Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шопен

Поговорки

Слушать Шопена. Жарг. угол. Совершать кражи на похоронах. Балдаев 2, 47.

Лабать (играть/ сыграть) Шопена кому. Разг. Ирон. Хоронить кого-л. Белоус, 28; БМС 1998, 640.

Грамматический словарь

Шопе́н ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова шопен

- Польский композитор.

- Польский композитор, чьим именем назван аэропорт в Варшаве.

- О каком композиторе Роберт Шуман восторженно отозвался: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»?

- Этель Лилиан Войнич перевела с польского и французского языка на английский коллекцию писем этого композитора.

- После выступления на вечере у Ротшильдов, богатые французы наперебой бросились брать у него уроки фортепиано.

- На музыку этого поляка хореограф Дмитрий Брянцев поставил в московском Музыкальном театре имени основателей МХАТа «Призрачный бал».

- В журнале успеваемости против фамилии этого польского студента сначала появилась запись: «выдающиеся способности», затем «выдающееся дарование», и, наконец: «музыкальный гений».

- Польский композитор, автор «похоронного марша».

Полезные сервисы

шопен (chopin) фридерик

Большой энциклопедический словарь

ШОПЕН (Chopin) Фридерик (1810-49) - польский композитор и пианист. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. С 1831 жил в Париже. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс им. Шопена.

Полезные сервисы

шопен (shopin) фридерик

Большой энциклопедический словарь

Шопе́н (Shopin) Фридерик (1810—1849), польский композитор, пианист. Ученик Ю. Эльснера. С 1831 жил в Париже. Музыке Шопена — почти исключительно фортепьянной — присущи сокровенный лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. Композитор-романтик, Шопен развивал принципы бетховенского симфонизма. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830) для фортепиано с оркестром, 3 сонаты (1828—44), фантазия (1841), 4 баллады (1835—42), 4 скерцо (1832—42), 4 экспромта (1834—42), ноктюрны, этюды, 17 вальсов, около 60 мазурок, 16 полонезов, цикл 24 прелюдий (1831—39) и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувства сочетались с изяществом и техническим совершенством. После кончины сердце Шопена (по его завещанию) было перевезено на родину в Желязову Волю. С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена.

Полезные сервисы

шопен фридерик

Энциклопедический словарь

Шопе́н Фридерик (Chopin) (1810-1849), польский композитор и пианист. С 1831 жил в Париже. Представитель музыкального романтизма; один из создателей современной пианистической школы. Эмоциональная глубина, изящество и техническое совершенство Шопена-пианиста сказались на особенностях его произведений, преимущественно фортепьянных. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию, музыкальную форму, фортепианную фактуру. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс им. Шопена.

* * *

ШОПЕН Фридерик - ШОПЕ́Н (Chopin) Фридерик (полн. Фридерик Францишек (во французском варианте Фредерик Франсуа) (1 марта 1810, Желязова Воля, Польша - 17 октября 1849, Париж), польский композитор и пианист. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Юный гений

Родился в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский. В 1816-1822 обучался игре на фортепиано у Войцеха Живного (1756-1842), чье преподавание основывалось на музыке И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян)и венских классиков. По-видимому, тогда же состоялось первое знакомство будущего композитора с итальянским бельканто (см. БЕЛЬКАНТО). Неповторимый мелодический стиль Шопена складывался под совокупным влиянием Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей), польской национальной музыки, в частности, салонных пьес его старших современников М. К. Огиньского (см. ОГИНЬСКИЙ Михаил Клеофас), М. Шимановской (см. ШИМАНОВСКАЯ Мария)и других, а также итальянской оперы. Первые композиторские опыты Шопена (два полонеза) относятся к 1817. С 1819 он выступает как пианист в варшавских аристократических салонах. В 1822 начал заниматься частным образом у ведущего польского композитора Ю. Эльснера (см. ЭЛЬСНЕР Юзеф). В 1823 поступил в Варшавский лицей, незадолго до окончания которого опубликовал свой первый опус - Рондо c-moll (1825). В 1826-1829 Шопен учился в классе Эльснера в варшавской Главной школе музыки. К этому периоду относятся Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром соч. 2, Первая соната соч. 4 и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений».

Добровольное изгнание

В 1829 и 1831 Шопен с успехом концертировал в Вене. Тогда же Р. Шуман (см. ШУМАН Роберт (композитор))восторженно отозвался в печати о Вариациях соч. 2 («Шапки долой, господа, перед вами гений!»). Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте (согласно популярной легенде, Шопен откликнулся на нее пьесой, которая ныне широко известна как «Революционный этюд»). Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф. Калькбреннером и К. Плейелем (которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни), музыковедом Ф. Ж. Фетисом, композиторами Ф. Листом (см. ЛИСТ Ференц), В. Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо), художником Э. Делакруа, писателями Г. Гейне, В. Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты; среди его друзей были также представители польской эмиграции. В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию (где встречался, в частности, с Шуманом и Ф. Мендельсоном (см. МЕНДЕЛЬСОН Феликс)), в 1837 - в Лондон. Между тем у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.

Рядом с Жорж Санд

В 1837 начался роман Шопена с известной французской писательницей Жорж Санд (см. ЖОРЖ САНД) , которая относилась к Шопену отчасти по-матерински, как к хрупкому и незрелому созданию, за которым необходим постоянный уход. Зиму 1838-1839 Шопен и Ж. Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Ж. Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

В феврале 1848 он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию, где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки. По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 он написал свое последнее произведение - Мазурку f-moll соч. 68 «4. На отпевании Шопена в парижской церкви св. Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек; звучали его Прелюдии e-moll и h-moll из соч. 28 и Реквием Моцарта. На похоронах оркестр играл траурный марш из его Второй сонаты b-moll соч. 35. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу; оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.

Виртуоз и импровизатор

Почти вся музыка Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений - поздняя Соната для виолончели и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы (в том числе рондо) и произведения для фортепиано с оркестром (два концерта,1829-30, и др.), в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля». На другом полюсе находятся монументальная Третья соната h-moll (соч. 58, 1844) и окружающие ее Фантазия (1841), Колыбельная (1843-44), Баркарола (1845-6), Третья и Четвертая баллады (1840-41, 1842), Четвертое скерцо (1842), три мазурки соч. 56 (1843), три мазурки соч. 59 (1845), Полонез-фантазия (1845-46), ноктюрны соч. 62 (1846) - произведения огромной выразительной силы и благородства, новаторские по форме (для позднего Шопена характерна свободная трехчастная форма с длительно подготавливаемой сокращенной репризой, которая обычно переходит в сжатую коду), фактуре, гармоническому языку. Между этими двумя полюсами располагаются этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты - неизменно совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Поэт и музыкант Б. Л. Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество «орудием познания всякой жизни».

Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии. Многие его пьесы написана в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25 «1): «Это не столько этюд, сколько поэма», приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляции (часто принимающие форму внезапных «соскальзываний» в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности. Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных композиторов, как Ф. Лист, Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард), Г. Форе (см. ФОРЕ Габриель), К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль), Э. Григ (см. ГРИГ Эдвард), И. Альбенис (см. АЛЬБЕНИС Исаак), П. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), А. Скрябин (см. СКРЯБИН Александр Николаевич), С. Рахманинов (см. РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич), К. Шимановский (см. ШИМАНОВСКИЙ Кароль). С 1927 в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена.

Энциклопедия Кольера

ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК (Szopen, Fryderyk Franciszek)

ФРИДЕРИК ШОПЕН

ФРИДЕРИК ШОПЕН

(1810-1849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (поэтому закрепилась французская транскрипция его имени - Chopin, Frderic Franois). Шопен - один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах - мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее - это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он создал новый гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.

Жизнь. Фридерик Шопен родился в 1810, вероятно, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его отец Никол (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мать воспитывалась в дворянской семье. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им маленький полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрел вкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер. В 1823 он поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 1825 его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду - бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы - превосходные манеры. В 1830 он сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют "революционным". Это произошло в 1831, и после этого Шопен никогда не возвращался на родину. В 1831 он поселился в Париже. Шопен любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, этот стиль отличала необычайная ритмическая свобода - Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других. В 1836 Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута, и Шопен остался холостяком. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной - баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило немало сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд - 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838-1839, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание плохой погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. В 1847 отношения Шопена с Жорж Санд окончательно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже очень больной, он играл у королевы Виктории и дал несколько концертов - последний из них состоялся 16 ноября 1848. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах более давать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую помощь от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья. Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.

Музыка. Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные - лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно "европейские" по мелодике, гармонии, ритму и отчетливо "польские" по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы. Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых - помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена - прежде всего гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают. Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу "от малого к большому": первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров мировой фортепианной литературы. Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений. Шопен - автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера), в его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

"Польские" жанры. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами - жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип - польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) - небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти все написанное Шопеном, мазурки весьма пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства - даже если не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием "военного", вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Крупные формы. Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отлично выстроенную и очень убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840-1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы следовать классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала определять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845-1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке). Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), - юношеское произведение, которое ныне редко исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть - известный во всем мире похоронный марш, а финал - вихрь октав, подобный "ветру, воющему над могилами". Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.

Другие сочинения. Шопену принадлежит также ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк, а также вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж.Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а также трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопеном создан ряд песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки, и почти всегда при исполнении в партитуры вносятся изменения.

ЛИТЕРАТУРА

Ивашкевич Я. Шопен. М., 1963 Шопен Ф. Письма, тт. 1-2. М., 1989

Афоризмы

Шопен, Фридерик Францишек (Франсуа) (Chopin, Fryderyk) (1809 - 1849)

Польский композитор, пианист. Сын француза и польки.

Афоризмы, цитаты

Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная.

Полезные сервисы

шопен, фридерик

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фридерик Шопен.

Фридерик Шопен.

ШОПЕН (Chopin) Фридерик (1810 - 1849), польский композитор, пианист. С 1831 жил в Париже. Представитель музыкального романтизма, один из создателей современной пианистической школы. Эмоциональная глубина и техническое совершенство Шопена-пианиста сказались на особенностях его произведений. Преимущественно фортепьянные сочинения: 2 концерта с оркестром (1829, 1830), 3 сонаты (1828 - 44), фантазия (1841), 4 баллады, 4 скерцо, цикл 24 прелюдий, мазурки, полонезы, экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы.

Полезные сервисы

шопенгауэр

Афоризмы

Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (1788 - 1860)

Немецкий философ. Сын банкира и писательницы-беллетристки Иоанны Шопенгауэр, урожденной Трозинер. 1820 - 1831 - приват-доцент Берлинского университета. После 1831 жил во Франкфурте-на-Майне. Являлся представителем волюнтаризма (от лат. voluntas - "воля") - считал истинной реальностью волю, а весь созерцаемый в пространстве и времени мир - представлением. Свое учение А. Шопенгауэр впервые назвал пессимизмом (от лат. pessimus "наихудший"), т.е. представлением о том, что в мире преобладают негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее. Главным сочинением считается "Мир как воля и представление" в 2 томах (1819 - 1844).

Афоризмы, цитаты -

Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя.

Богатство подобно морской воде, от которой жажда тем больше усиливается, чем больше пьешь.

Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо - мысль природы.

Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.

Нет более прекрасного утешения для старца, чем видеть всю мощь своей молодости, воплощенной в трудах, которые не состарятся подобно ему.

То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.

Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного.

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы.

Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности.

Врач видит человека во всей его слабости, юрист - во всей его подлости, теолог - во всей его глупости.

Для каждого человека ближний - зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.

С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее; с точки зрения старости - очень короткое прошлое.

В математике ум исключительно занят собственными формами познавания - временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом.

Иной зоолог бывает в сущности не чем иным, как регистратором обезьян.

Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.

Истинный характер человека сказывается в мелочах, когда он перестает следить за собою.

Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.

Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.

Науку может всякий изучить - один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать.

Слава и честь - близнецы, но такие же, как Диоскуры, из которых Поллукс был бессмертен, а Кастор - смертен: слава есть сестра бессмертной чести.

Час ребенка длиннее, чем день старика.

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.

Честь объективно - мнение, которое другие имеют о нашем мужестве, и субъективно - страх, который нам внушает это мнение.

Мир невозможен без времени, но и время невозможно без мира.

Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими.

В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.

Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости.

Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок.

Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.

Как нужда - постоянный бич народа, так и скука - бич высшего общества.

Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.

Природа аристократичнее человека. Различия званий и состояний в европейских обществах, а также кастовые различия в Индии ничтожны в сравнении с различиями в умственных и нравственных качествах людей, полагаемыми самой природой.

По отмирании воли смерть тела уже не может быть тягостной.

В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природою вещей.

Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.

В некоторых частях света водятся обезьяны, в Европе же водятся французы, что почти одно и то же.

Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.

К какому выводу в конце концов пришли Вольтер (Voltaire), Юм и Кант Иммануил (Kant)? - К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.

Предчувствуя близость смерти, я сознаюсь, что ненавижу немецкую нацию вследствие ее бесконечной глупости и что я краснею от того, что принадлежу к ней.

Карточная игра - явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.

Плохие книги не только бесполезны, но положительно вредны. Ведь девять десятых текущей литературы только затем и публикуются, чтобы выманить из кармана доверчивой публики пару лишних талеров.

Человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его "Я".

Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.

Немцев упрекают в том, что они всегда подражали во всем французам и англичанам; но забывают, что это самое умное, что они, как нация, могли сделать, потому что собственными силами они не произвели бы ничего дельного и хорошего.

Синонимы к слову шопенгауэр

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Шопенга́уэр ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова шопенгауэр

- Немецкий философ-иррационалист по имени Артур.

- Этот немецкий мыслитель получил прозвище Философ пессимизма.

- Какой немецкий философ, знаменитый своим «атеистическим пессимизмом», написал «Мир как воля и представление»?

Полезные сервисы

шопенгауэр (schopenhauer) артур

Большой энциклопедический словарь

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788-1860) - немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении "Мир как воля и представление" сущность мира ("вещь в себе" И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "Освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со 2-й пол. 19 в.

-----------------------------------

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22 февраля 1788 - Данциг, ныне Гданьск - 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-иррационалист (см. Иррационализм). В его основном произведении "Мир как воля и представление" (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная "воля к жизни".Детство и юностьАртур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Его мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). В детстве будущий философ не получил систематического образования. Его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения "одних только слов", но и в благотворности знакомства "с самими вещами". В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. В 1809 он становится студентом-медиком Геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует Платона и Канта. С 1811 в Берлинском университете слушает лекции Ф.

А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Шлейермахера - по истории философии, Фихте - по философии; докторскую диссертацию "О четверояком корне закона достаточного оcнования" защитил в Йенском университете в 1813.Зрелость. Главный трудВ 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат "О зрении и цвете" (1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в 1813-14 в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения "Мир как воля и представление". Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля.С 1831 философ обосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы ("Парерга и паралипомена", 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. Тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда."Мир как воля и представление"Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". мир как "вещь в себе" предстает у Шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой "воли". Как "вещь в себе" воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как "представлении" она проявляется в бесконечном множестве "объективаций". Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, Человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - "адекватных объективаций воли". Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. В живой природе и обществе воля проявляется в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех"; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир "наихудшим из возможных", а свое учение - "пессимизмом". Мировая история не имеет смысла. Страдание - "наказание" за "первородный грех", вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни". Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит "обращение" воли, переворот в самом бытии.Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. Влияние его испытали в Германии Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России - Л. Толстой, А. Фет и др.Сочинения:Полн. собр. соч. М., 1900-10. Т. 1-5.Собр. соч. М., 1992. Т. 1.Соч. М., 1993. Т. 1-2.Samtliche Werke. 3. Aufl. Wiesbaden, 1972. Bd. 1-7.Der handschriftliche Nachlass. Frankfurt am Main, 1966-75. Bd. 1-5.Литература:Фишер К. Артур Шопенгауэр: Пер. с нем. М., 1896.Фолькельт И. Артур Шопенгауэр, его Личность и учение: Пер. с нем. СПб., 1902.Грузенберг С. О. Артур Шопенгауэр. Личность, мышление и миропонимание. СПб., 1912.Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М., 1975.Чанышев А. А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. М., 1990.Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель: Пер. с нем. // Избр. произведения. М., 1993.Simmel G. Schopenhauer und Nietzsche. Leipzig, 1907.Mann Th. Schopenhauer. Stockholm, 1938.Abendroth W. Arthur Schopenhauer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Leck; Schleswig, 1967.Hubscher A. Denker gegen der Strom. Schopenhauer: gestern - heute - morgen. Bonn, 1973.Pisa K. Schopenhauer. Kronzeuge der unheilen Welt. Wien; Berlin, 1977.Weimer W. Schopenhauer. Darmstadt, 1982.Schirmacher W. Schopenhauer bei neuren Philosophen. Frankfurt am Main, 1988.А. А. Чанышев ШОПОВ Ацо (1923-82) - македонский поэт. Сборники стихов о Народно-освободительной войне 1941-45 ("Стихи", 1944) и о современности ("Золотой круг времени", 1969; "Смотрящий в пепел", 1970; "Песнь черной женщины", 1976).

Полезные сервисы

шопенгауэр артур

Энциклопедический словарь

Шопенга́уэр Артур (Schopenhauer) (1788-1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» (т. 1-2, 1819-44) сущность мира («вещь в себе» И. Канта) предстаёт у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое, бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со второй половины XIX в.

* * *

ШОПЕНГАУЭР Артур - ШОПЕНГА́УЭР (Schopenhauer) Артур (22 февраля 1788, Данциг, ныне Гданьск - 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира («вещь в себе» (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ) И. Канта) и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со второй половине 19 века.

Детство и юность

Артур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Его мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). В детстве будущий философ не получил систематического образования. Его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения «одних только слов», но и в благотворности знакомства «с самими вещами». В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. В 1809 он становится студентом-медиком Геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует Платона (см. ПЛАТОН (философ))и Канта (см. КАНТ Иммануил). С 1811 в Берлинском университете слушает лекции Ф. А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих) - по истории философии, Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) - по философии; докторскую диссертацию «О четверояком корне закона достаточного оcнования» защитил в Йенском университете в 1813.

Зрелость. Главный труд

В 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат «О зрении и цвете» (1816) (по следам бесед с Гете, с которым он встречался в 1813-14 в Веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения «Мир как воля и представление». Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед за этим Шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в Берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих).

С 1831 философ обосновывается во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы («Парерга и паралипомена», 1851) и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. Тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда.

«Мир как воля и представление»

Считая себя учеником Канта (см. КАНТ Иммануил), Шопенгауэр исходит из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорные формы - пространство, время, причинность. Субъект и объект - это соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе» предстает у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой «воли». Как «вещь в себе» воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как «представлении» она проявляется в бесконечном множестве «объективаций». Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - «адекватных объективаций воли». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни» - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий «осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной «войне всех против всех»; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.

В противовес Лейбницу (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение - «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание - «наказание» за «первородный грех», вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства -«незаинтересованное созерцание» идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит «обращение» воли, переворот в самом бытии.

Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль (см. ЖАН ПОЛЬ), Ф. Кафка (см. КАФКА Франц), Т. Манн (см. МАНН Томас)). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв.

Влияние его испытали в Германии Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард), Э. Гартман (см. ГАРТМАН Эдуард), Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), Т. Манн (см. МАНН Томас) и др., в России - Л. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), А. Фет (см. ФЕТ Афанасий Афанасьевич) и др.

Энциклопедия Кольера

ШОПЕНГАУЭР Артур (Schopenhauer, Arthur)

АРТУР ШОПЕНГАУЭР

АРТУР ШОПЕНГАУЭР

(1788-1860), немецкий мыслитель, представитель философии пессимизма. Родился 22 февраля 1788 в Данциге (Пруссия, ныне Гданьск, Польша). Получил среднее образование в частной школе в Гамбурге, впоследствии учился в гимназии в Готе, брал уроки по древним языкам в Веймаре. Благодаря отцу был знаком с жизнью многих европейских стран, знал несколько языков. Родители предназначали его к карьере коммерсанта, однако Шопенгауэр всегда стремился к интеллектуальным занятиям. По достижении совершеннолетия он получил наследство, позволившее ему продолжить обучение в Геттингене (вначале он изучал медицину, однако затем занялся философией) и Берлине (где слушал Фихте и Шлейермахера) и получить степень доктора в Йенском университете (1813). Зиму 1813 Шопенгауэр жил в Веймаре, где недолгое время был связан с Гете и встречался с посетителями салона, устроенного его матерью, - Виландом, Шлегелем, братьями Гримм и другими знаменитыми людьми, в том числе с ориенталистом Ф.Майером, который ввел его в курс индийской философско-религиозной мысли. Последующие годы он провел, сочиняя философские произведения и переезжая с места на место. В 1820-1831 эпизодически и без особого успеха преподавал в Берлинском университете в должности приват-доцента, пытался заниматься переводами. Впрочем, его предложения перевести Юма на немецкий язык, а Канта на английский не нашли отклика у издателей. В 1833 обосновался во Франкфурте-на-Майне, где жил в уединении до самой смерти 21 сентября 1860. В последние десять лет жизни Шопенгауэр наконец получил признание, на которое тщетно уповал все предшествующие годы. Докторская диссертация Четвероякий корень принципа достаточного основания (ber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde, 1813, второе издание 1847) заложила предпосылки главной его работы - Мир как воля и представление (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1819, второе издание 1844, третье - 1859), первая и третья книги которой посвящены миру как идее, а вторая и четвертая - миру как воле. Критически оценивая некоторые идеи Канта, Шопенгауэр воспринял многие взгляды великого мыслителя, в частности кантовскую теорию пространства и времени как априорных субъективных форм чувственности и причинности как категории рассудка. Согласно Шопенгауэру, истина в том, что мир - это воля, а именно воля к жизни и ее продолжению. Кант утверждал, что последняя реальность (noumenon, вещь в себе) непознаваема; Шопенгауэр настаивал, что наше знание о ней является непосредственным: она есть не что иное, как наша собственная неутолимая и мучительная воля, или желание. Эта воля, существование которой мы осознаем непосредственно внутри себя, также одушевляет всю природу. Мы не только чувствуем волю в себе самих, но и воспринимаем ее в объективации, т.е. как развернутую во времени и пространстве. В неорганическом мире воля проявляется в конфликте природных стихий. Она восходит от растений и животных к человеку по все более высоким ступеням объективации и определяется множеством все более специфичных законов. Каждый организм приближается к идеям (в платоновском смысле), отражением которых он является, и чем он ближе к идеальному образцу, тем прекраснее. Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. В отличие от феноменального мира, здесь нет времени, пространства, изменения. Вечные и бесстрастные идеи, составляющие сущность изменчивых явлений и познаваемые только в созерцании, становятся темой всего изобразительного искусства. Следующей ступенью является поэзия. Музыка же не является отражением идей, скорее она - отражение самой воли. Эстетический опыт представляет собой незаинтересованное созерцание, оставляющее в стороне все "почему", "по какой причине", "для чего". Таким образом, искусство дает возможность временной передышки от непрестанной борьбы и разочарований, присущих этому миру. Буддисты, которыми Шопенгауэр восхищался, принимали мировое зло за нечто само собой разумеющееся. Шопенгауэр искал для своего пессимизма логическое оправдание. Человеческие желания, настаивал он, бесконечны, и удовлетворить их невозможно. На место удовлетворенного желания заступают десять других, и даже если бы все желания были удовлетворены, результатом была бы лишь скука. При этом Шопенгауэр замечает, что цели часто достигают после долгих лет борьбы, а удовлетворение длится краткий миг. Боль, говорил философ, позитивна, удовольствие негативно, это всего лишь временное облегчение. Иначе говоря, наш мир - наихудший из всех возможных миров, и если бы он был еще хуже, никто не захотел бы в нем жить. От борьбы и боли можно спастись тремя способами. Первый - созерцание произведений творческого гения, в которых отражаются вечные идеи. Этот путь приносит временное облегчение. Второй - моральная жизнь, уменьшающая страдание, поскольку главной добродетелью является сострадание, т.е. отождествление собственной страдающей воли с той, что присуща другим людям и животным. Полнота спасения достигается, однако, лишь через отрицание воли, отказ от самости и желаний - через бесстрастную аскетическую жизнь. Философия Шопенгауэра оказала значительное влияние на развитие немецкой и мировой философии. Последователями мыслителя были Р.Вагнер, Э.Гартман, Ф.Ницше, П.Дейсен и др.

ЛИТЕРАТУРА

Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1900-1910

Словарь народов и культуры

Шопенгауэр Артур

(Schopenhauer, Arthur) (1788- 1860), нем. философ. В осн. работе Мир как воля и представление (т. 1-2, 1819-44) Ш. исходит из идеалистической метафизики (идеализм) Канта, в частности его тезиса о внеш. мире как конструкции нашего рассудка и в этом смысле - представления. Вместе с тем Ш. отрицал непознаваемость мира (как вещи в себе) и отождествлял его с волей. Воля, утверждал Ш. представляет собой слепую стихию, бесцельную и неупорядоченную. Освобождение от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается, по Ш., в состоянии, близком к буд. нирване. Пессимистическая философия Ш. получила распространение в Европе со второй половины 19 в.

Полезные сервисы

шопенгауэр, артур

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Артур Шопенгауэр.

Артур Шопенгауэр.

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788 - 1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении "Мир как воля и представление" (тома 1-2, 1819 - 44) сущность мира ("вещь в себе" И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "Освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со 2-й половины 19 в.

Полезные сервисы

шопенгауэровский

Орфографический словарь

шопенга́уэровский (от Шо-пенга́уэр)

Полезные сервисы

шопенгаэур

Сканворды для слова шопенгаэур

- Философ, рассматривавший в качестве сверхчеловеческого духовного начала мировую волю.

Полезные сервисы

шопениана

Толковый словарь Ожегова

ШОПЕНИА́НА, -ы, жен. Серия произведений искусства и исследований, посвящённых Фридерику Шопену.

Орфографический словарь

шопениа́на, -ы

Сканворды для слова шопениана

- Этот балет стал выпускным для Галины Улановой, а 32 года спустя балерина завершила карьеру им же.

Полезные сервисы

шопенка

Сканворды для слова шопенка

- Юбка для репетиций.

Полезные сервисы

шопеновский

Орфографический словарь

шопе́новский (от Шопе́н)

Полезные сервисы

шопену

Сканворды для слова шопену

- Стихотворение Афанасия Фета.

Полезные сервисы