Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ударение

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

УДАРЕ́НИЕ ; ср.

1. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона. Подвижное у. Словоразличительная функция ударения. Постоянное у. на последнем слоге. Неправильно поставить у. в слове. Восходящее, нисходящее у. (с постепенным повышением или понижением тона). // Значок над буквой, указывающий на такое выделение. Расставить ударения в написанных словах.

2. Выделение слова в предложении силой голоса с целью подчеркнуть его логическую значимость. Сделать особое у. на первом слоге. На какое-л. слово падает логическое у. фразы.

3. Выделение в тексте речи, произведении и т.п. самого важного, существенного или сосредоточение внимания на нём. Произнести с особым ударением какой. абзац. Особое у. было сделано на обстоятельствах дела.

* * *

ударе́ние (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках); изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках); продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке - ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога.

2) Логическое ударение - интонационное выделение того слова в предложении, которое несёт особую смысловую нагрузку («Ты сегодня приедешь в город? А не завтра).

* * *

УДАРЕНИЕ - УДАРЕ́НИЕ (акцент),

1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках); изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках); продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога.

2) Логическое ударение - интонационное выделение того слова в предложении, которое несет особую смысловую нагрузку («Ты сегодня приедешь в город? А не завтра).

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

, ср.

1. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона, а также значок над буквой, указывающий на такое выделение.

Во многих словах Фитингоф делал неправильные ударения. Паустовский, Тост.

||

Выделение слова в предложении силой голоса с целью подчеркнуть его логическую значимость.

- Ты знаешь, - начал опять, с ударением на слове «ты» и с улыбкою, Рудин. Тургенев, Рудин.

- Разве вы бьете своих детей, моя милая? - спросила бабушка, значительно поднимая брови и делая особенное ударение на слове бьете. Л. Толстой, Детство.

2. перен.

Выделение в тексте речи, произведении и т. п. самого важного, существенного или сосредоточение внимания на нем; акцент.

Профсоюзники в отчетах с особым ударением говорили о росте массового движения изобретателей и приводили цифры реализованных предложений. Гладков, Энергия.

- восходящее ударение

- нисходящее ударение

Гуманитарный словарь

УДАРЕ́НИЕ - способ образования фонетически целого сегмента речи. Так, словесное У. - выделение одного слога в слове, служащее для фонетич. объедин. этого слова. Кроме словесного У. различают синтагматич. и фразовое У., к-рые также фонетически объединяют неск. слов в синтагму или неск. синтагм во фразу. Словесное У. в рус. яз. свободно, т. е. может находиться на любом слоге (на последнем - дома́, на предпоследнем - коро́ва, на 3-м от конца слова - о́вощи и т. д.), и подвижно, т. е. не привязано к определенной морфеме в слове (до́ма - дома́ - и́з дому, домово́й и т. д.). Оно не случайно. Как правило, ударной является основа слова и перенос У. на флексию грамматически обусловлен. Те слоги, к-рые предшествуют ударному, называются предударными, те же, к-рые следуют за ударным, называются заударными. Фонетич. средство выделения удар. эл-та - бо́льшая длительность по сравнению с безуд. Традиционно считается, что рус. У. динамично, т. е. удар, гласный, будучи самым сильным, является и самым громким в слове, но эксперим. иссл. не подтверждают этого мнения. Оказывается, что громкость гласного зависит как от собств. его качества (а - самый громкий, у, и, ы - самые тихие), так и от его положения в слове (чем ближе к нач. слова находится гласный, тем больше его громкость, так что, напр., в сл. обману́ли первых два гласных гораздо громче удар., т. к. они оба открытые и оба ближе к нач. слова). Вторым важным фонетич. свойством словесного У. в рус. яз. являются специфич. характеристики удар, гласных (отсутствие редукции, характ. для безуд.). В удар. слоге возможно употребление большего числа гласных, чем в безуд. В предложении "Вот брат взял нож" мы воспринимаем У. на всех словах, хотя здесь и нет безуд. слогов, с к-рыми можно было бы сравнивать удар.: гласные о в словах вот и нож и гласный а после мягкого согласного в слове взял не могут быть употреблены в безуд. слогах, а гласный а в слове брат характеризуется полным отсутствием редукции.

Существуют две степени редукции безударных. На степень редукции влияет положение гласного в слове (так, безуд. гласный в абсолютном нач. слова не редуцируется до второй степени так же, как и гласный в абсолютном кон. слова). Важно также, что фонетич. характеристики безуд. слога в потоке речи зависят от соседних слов. Так, заударный слог в слове гуси получает характеристики предуд. в сочетании гуси Рим спасли.

Словесное У. обладает и словоразличит. функцией (мука́ - му́ка, пили́ - пи́ли и т. д.), к-рая для рус. яз. весьма второстепенна, ибо такие пары возникли в нем случайно.

Обычно в слове имеется одно словесное У., однако в сложных словах часто возникает, помимо гл., и т. н. второстепенное (побочное) У. (четыре́хэта́жный, лави́нообра́зный).

Эксперим. иссл. последних лет позволили обнаружить большую зависимость словесного У. от положения слова в синтагме или фразе: в т. н. слабых позициях синтагмы или фразы слог, на к-рый падает словесное У., может оказаться по своим характеристикам почти неразличимым от безуд.

Синтагматич. У. обычно падает на удар, гласный последнего слова в синтагме, а фразовое - на удар, гласный последнего слова в конечной синтагме. Перенос синтагматич. У. с последнего слова в синтагме на др. приводит к появлению логического У. (Мы вы́шли, когда он замолчал и Мы́ вышли, когда он замолчал).

Лит.: Златоустова Л. В. Длительность гласных и согласных звуков русского языка // Учен. зап. Казан, ун-та. 1954. Т. 114. Вып. 6; Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956; Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Щербакова Л. И. Об определении места ударения в слове // Изв. Отд. лит. и яз. АН СССР. 1973. Т. 32. № 2; Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Поговорки

Пунктуация и управление в русском языке

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова ударение

Синонимы к слову ударение

Тезаурус русской деловой лексики

Идеография

Лингвистика

Ударе́ние

(акцент) - выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с

помощью фонетических средств. Ударение - факт

супрасегментного фонологического уровня (см. Фонология); в зависимости от того, с какой

сегментной единицей функционально соотносится ударение, различают

словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение. Особый вид ударения -

логическое ударение, назначение которого - в смысловом

подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении, ср.:

«о́н дежурит​/​«он дежу́рит. Физический носитель ударения - слог или мора; в тех случаях, когда физический и

функциональный носители ударения совпадают, говорят о слоговых

акцентах (см. Тон).

Выделяется 3 фонетических компонента ударения (по преобладающему

компоненту определяется фонетический тип ударения): 1) интенсивность,

достигаемая увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха

(основанное на этом свойстве ударение называют динамическим,

реже - экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку

выделяется музыкальное ударение, которое может реализоваться в

нескольких разновидностях, например в восходящей и нисходящей);

3) длительность (по этому признаку условно выделяют третий тип

ударения - количественное, но в чистом виде оно не

зарегистрировано). Обычно в языках, имеющих ударение, сочетаются все

указанные признаки, но значимость их бывает различной. Эксперименты показали, что, например, носители русского и английского

языков, считающихся языками с динамическим ударением, воспринимают

долгие гласные (или гласные с повышением тона)

как ударные, т. е. интенсивность для них - не единственный признак

ударения. Установлено, в частности, что для русского ударения

длительность - важнейший компонент, поэтому русские склонны воспринимать

чешские слова с долгим 2‑м слогом типа motýl ‘бабочкакак имеющие ударение на 2‑м слоге, хотя

в действительности ударение в чешском языке всегда на 1‑м слоге.

В языках с противопоставлением долгих в кратких гласных признак

длительности, не участвуя в создании эффекта ударения, может влиять на

реализацию его разновидностей; так, в древнегреческом языке, имевшем музыкальное

(тоническое) ударение, нисходящая разновидность ударения (циркумфлекс)

была возможна только на долгом слоге, в отличие от восходящей (акута),

допустимой как на долгом, так и на кратком слогах.

В отдельном языке представлен, как правило, один фонетический тип

ударения; довольно редки случаи сосуществования разных типов, как в шведском языке, где отмечается динамическое и

музыкальное ударение (оба могут присутствовать в одном и том же слове,

но динамическое ударение при этом тяготеет к начальному слогу), или в датском языке, где наряду с динамическим ударением

в некоторых словах есть так называемый толчок (stød) - ударение, осложнённое гортанной смычкой

(предположительно - остаток прежнего музыкального ударения). Известны

языки, в которых вообще не отмечено ударения (например, палеоазиатские).

Обычно в языках с ударением каждое знаменательное слово имеет

ударение, и притом единственное; в некоторых языках в многосложных

словах возможны два ударения одного типа, из них одно - главное,

другое - второстепенное (например, в английском, немецком, ср. англ.

competition ‘соревнование’ с главным ударением

на 3‑м слоге и второстепенным ударением на 1‑м слоге). Наряду с

обязательно ударными словами (ортотоническими) выделяются обязательно

безударные - энклитики, к ним относятся артикли, предлоги, послелоги, частицы.

В определённых условиях, однако, некоторые из таких слов могут в

составе фразы «перетягивать» ударение со знаменательных слов (ср. «по́

воду», но «по я́годы»). Такое смещающееся ударение в индоевропейских языках называется

рецессивным (Е. Курилович). Оно наблюдается в тех

знаменательных словах, которые в праславянскую эпоху принадлежали к

группе так называемых энклиномена (называемых так вслед за

Р. О. Якобсоном, т. е. не имевших обязательного ударения, что отражено в

фольклорных конструкциях типа «синё море» с одним ударением).

Кроме фонетических типов ударения различаются структурные типы - по

характеру расположения ударения в структуре слова; при этом важно

учитывать два аспекта - фонологическую (слоговую или морную) и морфологическую структуру. Применительно к слоговой

структуре слова говорят о свободном и связанном

ударении: свободное ударение может падать на любой слог, связанное - на

определённый. Связанное ударение, в свою очередь, может быть

представлено двумя подтипами: фиксированное ударение (имеющее

единственное постоянное место) и ограниченное ударение (имеющее

определённую зону локализации). Примеры свободного ударения - в русском,

английском языках; связанное фиксированное ударение - в чешском, венгерском языках (на 1‑м слоге), связанное

ограниченное - в латинском языке (отстояние

ударения от конца слова = 1 слог + 2 моры, ср. dī́vido ‘разделяю’ - dīvī́si

разделил’: в первом слове ударение на 2‑й море 1‑го слога, во втором -

на 1‑й море 2‑го слога), аналогичный тип ударения - в древнегреческом,

где расстояние между ударной морой и конечной морой не может превышать

один слог.

Свободное динамическое ударение способно вызывать качественные и

количественные изменения гласных в составе слова, известные под

названием редукции, происходящей,

например, в безударных слогах в русском и английском языках. Это,

однако, наблюдается не всегда, и ударение, которое вызывает редукцию,

называют иногда (С. И. Бернштейн) сильноцентрализующим, в

противоположность слабоцентрализующему, т. е. не вызывающему

изменений вокализма слова. В русском языке

редукция регулируется формулой Потебни: ...12311..., где цифры

означают соответствующую степень полнозвучности слога в слове, считая

от ударного (3). Внешне аналогичный подход используется в порождающей

фонологии Н. Хомского - М. Халле (см. Генеративная лингвистика), в которой вводится

понятие акцентного контура слова с градацией степеней ударности слогов

от одного (главное ударение) до четырёх (безударность).

Применительно к морфологической структуре слова важно различать подвижное и неподвижное

(постоянное) ударение; эта характеристика имеет фундаментальное значение

в славянских и балтийских языках. Подвижность означает, что в

пределах морфологической парадигмы ударение в

разных словоформах может быть то на основе, то

на окончании. Тем самым наряду с формальными словоизменительными

парадигмами складываются акцентные парадигмы, служащие

дополнительным средством различения грамматических форминогда и единственным, ср.

«о́кна - окна́»). Подвижность может проявляться либо в полупарадигме

(например, у слова «рука» в полупарадигмах единственного и

множественного числа, ср. «рука́ - ру́ку», «ру́ки -

рука́ми»), либо между полупарадигмами, когда внутри каждой из них

ударение колонное (неизменное), ср. формы слова «дело»

(колонное ударение на основе в единственном числе и колонное ударение

на флексии во множественном числе). Если

словоформа содержит нулевое окончание, ей приписывается так

называемое условное ударение (А. А. Зализняк), например у

слова «стол» в именительном падеже единственного числа -

нафлективное, а у слова «дом» - наосно́вное. Акцентные парадигмы

обобщаются в акцентные типы; например, для славянских языков

установлены 3 типа: 1) постоянное ударение на основе (корне) - тип A

(баритонированный), 2) постоянное ударение на флексии

(посткорневом элементе) - тип B (окситонированный),

3) подвижное ударение - тип C (подвижный).

В истории языка акцентные типы подвержены изменениям. Изменяться

могут также и общие структурные и фонетические типы ударения. Так, в

славянских языках наблюдается переход от музыкального ударения к

динамическому в русском, украинском, белорусском, польском, от

свободного (подвижного) к связанному (постоянному) - в чешском,

польском.

Языки, имеющие единственную оппозицию «ударность - безударность»,

называются монотоническими (моноакцентными); языки,

имеющие также оппозиции фонетических типов ударения, называются

политоническими (полиакцентными). Само ударение исторически

может развиваться из тона; такой путь предполагается, например, для

индоевропейских языков (тонмузыкальное ударениединамическое

ударение).

Ударение выполняет в языке различные функции. Общей для всех типов и

видов ударения является кульминативная функция - обеспечение

цельности и отдельности слова путём просодической централизации его слого-звуковой

структуры (выделение просодического центра слова). Свободное и

ограниченное ударение способно выполнять сигнификативную

функцию, различая, кроме грамматических форм, также лексемы и лексико-семантические варианты слов (ср.

рус. «за́мок - замо́к»; др.-греч. φόρος ‘налог’ - φορός ‘несущий’, εἰμί ‘я есть’ - εἶμι ‘иду’; нем. ǘbersetzen ‘переправлять’ - übersétzen ‘переводить’; англ. pérfect ‘совершенный’ - perféct

совершенствовать’). Связанное (особенно фиксированное) ударение

выполняет делимитативную (разграничительную) функцию, отмечая

границы слов. Ударение любого типа может выполнять также экспрессивную функцию, будучи элементом интонации фразы и соотносясь с

прагматическими значениями (см. Прагматика).

Функции ударения, структура акцентных парадигм и их история изучаются

в акцентологии. Словесное ударение

играет важную роль в ритмической структуре

поэтической речи, взаимодействуя с метрикой стиха.

Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М.,

1960;

Тронский И. М., Древнегреческое ударение, М. - Л.,

1962;

Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М.,

1967;

его же, От праславянской акцентуации к русской, М.,

1985;

Зиндер Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979;

Дыбо В. А., Славянская акцентология, М., 1981;

Касевич В. Б., Фонологические проблемы общего и восточного

языкознания, М., 1983;

Kuryłowicz J., L’accentuation des langues

indo-européennes, Wrocław - Kraków, 1958;

Garde P., L’accent, P., 1968;

Martinet A., Accent et tons, в его

кн.: La linguistique synchronique, 3 éd., P.,

1970;

Lehiste I., Suprasegmentals, Camb. (Mass.) - L.,

1970;

Jakobson R., Die Betonung und ihre Rolle in

der Wort- und Syntagmaphonologie, в его кн.: Selected writings, 2 ed., v. 1, The Hague - P.,

1971;

Hyman L. M., Phonology. Theory and analysis,

N. Y. - [a. o.], 1975;

см. также литературу при статье Акцентология.

В. А. Виноградов.

Лингвистические термины

ударение (акцент) (фон.)

Выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона).

По объекту выделения ударение бывает:

1) слоговое;

2) словесное;

3) фразовое.

По акустико-арти-куляционной характеристике различается ударение:

1) монотоническое (экспираторное);

2) политоническое (музыкальное).

Экспираторное ударение бывает:

1) силовым (динамическим) (слог выделяется силой воздушной струи);

2) квантитативным (слог выделяется длительностью).

Политоническое ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью (древнегреческий, китайский языки). Ударение тесно связано со словом, является его признаком. Словесное ударение - выделение одного из слогов и подчинение ему всех остальных безударных слогов. В многослоговых словах наряду с главным (основным) ударением появляется побочное (второстепенное): желéзобетóн.

По месту ударения в слове различают ударение:

1) постоянное (связанное, фиксированное);

2) свободное (разноместное, подвижное).

Фразовое и логическое ударение отличается от слогового и словесного ударения:

1) фразовое ударение выполняет фонетическую, семантико-синтаксическую роль, оно связано с интонацией, является ее компонентом;

2) логическое (смысловое) ударение выделяет слова и такты при произнесении фразы.

Выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта - синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). Различаются:

1) ударение в фонетическом аспекте:

а) по силе выдоха. Ударение силовое (динамическое, экспираторное, выдыхательное) (например, в русском языке);

б) по высоте тона (движению голосового тона). Ударение музыкальное (мелодическое, тоническое, тоновое) (например, в китайском, корейском, японском языках; в соединении с экспираторным усилением - смешанное, или музыкально-выдыхательное, ударение - в шведском и норвежском языках, в менее заметной форме в сербскохорватском и литовском языках);

в) по долготе звука. Ударение количественное (квантитативное, долготное) (например, в современном новогреческом языке);

2) ударение в морфонологическом аспекте:

а) по прикрепленности к определенному слогу в слове. Ударение постоянное (устойчивое, фиксированное) (например, в языках чешском, венгерском, финском, эстонском, латышском на первом слоге; во французском языке и в большей части тюркских языков на последнем слоге; в польском языке на предпоследнем слоге). Ударение свободное (разноместное) (например, в русском языке);

б) по возможности перехода с одного слога на другой. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т. е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например в русском языке);

в) по наличию дополнительного ударения. Ударение главное (см. главное ударение). Ударение второстепенное (см. второстепенное ударение);

3) ударение в различных единицах языка. Ударение слоговое, связанное с изменением силы звука или движения тона внутри слогообразующей части слога (ударение ровное, восходяще е, нисходяще е, нисходяще-восходящее, восходяще-нисходящее). Ударение словесное - выделение фонетическими средствами одного из слогов в двусложном или многосложном слове. Ударение тактовое (синтагматическое) - выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта (синтагмы). Ударение фразовое (ф р а а в о е) - выделение в произношении более важного в смысловом отношении речевого такта (синтагмы); таким ударением является одно из тактовых;

4) в аспекте интеллектуального и эмоционального содержания высказывания. У дарение логическое (см. логическое ударение). Ударение эмфатическое (см. эмфатическое ударение).

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. accento.

Морфемно-орфографический словарь

удар/е́ни/е [й/э].

Грамматический словарь

Грамматологический словарь

Ударение - фонетическое средство выделения в слове слога или моры, гласные в которых зачастую маркируются (обычно акутом). Ударение может быть силовым (как в русском языке) и музыкальным (тоническим, как в древнегреческом и литовском). В шведском языке сосуществуют силовое и музыкальное ударения, а в датском известно толчковое ударение (перерыв голоса, резкое смыкание голосовых связок). В сербской графике иногда выделяют политоничные характеристики ударения: ȕмена (род. п. ед. ч.), имèна (им. п. мн. ч.), имéнā (род. п. мн. ч.). Двойной гравискраткое нисходящее ударение, гравис - краткое восходящее, акут - долгое восходящее, надчеркивание - долгое нисходящее.

Считается, что в грузинском и палеоазиатских языках ударение слабо выражено или вовсе отсутствует. Нередко ударение носит смыслоразличительный характер: в русском зáмок, замóк. Хотя чаще ударение служит пограничным сигналом начала или конца слова. В венгерском, чешском, словацком, финском ударение падает на первый слог; в арабском и французском - на последний; в испанском, польском, эсперанто и кечуа - на предпоследний; в македонском - на третий с конца (вóда - вóдата - водéница - воденúцата - водéничар - воденúчари - воденичáрите). Иногда ударение обусловлено структурой слогаайнском языке ударение падает на закрытый слог) или морфемным составомарахау ударение падает на гласную глагола, в ларимин - на первую гласную окончания, в немецком - на первую гласную корня).

Просодическая организация слова в чукотском языке характеризуется чередованием слогов по хореическому типу (_V_V_...): 'мыт−рэ−'миг−чи−'рэ−ты−'ркын «мы будем работать». В трехсложных словах ударение традиционно помещается на втором слоге (я−'ра−н,ы дом), а в двусложных - на первом ('ва−лы нож). Дополнительное акцентное выражение получают слоги с гортанной смычкой.

В латинском языке ударение моросчетное: отстояние ударения от конца слова на один слог плюс две моры: 'dīvido разделяю, dī'vīsi разделил. В греческом - расстояние между ударной и конечной морами не может превышать один слог. В русском, английском и литовском ударение свободное и при изучении этих языков его место в слове необходимо заучивать.

В большинстве письменностей мира ударение носит характер надстрочной диакритики, но, например, в еврейском - диакритика подстрочная.

Глагольная сочетаемость

Методические термины

Лексикология

История слов

См. язык

Сканворды для слова ударение

Полезные сервисы

ударение в кратких прилагательных

Лингвистические термины

Полезные сервисы

ударение глаголов

Лингвистические термины

Выделяются три акцентных типа:

1) неподвижное ударение на основе;

2) неподвижное ударение на окончании;

3) подвижное ударение.

Подвижное ударение создает пять разновидностей акцентных типов:

1) в наст. и буд. времени ударение падает на окончание, в прош. вр. - на основу;

2) в наст. - буд. времени и в ж.р. прош. времени падает на окончание, в ср.р. и мн.ч. прош. вр. - на основу;

3) в 1 л. наст. - буд. вр. - на окончание, во всех остальных случаях - на основу;

4) в 1 л. наст. - буд. вр. и в прош. вр. - на окончание, во всех остальных случаях - на основу;

5) в 1 л. наст. - буд. вр. и в ж.р. прош. вр. - на окончание, в остальных случаях - на основу. Муж. р. прош. вр. не учитывается.

Полезные сервисы

ударение облеченное

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

ударение острое

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

ударение побочное

ударение полных прилагательных

ударение слабое

ударение словообразовательное подвижное и неподвижное

Лингвистические термины

Полезные сервисы

ударение среднее

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

ударение существительных

Лингвистические термины

У существительных выделяются 2 типа неподвижного и 6 типов подвижного ударения:

1) ударение стоит на основе (это самый распространенный тип, к которому относятся более 30 тыс. сущ. муж., женск., среднего, парного родов: парк; книга; болото; ножницы);

2) ударение стоит на окончании (этот тип содержит более 2 тысяч слов муж., женск., среднего, парного родов: стол; статья; словцо; очки);

3) ударение в единственном числе падает на основу, во множественном - на окончание (тип содержит около 300 слов муж. и средн. рода: дом; дело);

4) ударение в единственном числе падает на окончание, во множественном на основу (тип содержит более 150 слов в основном женского и среднего рода: звезда; письмо);

5) ударение в ед.ч. и в И.п. мн.ч. падает на основу, во множ. числе - на окончания (содержит 120 слов муж. и женск. рода: голубь; лошадь; 2 слова среднего рода: око и ухо);

6) ударение подвижное: в ед.ч. в В.п. и во множ.ч. падает на основу, в остальных формах на окончания (тип содержит 12 сущ. жен. рода: душа, земля);

7) ударение подвижное: в ед.ч. В.п. и во множ.ч. И.п. ударение стоит на основе, в остальных случаях - на окончании (тип содержит 13 сущ. женск. рода: голова, гора).

Полезные сервисы

ударение тупое

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

ударение тяжелое

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

ударение формообразовательное неподвижное

ударение формообразовательное подвижное

ударение фразовое, синтагменное, логическое