Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сознававший

Синонимы к слову сознававший

Полезные сервисы

сознававший свое существование

Синонимы к слову сознававший свое существование

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

сознававшийся

Синонимы к слову сознававшийся

Полезные сервисы

сознаваемый

Синонимы к слову сознаваемый

Полезные сервисы

сознаватель

Синонимы к слову сознаватель

сущ., кол-во синонимов: 1

сознатель

Полезные сервисы

сознавательница

Синонимы к слову сознавательница

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

сознавать

Толковый словарь

несов. перех.

1. Понимать, отдавать себе отчет в чем-либо; признавать что-либо, правильно оценивая окружающее, происходящее.

отт. Ощущать себя, чувствовать, считать себя кем-либо, чем-либо или каким-либо.

2. Воспринимать сознательно окружающее.

Толковый словарь Ушакова

СОЗНАВА́ТЬ, сознаю, сознаёшь; сознавая, повел. сознавай, несовер.

1. несовер. к сознать. «Маркс и Энгельс учили пролетариат сознавать свои силы, сознавать свои классовые интересы и объединяться для решительной борьбы с буржуазией.» История ВКП(б). Сознавать свое превосходство.

2. что. Воспринимать сознанием (см. сознание в 3, 4 и 5 знач.), усваивать, понимая. Ребенок уже сознает окружающее. Он сам не сознает, что делает.

Толковый словарь Ожегова

СОЗНАВА́ТЬ, -наю, -наёшь; -навай; -нающий; -навая; несовер., что.

1. см. сознать.

2. Воспринимать сознанием, усваивать, понимая. Ребёнок начал с. окружающее.

Толковый словарь Даля

СОЗНАВАТЬ, сознать что, убедившись в истине, признать или понять ее, изменить прежнее мнение свое. Он, очевидно, сознает ошибку свою (в себе), но признаться в этом не хочет. Он и сам не сознает, что делает, не понимает. -ся, признаться, не отрекаться, не отпираться, повиниться; высказать, по убеждению своему, истину. Сознаюсь, что я поступил опрометчиво. Он во всем сознался. Сознав сам ошибку свою, он, однако, в том не сознается. Сознавание, сознанье, состояние сознающего что, или

| действие сознающегося в чем. Сознание половина исправы, раскаяние.

| Сознание, сознание себя, полная память, состояние человека в здравом смысле своем, могущего отдать отчет в своих действиях. Больной наш уже без сознания, в беспамятстве, в бреду. Она упала без сознания, обмерла, упала в обморок. Сознательный грешник, кающийся. во всем сознающийся;

| сознательный поступок, вменяемый, умышленый, сделанный с полным пониманием дела; не(бес)сознательный, которого силу и значение виновник его и сам не постигал, или не мог обсудить и понять.

| Сознательное состояние больного, полная память, смысл и свобода отчетливой воли. Сознательность, свойство, состояние ·по·прилаг. Сознаватель, сознатель, -ница, сознающий, сознавший что-либо. Сознакаться с кем, пск. спознаться, съякшаться.

Энциклопедический словарь

СОЗНАВА́ТЬ -знаю́, -знаёшь; сознава́й; сознава́я; нсв. что.

1. (также с придат. дополнит.). = Осознава́ть. С. опасность. С. своё превосходство. С. свою вину. Он сознавал, что опасно болен. В глубине души он сознавал, что отец прав. // (с мест. себя). Считать себя, ощущать себя кем-, чем-л. Я. сознаю себя неправым и хочу загладить мой поступок. Начал с. себя взрослым человеком. Мы сознавали себя близкими друг другу.

2. Обладать сознанием (1 зн.), воспринимать сознательно окружающее. Ребёнок начинает с. окружающее. Больной ничего не сознаёт.

Созна́ть, -а́ю, -а́ешь; св. С. свой долг.

Академический словарь

-знаю́, -знаёшь; повел. сознава́й; деепр. сознава́я; несов., перех.

1. (сов. сознать) также с придаточным дополнительным.

Понимать, отдавать себе отчет в чем-л., признавать что-л., правильно оценивая окружающее, происходящее.

Сознавать опасность. Сознавать свое превосходство. Сознавать свою вину.

- Я сознаю свое счастье, размышляю о нем, и оно полнее. И. Гончаров, Обыкновенная история.

Он сознавал, что он в сумасшедшем доме; он сознавал даже, что он болен. Гаршин, Красный цветок.

|| (в сочетании с мест. „себя").

Считать себя, ощущать себя кем-, чем-л.

Я сознаю себя негодяем и хочу загладить мой поступок. Гл. Успенский, Письмо Е. С. Некрасовой, 23 февр. 1885.

Словом сказать, я уже вышел из состояния прозябания и начал сознавать себя человеком. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

2. Обладать сознанием (в 1 знач.), воспринимать сознательно окружающее.

Ребенок уже сознает окружающее. Больной ничего не сознает.

Орфографический словарь

сознава́ть, -наю́, -наёт

Синонимы к слову сознавать

Идиоматика

глубоко сознавать

Грамматический словарь

сознава́ть нсв 13b (признавать: свою́ вину́, сво́й до́лг) ◑1;

Полезные сервисы

сознавать(ся)

Морфемно-орфографический словарь

созна/ва́/ть(ся).

Полезные сервисы

сознаваться

Толковый словарь

несов.

1. Признаваться в чем-либо.

отт. Признаваться в своей виновности, в своем проступке.

2. страд. к гл. сознавать

Толковый словарь Ушакова

СОЗНАВА́ТЬСЯ, сознаюсь, сознаёшься; сознаваясь, повел. сознавайся, несовер.

1. несовер. к сознаться. Преступник долго не сознавался.

2. страд. к сознавать; проникать в сознание (см. сознание в 3, 4 и 5 знач.; книжн.). Неизбежность гибели капитализма давно сознается передовыми людьми всего мира.

3. 1 л. употр. также как вводное слово в знач должен, вынужден признать. Сознаюсь, я никак не ожидал этого.

Толковый словарь Ожегова

СОЗНАВА́ТЬСЯ см. сознаться.

Энциклопедический словарь

СОЗНАВА́ТЬСЯ см. Созна́ться.

Академический словарь

-знаю́сь, -знаёшься; повел. сознава́йся; деепр. сознава́ясь; несов.

1. (сов. сознаться) в чем и без доп.

Признавать свою вину, проступок, нарушение какого-л. правила, условия и т. п.

Сознаваться в своей вине.

[Гороблагодатский] входил до того в роль невинного, что сам считал себя невинным и под лозами никогда не сознавался. Помяловский, Очерки бурсы.

[Мышлаевский:] Позвольте, водкой пахнет! Кто пил водку раньше времени? Сознавайтесь. Булгаков, Дни Турбиных.

||

Признавать за собой что-л. (какие-л. недостатки, склонности, наличие каких-л. чувств, намерений и т. д.).

- Я мнителен и сознаюсь в том. Я склонен подозревать дурное прежде хорошего. Достоевский, Униженные и оскорбленные.

Вот если б Игорь понял, как трудно ему, Генке, сейчас: дураком выглядит, без вины оболган ---. Но просить при всех о помощи, сознаваться, что слаб, Генка не мог. Тендряков, Ночь после выпуска.

2. страд. к сознавать.

Орфографический словарь

сознава́ться, -наю́сь, -наётся

Формы слов для слова сознаваться

сознава́ться, сознаю́сь, сознаёмся, сознаёшься, сознаётесь, сознаётся, сознаю́тся, сознава́ясь, сознава́лся, сознава́лась, сознава́лось, сознава́лись, сознава́йся, сознава́йтесь, сознаю́щийся, сознаю́щаяся, сознаю́щееся, сознаю́щиеся, сознаю́щегося, сознаю́щейся, сознаю́щихся, сознаю́щемуся, сознаю́щимся, сознаю́щуюся, сознаю́щеюся, сознаю́щимися, сознаю́щемся, сознава́вшийся, сознава́вшаяся, сознава́вшееся, сознава́вшиеся, сознава́вшегося, сознава́вшейся, сознава́вшихся, сознава́вшемуся, сознава́вшимся, сознава́вшуюся, сознава́вшеюся, сознава́вшимися, сознава́вшемся

Синонимы к слову сознаваться

гл. несов.

признаваться

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: признаваться, открываться, исповедываться, каяться, виниться

Ant: скрывать (что-либо от кого-либо)

Грамматический словарь

сознава́ться нсв 13b ◑1

Полезные сервисы

сознавая

Синонимы к слову сознавая

нареч, кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

сознавший

Синонимы к слову сознавший

Полезные сервисы

сознавшийся

Синонимы к слову сознавшийся

Полезные сервисы

сознание

Толковый словарь

ср.

1. Процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека.

отт. Осознание общественной жизни человеком как представителем определенных общественных классов, слоев.

2. Восприятие и понимание окружающего, свойственные человеку; ум, разум.

отт. Способность осмысленно воспринимать окружающее. (противоп. беспамятство)

3. Ясное понимание чего-либо.

4. Мысль о чем-либо, чувство, ощущение чего-либо.

СОЗНА́НИЕ - сущ., с., употр. очень часто

Морфология: (нет) чего? созна́ния, чему? созна́нию, (вижу) что? созна́ние, чем? созна́нием, о чём? о созна́нии

1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность.

Развитие, формирование сознания. | Первичность материи и вторичность сознания. | Влияние на сознание ребёнка. | Бытие определяет сознание.

2. Сознанием называется чья-либо мыслительная активность.

В сознании что-либо оставило неизгладимый след. | Освободить своё сознание от предрассудков и предубеждений. | Внезапная мысль озаряет сознание.

3. Сознанием называется естественное состояние человека, когда он способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств.

Сознание сохраняется, угасает, отсутствует, отключается. | К раненому возвратилось сознание.

4. Если человек находится в сознании, значит, он адекватно воспринимает окружающий мир, его мозг функционирует правильно.

Находиться в полном сознании.

5. Если человек находится, лежит и т. п. без сознания, значит, он не воспринимает окружающий мир, напоминает мёртвого человека.

6. Если кто-либо приходит в сознание, значит, он снова воспринимает окружающий мир.

Больной скончался не приходя в сознание.

7. Если кто-либо теряет сознание, значит, он внезапно перестаёт воспринимать окружающий мир, функции органов чувств, мозга нарушаются, человек падает и т. п.

Я снова потерял сознание и очнулся только в больничной палате.

8. Если кто-либо делает что-либо до потери сознания, то это означает, что этот человек своими действиями доводит себя до беспамятства, а также то, что кто-либо работает до полного изнеможения.

9. Сознанием называют взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоёв, профессиональных групп и т. п.

Общественное, бытовое, обыденное сознание. | Массовое, коллективное, народное сознание. | Статьи помогают формировать политическое сознание.

10. Сознанием называют ясное понимание, осознание чего-либо.

Сознание своей правоты. | Сознание долга. | Сознание необходимости, невозможности, важности чего-л. | Он ушёл с сознанием, что сделал доброе дело. | Сознание своей беспомощности угнетало, мучило его. | Сознание значимости своей работы является счастьем для исследователя.

Толковый словарь Ушакова

СОЗНА́НИЕ, сознания, мн. нет, ср.

1. Действие и состояние по гл. сознать-сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга. Сознание своей вины.

2. Действие по гл. сознаться-сознаваться в 1 знач. Сознание преступника в своем преступлении.

3. Мысль, чувство, ощущение. «Неотразимое сознание, что без меня нет счастья ей.» Некрасов. Его угнетало сознание невозможности спасти больного. Сознание неловкости сказанного.

4. Способность мыслить и рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека определять свое отношение к окружающей действительности. «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…» Ленин. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.» Ленин. «С точки зрения наших внутренних задач центр тяжести переносится теперь на вопросы воспитательные, на вопросы коммунистического воспитания, на задачи ликвидации столь еще живучих пережитков капитализма в сознании трудящихся.» Молотов. «Мы должны активно взяться за политическое воспитание рабочего класса, за развитие его политического сознания.» Ленин (1902 г.). Общественное бытие, говорит Маркс, определяет сознание людей.

5. Состояние человека в здравом уме и твердой памяти, способность воспринимать действительность и отдавать себе отчет в своих действиях, в своих переживаниях. «Водка ослабила его тело, но не погасила сознания.» Максим Горький. Больной потерял сознание. Лежать без сознания. К больному вернулось сознание. Потеря сознания. Прийти в сознание.

Толковый словарь Ожегова

СОЗНА́НИЕ, -я, ср.

1. см. сознать, -ся.

2. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с.

3. Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).

4. Мысль, чувство, ясное понимание чего-н. Его мучило с., что он ошибся. С. собственной вины.

5. То же, что сознательность (во 2 знач.) (прост.).

Популярный словарь

Сознание

-я, только ед., с.

1) филос., психол. Способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; психическая деятельность как отражение действительности.

Сознание - функция мозга.

Сознание - субъективный образ объективного мира.

Бытие определяет сознание.

Сознание связано с речью.

Синонимы:

дух, пси́хика

2) Мыслительная деятельность, ум, разум.

Формирование сознания.

Повлиять на сознание.

Воспитывать сознание.

[У мальчика] свое течение мыслей! Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, нужно также уметь и мыслить на его манер (Чехов).

Синонимы:

интелле́кт, рассу́док, у́мственные спосо́бности

3) Состояние человека в здравом уме и в памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах.

Ясное сознание.

В полном сознании.

Расстройство сознания.

Потеря сознания при обмороке.

Прийти в сознание.

Синонимы:

рассу́док

Антонимы:

беспа́мятство

4) Ясное, полное понимание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л.

Сознание своей правоты.

Сознание ответственности.

Жить с сознанием своей вины.

...Я с помощью ветвей свои взлелею мысли, чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли, и ты причастен был сознанью моему (Вернадский).

Синонимы:

осмысле́ние, осозна́ние, постиже́ние, уясне́ние

Антонимы:

непонима́ние

5) Понимание, осознание человеком или группой людей общественной жизни.

Гражданское сознание.

Индивидуальное сознание.

Донести до сознания.

... Идеальное поведение названого брата входило в кодекс чести воина: всякий идеальный эталон - это тоже элемент реально существовавшего общественного сознания (Громыко).

Синонимы:

созна́тельность

Антонимы:

несозна́тельность

Родственные слова:

созна́ть, созна́тельно, созна́тельный, подсозна́ние

Этимология:

Словообразовательная калька латинского conscientia ‘сознание’, ‘совесть’.

До поте́ри созна́ния - до полного изнеможения.

Привести́ в созна́ние (кого) - 1) вывести из обморока; 2) заставить опомниться и перестать делать что-л. предосудительное.

Словарь существительных

СОЗНА́НИЕ и {{stl_8}}СОЗНА́НЬЕ{{/stl_8}}, -я, ср Спец.. Свойство человека, проявляющееся в его способности к воспроизведению действительности в мышлении.

Бытие определяет сознание.

СОЗНА́НИЕ и {{stl_8}}Созна́нье{{/stl_8}}, -я, ср

Состояние человека в здравом уме и памяти, способного отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах; ясное понимание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л.;

Син.: разум, рассудок.

Больной часто терял сознание.

Энциклопедический словарь

СОЗНА́НИЕ, СОЗНА́НЬЕ, -я; ср.

1. Филос., психол. Человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. С. есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. * Язык так же древен, как и сознание (Маркс и Энгельс).

2. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку; мыслительная деятельность, ум, разум. Развитие, формирование сознания. Влияние на с. ребёнка. Слова не доходили до его сознания. В сознании оставило (что-л.) неизгладимый след. Не укладывается в сознании, что он так поступил. // Способность осмысленно воспринимать окружающее (ср.: беспа́мятство). Быть без сознания. После двухдневного беспамятства к нему возвратилось с. Находиться в полном сознании. До потери сознания (также: до полного изнеможения).

3. Понимание, осознание человеком или группой людей общественной жизни; взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоёв. Бытие определяет с. Общественное с. Формы религиозного с. Пережитки в сознании людей.

4. Ясное понимание, осознание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л. С. своей правоты. С. долга. С. необходимости, невозможности, важности чего-л. Он ушёл с сознанием, что сделал доброе дело. С. своей беспомощности угнетало, мучило его. Радовался от сознания, что ещё всё впереди.

5. Разг. = Созна́тельность (2 зн.). Нет у тебя сознания: все работают, один ты бездельничаешь.

* * *

созна́ние - один из основных аспектов духовной жизни, соотнесённость субъекта переживания (Я) с внутренним или внешним предметом (предметное сознание) и самоотнесённость его с собою (самосознание как знание о тождественности личности, Я в меняющихся актах осознания). В этом смысле «со-знание» является «сопутствующим знанием», «знанием знания» в единстве сознаваемого (содержание сознания, объект), сознающего (Я, субъект) и самого акта осознания, всегда направленного на что-то (интенциональность сознание). Сознание может различаться по степени своей ясности и отчётливости. См. также Бессознательное, Рассудок и разум.

* * *

СОЗНАНИЕ - СОЗНА́НИЕ в философии, соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.

Из различных значений слова «сознание», а также ряда его производных: «осознать», «сознательный» и сочетаний с ним («потерять сознание», «прийти в сознание» и др.) два значения имеют непосредственное отношение к философской проблематике: совесть, или нравственное сознание («осознать вину») и сознание как ментальная сфера в целом. Греческое syneidesis и латинское сonscientia употреблялись как в первом, так и во втором значениях. В схоластике conscientia означает совесть, у Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) и Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) - ментальную функцию (ср. в английском: conscience и consciousness, в немецком: Gewissen Bewusstsein, во французском сonscience и conscience).

Сознание как совесть - это соотнесение «знания добра и зла», т.е. их различия, со способом жизни. Сознание как единство ментальной сферы - это соотнесение между собой восприятия, памяти, фантазии, суждения, предпочтения, любви и ненависти, радости и огорчения, сомнения, воли, желания, решения и других своих модусов (см. МОДУС), каждый из которых отделяет себя от других в своем специфическом формировании смыслового или ценностного коррелята (см. КОРРЕЛЯЦИЯ (взаимная связь, соотношение)) (например, восприятие осознается как восприятие воспринятого), образуя вместе с другими модусами каждый раз конкретное единство сознания. Впервые на непосредственную связь нравственного сознания со структурой ментальной жизни указал Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц).

Начиная с Канта (см. КАНТ Иммануил), термин «сознание» в сочетании с другими терминами обозначает зачастую одну из узловых проблем того или иного учения - как предмет исследования и как определенный способ человеческого существования: трансцендентальное (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ) сознание, феноменология (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) сознания, «несчастное» сознание, классовое сознание, утопическое сознание, инструментальное сознание, действенно-историческое сознание, соборное сознание и т.д.

В широком смысле, проблема сознания - одна из основных проблем философии, а понятие сознания является одной из связующих нитей всего гуманитарного знания; в узком смысле - это ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию: единство сознания; классификация модусов сознания, их иерархия (напр., вопрос о первичности воли или представления); отношение сознание/тело; сознание и значение, знак и символ; самосознание и внутреннее восприятие, интроспекция (см. ИНТРОСПЕКЦИЯ) и рефлексия (см. РЕФЛЕКСИЯ); сознание и познание (источник достоверности, природа абстрагирования и т.д.); сознание и бессознательное (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ) субъективность и интерсубъективность; сознание и предмет; внутренняя активность сознания (самовоздействие, темпоральность, творчество); сознание и искусственный интеллект; сознание и идеология и др.

Для истории учений о сознании в европейской философии до Канта характерны две основные тенденции, которые в разных формах концептуально фиксируют подвижную и одновременно иерархическую природу сознания. С одной стороны, редукционистские (см. РЕДУКЦИОНИЗМ) учения, сводящие сознание к материальному или социальному началам (от огненных атомов Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) до нейрофизиологических (см. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ) и экономических структур) все же предполагают по меньшей мере два уровня: эпифеноменальный (см. ЭПИФЕНОМЕН) (представления, ощущения и т. д.) и реальный.

С другой стороны, субстанциалистская тенденция, которая формируется в результате трансформации исходных для философии различий божественное/человеческое, душа/тело в иерархии типа: высшее духовное начало (идея, логос, Бог, единое и т. д.) - душа - тело - материя. В свою очередь, в рамках этой тенденции различаются платоно-августиновская традиция: душа мыслится как субстанция, которая может существовать вне тела, и аристотелевско-томистская: душа мыслится как энтелехия (см. ЭНТЕЛЕХИЯ) или форма тела. В обеих традициях исследуется также внутренняя иерархия сознания (от ощущений до созерцания, интеллекта, мышления).

Философия Нового времени в значительной степени утрачивает необходимость в традиционной (внешней) иерархии, интенсифицируя исследования внутренней иерархии сознания и полагая мерилом истинности и достоверности человеческий ум. На первый план выходит проблема сознания как самосознания, сопровождающего ментальную активность - по Декарту, всю в целом (cogitatio, perceptio, conscientia - синонимы), по Лейбницу (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), который вводит с новоевропейскую философию тему бессознательного - лишь малую часть (conscientia - синоним апперцепции (см. АППЕРЦЕПЦИЯ)). Другое направление критики Декарта - постепенный отказ от понятия мыслящей субстанции в английском эмпиризме (см. ЭМПИРИЗМ) (у Юма (см. ЮМ Дэвид) «Я» - это лишь связка восприятий), при сохранении тенденции сближения сознания и самосознания. Различие a priori / a posteriori определяет как вопрос об источнике познания, так и вопрос об общей структуре разума, способного получать новое знание и быть основой справедливых социальных отношений.

Концепцию сознания в кантовской философии, где основной становится уже затронутая Лейбницем тема самовоздействия сознания, определяют различия: рационального и иррационального (рассудок как способность к познанию и трансцендентальная сила воображения - слепая, но необходимая сила души); трансцендентального и эмпирического сознания; синтетического единства сознания и созерцания. Место апперцепции как сознания, сопровождающего перцепции, (см. ПЕРЦЕПЦИЯ) занимает синтетическое единство сознания, которое выстраивает объект и благодаря этому - свою самотождественность как постоянную соотнесенность с самим собой в процессе конструирования объекта (по Канту: «Мы не можем мыслить линию, не проводя ее мысленно …»), являясь тем самым условием превращения созерцания в объект. Воздействие рассудка на чувственность, т.е. привнесение связи в само по себе аморфное «многообразие» осуществляется через схемы времени - продукты силы воображения. Начиная с Канта, формируется функционалистская традиция; место духовно-рационального, аисторичного и в принципе постижимого абсолюта занимает иррациональное и непрозрачное для человеческого сознания начало (трансцендентальная сила воображения, дело-действие, исторический разум, воля, воля к власти, практика, развивающееся знание, бессознательное), которое берет на себя роль исходного момента и опосредствования чувственности и рассудка, представления и предмета, субъекта и объекта, материального и идеального и т. п.

Между сознанием и действительностью - иррациональная область их взаимопревращения (принцип тождества бытия и мышления). Сознание рассматривается как особого рода деятельность и как средство общения: «Сознание… лишь средство взаимного общения» (Ф. Ницше). (см. НИЧИПОРОВИЧ Анатолий Александрович) «Подобно сознанию, язык возникает... из необходимости общения…» (К. Маркс (см. МАРКС Карл) и Ф. Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих)). Кантовский трансцендентализм - исходный пункт методологии изучения сознания по его объективациям, ибо сам схематизм рассудка «есть скрытое в глубине человеческой души искусство», и связанной с ней методологии структурного анализа сознания; это не только осмысление метода новоевропейской науки, но и принцип современных идеологий, функционирующих как совокупность схем, формирующих мировоззрение из исходного многообразия опыта: «в основе наших чистых чувственных понятий лежат не образы предметов, а схемы» (Кант).

В феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) (Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд)) формируется новая концепция сознания, в основе которой радикальное различие сознания и предметного мира, а также сознания и знака, сознания и образов фантазии.

Брентано вводит общий критерий различия между психическими и физическими феноменами, который одновременно является общим свойством всех психических феноменов, т.е. актов сознания: интенциональность, направленность на предмет. У Гуссерля интенциональность как акт сознания, придающий предмету определенное значение, или смысл, становится основной структурой «чистого сознания», которое трактуется как регион бытия, противопоставляемый другому региону бытия - предметному миру.

В феноменологии подвергаются критике учения о сознании, которые так или иначе уподобляют сознание предметному миру (например, теория отражения), которые приравнивают сознание таким его предметам, как общие идеи (классический немецкий идеализм) и которые рассматривают сознание не как опыт, но лишь как условие его возможности (трансцендентализм). Однако в феноменологии не был полностью преодолен менталистский подход к сознанию; дескрипция сознания, провозглашенная Гуссерлем в качестве основы феноменологического метода стала в основном дескрипцией структур, но не первичного опыта сознания.

Представление о родовой сущности интенции (см. ИНТЕНЦИЯ) привело к представлению о сознании как некоторой неощущаемой субстанции, только модусы которой - восприятие, память, фантазия и др. - могут стать объектом рефлексии (см. РЕФЛЕКСИЯ) .

Антиредукционизм в сочетании с ментализмом (тенденция, близкая по содержанию к феноменологии), был присущ ряду учений о сознании в русской философии 19 - начала 20 в. (М. И. Каринский (см. КАРИНСКИЙ Михаил Иванович), В. С. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Г. Г. Шпет (см. ШПЕТ Густав Густавович) и др.). В советской философии 1960 - 1980-х гг. преобладал так называемый деятельностный подход с ориентацией на Маркса и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) или Маркса и Канта; к антиредукционизму, но уже в сочетании с элементами функционалистской методологии, то есть к изучению сознания по его объективациям (предметным или символическим), можно отнести в определенной мере воззрения Э. В. Ильенкова (см. ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич)и М. К. Мамардашвили (см. МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович).

Трудности в постановке проблемы сознания связаны прежде всего с методологией его изучения по объективациям, многообразие которых (при явном или неявном отождествлении сознания с синтезирующей и идентифицирующей функциями) оставляет в тени сознание как опыт и ведет к так называемой «загадке сознания»: непосредственная доступность модусов (представление, суждение, сомнение, радость и т.д.) представляет собой явный контраст с неуловимостью «субстанции». Сознание сравнивают или с Протеем (см. ПРОТЕЙ (в мифологии))(Э. Кассирер (см. КАССИРЕР Эрнст)) или с такими понятиями, как эфир, флогистон (см. ФЛОГИСТОН) (P. Churсhland).

Превращение загадки в проблему, обсуждение которой предполагает процедуры верификации (см. ВЕРИФИКАЦИЯ) и фальсификации, связано прежде всего с двумя моментами: с отказом от понимания сознания как своего рода экстракта из многообразия опытов и с выделением первичного опыта сознания - опыта различения. В этом смысле сознание является многообразием различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции (см. КОРРЕЛЯЦИЯ (взаимная связь, соотношение)) с миром как различенностью сущего сознание образует серии подвижных смысловых и ценностных иерархий, определяющих содержание индивидуального и интерсубъективного опыта. Последовательность таких иерархий позволяет говорить, избегая субстантивации (см. СУБСТАНТИВАЦИЯ), об истории человеческого сознание, различая при этом первый период (и небольшой сегмент современного мира) - так называемое первобытное мышление с преобладанием конкретных различий и интуитивно-номинативных идентификаций и последующие периоды, составляющие смыслообразующие и ценностные каркасы определенных эпох и культур с преобладанием абстрактных различий и дескриптивно-концептуальных идентификаций.

Как многообразие различений сознание - это непосредственный и первичный опыт человека, пронизывающий все другие виды опыта, источник и граница человеческого бытия. Если способность различать характеризует психическое вообще, то человеческому сознанию свойственна уникальная способность различать различия (самосознание) и различать типы и иерархии различий (рефлексия). Различие между различением и идентификацией (то, что традиционно рассматривается как различие субъекта и объекта, или Я и не-Я) и неизбежный переход от различений к идентификациям в процессе любого рода деятельности и коммуникации (переход в сфере сознания - прерогатива предпочтения) характеризует сознание как смыслообразующее начало психической жизни и позволяет отнести термин «сознание» как к самому этому переходу, так и к идентификации, которая, в свою очередь, есть исходный пункт сравнения и классификации. Сравнение и классификация предполагают тождество, различение - нет. Различение нельзя определить через род и видовое отличие, ибо само различие между родом и видом - это одно из различий. Различение можно сопоставить с идентификацией, ассоциацией (синтезом), сравнением и классификацией (иерархия функций сознания) с представлением, суждением, фантазией, воспоминанием, оценкой, сомнением и т.д. (иерархия модусов предметного отношения), чувством и волей (иерархия ценностных ориентаций), с пространством и временем (иерархия первичных телесных ориентаций и ритмов), с этическим, эстетическим, познавательным и др. опытами (иерархия опытов) и, наконец, - с иерархией указанных иерархий только на «основе» самого различения. В этом смысле различение самореферентный (не нуждающийся в обосновании), хотя и не замкнутый, опыт.

Дескрипция опыта различений, т.е. дескрипция первичного сознания, возможна только как воспроизведение определенных различений в рамках определенного опыта и контекста. Она всегда опирается на определенный уровень рефлексии, которая не есть нечто внешнее по отношению к сознанию, но лишь определенный уровень различения различений. Различение непосредственно связано с различенностью, оно не первично и не вторично, не активно (спонтанно) и не пассивно (рецептивно), оно также не интуитивно (это не акт восприятия, но то, что подразумевается в любом акте) и его нельзя представить наглядно; различение не предметно и не определяется через предмет. Оно никогда не может быть единственным, вне иерархии или ряда: любое различение - это по существу различение различений. Например, различая два цвета, мы сразу же выделяем (различаем) контекст, в котором мы проводим это различение: красный и зеленый могут быть сигналами светофора, символами общественных движений, обозначением степени спелости определенных фруктов и овощей и т.д. Каждый из этих контекстов занимает определенный уровень в контекстуальной иерархии (встроен в другое контекстуальное различение) водитель / пешеход, избираемый / избиратель, продавец / покупатель и т.д. Различение - это не образ, не знак, не предмет, но источник образа, знака, предмета (как различенного); различение всегда сопряжено со значением образа, знака, предмета. Само значение - это не ментальный атом, способный к соединению с другими атомами, но отношение уровней контекстуального деления. В случае светофора значение цвета для нас - это знак запрета или разрешения движения. Значение быть знаком основано, однако, на значении внезнаковой природы: в данном случае значение - это необходимость различения движений транспортных потоков или движения транспорта и пешеходов. Значение как различие определяет возможный набор знаков - носителей этого значения (сигнал с помощью цвета, жеста регулировщика).

Значение - это прежде всего свойство мира, а затем уже свойство предметов, образов или знаков. Не сознание наделяет предмет значением, как бы испуская элементарно-ментальную частицу, достигающую предмета, но предмет становится значимым, когда он коррелятивно различению обнаруживает свои функции на границе двух или нескольких опытов и контекстов. Различение ориентаций в мире - «работать», «обедать», «отдыхать» и т.д. делает значимыми соответствующие объекты.

Любое различие предполагает различие переднего плана и фона; их принципиальная «асимметрия» характеризует такой опыт сознания, как предпочтение. В свою очередь, устойчивое предпочтение определенного переднего плана и забвение фона характеризует объективирующую функцию сознания, приостанавливающую дальнейшие контекстуальные различения и определяющую тем самым границы предмета. Смысл объективности предмета достигается приостановкой различений. Объективирующая функция - почва для трансформации сознания как опыта в сознание как идентификацию, узнавание предмета, который может быть истолкован при этом как «сформированный» из комплексов ощущений, в которые вносится связь. В таком случае проблема трансцендентного и имманентного оказывается неразрешимой: сознание создает предмет, который должен затем предстать перед сознанием как независимый от него. Напротив, коррелятом сознания как различения оказывается предмет, который выделяется из мира как иерархии контекстов, но не привносится в него. Связи и отношения - в предметах, в сознании как первичном опыте - лишь различения; посредником между ним выступает мир как различие дискретности (см. ДИСКРЕТНОСТЬ) опытов и непрерывности контекстов.

Приостанавливаемые различения образуют не только иерархию предметности (различенного), но и создают иерархию диспозиций - предрасположенностей к определенным различениям, предпочтениям, идентификациям (Habitus), которые, с одной стороны, регулируют телесно-физиологическое существование человека, а с другой - позволяют возобновлять после перерыва определенную ментальную или практическую деятельность, т.е. реактивировать определенную иерархию различий в рамках определенного опыта. Способность различать определяет способность направлять внимание, т.е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устойчивые переходы от определенных различений к определенным идентификациям как устойчивые тенденции.

Большой энциклопедический словарь

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Академический словарь

-я, ср.

1. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее.

Потерять сознание. Быть без сознания.

Дремота все гуще застилала его сознание. Короленко, Слепой музыкант.

После тринадцатидневного беспамятства к Корчагину возвратилось сознание. Н. Островский, Как закалялась сталь.

||

Мыслительная деятельность, осмысление окружающего.

Развитие сознания, без сомнения, одна из главнейших целей воспитания. Ушинский, О народности в общественном воспитании.

- У него [мальчика] свое течение мыслей! --- Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, --- нужно также уметь и мыслить на его манер. Чехов, Дома.

2. филос., психол.

Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.

Сознание есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания.

Язык так же древен, как и сознание. Маркс и Энгельс, Немецкая идеология.

|| филос.

Психология, политические и философские взгляды, религиозные, художественные и прочие воззрения людей как представителей определенных общественных классов.

Бытие определяет сознание. Общественное сознание. Формы религиозного сознания. Пережитки капитализма в сознании людей.

3. Понимание, осознание общественной жизни человеком или группой людей.

Рост политического сознания.

[У крестьян] много неприязни к тиранящей их бюрократии, но мало гражданского сознания.

Морозов, Повести моей жизни.

- Мы победим, потому что мы - с рабочим народом! --- Надо только разбудить его сознание, которому не дают свободы расти. М. Горький, Мать.

4. Ясное понимание чего-л.

Сознание долга. Сознание своей правоты.

[Жадов:] Я говорил, что у нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на лучшее будущее. А. Островский, Доходное место.

Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась. Чехов, Дама с собачкой.

5. Признание в своей вине, проступке.

- Одно откровенное сознание может смягчить вашу участь. Герцен, Былое и думы.

- А ты очень озорничаешь? Я замялся, но сказал - да! Учитель с попом многословно подтвердили мое сознание. М. Горький, Как я учился.

до потери сознания {(делать что)}

до полного изнеможения.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Толковый словарь

Сознание, ия, ср. одобр.

Понимание, осознание общественной жизни человеком или группой людей.

* Классовое сознание. одобр.

• Это способствовало более быстрому пробуждению и развитию классового сознания. Сов. Лат., 6.

* Пролетарское сознание. одобр.

• Своей позицией они развращают пролетарское сознание, обольщают рабочий класс буржуазно-демократическими фразами (А.Микоян). Нов. мир, 1972, № 12, 7.

* Социалистическое сознание. одобр.

• Те, у кого развито социалистическое сознание, полнее подчиняют свои личные интересы общим интересам. Бардин, 18.

* Политическое сознание. патет.

• Успехи социалистического строительства и рост политического сознания трудящихся позволили в 1926 - 30 гг. перейти от родовых Советов к национальным округам и национальным районам. Степанов, 55.

Практический толковый словарь

нлп Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также:Чанкинг).

Евразийская мудрость от А до Я.

СОЗНАНИЕ - в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «осознание») того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания - переживание). Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание). Нечто наглядно данное может бьль осознано, поскольку оно может быть чувственно восприиято.

Но возникает ли сознание одновременно с восприятием, это зависит от состояния организма (тела) и от состояния сознания; данность осознается не всегда в равной мере, так что можно различать степень сознания. Согласно существовавшему ранее взгляду, Я или моя душа останавливается перед «потоком сознания», т. е. перед нерасчлененным, хаотичным многообразием смутных образов, отдельные из которых внимание выделяет, анализирует, формирует в восприятия как таковые. Но этот взгляд неверен и может лишь ввести в заблуждение. Выражение «поток сознания» содержит в себе точно так же неправильное мнение, будто Я или душа может в какой-то мере наблюдать этот поток. Напротив, следует считать правильным, что сознание обладает структурой, определяющейся иидивидуальным микрокосмосом и благодаря которой всякое содержание тотчас же принимает свою специфическую форму и к которой в процессе взаимодействия присоединяются другие элементы содержания. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие органкзма с окружающей средой, находясь между воздействующим извне раздражением и соотмтствую щей этому раздражению реакцией. Действие этой контролирующей функции сознания тем сильнее, чем выше организации живого существа. Согласно Ж. П. Сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субьекта в свете бытия. Оно не имеет содержания и состоит в утверждении трансцендентного объекта, т. е. обьекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансцендирует. Не стол находится в «сознании и в представлении о нем, а сознание становится осознанием стола» и осознает это. Сартр отрицает существование подсознателыого и бессознательного.

Поговорки

Взойти в сознание. 1. Ряз. То же, что войти в сознание 1. ДС, 83. 2. Курск. Образумиться. БотСан, 85.

Войти в сознание. Орл. 1. Очнуться, прийти в себя. 2. Проявить сочувствие к кому-л. СОГ 1989, 69.

Вышибило сознание кому, у кого. Арх. Об обмороке, потере сознания. АОС 8, 407.

Приводить/ привести в сознание кого. Разг. Выводить кого-л. из обморочного состояния. Ф 2, 88.

Не укладывается в сознании. Разг. Неодобр. О чём-л., с чем нельзя примириться, что нельзя принять, осмыслить. ФСРЯ, 492.

Без сознанья. Пск. Напряжённо, прикладывая много сил (работать). СПП 2001, 71.

Выходить/ выйти из сознания. Арх., Прикам. Упасть в обморок, потерять сознание. АОС 7, 230; АОС 8, 371; МФС, 22.

Сбиваться/ сбиться с сознания. Кар. То же, что выходить из сознания. СРГК 5, 642.

Орфографический словарь

созна́ние, -я

Формы слов для слова сознание

созна́ние, созна́ния, созна́ний, созна́нию, созна́ниям, созна́нием, созна́ниями, созна́нии, созна́ниях

Синонимы к слову сознание

1. психика, дух

2. см. понимание 1.

3. см. признание 1

сущ.

разум

рассудок

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ, интеллект, разум, рассудок, смысл, ум, устар. уразумение, разг. голова, разг.-сниж. мозги

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ, интеллектуальный, разумный, рассудочный, умный, разг. головастый, разг. мозговитый

УМНЫЙ, интеллектуальный, мудрый, разумный, рассудочный, разг. головастый, разг. мозговитый, разг.-сниж. башковитый

СОЗНАТЕЛЬНО, разумно, рассудочно, умно

См. понимание

прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства...

Антонимы к слову сознание

Идеография

обработка информации

биологический

сознание - способность к обработке информации;

осуществляет контроль положения субъекта в окружающем мире;

осведомленность о состоянии окружающего мира;

способность к созерцанию субъектом содержания собственного внутреннего мира;

осуществляет контроль подсознания;

сознание - категория общечеловеческая, в отличие от психики.

в уме. в полном рассудке.

▼ ПОДСОЗНАНИЕ

↓ СОН, отсутствие сна, боль, внимание

см. контроль, положение, субъект (чего) (быть) в

окружающий мир

Лингвистические термины

Способность осознавать себя в мире, свое отношение к миру, опосредованное общественно-историческим опытом и предполагающее взаимодействие интеллекта, чувств и воли. Свойство мозга, отличительная характеристика человека как разумного существа, способного не только чувствовать и рассуждать, но и говорить о своих мыслях и ощущениях;

способность переживать и осознавать окружающую действительность, воспринимать её, останавливать внимание на определенных объектах, возможность контролировать поступление информации в мозг и оперировать ею в ходе мыслительной и вербальной деятельности, способность знать что-то и т.п.

Морфемно-орфографический словарь

созна́/ни/е [й/э].

Грамматический словарь

созна́ние с 7a

Глагольная сочетаемость

лишиться сознания => обладание, непрямой объект, прерывание, Neg, перемещение / передача

определять общественное сознание => зависимость, контроль

определять сознание => зависимость, контроль

потерять сознание => обладание, прерывание

сознание вернулось => обладание, субъект, повтор

сознание определяется => пассив на -ся, зависимость, контроль

сознание потерять => обладание, прерывание

терять сознание => обладание, прерывание

Методические термины

СОЗНА́НИЕ.

Высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Овладение речью на иностранном языке представляет собой систему сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Осознанный материал языка или структура речи, доведенные до автоматизации, переходят в область интуиции. Но с возникновением трудностей при использовании языковых средств или при построении высказывания С.

может подключаться для разрешения задачи. Выделяют четыре уровня сознательности:

1) актуальное осознание познаваемого предмета, находящегося в центре внимания;

2) сознательный контроль, когда предмет непосредственно не осознается, но в любой момент может быть осознан;

3) бессознательный контроль, когда предмет осознания соотносится с имеющимся в памяти эталоном без участия произвольного внимания;

4) полная бессознательность. В сформированном иноязычном речевом умении актуально осознается содержание высказывания; структурирование предложений и выбор слов по значению соотнесены с уровнем сознательного контроля; звуковое и графическое оформление речи происходит на уровне неосознанного контроля; становление родной речи у ребенка иллюстрирует полную бессознательность.

Этимология

Это слово является калькой с латинского conscientia, что в буквальном переводе означает "совместное знание". См. также близкое по смыслу слово совесть.

Этимологический словарь

созна́ние

калька лат. conscientia; едва ли прав Унбегаун (RЕS 12, 39), объясняя это слово из нем. Gewissen "совесть".

Сканворды для слова сознание

- Восполнимая потеря упавшего в обморок.

- Мысли, чувства человека.

- Что определяет бытие?

- Способность к мышлению.

- Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью.

Полезные сервисы

сознание (чего)

Идеография

понимание

осознанность - понимание своего отношения к какому-л. явлению.

Полезные сервисы

сознание новорожденного

Синонимы к слову сознание новорожденного

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

сознание религиозное

Евразийская мудрость от А до Я.

СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ -

сознание, в котором доминирует идея сверхъестественного. Включает в себя в качестве составляющих религиозные представления и чувства.

Полезные сервисы

сознание своей правоты

Синонимы к слову сознание своей правоты

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

сознание собственного достоинства

Синонимы к слову сознание собственного достоинства

Полезные сервисы

сознания

Глагольная сочетаемость

лишиться сознания => обладание, непрямой объект, прерывание, Neg, перемещение / передача

Полезные сервисы

сознанка

Поговорки

Быть не в сознанке. Жарг. угол. Быть в состоянии душевного волнения, без сознания; ничего не знать о чём-л. ТСУЖ, 116.

Идти/ пойти в сознанку. Жарг. угол. Признавать свою вину. Балдаев 1, 169; Грачев, 1992, 155.

Полезные сервисы

сознанный

Толковый словарь Ушакова

СО́ЗНАННЫЙ, сознанная, сознанное; сознан, сознана, сознано. прич. страд. прош. вр. от сознать.

Орфографический словарь

со́знанный; кратк. форма -ан, -ана

Словарь ударений

со́знанный, -ан, -ана, -ано, -аны

Синонимы к слову сознанный

прил., кол-во синонимов: 2

осознанный, понятый

Морфемно-орфографический словарь

со́зна/нн/ый.

Полезные сервисы

сознанье

Энциклопедический словарь

СОЗНА́НИЕ, СОЗНА́НЬЕ, -я; ср.

1. Филос., психол. Человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. С. есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. * Язык так же древен, как и сознание (Маркс и Энгельс).

2. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку; мыслительная деятельность, ум, разум. Развитие, формирование сознания. Влияние на с. ребёнка. Слова не доходили до его сознания. В сознании оставило (что-л.) неизгладимый след. Не укладывается в сознании, что он так поступил. // Способность осмысленно воспринимать окружающее (ср.: беспа́мятство). Быть без сознания. После двухдневного беспамятства к нему возвратилось с. Находиться в полном сознании. До потери сознания (также: до полного изнеможения).

3. Понимание, осознание человеком или группой людей общественной жизни; взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоёв. Бытие определяет с. Общественное с. Формы религиозного с. Пережитки в сознании людей.

4. Ясное понимание, осознание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л. С. своей правоты. С. долга. С. необходимости, невозможности, важности чего-л. Он ушёл с сознанием, что сделал доброе дело. С. своей беспомощности угнетало, мучило его. Радовался от сознания, что ещё всё впереди.

5. Разг. = Созна́тельность (2 зн.). Нет у тебя сознания: все работают, один ты бездельничаешь.

Полезные сервисы

сознатель

Синонимы к слову сознатель

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

сознательная

Толковый словарь

ж.

жен. к сущ. сознательный I

Полезные сервисы

сознательная некомпетентность

Практический толковый словарь

нлп Втоpая стадия цикла обyчения, когда сознательное внимание сосpедоточено на цели, а pезyльтаты изменяются. Hа этой стадии скоpость обyчения выше всего. (Смотри также:Бессознательная некомпетентность).

Полезные сервисы

сознательница

Синонимы к слову сознательница

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

сознательно

Толковый словарь

нареч. качеств.

1. Отдавая себе отчет в том, как следует действовать.

2. перен.

Совершая что-либо обдуманно, намеренно.

Энциклопедический словарь

СОЗНА́ТЕЛЬНО см. Созна́тельный.

Академический словарь

нареч. к сознательный (во 2 и 4 знач.).

Современный педагог старается, чтобы ребенок воспринимал добрые начала не из страха, не из желания отличиться или получить награду, а сознательно. Чехов, Дома.

- Вы слишком сознательно меня мучили, чтоб я вам в эту минуту мог простить. Достоевский, Братья Карамазовы.

Синонимы к слову сознательно

1. см. разумно 1.

2. см. намеренно

предумышленно, специально, преднамеренно, осознанно, с открытыми глазами, с заранее обдуманным намерением, назло, осмысленно, злостно, умышленно, с намерением, с умыслом, злонамеренно, прогрессивно, нарочно, обдуманно, разумно, намеренно

неизм.

1.

намеренно

с намерением

преднамеренно

умышленно

с умыслом

предумышленно

нарочно

специально

2.

осмысленно

осознанно

Тезаурус русской деловой лексики

Антонимы к слову сознательно

бессознательно

инстинктивно

интуитивно

машинально

несознательно

подсознательно

случайно

стихийно

Полезные сервисы

сознательно, намеренно совершающий предосудительно

Синонимы к слову сознательно, намеренно совершающий предосудительно

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

сознательно-практический метод обучения (спмо)

Методические термины

СОЗНА́ТЕЛЬНО-ПРАКТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ (СПМО).

Один из ведущих методов обучения иностранным языкам в условиях вузовского обучения (название было предложено в 60-е гг. известным советским психологом и методистом Б. В. Беляевым (Беляев, 1965), который дал психологическое обоснование метода. По утверждению Б. В. Беляева, этот метод является сознательным, так как в процессе занятий предполагается осознание учащимися значения языковых форм, необходимых для общения, но в то же время метод является практическим, ибо решающим фактором обучения признается иноязычно-речевая практика. Лингвистическая концепция метода базируется на идеях Л. В. Щербы (1974). В С.-п. м. о. выделяются четыре цели обучения (практическая, общеобразовательная, воспитательная, развивающая), три объекта обучения (язык, речь, речевая деятельность), утверждается направленность занятий на овладение средствами и деятельностью общения, приоритет принципов сознательности и практической направленности обучения, важность учета родного языка учащихся в процессе овладения иностранным языком, что дает основание некоторым специалистам определять метод как сознательно-сопоставительный.

Большое значение для разработки лингвистической концепции метода имели суждения Л. В. Щербы об активной и пассивной грамматике, о важности сопоставительного изучения языков для более глубокого проникновения не только в изучаемый, но и в родной язык, об общеобразовательном значении иностранного языка, о целесообразности выделения словарных (знаменательных) и строевых элементов языка и о значимости строевых слов при практическом владении языком. В свете лингвометодических взглядов Л. В. Щербы, получивших дальнейшее развитие и конкретизацию в связи с достижениями современной лингвистики (Рожкова, 1983; Гак, 1988; Аракин, 1958; Смирницкий, 1970), лингвистические основы занятий по С.-п. м. о. формулируются следующим образом:

1) учитываются особенности родного языка учащихся, что способствует, с одной стороны, преодолению отрицательного воздействия (интерференции) родного языка при изучении иностранного и использованию положительного переноса из родного языка на изучаемый - с другой;

2) обучение проводится на синтаксической основе с выделением предложения как минимальной речевой единицы (единицы общения);

3) используется практический подход к овладению грамматическими средствами языка;

4) средства общения изучаются в объеме, отвечающем целям и задачам обучения, и в этой связи проводится минимизация таких средств;

5) обеспечивается концентризм в подаче и расположении лексико-грамматического материала;

6) принцип функциональности рассматривается в качестве ведущего при организации и подаче учебного материала;

7) основу занятий по грамматике составляют модели предложений, группируемые в соответствии со структурно-семантическим подходом. Психологическое обоснование концепции С.-п. м. о. было предложено с позиций теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), трактующей деятельность как систему, для которой характерно наличие мотивированности, целеустремленности и иерархичности строения. С позиции теории деятельности углубленную разработку получил основной объект обучения на занятиях по языку - речевая деятельность (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев), а также путь обучения, считающийся оптимальным для занятий по С.-п. м. о. - «путь сверху» (путь сознательного усвоения речевых операций с последующей их автоматизацией). 3начительное влияние на психологическое обоснование метода оказала также теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин). На основе названной теории предпринимались попытки определить систему ориентиров, усвоение которых обеспечивает практическое овладение языком. Основными методическими положениями С.-п. м. о. считаются следующие:

1) овладение видами речевой деятельности осуществляется взаимосвязанно;

2) обучение организуется в последовательности от приобретения знаний к речевым навыкам и умениям;

3) осознание языковых фактов происходит по мере усвоения способов их применения в речевом общении;

4) учебный материал разграничивается на активный и пассивный и усваивается дифференцированно в результате выполнения специальных упражнений (языковых, речевых);

5) учитывается родной язык учащихся. Концепция метода реализована в большом числе учебников и учебных пособий. С.-п. м. о. сохраняет позиции ведущего метода при пролонгированном обучении языку и установке на практическое овладение языком через осознание его структуры. Его следует считать оптимальным методом обучения на занятиях со студентами-филологами, для которых язык является не только средством общения, но и средством профессиональной деятельности. В связи с развитием интенсивных методов обучения и формированием концепции коммуникативного иноязычного образования (Е. И. Пассов) в последние годы все больше внимания уделяется различным вариантам сознательно-практического метода, ориентирующего на овладение языком как средством общения в сжатые сроки и в рамках конкретного профиля обучения (разговорный язык, язык делового общения и др.). (Гальскова, Гез, 2004; Гез, Фролова, 2008; Капитонова и др., 2008; Колкер и др., 2001; Основные направления..., 1972; Соловова, 2002;).

Полезные сервисы

сознательно-сопоставительный метод обучения

Методические термины

СОЗНА́ТЕЛЬНО-СОПОСТАВИ́ТЕЛЬНЫЙ МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ.

Метод обучения языку, предусматривающий осознание учащимися значения языковых явлений и способов их применения в речевой деятельности, а также опору на родной язык для более глубокого проникновения в родной и изучаемый языки. Опирается на общие с сознательно-практическим методом обучения лингвистическую и психологическую концепции. Считается ведущим методом обучения иностранным языкам в высшей школе, готовящей преподавателей языка. В преподавании русского языка как иностранного концепция метода наиболее последовательно реализуется в учебниках и пособиях, ориентированных на родной язык учащихся. Концепция С.-с. м. о. в преподавании иностранных языков получила обоснование в работе (Миролюбов, 1998), а применительно к преподаванию РКИ в ряде публикаций (Вагнер, 2001; Капитонова и др., 2008).

Полезные сервисы

сознательность

Толковый словарь

ж.

отвлеч. сущ. по прил. сознательный II 3., 4.

Энциклопедический словарь

СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ -и; ж.

1. к Созна́тельный. С. решений. С. действий.

2. Умение, способность правильно понимать, разбираться в окружающей действительности; чувство долга, ответственности, причастности к окружающей действительности. Высокая с. Политическая с. С. населения, молодёжи, рабочих. Проявить с. Обладать, отличаться сознательностью. Взывать к сознательности кого-л.

Академический словарь

-и, ж.

1. Свойство по знач. прил. сознательный.

Сознательность решений. Сознательность действий.

2. Умение, способность правильно понимать и оценивать окружающее.

- Великий труд вынесли наши женщины в войну. И работали с великой сознательностью, понимали, как нужен их труд советской власти. Шолохов, Слово о Родине.

Сканворды для слова сознательность

- Чувство долга, ответственности.

- Обдуманность намерений.

Полезные сервисы