Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

руссо

Грамматический словарь

Руссо́ ф. 0

Словарь галлицизмов русского языка

РУССО, РУСО.. В составе сложного слова - русский. Если б государь имел власть раздавать имения близ Ниццы и Флоренции. то получившие их наши руссо-европейцы едва ли тому так радовались. Вигель Зап. 2000 37.

Сканворды для слова руссо

- Перед ним чистил ногти Евгений Онегин.

- Философ Жан-Жак.

- Российский певец по имени Авраам.

- Американская актриса, исполнившая роль Робби Кеот в фильме «Эпидемия» (1995).

- Румынский и молдавский писатель, публицист XIX века, автор сатирической пьесы «Жикничерул Вадрэ», поэмы «Песнь Румынии».

- Американский актёр, исполнивший роль Багси в фильме «Однажды в Америке».

- Американская актриса, исполнившая роль Хэлен в фильме «Твои, мои и наши».

- Французский живописец, глава барбизонской школы.

- Французский живописец, автор картин «Закат близ Арбонна», «Рынок в Нормандии».

- Французский живописец, автор картин «Дубы в Апремоне», «Маленький рыбак», «Вид на Барбизон».

- Французский художник, автор картин «Спящая цыганка», «Война», «Мост в Севре».

- Французский художник, автор картин «Тигр, нападающий на буйвола», «Сновидение», «Малакоф».

- Французский художник, автор картин «Заклинательница змей», «Столетие свободы», «Джунгли на экваторе».

- Какой художник имел прозвище Таможенник?

Полезные сервисы

руссо (rousseau) анри

Большой энциклопедический словарь

РУССО (Rousseau) (прозвище Таможенник - Le Douanier) Анри (1844-1910) - французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма. Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностью мировосприятия.

Полезные сервисы

руссо (rousseau) жан жак

Большой энциклопедический словарь

РУССО (Rousseau) Жан Жак (1712-78) - французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях "Рассуждение о начале и основаниях неравенства..." (1755), "Об общественном договоре" (1762) и др. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей (см. Общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762). роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), а также "Исповедь" (издание 1782-89), ставящие в центр повествования "частную", духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. "Пигмалион" (издание 1771) - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.РУССО (Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль), французский мыслитель и писатель эпохи Просвещения.ДетствоМать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в 1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.

Мадам де ВарансВ Савойе он познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж. Руссо в ПарижеВ 1742 Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав "Диссертацию о современной музыке" (1743). К этому времени относится и его встреча с Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям. В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом. "Энциклопедия"В конце 1749 Дидро привлек Руссо к работе над "Энциклопедией", для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Руссо как музыканта возросла после его комической оперы "Сельский колдун", поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753. В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?", организованном Дижонской Академией. В "Рассуждениях о науках и искусствах" (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - Конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755). В нем он противопоставил т. н. первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).Конфликт с энциклопедистамиВ 1750-х гг. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-62 он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой "Литературной корреспонденции", с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга. Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе "Побочный сын" (1757) Дидро высмеял отшельников, а Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д Эпине, графине Софи д Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, сам он не считал себя виновным. Преклонение перед мадам д Удето вдохновило его на "Новую Элоизу" (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В "Письме к Д Аламберу о спектаклях" (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи "Женева", опубликованной Д Аламбером за год перед этим в 7 томе "Энциклопедии".Теория нравственных чувствВ педагогическом романе "Эмиль или о Воспитании" (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества."Общественный договор"Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей. Последние годыПроповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. "Эмиль" был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и "Эмиль" и "Общественный договор", а Руссо был объявлен вне закона. В 1762-67 он скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над "Исповедью" (1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке. В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор. Сочинения:Избр. соч. М., 1961. Т. 1-3.Юлия или Новая Элоиза. М., 1968.Трактаты. М., 1969.Euvres completes / Еd. B. Gagnebin, М. Raymond. Paris, 1959. (Вышло 5 томов, издание продолжается).Euvres completes / Еd. М. Launay. Paris, 1967-71. V. 1-3.Correspondance complete / Еd. R. A. Leigh. Oxford, 1965. (Из 53 вышел 51 том, издание продолжается).Литература:Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1978.Green F. C. Jean-Jacques Rousseau: a critical study of his life and writings. Cambridge, 1955.Crocker L. G. Jean-Jacques Rousseau. New York, 1968-1973. V. 1-2.Trousson R. Jean-Jacques Rousseau. Paris, 1988-1989. V. 1-2.Mustel C. Rousseau dans le monde russe et sovietique. Montmorency, 1995.С. Я. Карп РУССО Теодор (1812-67) - французский живописец. Глава барбизонской школы. Изображения сельских местностей Франции ("В лесу Фонтенбло") отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху.

Полезные сервисы

руссо (rousseau) теодор

Большой энциклопедический словарь

Руссо́ (Rousseau) Теодор (1812—1867), французский живописец. Глава барбизонской школы — группировки французских пейзажистов середины XIX в. Поэтически окрашенные изображения непритязательных сельских уголков и маленьких городов отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху («Рынок в Нормандии», 1832).

Полезные сервисы

руссо (russo) алеку

Большой энциклопедический словарь

РУССО (Russo) Алеку (1819-59) - молдавский и румынский писатель, публицист. Сатирическая пьеса "Жикничерул Вадрэ" (1846), поэма "Песнь Румынии" (1850), прославлявшие борьбу народа за свободу; очерки, статьи направлены против остатков феодализма.

Полезные сервисы

руссо (russo) винченцио

Большой энциклопедический словарь

РУССО (Russo) Винченцио (1770-99) - итальянский просветитель; деятель Партенопейской республики (член законодательной комиссии). Казнен после ее падения.

Полезные сервисы

руссо алеку

Энциклопедический словарь

Ру́ссо Алеку (Russo) (1819-1859), молдавский и румынский писатель, публицист. Сатирическая пьеса «Жикничерул Вадрэ» (1846), поэма «Песнь Румынии» (1850), прославлявшие борьбу народа за свободу; очерки, статьи.

* * *

РУССО Алеку - РУССО́ (Russo) Алеку (1819-59), молдавский и румынский писатель, публицист. Сатирическая пьеса «Жикничерул Вадрэ» (1846), поэма «Песнь Румынии» (1850), прославлявшие борьбу народа за свободу; очерки, статьи направлены против остатков феодализма.

Полезные сервисы

руссо анри

Энциклопедический словарь

Руссо́ Анри (Rousseau), прозвище Таможенник - Le Douanier (1844-1910), французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма. Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты сочетают поэтическую наивность мировосприятия со своеобразным монументализмом («Автопортрет с палитрой», 1889-90).

Полезные сервисы

руссо анри (таможенник)

Энциклопедический словарь

РУССО Анри (Таможенник) - РУССО́ (Rousseau) (прозвище Таможенник - Le Douanier) Анри (1844-1910), французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма (см. ПРИМИТИВИЗМ) . Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностью мировосприятия.

* * *

РУССО́ (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (прозвище Таможенник - Le Douanier) (1844, Лаваль - 1910, Париж), французский художник, самоучка.

Путь к живописи

Сын жестянщика. В молодости служил в армии, где играл на саксофоне; после демобилизации поступил на государственную службу в таможенный департамент Парижа (откуда позднее возникло его прозвище - Таможенник). Живописью начал заниматься в возрасте около сорока лет, и после ухода на пенсию в 1885 целиком отдался искусству, подрабатывая частными уроками на скрипке. Знакомые Руссо относились к его занятиям иронически, однако необычные яркие полотна привлекли к себе внимание известных живописцев импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) - Камиля Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль) и Поля Синьяка. (см. СИНЬЯК Поль) Руссо был приглашен участвовать в выставках Салона Независимых, где собирался цвет авангардно настроенной художественной интеллигенции Парижа. Профессионалы с Монмартра (см. МОНМАРТР) увлеклись «наивным» миром своего собрата-самоучки, потому что отрицающий академическую традицию примитивизм (см. ПРИМИТИВИЗМ) Руссо, протест против цивилизации, поэтическая достоверность изображений отвечали их потребности радикального обновления палитры, рисунка, мотивов - всего отношения к искусству. В 1890-е годы Руссо сдружился с ведущими поэтами и художниками новой эпохи - Гийомом Аполлинером (см. АПОЛЛИНЕР Гийом), Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Жоржем Браком (см. БРАК Жорж), Фернаном Леже (см. ЛЕЖЕ Фернан).

Самобытность живописи Руссо

Не получивший профессионального образования, Руссо обладал прирожденным чувством формы, цвета, свежестью восприятия мира. Художник признавался, что, когда он пишет свои картины, ему кажется, что кто-то другой водит его рукой.

В самобытной живописи Руссо поражают соединение реалистической детали с необычностью темы. Преображая реальность своей наивной фантазией, Руссо вдохновлялся банальной эстетикой открыток и ярмарочных вывесок. Впечатления от ботанического сада преображаются на его полотнах до неузнаваемости: загадочные персонажи, обитающие на его полотнах среди львов и диковинных растений («Сон Ядвиги» 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Нападение ягуара на лошадь», 1910, ГМИИ им. А. С. Пушкина), переносят нас из города в сказочные джунгли. Помимо аллегорических пейзажей, Руссо пишет виды Парижа, военные сцены («Артиллеристы», 1895, Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк), портреты («Автопортрет с палитрой», 1889-1890, Национальная галерея, Прага), а том числе детские («Портрет ребенка с полишинелем», 1903, Художественное общество, Винтертур). Люди на его выразительных полотнах - статичные, как восточные иерархи, и при этом очень живые, часто написаны с фотографий. Стремление отразить жизнь в ее предельной достоверности соединяется с причудливыми видениями и поэтизацией действительности. Тщательно выписанные детали укрупняют мир, словно под лупой, и расположены нелогично, как во сне. Сочная палитра, открытый цвет, лаконичный рисунок Руссо под стать его буйно цветущему миру - картины искрятся жизнерадостной непосредственностью гениального живописца, свободного от догм стиля и академической выучки.

Патриарх «наивного искусства»

Разносторонне одаренный, Анри Руссо занимался музыкой и литературным творчеством. Одна из его коротких пьес названа «Месть русской сироты». Однако только в живописи его талант достиг наивысших высот.

Художник умер одиноким, от пневмонии. Поэтическую эпитафию на его надгробии написал Гийом Аполлинер, а высек Константин Бранкузи (см. БРАНКУЗИ Константин). В 1911 знаменитый французский критик Вильгельм Уде написал о нем первую монографию и устроил ретроспективную выставку в Париже. С тех пор о художнике написано множество книг, а его работы украшают лучшие музеи мира.

Позднее во Франции 1920-х годов появились и другие талантливые самоучки - их назвали художниками «Святого сердца» или «семи воскресений в неделю». Таможенника Руссо по праву считают не только патриархом «наивных», но и мастером, во многом определившим судьбы искусства 20 века. Его фантастические пейзажи предвосхитили фовизм (см. ФОВИЗМ), кубизм (см. КУБИЗМ) и сюрреализм (см. СЮРРЕАЛИЗМ).

Полезные сервисы

руссо анри жюльен феликс

Энциклопедия Кольера

РУССО Анри Жюльен Феликс (Rousseau, Henri Julien Felix)

(1844-1910), прозванный Таможенником (Le Douanier), французский художник. Родился 20 мая 1844 в Лавале. О годах его молодости почти ничего не известно. Вероятно, он служил некоторое время полковым музыкантом во французской армии в Мехико, затем занимал незначительный пост в налоговой инспекции. В 1885 ушел в отставку и занялся живописью. Руссо был самоучкой; его работы представляют собой настоящее примитивное искусство. Источником вдохновения мастера в ранний период его творчества были народные картинки, с их простыми и яркими цветами и обилием деталей. Постепенно Руссо совершенствовал свой оригинальный художественный метод; монументальность рисунка и безупречное владение живописной техникой вскоре увели его далеко за пределы примитивизма. Значительная часть картин, относящихся к позднему периоду творчества Руссо, - это экзотические пейзажи, фантастические изображения джунглей. Его внимание сосредоточивалось главным образом на придумывании, сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры, что имело огромное значение для дальнейшего развития живописи в тот момент, когда произошел отказ от импрессионизма. В большой композиции Сон (1910, Нью-Йорк, коллекция Дженис) сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. Руссо создал и несколько литературных произведений - мелодрамы, полные той же наивной фантазии, что и его полотна. Умер Руссо в Париже 4 сентября 1910.

АНРИ РУССО. КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА

АНРИ РУССО. КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА

ЛИТЕРАТУРА

Перрюшо А. Таможенник Руссо. М., 1994

Полезные сервисы

руссо винченцио

Энциклопедический словарь

Ру́ссо Винченцио (Russo) (1770-1799), итальянский просветитель; деятель Партенопейской республики (член законодательной комиссии). Казнён после её падения.

* * *

РУССО Винченцио - РУССО́ (Russo) Винченцио (1770-99), итальянский просветитель; деятель Партенопейской республики (член законодательной комиссии). Казнен после ее падения.

Полезные сервисы

руссо жан жак

Энциклопедический словарь

Руссо́ Жан Жак (Rousseau) (1712-1778), французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762) и других выступал против социального неравенства, сословного эгоизма, основ существующей власти и права. Руссо идеализировал «естественное состояние» всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей (см. Общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издан 1782-89), ставящие в центр повествования «частную», душевную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издан 1771) - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (руссоизм) - культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, идеализация «прекрасной души», предпочтение сердца разуму, - оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. Многие деятели Французской революции конца XVIII в. считали Руссо своим предшественником.

* * *

РУССО Жан Жак - РУССО́ (Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль), французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762). Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей (смотри Общественный договор (см. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР)). Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) - ранний образец мелодрамы (см. МЕЛОДРАМА). Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Детство

Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в 1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.

Мадам де Варанс

В Савойе он познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.

В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли (см. МАБЛИ Габриель Бонно де)и Кондильяка (см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де). Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.

Руссо в Париже

В 1742 Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дидро (см. ДИДРО Дени), в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.

«Энциклопедия»

В конце 1749 Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией» (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ), для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.

В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил т. н. первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).

Конфликт с энциклопедистами

В 1750-х гг. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-62 он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д"Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга. Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д"Эпине, графине Софи д"Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, сам он не считал себя виновным. Преклонение перед мадам д"Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма (см. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ), роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д"Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера (см. ВОЛЬТЕР), он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д"Аламбером (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон)за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии» (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ).

Теория нравственных чувств

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

«Общественный договор»

Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор (см. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР), люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

Последние годы

Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона. В 1762-67 он скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке. В 1794, в период Якобинской диктатуры (см. ЯКОБИНЦЫ), останки Руссо были перенесены в Пантеон (см. ПАНТЕОН (усыпальница)). Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор.

Словарь народов и культуры

Руссо Жан Жак

(Rousseau, Jean-Jacques) (1712-78), франц. философ, писатель. Осн. внимание Р. уделял взаимоотношениям личности и общества. В Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства... (1755) Р. рассмотрел, как разрушительно воздействует об-во на людей, к-рые, с его т.зр., по своей природе добры; спасение человечества он видел в возврате к естественному состоянию всеобщего равенства: частная собственность и разделение труда породили социальное неравенство и ложную мораль. В соч. Об общественном договоре (1762) Р. отстаивал мысль о неправомерности власти, к-рая враждебна народу. Р. принадлежит концепция города-государства, граждане к-рого сообща принимают решения и выражают общую - неизбежно справедливую - волю. Взгляды Р. оказали огромное влияние на идеологов демократии, в частности на представителей радикального крыла Французской революции (общественный договор).

Полезные сервисы

руссо теодор

Энциклопедический словарь

Руссо́ Теодор (Rousseau) (1812-1867), французский живописец. Глава барбизонской школы. Изображения сельской местности Франции («В лесу Фонтенбло») отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху.

* * *

РУССО Теодор - РУССО́ Теодор (1812-67), французский живописец. Глава барбизонской школы (см. БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА) . Изображения сельских местностей Франции («В лесу Фонтенбло») отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету и воздуху.

* * *

РУССО́ (Rousseau) Пьер Этьен Теодор (15 апреля 1812, Париж - 22 декабря 1867, Барбизон, деп. Сенна и Марна), французский живописец. Крупнейший художник барбизонской школы (см. БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА), мастера которой (Ж. Дюпре (см. ДЮПРЕ Жюль), Н. Диаз де ла Пенья (см. ДИАЗ Нарсис Виржиль) и др.) обратились к национальному пейзажу: писали, работая на натуре, виды скромных уголков Франции.

Начало пути

Художник родился в семье состоятельного портного, ведущей свое происхождение из Юры. В юности его занятия искусством поощрялись родителями, так как в семье со стороны матери были живописцы и скульпторы. Окончательное решение заниматься живописью созрело у Руссо во Франш-Конте, куда он был послан для работы. Суровый пейзаж тех мест, запечатленный в юношеских рисунках, поразил воображение художника, и он решил стать пейзажистом. Сначала Руссо брал уроки у художника По де Сен Мартена в Компьене, затем занимался у Ж. Ремона (ученика Ж. Б. Бертена) и Г. Летьера в парижской школе изящных искусств. Однако обучение у Бертена принципам классического пейзажа его не удовлетворяло, он больше рисовал и писал с натуры у Летьера. В 1828-29 начал самостоятельно работать на натуре, выезжая для написания этюдов в лес Фонтенбло, а также в Компьень и Вербери.

Творческая зрелость

С юношеских лет Руссо мечтал стать «художником своей страны». В поисках простых пейзажных мотивов, отвечающих его настроению, он много путешествовал по Франции. Во время путешествия в Овернь, запечатлел в рисунках и этюдах маслом скалы, долины, берега реки Шамрозе. Об этой увиденной Руссо суровой природе края Ф. Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) отозвался так: «Сила и, прежде всего, сила». Стихийную мощь природы Руссо будет искать в любом пейзаже.

Период 1832-34 годов он проводит в Нормандии, много работает на натуре в селении Мон Сен Мишель («Рынок в Нормандии», 1832; «Вид в окрестностях Гранвилля», 1833; обе в Эрмитаже). Внимание художника в равной степени привлекает и тихая улочка провинциального городка, и вид селения. Жизнь человека и природы он передает с теплотой и человечностью во всей своей неразрывной цельности. Руссо избегает изображения кулис, характерных для классического пейзажа, оставляя пространство первого плана открытым. Благодаря этому вид Гранвилля с изображением обочины дороги обретает перспективную глубину. Все детали пейзажа - хижина с дымящейся трубой, идущие по дороге крестьяне, телега с лошадьми - переданы конкретно, что рождает чувство обжитости этого обыденного тихого уголка провинциальной Франции.

Проведя несколько лет в Париже, в середине 1830-х годов Руссо едет в Фосийе, горную местность Юры. Строгая красота гор, покрытых ледниками и густым сосновым лесом, опоэтизирована им в полотне «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (Музей Месдаг, Гаага). Пейзаж с изображением обыденного сюжета - возвращающегося на осенние пастбища стада - рождает чувство величественной природы этих мест. Мерцающий в лучах заходящего солнца снег ледников на вершинах гор и темнеющий сосновый лес словно находятся в ожидании наступления зимы, которая должна придать большую статику и суровость пейзажу. Это переходное состояние природы художнику удается передать очень точно.

Неудача, постигшая художника в Салоне 1835 года, когда были отвергнуты его работы, исполненные на основании этюдов, привезенных из поездки в Швейцарию (1834), надолго разорвала его отношения с официальными кругами. В течение 30-ти лет его не принимали в Салон. За это время он приобрел, однако, не только врагов, но и друзей, среди которых были известные критики Т. Торе и Г. Глянш и живописец Ари Шефер, предоставивший в распоряжение ютившегося в мансарде Руссо свою мастерскую.

Художник по-прежнему ищет эмоциональной выразительности в изображении природы. Полотно «Аллея каштанов» (1837, Лувр) было написано в год смерти матери художника. Оно стоит несколько особняком в его творчестве. Романтик Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) высоко оценил эту работу. В простой композиции картины с изображением аллеи деревьев, в темных ветвях и листьях которых играют солнечные блики, присутствует какая-то таинственность, которую ценили романтики.

Позднее творчество

В 1844 Руссо с Ж. Дюпре (см. ДЮПРЕ Жюль) путешествует в Ланды. В пустынной провинции вдоль Бискайского залива он находит особую поэзию в укладе жизни ее обитателей. В картинах «Болото в Ландах» (1844-53, Лувр), «Ферма в Ландах» (1859, частное собрание) и рисунках «Болото», «Ланды с деревней на горизонте» (1844, оба - Музей, Байонна), «Большой дуб в Ландах» (частное собрание) написанные с особой пластической мощью дубы с царственными кронами, болота, высохшая темная почва, убогие крестьянские хижины с соломенными крышами рождают чувство величавого покоя и нетронутости человеком этих мест.

Пристрастный к творчеству своего друга Т. Торе считал его новатором в пейзаже, восторгался его работами, но отмечал, что Руссо нужно было стремиться глубже передавать жизнь не только природы, но и людей, не изолироваться от нее. По предложению Торе Руссо с 1848 года поселяется в деревушке Барбизон. Слова художника: «К черту цивилизованный свет! Да здравствует природа и старая поэзия!» - отражают его настроение того времени.

Мысль Торе о том, что «Руссо разделяет все страсти природы», могла бы стать эпиграфом к этому периоду творчества художника, стремящегося передать более сложные нюансы ее жизни, наблюдая и фиксируя один и тот же вид в разное время дня. В 1848-1852 годы были созданы лучшие произведения художника: «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль, заходящее солнце» (1851, Лувр), «Хижина угольщиков» (1848-1850, частное собрание), «Дубы» (1852, Лувр), «Кюре» («Вечер», Музей искусств, Толидо, США), «Весна» (Лувр). В них переданы разнообразные светоцветовые изменения пейзажа, заставляющие почувствовать воздушную атмосферу, окутывающую всегда пластически весомо написанные растения. «Свет, претворенный в произведении искусства, - это всеобщая жизнь», - писал Руссо. Столь же трепетно он относился и к самим растениям. В абрисах растений чувствуется внутренняя энергия, наделяющая их изображение особой пластической силой.

Интерес к живописи импрессионистов и сближавшие его с ними живописные поиски, послужили причиной обращения к офорту, техника которого позволяла тонко передавать нюансы цвета и света, наблюдаемые на натуре. Мечта Руссо об издании иллюстраций к басням Лафонтена (см. ЛАФОНТЕН Жан де) не осуществилась.

Творчество Руссо в опоре на достижения голландского тонального пейзажа 17 в. отразило поиски европейской живописи на ее предымпрессионистической стадии. Лейтмотивом творчества художника могли бы стать его слова: «Я люблю музыку естественную, ту, которая передает могучее дыхание ветра, шелест листьев, которая наполнена мелодиями, как воздух насыщен светом и солнцем». Посвятив свою жизнь изображению пейзажа Франции, Руссо стал одним из создателей «пейзажа-настроения», оказавшего влияние на последующее развитие реалистической пейзажной живописи. Многие из европейских мастеров последующего времени, обращавшиеся к пейзажу, жили в Барбизоне, стремясь овладеть приемами живописи Руссо и других мастеров этой школы.

Энциклопедия Кольера

РУССО, ПЬЕР ЭТЬЕН ТЕОДОР

(Rousseau, Pierre Etienne Theodore)

(1812-1867), французский живописец и график. Родился 15 апреля 1812 в Париже. Учился у пейзажиста Шарля Ремона, затем у Гийон-Летьера. Руссо был связан с художниками-романтиками 1830-х годов. За картину Вид в окрестностях Гранвиля Руссо получил медаль на Салоне 1834. После того как в 1836 жюри отвергло его картину Спуск коров с высокогорных пастбищ Фосия, Руссо уехал в Барбизон, деревню близ леса Фонтенбло, объединив там вокруг себя других художников-пейзажистов. Таким образом он стал лидером барбизонской школы пейзажной живописи. Для его картин характерно тщательное изучение натуры. Величественность и гармоничная уравновешенность его пейзажей напоминают произведения голландских мастеров 17 в. Умер Руссо 22 декабря 1867.

ЛИТЕРАТУРА

Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962

Полезные сервисы

руссо туристо

Практический толковый словарь

кино «Ру́ссо тури́сто - о́блико мора́ле. Ферштейн?»

Фраза из популярного кинофильма "Бриллиантовая рука" (в устах Андрея Миронова)

= «(Я) русский турист. (У меня) моральный облик. Понимаете?»

Полезные сервисы

руссо туристо - облико морале. ферштейн?

Практический толковый словарь

кино «Ру́ссо тури́сто - о́блико мора́ле. Ферштейн?»

Фраза из популярного кинофильма "Бриллиантовая рука" (в устах Андрея Миронова)

= «(Я) русский турист. (У меня) моральный облик. Понимаете?»

Полезные сервисы

руссо, жан жак

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Жан Жак Руссо.

Жан Жак Руссо.

РУССО Жан Жак (1712 - 78), французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях "Рассуждение о начале и основаниях неравенства..." (1755), "Об общественном договоре" (1762) и др. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал "естественное состояние" всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей (смотри Общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате "Эмиль, или О воспитании" (1762). Роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), а также "Исповедь" (издание 1782 - 89), ставящие в центр повествования "частную", душевную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. "Пигмалион" (издание 1771) - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Полезные сервисы

руссо, теодор

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Теодор Руссо Рынок в Ноpмандии.

Теодор Руссо "Рынок в Ноpмандии".

РУССО Теодор (1812 - 67), французский живописец. Глава барбизонской школы. Изображения сельской местности Франции ("В лесу Фонтенбло") отличаются плотностью и материальностью тональной живописи, интересом к проблемам передачи световоздушной среды.

Теодор Руссо Сельский пейзаж.

Теодор Руссо "Сельский пейзаж".

Полезные сервисы

руссо-балт

Энциклопедический словарь

РУССО-БАЛТ - «РУ́ССО-БАЛТ», марка автомобилей, выпускавшихся в 1908-15 Русско-балтийским вагоноремонтным заводом в Риге. Мощность двигателей спортивных и легковых автомобилей 11-48 кВт (15-65 л. с.), скорость до 100 км/ч, грузоподъемность грузовых автомобилей 1-4 т. Всего выпущено ок. 700 машин.

-----------------------------------

«Ру́ссо-Балт» - марка автомобилей, выпускавшихся в 1908-15 Русско-балтийским вагоноремонтным заводом в Риге. Мощность двигателей спортивных и легковых автомобилей 11-48 кВт (15-65 л. с.), скорость до 100 км/ч, грузоподъёмность грузовых автомобилей 1-4 т. Всего выпущено около 700 машин.

Большой энциклопедический словарь

"РУССО-БАЛТ" - марка автомобилей, выпускавшихся в 1908-15 Русско-балтийским вагоноремонтным заводом в Риге. Мощность двигателей спортивных и легковых автомобилей 11-48 кВт (15-65 л. с.), скорость до 100 км/ч, грузоподъемность грузовых автомобилей 1-4 т. Всего выпущено ок. 700 машин.

Полезные сервисы

руссов (russow) бальтазар

Большой энциклопедический словарь

РУССОВ (Рюссов) (Russow) Бальтазар (ок. 1542-1602) - ливонский хронист. Составил "Хронику Ливонской провинции" (до 1582).

Полезные сервисы

руссов бальтазар

Энциклопедический словарь

РУССОВ Бальтазар - РУ́ССОВ (Рюссов) (Russow) Бальтазар (ок. 1542-1602), ливонский хронист. Составил «Хронику Ливонской провинции» (до 1582).

Полезные сервисы

руссов эдмунд фридрихович

Энциклопедический словарь

РУССОВ Эдмунд Фридрихович - РУ́ССОВ Эдмунд Фридрихович (1841-97), российский ботаник, член-корреспондент Петербургской АН (1885). Основные труды по физиологии и анатомии растений, изучал флору Эстонии.

Большой энциклопедический словарь

РУССОВ Эдмунд Фридрихович (1841-97) - российский ботаник, член-корреспондент Петербургской АН (1885). Основные труды по физиологии и анатомии растений, изучал флору Эстонии.

Полезные сервисы

руссов, рюссов (rÜssow) бальтазар

Большой энциклопедический словарь

Ру́ссов, Рюссов (Rüssow) Бальтазар (около 1542 — 1602), ливонский хронист. Был священником и школьным учителем. Составил «Хронику Ливонской провинции» (до 1582, 2 изд., 1584). Критиковал политику Ливонского ордена.

Полезные сервисы

руссов, рюссов бальтазар

Энциклопедический словарь

Ру́ссов, Рюссов Бальтазар (Rüssow) (около 1542 - 1602), ливонский хронист. Составил «Хронику Ливонской провинции» (до 1582; 2 издание, 1584).

Полезные сервисы

руссоизм

Толковый словарь

м.

Система взглядов, основывающаяся на социальных и педагогических учениях французского мыслителя XVIII в. Ж.-Ж. Руссо.

Толковый словарь Ушакова

РУССОИ́ЗМ, руссоизма, мн. нет, муж. (ист.). Система взглядов, основывающаяся на социальных и педагогических учениях французского мыслителя 18 века Ж.-Ж.Руссо. В "Цынагах" Пушкина сказалось влияние руссоизма.

Энциклопедический словарь

РУССОИ́ЗМ -а; м. Система общественных взглядов, направленных на развенчание цивилизации и прославление человека, стремящегося к единению, слиянию с природой. ● По имени французского писателя Ж.-Ж. Руссо (1712-1778).

Руссои́стский (см.).

Орфографический словарь

руссои́зм, -а (от Руссо́)

Формы слов для слова руссоизм

руссои́зм, руссои́змы, руссои́зма, руссои́змов, руссои́зму, руссои́змам, руссои́змом, руссои́змами, руссои́зме, руссои́змах

Морфемно-орфографический словарь

руссо/и́зм/ (от Руссо́).

Грамматический словарь

руссои́зм м 1a

Словарь галлицизмов русского языка

РУССОИЗМ а, м. От имени Жан-Жака Руссо (Rousseau, Jean Jacques,1712-1778). Система взглядов, основывающихся на социальных и педагогических учениях фр. мыслителя 18 в. Уш. 1939. - Сейчас не только вам надо выйти замуж, но и Карлу жениться на какой-нибудь титулованной, чтобы быть принятой в нашем обществе по праву; руссоизм не в моде, и бедный зодчий списка ваших побед не украсит. Форш Михайлов. замок. "Импрессионизм" жизни у интеллигента обязательно связан с "руссоизмом" в религии. Континент 82 4 261. В западном социализме торжествовал не русизм, а руссоизм. Здесь произошла некая сентиментализация социализма. Нез. газ. 2. 10. 1991. ♦ а la Rousseau. В этих городах встретили народонаселение совершенно дикое, едва знакомое употребление монеты и, кажется, только сейчас вышедшее из перваго состояния человека естественного, а la Rousseau. 1841. Анненков Друзья 1 163. || перен. Телевидение низводит нас до животности. Оно - новый руссоизм. 9. 1. 1996. И. Смирнов - Б. Грейсу. // НЛО 1996 19 317. - Лекс. Уш. 1939: руссои/зм.

Полезные сервисы

руссоист

Толковый словарь

м.

1. Приверженец руссоизма.

2. Представитель руссоизма.

Толковый словарь Ушакова

РУССОИ́СТ, руссоиста, муж. (ист.). Последователь, приверженец учения Ж.-Ж.Руссо.

Энциклопедический словарь

РУССОИ́СТ -а; м. Сторонник, последователь руссоизма.

Руссои́стка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж.

Орфографический словарь

руссои́ст, -а

Формы слов для слова руссоист

руссои́ст, руссои́сты, руссои́ста, руссои́стов, руссои́сту, руссои́стам, руссои́стом, руссои́стами, руссои́сте, руссои́стах

Грамматический словарь

руссои́ст мо 1a

Словарь галлицизмов русского языка

РУССОИСТ а, м. Rousseau. Сторонник взглядов Руссо. "Птенцы гнезда Петрова" уходили, их место занимали времещики или вольтерьянцы просветители или бунтари-руссоисты. Лотман Быт 343. - Лекс. Уш. 1939: руссои/ст.

Полезные сервисы

руссоистский

Энциклопедический словарь

РУССОИ́СТСКИЙ -ая, -ое. к Руссои́зм и Руссои́ст. Р-ие взгляды. Р-ая ограниченность.

Орфографический словарь

руссои́стский

Словарь галлицизмов русского языка

РУССОИСТСКИЙ ая, ое. Rousseau. Отн. к Руссо и его идеям, творчеству. Она <интеллигенция> лишь отодвинулась дальше по времени, совершив регрессию под сень тоже проективного, просветительского рационализма Французской революции и руссоистского "общественного договора" с его грубым мажоритаризмом, идущим в противовес правовой демократии. НМ 1992 7 241. Воспевая мирную. безбурную жизнь ( в некоторых стихах, окрашенных руссоистскими мотивами). РП 1800-1917 3 63. Пушкин .. нимало не обольщаясь по-руссоистски насчет "счастья первобытной жизни", увидел там вольницу извечную, коренную. Москва 1999 2 193. В повести Гоголя сцена кулачного боя имеет важное значение: она не только характеризует личность Тараса, но и с самого начала придает особый руссоистский налет стихийности. НЛО 2001 3 510.

Полезные сервисы

руссоло (russolo) луиджи

Большой энциклопедический словарь

Руссо́ло (Russolo) Луиджи (1885—1947), итальянский художник, композитор. Представитель футуризма, автор одного из музыкальных манифестов — книги «Искусство шумов» (1914). В музыкальных сочинениях использовал стилизованные шумы, а также сконструированные им электро- и механические инструменты (в том числе руссолофон).

Полезные сервисы

руссоло луиджи

Энциклопедический словарь

Руссо́ло Луиджи (Russolo) (1885-1947), итальянский живописец и композитор. Один из авторов «Манифеста техники футуристической живописи» (1910), автор манифеста «Искусство шумов» (1913). В живописных произведениях прибегал к технике дивизионизма, создавал остродинамичные композиции («Пластический синтез движений женщины», 1912). С 1913 посвятил себя почти исключительно музыке. В музыкальных сочинениях использовал стилизованные шумы, а также сконструированные им электро- и механические инструменты (в том числе руссолофон).

Полезные сервисы

руссолог

Словарь галлицизмов русского языка

РУССОЛОГ а, м. един. Специалист по России. В выражении этого лица <солдата, жаждущего попасть в зверинец> был полный натурный этюд для живописца, физиолога, психолога, а особенно руссолога. Вяземский Стар. зап. кн. // ПСС 8 342.

Полезные сервисы

руссоман

Словарь галлицизмов русского языка

РУССОМАН а, м. russomane ? Любитель русского образа жизни. Ср. англоман. В России был англичанином, а здесь таким руссоманом, драгоманом, что способа нет; в Россиии либеральничал, а здесь холопствует. 1820. Вяземский - А. Тургеневу. // ОАВ 2 129. Барятинский также сделался руссоманом с тех пор, как в чужих краях. 25. 7. 1838. И. М. Виельгорский - С. М. Виельгорской. // НН 1998 46 54. Говорят, будто "Северную пчелу" получают в здешнем Hôtel des Princes, но, вероятно, ею пользуются одни жильцы de cet hôtel russomane. Таких руссоманов много найдется в Париже в настоящее время, или вернее, рублеманов. Сев. пчела 21. 3. 1858. // Погосян 305.

Полезные сервисы

руссопетский

Словарь галлицизмов русского языка

РУССОПЕТСКИЙ См. Русопетский.

Полезные сервисы

руссос

Сканворды для слова руссос

- Совершая мировое турне в честь тридцатилетия своей творческой деятельности, этот «греческий соловей» дал концерт и в Москве.

- Свою певческую карьеру на эстраде этот грек начал в арт-рок-трио «Дитя Афродиты».

- Греческий эстрадный певец.

Полезные сервисы

руссос демис

Энциклопедический словарь

РУССОС Демис - РУ́ССОС Демис (Roussos Demis) (р. 15 июня 1947, Александрия, Египет), греческий эстрадный певец.

Родился в музыкальной семье: отец был полупрофессиональным гитаристом, мать - певицей. Получил образование в афинском Музыкальном колледже, где учился играть на трубе, контрабасе и органе. Получил известность в конце 1960-х гг., выступая вместе с Вангелисом (см. ВАНГЕЛИС) в составе Aphrodite"s Child, исполнявшей композиции в стиле прогрессив-рок (см. АРТ-РОК) на английском языке. Первым серьезным хитом группы стал сингл Rain And Tears, выпущенный в 1968. За ним последовали такие европейские хиты, как I Want To Live; Let Me Love, Let Me Live с пронзительным квази-оперным вокалом Руссоса.

Еще до распада группы в 1972 певец начал свою сольную карьеру, оказавшуюся еще более удачной, чем выступление в коллективе. Руссос добился первого успеха в Великобритании в ноябре 1975 с композицией Happy To Be On An Island In The Sun, занявшей пятое место в чартах. В июне 1976 EP The Roussos Phenomenon, продюсированный Руссосом, достиг первого места в британском хит-параде.

Несмотря на то что Руссос - звезда 1970-х гг., он продолжает выступать. В 2001 побывал в России, где выступил с концертами в Тюмени, Ижевске и др. российских провинциальных городах. К тому же певец пишет музыку для кинофильмов, в частности индийских, продюсирует музыкальную карьеру своей дочери Эмили и не прекращает работу над новыми композициями.

Полезные сервисы

руссофикация

Словарь галлицизмов русского языка

РУССОФИКАЦИЯ См. Русификация.

Полезные сервисы

руссофил

Толковый словарь Ушакова

РУССОФИЛ, руссофила, муж. (книжн., ист.) Сторонник политики сближения с Россией; человек, расположенный к русским, к русскому; ант. руссофоб; см. …фил.

Полезные сервисы

руссофильский

Толковый словарь Ушакова

РУССОФИЛЬСКИЙ, руссофильская, руссофильское (книжн., истор). прил. к руссофил.

Словарь галлицизмов русского языка

РУССОФИЛЬСКИЙ См. Русофильский.

Полезные сервисы

руссофильство

Толковый словарь Ушакова

РУССОФИЛЬСТВО, руссофильства, мн. нет, ср. (книжн., ист.). Образ мыслей и действий руссофила.

Полезные сервисы

руссофоб

Толковый словарь Ушакова

РУССОФОБ, руссофоба, муж. (книжн., истор). Противник политики сближения с Россией; человек, ненавидящий русских, русское; ант. руссофил; см. …фоб.

Словарь галлицизмов русского языка

РУССОФОБ а, м. См. Русофоб.

Полезные сервисы

руссофобский

Толковый словарь Ушакова

РУССОФОБСКИЙ, руссофобская, руссофобское (книжн., ист.). прил. к руссофоб.

Полезные сервисы

руссофобство

Толковый словарь Ушакова

РУССОФОБСТВО, руссофобства, мн. нет, ср. (книжн., ист.). Образ мыслей и действий руссофоба.

Полезные сервисы