нескл. ср.
Название буквы древней славянской или старой русской азбуки.
ВЕДИ, третья буква русской азбуки В, в. Что ни бай, а писать веди надо. Бука боднуть, а веди обмануть. Веди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл.
Веди
нескл., с.
Третья буква церковно-славянского алфавита, старинное название буквы "в".
...Надо любить перо, бумагу, чернила и стол. - Надо не замечать "бук", "глаголей", "азов" и "ведей", когда пишешь (Пильняк).
Этимология:
Заимствовано из старославянского языка (вhди ‘в’).
ВЕ́ДИ неизм.; ср. Название буквы "в" в церковнославянском и старом русском алфавите. ● От древнерусского веде - формы глагола ведети.
Веди, нескл.
Название буквы В в кириллице,
► Нам аз, буки, веди - вот с чего надо учиться. // А. Н. Толстой. Петр I //
нескл. с.
(название буквы «в» старинного русского алфавита)
Примеры с правильным ударением:
Ритм старинной прибаутки «подсказывает» правильное ударение: Ве́ди проведали, что буки будут, а им уж и след простыл.
м.
Одна из древнейших религий, сформировавшаяся в Северной Индии, предшествовавшая брахманизму, положившая наряду с ним начало индуизму (основные догматы этой религии, её ритуалы, символика и т.п. описаны в Ведах).
Ведизм
-а, только ед., м.
Древнейшая религия, сформировавшаяся в период с конца II тысячелетия по середину I тысячелетия до н. э. в Северной Индии, основы которой изложены в ведах.
Синонимы:
веди́ческая рели́гия
Родственные слова:
веди́стский
Этимология:
От древнеиндийского veda ‘знание’.
Энциклопедический комментарий:
Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в мифологических, неопределенно очерченных образах. Боги раннего ведизма являлись антропоморфным, т. е. человекоподобным, олицетворением сил и явлений природы. Индра - верховный бог, бог дождя, грозы и грома; Агни - бог огня, домашнего очага и жертвенного костра; Сома - бог луны, жертвенного опьяняющего напитка и жертвы вообще и т. д. Позже боги стали наделяться социальными функциями: военными, юридическими, управления и др. Основа культа - жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемым брахманами.
ВЕДИ́ЗМ -а; м. Древнейшая религия в Северной Индии, предшествовавшая брахманизму и положившая наряду с ним начало индуизму (её догматы, ритуалы, символика и т.п. изложены в Ведах).
веди́зм, веди́змы, веди́зма, веди́змов, веди́зму, веди́змам, веди́змом, веди́змами, веди́зме, веди́змах
ВЕДИЗМ, ВЕДАИЗМ а, м. védisme m. Ведизм. Ранняя стадия формирования индийской религии индуизм; основы изложены в ведах - памятниках древнеиндийской литературы конца 2-го - начала 1-го тыс. до н. э.; харктерная черта - обожествление сил природы; основа культа - жертвоприношения (с очень сложным ритуалом), совершаемые брахманами; из ведизма развился брахманизм. Васюкова 1999. - Лекс. БАС-1: веди/зм, ведаи/зм.
ВЕДИЗМ [< санскр. veda - знание] - ведическая религия - древнейшая религия, формировавшаяся с конца II до середины I тысячелетия до н. э. в Северной Индии; основы в. изложены в ведах.
- Религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма.
ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - ВЕДИ́ЙСКАЯ РЕЛИ́ГИЯ (ведическая религия), ранняя стадия формирования индийской религии индуизм (см. ИНДУИЗМ). Носителями ведийской религии были индоарийские племена. Известна главным образом по ведам (см. ВЕДЫ). Характерная черта - обожествление сил природы, часто в мифологических, неопределенно очерченных образах. Основа культа - жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемым брахманами (см. БРАХМАН), большое значение имели магические обряды. Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Варуна (см. ВАРУНА), Индра (см. ИНДРА), Агни (см. АГНИ) и Сома (см. СОМА (в древнеиндийской религии и мифологии)). Из ведийской религии развился брахманизм (см. БРАХМАНИЗМ).
* * *
ВЕДИ́ЙСКАЯ РЕЛИ́ГИЯ (ведическая религия), религия индоарийских племен, один из ранних истоков индуизма (см. ИНДУИЗМ). Реконструируется в основном по текстам Вед, в особенности по гимнам «Ригведы» (см. РИГВЕДА), большая часть которых представляет собой обращение к различным богам.
Мифология
Пантеон «Ригведы», восходящий к индоевропейскому, насчитывает, согласно традиции, 33 персонажа (хотя в действительности их больше), его состав отличается большой сложностью и не поддается всеобъемлющей классификации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Так, существуют Дьяус (см. ДЬЯУС) (бог неба), Притхиви (см. ПРИТХИВИ) (богиня земли), Сурья (см. СУРЬЯ) и другие солнечные боги; Агни (см. АГНИ) (огонь), Ушас (см. УШАС) (богиня утренней зари), Рудра (см. РУДРА) (бог грозы), Ваю (см. ВАЮ) (бог ветра), Маруты (см. МАРУТЫ) (боги бури), Сарасвати (см. САРАСВАТИ) (персонифицированная река) и другие. Но есть и боги, олицетворяющие абстрактные понятия: Арьяман (см. АРЬЯМАН) (гостеприимство), Бхага (см. БХАГА) (доля), Шраддха (вера), Вач (см. ВАЧ) (богиня речи); есть боги-ремесленники (Тваштар (см. ТВАШТАР), Вишвакарман (см. ВИШВАКАРМАН)), боги, тесно связанные с ритуалом: Сома (см. СОМА (в древнеиндийской религии и мифологии)) (олицетворение жертвенного напитка), Брихаспати (см. БРИХАСПАТИ) (бог-жрец), Агни (в значении бога ритуального огня) и т. д.
Из гимнов «Ригведы», обращенных к богам, большая часть посвящена Индре (см. ИНДРА), который почитается как воин и царь богов. С ним связан основной ведический миф - убиение Вритры (см. ВРИТРА), дракона, олицетворяющего безжизненный, инертный изначальный хаос. Убив Вритру, Индра расколол скалу, на которой тот лежал, и выпустил из нее солнце, воды рек, коров и прочие блага жизни (вариант индоевропейского драконоборческого мифа). Его деяние имело космогоническое значение, так как сразу же были установлены трехчастная структура мира (небо, земля, атмосфера), мировая ось и мировой порядок (рита (см. РИТА)). Небытие (асат) и хаос стали бытием (сат) и структурой. В этом контексте в «Ригведе» появляется Вишну (см. ВИШНУ), которому посвящено немного гимнов, но его роль в ведийской космогонии исключительно важна. Совершаемые им во вселенной загадочные три шага интерпретируются как укрепление ее единства и целокупности.
Индра предстает в гимнах как воплощение грубой, необузданной, стихийной (он еще бог грозы и дождя) силы, которая явно ощущалась древними ариями как фактор жизненного, в основном материального успеха, поэтому гимны к Индре содержат просьбы о даянии военных побед, добычи, богатства, мужского потомства, силы и т. п. Типичны и просьбы о защите от врагов, болезней, несчастий. Риши, древние певцы, создатели гимнов иногда просят Индру о вдохновении или успехе на поэтическом состязании. Аналогичным образом воспринимались свойства других богов, к которым обращались арии за помощью и покровительством. Из них лишь от Рудры, мрачного и страшного бога грозы и бури, ждали не столько даяния благ, сколько избавления от его гнева и немилости.
Моральные проблемы, судя по текстам гимнов, не занимали значительного места во взаимоотношениях ариев с богами. Но они выходят на первый план, когда речь заходит о Варуне (см. ВАРУНА). Этот царь предыдущего поколения богов оттеснен в «Ригведе» на второй план, как и прочие старые боги, именовавшиеся асурами (см. АСУРЫ) и ставшие врагами молодых богов. Однако Варуна, не перешел во вражеский стан и, сохранив за собой репутацию могучего повелителя, стал царем подземного мира, водной стихии, ночного неба, а самое главное, хранителем добытого Индрой космического порядка. Его связь с ритой, позже трансформировавшейся в понятие дхармы (см. ДХАРМА), вероятно, обусловила его роль блюстителя закона и стража истины. Он вездесущ, всеведущ (у него бесчисленные соглядатаи) и неумолим. Грешникам не удается спастись от его петли и от его наказания. Поэтому не случайно многие гимны Варуне наполнены мольбами, жалобами, раскаяньем. С Варуной тесно ассоциируется Митра, бог, также следивший за порядком, но более светлый (отчасти солнечный) и предсказуемый. Он олицетворял собой древнюю юридическую функцию и следил за соблюдением договоров и клятв.
Культ
Древним ариям было знакомо представление о греховности пороков и дурного поведения, но в принципе понятие греха понималось как отступление от установленных правил и от риты. В сильной степени это касалось и правил жертвоприношения, которое было основной формой общения человека с богами. Ритуал ведийского жертвоприношения (яджня), исполнявшегося обычно по заказу представителя знати, в первую очередь царя, был разработан до тонкостей, а один из жрецов, называвшийся брахманом, следил за его соблюдением и брал на себя грех допускавшихся жрецами ошибок и возникавшую во время совершения жертвы нечистоту.
У ариев не было ни храмов, ни постоянных культовых мест. Алтари сооружались на специально выбранных и подготовленных площадках. Укладывались особым образом кирпичи, на них клали жертвенную солому (бархис), которая была местом жертвенных возлияний и сидением для богов. Разводился жертвенный огонь, в который лили сому - галлюциногенный (см. Галлюциногены (см. ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ)) напиток, приготовлявшийся из не известного пока растения, молоко, масло, бросали зерна, лепешки. Все это огонь доставлял богам, а те, откликаясь на призывы жрецов, должны были спуститься с небес, принять участие в жертвоприношении и выполнить обращенные к ним просьбы.
Некогда арии совершали и кровавые жертвоприношения (в том числе, возможно, и человеческие). Впоследствии эта практика отмерла, и такие жертвоприношения стали имитироваться приношением на алтарь сделанных из глины или из теста голов живых существ (козла, барана, быка, лошади, человека).
Среди ведийских ариев было широко распространено поклонение предкам (питары, питри), которые мыслились вечно существующими телесно в некоем неопределенном месте, иногда называвшимся высшим небом. Главой их был Яма (см. ЯМА), первый умерший человек, которого в «Ригведе» всегда называют царем; впоследствии он становится индуистским богом смерти. Предков надлежало постоянно ублажать подношениями и совершать для них поминальные обряды (шраддха), иначе они могли вмешаться в дела живых и нанести им вред. Наличие веры в предков показывает, что древние арии были далеки еще от идеи перерождения и колеса самсары. Однако у них было представление о цикличности времени: они верили, что к концу каждого года мир возвращается в изначальное состояние хаоса, и Индре приходится вновь и вновь совершать свой подвиг. Чтобы помочь ему в этом, в канун Нового года устраивались разнообразные состязания (борьба, гонки на колесницах, игра в кости, словесные поединки). Они имели ритуальный характер, т. к. символизировали борьбу Индры с Вритрой или, более обобщенно, - борьбу богов и асуров. По их окончании проходил ритуальный обмен подарками между представителями различных кланов или социальных групп, знаменовавший победу жизни над смертью, порядка над хаосом, укреплявший космическую и социальную структуры.
Хотя ведийские арии стремились уберечь свою религию и мифологию от влияний окружавших их аборигенных индийских племен, текст «Ригведы» (в высшей степени сакральный) демонстрирует проникновение в него элементов неарийской культуры (часто через вратьев, ариев, отошедших от ведийской религии). В особенности же сильно ее влияние в «Атхарваведе», материал которой связан с низовыми слоями древнеиндийского общества и дает представление об иных аспектах бытовавших в нем воззрений. «Атхарваведа» - сборник заговоров, заклинаний, магических формул, которые должны были защитить человека от всевозможных бед и несчастий, в том числе болезней, неудач, всякого рода порчи или козней злых духов и демонов. В нем несомненно отразилось влияние брахманов, т. к. включены тексты, трактующие о ненанесении вреда брахманской варне (см. ВАРНЫ), молитвы об успешном изучении Вед учеником-брахмачарином, даже космогонические гимны и гимны некоторым ведийским божествам. Тем не менее, остается очевидным, что эта самхита, по большей части отражавшая народную религию своего времени, была включена в состав литературы «шрути» в результате компромисса между арийской и аборигенной культурами, который стал неотъемлемой частью процесса развития древнеиндийского общества и его идеологии.
I м. разг.
Наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка; ведийский язык.
II прил.
соотн. с сущ. Веды, связанный с ним
веди́йский, веди́йская, веди́йское, веди́йские, веди́йского, веди́йской, веди́йских, веди́йскому, веди́йским, веди́йскую, веди́йскою, веди́йскими, веди́йском, веди́йск, веди́йска, веди́йско, веди́йски
Веди́йский язы́к (ведический язык), наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка; язык индуистского культа в Индии. Представлен двумя разновидностями: языком ведийских древних памятников индийской литературы, и языком комментариев к ведам, а также возникших на основе ведийских философских произведений.
* * *
ВЕДИЙСКИЙ ЯЗЫК - ВЕДИ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К, язык вед, древних памятников индийской литературы - наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка (см. ДРЕВНЕИНДИЙСКИЙ ЯЗЫК).
ВЕДИЙСКИЙ язык - язык вед, древних памятников индийской литературы - наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка.
Веди́йский язы́к
(ведический язык) - наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка; язык индуистского культа
в Индии. Представлен двумя разновидностями - более архаичным поэтическим
языком мантр (т. е. стихов) и языком позднейшей прозы. Мантры составляют
4 веды {Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа}, из которых самая
древняя - «Ригведа»; проза - это комментарии к ведам и возникшие на
основе вед философские произведения. Язык ведийской прозы со временем
всё более сближается с санскритом.
В фонетике характерная черта мантр - наличие ḷ,
ḷh как интервокальных вариантов ḍ, ḍh и допустимость хиатуса (зияния).
Ведийскому языку, в отличие от санскритского экспираторного, свойственно
полумузыкальное ударение. Морфологический строй характеризуется
сохранением индоевропейских архаизмов,
недостаточной нормализованностью, наличием многих вариантов,
допустимостью окказиональных образований. Глагол имеет сослагательное наклонение, инъюнктив (меморатив - наклонение со
значением упоминания действия), плюсквамперфект, вышедшие из
употребления в санскрите. В имени продуктивны корневые основы, в дальнейшем развитии языка сведённые к
минимуму. Для синтаксиса характерно широкое
использование частиц, нередко функционирующих
как союзы или имеющих модальное значение, статус полусамостоятельных
слов у наречий-префиксов, в языке мантр -
свободный порядок слов. Язык мантр во многом
отражает особенности общеиндоевропейской поэтической речи
(особенно близок к авестийскому
языку). Архаизмы в грамматике, в лексике и
фразеологии. Отдельные черты ведийского языка
объединяют его с пракритами.
Елизаренкова Т. Я., Грамматика ведийского языка, М.,
1982;
Macdonell A., A Vedic grammar, Strasbourg,
1910;
его же, A Vedic grammar for students, Oxf.,
1916;
Renou L., Grammaire de la langue védique, Lyon -
P., 1952;
Grassmann H., Wörterbuch zum Rig-Veda, 3 Aufl.,
Wiesbaden, 1955.
Т. Я. Елизаренкова.
ВЕДЕНЕЕВ ВЕДЕНИКТОВ ВЕДЕНИН ВЕДЕНИСОВ ВЕДЕНИЧЕВ ВЕДЕНТЬЕВ ВЕДЕНЬКИН ВЕДЕНЯЛИН ВЕДЕХИН ВЕДЕХОВ ВЕДЕШКИН ВЕДИН ВЕДИХОВ ВЕДИЩЕВ ВЕДЯЕВ ВЕДЯШКИН ВЕНЕДИКТОВ ВИДЕНЕЕВ ВИДИНЕЕВ ВИДЯПИН ВИДЯСОВ ВЕДЕНКИН ВЕДЕНКИН
Наверное, каждый слышал или встречал в литературе редкое сейчас имя Бенедикт, или Венедикт (от латинского "благословенный). Все эти фамилии от производных форм этого имени. В романе Эртеля "Гарденины" выведен сельский староста Веденей. (Ф) Фамилия Веденеев представляет собой отчество от имени Веденей, произошедшего от греческой формы имени Венедикт, принесенного православной церковью древнеримского языческого имени Бенедиктос (лат. benedictus - "тот, о ком хорошо говорят). (Н) В имени Венедикт были переставлены буквы д-н Веденикт, в -икт измениось на более распространенные окончания в именах: - Веденей (как Корней, Евстигней), Веденис (как Денис, Борис), Ведентий (как Авксентий, Терентий). Форма Веденей приобрела почти официальный статус. Воздействием корня вид- "видеть" объяснеются формы Виденеев, Видинеев.(У) Имя было переделано и сближено с понятным словам ведать - "знать". Но в "Словаре русских личных имен" Веденей приводитьсякак народная форма имени Евгений.
ВЕДЕНЕЕВ ВЕДЕНИКТОВ ВЕДЕНИН ВЕДЕНИСОВ ВЕДЕНИЧЕВ ВЕДЕНТЬЕВ ВЕДЕНЬКИН ВЕДЕНЯЛИН ВЕДЕХИН ВЕДЕХОВ ВЕДЕШКИН ВЕДИН ВЕДИХОВ ВЕДИЩЕВ ВЕДЯЕВ ВЕДЯШКИН ВЕНЕДИКТОВ ВИДЕНЕЕВ ВИДИНЕЕВ ВИДЯПИН ВИДЯСОВ ВЕДЕНКИН ВЕДЕНКИН
Наверное, каждый слышал или встречал в литературе редкое сейчас имя Бенедикт, или Венедикт (от латинского "благословенный). Все эти фамилии от производных форм этого имени. В романе Эртеля "Гарденины" выведен сельский староста Веденей. (Ф) Фамилия Веденеев представляет собой отчество от имени Веденей, произошедшего от греческой формы имени Венедикт, принесенного православной церковью древнеримского языческого имени Бенедиктос (лат. benedictus - "тот, о ком хорошо говорят). (Н) В имени Венедикт были переставлены буквы д-н Веденикт, в -икт измениось на более распространенные окончания в именах: - Веденей (как Корней, Евстигней), Веденис (как Денис, Борис), Ведентий (как Авксентий, Терентий). Форма Веденей приобрела почти официальный статус. Воздействием корня вид- "видеть" объяснеются формы Виденеев, Видинеев.(У) Имя было переделано и сближено с понятным словам ведать - "знать". Но в "Словаре русских личных имен" Веденей приводитьсякак народная форма имени Евгений.
Веди́ческая рели́гия (ведийская религия), ранняя стадия формирования индийской религии индуизм. Носителями ведической религии были индоарийские племена. Известна главным образом по ведам. Основа культа - жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемым брахманами, большое значение имели магические обряды. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Из ведической религии развился брахманизм.
ВЕДИЧЕСКАЯ религия (ведийская религия) - ранняя стадия формирования индийской религии индуизм. Носителями ведической религии были индоарийские племена. Известна главным образом по ведам. Характерная черта - обожествление сил природы, часто в мифологических, неопределенно очерченных образах. Основа культа - жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемым брахманами, большое значение имели магические обряды. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Из ведической религии развился брахманизм.
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ (ведийская религия), религия в Индии, ранняя стадия формирования индуизма. Носителями ведической религии были индоарийские племена. Известна главным образом по ведам. Основа культа - жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемым брахманами. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Из ведической религии развился брахманизм.
ВЕДЕНЕЕВ ВЕДЕНИКТОВ ВЕДЕНИН ВЕДЕНИСОВ ВЕДЕНИЧЕВ ВЕДЕНТЬЕВ ВЕДЕНЬКИН ВЕДЕНЯЛИН ВЕДЕХИН ВЕДЕХОВ ВЕДЕШКИН ВЕДИН ВЕДИХОВ ВЕДИЩЕВ ВЕДЯЕВ ВЕДЯШКИН ВЕНЕДИКТОВ ВИДЕНЕЕВ ВИДИНЕЕВ ВИДЯПИН ВИДЯСОВ ВЕДЕНКИН ВЕДЕНКИН
Наверное, каждый слышал или встречал в литературе редкое сейчас имя Бенедикт, или Венедикт (от латинского "благословенный). Все эти фамилии от производных форм этого имени. В романе Эртеля "Гарденины" выведен сельский староста Веденей. (Ф) Фамилия Веденеев представляет собой отчество от имени Веденей, произошедшего от греческой формы имени Венедикт, принесенного православной церковью древнеримского языческого имени Бенедиктос (лат. benedictus - "тот, о ком хорошо говорят). (Н) В имени Венедикт были переставлены буквы д-н Веденикт, в -икт измениось на более распространенные окончания в именах: - Веденей (как Корней, Евстигней), Веденис (как Денис, Борис), Ведентий (как Авксентий, Терентий). Форма Веденей приобрела почти официальный статус. Воздействием корня вид- "видеть" объяснеются формы Виденеев, Видинеев.(У) Имя было переделано и сближено с понятным словам ведать - "знать". Но в "Словаре русских личных имен" Веденей приводитьсякак народная форма имени Евгений.
- Кто спел за Наталью Варлей в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»?
- Советская певица, более всего известная как исполнительница популярных песен из кинофильмов («Песенка о медведях», «Помоги мне», «Лесной олень»).
- Советская певица, исполнившая песни из мультфильмов «Колыбельная медведицы», «Чунга-Чанга».