психология, способ, способности, способности коммуникативные, способности организаторские, способности педагогические, способности психические, сравнение, средства воздействия суггестивные, стереотип динамический, стимул, стратегии овладения языком, стратегия, субституция, субъект, суггестивные средства воздействия, суггестия, суггестология, суггестопедия, сурдопедагогика, такт, талант, теория деятельности, теория контекстного обучения, теория обучения языку когнитивная, теория поэтапного формирования умственных действий, теория «проб и ошибок», теория психики рефлекторная, теория речевой деятельности, теория речевых актов, теория стадиальности развития речевых навыков и умений, толерантность, тревожность, тренинг, тренировка, тренировка аутогенная, умение, умозаключение, умственная активность, умственное действие, универсально-предметный код, упреждение, усвоение, условный рефлекс, установка, устойчивость навыка, учебная операция, учебное действие, учебные стратегии, учебные умения, учение, фрустрация, характер, хезитация, целостность восприятия, число миллера, чувство языка, шаг усвоения, шаговая процедура, эгоцентризм, экспериментальная психология, экстраверсия, экстраверт, экстралингвистические средства общения, экстралингвистический, эмоции, эмоциональная память, этапы формирования навыка, этнопсихология, юношеский возраст, я-концепция

Полезные сервисы

психологические помехи в канале связи

психологический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова психологический

Синонимы к слову психологический

Идиоматика

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ая, ое. psycologique adj.

1. Отн. к психологии (науке), связанный с нею. БАС-1. По общему психологическому закону, - при недостаточном развитии одних способностей души сила развития обращается на другие. Добролюбов Дерев. жизнь помещика.

2. Связанный с психологической деятельностью человека. БАС-1. Каждая биография, каждая повесть, каждый роман, каждое стихотворение представляют множество психологических фактов и наблюдений. Ушинский О пользе педагог. лит-ры. || Основанный на знании психологии человека; раскрывающий, показывающий внутренний мир. Она размышляла, что, увидя у себя старика.. я сдамся и предъявлю документ! Признаюсь - расчет был хитрый и умный, психологический. Дост. Подросток.

3. Созданный, построенный на углубленном изображении психологии героев. О литературном произведении. Психологический роман. Психологическая драма. БАС-1. Работы отца пользовались успехом у интеллигенции, они привлекали внимание отсутствием "фотографичности" в дурном смысле этого слова, это были психологические портреты. О. Грудцова Довольно. // Минувшее 19 19. - Лекс. САН 1847: психологи/ческий.

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

психологический // психологичный*

Паронимы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ // ПСИХОЛОГИЧНЫЙ*

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. 1. Относящийся к психологии, основанный на ней. 2. Созданный, построенный на углублённом изображении психологии героев.

Психологический: 1) ~ая сущность, направленность; ~ое наблюдение; ~ая точка зрения; ~ое явление, исследование, содержание; ~ая сторона чего-либо, глубина; 2) ~ая драма; ~ий роман; ~ая повесть; ~ий рассказ.

• — Ты счастлив, братец, и, согласно законам психологическим, тебе теперь не могут быть понятны страдания человека. Д. Григорович. Просёлочные дороги.

Особенной психологической глубины он [Брюллов] достигает редко. Г.Леонтьева. Карл Брюллов.

• У Марьи Михайловны [Блюменталь-Тамариной] прежде всего возникал пластический и звуковой образ роли. От него шла дальнейшая психологическая разработка. Н.Смирнова. Воспоминания.

ПСИХОЛОГИЧНЫЙ. Содержащий элементы психологизма, раскрывающий психологические явления.

Психологичн|ый: ~ая характеристика; ~ое действие; ~ый переход, намёк; ~ое высказывание, замечание.

• Её герои сделаны из мяса и костей, характеристики психологичны. П. Антокольский. Леся Украинка.

Примечание. В значении «раскрывающий психическую деятельность человека» слова психологический и психологичный продолжают оставаться синонимами: психологическая (психологичная) игра, характеристика.

Полезные сервисы

психологический барьер

Фразеологический словарь

Полезные сервисы

психологический журнал

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

психологический параллелизм

Гуманитарный словарь

ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ - один из устойчивых принципов орг-ции текста и поэтич. воплощения замысла в нар. поэзии, особенно в лирич. (обрядовой и необрядовой) песне. Суть его в том, что сюжет песни строится на последоват. сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. Первая, "природная" часть песни вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоционально-психол. фонсвоеобразный ключ) для второй, "человеч." части: лебедушка - невеста; сокол, ястреб - молодец, жених; утушка - замужняя женщина; кукушка - вдова, тоскующая женщина; переправа через реку - брак; плавание птиц по реке - встреча молодых; отлет - разлука и т. д. П. П. уходит своими корнями в сферу древних представлений, связ. с осознанием неразделимости природы и человека, с анимистич. восприятием природы, с непосредств. перенесением на ее предметы и явления ощущения и поведения людей. В процессе ист. эволюции фольклора П. П. развивался как худож. принцип, обогащаясь, усложняясь и, в частности, дополняясь др. формами параллелизма - ритмич., муз., звук.

Полезные сервисы

психологический прессинг

Синонимы к слову психологический прессинг

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психологический склад

Синонимы к слову психологический склад

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

психологический тест

Словарь народов и культуры

Методические термины

Полезные сервисы

психологическое консультирование

Словарь народов и культуры

Психологическое консультирование

(councelling), руководство в форме общения, а не к.-л. конкретной терапии. Консультанты могут предлагать возможные решения и предостерегать от потенциальных опасностей, но чаще помогают тем, кто к ним обращаются, находить собственные решения, пережить последствия физ. увечий, травматических шоков, разобраться в семейных неурядицах, преодолеть трудности в обучении детей, правильно выбрать профессию и т.д. К П.к. все чаще прибегают представители др., непсихолог., профессий - врачи, обществ. деятели, учителя. В вопросах брака консультант играет в опред. степени роль арбитра - пытается помочь супругам достичь компромисса; дает советы по вопросам карьеры, часто обращаясь к разл. психологическим тестам, позволяющим оценить способности клиента и его интересы. П.к. следует отличать от психотерапии, хотя возможно их взаимообогащение. П.к. порой более целенаправленно, а спектр тем, волнующих клиентов, гораздо шире.

Полезные сервисы

психологическое направление

Лингвистика

Психологи́ческое направле́ние

(лингвистический психологизм) в языкознании - совокупность течений, школ и

отдельных концепций, рассматривающих язык

как феномен психологического состояния и деятельности человека или

народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н.

по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования.

Существенно изменялась система взглядов на психологическую природу

языка. Поэтому можно говорить о ряде психологических направлений, школ и

концепций, объединённых характерными чертами: 1) общей оппозицией

логическим (см. Логическое

направление) и формальным школам в языкознании; 2) ориентацией

на психологию как методологическую базу;

3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и

употреблении.

П. н. возникло в недрах сравнительно-исторического языкознания в 50‑х гг.

19 в. под влиянием философии языка В. фон Гумбольдта (см. Гумбольдтианство) как реакция на

господствовавшие логические воззрения на сущность языка. Основатель

П. н. - Х. Штейнталь. В России его крупнейшим представителем был

А. А. Потебня (см. Харьковская

лингвистическая школа). Уже в первый период своего развития П. н.

отмежевалось от предшествовавшей логической школы: категории грамматики и логики столь же слабо соотнесены друг

с другом, как понятия круга и красного; логика общечеловечна и не может

вскрыть специфики языка данного народа (Штейнталь); логика - наука

гипотетическая, тогда как языкознание - генетическая, т. е.

исследующая «процесс сказывания», которым логика не интересуется;

«логика настолько формальная наука, что сравнительно с ней

формальность языкознания вещественна» (Потебня). Логике как

методологической основе предшествующего языкознания

противопоставлялась психология. Следуя Гумбольдту, Штейнталь видел в

языке выражение «духа народа» - народной психологии, тем самым

подчёркивалась социальная природа языка. Однако созданная к тому

времени психологическая наука (И. Ф. Гербарт) была индивидуалистической.

С целью создать социальную психологию («этнопсихологию») Штейнталь и

М. Лацарус основали «Журнал этнической психологии и языкознания»

(1860). Однако они руководствовались идеалистическими и наивными

представлениями об «этнопсихологии» как проявлении «симпатии» между

людьми. В начале 20 в. В. Вундтом была предпринята ещё одна попытка

создать науку о психологии народа как методологической основе

языкознания (этнопсихологию), но она как наука не состоялась. Вместе с

тем стремление опереться на социальную психологию способствовало

широкому взгляду на язык, пробуждению интереса к фольклору, мифологии,

обычаям народа, выраженным в пословицах, поговорках, загадках и других речевых формах,

воплощающих народную мудрость.

Оставаясь верным основному постулату Гумбольдта, П. н. рассматривало

язык как явление историческое и динамическое, вечно развивающееся, что

согласуется с назначением сравнительно-исторического метода. Стремясь

перенести психологические понятия и термины ассоциативной психологии на

язык, представители П. н. проявили внимание к речевым актам живого

языка, к внутренней стороне языка, к значению слова и предложения.

Наблюдения над живой речью, по их мнению, позволяют понять сущность и происхождение языка, ибо в речевых процессах мы

обнаруживаем «постоянное повторение первого акта создания языка»

(Потебня). Подходя к языку со стороны психологии говорящих, П. н.

подчёркивало теснейшую связь языка и мышления. Штейнталь утверждал, что

язык есть мышление. Но в отличие от предметного мышления, оперирующего

представлениями, языковое мышление опирается на внутреннюю форму языка,

т. е. на представления представлений (Штейнталь) или знак - отношение значения слова к значению

предшествующего слова (Потебня).

Придавая понятию «внутренняя форма» большое значение, представители

П. н. применяли его к истории языка. Штейнталь полагал, что в

доисторический период языки обладали богатейшей внутренней формой, а в

исторический период они её постепенно утрачивают. Для представителей

П. н. внутренняя форма есть следствие процессов образования слова.

Процессам образования языковых единиц они

уделяли большое внимание. Пытаясь психологически объяснить эти процессы,

они говорили о таких законах психологии, как ассимиляция, ассоциация,

апперцепция и др. Отсюда их интерес к синтаксису, его ведущее положение в

исследовательской практике. Так, формирование частей

речи рассматривалось на основе выделения членов

предложения. В отличие от сторонников логической школы, которые

видели в предложении результат объединения двух (или нескольких)

понятий, основатели П. н., напротив, усматривали в нём выражение

расчленения общего представления на его составные части (Вундт) с

последующим их синтезом (Потебня). Следует подчеркнуть, что в П. н.

впервые было обращено внимание на важность мысли Гумбольдта о

необходимости привлечения связного текста в лингвистических

исследованиях.

По ряду существенных вопросов русская школа П. н. расходилась с

немецкой. Так, Потебня подчёркивал специфические качества грамматики,

её формальные свойства. Штейнталь и Вундт большее внимание обращали на

психологическую сторону, стремясь обнаружить, скорее, язык в психологии,

чем психологию в языке. Основатели П. н. преувеличивали роль

психологических факторов в развитии языка, нередко отождествляли

психологические и грамматические категории.

Осознание слабых сторон П. н. этого периода привело в 70‑е гг. 19 в.

к формированию младограмматизма,

разделявшего идеи о психологической природе языка, исследовавшего

живые языки, но отвергавшего этнопсихологию как научную фикцию, считая

единственной реальностью, данной лингвисту, индивидуальный язык.

Поэтому младограмматики (лейпцигская школа) призывали изучать не

абстрактный язык, а говорящего человека. Единственной

методологической основой языкознания признавалась индивидуальная

психология, но сущность языка младограмматики не растворяли в

психологии, видя его физическую или физиологическую сторону, на

которую они опирались в своём учении о фонетических

законах. Идеи психологизма частично разделялись представителями казанской лингвистической школы, но их не

удовлетворяла односторонняя ориентация на индивидуальную психологию.

Они по-разному стремились подчеркнуть социальную сущность психологии

говорящих.

В 1‑й половине 20 в. на смену лингвистическому психологизму приходят

социологические и формальные направления, в первую очередь структурная лингвистика, сосредоточившая

внимание на статических аспектах и синхронном

срезе языка. Однако традиции психологического подхода к языку не

были утрачены: под влиянием новых идей как в психологии и философии, так

и в языкознании в разных странах возникают отдельные концепции,

ориентированные на психологические принципы анализа языка. Так, в

начале 20 в. А. Марти создал основанную на психологических началах

теорию универсальной грамматики. Возможность создания такой грамматики

он видел в том, что все языки выражают одно и то же психологическое

содержание и построены на единых основаниях, так как все люди,

независимо от языка, на котором они говорят, обладают общей

психофизической организацией. По мнению Марти, основная задача

лингвистики заключается в точном анализе и описании психических

функций и их содержания, получающих выражение в универсальных языковых

средствах. Предложенное Марти разграничение автосемантии

(самодостаточности компонентов языка) и синсемантии (семантической

их недостаточности) с последующей детализацией и привязкой к частям речи

и другим единицам не утратило своего значения до сих пор.

В 30-40‑х гг. 20 в. появилась эгоцентрическая концепция поля

К. Л. Бюлера. Выступая против «заношенного реквизита» традиционной

формальной грамматики, Бюлер предлагает обратиться к некоторым понятиям

современной ему психологии - понятию поля и ситуации. Он обнаруживает

в языке некоторые «поля» (например, указательное поле личных местоимений, местоименных

наречий и др.), которые ставятся говорящим в

соответствие коммуникативной ситуации.

В 40‑х гг. 20 в. разрабатывалась теория психологии языка (Ф. Кайнц,

Э. Рихтер и другие), направленная в основном на описание

психологических условий употребления языковых средств.

Психологической ориентации на язык в значительной степени

придерживался Л. В. Щерба, особенно в первый период своей деятельности;

его труды и предложенные им экспериментальные

методы объективно способствовали эффективности исследования не

только системы языка, но и речевой деятельности.

Качественно новым этапом развития П. н. в широком смысле становится

возникшая в начале 50‑х гг. 20 в. психолингвистика. Унаследовав наиболее сильные

стороны П. н. (рассмотрение языка в неразрывной связи с говорящим

человеком, учёт социальных факторов в формировании и

функционировании языка, подчёркивание динамической природы языка),

психолингвистика выдвинула качественно новые идеи - более широкий

предмет исследования, более глубокое понимание социальной природы

языка, разработка экспериментальной методики и др.

Развиваясь под воздействием психологии, лингвистической психологизм

оказывал и оказывает влияние на неогумбольдтианство, этнолингвистику, современную социолингвистику, социопсихолингвистику,

отчасти на современную порождающую (генеративную)

грамматику, где вопросы порождения нередко решаются с учётом

психологии (ср., например, работы У. Чейфа).

Потебня А. А., Мысль и язык, СПБ, 1862;

его же, Из записок по русской грамматике, т. 1 - Введение,

Воронеж, 1874;

Булич С. К., Очерк истории языкознания в России, т. 1, СПБ,

1904;

Шпехт Ф., «Индоевропейское» языкознание от младограмматиков

до первой мировой войны, в кн.: Общее и индоевропейское языкознание.

Обзор литературы, пер. с нем., М., 1956;

Леонтьев А. А., Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна

де Куртенэ, «Вопросы языкознания», 1959, № 6;

его же, Психолингвистика, Л., 1967;

Белодед А. И., Грамматическая концепция А. А. Потебни в

истории отечественного языкознания, М., 1977;

Мурзин Л. Н., Логическая и психологическая трактовка

синтаксических процессов. (Русское языкознание конца XVIII - начала

XX в.), Пермь. 1980;

Steinthal H., Grammatik, Logik und Psychologie,

ihre Prinzipien und ihr Verhältnis zueinander, B., 1855;

Bühler K., Sprachtheorie, Jena, 1934;

Marty A., Nachgelassene Schriften, I - Psyche und

Sprachstruktur, Bern, [1940];

Kainz F., Psychologie der Sprache, Bd 1-5,

Stuttg., 1941-69;

его же, Einführung in die

Sprachpsychologie, W., 1946;

Arens H., Sprachwissenschaft. Der Gang ihrer

Entwicklung von der Antike bis zur Gegenwart, Freiburg - München,

[1955];

Bumann W., Die Sprachtheorie Heymann Steinthals.

Dargestellt im Zusammenhang mit seiner Theorie der Geisteswissenschaft,

[Mainz], 1965.

Л. Н. Мурзин.

Полезные сервисы

психологическое напряжение

психологическое подлежащее

Переводоведческий словарь

Лингвистические термины

психологическое подлежащее (психологический субъект). Представление, являющееся первым по порядку возникновения в сознании и психологической значимости, независимо от грамматического его выражения. Летит птица (психологическое подлежащее - летит: при виде летящего в отдалении предмета, еще неразличимого, или при шуме над головой, природа которого пока не известна, у нас в сознании возникает представление о самом "полете", о чьем-то движении в воздухе; это представление и становится психологическим подлежащим, а когда летящий предмет опознается по своим очертаниям или по шуму от взмахов крыльев, возникает второе представление, которое становится психологическим сказуемым). В классе тишина (психологическое подлежащее - е классе:

сначала возникло представление класса, образующее часть психологического суждения; затем в сознании возникает второе представление, в каком-то отношении связанное с первым). см. психологическое сказуемое.

Полезные сервисы

психологическое сказуемое

Переводоведческий словарь

Лингвистические термины

Полезные сервисы

психологичность

Толковый словарь

ж.

отвлеч. сущ. по прил. психологичный 2.

Полезные сервисы

психологичный

Толковый словарь

Орфографический словарь

Полезные сервисы