ПСИХОЛОГИЗА́ЦИЯ -и; ж. Стремление к полному, глубокому описанию чувств и мыслей героев художественного произведения. П. русской прозы в девятнадцатом веке.
психологизировать
психологизм
Толковый словарь
I м.
Направление в социологии, сводящее закономерности общественной жизни к закономерностям индивидуальной или групповой психологии.
II м.
Склонность к углубленному изображению психических явлений, глубокому психологическому анализу.
Толковый словарь Ушакова
ПСИХОЛОГИ́ЗМ, психологизма, мн. нет, муж.
1. Направление в идеалистической философии, полагающее в основу всей философии психологию (филос.).
2. Склонность к углубленному изображению, отражению психических переживаний, к сложному и тонкому психологическому анализу (книжн.). Психологизм в искусстве.
Толковый словарь Ожегова
Энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИ́ЗМ -а; м.
1. Углублённое изображение психических, душевных переживаний. П. Достоевского. Роман проникнут глубоким психологизмом.
2. Методологический подход некоторых направлений зарубежной социологии, объясняющих социальные взаимоотношения на основе психологических свойств людей.
* * *
ПСИХОЛОГИЗМ - ПСИХОЛОГИ́ЗМ, в социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (Г. Тард (см. ТАРД Габриэль), Ч. Кули (см. КУЛИ Чарлз Хортон), Дж. Мид (см. МИД Джордж Герберт), неофрейдизм (см. НЕОФРЕЙДИЗМ), структурно-функциональная школа (см. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики (см. ПСИХИКА), анализа непосредственного взаимодействия людей.
Большой энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИЗМ - в социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (Г. Тард, Ч. Кули, Дж. Мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.
Академический словарь
-а, м.
1. Методологический подход, свойственный некоторым направлениям буржуазной социологии, объясняющим социальные взаимоотношения на основе психологических свойств людей.
2. Сосредоточение внимания на глубоком изображении психических, душевных переживаний, на тонком анализе психологии людей.
Психологизм в искусстве. Психологизм в литературе.
Орфографический словарь
Формы слов для слова психологизм
психологи́зм, психологи́змы, психологи́зма, психологи́змов, психологи́зму, психологи́змам, психологи́змом, психологи́змами, психологи́зме, психологи́змах
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Новый словарь иностранных слов
психологи́зм
- 1) направление в буржуазной социологии, сводящее закономерности общественной жизни к закономерностям индивидуальной, групповой психологии и поведения;
2) в логике - направление, согласно которому логика является частью психологии или зависит от психологии;
3) углубленное изображение психических, душевных переживаний человека в искусстве.
Большой словарь иностранных слов
психологизм
- разновидность субъективно-идеалистической философии; сводящая объективный мир к совокупности ощущений, а логику и теорию познания к личному внутреннему опыту.
Словарь галлицизмов русского языка
ПСИХОЛОГИЗМ а, м. psychologisme m. Углубленное изображение психических явлений, глубокий психологический анализ. БАС-1. Психологизм в искусстве. Психологизм в литературе. МАС-2. - Лекс. Гранат: психологизм; СИС 1937: психологи/зм.
Сканворды для слова психологизм
- В социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии, стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.
Полезные сервисы
психологист
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
Орфографический словарь
Формы слов для слова психологист
психологи́ст, психологи́сты, психологи́ста, психологи́стов, психологи́сту, психологи́стам, психологи́стом, психологи́стами, психологи́сте, психологи́стах
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Полезные сервисы
психологистический
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. психологизм I, психологист, связанный с ними
2. Свойственный психологизму [психологизм I], психологисту, характерный для них.
Толковый словарь Ушакова
ПСИХОЛОГИСТИ́ЧЕСКИЙ, психологистическая, психологистическое (книжн.). прил. к психологизм и к психологист, характеризующийся психологизмом.
Орфографический словарь
Формы слов для слова психологистический
психологисти́ческий, психологисти́ческая, психологисти́ческое, психологисти́ческие, психологисти́ческого, психологисти́ческой, психологисти́ческих, психологисти́ческому, психологисти́ческим, психологисти́ческую, психологисти́ческою, психологисти́ческими, психологисти́ческом, психологисти́ческ, психологисти́ческа, психологисти́ческо, психологисти́чески
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Полезные сервисы
психологическая лаборатория
психологическая школа
Энциклопедический словарь
Психологи́ческая шко́ла - в литературоведении (эстетике) (1870-е гг. - начало XX в.; В. Вундт, Э. Эннекен, Е. Henneguin, в России - А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения; 2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.
* * *
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА в литературоведении (эстетике) (1870-е гг. - нач. 20 в.; В. Вундт, Э. Эннекен; в России - А. А. Потебня), исследовала:
1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения;
2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.
Большой энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении (эстетике) (1870-е гг. - нач. 20 в.; В. Вундт - Э. Эннекен; в России - А. А. Потебня), исследовала: 1) психологию творчества, воспринимая душевный облик художника как определяющий источник и прообраз самого произведения;
2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.
Гуманитарный словарь
ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА - 1) В лит-ведении возникла во 2-й пол. 19 в. Ее истоки - культурно-ист. школа и психология: объяснение лит. явлений следует искать не только в среде, но прежде всего - в психол. складе писателей и народа. Рус. П. Ш. имеет основание в учении А. А. Потебни. Исходя из тезиса, что проблема "мысль и язык" д. б. рассмотрена как проблема происхождения и развития яз. и слова, а это в первую очередь изучение процесса "перевода" субъективных представлений человека в объективные при помощи слова, Потебня полагал, что изучение этого процесса возможно лишь в соединении методов сравнит.-ист. яз.-знания с методами психологии. Идеи Потебни развивали его ученики, группировавшиеся вокруг сб-ков "Вопросы философии и психологии" (1889-1918): Л. Овсянико-Куликовский, А. Горнфельд, В. Харциев, Т. Райнов и др.
2) В этнографии (этнопсихологическая школа, психологическая антропология, "культура-личность") - междисциплинарное направление, возникшее в 1930-х гг. в амер. культурной антропологии в целях изучения особенностей психич. склада и поведения людей, обусловл. их нац. принадлежностью или этнич. общностью, в т. ч. природу, закономерности формирования и функции нац. самосознания и этнических стереотипов. Последователи П. Ш. пытались объяснить этнические различия и динамику этнокультурных систем либо с позиций культурного детерминизма школы Ф. Боаса, считавшего, что характер индивида формируется исключительно в результате воспитания (Р. Бенедикт, М. Мид), либо с помощью неофрейдистской теории базовой (модальной) личности, выводившей свойства нац. характера из т. н. базовой (осн.) личности, к-рая ассоциировалась с типичными для данного этноса способами социализации детей (А. Кардинер, Р. Линтон, Э. Сэпир, И. Халлоуэл). П. Ш. внесла существ. вклад в сравнит. иссл. этнич. особенностей психофизиологии, памяти, эмоций, речи, в иссл. этнич. особенностей социализации детей (и прежде всего в плане психосекс. развития ребенка), ритуализации и символизации невербальных способов коммуникации. Вместе с тем для П. Ш. характерна абсолютизация индивидуально-личностных аспектов этнической психологии, игнорирование различий между индивид. и обществ. сознанием и недооценка соц.-экон. факторов развития этносоц. систем. Кроме того, наблюдается абсолютизация межкультурных и недооценка внутрикультурных различий между индивидами. В 1950 П. Ш. испытала серьезное влияние со стороны бихевиоризма (теория научения). В наст. время П. Ш. ориентируется на комплексное изучение детства в условиях разл. культур и расширяет этноэтологич. иссл., проявляя интерес к применению принципов культурно-ист. школы Л. С. Выготского.
Лит.: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Велик А. А. Психологическое направление в этнологии США: От исследования "культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989; Велик А. А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.
Полезные сервисы
психологическая школа права
Энциклопедический словарь
Психологи́ческая шко́ла пра́ва - направление в науке права, сложившееся в конце XIX - начале XX вв. Представители Психологической школы права объясняли возникновение и действие права психологией личности (группы лиц). Рассматривали право как продукт психологических установок, переживаний, инстинктов. Крупнейший представитель - Л. И. Петражицкий.
* * *
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА ПРА́ВА, направление в науке права, сложившееся в кон. 19 - нач. 20 вв. Представители психологической школы права объясняли возникновение и действие права психологией личности (группы лиц). Рассматривали право как продукт психологических установок, переживаний, инстинктов. Крупнейший представитель - Л. И. Петражицкий.
Большой энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - направление в науке права, сложившееся в кон. 19 - нач. 20 вв. Представители психологической школы права объясняли возникновение и действие права психологией личности (группы лиц). Рассматривали право как продукт психологических установок, переживаний, инстинктов. Крупнейший представитель - Л. И. Петражицкий.
Полезные сервисы
психологически
Толковый словарь
нареч. качеств.-обстоят.
1. С точки зрения психологии как совокупности психических процессов в условиях определенных видов деятельности, определенного состояния.
отт. В соответствии с законами и принципами психологии.
2. В соответствии с законами и принципами психологии как научной дисциплины, изучающей процессы и закономерности психической деятельности.
отт. В соответствии с законами и принципами психологии.
Академический словарь
нареч.
Со стороны психологии.
- Мы однажды разговаривали о его школьных делах, и он психологически разобрал весь свой класс. Каверин, Косой дождь.
- Ну, что ж, - сказал я, - раз это психологически правдоподобная ситуация, то придется ехать. Симонов, Записки молодого человека.
Орфографический словарь
Полезные сервисы
психологически напряжённый
Слитно. Раздельно. Через дефис
Синонимы к слову психологически напряжённый
Полезные сервисы
психологически устойчивый
Синонимы к слову психологически устойчивый
Полезные сервисы
психологические барьеры
Методические термины
ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЕ БАРЬЕ́РЫ.
Специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения. Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций. Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством неудовлетворенности, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины. Различают барьеры общения (коммуникативные барьеры) и барьеры смысловые. Иногда выделяют межкультурные барьеры, связанные с проблемами межкультурного непонимания. Коммуникативные барьеры связаны также с недостаточным развитием коммуникативной компетенции. Одной из задач обучения общению на иностранном языке является снятие психологических и коммуникативных барьеров в общении.
Полезные сервисы
психологические основы методики
Методические термины
абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация, активизация процесса обучения, активизация резервных возможностей обучаемого, активность, актуализация, алгоритм, алексия, альтруизм, анализ, анализатор, аналогия, антисуггестивные барьеры, антиципация, апперцепция, аргументация, ассимиляция, ассоциат, ассоциативная психология, ассоциативный эксперимент, ассоциация, аутогенная тренировка, аффект, аффект неадекватности, аффектация, аффективная память, аффилиация, барьер смысловой, барьеры общения, барьеры психологические, безусловный рефлекс, бессознательное, бессознательный контроль, билингв, билингвизм, бионика, бихевиоризм, брейнсторминг, вербальное мышление, вероятностное прогнозирование, взаимопонимание, виды памяти, визуализация, визуальная грамотность, внешняя активность, внешняя наглядность, внешняя речь, внимание, внимание непроизвольное, внимание произвольное, внутреннее программирование, внутренняя активность, внутренняя наглядность, внутренняя речь, внушаемость, внушение, возрастная психология, воля, воспоминание, восприятие, воспроизведение, высшая нервная деятельность, высшие психические функции, гиперактивность, гипермнезия, гипнопедия, глобальное понимание, глубинное представление, графологический анализ, гуманистическая психология, дактилология, двигательная память, двигательный навык, двуплановость поведения, дедукция, действие, действие ошибочное, детальное понимание, детская психология, дефиниция, деятельностный подход в психологии, деятельность, деятельность речевая, деятельность совместная, деятельность учебная, динамическая наглядность, динамический стереотип, дисграфия, дискурсивное мышление, дифференциальная психология, догадка языковая, долговременная память, дошкольный возраст, жест, забывание, задатки, запоминание, знание, зрительное восприятие, идентификация, имитация неосознанная, имитация осознанная, импринтинг, индивидуально-психологические различия, индивидуальный стиль деятельности, индукция, инженерная психология, инициативность, инициативность, интеллект, интенция, интеракция, интерес, интериоризация, интериоризация речи, интериоризация слова, интроверсия, интроверт, интуитивное овладение языком, интуитивно-чувственный тип личности, интуиция, инфантилизация, клише, когнитивная психология, когнитивные стратегии, когнитивный стиль, код универсально-предметный, кодирование, коммуникабельность, коммуникант, коммуникативная интенция, коммуникативные потребности, коммуникативные способности, коммуникативный успех, коммуникация, контекстуальная догадка, концертная псевдопассивность, концертный сеанс, коэффициент интеллектуальной одаренности, коэффициент стабильности, кратковременная память, критическое понимание, личность, мгновенная память, медиация, межличностные отношения, механизм билингвизма, механизм вероятностного прогнозирования, механизм контроля, механизм речевой, механизм эквивалентных замен, миллера число, мимика, мировоззрение, младший школьный возраст, мнемическая деятельность, мнемоника, мнемоническая деятельность, мнемоническая наглядность, модальность, моделирование, модель, модель речевой коммуникации, мозговой штурм, мотив, мотивация, моторная память, моторный, мышление, мышление вербальное, мышление дискурсивное, мышление наглядно-действенное, наблюдательность, наблюдение, навык, навык грамматический, навык лексический, навык речевой, навык ритмико-интонационный, навык слухопроизносительный, навык фонетический, навыки общетрудовые, наглядная семантизация, наглядно-действенное мышление, наглядность, наглядность внешняя, наглядность внутренняя, наглядность графическая, наглядность динамическая, наглядность зрительная, наглядность мнемоническая, наглядность неязыковая, наглядность перцептивная, наглядность предметная, наглядность речевая, наглядность языковая, напряжённость, настойчивость, настроение, научение, невербальные средства общения, нейролингвистика, нейропсихология, немедленная память, необихевиоризм, неосознанная имитация, неосознанное, непосредственная память, непроизвольное внимание, непроизвольное запоминание, неречевые средства общения, неспособность, неязыковая наглядность, норма, нормы групповые, обобщение, обозначение, образная память, обратная связь, обучаемость, обучающее действие, общая психология, общение, общение вербальное, общение педагогическое, овладение языком интуитивное, онтогенез, опосредованное общение, органы речи, органы чувств, ориентировка, ориентировочная основа действия, осмысление, осмысленное запоминание, осмысливание, осознанная имитация, осознанно-имитативная речь, ошибочное действие, ощущение, ощущение момента артикуляции, память, память аффективная, память двигательная, память долговременная, память кратковременная, память мгновенная, память моторная, память немедленная, память непосредственная, память образная, память оперативная, память первичная, память постоянная, память сенсорная, память словесно-логическая, память слуховая, память смысловая, память эмоциональная, паралингвистика, паралингвистические средства, педагогическая психология, педагогическое общение, первичная память, первичные интеллектуальные способности, перенос, перенос речевых навыков, перцептивная наглядность, перцепция, побуждение, повторение, подкрепление, подражание, подсознательное, поза, познание, поиск, понимание, понятие, понятийные категории, поощрение, порождение речи, постоянная память, поступок, потребность, почерк, предметная наглядность, предметно-изобразительная наглядность, представление, припоминание, проверка и оценка знаний, навыков, умений, прогнозирование вероятностное, проговаривание, проговаривание внутреннее, произвольное внимание, произвольное запоминание, прочность запоминания, псевдопассивность концертная, психические способности, психоанализ, психограмма, психодиагностика, психодрама, психолингвистика, психологическая диагностика, психологические барьеры, психологический тест, психология, психология возрастная, психология воспитания, психология инженерная, психология личности, психология обучения, психология общая, психология педагогическая, психология социальная, психология труда, психология экспериментальная, психосемантика, психотерапевтический метод обучения, психотерапия, психофизиология, работоспособность, различение, распространённость, рассуждение, рационально-логический тип личности, реактивность, реакция, релаксация, релаксопедия, репродуктивные действия, репродукция, рефлекс, рефлекс безусловный, рефлекс игры, рефлекс подражания, рефлекс условный, рефлексия, рефлексия учителя, рефлексология, рефлексы саморазвития, рефлекторная теория психики, рецептивные навыки, рецепторы, рецепция, реципиент, речь внутренняя, самоанализ педагогический, самовнушение, самовоспитание, самодиктант, самоконтроль, самокоррекция, самонаблюдение, самообразование, самооценка, самореализация, самостоятельная работа, сеанс концертный, сенсорная адаптация, сенсорная память, сигнальные системы, словесно-логическая память, слуховая память, слуховой анализатор, слухопроизносительный навык, смысл, смысловая память, смысловое вероятностное прогнозирование, смысловой акцент, смысловой барьер, совместная деятельность, сознание, сознательность в обучении, соответствие, социальная психология, способ, способности, способности коммуникативные, способности организаторские, способности педагогические, способности психические, сравнение, средства воздействия суггестивные, стереотип динамический, стимул, стратегии овладения языком, стратегия, субституция, субъект, суггестивные средства воздействия, суггестия, суггестология, суггестопедия, сурдопедагогика, такт, талант, теория деятельности, теория контекстного обучения, теория обучения языку когнитивная, теория поэтапного формирования умственных действий, теория «проб и ошибок», теория психики рефлекторная, теория речевой деятельности, теория речевых актов, теория стадиальности развития речевых навыков и умений, толерантность, тревожность, тренинг, тренировка, тренировка аутогенная, умение, умозаключение, умственная активность, умственное действие, универсально-предметный код, упреждение, усвоение, условный рефлекс, установка, устойчивость навыка, учебная операция, учебное действие, учебные стратегии, учебные умения, учение, фрустрация, характер, хезитация, целостность восприятия, число миллера, чувство языка, шаг усвоения, шаговая процедура, эгоцентризм, экспериментальная психология, экстраверсия, экстраверт, экстралингвистические средства общения, экстралингвистический, эмоции, эмоциональная память, этапы формирования навыка, этнопсихология, юношеский возраст, я-концепция
Полезные сервисы
психологические помехи в канале связи
психологический
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. психология, связанный с ним
2. Свойственный психологии, характерный для нее.
3. Связанный с психической деятельностью человека.
отт. Основанный на знании психологии человека.
отт. Раскрывающий, показывающий внутренний мир.
4. Построенный на углубленном изображении психологии героев (о литературном произведении).
Толковый словарь Ушакова
ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, психологическая, психологическое (книжн.).
1. прил. к психология. Психологический закон. Психологическое наблюдение. Интересное с психологической точки зрения явление. Это психологически (нареч.) понятное явление.
2. Такой, сюжет которого построен на углубленном изображении психологии героев (лит.). Психологический роман. Психологическая драма.
Толковый словарь Ожегова
Академический словарь
-ая, -ое.
1. прил. к психология.
- Ты счастлив, братец, и, согласно законам психологическим, тебе теперь не могут быть понятны страдания человека. Григорович, Проселочные дороги.
Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту. Чернышевский, Детство и отрочество. Военные рассказы. Соч. Л. Н. Толстого.
Крушение мотора нанесло мне жесточайшую психологическую травму. Бек, Талант.
2. Построенный на углубленном показе психологии изображаемых персонажей.
Психологический роман. Психологическая драма.
◊
Психологические роли прежде всего требуют внутренней сосредоточенности. Н. Черкасов, Записки советского актера.
Орфографический словарь
Формы слов для слова психологический
психологи́ческий, психологи́ческая, психологи́ческое, психологи́ческие, психологи́ческого, психологи́ческой, психологи́ческих, психологи́ческому, психологи́ческим, психологи́ческую, психологи́ческою, психологи́ческими, психологи́ческом, психологи́ческ, психологи́ческа, психологи́ческо, психологи́чески
Синонимы к слову психологический
прил., кол-во синонимов: 10
духовный (40)
душевный (34)
консциентальный (1)
психиатрический (1)
психический (19)
психологичный (1)
тимологический (1)
Идиоматика
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ая, ое. psycologique adj.
1. Отн. к психологии (науке), связанный с нею. БАС-1. По общему психологическому закону, - при недостаточном развитии одних способностей души сила развития обращается на другие. Добролюбов Дерев. жизнь помещика.
2. Связанный с психологической деятельностью человека. БАС-1. Каждая биография, каждая повесть, каждый роман, каждое стихотворение представляют множество психологических фактов и наблюдений. Ушинский О пользе педагог. лит-ры. || Основанный на знании психологии человека; раскрывающий, показывающий внутренний мир. Она размышляла, что, увидя у себя старика.. я сдамся и предъявлю документ! Признаюсь - расчет был хитрый и умный, психологический. Дост. Подросток.
3. Созданный, построенный на углубленном изображении психологии героев. О литературном произведении. Психологический роман. Психологическая драма. БАС-1. Работы отца пользовались успехом у интеллигенции, они привлекали внимание отсутствием "фотографичности" в дурном смысле этого слова, это были психологические портреты. О. Грудцова Довольно. // Минувшее 19 19. - Лекс. САН 1847: психологи/ческий.
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
психологический // психологичный*
Паронимы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ // ПСИХОЛОГИЧНЫЙ*
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. 1. Относящийся к психологии, основанный на ней. 2. Созданный, построенный на углублённом изображении психологии героев.
Психологический: 1) ~ая сущность, направленность; ~ое наблюдение; ~ая точка зрения; ~ое явление, исследование, содержание; ~ая сторона чего-либо, глубина; 2) ~ая драма; ~ий роман; ~ая повесть; ~ий рассказ.
• — Ты счастлив, братец, и, согласно законам психологическим, тебе теперь не могут быть понятны страдания человека. Д. Григорович. Просёлочные дороги.
• Особенной психологической глубины он [Брюллов] достигает редко. Г.Леонтьева. Карл Брюллов.
• У Марьи Михайловны [Блюменталь-Тамариной] прежде всего возникал пластический и звуковой образ роли. От него шла дальнейшая психологическая разработка. Н.Смирнова. Воспоминания.
ПСИХОЛОГИЧНЫЙ. Содержащий элементы психологизма, раскрывающий психологические явления.
Психологичн|ый: ~ая характеристика; ~ое действие; ~ый переход, намёк; ~ое высказывание, замечание.
• Её герои сделаны из мяса и костей, характеристики психологичны. П. Антокольский. Леся Украинка.
Примечание. В значении «раскрывающий психическую деятельность человека» слова психологический и психологичный продолжают оставаться синонимами: психологическая (психологичная) игра, характеристика.
Полезные сервисы
психологический барьер
Фразеологический словарь
Нов. Чувство нерешительности, скованности, вызванное необходимостью освоить что-то новое, неизвестное, преодолеть трудность, сложность в чём-либо.
Тем не менее с кого-то надо было начинать полёты с новой бомбовой нагрузкой. И ничего - стали летать, как и до того летали. Когда же психологический барьер был снят, весь полк утяжелил свой боекомплект. Наши удары по врагу стали ещё весомей (И. Постыго. Дни и ночи войны).
Полезные сервисы
психологический журнал
Энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ - «ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ЖУРНА́Л», научный журнал Института психологии АН СССР, с 1980, Москва, 6 раз в год.
-----------------------------------
«Психологи́ческий журна́л» - научный журнал РАН, с 1980, Москва. Учредитель (1998) - Институт психологии РАН. 6 номеров в год.
Большой энциклопедический словарь
"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ" - научный журнал Института психологии АН СССР, с 1980, Москва, 6 раз в год.
Полезные сервисы
психологический параллелизм
Гуманитарный словарь
ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ - один из устойчивых принципов орг-ции текста и поэтич. воплощения замысла в нар. поэзии, особенно в лирич. (обрядовой и необрядовой) песне. Суть его в том, что сюжет песни строится на последоват. сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. Первая, "природная" часть песни вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоционально-психол. фон (и своеобразный ключ) для второй, "человеч." части: лебедушка - невеста; сокол, ястреб - молодец, жених; утушка - замужняя женщина; кукушка - вдова, тоскующая женщина; переправа через реку - брак; плавание птиц по реке - встреча молодых; отлет - разлука и т. д. П. П. уходит своими корнями в сферу древних представлений, связ. с осознанием неразделимости природы и человека, с анимистич. восприятием природы, с непосредств. перенесением на ее предметы и явления ощущения и поведения людей. В процессе ист. эволюции фольклора П. П. развивался как худож. принцип, обогащаясь, усложняясь и, в частности, дополняясь др. формами параллелизма - ритмич., муз., звук.
Полезные сервисы
психологический тест
Словарь народов и культуры
Психологический тест
(psychological test), тест с целью установления или квалификации индивидуальных способностей человека. Существует множество тестов, выявляющих достоинства, таланты и особенности личности, а также более сложные - когнитивные (когнитивная психология), основанные на разном восприятии и оценке идентичной информации. Тест должен быть надежным и обоснованным. Он надежен, если свободен от элемента случайности, напр., когда разные тесты или версии одного теста дают при опросе одинаковый рез-т. Он обоснован, если соизмерим с тем, на что нацелен. Так, тест на интеллект надежен, если соответствует принятым критериям интеллекта, напр., уровню школьной успеваемости. Личностный тест на экстравертность обоснован, если его критерии соответствуют людям опред. обществ, поведения.
Методические термины
ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ТЕСТ.
Стандартизированное тестирование, направленное на установление количественных и качественных характеристик индивидуальных психологических различий (особенностей).
Полезные сервисы
психологическое консультирование
Словарь народов и культуры
Психологическое консультирование
(councelling), руководство в форме общения, а не к.-л. конкретной терапии. Консультанты могут предлагать возможные решения и предостерегать от потенциальных опасностей, но чаще помогают тем, кто к ним обращаются, находить собственные решения, пережить последствия физ. увечий, травматических шоков, разобраться в семейных неурядицах, преодолеть трудности в обучении детей, правильно выбрать профессию и т.д. К П.к. все чаще прибегают представители др., непсихолог., профессий - врачи, обществ. деятели, учителя. В вопросах брака консультант играет в опред. степени роль арбитра - пытается помочь супругам достичь компромисса; дает советы по вопросам карьеры, часто обращаясь к разл. психологическим тестам, позволяющим оценить способности клиента и его интересы. П.к. следует отличать от психотерапии, хотя возможно их взаимообогащение. П.к. порой более целенаправленно, а спектр тем, волнующих клиентов, гораздо шире.
Полезные сервисы
психологическое направление
Лингвистика
Психологи́ческое направле́ние
(лингвистический психологизм) в языкознании - совокупность течений, школ и
отдельных концепций, рассматривающих язык
как феномен психологического состояния и деятельности человека или
народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н.
по-разному трактовали исходные понятия, предмет и задачи исследования.
Существенно изменялась система взглядов на психологическую природу
языка. Поэтому можно говорить о ряде психологических направлений, школ и
концепций, объединённых характерными чертами: 1) общей оппозицией
логическим (см. Логическое
направление) и формальным школам в языкознании; 2) ориентацией
на психологию как методологическую базу;
3) стремлением исследовать язык в его реальном функционировании и
употреблении.
П. н. возникло в недрах сравнительно-исторического языкознания в 50‑х гг.
19 в. под влиянием философии языка В. фон Гумбольдта (см. Гумбольдтианство) как реакция на
господствовавшие логические воззрения на сущность языка. Основатель
П. н. - Х. Штейнталь. В России его крупнейшим представителем был
А. А. Потебня (см. Харьковская
лингвистическая школа). Уже в первый период своего развития П. н.
отмежевалось от предшествовавшей логической школы: категории грамматики и логики столь же слабо соотнесены друг
с другом, как понятия круга и красного; логика общечеловечна и не может
вскрыть специфики языка данного народа (Штейнталь); логика - наука
гипотетическая, тогда как языкознание - генетическая, т. е.
исследующая «процесс сказывания», которым логика не интересуется;
«логика настолько формальная наука, что сравнительно с ней
формальность языкознания вещественна» (Потебня). Логике как
методологической основе предшествующего языкознания
противопоставлялась психология. Следуя Гумбольдту, Штейнталь видел в
языке выражение «духа народа» - народной психологии, тем самым
подчёркивалась социальная природа языка. Однако созданная к тому
времени психологическая наука (И. Ф. Гербарт) была индивидуалистической.
С целью создать социальную психологию («этнопсихологию») Штейнталь и
М. Лацарус основали «Журнал этнической психологии и языкознания»
(1860). Однако они руководствовались идеалистическими и наивными
представлениями об «этнопсихологии» как проявлении «симпатии» между
людьми. В начале 20 в. В. Вундтом была предпринята ещё одна попытка
создать науку о психологии народа как методологической основе
языкознания (этнопсихологию), но она как наука не состоялась. Вместе с
тем стремление опереться на социальную психологию способствовало
широкому взгляду на язык, пробуждению интереса к фольклору, мифологии,
обычаям народа, выраженным в пословицах, поговорках, загадках и других речевых формах,
воплощающих народную мудрость.
Оставаясь верным основному постулату Гумбольдта, П. н. рассматривало
язык как явление историческое и динамическое, вечно развивающееся, что
согласуется с назначением сравнительно-исторического метода. Стремясь
перенести психологические понятия и термины ассоциативной психологии на
язык, представители П. н. проявили внимание к речевым актам живого
языка, к внутренней стороне языка, к значению слова и предложения.
Наблюдения над живой речью, по их мнению, позволяют понять сущность и происхождение языка, ибо в речевых процессах мы
обнаруживаем «постоянное повторение первого акта создания языка»
(Потебня). Подходя к языку со стороны психологии говорящих, П. н.
подчёркивало теснейшую связь языка и мышления. Штейнталь утверждал, что
язык есть мышление. Но в отличие от предметного мышления, оперирующего
представлениями, языковое мышление опирается на внутреннюю форму языка,
т. е. на представления представлений (Штейнталь) или знак - отношение значения слова к значению
предшествующего слова (Потебня).
Придавая понятию «внутренняя форма» большое значение, представители
П. н. применяли его к истории языка. Штейнталь полагал, что в
доисторический период языки обладали богатейшей внутренней формой, а в
исторический период они её постепенно утрачивают. Для представителей
П. н. внутренняя форма есть следствие процессов образования слова.
Процессам образования языковых единиц они
уделяли большое внимание. Пытаясь психологически объяснить эти процессы,
они говорили о таких законах психологии, как ассимиляция, ассоциация,
апперцепция и др. Отсюда их интерес к синтаксису, его ведущее положение в
исследовательской практике. Так, формирование частей
речи рассматривалось на основе выделения членов
предложения. В отличие от сторонников логической школы, которые
видели в предложении результат объединения двух (или нескольких)
понятий, основатели П. н., напротив, усматривали в нём выражение
расчленения общего представления на его составные части (Вундт) с
последующим их синтезом (Потебня). Следует подчеркнуть, что в П. н.
впервые было обращено внимание на важность мысли Гумбольдта о
необходимости привлечения связного текста в лингвистических
исследованиях.
По ряду существенных вопросов русская школа П. н. расходилась с
немецкой. Так, Потебня подчёркивал специфические качества грамматики,
её формальные свойства. Штейнталь и Вундт большее внимание обращали на
психологическую сторону, стремясь обнаружить, скорее, язык в психологии,
чем психологию в языке. Основатели П. н. преувеличивали роль
психологических факторов в развитии языка, нередко отождествляли
психологические и грамматические категории.
Осознание слабых сторон П. н. этого периода привело в 70‑е гг. 19 в.
к формированию младограмматизма,
разделявшего идеи о психологической природе языка, исследовавшего
живые языки, но отвергавшего этнопсихологию как научную фикцию, считая
единственной реальностью, данной лингвисту, индивидуальный язык.
Поэтому младограмматики (лейпцигская школа) призывали изучать не
абстрактный язык, а говорящего человека. Единственной
методологической основой языкознания признавалась индивидуальная
психология, но сущность языка младограмматики не растворяли в
психологии, видя его физическую или физиологическую сторону, на
которую они опирались в своём учении о фонетических
законах. Идеи психологизма частично разделялись представителями казанской лингвистической школы, но их не
удовлетворяла односторонняя ориентация на индивидуальную психологию.
Они по-разному стремились подчеркнуть социальную сущность психологии
говорящих.
В 1‑й половине 20 в. на смену лингвистическому психологизму приходят
социологические и формальные направления, в первую очередь структурная лингвистика, сосредоточившая
внимание на статических аспектах и синхронном
срезе языка. Однако традиции психологического подхода к языку не
были утрачены: под влиянием новых идей как в психологии и философии, так
и в языкознании в разных странах возникают отдельные концепции,
ориентированные на психологические принципы анализа языка. Так, в
начале 20 в. А. Марти создал основанную на психологических началах
теорию универсальной грамматики. Возможность создания такой грамматики
он видел в том, что все языки выражают одно и то же психологическое
содержание и построены на единых основаниях, так как все люди,
независимо от языка, на котором они говорят, обладают общей
психофизической организацией. По мнению Марти, основная задача
лингвистики заключается в точном анализе и описании психических
функций и их содержания, получающих выражение в универсальных языковых
средствах. Предложенное Марти разграничение автосемантии
(самодостаточности компонентов языка) и синсемантии (семантической
их недостаточности) с последующей детализацией и привязкой к частям речи
и другим единицам не утратило своего значения до сих пор.
В 30-40‑х гг. 20 в. появилась эгоцентрическая концепция поля
К. Л. Бюлера. Выступая против «заношенного реквизита» традиционной
формальной грамматики, Бюлер предлагает обратиться к некоторым понятиям
современной ему психологии - понятию поля и ситуации. Он обнаруживает
в языке некоторые «поля» (например, указательное поле личных местоимений, местоименных
наречий и др.), которые ставятся говорящим в
соответствие коммуникативной ситуации.
В 40‑х гг. 20 в. разрабатывалась теория психологии языка (Ф. Кайнц,
Э. Рихтер и другие), направленная в основном на описание
психологических условий употребления языковых средств.
Психологической ориентации на язык в значительной степени
придерживался Л. В. Щерба, особенно в первый период своей деятельности;
его труды и предложенные им экспериментальные
методы объективно способствовали эффективности исследования не
только системы языка, но и речевой деятельности.
Качественно новым этапом развития П. н. в широком смысле становится
возникшая в начале 50‑х гг. 20 в. психолингвистика. Унаследовав наиболее сильные
стороны П. н. (рассмотрение языка в неразрывной связи с говорящим
человеком, учёт социальных факторов в формировании и
функционировании языка, подчёркивание динамической природы языка),
психолингвистика выдвинула качественно новые идеи - более широкий
предмет исследования, более глубокое понимание социальной природы
языка, разработка экспериментальной методики и др.
Развиваясь под воздействием психологии, лингвистической психологизм
оказывал и оказывает влияние на неогумбольдтианство, этнолингвистику, современную социолингвистику, социопсихолингвистику,
отчасти на современную порождающую (генеративную)
грамматику, где вопросы порождения нередко решаются с учётом
психологии (ср., например, работы У. Чейфа).
Потебня А. А., Мысль и язык, СПБ, 1862;
его же, Из записок по русской грамматике, т. 1 - Введение,
Воронеж, 1874;
Булич С. К., Очерк истории языкознания в России, т. 1, СПБ,
1904;
Шпехт Ф., «Индоевропейское» языкознание от младограмматиков
до первой мировой войны, в кн.: Общее и индоевропейское языкознание.
Обзор литературы, пер. с нем., М., 1956;
Леонтьев А. А., Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна
де Куртенэ, «Вопросы языкознания», 1959, № 6;
его же, Психолингвистика, Л., 1967;
Белодед А. И., Грамматическая концепция А. А. Потебни в
истории отечественного языкознания, М., 1977;
Мурзин Л. Н., Логическая и психологическая трактовка
синтаксических процессов. (Русское языкознание конца XVIII - начала
XX в.), Пермь. 1980;
Steinthal H., Grammatik, Logik und Psychologie,
ihre Prinzipien und ihr Verhältnis zueinander, B., 1855;
Bühler K., Sprachtheorie, Jena, 1934;
Marty A., Nachgelassene Schriften, I - Psyche und
Sprachstruktur, Bern, [1940];
Kainz F., Psychologie der Sprache, Bd 1-5,
Stuttg., 1941-69;
его же, Einführung in die
Sprachpsychologie, W., 1946;
Arens H., Sprachwissenschaft. Der Gang ihrer
Entwicklung von der Antike bis zur Gegenwart, Freiburg - München,
[1955];
Bumann W., Die Sprachtheorie Heymann Steinthals.
Dargestellt im Zusammenhang mit seiner Theorie der Geisteswissenschaft,
[Mainz], 1965.
Л. Н. Мурзин.
Полезные сервисы
психологическое напряжение
Евразийская мудрость от А до Я.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ -
усилие духа. Это усилие зависит от природы нашей деятельности, от уровня нашего умственного развит. «Действие» требует меньше напряжения, чем ситуация, когда мы «действуем и говорим одновременно». Интеллектуальный поиск, научное или философское творчество предполагают высокую степень напряжения.
Полезные сервисы
психологическое подлежащее
Переводоведческий словарь
психологическое подлежащее - представление, являющееся первым по порядку возникновения в сознании и психологической значимости (весомости).
Лингвистические термины
психологическое подлежащее (психологический субъект). Представление, являющееся первым по порядку возникновения в сознании и психологической значимости, независимо от грамматического его выражения. Летит птица (психологическое подлежащее - летит: при виде летящего в отдалении предмета, еще неразличимого, или при шуме над головой, природа которого пока не известна, у нас в сознании возникает представление о самом "полете", о чьем-то движении в воздухе; это представление и становится психологическим подлежащим, а когда летящий предмет опознается по своим очертаниям или по шуму от взмахов крыльев, возникает второе представление, которое становится психологическим сказуемым). В классе тишина (психологическое подлежащее - е классе:
сначала возникло представление класса, образующее часть психологического суждения; затем в сознании возникает второе представление, в каком-то отношении связанное с первым). см. психологическое сказуемое.
Полезные сервисы
психологическое сказуемое
Переводоведческий словарь
психологическое сказуемое - представление, являющееся вторым по порядку возникновения в сознании и отличающееся от его противочлена, психологического подлежащего, только порядком расположения, безотносительно к тому, какой частью речи (словосочетанием) то и другое выражено.
Лингвистические термины
психологическое сказуемое (психологический предикат). Представление, являющееся вторым по порядку возникновения в сознании, независимо от грамматического его выражения. Птица летит (психологическое сказуемое - летит, так как оно соотносится с возникшим до этого представлением "птица"). Летит птица (психологическое сказуемое - птица, так как оно соотносится с имеющимся уже представлением "летит": "то, что летит (летящий предмет), есть птица"), см. психологическое подлежащее.