муниципальная служба
municipal services
МСВАТИ III (Mswati) Макхосетиве (р. 1968) - король Свазиленда с 1986. Сын Собхузы II.
МСНС - см. Международный совет научных союзов.
* * *
МСНС - МСНС, см. Международный совет научных союзов (см. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ НАУЧНЫХ СОЮЗОВ (МСНС)).
МСНС - см. Международный совет научных союзов.
МСОП - сокращённое название Международного союза охраны природы и природных ресурсов.
* * *
МСОП - МСОП, см. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (см. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (МСОП)).
МСОП - см. Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Мста - река в России, в Тверской и Новгородской областях. 445 км, площадь бассейна 23,3 тыс. км2. Вытекает из озера Мстино, впадает в озеро Ильмень. Входит в Вышневолоцкую водную систему. Судоходна на 134 км от устья.
* * *
МСТА - МСТА, река в Тверской и Новгородской обл., 445 км, площадь бассейна 23,3 тыс. км2. Вытекает из оз. Мстино, впадает в оз. Ильмень. Входит в Вышневолоцкую водную сиQՐܑî Судоходна на 134 км от устья.
МСТА - река в Тверской и Новгородской обл., 445 км, площадь бассейна 23,3 тыс. км². Вытекает из оз. Мстино, впадает в оз. Ильмень. Входит в Вышневолоцкую водную систему. Судоходна на 134 км от устья.
сущ. молодое, свежее вино. (Иов. 32, 19).
река в бывш. Тверск. и Новгор. губ., впадающая в озеро Ильмень, отсюда местн. н. Помостье (см. Шахматов, Очерк 265). Из фин. mustа "черная"; ср. название реки Мustajoki, эст. must "черный". Мust(a)jõgi; см. Калима 262; Фасмер, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1934, стр. 373 и сл.
- Река Новгородской области, впадает в озеро Ильмень.
- Через какую реку был проложен первый в России арочный мост?
- Название этой реки, впадающей в озеро Ильмень, в переводе с финского означает «чёрная».
- На какой реке стоит город Боровичи?
МСТЕРА - МСТЕРА (до начала 20 века - Богоявленская слобода Мстера), поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстера (на линии Ковров - Нижний Новгород). Один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов - лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий.
Первое упоминание о Богоявленском погосте на реке Мстере, относившемся к вотчине князей Ромодановских, встречается в писцовых книгах за 1628. Низкое плодородие земли, с одной стороны, и водный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупными торговыми городами Поволжья, с другой, способствовали раннему развитию ремесел. Крупнейшее из них - иконописание - возникло в 17 в. в Богоявленском монастыре и к концу 18 в. широко распространилось по всей слободе, став основным занятием мужского населения. Особого развития художественные ремесла Мстеры (производство икон и церковной утвари, вышивка гладью) получили после реформы 1861.
К началу1930-х гг. бывшие художники-иконописцы освоили технологию изготовления изделий из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью, сохранив стилистику древнерусской иконописи. В 1931 была основана артель «Пролетарское искусство» (с 1960 - фабрика). Работают и другие фабрики: строчевышивальная (белая мстерская гладь и «владимирские швы»), «Ювелир» (изделия в технике скани (см. СКАНЬ)), игрушечная, мебельная и другие, а также Мстерский художественный музей.
МСТЕРА (до начала 20 века - Богоявленская слобода Мстера) - поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстера (на линии Ковров - Нижний Новгород). Один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов - лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий.Первое упоминание о Богоявленском погосте на реке Мстере, относившемся к вотчине князей Ромодановских, встречается в писцовых книгах за 1628. Низкое плодородие земли, с одной стороны, и водный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупными торговыми городами Поволжья, с другой, способствовали раннему развитию ремесел. Крупнейшее из них - иконописание - возникло в 17 в. в Богоявленском монастыре и к концу 18 в. широко распространилось по всей слободе, став основным занятием мужского населения. Особого развития художественные ремесла Мстеры (производство икон и церковной утвари, вышивка гладью) получили после реформы 1861.К началу1930-х гг. бывшие художники-иконописцы освоили технологию изготовления изделий из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью, сохранив стилистику древнерусской иконописи. В 1931 была основана артель "Пролетарское искусство" (с 1960 - фабрика). Работают и другие фабрики: строчевышивальная (белая мстерская гладь и "владимирские швы"), "Ювелир" (изделия в технике скани), игрушечная, мебельная и другие, а также Мстерский художественный музей.Литература:Семеновский Д. Н. Мстера. М., 1939.Тиц А. А. По окраинам Владимирским: Вязники, Мстера, Гороховец. М., 1969.Бардина Р. А. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль, 1975.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА - традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере.
История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. Вышивка белой гладьюВ сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке. Организация артелиВ 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц. Использование "владимирского шва"В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья."Русская гладь"В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (?-1036) - князь тмутараканский (с 988) и черниговский (с 1026), сын Владимира I. Покорил косогов и ряд кавказских племен. Борьба с князем Ярославом Мудрым завершилась разделом государства по р. Днепр, сохранявшимся до смерти Мстислава Владимировича.
Мстёрская вы́шивка - вид русского народного шитья, сложившийся в посёлке Мстёра (Владимирская область). В середине XIX в. возникла мстёрская вышивка белой гладью с изящными мелкими узорами, в советское время распространилась цветная мстёрская вышивка «владимирским швом» с крупными узорами. Мстёрскую вышивку изготовляет Строчевышивальная фабрика (организована на базе артели, основана в 1923; скатерти с вышивкой белой гладью, платья с вышивкой «владимирским швом»); среди мастериц - Т. М. Дмитриева-Шульпина, В. Н. Носкова.
* * *
МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА - МСТЕРСКАЯ ВЫ́ШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере (см. МСТЕРА). История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви (см. ХОРУГВЬ), плащаницы, воздухи.
Вышивка белой гладью
В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету (см. МАРКИЗЕТ) и батисту (см. БАТИСТ). Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.
Организация артели
В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.
В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц.
Использование «владимирского шва»
В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые «владимирские швы» - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья.
«Русская гладь»
В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - «русская гладь»: растительный узор выполняется швом «вперед иголку» по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные «разделки» - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.
Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.
Мстёрская вышивка. Т.М. Дмитриева-Шульпина. Накидка. Белая гладь. 1956. Музей народного искусства. Москва.
Мстерская вышивка
МСТЁРСКАЯ ВЫШИВКА, вид русского народного шитья; сложился в поселке Мстера (Владимирская область) в середине 19 в. - вышивка белой гладью с изящными мелкими узорами, позже - цветная с крупными узорами. В 1923 основана артель (ныне фабрика), выпускающая белье, блузки, салфетки и т.д.
Мстёрская миниатю́ра - вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и др.). Возникла в 1923 в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе традиционного иконописного промысла (Артель древнерусской живописи, с 1931 артель «Пролетарское искусство», с 1960 фабрика). Для мстёрской миниатюры (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты) характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажная среда (художники Н. П. Клыков, А. Ф. Котягин, И. Н. Морозов), распространились также орнаментальные композиции, натюрморты (художник Е. В. Юрин).
* * *
МСТЕРСКАЯ МИНИАТЮРА - МСТЕРСКАЯ МИНИАТЮ́РА, вид традиционной русской миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся к началу 1930-х гг. в поселке Мстера на основе местного иконописного промысла.
Мстерская иконопись
Иконописание возникло в Богоявленском мужском монастыре в 17 в. и к середине 18 в. распространилось в Богоявленской слободе Мстера, став одним из основных занятий ее мужского населения. Постепенно из небольших семейных производств выросли достаточно крупные мастерские с числом наемных иконописцев до тридцати человек. Наиболее известными были мастерские С. А. Суслова, И. П. Догадина и В. А. Шитова. Иконописный стиль Богоявленской слободы 18-19 вв. определялся запросами старообрядцев, стремившихся к сохранению древнерусской иконописной традиции: образцовой считалась иконопись древнего Новгорода, Москвы 16 в. и Русского Севера - так называемые «северные (поморские) письма». Для икон этого направления характерен сдержанный темный колорит, изысканные плоскостные орнаментальные композиции, ковром покрывающие иконную доску, и умеренное применение золота для проработки деталей.
К началу 19 в. иконы мастеров Богоявленской слободы продавались по всей территории России, а также в других православных странах - Румынии, Сербии, Болгарии.
Роль И. А. Голышева в развитии мстерской иконописи
Большую роль в развитии искусства мстерских иконописцев сыграл ученый, просветитель и общественный деятель Иван Александрович Голышев, выходец из крепостных крестьян Богоявленской слободы. В конце 1850 - начале 1860-х гг. он открыл в селе Сарское-Татарово близ Мстеры сельскую литографию, где печатал лубочные картинки, «Альбомы русских древностей». Печатные рисунки на темы русских сказок, песен, былин, житий святых расписывались на дому женщинами и детьми. И. А. Голышев занимался сбором и изучением древних рукописей, состоял членом восьми научных обществ России, однако главным делом его жизни было изучение истории древнего мстерского иконописного промысла, достигшего к середине 19 в. своего наивысшего расцвета.
Мстерские иконописцы в Москве и в других городах
На волне всеобщего интереса к национальному культурному наследию, характерному для русского общества того времени, возрос спрос на иконы мстерского письма. Иконописцы Богоявленской слободы приглашались в Москву, Петербург, Новгород для реставрации древнерусских икон и росписи храмов. Выходцы из Мстеры братья Чириковы, М. И. Дикарев, В. А. Гурьянов открыли в Москве собственные иконописные мастерские, пригласив на работу в древнюю столицу наиболее талантливых своих земляков. Эти мастерские, выпускавшие дорогие иконы, написанные в стиле древнерусской живописи, выполняли заказы императорского двора и богатых старообрядческих семейств.
В начале 20 в. в связи с широким развитием производства печатных икон, иконописный промысел в Мстере, как и в других живописных центрах, резко пошел на спад. Особенно остро вопрос о необходимости поиска новых форм выражения древней живописной традиции, веками сохранявшейся в искусстве многих поколений мстерских мастеров, встал в послереволюционные годы.
«Артель древнерусской живописи»
В 1923 мстерские иконописцы А. Н. Куликов, Н. П. Клыков, А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, В. Н. Овчинников, Е. В. Юрин и А. М. Меркурьев организовали «Артель древнерусской живописи», попытавшись перенести свое искусство на украшение деревянных точеных изделий - солонок, тарелок, матрешек, коробочек и т. д. К 1930-м гг. ими была освоена технология изготовления изделий из папье-маше, заимствованная у мастеров старейшего в России центра лаковой миниатюры - подмосковного Федоскина. Покрытые черным лаком шкатулки, бисерницы, ларчики стали расписываться темперными красками, растертыми по древнерусскому способу на яичном желтке с добавлением воды и кваса. Сохранилась и стилистика древнерусской иконы - стройные пропорции фигур с небольшими изящными головами, условное изображение пейзажа с горками-площадками и т. д. Сохранив принципы иконного письма, мстерские миниатюристы обратились к темам крестьянской жизни, русского песенного и сказочного фольклора.
Особенности мстерской миниатюры
В отличие от другой русской лаковой миниатюры, основанной на древнерусской иконописной традиции (Палех и Холуй), в мстерской миниатюре особую роль играет пейзаж, написанный мелкими узорными мазками на фоне сияющего голубого неба. Пространство строится несколькими живописными планами и имеет глубину. Написанную на поверхности шкатулки композицию обрамляет тонкий изящный орнамент, выполненный твореным золотом, ковровая цветочная роспись часто покрывает боковые грани ларцов и шкатулок. Цветочный орнамент, близкий декоративной росписи 17 в., может играть в мстерской миниатюре и самостоятельную роль, украшая крышки изделий.
«Пролетарское искусство»
В 1931 в Мстере была образована артель миниатюрной живописи «Пролетарское искусство». Уже к сер. 1930-х гг. искусство Мстеры получило высокую оценку за рубежом. На всемирных выставках в Милане (1935), Париже (1937) и Нью-Йорке (1939) мстерские миниатюристы были удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей.
Во второй половине 1940-х гг. искусство Мстеры, как и других центров лаковой миниатюры, захлестнул станковизм - художники в основном стали копировать картины русских художников 19 в. Особая декоративная специфика миниатюры, основанная на условности ее художественного языка, была нарушена. Лишь в 1960-1970-х гг. началось возрождение традиции, поиск новых направлений в искусстве мстерской миниатюры.
Современное производство
В 1970-1990-х гг. мастера мстерской миниатюры активно развивали искусство промысла, сохраняя традиционную узорность и декоративность строгой лаконичной композиции, мягкий колорит, построенный на ярких звучных красках. В современной Мстере возрождаются традиции иконописания, реставрационного дела и монументальной живописи.
Центром промысла является фабрика, созданная в 1960 на основе артели «Пролетарское искусство». Активно работают частные мастерские и отдельные мастера. Среди ведущих художников Мстеры - Л. А. Фомичов, В. Ф. Некосов, Ю. М. Ваванов, В. Н. Молодкин, П. И. Сосин, Н. А. Любомудрова и др.
МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮ́РА - разновидность рус. лаковой миниатюры, сложившаяся в с. Мстера (Владимирская обл.), где в нач. 1920-х гг. местные художники, издавна занимавшиеся иконописью, освоили роспись лаковых изделий. В 1923 образована артель др.-рус. живописи, с 1960 - ф-ка по произ-ву предметов прикл. иск-ва (коробки, шкатулки, ларцы). Технология М. М. заимствована у мастеров Федоскинской мин. и представляет собой живопись темперными красками на лак. изделиях, выполненных в осн. из папье-маше. Для М. М. характерны обращение к традиц. мотивам рус. иск-ва, пейзажная среда, живоп. мягкость и теплота колорита, сюжетность изображений (используются гл. обр. сюжеты бытового, фолькл., ист. хар-ра). Орнамент. композиции М. М. составлены из сочетаний растений, цветов. Часто встречается мотив натюрморта. Мастера М. М. - Н. Крылов, И. Морозов, Е. Юрин и др.
Мстёрская миниатюра. Шкатулка «Лето»
Мстёрская миниатюра. Н.П. Клыков. "На покосе". 1944. Музей народного искусства. Москва.
Мстерская миниатюра
МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮРА, вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях, главным образом из папье-маше (коробки, шкатулки, ларцы и др.), сложившийся в поселке Мстера (Владимирская область) на базе местного иконописного промысла (артель древнерусской живописи, с 1931 артель "Пролетарское искусство", с 1960 фабрика). Для Мстерской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные и исторические сюжеты, теплый и мягкий колорит.
МСТЕРСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - МСТЕРСКИЕ ЮВЕЛИ́РНЫЕ ИЗДЕ́ЛИЯ, традиционное производство украшений, посуды, декоративных предметов из золота, серебра и мельхиора в поселке Мстера (см. МСТЕРА).
Возникновение промысла
С начала 18 в., с развитием иконописного промысла, появляются в Мстере ризочеканные и фольгоуборочные мастерские. Богатые оклады из серебра и золоченой меди украшались эмалевыми дробницами и филигранью (см. ФИЛИГРАНЬ). В начале 20 в. на базе этих мастерских создается фабрика по производству окладов.
В 1930 из бывших фабричных мастеров организуется артель по изготовлению металлической посуды, украшаемой чеканкой, гравировкой, позолотой и серебрением, возрождается забытая техника скани (см. СКАНЬ). Помимо производства посуды артельщики выполняют ряд работ по реставрации драгоценных окладов и ювелирных изделий для крупнейших музеев страны.
Фабрика «Мстерский ювелир»
В начале 1950-х гг. здесь открывается фабрика «Мстерский ювелир», на которой формируется группа художников, разрабатывающих для фабрики художественные посудные формы из мельхиора с золочением, украшенные филигранью. Ажурная филигрань в изделиях фабрики удачно сочетается с чеканными и штампованными клеймами.
В последние годы фабричные художники Н. Н. Иванов, Н. Н. Муромкина, Н. И. Кочетова и другие занимаются разработкой сканых ювелирных изделий, отличающихся особым изяществом растительного и геометрического орнамента, возрождают древнюю технику изготовления витражных эмалей.
прил., кол-во синонимов: 13
бравший реванш (8)
вымещавший (9)
жаставший (4)
лашивший (2)
отквитывавший (4)
отмщавший (4)
отплачивавший (14)
переведывавшийся (6)
расплачивавшийся (24)
рассчитывавшийся (39)
сводивший счеты (9)
смывавший кровью (5)
прил., кол-во синонимов: 7
видевшийся (31)
казавшийся (31)
мерещившийся (22)
представлявшийся (75)
чудившийся (22)
чуявшийся (16)
Мстисла́в
имя собств., др.-русск. Мьстиславъ, Мьстиша, также ободритск. Мistizlavus, чеш. Мstislav, польск. Мścisɫaw. От мстить и сла́ва, собственно "мсти за славу"; см. Миклошич, Bildung 79; Френкель, AfslPh 39, 84.
-а, м. Слав.
Отч.: Мстисла́вович, Мстисла́вовна; Мстисла́вич, Мстисла́вна.
Производные: Мсти́ша; Сти́ва; Сла́ва.
[От мсти- (ср. месть, мстить) и слав- (ср. слава).]
-а, муж. Слав.
Отч.: Мстиславович, Мстиславовна; Мстиславич, Мстиславна.
Производные: Мстиша; Стива; Слава.
Происхождение: (От мсти- (ср. месть, мстить) и слав- (ср. слава))
Мстящий на славу (слав.).
28 (15) апреля - благоверный великий князь Мстислав.
27 (14) июня - благоверный князь Мстислав Храбрый, во святом крещении Георгий, Новгородский (Рус.).
- Имя виолончелиста Ростроповича.
- Имя советского учёного Келдыша.
- Брат Ярослава Мудрого, с которым он делил Русь.
- Поэма Пушкина.
- Имя русского художника Добужинского.
- Имя русского врача Новинского.
- Переведите на старославянский язык «славный мститель».
- Мужское имя.
- Трагедия русского писателя Александра Сумарокова.
Мстислав Владимирович - I
(? - 1036), князь тмутараканский (с 988) и черниговский (с 1026), сын Владимира I. Покорил косогов и ряд кавказских племён. Борьба с князем Ярославом Мудрым завершилась разделом государства по реке Днепр, сохранявшимся до смерти Мстислава Владимировича.
II
(1076-1132), великий князь киевский (с 1125), сын Владимира Мономаха. С 1088 княжил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Участник княжеских съездов и походов против половцев. Организовал оборону Руси от западных соседей.
МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1076-1132) - великий князь киевский (с 1125), сын Владимира Мономаха. С 1088 княжил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Участник княжеских съездов и походов против половцев. Организовал оборону Руси от западных соседей.
МСТИСЛАВ Владимирович Великий - МСТИСЛА́В Владимирович Великий (1 июня 1076 - 14 апреля 1132), древнерусский князь, киевский великий князь (с 1125), старший сын Владимира Мономаха (см. ВЛАДИМИР Мономах) и Гиты - дочери английского короля Гаральда II. В 1088-1093 и 1095-1117 годах был новгородским князем, в 1093-1095 - ростовским и смоленским князем. В 1117-1125 годах - белгородский князь и соправитель Владимира Мономаха в Киеве. С 19 мая 1125 года - киевский великий князь. Мстислав Великий был участником княжеских съездов и военных походов на половцев 1093, 1107, 1111 годов. В 1129 году ему удалось выдавить половецкие орды за Дон и Волгу. В 1096 году он разгромил на реке Колокше войска черниговского князя Олега Святославича и положил конец его захватнической деятельности. В 1111, 1113, 1116, 1130 годах организовал походы на чудь, в 1127, 1129 годах - в Полоцкую землю, в 1131 году - в Литву. Во время его правления в Новгороде и Киеве были воздвигнуты многие каменные постройки, велось крепостное строительство.
МСТИСЛА́В ВЛАДИ́МИРОВИЧ ВЕЛИ́КИЙ (1076-1132) - вел. кн. Киевский (1125-32), старший сын Владимира Мономаха. В 1088-1117 княжил в Новгороде, Ростове и Смоленске. В 1117-25 - соправитель отца на киевском престоле и князь Белгородский. М. В. В. принимал участие в Любечском, Витичевском и Долобском съездах русских князей. В 1093, 1107 и 1111 участвовал в походах на половцев, а в 1129, будучи уже вел. кн., организовал поход, в результате к-рого половцы были отогнаны за Дон и Волгу. Самостоятельно организовывал в правление отца, а затем продолжал и в собственное правление походы на чудь (1111, 1113, 1116, 1130). Победоносно закончились походы, укрепившие Киевское княжество, в Полоцкую землю (1127 и 1129) и в Литву (1131).
МСТИСЛАВ Владимирович Храбрый - МСТИСЛА́В Владимирович Храбрый (умер 1036), древнерусский князь, сын Владимира Святославича (см. ВЛАДИМИР Святославич) и полоцкой княжны Рогнеды (см. РОГНЕДА). Около 988 был посажен отцом княжить в Тмутаракани. В 1016 боролся с хазарами, в 1022 покорил касогов и наложил на них дань. В 1023 закрепился в Черниговской земле. В 1024 его брат великий киевский князь Ярослав Мудрый попытался изгнать Мстислава из Черниговской земли, однако потерпел поражение. В 1026 братья заключили мир у Городца, по которому к владениям Мстислава отошли русские земли, расположенные по левому берегу Днепра с центром в Чернигове. В 1031 Мстислав и Ярослав вместе совершили поход на Польшу, откуда привели много пленных. После смерти Мстислава его владения перешли под власть киевского князя.
Мстисла́в Мстисла́вич Удалой (? - 1228), русский князь. С 1193 княжил в Триполье, Торческе, Новгороде, Галиче и др. Воевал против немецких рыцарей; участник Липицкой битвы 1216 (командовал новгородским войском), битвы на реке Калка 1223.
* * *
МСТИСЛАВ Мстиславич Удалой - МСТИСЛА́В Мстиславич Удалой (Удатный) (умер 1228), древнерусский князь, полководец и политический деятель, сын Мстислава Ростиславича Храброго. В 1193 (как князь Триполья) и в 1203 (как князь Торческа) участвовал в походах южнорусских князей на половцев (см. ПОЛОВЦЫ). В 1209 году стал князем Торопца, в 1210-1215 и в 1216-1218 годах был князем Новгорода. В 1212 и в 1214 годах организовал три удачных похода на чудь. В 1215 году изгнал из Киева Всеволода Святославича Чермного и посадил там княжить Мстислава Романовича. В 1210 году освободил Торжок, захваченный Всеволодом Большое Гнездо, в 1216 году новгородское ополчение под командованием Мстислава Удалого вместе с войсками союзных ему князей нанесло поражение на реке Липице дружинам владимиро-суздальских князей.
В 1219 году Мстислав стал галицким князем, воевал с поляками, венграми, а также с галицкими и волынскими князьями и боярами. Инициатор и один из руководителей похода на монголо-татар в 1223 году. В битве на реке Калке его отряд был разбит, а сам Мстислав, спасаясь от погони, уничтожил средства переправы через Днепр, чем поставил оставшиеся за рекой русские войска в тяжелое положение. В 1227 году выдал дочь Марию замуж за венгерского королевича Андрея, которому передал власть над Галицкой землей, а сам ушел княжить в Торческ.
МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ Удалой (Удатный) (?-1228) - князь новгородский, торопецкийи и галицкий. Воевал на западных границах русских земель. Участник Липицкой битвы 1216 (командовал новгородским войском), битвы на р. Калке 1223.
МСТИСЛА́ВЕЦ Петр Тим. (16 в.) - типограф. По нек-рым данным род. в белорус. г. Мстиславле. Первое время работал совм. с первопечатником Ив. Федоровым, напечатав с ним в Москве "Апостол" (1564) и два изд. "Часовника" (1565). После переезда в Литву Федоров и М. основали типографию в Заблудове, в к-рой напечатали "Учительное Евангелие" (1568-69). После этого они разошлись, и началась самостоят., независимая от Федорова работа М. Переехав в Вильно в 1570, М. встретил там поддержку со стороны богатых и просвещ. правосл. Горожан - Мамоничей, к-рые помогли ему организовать типографию. В ней были напечатаны "Четвероевангелие" (1575) и "Псалтирь" (1576). Они были изданы форматом в лист и напечатаны красивым кр. шрифтом (10 строк - 127 мм), нигде ранее не употреблявшимся и впоследствии послужившим образцом для мн. напрестольных Евангелий. В обоих изд. кроме орнамента имеются гравюры иллюстративного значения: в Евангелии - четырех евангелистов, в Псалтири - царя Давида. Несмотря на мн. достоинства печатной техники М., она имела и заметный недостаток - постоянное слияние слов. В типографии Мамоничей М. издал также недатир. "Часовник". В 1576 М. разорвал отношения с Мамоничами, и по приговору гор. суда в Вильне книги, напечатанные им, были переданы Мамоничам, а типогр. оборудование оставлено М. По нек-рым свед., М. увез свое типогр. имущество из Вильны в Острог, большая часть его мат-ла обнаруживается в двух острожских изд. - "Кн. о постничестве" (1596) и "Часослове" (1602).
Лит.: Сидоров А. А. Древне-рус. книжная гравюра. М., 1951; Зернова А. С. Первопечатник П. Т. Мстиславец // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1964. Сб. 9; Анушкин А. На заре книгопечатания в Литве. Вильнюс, 1970.
Мстисла́вец Пётр Тимофеевич - типограф XVI в., соратник первопечатника Ивана Фёдорова, совместно с которым в 1564 в Москве выпустил первую русскую датированную печатную книгу Апостол. С начала 70-х гг. XVI в. работал в Вильнюсе.
* * *
МСТИСЛАВЕЦ Петр Тимофеевич - МСТИСЛА́ВЕЦ Петр Тимофеевич, русский типограф 16 в., соратник первопечатника Ивана Федорова (см. ФЕДОРОВ Иван), совместно с которым в 1564 в Москве выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол (см. АПОСТОЛ) ». С нач. 70-х гг. 16 в. работал в Вильнюсе.
МСТИСЛАВЛЬ - МСТИСЛА́ВЛЬ, город (с 1777) в Белоруссии, райцентр Могилевской области (см. МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ); на реке Вихра (бассейн Днепра), в 19 км от железнодорожной станции Ходосы. Население 10,3 тыс. человек (2004).
Льнозавод, пищевая промышленность (маслосыродельный, хлебозавод).
Известен с 1156 как крепость на западной границе Смоленского княжества. С 1180 являлся столицей удельного княжества, со второй половины 14 в. - в составе Великого княжества Литовского; со второй половины 16 в. - центр Мстиславского воеводства. С 1772 - в составе России. Открыты городище рубежа н. э., средневековый детинец с остатками деревянных строений.
Архитектурные памятники Мстиславля представлены бывшим иезуитским костелом с монастырем (ныне Николаевский кафедральный собор), кармелитским костелом и церковью Александра Невского, построенной в 1870 году на фундаменте сгоревшего бернардинского костела. Также в Мстиславле сохранились старинные административные и жилые здания, относящиеся к концу 19 - началу 20 в.
Иезуитский костел Св. Михаила Архангела был возведен в 1614 году. В прошлом двухбашенный, он был изменен последующими перестройками. В 1842 году костел был передан православным. Слева и справа от костела в искаженном виде сохранились здание коллегии и аптека.
Наиболее интересным архитектурным памятником Мстиславля является костел Девы Марии монастыря кармелиток, построенный в 1617 году. В 1746-1750 гг. костел был реконструирован И. Глаубицем. Заслуживает особого внимания интерьер костела, украшенный лепкой и фресковой росписью второй половины 17 в. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой - расправа над ксендзами).
Неподалеку от Мстиславля, в 8 км к востоку от города, близ деревни Пустынки, находятся руины основанного еще в 14 в. Успенского монастыря. Основные строения монастыря (колокольня, Успенский собор, Покровская церковь) были возведены в середине 19 в.
МСТИСЛАВЛЬ - город (с 1777) в Белоруссии, Могилевская обл., на р. Вихра, в 19 км от ж.-д. ст. Ходосы. 11,6 тыс. жителей (1991). Льнозавод, пищевая промышленность. Известен с 1156. Открыты городище рубежа н. э., средневековый детинец с остатками деревянных строений.
МСТИСЛАВСКИЕ - МСТИСЛА́ВСКИЕ, княжеский род в Русском государстве 16-17 веков, ветвь Гедиминовичей (см. ГЕДИМИНОВИЧИ). Фамилия происходит от города Мстиславля в Белоруссии. Ранними представителями рода были удельные князья Мстиславля. Одним из них был Юрий, внук Ольгерда. После 1433 года он ушел из Мстиславля в Новгород, в 1438 году ходил с новгородцами против литовцев; в 1441 году - захватил Смоленск. После смерти удельного князя Ивана Мстиславского княжить в Мстиславе стал муж ее дочери Юлиании Михаил Иванович (умер 1536), которой стал последним удельным князем Мстиславля. В русско-литовских войнах начала 16 века он дважды переходил на сторону России и дважды отъезжал в Литву (последний раз в конце 1514).
Его сын, Федор Михайлович Мстиславский (умер 1540) выехал в Россию в 1526 году, где стал удельным служилым князем, получив в удел Юхоть (сохранялась во владении Мстиславских до пресечения рода), а также Малый Ярославец, Кременск, Суходровь и в кормление Каширу, Мышегу. Федор был женат на племяннице Василия III Ивановича Анастасии. Князь Иван Федорович Мстиславский (умер 1586) был видным государственным и военным деятелем эпохи Ивана IV Грозного. Около 1548-1549 года он стал боярином, входил в Избранную раду, был официальным командующим русскими войсками в Казанском походе (1552), главным воеводой в Ливонской войне. В 1559-1560 годах Иван Федорович воглавлял походы в Ливонию, в 1660 году осаждал Ревель. Он отражал набеги крымских татар, осваивал южнорусские степи. С введением опричнины в 1565 году вместе с князем И.Д. Бельским был поставлен во главе земщины, был влиятельным членом Земской боярской думы (1565-1572). В 1572 году Иван Федорович был назначен новгородским наместником. После смерти Ивана IV (1584) входил в состав регентского совета, но в 1585 году в результате борьбы с Б.Ф. Годуновым подвергся опале. Иван Федорович был пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер.
Его сыновья: Василий Иванович Мстиславский (умер 1582), боярин (с 1577) и Федор Иванович Мстиславский (умер 12 февраля 1622) - видный государственный и военный деятель, боярин (с 1576), крупнейший землевладелец (в 1613 имел около 50 тысяч десятин земли). В ранге первого воеводы Федор Иванович сражался против крымских татар, несмотря на опалу отца был влиятельным членом Боярской думы. В 1591 году Федор Иванович отбил набег на Москву крымского хана Казы-Гирея. После смерти царя Федора Ивановича (1598) его имя называлось среди претендентов на царский трон. Во время борьбы Бориса Годунова с Лжедмитрием I Мстиславский возглавлял правительственные войска, дважды разбил отряды самозванца (1604). После смерти Бориса Годунова признал власть Лжедмитрия и сохранил высокое положение, но в мае 1606 года участвовал в заговоре против него. Отказавшись от претензий на престол в пользу Василия Шуйского, в 1606-1607 годах Мстиславский принял активное участие в военных действиях против И.И. Болотникова. После свержения В.И. Шуйского (1610) Федор Иванович возглавил Семибоярщину. Вновь отклонив предложение занять престол, он участвовал в выработке и подписании договора 17 августа 1610 года об избрании русским царем Владислава, сына польского короля Сигизмунда III Вазы. Мстиславский принимал участие в заключительных заседаниях Земского собора 1613 года. При царе Михаиле Федоровиче он оставался виднейшим сановником, старейшим членом Боярской думы. С его смертью род Мстиславских пресекся.
МСТИСЛАВСКИЕ - княжеский и боярский род в Русском государстве 16-17 вв., Гедиминовичи. Наиболее известны:1) Иван Федорович (?-1586), князь, боярин, воевода, влиятельный член Земской боярской думы в 1565-72. Участник Казанских походов 1549-52, Ливонской войны. Член регентского совета при Федоре Ивановиче в 1584. Противник Бориса Годунова. В опале с 1585.2) Федор Иванович (?-1622), князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы с 1586; сын Ивана Федоровича. Трижды отказывался от выдвижения на русский трон (1598, 1606, 1610). Глава "Семибоярщины" в 1610.
АМСТИСЛАВСКИЙ АМЧИСЛАВСКИЙ МСТИСЛАВСКИЙ
Белорусский городок Мстиславль (отсюда Мстиславские) в просторечье издавна именовали Амчислав. (Ф). Если слово трудно произносилось из-за скученности согласных в его начале, народ смело приставлял впереди гласный звук.: Амстиславский -житель Мстиславля. (Э).
- Глава Семибоярщины.
- Персонаж пьесы Александра Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
- Персонаж Александра Ильина в телесериале «Годунов».
Мстисла́вский Иван Фёдорович (? - 1586), князь, боярин, воевода, влиятельный член Земской боярской думы в 1565-72. Участник Казанских походов 1549-52, Ливонской войны. Член регентского совета при Фёдоре Ивановиче в 1584. Противник Бориса Годунова. В опале с 1585.
Мстисла́вский Фёдор Иванович (? - 1622), князь, боярин (с 1576). Сын И. Ф. Мстиславского. Трижды отказывался от выдвижения на русский трон (1598, 1606, 1610). Глава Боярской думы при царях Фёдоре Ивановиче (входил в состав Ближней думы), Лжедмитрии I, Василии Шуйском. В 1610 глава «Семибоярщины». Инициатор приглашения на трон польского королевича Владислава. Возглавлял Боярскую думу при Михаиле Фёдоровиче (с 1613). Крупный землевладелец.
МСТИ́ТЕЛЬ -я; м. Тот, кто мстит. Стать мстителем. Беспощадный м. Народные мстители (высок.; о партизанах, ведущих народную войну против захватчиков).
◁ Мсти́тельница, -ы; ж.
-я, м.
Тот, кто мстит.
- Я знаю, что мне делать… - думал он. - Семейные основы поруганы, честь затоптана в грязь, порок торжествует, а потому я, как гражданин и честный человек, должен явиться мстителем. Чехов, Мститель.
◊
народные мстители
высок.
о партизанах, ведущих народную войну против захватчиков.
- Данька как один из «неуловимых».
- Кем был киношный Зорро?
- Стихотворение русского поэта Аполлона Майкова.
- Кинофильм, комедийный боевик режиссёра Фрэнка Миллера, снятом по одноимённому комиксу студии DC Comics.
- Фильм Джо Джонстона «Первый ...».