Толковый словарь
ср.
1. Процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека.
отт. Осознание общественной жизни человеком как представителем определенных общественных классов, слоев.
2. Восприятие и понимание окружающего, свойственные человеку; ум, разум.
отт. Способность осмысленно воспринимать окружающее. (противоп. беспамятство)
3. Ясное понимание чего-либо.
4. Мысль о чем-либо, чувство, ощущение чего-либо.
СОЗНА́НИЕ - сущ., с., употр. очень часто
Морфология: (нет) чего? созна́ния, чему? созна́нию, (вижу) что? созна́ние, чем? созна́нием, о чём? о созна́нии
1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность.
Развитие, формирование сознания. | Первичность материи и вторичность сознания. | Влияние на сознание ребёнка. | Бытие определяет сознание.
2. Сознанием называется чья-либо мыслительная активность.
В сознании что-либо оставило неизгладимый след. | Освободить своё сознание от предрассудков и предубеждений. | Внезапная мысль озаряет сознание.
3. Сознанием называется естественное состояние человека, когда он способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств.
Сознание сохраняется, угасает, отсутствует, отключается. | К раненому возвратилось сознание.
4. Если человек находится в сознании, значит, он адекватно воспринимает окружающий мир, его мозг функционирует правильно.
Находиться в полном сознании.
5. Если человек находится, лежит и т. п. без сознания, значит, он не воспринимает окружающий мир, напоминает мёртвого человека.
6. Если кто-либо приходит в сознание, значит, он снова воспринимает окружающий мир.
Больной скончался не приходя в сознание.
7. Если кто-либо теряет сознание, значит, он внезапно перестаёт воспринимать окружающий мир, функции органов чувств, мозга нарушаются, человек падает и т. п.
Я снова потерял сознание и очнулся только в больничной палате.
8. Если кто-либо делает что-либо до потери сознания, то это означает, что этот человек своими действиями доводит себя до беспамятства, а также то, что кто-либо работает до полного изнеможения.
9. Сознанием называют взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоёв, профессиональных групп и т. п.
Общественное, бытовое, обыденное сознание. | Массовое, коллективное, народное сознание. | Статьи помогают формировать политическое сознание.
10. Сознанием называют ясное понимание, осознание чего-либо.
Сознание своей правоты. | Сознание долга. | Сознание необходимости, невозможности, важности чего-л. | Он ушёл с сознанием, что сделал доброе дело. | Сознание своей беспомощности угнетало, мучило его. | Сознание значимости своей работы является счастьем для исследователя.
Толковый словарь Ушакова
СОЗНА́НИЕ, сознания, мн. нет, ср.
1. Действие и состояние по гл. сознать-сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга. Сознание своей вины.
2. Действие по гл. сознаться-сознаваться в 1 знач. Сознание преступника в своем преступлении.
3. Мысль, чувство, ощущение. «Неотразимое сознание, что без меня нет счастья ей.» Некрасов. Его угнетало сознание невозможности спасти больного. Сознание неловкости сказанного.
4. Способность мыслить и рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека определять свое отношение к окружающей действительности. «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…» Ленин. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.» Ленин. «С точки зрения наших внутренних задач центр тяжести переносится теперь на вопросы воспитательные, на вопросы коммунистического воспитания, на задачи ликвидации столь еще живучих пережитков капитализма в сознании трудящихся.» Молотов. «Мы должны активно взяться за политическое воспитание рабочего класса, за развитие его политического сознания.» Ленин (1902 г.). Общественное бытие, говорит Маркс, определяет сознание людей.
5. Состояние человека в здравом уме и твердой памяти, способность воспринимать действительность и отдавать себе отчет в своих действиях, в своих переживаниях. «Водка ослабила его тело, но не погасила сознания.» Максим Горький. Больной потерял сознание. Лежать без сознания. К больному вернулось сознание. Потеря сознания. Прийти в сознание.
Толковый словарь Ожегова
СОЗНА́НИЕ, -я, ср.
1. см. сознать, -ся.
2. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с.
3. Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).
4. Мысль, чувство, ясное понимание чего-н. Его мучило с., что он ошибся. С. собственной вины.
5. То же, что сознательность (во 2 знач.) (прост.).
Популярный словарь
Сознание
-я, только ед., с.
1) филос., психол. Способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; психическая деятельность как отражение действительности.
Сознание - функция мозга.
Сознание - субъективный образ объективного мира.
Бытие определяет сознание.
Сознание связано с речью.
Синонимы:
дух, пси́хика
2) Мыслительная деятельность, ум, разум.
Формирование сознания.
Повлиять на сознание.
Воспитывать сознание.
[У мальчика] свое течение мыслей! Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, нужно также уметь и мыслить на его манер (Чехов).
Синонимы:
интелле́кт, рассу́док, у́мственные спосо́бности
3) Состояние человека в здравом уме и в памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах.
Ясное сознание.
В полном сознании.
Расстройство сознания.
Потеря сознания при обмороке.
Прийти в сознание.
Синонимы:
рассу́док
Антонимы:
беспа́мятство
4) Ясное, полное понимание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л.
Сознание своей правоты.
Сознание ответственности.
Жить с сознанием своей вины.
...Я с помощью ветвей свои взлелею мысли, чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли, и ты причастен был сознанью моему (Вернадский).
Синонимы:
осмысле́ние, осозна́ние, постиже́ние, уясне́ние
Антонимы:
непонима́ние
5) Понимание, осознание человеком или группой людей общественной жизни.
Гражданское сознание.
Индивидуальное сознание.
Донести до сознания.
... Идеальное поведение названого брата входило в кодекс чести воина: всякий идеальный эталон - это тоже элемент реально существовавшего общественного сознания (Громыко).
Синонимы:
созна́тельность
Антонимы:
несозна́тельность
Родственные слова:
созна́ть, созна́тельно, созна́тельный, подсозна́ние
Этимология:
Словообразовательная калька латинского conscientia ‘сознание’, ‘совесть’.
До поте́ри созна́ния - до полного изнеможения.
Привести́ в созна́ние (кого) - 1) вывести из обморока; 2) заставить опомниться и перестать делать что-л. предосудительное.
Словарь существительных
СОЗНА́НИЕ1́ и {{stl_8}}СОЗНА́НЬЕ{{/stl_8}}, -я, ср Спец.. Свойство человека, проявляющееся в его способности к воспроизведению действительности в мышлении.
Бытие определяет сознание.
СОЗНА́НИЕ2́ и {{stl_8}}Созна́нье{{/stl_8}}, -я, ср
Состояние человека в здравом уме и памяти, способного отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах; ясное понимание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л.;
Син.: разум, рассудок.
Больной часто терял сознание.
Энциклопедический словарь
СОЗНА́НИЕ, СОЗНА́НЬЕ, -я; ср.
1. Филос., психол. Человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении. С. есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. * Язык так же древен, как и сознание (Маркс и Энгельс).
2. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку; мыслительная деятельность, ум, разум. Развитие, формирование сознания. Влияние на с. ребёнка. Слова не доходили до его сознания. В сознании оставило (что-л.) неизгладимый след. Не укладывается в сознании, что он так поступил. // Способность осмысленно воспринимать окружающее (ср.: беспа́мятство). Быть без сознания. После двухдневного беспамятства к нему возвратилось с. Находиться в полном сознании. До потери сознания (также: до полного изнеможения).
3. Понимание, осознание человеком или группой людей общественной жизни; взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоёв. Бытие определяет с. Общественное с. Формы религиозного с. Пережитки в сознании людей.
4. Ясное понимание, осознание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л. С. своей правоты. С. долга. С. необходимости, невозможности, важности чего-л. Он ушёл с сознанием, что сделал доброе дело. С. своей беспомощности угнетало, мучило его. Радовался от сознания, что ещё всё впереди.
5. Разг. = Созна́тельность (2 зн.). Нет у тебя сознания: все работают, один ты бездельничаешь.
* * *
созна́ние - один из основных аспектов духовной жизни, соотнесённость субъекта переживания (Я) с внутренним или внешним предметом (предметное сознание) и самоотнесённость его с собою (самосознание как знание о тождественности личности, Я в меняющихся актах осознания). В этом смысле «со-знание» является «сопутствующим знанием», «знанием знания» в единстве сознаваемого (содержание сознания, объект), сознающего (Я, субъект) и самого акта осознания, всегда направленного на что-то (интенциональность сознание). Сознание может различаться по степени своей ясности и отчётливости. См. также Бессознательное, Рассудок и разум.
* * *
СОЗНАНИЕ - СОЗНА́НИЕ в философии, соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.
Из различных значений слова «сознание», а также ряда его производных: «осознать», «сознательный» и сочетаний с ним («потерять сознание», «прийти в сознание» и др.) два значения имеют непосредственное отношение к философской проблематике: совесть, или нравственное сознание («осознать вину») и сознание как ментальная сфера в целом. Греческое syneidesis и латинское сonscientia употреблялись как в первом, так и во втором значениях. В схоластике conscientia означает совесть, у Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) и Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) - ментальную функцию (ср. в английском: conscience и consciousness, в немецком: Gewissen Bewusstsein, во французском сonscience и conscience).
Сознание как совесть - это соотнесение «знания добра и зла», т.е. их различия, со способом жизни. Сознание как единство ментальной сферы - это соотнесение между собой восприятия, памяти, фантазии, суждения, предпочтения, любви и ненависти, радости и огорчения, сомнения, воли, желания, решения и других своих модусов (см. МОДУС), каждый из которых отделяет себя от других в своем специфическом формировании смыслового или ценностного коррелята (см. КОРРЕЛЯЦИЯ (взаимная связь, соотношение)) (например, восприятие осознается как восприятие воспринятого), образуя вместе с другими модусами каждый раз конкретное единство сознания. Впервые на непосредственную связь нравственного сознания со структурой ментальной жизни указал Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц).
Начиная с Канта (см. КАНТ Иммануил), термин «сознание» в сочетании с другими терминами обозначает зачастую одну из узловых проблем того или иного учения - как предмет исследования и как определенный способ человеческого существования: трансцендентальное (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ) сознание, феноменология (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) сознания, «несчастное» сознание, классовое сознание, утопическое сознание, инструментальное сознание, действенно-историческое сознание, соборное сознание и т.д.
В широком смысле, проблема сознания - одна из основных проблем философии, а понятие сознания является одной из связующих нитей всего гуманитарного знания; в узком смысле - это ряд взаимосвязанных проблем, количество которых имеет тенденцию к возрастанию: единство сознания; классификация модусов сознания, их иерархия (напр., вопрос о первичности воли или представления); отношение сознание/тело; сознание и значение, знак и символ; самосознание и внутреннее восприятие, интроспекция (см. ИНТРОСПЕКЦИЯ) и рефлексия (см. РЕФЛЕКСИЯ); сознание и познание (источник достоверности, природа абстрагирования и т.д.); сознание и бессознательное (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ) субъективность и интерсубъективность; сознание и предмет; внутренняя активность сознания (самовоздействие, темпоральность, творчество); сознание и искусственный интеллект; сознание и идеология и др.
Для истории учений о сознании в европейской философии до Канта характерны две основные тенденции, которые в разных формах концептуально фиксируют подвижную и одновременно иерархическую природу сознания. С одной стороны, редукционистские (см. РЕДУКЦИОНИЗМ) учения, сводящие сознание к материальному или социальному началам (от огненных атомов Демокрита (см. ДЕМОКРИТ) до нейрофизиологических (см. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ) и экономических структур) все же предполагают по меньшей мере два уровня: эпифеноменальный (см. ЭПИФЕНОМЕН) (представления, ощущения и т. д.) и реальный.
С другой стороны, субстанциалистская тенденция, которая формируется в результате трансформации исходных для философии различий божественное/человеческое, душа/тело в иерархии типа: высшее духовное начало (идея, логос, Бог, единое и т. д.) - душа - тело - материя. В свою очередь, в рамках этой тенденции различаются платоно-августиновская традиция: душа мыслится как субстанция, которая может существовать вне тела, и аристотелевско-томистская: душа мыслится как энтелехия (см. ЭНТЕЛЕХИЯ) или форма тела. В обеих традициях исследуется также внутренняя иерархия сознания (от ощущений до созерцания, интеллекта, мышления).
Философия Нового времени в значительной степени утрачивает необходимость в традиционной (внешней) иерархии, интенсифицируя исследования внутренней иерархии сознания и полагая мерилом истинности и достоверности человеческий ум. На первый план выходит проблема сознания как самосознания, сопровождающего ментальную активность - по Декарту, всю в целом (cogitatio, perceptio, conscientia - синонимы), по Лейбницу (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), который вводит с новоевропейскую философию тему бессознательного - лишь малую часть (conscientia - синоним апперцепции (см. АППЕРЦЕПЦИЯ)). Другое направление критики Декарта - постепенный отказ от понятия мыслящей субстанции в английском эмпиризме (см. ЭМПИРИЗМ) (у Юма (см. ЮМ Дэвид) «Я» - это лишь связка восприятий), при сохранении тенденции сближения сознания и самосознания. Различие a priori / a posteriori определяет как вопрос об источнике познания, так и вопрос об общей структуре разума, способного получать новое знание и быть основой справедливых социальных отношений.
Концепцию сознания в кантовской философии, где основной становится уже затронутая Лейбницем тема самовоздействия сознания, определяют различия: рационального и иррационального (рассудок как способность к познанию и трансцендентальная сила воображения - слепая, но необходимая сила души); трансцендентального и эмпирического сознания; синтетического единства сознания и созерцания. Место апперцепции как сознания, сопровождающего перцепции, (см. ПЕРЦЕПЦИЯ) занимает синтетическое единство сознания, которое выстраивает объект и благодаря этому - свою самотождественность как постоянную соотнесенность с самим собой в процессе конструирования объекта (по Канту: «Мы не можем мыслить линию, не проводя ее мысленно …»), являясь тем самым условием превращения созерцания в объект. Воздействие рассудка на чувственность, т.е. привнесение связи в само по себе аморфное «многообразие» осуществляется через схемы времени - продукты силы воображения. Начиная с Канта, формируется функционалистская традиция; место духовно-рационального, аисторичного и в принципе постижимого абсолюта занимает иррациональное и непрозрачное для человеческого сознания начало (трансцендентальная сила воображения, дело-действие, исторический разум, воля, воля к власти, практика, развивающееся знание, бессознательное), которое берет на себя роль исходного момента и опосредствования чувственности и рассудка, представления и предмета, субъекта и объекта, материального и идеального и т. п.
Между сознанием и действительностью - иррациональная область их взаимопревращения (принцип тождества бытия и мышления). Сознание рассматривается как особого рода деятельность и как средство общения: «Сознание… лишь средство взаимного общения» (Ф. Ницше). (см. НИЧИПОРОВИЧ Анатолий Александрович) «Подобно сознанию, язык возникает... из необходимости общения…» (К. Маркс (см. МАРКС Карл) и Ф. Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих)). Кантовский трансцендентализм - исходный пункт методологии изучения сознания по его объективациям, ибо сам схематизм рассудка «есть скрытое в глубине человеческой души искусство», и связанной с ней методологии структурного анализа сознания; это не только осмысление метода новоевропейской науки, но и принцип современных идеологий, функционирующих как совокупность схем, формирующих мировоззрение из исходного многообразия опыта: «в основе наших чистых чувственных понятий лежат не образы предметов, а схемы» (Кант).
В феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) (Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд)) формируется новая концепция сознания, в основе которой радикальное различие сознания и предметного мира, а также сознания и знака, сознания и образов фантазии.
Брентано вводит общий критерий различия между психическими и физическими феноменами, который одновременно является общим свойством всех психических феноменов, т.е. актов сознания: интенциональность, направленность на предмет. У Гуссерля интенциональность как акт сознания, придающий предмету определенное значение, или смысл, становится основной структурой «чистого сознания», которое трактуется как регион бытия, противопоставляемый другому региону бытия - предметному миру.
В феноменологии подвергаются критике учения о сознании, которые так или иначе уподобляют сознание предметному миру (например, теория отражения), которые приравнивают сознание таким его предметам, как общие идеи (классический немецкий идеализм) и которые рассматривают сознание не как опыт, но лишь как условие его возможности (трансцендентализм). Однако в феноменологии не был полностью преодолен менталистский подход к сознанию; дескрипция сознания, провозглашенная Гуссерлем в качестве основы феноменологического метода стала в основном дескрипцией структур, но не первичного опыта сознания.
Представление о родовой сущности интенции (см. ИНТЕНЦИЯ) привело к представлению о сознании как некоторой неощущаемой субстанции, только модусы которой - восприятие, память, фантазия и др. - могут стать объектом рефлексии (см. РЕФЛЕКСИЯ) .
Антиредукционизм в сочетании с ментализмом (тенденция, близкая по содержанию к феноменологии), был присущ ряду учений о сознании в русской философии 19 - начала 20 в. (М. И. Каринский (см. КАРИНСКИЙ Михаил Иванович), В. С. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Г. Г. Шпет (см. ШПЕТ Густав Густавович) и др.). В советской философии 1960 - 1980-х гг. преобладал так называемый деятельностный подход с ориентацией на Маркса и Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) или Маркса и Канта; к антиредукционизму, но уже в сочетании с элементами функционалистской методологии, то есть к изучению сознания по его объективациям (предметным или символическим), можно отнести в определенной мере воззрения Э. В. Ильенкова (см. ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич)и М. К. Мамардашвили (см. МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович).
Трудности в постановке проблемы сознания связаны прежде всего с методологией его изучения по объективациям, многообразие которых (при явном или неявном отождествлении сознания с синтезирующей и идентифицирующей функциями) оставляет в тени сознание как опыт и ведет к так называемой «загадке сознания»: непосредственная доступность модусов (представление, суждение, сомнение, радость и т.д.) представляет собой явный контраст с неуловимостью «субстанции». Сознание сравнивают или с Протеем (см. ПРОТЕЙ (в мифологии))(Э. Кассирер (см. КАССИРЕР Эрнст)) или с такими понятиями, как эфир, флогистон (см. ФЛОГИСТОН) (P. Churсhland).
Превращение загадки в проблему, обсуждение которой предполагает процедуры верификации (см. ВЕРИФИКАЦИЯ) и фальсификации, связано прежде всего с двумя моментами: с отказом от понимания сознания как своего рода экстракта из многообразия опытов и с выделением первичного опыта сознания - опыта различения. В этом смысле сознание является многообразием различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции (см. КОРРЕЛЯЦИЯ (взаимная связь, соотношение)) с миром как различенностью сущего сознание образует серии подвижных смысловых и ценностных иерархий, определяющих содержание индивидуального и интерсубъективного опыта. Последовательность таких иерархий позволяет говорить, избегая субстантивации (см. СУБСТАНТИВАЦИЯ), об истории человеческого сознание, различая при этом первый период (и небольшой сегмент современного мира) - так называемое первобытное мышление с преобладанием конкретных различий и интуитивно-номинативных идентификаций и последующие периоды, составляющие смыслообразующие и ценностные каркасы определенных эпох и культур с преобладанием абстрактных различий и дескриптивно-концептуальных идентификаций.
Как многообразие различений сознание - это непосредственный и первичный опыт человека, пронизывающий все другие виды опыта, источник и граница человеческого бытия. Если способность различать характеризует психическое вообще, то человеческому сознанию свойственна уникальная способность различать различия (самосознание) и различать типы и иерархии различий (рефлексия). Различие между различением и идентификацией (то, что традиционно рассматривается как различие субъекта и объекта, или Я и не-Я) и неизбежный переход от различений к идентификациям в процессе любого рода деятельности и коммуникации (переход в сфере сознания - прерогатива предпочтения) характеризует сознание как смыслообразующее начало психической жизни и позволяет отнести термин «сознание» как к самому этому переходу, так и к идентификации, которая, в свою очередь, есть исходный пункт сравнения и классификации. Сравнение и классификация предполагают тождество, различение - нет. Различение нельзя определить через род и видовое отличие, ибо само различие между родом и видом - это одно из различий. Различение можно сопоставить с идентификацией, ассоциацией (синтезом), сравнением и классификацией (иерархия функций сознания) с представлением, суждением, фантазией, воспоминанием, оценкой, сомнением и т.д. (иерархия модусов предметного отношения), чувством и волей (иерархия ценностных ориентаций), с пространством и временем (иерархия первичных телесных ориентаций и ритмов), с этическим, эстетическим, познавательным и др. опытами (иерархия опытов) и, наконец, - с иерархией указанных иерархий только на «основе» самого различения. В этом смысле различение самореферентный (не нуждающийся в обосновании), хотя и не замкнутый, опыт.
Дескрипция опыта различений, т.е. дескрипция первичного сознания, возможна только как воспроизведение определенных различений в рамках определенного опыта и контекста. Она всегда опирается на определенный уровень рефлексии, которая не есть нечто внешнее по отношению к сознанию, но лишь определенный уровень различения различений. Различение непосредственно связано с различенностью, оно не первично и не вторично, не активно (спонтанно) и не пассивно (рецептивно), оно также не интуитивно (это не акт восприятия, но то, что подразумевается в любом акте) и его нельзя представить наглядно; различение не предметно и не определяется через предмет. Оно никогда не может быть единственным, вне иерархии или ряда: любое различение - это по существу различение различений. Например, различая два цвета, мы сразу же выделяем (различаем) контекст, в котором мы проводим это различение: красный и зеленый могут быть сигналами светофора, символами общественных движений, обозначением степени спелости определенных фруктов и овощей и т.д. Каждый из этих контекстов занимает определенный уровень в контекстуальной иерархии (встроен в другое контекстуальное различение) водитель / пешеход, избираемый / избиратель, продавец / покупатель и т.д. Различение - это не образ, не знак, не предмет, но источник образа, знака, предмета (как различенного); различение всегда сопряжено со значением образа, знака, предмета. Само значение - это не ментальный атом, способный к соединению с другими атомами, но отношение уровней контекстуального деления. В случае светофора значение цвета для нас - это знак запрета или разрешения движения. Значение быть знаком основано, однако, на значении внезнаковой природы: в данном случае значение - это необходимость различения движений транспортных потоков или движения транспорта и пешеходов. Значение как различие определяет возможный набор знаков - носителей этого значения (сигнал с помощью цвета, жеста регулировщика).
Значение - это прежде всего свойство мира, а затем уже свойство предметов, образов или знаков. Не сознание наделяет предмет значением, как бы испуская элементарно-ментальную частицу, достигающую предмета, но предмет становится значимым, когда он коррелятивно различению обнаруживает свои функции на границе двух или нескольких опытов и контекстов. Различение ориентаций в мире - «работать», «обедать», «отдыхать» и т.д. делает значимыми соответствующие объекты.
Любое различие предполагает различие переднего плана и фона; их принципиальная «асимметрия» характеризует такой опыт сознания, как предпочтение. В свою очередь, устойчивое предпочтение определенного переднего плана и забвение фона характеризует объективирующую функцию сознания, приостанавливающую дальнейшие контекстуальные различения и определяющую тем самым границы предмета. Смысл объективности предмета достигается приостановкой различений. Объективирующая функция - почва для трансформации сознания как опыта в сознание как идентификацию, узнавание предмета, который может быть истолкован при этом как «сформированный» из комплексов ощущений, в которые вносится связь. В таком случае проблема трансцендентного и имманентного оказывается неразрешимой: сознание создает предмет, который должен затем предстать перед сознанием как независимый от него. Напротив, коррелятом сознания как различения оказывается предмет, который выделяется из мира как иерархии контекстов, но не привносится в него. Связи и отношения - в предметах, в сознании как первичном опыте - лишь различения; посредником между ним выступает мир как различие дискретности (см. ДИСКРЕТНОСТЬ) опытов и непрерывности контекстов.
Приостанавливаемые различения образуют не только иерархию предметности (различенного), но и создают иерархию диспозиций - предрасположенностей к определенным различениям, предпочтениям, идентификациям (Habitus), которые, с одной стороны, регулируют телесно-физиологическое существование человека, а с другой - позволяют возобновлять после перерыва определенную ментальную или практическую деятельность, т.е. реактивировать определенную иерархию различий в рамках определенного опыта. Способность различать определяет способность направлять внимание, т.е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устойчивые переходы от определенных различений к определенным идентификациям как устойчивые тенденции.
Большой энциклопедический словарь
СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
Академический словарь
-я, ср.
1. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее.
Потерять сознание. Быть без сознания.
◊
Дремота все гуще застилала его сознание. Короленко, Слепой музыкант.
После тринадцатидневного беспамятства к Корчагину возвратилось сознание. Н. Островский, Как закалялась сталь.
||
Мыслительная деятельность, осмысление окружающего.
Развитие сознания, без сомнения, одна из главнейших целей воспитания. Ушинский, О народности в общественном воспитании.
- У него [мальчика] свое течение мыслей! --- Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, --- нужно также уметь и мыслить на его манер. Чехов, Дома.
2. филос., психол.
Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.
Сознание есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания.
◊
Язык так же древен, как и сознание. Маркс и Энгельс, Немецкая идеология.
|| филос.
Психология, политические и философские взгляды, религиозные, художественные и прочие воззрения людей как представителей определенных общественных классов.
Бытие определяет сознание. Общественное сознание. Формы религиозного сознания. Пережитки капитализма в сознании людей.
3. Понимание, осознание общественной жизни человеком или группой людей.
Рост политического сознания.
◊
[У крестьян] много неприязни к тиранящей их бюрократии, но мало гражданского сознания.
Морозов, Повести моей жизни.
- Мы победим, потому что мы - с рабочим народом! --- Надо только разбудить его сознание, которому не дают свободы расти. М. Горький, Мать.
4. Ясное понимание чего-л.
Сознание долга. Сознание своей правоты.
◊
[Жадов:] Я говорил, что у нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на лучшее будущее. А. Островский, Доходное место.
Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась. Чехов, Дама с собачкой.
5. Признание в своей вине, проступке.
- Одно откровенное сознание может смягчить вашу участь. Герцен, Былое и думы.
- А ты очень озорничаешь? Я замялся, но сказал - да! Учитель с попом многословно подтвердили мое сознание. М. Горький, Как я учился.
◊
до потери сознания {(делать что)}
до полного изнеможения.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
Толковый словарь
Сознание, ия, ср. одобр.
Понимание, осознание общественной жизни человеком или группой людей.
* Классовое сознание. одобр.
• Это способствовало более быстрому пробуждению и развитию классового сознания. Сов. Лат., 6.
* Пролетарское сознание. одобр.
• Своей позицией они развращают пролетарское сознание, обольщают рабочий класс буржуазно-демократическими фразами (А.Микоян). Нов. мир, 1972, № 12, 7.
* Социалистическое сознание. одобр.
• Те, у кого развито социалистическое сознание, полнее подчиняют свои личные интересы общим интересам. Бардин, 18.
* Политическое сознание. патет.
• Успехи социалистического строительства и рост политического сознания трудящихся позволили в 1926 - 30 гг. перейти от родовых Советов к национальным округам и национальным районам. Степанов, 55.
Практический толковый словарь
нлп Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также:Чанкинг).
Евразийская мудрость от А до Я.
СОЗНАНИЕ - в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «осознание») того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания - переживание). Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание). Нечто наглядно данное может бьль осознано, поскольку оно может быть чувственно восприиято.
Но возникает ли сознание одновременно с восприятием, это зависит от состояния организма (тела) и от состояния сознания; данность осознается не всегда в равной мере, так что можно различать степень сознания. Согласно существовавшему ранее взгляду, Я или моя душа останавливается перед «потоком сознания», т. е. перед нерасчлененным, хаотичным многообразием смутных образов, отдельные из которых внимание выделяет, анализирует, формирует в восприятия как таковые. Но этот взгляд неверен и может лишь ввести в заблуждение. Выражение «поток сознания» содержит в себе точно так же неправильное мнение, будто Я или душа может в какой-то мере наблюдать этот поток. Напротив, следует считать правильным, что сознание обладает структурой, определяющейся иидивидуальным микрокосмосом и благодаря которой всякое содержание тотчас же принимает свою специфическую форму и к которой в процессе взаимодействия присоединяются другие элементы содержания. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие органкзма с окружающей средой, находясь между воздействующим извне раздражением и соотмтствую щей этому раздражению реакцией. Действие этой контролирующей функции сознания тем сильнее, чем выше организации живого существа. Согласно Ж. П. Сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субьекта в свете бытия. Оно не имеет содержания и состоит в утверждении трансцендентного объекта, т. е. обьекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансцендирует. Не стол находится в «сознании и в представлении о нем, а сознание становится осознанием стола» и осознает это. Сартр отрицает существование подсознателыого и бессознательного.
Поговорки
Взойти в сознание. 1. Ряз. То же, что войти в сознание 1. ДС, 83. 2. Курск. Образумиться. БотСан, 85.
Войти в сознание. Орл. 1. Очнуться, прийти в себя. 2. Проявить сочувствие к кому-л. СОГ 1989, 69.
Вышибило сознание кому, у кого. Арх. Об обмороке, потере сознания. АОС 8, 407.
Приводить/ привести в сознание кого. Разг. Выводить кого-л. из обморочного состояния. Ф 2, 88.
Не укладывается в сознании. Разг. Неодобр. О чём-л., с чем нельзя примириться, что нельзя принять, осмыслить. ФСРЯ, 492.
Без сознанья. Пск. Напряжённо, прикладывая много сил (работать). СПП 2001, 71.
Выходить/ выйти из сознания. Арх., Прикам. Упасть в обморок, потерять сознание. АОС 7, 230; АОС 8, 371; МФС, 22.
Сбиваться/ сбиться с сознания. Кар. То же, что выходить из сознания. СРГК 5, 642.
Орфографический словарь
Формы слов для слова сознание
созна́ние, созна́ния, созна́ний, созна́нию, созна́ниям, созна́нием, созна́ниями, созна́нии, созна́ниях
Синонимы к слову сознание
сущ., кол-во синонимов: 22
СОЗНАНИЕ
СОЗНАНИЕ, интеллект, разум, рассудок, смысл, ум, устар. уразумение, разг. голова, разг.-сниж. мозги
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ, интеллектуальный, разумный, рассудочный, умный, разг. головастый, разг. мозговитый
УМНЫЙ, интеллектуальный, мудрый, разумный, рассудочный, разг. головастый, разг. мозговитый, разг.-сниж. башковитый
СОЗНАТЕЛЬНО, разумно, рассудочно, умно
См. понимание
прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства...
Антонимы к слову сознание
Идеография
▲ обработка информации
↑ биологический
сознание - способность к обработке информации;
осуществляет контроль положения субъекта в окружающем мире;
осведомленность о состоянии окружающего мира;
способность к созерцанию субъектом содержания собственного внутреннего мира;
осуществляет контроль подсознания;
сознание - категория общечеловеческая, в отличие от психики.
в уме. в полном рассудке.
▼ ПОДСОЗНАНИЕ
↓ СОН, отсутствие сна, боль, внимание
см. контроль, положение, субъект (чего) (быть) в
окружающий мир
Лингвистические термины
Способность осознавать себя в мире, свое отношение к миру, опосредованное общественно-историческим опытом и предполагающее взаимодействие интеллекта, чувств и воли. Свойство мозга, отличительная характеристика человека как разумного существа, способного не только чувствовать и рассуждать, но и говорить о своих мыслях и ощущениях;
способность переживать и осознавать окружающую действительность, воспринимать её, останавливать внимание на определенных объектах, возможность контролировать поступление информации в мозг и оперировать ею в ходе мыслительной и вербальной деятельности, способность знать что-то и т.п.
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
лишиться сознания => обладание, непрямой объект, прерывание, Neg, перемещение / передача
определять общественное сознание => зависимость, контроль
определять сознание => зависимость, контроль
потерять сознание => обладание, прерывание
сознание вернулось => обладание, субъект, повтор
сознание определяется => пассив на -ся, зависимость, контроль
сознание потерять => обладание, прерывание
терять сознание => обладание, прерывание
Методические термины
СОЗНА́НИЕ.
Высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Овладение речью на иностранном языке представляет собой систему сознательно регулируемых интеллектуальных операций. Осознанный материал языка или структура речи, доведенные до автоматизации, переходят в область интуиции. Но с возникновением трудностей при использовании языковых средств или при построении высказывания С.
может подключаться для разрешения задачи. Выделяют четыре уровня сознательности:
1) актуальное осознание познаваемого предмета, находящегося в центре внимания;
2) сознательный контроль, когда предмет непосредственно не осознается, но в любой момент может быть осознан;
3) бессознательный контроль, когда предмет осознания соотносится с имеющимся в памяти эталоном без участия произвольного внимания;
4) полная бессознательность. В сформированном иноязычном речевом умении актуально осознается содержание высказывания; структурирование предложений и выбор слов по значению соотнесены с уровнем сознательного контроля; звуковое и графическое оформление речи происходит на уровне неосознанного контроля; становление родной речи у ребенка иллюстрирует полную бессознательность.
Этимология
Это слово является калькой с латинского conscientia, что в буквальном переводе означает "совместное знание". См. также близкое по смыслу слово совесть.
Этимологический словарь
созна́ние
калька лат. conscientia; едва ли прав Унбегаун (RЕS 12, 39), объясняя это слово из нем. Gewissen "совесть".
Сканворды для слова сознание
- Восполнимая потеря упавшего в обморок.
- Мысли, чувства человека.
- Что определяет бытие?
- Способность к мышлению.
- Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью.
Полезные сервисы