сущ., кол-во синонимов: 1
кошка (142)
СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА - «СВЯЩЕ́ННАЯ ДРУЖИ́НА» («Добровольная охрана»), конспиративная организация придворной аристократии в России в 1881-82. Главные руководители - П. П. Шувалов, И. И. Воронцов-Дашков и др. В борьбе с революционным движением соперничала с государственной полицией. Имела обширную русскую и заграничную агентуру. Действовала от имени фиктивных организаций «Земский союз» и «Земская лига». В провокационных целях издавала газету «Вольное слово», «Правда».
-----------------------------------
«Свяще́нная дружи́на» - «Добровольная охрана», конспиративная организация придворной аристократии в России в 1881-82. Создана после убийства народовольцами императора Александра II. Главные руководители - П. П. Шувалов, И. И. Воронцов-Дашков и др. В борьбе с революционным движением соперничала с государственной полицией. Имела обширную русскую и заграничную агентуру. Действовала от имени фиктивных организаций «Земский союз» и «Земская лига». Издавала в Женеве газету «Вольное слово», «Правда».
"СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА" ("Добровольная охрана") - конспиративная организация придворной аристократии в России в 1881-82. Главные руководители - П. П. Шувалов, И. И. Воронцов-Дашков и др. В борьбе с революционным движением соперничала с государственной полицией. Имела обширную русскую и заграничную агентуру. Действовала от имени фиктивных организаций "Земский союз" и "Земская лига". В провокационных целях издавала газету "Вольное слово", "Правда".
СВЯЩЕННАЯ НАУКА -
название, данное внутренней эзотерической философии, тайны которой в древности преподавались посвященным кандидатам и провозглашались иерофантами во время последнего и высшего посвящения.
СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ - «СВЯЩЕ́ННАЯ РИ́МСКАЯ ИМПЕ́РИЯ» 962-1806 (с кон. 15 в. «Священная Римская империя германской нации»), основана германским королем Оттоном I, подчинившим Сев. и Ср. Италию (с Римом). Включала также Чехию, Бургундию (Арелат), Нидерланды, швейцарские земли и др. Императоры вели агрессивную политику, главным образом на юге (Италия) и востоке (земли полабских славян), в кон. 11-13 вв. боролись с римскими папами за инвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия утеряна уже в сер. 13 в.; Германия (занимавшая господствующее положение в империи) распадалась на территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 (см. ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР) закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн.
-----------------------------------
«Свяще́нная Ри́мская импе́рия» - 962-1806 (с конца XV в. «Священная Римская империя германской нации»), основана германским королём Оттоном I, подчинившим Северную и Среднюю Италию (с Римом). Включала также Чехию, Бургундию (Арелат), Нидерланды, швейцарские земли и др. Императоры вели агрессивную политику, главным образом на юге (Италия) и востоке (земли полабских славян), в конце XI-XIII вв. боролись с римскими папами за инвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия утеряна уже в середине XIII в.; Германия (занимавшая господствующее положение в империи) распадалась на территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн.
"СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ" 962-1806 (с кон. 15 в. "Священная Римская империя германской нации") - основана германским королем Оттоном I, подчинившим Сев. и Ср. Италию (с Римом). Включала также Чехию, Бургундию (Арелат), Нидерланды, швейцарские земли и др. Императоры вели агрессивную политику, главным образом на юге (Италия) и востоке (земли полабских славян), в кон. 11-13 вв. боролись с римскими папами за инвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия утеряна уже в сер. 13 в.; Германия (занимавшая господствующее положение в империи) распадалась на территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн.
СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (962-1806), основанное в 962 германским королем Оттоном I феодально-теократическое государственное образование со сложной иерархией. По мысли Оттона, тем самым должна была возродиться империя, созданная Карлом Великим в 800. Идея общеримского христианского единства, присутствовавшая в самой Римской империи начиная с ее христианизации, т.е. с эпохи Константина Великого (ум. 337), к 7 в. была в основном забыта. Однако церковь, находившаяся под сильнейшим влиянием римских законов и учреждений, о ней не забыла. В свое время св. Августин предпринял в трактате О граде Божием (De Civitate Dei) критическую разработку языческих представлений об универсальной и вечной монархии. Cредневековые мыслители истолковали учение о граде Божьем в аспекте политическом, более позитивно, нежели подразумевал сам Августин. К этому их побуждали комментарии Отцов церкви на Книгу Даниила, согласно которым Римская империя - последняя из великих империй, и погибнет она лишь с пришествием Антихриста. Римская империя стала символом единства христианского общества. Сам термин "Священная Римская империя" возник довольно поздно. Карл Великий сразу после коронации в 800 пользовался длинным и неуклюжим титулом (вскоре отброшенным) "Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи". В дальнейшем императоры, начиная с Карла Великого и до Оттона I, называли себя просто "Император Август" (imperator augustus), без какой-либо территориальной конкретизации (предполагалось, что со временем в державу войдет вся бывшая Римская империя, в конечном итоге - весь мир). Оттона II иногда именуют "Император Август римлян" (Romanorum imperator augustus), а начиная с Оттона III это уже непременный титул. Словосочетание "Римская империя" (лат. Imperium Romanum) как название государства стало использоваться с середины 10 в., а окончательно закрепилось в 1034 (не следует забывать о том, что преемниками Римской империи считали себя и византийские императоры, так что присвоение этого названия германскими королями вело к дипломатическим осложнениям). "Священная империя" (лат. Sacrum Imperium) встречается в документах императора Фридриха I Барбароссы начиная с 1157. С 1254 в источниках укореняется полное обозначение "Священная Римская империя" (лат. Sacrum Romanum Imperium), то же название по-немецки (Heiliges Rmisches Reich) встречается в немецких источниках императора Карла IV, а с 1442 к нему добавляются слова "Немецкой нации" (Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae) - вначале чтобы отличить собственно немецкие земли от "Римской империи" в целом. В указе императора Фридриха III от 1486 о "всеобщем мире" говорится о "Римской империи немецкой нации", а в постановлении Кельнского рейхстага 1512 использована окончательная форма "Священная Римская империя немецкой нации", просуществовавшая до 1806.
Каролингские императоры. Средневековая теория божественного государства брала начало от более раннего каролингского периода. В состав созданного во второй половине 8 в. Пипином и его сыном Карлом Великим Франкского королевства входила большая часть Западной Европы, что делало его пригодным на роль стража интересов Святого престола, заменяя в этой роли Византийскую (Восточную Римскую) империю. Увенчав 25 декабря 800 Карла Великого императорской короной, папа Лев III разорвал связи с Константинополем и создал новую Западную империю. Тем самым политическая трактовка Церкви как продолжения древней Империи получила конкретную форму выражения. Она основывалась на представлении, что над миром должен возвышаться единый политический властитель, действующий в согласии с вселенской Церковью, причем оба они имеют собственные сферы влияния, установленные Богом. Это целостное представление о "божественном государстве" было осуществлено почти в полном объеме при Карле Великом, и хотя при его внуках империя распалась, традиция продолжала сохраняться в умах, что привело в 962 к учреждению Оттоном I того образования, которое стало впоследствии именоваться Священной Римской империей.
Священная Римская империя около 970
Первые германские императоры. Оттон как германский король располагал властью над наиболее могущественным государством в Европе, и потому он смог возродить империю, повторив то, что уже было совершено Карлом Великим. Однако владения Оттона были существенно меньше тех, что принадлежали Карлу Великому: сюда входили в основном земли Германии, а также северной и центральной Италии; ограниченный суверенитет распространялся на нецивилизованные пограничные области. Императорский титул не давал королям Германии больших дополнительных полномочий, хотя теоретически они стояли выше всех королевских домов Европы. Императоры правили в Германии, используя уже существующие административные механизмы, и очень мало вмешивались в дела своих феодальных вассалов в Италии, где их главной опорой являлись епископы ломбардских городов. Начиная с 1046 император Генрих III получил право назначать пап подобно тому, как он держал в своих руках назначения епископов в германской церкви. Он использовал свою власть для того, чтобы внедрить в Риме идеи церковного управления в соответствии с принципами канонического права (т.н. Клюнийская реформа), разрабатывавшимися в области, лежавшей на границе между Францией и Германией. После смерти Генриха папство обратило принцип свободы "божественного государства" против власти императора в делах церковного правления. Папа Григорий VII утверждал принцип превосходства духовной власти над светской и в рамках того, что вошло в историю как "борьба за инвеституру", продолжавшуюся с 1075 по 1122, начал наступление на право императора назначать епископов.
Гогенштауфены на императорском престоле. Компромисс, достигнутый в 1122, не привел к окончательной ясности в вопросе о верховенстве в государстве и церкви, и при Фридрихе I Барбароссе, первом императоре из династии Гогенштауфенов, который занял трон 30 лет спустя, борьба между папским престолом и империей разгорелась вновь, хотя конкретным поводом для нее стали теперь разногласия о принадлежности итальянских земель. При Фридрихе к словам "Римская империя" впервые добавилось определение "Священная", что указывало на убежденность в святости мирского государства; эта концепция получила дальнейшее обоснование в ходе возрождения римского права и оживления контактов с Византийской империей. Это был период наивысшего престижа и могущества империи. Фридрих и его преемники централизовали на принадлежавших им территориях систему управления, покорили итальянские города, установили феодальный сюзеренитет над государствами вне империи и по мере германского продвижения на восток распространили свое влияние также и в этом направлении. В 1194 к Гогенштауфенам перешло Сицилийское королевство - через Констанцию, дочь короля Сицилии Рожера II и жену императора Генриха VI, что привело к полному окружению папских владений землями Священной Римской империи.
Упадок империи. Мощь империи была ослаблена гражданской войной, разгоревшейся между Вельфами и Гогенштауфенами после преждевременной смерти Генриха в 1197. При Иннокентии III папский престол доминировал в Европе вплоть до 1216, настояв даже на своем праве разрешать споры между претендентами на императорский трон. После смерти Иннокентия Фридрих II вернул императорской короне былое величие, однако был вынужден предоставить германским князьям делать в своих уделах все, что им заблагорассудится: отказавшись от главенства в Германии, он сосредоточил все свое внимание на Италии, с тем чтобы укрепить здесь свои позиции в борьбе с папским престолом и городами, находившимися под властью гвельфов. Вскоре после смерти Фридриха в 1250 папство с помощью французов наконец-то одолело Гогенштауфенов. Упадок империи можно усматривать хотя бы в том факте, что в период с 1250 по 1312 коронаций императоров не происходило. Тем не менее в том или ином виде империя существовала на протяжении более пяти столетий - благодаря своей связи с германским королевским троном и живучести имперской традиции. Несмотря на постоянно возобновлявшиеся попытки французских королей обрести императорское достоинство, корона императора неизменно оставалась в немецких руках, а попытки папы Бонифация VIII принизить статус императорской власти вызвали движение в ее защиту. Однако слава империи осталась главным образом в прошлом, и несмотря на усилия Данте и Петрарки представители зрелого Возрождения отвернулись от изживших себя идеалов, воплощением которых она являлась. Суверенитет империи ограничивался теперь одной Германией, так как от нее отпали Италия и Бургундия, и она получила новое название - Священная Римская империя немецкой нации. Последние связи с папским престолом прервались к концу 15 в., когда германские короли взяли за правило принимать титул императора, не отправляясь в Рим для получения короны из рук папы. В самой Германии власть князей усилилась, что произошло за счет прав императора. Начиная с 1263 принципы избрания на германский трон были в достаточной степени определены, а в 1356 они были закреплены Золотой буллой императора Карла IV. Семь курфюрстов (выборщиков) использовали свое влияние, чтобы выдвигать требования к императорам, что чрезвычайно ослабляло центральную власть.
Священная Римская империя 1215-1250
Габсбургские императоры. Начиная с 1438 императорская корона находилась в руках австрийских Габсбургов, которые, следуя общей тенденции, характерной для Германии, жертвовали национальными интересами во имя величия династии. В 1519 король Испании Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V, объединив под своей властью Германию, Испанию, Нидерланды, Сицилийское королевство и Сардинию. В 1556 Карл отрекся от престола, после чего испанская корона перешла к его сыну Филиппу II. Преемником Карла как императора Священной Римской империи стал его брат Фердинанд I. На протяжении 15 в. князья безуспешно пытались усилить роль имперского рейхстага (на котором были представлены курфюрсты, менее значительные князья и имперские города) за счет императора. Произошедшая в 16 в. Реформация разрушила все надежды на переустройство старой империи, поскольку в результате нее на свет явились секуляризованные государства и начались религиозные раздоры. Власть императора стала декоративной, заседания рейхстага превратились в занятые пустяками съезды дипломатов, а империя выродилась в рыхлый союз множества мелких княжеств и независимых государств. 6 августа 1806 последний император Священной Римской империи Франц II, уже ставший в 1804 императором Австрии Францем I, отказался от короны и тем самым положил конец существованию империи. К этому времени Наполеон уже провозгласил себя истинным преемником Карла Великого, а политические перемены в Германии лишили империю последней поддержки.
См. также ГЕРМАНИЯ.
КАРОЛИНГСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ И ИМПЕРАТОРЫ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (начало)
КАРОЛИНГСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ И ИМПЕРАТОРЫ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (окончание)
ЛИТЕРАТУРА
Колесницкий Н.Ф. "Священная Римская империя": притязания и действительность. М., 1977 Социальные отношения и политическая борьба в средневековой Германии ХIII-ХVI веков. Вологда, 1985 Котова Е.В. Династия Габсбургов. - Новая и новейшая история, 1991, № 4
м.
1. Служитель культа православной церкви, по сану средний между дьяконом и епископом; иерей.
2. Любой служитель культа.
СВЯЩЕ́ННИК - сущ., м., употр. часто
Морфология: (нет) кого? свяще́нника, кому? свяще́ннику, (вижу) кого? свяще́нника, кем? свяще́нником, о ком? о свяще́ннике; мн. кто? свяще́нники, (нет) кого? свяще́нников, кому? свяще́нникам, (вижу) кого? свяще́нников, кем? свяще́нниками, о ком? о свяще́нниках
1. Священник - это духовное звание (духовный сан) в православной церкви, а также само духовное лицо, имеющее этот сан.
Приходской, придворный, деревенский священник. | Молодой, пожилой священник. | Вызвать к больному священника для причащения. | Пойти на исповедь к священнику. | Священник читал отходную. | Окончив разрешительную молитву, священник благословил и отпустил его.
2. Священником называют также служителей культа в других христианских конфессиях.
Англиканский священник.
свяще́ннический прил.
Священническая ряса.
СВЯЩЕ́ННИК, священника, муж. (церк.). У православных христиан - служитель религиозного культа, имеющий т.н. вторую степень священства, между дьяконом и епископом, то же, что иерей. «Священники с хоругвями обходили свои приходы.» Герцен.
СВЯЩЕ́ННИК, -а, муж. Служитель церкви, исполняющий церковные службы и требы (в православии: иерей; в других христианских религиях: ксёндз, кюре, пастор, патер).
| прил. священнический, -ая, -ое. С. сан. Священническое облачение.
Священник
-а, м.
Духовное звание в православной церкви, среднее между епископом и дьяконом, а также лицо, носящее это звание.
Проповедь священника.
...Матфей был сборщиком пошлин, Марк происходил из семьи священника, Лука был врачом, Иоанн был близок к высшим кругам иерусалимского общества (Мень).
Синонимы:
иере́й, поп (разг.)
Родственные слова:
свяще́ннический, свяще́нство
Этимология:
см. святой
Энциклопедический комментарий:
Священник - служитель религиозного культа, допущенный к самостоятельному ведению богослужения. Совершает все таинства, кроме священства.
СВЯЩЕ́ННИК, -а, м
Духовное звание средней (2-й) степени христианской церковной иерархии, а также человек, носящий это звание, совершающий богослужение, обряды и таинства, исполняющий церковные требы;
Син.: пресвитер, иерей.
Здесь священник в рясе дырявой Умиленно поет псалом (Гум.).
СВЯЩЕ́ННИК -а; м. Духовное звание (сан) в православной церкви, среднее между епископом и дьяконом; служитель культа, исполняющий церковные службы и требы; иерей. Приходской с. Вызвать к больному священника для причащения. Пойти на исповедь к священнику. / О всяком служителе культа.
◁ Свяще́ннический, -ая, -ое. С-ая ряса.
* * *
свяще́нник (иерей, пресвитер), священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение - «Ваше преподобие», бытовое (разговорное) - «отец», «батюшка». Старший священник называется протоиереем.
* * *
СВЯЩЕННИК - СВЯЩЕ́ННИК (иерей, поп), православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение - «Ваше преподобие», бытовое (разговорное) - «отец», «батюшка». Торжественное название - пресвитер. Старший священник называется протоиереем.
СВЯЩЕННИК (иерей - поп), православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение - "Ваше преподобие", бытовое (разговорное) - "отец", "батюшка". Торжественное название - пресвитер. Старший священник называется протоиереем.
-а, м.
Духовное звание (сан) в православной церкви, среднее между епископом и дьяконом, а также лицо, носящее это звание.
Первым священником, с которым я столкнулся и соприкоснулся, был отец Леонид Покровский, крестивший меня в Казачьем соборе. Мартынов, Воздушные фрегаты.
СВЯЩЕННИК - в Римско-католической и Православной церквах вторая степень священства в церковной иерархии, лицо, полномочное совершать общественные богослужения и таинства. Священник выступает в качестве предстоятеля общины, посредника между общиной и Богом. В русском переводе Библии под "священниками" подразумеваются еврейские жрецы (кохены), служители культа Яхве, единственного Бога, тогда как "жрецами" именуются служители языческих (политеистических) культов. Жрецы - служители религиозных культов, приносящие жертвы божествам - существовали во всех древних религиях. В индуизме жреческую касту составляли брахманы. В Древней Греции и Древнем Риме жрецы, имевшие статус государственных должностных лиц, выбирались гражданами. В Британии, Ирландии и Галлии жреческую касту образовывали друиды. В Китае уже в 6 в. до н.э. имелось постоянное жречество. Жрецы были в Древнем Египте, в ближневосточных культах семитских племен, в Японии (служители синтоистской религии). У древних евреев, в эпоху патриархов, жертвы приносил отец или глава семейства, но еще до Моисея существовали постоянные жрецы, не являвшиеся главами семейств. Практика принесения жертв, а вместе с ней и жречество исчезают в еврейской религии после разрушения иерусалимского Храма (70). Раввины, подобно мусульманским муллам, являются учителями Закона, а не жрецами. Католическое и протестантское богословия расходятся во взглядах на природу христианского священства. Большинство протестантов утверждают, что Христос является первосвященником для всех христиан, что жертвенная смерть Иисуса Христа на Голгофе была единственным жертвоприношением, необходимым для спасения, что все христиане являются священниками и что пасторское служение включает в себя учительные и административные, но не священнические и церковно-иерархические функции. В противоположность этому католические теологи всегда утверждали, что Христос в своей церкви установил постоянное жертвоприношение и священство, что было ясно предсказано еврейскими пророками. В дополнение к власти совершения жертвоприношения католические священники, находящие под юрисдикцией епископа, обладают властью отпускать все грехи, совершать таинства (но не рукополагать в священники), благословлять, совершать богослужения, проповедовать слово Божье и участвовать в пастырском служении.
См. также
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до X века. СПб, 1997
свяще́нник, свяще́нники, свяще́нника, свяще́нников, свяще́ннику, свяще́нникам, свяще́нником, свяще́нниками, свяще́ннике, свяще́нниках
сущ., кол-во синонимов: 65
аббат (2)
абуна (1)
агун (1)
ахун (5)
батюшка (25)
водолаз (12)
газзан (1)
гахам (2)
декан (4)
духовник (4)
духовное лицо (23)
духовный пастырь (5)
законоучитель (3)
знаменщик (5)
игумен (4)
иерей (5)
иеромонах (6)
имам (3)
исповедник (7)
капеллан (1)
каплан (1)
космач (5)
ксендз (3)
кюре (3)
лама (15)
мулла (6)
муэдзин (2)
надоб (1)
николаит (3)
отец (55)
пастор (1)
пастырь (7)
патер (3)
пенитенциарий (2)
первосвященник (6)
плебан (1)
поп (20)
пресвитер (5)
пробощ (1)
пробст (2)
протоиерей (6)
протопоп (3)
протопресвитер (3)
раввин (7)
святой отец (14)
священник-жрец (1)
священник-иезуит (1)
священник-монах (1)
священник-униат (1)
священнослужитель (35)
служитель алтаря (6)
служитель божий (6)
суперинтендент (1)
фофудьеносец (1)
хатын (1)
хубилган (1)
целебрант (1)
шамаш (2)
священнослужитель; служитель алтаря (книжн.); служитель божий, (духовный) пастырь (церк.)
/ о православном священнике в России: батюшка; поп (разг. пренебр.); батя, батька (прост.)
/ собир.: священство
см. также духовное лицо
СВЯЩЕННИК
СВЯЩЕННИК, иерей, отец, книжн. пастырь, книжн. пресвитер, разг. батюшка, разг. поп
СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ, иерейский, книжн. пастырский, книжн. пресвитерский, разг. поповский
Иерей, поп, отец, пастырь, пресвитер, батюшка, служитель алтаря.
Наш университетский батюшка. ..
Ср. духовенство.
См. духовенство...
- Человек, принимающий на себя ведение наших духовных дел с целью улучшения своих земных.
- Мастер отпускать грехи.
- Служитель церкви.
- Кто такой иерей?
- Кем был Браун, герой детективных рассказов Гилберта Честертона?
- Оперетта австрийского композитора Карла Миллекера «Полковой ...».
- Кем по профессии был писатель Саади?
прил.
1. соотн. с сущ. священник, связанный с ним
2. Свойственный священнику, характерный для него.
3. Принадлежащий священнику.
СВЯЩЕ́ННИЧЕСКИЙ, священническая, священническое (церк.). прил. к священник. Священнический сан.
СВЯЩЕ́ННИК, -а, м. Служитель церкви, исполняющий церковные службы и требы (в православии: иерей; в других христианских религиях: ксёндз, кюре, пастор, патер).
свяще́ннический, свяще́нническая, свяще́нническое, свяще́ннические, свяще́ннического, свяще́ннической, свяще́ннических, свяще́нническому, свяще́нническим, свяще́нническую, свяще́нническою, свяще́нническими, свяще́нническом, свяще́нническ, свяще́нническа, свяще́нническо, свяще́ннически
СВЯЩЕННОДЕ́ЙСТВЕННЫЙ, священнодейственная, священнодейственное (книжн.). прил. к священнодействие, являющийся священнодействием. «Тихо помолившись, он надевал большие стальные очки, хмурился и священнодейственно (нареч.) раскладывал на столе сукно.» Чехов.
свяще́нноде́йственный, свяще́нноде́йственная, свяще́нноде́йственное, свяще́нноде́йственные, свяще́нноде́йственного, свяще́нноде́йственной, свяще́нноде́йственных, свяще́нноде́йственному, свяще́нноде́йственным, свяще́нноде́йственную, свяще́нноде́йственною, свяще́нноде́йственными, свяще́нноде́йственном, свяще́нноде́йственен, свяще́нноде́йствен, свяще́нноде́йственна, свяще́нноде́йственно, свяще́нноде́йственны
ср.
1. Церковный обряд, отправление богослужения.
2. перен.
Исполнение какого-либо дела с торжественностью и важностью.
СВЯЩЕННОДЕ́ЙСТВИЕ, священнодействия, ср.
1. Церковный обряд, отправление богослужения (церк. торж.).
2. перен. Исполнение какого-нибудь дела, отправление каких-нибудь обязанностей с важным, торжественным видом (ирон.).
-я, ср.
1. рел.
Отправление богослужения, церковный обряд.
2. перен. Обычно ирон.
Исполнение какого-л. дела с торжественностью и важностью, свойственной обряду.
[Уху] разливали по тарелкам и ели с тем священнодействием, с каким это делается только на пикниках. Чехов, Дуэль.
После уборки происходило священнодействие - бабушка делала тесто для куличей. Паустовский, Далекие годы.
СВЯЩЕННОДЕ́ЙСТВИЕ - отправление богослужения, совершение церк. обрядов и таинств; само богослужение, обряд. таинство. Право священнодействовать в правосл. ц. предоставлено только возведенным в одну из двух высших степеней священства - епископам и иереям. В переносном смысле - исполнение к.-л. дела с серьезностью и важностью, присущим совершение церк. обряда (обычно имеет шутливый или ироничный оттенок).
свяще́нноде́йствие, свяще́нноде́йствия, свяще́нноде́йствий, свяще́нноде́йствию, свяще́нноде́йствиям, свяще́нноде́йствием, свяще́нноде́йствиями, свяще́нноде́йствии, свяще́нноде́йствиях
Богослужение, служба, треба, богомолье, месса; молитва.
Прот. святотатство. Править требы истово.
См. богослужение...
прил., кол-во синонимов: 7
исполнявший с торжественностью и важностью (1)
поклонявшийся (24)
прислуживавший (26)
священничавший (3)
священствовавший (3)
служивший (26)
несов. неперех.
1. Совершать церковный обряд, отправлять богослужение.
2. перен.
Исполнять какое-либо дело с торжественностью и важностью (обычно с оттенком шутливости).
СВЯЩЕННОДЕ́ЙСТВОВАТЬ -ствую, -ствуешь; нсв.
1. Религ. Отправлять богослужение, совершать церковный обряд.
2. Шутл. Делать что-л. с многозначительностью, с важным, торжественным видом. С. над заваркой, над кофе. На сцене священнодействует факир. У синхрофазотрона священнодействуют физики.
◁ Священноде́йствие, -я; ср. Совершать с. над пирогами. Верить в с. Священноде́йственный, -ая, -ое. С-ые жесты, слова.
-ствую, -ствуешь; несов.
1. Ред.
Отправлять богослужение, совершать церковный обряд.
2. перен. Обычно ирон.
Исполнять какое-л. дело торжественно и важно, как обряд.
Хозяева не обедали, а священнодействовали, и гостю приходилось так же церемонно есть. Саянов, Лена.
- Сейчас папа будет священнодействовать! Он их [раков] как-то особенно варит. В. Беляев, Старая крепость.