устремля́ться, устремля́юсь, устремля́емся, устремля́ешься, устремля́етесь, устремля́ется, устремля́ются, устремля́ясь, устремля́лся, устремля́лась, устремля́лось, устремля́лись, устремля́йся, устремля́йтесь, устремля́ющийся, устремля́ющаяся, устремля́ющееся, устремля́ющиеся, устремля́ющегося, устремля́ющейся, устремля́ющихся, устремля́ющемуся, устремля́ющимся, устремля́ющуюся, устремля́ющеюся, устремля́ющимися, устремля́ющемся, устремля́вшийся, устремля́вшаяся, устремля́вшееся, устремля́вшиеся, устремля́вшегося, устремля́вшейся, устремля́вшихся, устремля́вшемуся, устремля́вшимся, устремля́вшуюся, устремля́вшеюся, устремля́вшимися, устремля́вшемся
гонзага пьетро ди готтардо
Гуманитарный словарь
ГОНЗА́ГА (Гонзаго) Пьетро ди Готтардо (1751-1831) - живописец, мастер театрально-декорат. живописи, создатель парков. Учился в Венеции и Милане. Испытал влияние Дж. Лиранези (итал. архитектор и гравер 18 в.). С 1792 работал в России. Декорат. живопись Г. изобилует иллюзионистич. эффектами, стирающими грань между реальной архитектурой и росписями (галерея Гонзаго и другие фрески на фасадах дворца в Павловске, 1822-23, сохр. небольшие фрагменты; плафон Большого зала, впервые исполнен по эскизу в 1950-х гг.); по свидетельствам современников, собаки пытались вбежать, а птицы влететь в созданное иллюзорное пространство Гонзаговых фресок. Там же Г. продолжил создание парка, романтически развивая принципы англ. парков. Пейзажи Г. театрализованы, он ставит отд. деревья, купы и рощи так, что гуляющий видит их как бы в центре сценич. площадки, границы и задник к-рой образованы остальной растительностью, и при движении в центр сцены выдвигаются новые "герои", а прежние сливаются с "кулисами", этот процесс взаимопереходов непрерывен, постоянно выдвигая что-то в центр пространства и соответственно внимания. Планировка дорожек предельно проста, действо развертывается в отдалении от зрителя, постоянно ощущающего себя на границе сцены или картины и устремляющегося все дальше в манящую даль, недосягаемую, как мечта. Эти пейзажи районов "Белой березы" и "Парадного поля" Павловского парка - гимн стихиям Воздуха и Земли. В том же парке Г. создал Новошалейные пруды - каскад скрытых среди густых зарослей в глубоких оврагах прудов с неподвижными водами (их можно назвать гимном Воде и Земле; эстетика этого р-на парка переходна от английского парка к следующим формам пейзажных парков), и Красную долину вдоль р. Славянки, обрамленную вековыми деревьями и уходящую в бесконечность. Работы Г. в Павловске завершили художеств. открытие рус. пейзажа.
Г. создал также многочисл. иллюзорные архит. декорации для т-ров, гл. обр. в С.-Петербурге (сохр. лишь декорации для т-ра в Архангельском). Устраивались спектакли, состоявшие только из созерцания его декораций, медленно сменявшихся перед изумленными зрителями.
Лит.: Гонзага Пьетро Готтардо: Жизнь и творчество, 1751-1831. Моногр. иссл. С. Я. Сыркиной и соч. М., 1974. С. 259-263; Пьетро Гонзаго: Выставка произведений / Гос. Эрмитаж. Л., 1980.