ГУА - ГУА́, китайская триграмма, наглядное изображение философских, культурных и научных понятий. См. Ба гуа (см. БА ГУА).
гуа
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Триграмма, гексаграмма. Одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм - ба гуа и 64 гексаграмм - люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов скапулимантии - гадания на костях (бу). Это значение гуа отражено в Сюнь-цзы, гл. 9 (4-3 вв. до н.э.). Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой - на тысячелистнике (ши7), построенной на получении числовых комбинаций, что широко отражено в Цзо чжуани (4 в. до н.э.). В итоге гуа объединили идеи геометрической символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретическая нумерологическая методология
(см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ).
Китайская традиция выводит происхождение гуа из мифических истоков цивилизации - деятельности первого императора (культурного героя) Фуси, который якобы использовал чудесно явленные гуа как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразных законам природы. Целостная философская концепция гуа впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части Чжоу и (Си цы чжуань, Шо гуа чжуань). Согласно Си цы чжуани, "предел сокровенного в Поднебесной заключен в гуа", которые, таким образом, выступают воплощением миропорядка. Специфику категории гуа составляет материальная выраженность в двух количественно определенных наборах графических символов - восьми триграммах и 64 гексаграммах. Первые состоят из трех, вторые - из шести черт двух видов
(целой - ян1 и прерванной - инь1, см. ИНЬ-ЯН)
во всех возможных комбинациях. Каждой гуа присущи индивидуальное имя (восемь триграмм и их удвоения - восемь гексаграмм - одноименны), образный и понятийный комплексы, стандартные формулы как абстрактного, так и конкретного содержания. Например, двум парам главных гуа и соответствуют имена Цянь и Кунь, образы Неба и Земли, понятия "творчество" и "исполнение" и т.д. Триграммы, гексаграммы и их компоненты во всех комбинаторно возможных сочетаниях образуют всеобъемлющую иерархию классификационных схем. Она в наглядных символах
(сян1, см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ)
"распределяет по родам свойства всей тьмы вещей" (Си цы чжуань, II, 2), то есть охватывает любые аспекты действительности - части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные отношения и т.д., позволяя описывать всевозможные ситуации и процессы, фиксировать реальные или умозрительные соответствия между ними и т.п. Структурно и онтологически гуа представляются продуктами последовательного раздвоения (инь ян) "Единого" - "Великого предела" (тай цзи). Однако исторически гексаграммы могли возникнуть раньше триграмм. В статическом плане каждый из наборов - восемь триграмм и 64 гексаграммы - зафиксирован в двух пространственно ориентированных расположениях, приписываемых Фуси и Вэнь-вану, основателю династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Последнее реализовано в тексте канонической части Чжоу и. Последовательная смена черт гуа в расположении Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, создатель которой, немецкий философ и математик Лейбниц, истолковал это подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех времен и народов. В 1973 в Мавандуе был обнаружен текст Чжоу и (2 в. до н.э.) с третьим видом расположения гексаграмм, типологически более близким к расположению Фуси. Гуа располагаются в линию, квадратом (символ Земли) и кругообразно (символ Неба), соотносясь по окружности и через центр; делятся на "мужские" и "женские"; образуют пары по двум главным принципам: "обратности" (фань), т.е. перевернутости на 180°, и "супротивности" (дуй), то есть противоположности черт в одинаковых позициях. Эти два вида противоположности в традиционной китайской логике и методологии охватывают все контрарные и контрадикторные (мао дунь) отношения. В динамичном плане взаимопревращения гуа путем трансформации черт в противоположные отражают все фазы цикличности развития космоса в основополагающей для Чжоу и теории "кругообразных перемен" (чжоу и). В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) при посредстве мистико-натурфилософских построений инь-ян цзя, "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен"), оракуло-апокрифической (чэнь вэй) традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - прежде всего "пятью элементами" (у син1), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. В сочинении Лес перемен (И линь) Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1-2 вв.) система Чжоу и была усложнена до 4096 членов - корреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой другой. Ян Сюн (1 в. до н.э. - 1 в.) в Каноне Великой тайны (Тай сюань цзин) предложил альтернативную систему, в которой 64 гуа заменены 81 тетраграммой (шоу - буквально: "голова"). Последние состоят из всех возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако система Ян Сюна, возможно также восходящая к древней гадательной практике, не смогла конкурировать с системой гуа, развитие которой достигло апогея в эпоху Сун (10-13 вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы нумерологической философии - учения Шао Юна (11 в.) и Цай Шэня (12-13 вв.). Гуа вошли в фундамент не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), литературы и искусства, всей традиционной духовной и материальной культуры Китая (см. рис. 1, 2, 3 и 4).
Рис. 1. КВАДРАТНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ 64 гексаграмм в порядке Фуси.
Рис. 2. КВАДРАТНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ 64 гексаграмм в порядке Вэнь-вана.
Рис. 3. КРУГОВОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ восьми триграмм в порядке Фуси.
Рис. 4. КРУГОВОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ восьми триграмм в порядке Вэнь-вана.
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997