Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

славянск

Энциклопедический словарь

Славя́нск - город в Украине. Железнодорожный узел. 133 тыс. жителей (1996). Производство соды, керамических изделий; заводы: тяжелого машиностроения, по производству полихлорвиниловых плёнок; карандашная, мебельные фабрики и др. Добыча поваренной соли. ГРЭС. Педагогический институт. Краеведческий музей. Основан в 1676. Бальнеогрязевой курорт.

* * *

СЛАВЯНСК - СЛАВЯ́НСК, город на Украине (см. УКРАИНА), Донецкая область (см. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ). Железнодорожный узел. Население 125 тыс человек (2001).

Производство соды (ОАО «Славянский содовый завод»), керамических изделий (ЧП «Фарфор»); заводы: тяжелого машиностроения, по производству полихлорвиниловых пленок; совместное украино-российское фармацевтическое предприятие «Фарко»; карандашная, мебельная фабрики; ЗАО «Мясокомбинат»; сельскохозяйственные предприятия. Добыча поваренной соли. Рапа и сульфидная иловая грязь озер Репное, Вейсово, Слепное используется в лечебницах города, являющегося курортом с 1827. ГРЭС. Педагогический институт, химико-механический факультет Харьковского инженерно-педагогического института.

Основан в 1676 как укрепление Тор (Соляной). В 1784 переименован в Словенск, с 1794 - Славянск. Краеведческий музей.

Большой энциклопедический словарь

СЛАВЯНСК - город на Украине, Донецкая обл. Железнодорожный узел. 137 тыс. жителей (1991). Производство соды, керамических изделий; заводы: тяжелого машиностроения, по производству полихлорвиниловых пленок; карандашная, мебельная фабрики и др. Добыча поваренной соли. ГРЭС. Педагогический институт. Краеведческий музей. Основан в 1676. Бальнеогрязевой курорт.

Синонимы к слову славянск

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Грамматический словарь

Славя́нск м

Сканворды для слова славянск

- Город на Украине.

- Курорт на Украине.

Полезные сервисы

славянск-на-кубани

Энциклопедический словарь

Славя́нск-на-Куба́ни - до 1958 станица Славянская, город в России, Краснодарский край, пристань на р. Протока (рукав р. Кубань). Железнодорожная станция (Протока). 62,8 тыс. жителей (1998). Пищевкусовая (в том числе консервная) промышленность, иодовый завод и др.

* * *

СЛАВЯНСК-НА-КУБАНИ - СЛАВЯ́НСК-НА-КУБА́НИ, город (до 1958 станица Славянская) в Российской Федерации, Краснодарский кр., пристань на р. Протока (рукав р. Кубань). Железнодорожная станция (Протока). Население 63,2 тыс. человек (2002). Пищевкусовая (в т. ч. консервная) промышленность, иодовый завод и др.

Большой энциклопедический словарь

СЛАВЯНСК-НА-КУБАНИ - город (до 1958 станица Славянская) в Российской Федерации, Краснодарский кр., пристань на р. Протока (рукав р. Кубань). Железнодорожная станция (Протока). 59,2 тыс. жителей (1993). Пищевкусовая (в т. ч. консервная) промышленность, иодовый завод и др.

Орфографический словарь

Славя́нск-на-Куба́ни (город)

Синонимы к слову славянск-на-кубани

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Полезные сервисы

славянская

Синонимы к слову славянская

сущ., кол-во синонимов: 1

водка (162)

Сканворды для слова славянская

- Гостиница в Москве.

Полезные сервисы

славянская мифология

Энциклопедический словарь

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ - СЛАВЯ́НСКАЯ МИФОЛО́ГИЯ, мифологические представления, которые существовали у древних славян во время их единства (до конца I тыс. н. э.). Первые сведения о них встречаются у Прокопия Кесарийского (см. ПРОКОПИЙ Кесарийский) (6 в.). С расселением и обособлением славян обособлялись и мифологические представления. Изучение наиболее хорошо сохранившихся вариантов (восточнославянских и балтийских славян) помогает восстановить единые верования. В связи с более ранней христианизацией южнославянские и польско-чешско-моравские мифологии сохранились очень фрагментарно.

Оригинальные славянские тексты не сохранились. Славянская мифология реконструируется на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии - средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с упомянутого выше Прокопия) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Наиболее обширный материал дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также лингвистические данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе (см. АРКОНА), Перынь (см. ПЕРЫНЬ) под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол (см. ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ) и др.).

Основной метод реконструкции славянской мифологии - сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь, с мифологией балтийских племен. При такой реконструкции выясняется индоевропейский характер славянской мифологии. Это позволяет отделить архаические элементы от позднейших инноваций. Так, в стихе о «Голубиной книге» содержатся представления о соотношении человека и вселенной, микро- и макрокосма, соответствующие ведийскому гимну (см. ВЕДЫ) о Пуруше (см. ПУРУША) и восходящие к общему с ним индоевропейскому мифу о творении мира из тела человека. К индоевропейским истокам восходит и сюжет спора Правды и Кривды. У западных славян к числу текстов, продолжающих архаичные карнавальные традиции, относились мистериальные фарсы с мифологическими персонажами типа восточнославянского Ярилы (см. ЯРИЛО).

Лишь на поздних исторических этапах можно говорить о возникновении представлений о пантеоне с иерархической структурой. Применительно к древней мифологии можно говорить о слоях божеств. К высшему слою относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как *Perunъ (Перун (см. ПЕРУН)) и *Velesъ (Велес (см. ВЕЛЕС)), а также увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина их распри - похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах - жены громовержца. Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (напр., Свентовит (см. СВЕНТОВИТ)). Кроме названных богов в высший слой могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (см. СВАРОГ) (применительно к огню - Сварожич, т. е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян. Другой пример - древнерусский Дажбог (см. ДАЖБОГ) и южнославянский Дабог (в сербском фольклоре). Несколько сложнее обстоит дело с названиями типа древнерусских Ярила и Яровит (лат. Gerovitus) у балтийских славян, так как в основе этих имен - старые эпитеты соответствующих божеств.

К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род (см. РОД (в мифологии)), Чур, Дед у восточных славян и т. п. Еще «ниже» находятся олицетворения абстрактных понятий: Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть. Многие из этих персонажей выступают в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки и даже с конкретными жизненными ситуациями (напр., Горе-Злочастье).

С началом мифологизированной исторической традиции связываются герои мифологического эпоса. Они известны лишь по данным отдельных славянских традиций: таковы генеалогические герои Кий (см. КИЙ), Щек (см. ЩЕК), Хорив (см. ХОРИВ) у восточных славян. Чех (см. ЧЕХ в мифологии), Лях и Крак у западных славян и др. Более древние истоки угадываются в персонажах, выступающих как противники этих героев, например, в чудовищах змееобразной природы, поздними вариантами которых можно считать Соловья-Разбойника (см. СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК), Рарога - Рарашека. Возможен праславянский характер мифологического сюжета о князе-оборотне, от рождения наделенном знаком волшебной власти (сербский эпос о Вуке Огненном Змее и восточнославянский эпос о Вольге Всеславиче).

Наиболее устойчивы оказались самые «низовые» персонажи нечистой силы, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые, баешники, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, из животных - медведь, волк и др.

Универсальным образом, синтезирующим все описанные выше отношения, является у славян (и у многих других народов) мировое древо. В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают Вырий, райское дерево, береза, явор (клен), дуб, сосна, рябина, яблоня.

Для праславянского периода восстанавливаются многочисленные празднества, в частности, карнавального типа, связанные с определенными сезонами и поминанием мертвых. Совпадение ряда характерных деталей (участие ряженых, фарсовые похороны) наряду с типологическим объяснением делает возможным (в соответствии с гипотезой В. Пизани) возведение этих славянских празднеств к календарным обрядам ряжения и т.п., реконструируемым для общеиндоевропейского периода Ж. Дюмезилем (см. ДЮМЕЗИЛЬ Жорж). Уже раннесредневековые латинские источники описывают фарсовые обряды (в том числе и поминальные) как у западных славян (Козьма Пражский (см. КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ) и др.), так и у южных (в 13 в. Димитрий Болгарский описывает русалии (см. РУСАЛИИ) и производимые по их случаю театрализованные действа и танцы, характеризуемые как непристойные). В неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до 19-20 вв. во всех славянских традициях: ср. смеховые похороны мифологических существ типа Костромы, Масленицы (см. МАСЛЕНИЦА), Ярилы, Мары и др. у восточных славян (где в сезонных обрядах участвуют и зооморфные символы типа «коровьей смерти»), у чехов (обряд umrlec, моравские весенние обряды на Смертной неделе, когда выносилось чучело Smrtna nedela с исполнением песен, дословно совпадающих с восточнославянскими), у болгар (русалии, Герман и др.).

Попытка упорядочить славянскую мифологию была сделана уже в исторически позднее время. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич (см. ВЛАДИМИР Святославич) совершил попытку создать в 980 г. общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса (см. ХОРС), Дажбога, Стрибога (см. СТРИБОГ), Симаргла (см. СЕМАРГЛ) (Семаргла) и Мокоши (см. МОКОШЬ). Главными божествами пантеона были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса - внизу, возможно на киевском Подоле), вероятно, по социальной функции (Перун - бог княжеской дружины, Велес - всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона - Мокошь - связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажбог и Хорс - с солнцем, Сварог - с огнем.

После повсеместного распространения христианства (у балтийских славян насильственного) языческая традиция сохранялась в виде двоеверия и позднее - фольклора.

Полезные сервисы

славянская мифология (альтернативный подход)

Энциклопедический словарь

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход) - СЛАВЯ́НСКАЯ МИФОЛО́ГИЯ, наиболее древняя мифология и религия Евразии, сложившаяся еще во времена среднего палеолита. Первоначально представляла собой монотеизм (веру в одного бога), но со временем перешла в политеизм (веру во многих богов). Наиболее древней богиней была Магиня (современное название Макошь (см. МАКОШЬ (альтернативный подход))), которая ведала всеми функциями. Постепенно она часть функций передавала своим жрецам и жрицам, из которых со временем путем их обожествления возникали новые боги. Сначала появились бог Род (см. РОД (альтернативный подход)) и богиня Мара (см. МАРА (альтернативный подход)), позже - Сварог (см. СВАРОГ), Перун (см. ПЕРУН (альтернативный подход)), Велес (см. ВЕЛЕС (альтернативный подход)), Жива (см. ЖИВА (альтернативный подход)), Яр (Ярило (см. ЯРИЛО)) и прочие боги.

Согласно славянской мифологии мир состоит из трех частей - верхнего мира, или Прави, среднего мира, или Яви, и нижнего мира, или Нави. Отсюда - многие мифологические существа, вхожие в три мира, могут иметь либо три головы, либо крылья, лапы и хвост одновременно (например, Змей-Горыныч). Особо оберегается подземный мир, куда доступ живым людям категорически запрещен. Мир Нави начинается уже с дремучего леса, в сторону которого повернут «домик мертвых» - избушка на курьих ножках, жилище бабы Яги (см. БАБА-ЯГА). Сама баба Яга с полусгнившей ногой, то есть полутруп, является стражем царства мертвых и не пропускает туда живых людей («русский дух»).

Во времена палеолита, когда главным средством добычи пищи была охота на животных, боги имели зооморфный облик, то есть выглядели как животные. Однако тогда же имелись и антропоморфные изображения; каждое изображение называлось ЛИК (в виде необработанного камня, скульптурное, гравированное или рисованное). Кроме того, во время театрализованных ритуалов явления бога (мистерий) жрец, изображавший соответствующего бога, надевал специальную маску (непохожую ни на антропоморфный, ни на зооморфный лик), отчего сами жрецы в надписях именовались МАСКИ (см. МАСКА (в славянской мифологии, альтернативный подход)). Тем самым славянский языческий бог воплощался в священный камень, лик и маску. В мезолите лики богов стали миксоморфными, то есть смешанными либо в пространстве (у русалок верх человеческий, низ рыбий), либо во времени (царевна-лебедь то женщина, то птица). В неолите боги становятся антропоморфными, но традиция помнит и их зооморфный облик.

Отправление славянского религиозного культа совершалось в храмах (см. ХРАМ (языческий)). В христианское время храмы стал называть капищами, а лики - идолами, чтобы противопоставить христианским храмам и ликам, но на всех древних надписях языческие храмы именуются именно храмами.

Помимо богов славянская мифология знает множество различных духов, населяющих реки (водяной, русалки), болота (болотница), лес (леший), поле (полевик), двор (дворовой), дом (домовой) и прочие места обитания. Как и славянские боги, духи амбивалентны, то есть являются по отношению к людям и добрыми, и злыми одновременно (в христианстве бог только добр, а нечистая сила только зла). Поэтому деление на богов и духов достаточно условно.

Славянская мифология по сравнению с другими изучена наименее полно. Это объясняется тем, что на Руси, начиная с 14 века, почтительное отношение христианства к славянскому язычеству как родоначальнику христианской веры сменяется на негативное, и само язычество равно, как и предметы его культа, подвергаются запрещению и уничтожению как проявления нечистой силы. Патриарх Никон (см. НИКОН (патриарх)) категорически запретил языческое богослужение и повелел снести все языческие храмы.

Интерес к славянской мифологии возникает в России только в 18 веке и то в кругах широкой общественности (профессиональные ученые обращаются к ней только век спустя). Первые трактовки славянской мифологии достаточно наивны; так, в 19 веке полагали, что язычники поклоняются Солнцу, Луне, рекам, камням, то есть просто обожествляют природу («естественная религия»). В наши дни выясняется, что многие природные объекты являлись лишь посредниками при обращении к языческим божествам, но не самостоятельными богами. Иерархия богов выявляется только в наши дни.

Полезные сервисы

славянская распущенность

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Выражение родилось в лагере русских западников, когда они вели свою известную полемику со славянофилами. Стало популярным после того, как И. С. Тургенев (1818-1883), также причислявший себя к западникам, использовал его в своей повести «Ася» (1858).

Шутливо-иронически: о недостатке воли, самодисциплины, последовательности в достижении своей цели, равно как и умения эту цель перед собой поставить.

Полезные сервисы

славянские страны

Синонимы к слову славянские страны

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

славянские языки

Энциклопедический словарь

Славя́нские языки́ - группа близкородственных языков, относящихся к индоевропейской семье языков. Современные славянские языки делятся на 3 группы: восточнославянскую (русский, украинский, белорусский), западнославянскую (польский с кашубским диалектом, сохранившим определённую генетическую самостоятельность, лужицкий, чешский, словацкий) и южнославянскую (болгарский, македонский, сербско-хорватский, словенский).

* * *

СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ - СЛАВЯ́НСКИЕ ЯЗЫКИ́, группа близкородственных языков, относящихся к индоевропейской семье языков. Современные славянские языки делятся на 3 группы: восточнославянские (русский, украинский, белорусский), западнославянские (польский, лужицкий, чешский, словацкий) и южнославянские (болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский).

Большой энциклопедический словарь

СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ - группа близкородственных языков, относящихся к индоевропейской семье языков. Современные славянские языки делятся на 3 группы: восточнославянские (русский, украинский, белорусский), западнославянские (польский, лужицкий, чешский, словацкий) и южнославянские (болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский).

Словарь народов и культуры

Славянские языки

(Slavic languages), группа индоевропейских языков, распространенных в Центр, и Вост. Европе. С.я. принято делить на три группы (южно-, западно- и восточнославянскую), но они все близки между собой и грамматически, и фонологически, и лексически, причем разговорные яз. различаются меньше, чем лит. Древнейшим письменным С.я. является старо- (церковно-) славянский, язык православ. церкви, зафиксированный в 9 в. н.э. Совр. южнославянская группа включает сербскохорватский (17 млн. говорящих), словенский (2 млн.), македонский (1 млн.) и болгарский (8 млн.) яз. Сербскохорватский, на к-ром говорят в Югославии и ее быв. республиках, имеет три отчетливо выраженных диалекта и записывается как кириллицей, так и латиницей. Кириллический алфавит, основанный на греч., был создан в 9 в. православ. проповедниками Кириллом и Мефодием. На словенском яз. говорят в Словении. Македонские диалекты представляют собой переходные (лингвистически и географически) формы между сербскохорватским и болгарским яз., в к-ром существуют зап. и вост. диалекты. Вост. диалект лежит в основе лит. яз., сформированного в 18 в. К западнославянской группе относятся чешский, словацкий и польский яз., использующие модифицированный лат. алфавит. Чешский (9,5 млн. говорящих) и словацкий (4,5 млн.) яз. взаимопонятны; при этом чешский испытал влияние нем. яз., а словацкий - венг. Польский (37 млн. говорящих) впервые засвидетельствован в текстах 14 в. Восточнославянская группа включает рус., белорус, и украинский яз.; все они пользуются кириллицей. Рус. является родным яз. для 150 млн. чел.; он распространен на всем пространстве быв. СССР, поскольку имел там статус офиц. яз. Большое влияние на рус. яз. оказали южнославянские яз. благодаря высокому культурному авторитету старо- (церковно-) славянского яз. На украинском говорят 40 млн. чел. на Украине, а на белорус. - 10 млн. в Беларуси; оба языка содержат многочисл. заимствования из польского.

Лингвистика

Славя́нские языки́ -

группа родственных языков индоевропейской семьи (см. Индоевропейские языки). Распространены на

территории Европы и Азии. Общее число говорящих свыше 290 млн. чел.

Отличаются большой степенью близости друг к другу, которая

обнаруживается в корнеслове, аффиксах,

структуре слова, употреблении грамматических

категорий, структуре предложения, семантике, системе регулярных звуковых

соответствий, морфонологических чередованиях. Эта близость объясняется как

единством происхождения славянских языков, так и их длительными и

интенсивными контактами на уровне литературных

языков и диалектов. Имеются, однако, и

различия материального, функционального и типологического характера, обусловленные

длительным самостоятельным развитием славянских племён и

народностей в разных этнических, географических и историко-культурных

условиях, их контактами с родственными и неродственными этническими

группами.

Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить

на 3 группы: восточнославянскую (русский, украинский и белорусский),

южнославянскую (болгарский, македонский, сербохорватский и словенский) и западнославянскую (чешский, словацкий, польский с кашубским диалектом, сохранившим

определённую генетическую самостоятельность, верхне- и нижнелужицкие). Известны также

небольшие локальные группы славян со своими литературными языками.

Так, хорваты в Австрии (Бургенланд) имеют свой литературный язык на

чакавской диалектной основе. Не все славянские языки дошли до нас.

В конце 17 - начале 18 вв. исчез полабский

язык. Распределение славянских языков внутри каждой группы имеет

свои особенности (см. Восточнославянские языки, Западнославянские языки, Южнославянские языки). Каждый славянский язык

включает литературный язык со всеми его стилистическими, жанровыми и другими

разновидностями и свои территориальные диалекты. Соотношения всех

этих элементов в славянских языках разные. Чешский литературный язык

имеет более сложную стилистическую структуру, нежели словацкий, но

последний лучше сохраняет особенности диалектов. Иногда диалекты одного

славянского языка различаются между собой сильнее, нежели

самостоятельные славянские языки. Например, морфология штокавского и чакавского диалектов

сербохорватского языка различается значительно глубже, нежели

морфология русского и белорусского языков. Часто различен удельный вес

тожественных элементов. Например, категория уменьшительности в чешском

языке выражена более разнообразными и дифференцированными формами,

чем в русском языке.

Из индоевропейских языков С. я наиболее близки балтийским языкам. Эта близость послужила

основанием для теории «балто-славянского праязыка», согласно которой из индоевропейского

праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся

на прабалтийский и праславянский. Однако большинство современных учёных

объясняет их особую близость длительным контактом древних балтов и

славян. Не установлено, на какой территории произошло обособление

славянского языкового континуума из индоевропейского. Можно

предполагать, что оно произошло южнее тех территорий, которые, согласно

различным теориям, относятся к территории славянских прародин. Таких

теорий много, но все они не локализуют прародину там, где мог находиться

индоевропейский праязык. На основе одного из индоевропейских диалектов

(протославянского) позже сформировался праславянский язык, который

является родоначальником всех современных славянских языков.

История праславянского языка была более длительной, нежели история

отдельных славянских языков. В течение длительного времени он

развивался как единый диалект с тожественной структурой. Позже возникают

диалектные варианты. Процесс перехода праславянского языка, его

диалектов в самостоятельные С. я. был длительным и сложным. Наиболее

активно он проходил во 2‑й половине 1‑го тыс. н. э., в период

формирования ранних славянских феодальных государств на территории

Юго-Восточной и Восточной Европы. В этот период значительно увеличилась

территория славянских поселений. Были освоены районы различных

географических зон с различными природными и климатическими условиями,

славяне вступили во взаимоотношения с народами и племенами, стоящими на

разных ступенях культурного развития. Всё это отразилось в истории

славянских языков.

Праславянскому языку предшествовал период протославянского языка,

элементы которого могут быть восстановлены с помощью древних

индоевропейских языков. Праславянский язык в своей основной части

восстанавливается с помощью данных С. я. различных периодов их истории.

История праславянского языка делится на 3 периода: древнейший - до

установления тесного балто-славянского языкового контакта, период

балто-славянской сообщности и период диалектного дробления и начала

формирования самостоятельных славянских языков.

Индивидуальность и своеобразие праславянского языка начали

складываться ещё в ранний период. Именно тогда сложилась новая система

гласных сонантов, значительно упростился

консонантизм, получила широкое

распространение в аблауте ступень редукции,

корень перестал подчиняться древним

ограничениям. По судьбе средненёбных k’ и g’ праславянский язык входит в

группу satəm (sьrdьce, pisati, prositi, ср. лат. cor -

cordis, pictus, precor; zьrno, znati, zima, ср. лат. granum, cognosco, hiems). Однако эта черта

реализовалась непоследовательно: ср. праслав. *kamy, *kosa, *gǫsь,

*gordъ, *bergъ и др. Существенные отклонения от индоевропейского типа

представляет праславянская морфология. Это прежде всего относится к глаголу, в меньшей степени - к имени. Большинство

суффиксов сформировалось уже на праславянской почве. Праславянская

лексика отличается большим своеобразием; уже в

ранний период своего развития праславянский язык пережил ряд

существенных преобразований в области лексического состава. Сохранив в

большинстве случаев старый лексический индоевропейский фонд, он в то же

время утратил много старых индоевропейских лексем (например, некоторые термины из области

социальных отношений, природы и т. д.). Много было утрачено слов в связи

с различного рода запретами. Запретным, например, было наименование

дуба - индоевроп. perku̯os, откуда лат. quercus. Старый индоевропейский

корень дошел до нас только в имени языческого бога Перуна. В славянских

языках утвердилось табуистическое dǫbъ, откуда

рус. «дуб», польск. dąb, болг. дъб и т. д. Утрачено индоевропейское название медведя.

Оно сохраняется лишь в новом научном термине «Арктика» (ср. греч. ἄρκτος). Индоевропейское слово в

праславянском языке было заменено табуистическим словосложением medvědь ‘едок мёда’. В период

балто-славянской сообщности славяне заимствовали много слов у балтов.

В этот период в праславянском языке были утрачены гласные сонанты, на их

месте возникли дифтонгические сочетания в

положении перед согласными и последовательности

«гласный сонант перед гласными» (sъmьrti, но umirati), интонации (акут и циркумфлекс) стали релевантными признаками.

Важнейшими процессами праславянского периода были утрата закрытых слогов и смягчение согласных перед йотом. В связи с

первым процессом все древние дифтонгические сочетания перешли в монофтонги, возникли слоговые плавные, носовые

гласные, произошло перемещение слогораздела, вызвавшее, в свою очередь,

упрощение групп согласных, явления межслоговой диссимиляции. Эти древнейшие процессы наложили

отпечаток на все современные славянские языки, что отражено во многих

чередованиях: ср. рус. «жать - жну»; «взять - возьму», «имя - имена»,

чеш. žíti - žnu, vzíti - vezmu; сербохорв. же̏ти - жме̑м, узѐти - у̏зме̑м, и̏ме - и̏мена. Смягчение

согласных перед йотом отражено в виде чередований s - š, z - ž и др. Все

эти процессы оказали сильное воздействие на грамматический строй, на

систему флексий. В связи со смягчением согласных

перед йотом был был пережит процесс так называемой первой палатализации

задненёбных: k > č, g > ž, x > š. На этой основе ещё в

праславянском языке сформировались чередования k : č, g : ž, x : š,

которые оказали большое влияние на именное и глагольное словообразование. Позже начала действовать так

называемые вторая и третья палатализация задненёбных, в результате

которых возникли чередования k : c, g : ʒ (z), x : s (š). Имя изменялось

по падежам и числам.

Кроме единственного и множественного числа существовало двойственное

число, которое позже утратилось почти во всех славянских языках.

Существовали именные основы, выполняющие функции

определений. В поздний праславянский период

возникли местоименные прилагательные. Глагол имел основы инфинитива и настоящего

времени. От первых образовывались инфинитив, супин, аорист, имперфект, причастия на ‑l,

причастия действительного залога прошедшего времени на ‑vъ и причастия

страдательного залога на ‑n. От основ настоящего времени образовывались

настоящее время, повелительное наклонение,

причастие действительного залога настоящего времени. Позже в некоторых

славянских языках от этой основы начал образовываться имперфект.

Ещё в недрах праславянского языка начали формироваться диалектные

образования. Наиболее компактной была та группа праславянских диалектов,

на основе которой позже возникли восточнославянские языки.

В западно-славянской группе были 3 подгруппы: лехитская, серболужицкая и

чешско-словацкая. Наиболее дифференцированной в диалектном

отношении была южнославянская группа.

Праславянский язык функционировал в догосударственный период истории

славян, когда господствовали родоплеменные общественные отношения.

Существенные изменения произошли в период раннего феодализма. Это

отразилось на дальнейшей дифференциации славянских языков.

К 12-13 вв. произошла утрата свойственных праславянскому языку

сверхкратких (редуцированных) гласных ъ и ь.

В одних случаях они исчезли, в других перешли в гласные полного

образования. В результате произошли существенные изменения в фонетическом и морфологическом строе славянских языков. Много

общих процессов пережили славянские языки и в области грамматики и лексического состава.

Впервые литературную обработку славянские языки получили в 60‑х гг.

9 в. Создателями славянской письменности были братья Кирилл

(Константин-Философ) и Мефодий. Они перевели для нужд Великой Моравии с

греческого языка на славянский литургические

тексты. В своей основе новый литературный язык имел южно-македонский

(солунский) диалект, но в Великой Моравии усвоил много местных языковых

особенностей. Позже он получил дальнейшее развитие в Болгарии. На этом

языке (обычно называемом старославянским языком) была создана богатейшая

оригинальная и переводная литература в Моравии, Паннонии, Болгарии, на

Руси, в Сербии. Существовало два славянских алфавита: глаголица и кириллица. От 9 в. славянских текстов не

сохранилось. Самые древние относятся к 10 в.: Добруджанская надпись 943,

надпись царя Самуила 993 и др. От 11 в. сохранилось уже много славянских

памятников. Славянские литературные языки эпохи феодализма, как правило,

не имели строгих норм. Некоторые важные функции

выполняли чужие языки (на Руси - старославянский язык, в Чехии и

Польше - латинский язык). Унификация литературных языков, выработка

письменных и произносительных норм,

расширение сферы употребления родного языка - всё это характеризует

длительный период формирования национальных славянских языков. Русский

литературный язык пережил многовековую и сложную эволюцию. Он вобрал в

себя народные элементы и элементы старославянского языка, испытал

влияние многих европейских языков. Он развивался без перерывов в течение

длительного времени. Иначе шел процесс формирования и истории ряда

других литературных славянских языков. В Чехии в 18 в. литературный

язык, достигший в 14-16 вв. большого совершенства, почти исчез.

В городах господствовал немецкий язык.

В период национального возрождения чешские «будители» искусственно

возродили язык 16 в., который в это время уже был далек от народного

языка. Вся история чешского литературного языка 19-20 вв. отражает

взаимодействие старого книжного языка и разговорного. Иначе шло развитие словацкого

литературного языка. Не отягощённый старыми книжными традициями, он

близок народному языку. В Сербии до 19 в. господствовал церковнославянский язык русского варианта.

В 18 в. начался процесс сближения этого языка с народным. В результате

реформы, проведенной В. Караджичем в середине 19 в., был создан новый

литературный язык. Этот новый язык стал служить не только сербам, но и

хорватам, в связи с чем стал называться сербохорватским или

хорватскосербским. Македонский литературный язык окончательно

сформировался в середине 20 в. Славянские литературные языки

развивались и развиваются в тесном общении друг с другом. Об изучении

славянских языков см. Славистика.

Мейе А., Общеславянский язык, пер. с французского, М.,

1951;

Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики славянских

языков. Введение. Фонетика, М., 1961;

его же, Очерк сравнительной грамматики славянских языков.

Чередования. Именные основы, М., 1974;

Кузнецов П. С., Очерки по морфологии праславянского языка.

М., 1961;

Нахтигал Р., Славянские языки, пер. со словенского, М.,

1963;

Вступ до порівняльно-історичного вивчення слов’янських

мов. За ред. О. С. Мельничука, Київ, 1966;

Национальное возрождение и формирование славянских литературных

языков, М., 1978;

Бошкович Р., Основы сравнительной грамматики славянских

языков. Фонетика и словообразование, М., 1984;

Бирнбаум Х., Праславянский язык. Достижения и проблемы его

реконструкции, пер. с английского, М., 1987;

Vaillant A., Grammaire comparée des langues

slaves, t. 1-5, Lyon - P., 1950-77.

С. Б. Бернштейн.

Лингвистические термины

Языки, входящие в индоевропейскую семью и образующие в ней ветвь с рядом подгрупп:

1) восточная подгруппа, в которую входят языки русский, украинский, белорусский;

2) западная подгруппа, в которую входят языки польский, чешский, словацкий, кашубский, лужицкий, полабский (мертвый);

3) южная подгруппа, в которую входят языки болгарский, сербскохорватский (хорватскосербский), словенский, македонский, старославянский, или древне-церковнославянский (мертвый).

Лексикология

Славянские языки - Группа языков, входящая в индоевропейскую семью. Распространены на территории Европы и Азии. Делятся на три подгруппы - восточнославянские языки, южнославянские языки и западнославянские языки. Сравнительно с другими индоевропейскими языками отличаются большой близостью, позволяющей взаимопонимание между носителями языков одной подгруппы. Эта близость свидетельствует о сравнительно позднем разделении славянских языков и благоприятствует научной реконструкции праславянского языка, из которого они развились, в том числе его лексического фонда и словообразовательных механизмов. Группа разделившихся славянских языков - одна из самых молодых в индоевропейской семье (хотя сложение протославянского диалекта в рамках индоевропейского праязыка - явление достаточно древнее); уверенно можно говорить о состоявшемся распаде праславянского, по-видимому, к концу Ⅰ тысячелетия н. э. По грамматическому строю и унаследованному из индоевропейского праязыка словарю наиболее близки балтийским языкам, что послужило основой для возникновения теорий балто-славянского языкового единства и даже балто-славянского праязыка.

Полезные сервисы

славянский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. славянство, славяне, связанный с ними

2. Свойственный славянству, славянам, характерный для них.

3. Принадлежащий славянству, славянам.

4. то же, что церковнославянский

Толковый словарь Ушакова

СЛАВЯ́НСКИЙ, славянская, славянское. прил. к славяне и к славянство. Славянские языки. Славянский стиль в архитектуре. Славянская филология.

Толковый словарь Ожегова

СЛАВЯ́НСКИЙ, -ая, -ое.

1. см. славяне.

2. Относящийся к славянам, к их языкам, образу жизни, культуре, а также к территории их проживания, её внутреннему устройству, истории; такой, как у славян. Славянские народы. С. мир. Славянские языки (индоевропейской семьи языков). С. эпос. По-славянски (нареч.).

Энциклопедический словарь

СЛАВЯ́НСКИЙ -ая, -ое.

1. к Славя́не и Славя́нство. С-ие народы. С-ие языки. С-ие земли. С-ая мифология. С-ие имена. // Свойственные славянину (славянам). С-ая внешность. С-ое лицо.

2. Относящийся к древней письменности славян; церковнославянский. С-ие цифры. С-ая палеография. С. перевод Библии.

Академический словарь

-ая, -ое.

1. прил. к славяне, к славянство.

Славянские народы. Славянские языки.

||

Свойственный славянину (славянам).

Французская напудренная прическа весьма не согласовалась с выражением его славянского лица. Тургенев, Три портрета.

2. Относящийся к древней письменности славян; церковнославянский.

Славянские цифры. Славянская палеография.

Филипп Кононыч, подражая дьячкам, читал нараспев славянские слова псалтыря. Л. Толстой, Корней Васильев.

Орфографический словарь

славя́нский (от славя́не и Славя́нск)

Формы слов для слова славянский

славя́нский, славя́нская, славя́нское, славя́нские, славя́нского, славя́нской, славя́нских, славя́нскому, славя́нским, славя́нскую, славя́нскою, славя́нскими, славя́нском, славя́нск, славя́нска, славя́нско, славя́нски

Синонимы к слову славянский

украинский, лужицкий, сербский, боснийский, болгарский, чешский, словацкий, словенский, польский, черногорский, хорватский, русский, белорусский, македонский

Морфемно-орфографический словарь

славя́н/ск/ий.

Грамматический словарь

славя́нский п 3a✕~

Полезные сервисы

славянский д. а

Большой энциклопедический словарь

Славя́нский Д. А., см. Агренев-Славянский Д. А.

Полезные сервисы

славянский кружок

Энциклопедический словарь

СЛАВЯНСКИЙ КРУЖОК - «СЛАВЯ́НСКИЙ КРУЖО́К», народническая группа русских, польских, сербских эмигрантов-«якобинцев»; возникла в Цюрихе в 1871-72, название - с 1873, организаторы - С. Г. Нечаев, К. М. Турский. С 1874 в Женеве, во главе - П. Н. Ткачев. С 1875 группа «Набата». В 1881 распалась.

-----------------------------------

«Славя́нский кружо́к» - народническая группа русских, польских, сербских эмигрантов-«якобинцев». Возникла в Цюрихе в 1871-72, название с 1873, организаторы - С. Г. Нечаев, К. М. Турский. С 1874 в Женеве, во главе - П. Н. Ткачёв. «Славянский кружок» издавал журнал «Набат». В 1881 распался.

Большой энциклопедический словарь

"СЛАВЯНСКИЙ КРУЖОК" - народническая группа русских, польских, сербских эмигрантов-"якобинцев"; возникла в Цюрихе в 1871-72, название - с 1873, организаторы - С. Г. Нечаев, К. М. Турский. С 1874 в Женеве, во главе - П. Н. Ткачев. С 1875 группа "Набата". В 1881 распалась.

Полезные сервисы

славянско-кирилловский

Синонимы к слову славянско-кирилловский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы