Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

литургиарий

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЛИТУРГИАРИЙ, смотри Служебник.

Орфографический словарь

литургиа́рий, -я

Полезные сервисы

литургиарийион

Словарь церковнославянского языка

 (греч.) книга Служебник, в которой находятся три службы: литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, и преждеосвященная.

Полезные сервисы

литургийный

Орфографический словарь

литурги́йный

Словарь ударений

литурги́йный

Формы слов для слова литургийный

литурги́йный, литурги́йная, литурги́йное, литурги́йные, литурги́йного, литурги́йной, литурги́йных, литурги́йному, литурги́йным, литурги́йную, литурги́йною, литурги́йными, литурги́йном, литурги́ен, литурги́йна, литурги́йно, литурги́йны, литурги́йнее, политурги́йнее, литурги́йней, политурги́йней

Синонимы к слову литургийный

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

литурги́й/н/ый.

Грамматический словарь

литурги́йный п 1*a

Полезные сервисы

литургика

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЛИТУРГИКА, богословская дисциплина, в которой рассматриваются внутренний смысл и внешние формы богослужения.

Орфографический словарь

литу́ргика, -и

Синонимы к слову литургика

сущ., кол-во синонимов: 1

Этимологический словарь

литу́ргика

"учение о богослужении". Новое заимств. из нем. Liturgik от лат. liturgica.

Словарь иностранных слов

ЛИТУРГИКА (греч.). 1) наука о христианском богослужении. 2) учение о пользовании камнями и их обработке.

Сканворды для слова литургика

- Наука о богослужении христианской церкви.

Полезные сервисы

литургикон

Словарь иностранных слов

ЛИТУРГИКОН (греч.). Богослужебная книга, составленная св. Василием Вел., Иоанном Златоустом и Григорием Двоесловом.

Полезные сервисы

литургисание

Словарь церковнославянского языка

 отправление св. литургии.

Полезные сервисы

литургисати

Словарь церковнославянского языка

 священнодействовать, совершать литургию.

Полезные сервисы

литургисать

Архаизмы

Литургисать - совершать литургию

Словарь иностранных слов

Отправлять литургию.

Полезные сервисы

литургическая драма

Толковый словарь Ожегова

ЛИТУРГИ́Я, -и, ж.

Энциклопедический словарь

Литурги́ческая дра́ма - вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии). Инсценировка отдельных эпизодов Евангелий, позднее - Ветхого Завета и др.

* * *

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА - ЛИТУРГИ́ЧЕСКАЯ ДРА́МА, вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии). Инсценировка отдельных эпизодов Евангелий, позднее - Ветхого Завета и др.

Большой энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА - вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии). Инсценировка отдельных эпизодов Евангелий, позднее - Ветхого Завета и др.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА, вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. В 9 - 13 вв. входила в состав пасхальной и рождественской церковной службы (литургии). Инсценировка определенных эпизодов Евангелия (поклонение пастухов, поклонение волхвов, сцена трех Марий у гроба Господня и другие). Литургическую драму исполняли священники, представлявшие евангельских персонажей, хор певчих и миряне или профессиональные актеры, которым поручались отрицательные роли, трактовавшиеся комическими (торговцы, черти и другие). Когда представления в церквах были запрещены указом римского папы Иннокентия III (1210), литургическая драма стала разыгрываться на паперти перед храмом (так называемая полулитургическая драма).

Полезные сервисы

литургический

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. литургия I, связанный с ним

2. Свойственный литургии [литургия I], характерный для неё.

Толковый словарь Ушакова

ЛИТУРГИ́ЧЕСКИЙ, литургическая, литургическое (книжн., лит.). Относящийся к богослужению; по содержанию связанный с богослужением. Литургические тексты. Литургическая драма.

Толковый словарь Ожегова

ЛИТУРГИ́Я, -и, ж.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к литургия.

Литургические тексты. Литургическое пение.

Орфографический словарь

литурги́ческий

Словарь ударений

литурги́ческий

Формы слов для слова литургический

литурги́ческий, литурги́ческая, литурги́ческое, литурги́ческие, литурги́ческого, литурги́ческой, литурги́ческих, литурги́ческому, литурги́ческим, литурги́ческую, литурги́ческою, литурги́ческими, литурги́ческом, литурги́ческ, литурги́ческа, литурги́ческо, литурги́чески

Синонимы к слову литургический

прил., кол-во синонимов: 1

литургийный

Морфемно-орфографический словарь

литург/и́ческ/ий.

Грамматический словарь

литурги́ческий п 3a✕~

Полезные сервисы

литургию

Глагольная сочетаемость

служить литургию => действие

совершать Божественную литургию => ритуал

совершить Божественную литургию => действие

Полезные сервисы

литургия

Толковый словарь

I ж.

Главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причастия; евхаристия.

II ж.

Общественная повинность (в Древней Греции, Древнем Риме и Византии).

Толковый словарь Ушакова

ЛИТУРГИ́Я, литургии, жен. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение.

Толковый словарь Ожегова

ЛИТУРГИ́Я, -и, жен.

1. Утреннее или дневное христианское богослужение, включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии.

2. Цикл духовных песнопений. Литургии П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.

| прил. литургический, -ая, -ое. Ранние литургические молитвы (заимствованные из синагогального наследия). Литургическая музыка.

Литургическая драма средневековое религиозное представление, входившее в пасхальную или рождественскую церковную службу.

Толковый словарь Даля

ЛИТУРГИЯ - жен. последование священнослужения, в котором совершается таинство святой евхаристии, обедня. Литургийный, к литургии относящийся. Литургиарий муж. книга-служебник, описание чина вечерни, утрени и обедни. Литургисать или-совать, совершать литургию.

Популярный словарь

Литургия

-и, ж.

Главное христианское церковное богослужение.

Я зашел к воскресной литургии в главную здесь церковь на Королевской площади (Розанов).

Синонимы:

обе́дня

Родственные слова:

литурги́ческий

Этимология:

От греческого leiturgia ‘служба’, ‘отправление какой-л. должности’ (← leiturgeō ‘совершаю богослужение’).

Энциклопедический комментарий:

Во время литургии совершается таинство причащения. Русское народное название литургии - обедня, у католиков - месса. Литургия включает различные ритуалы, молитвы, духовные песнопения, проповедь и т. д. Церковь называет литургию "таинством таинств", утверждая, что она установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Литургия проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время Великого и Рождественского постов проводить литургию запрещается.

С конца XVII в. композиторами создавались законченные циклы песнопений литургии. Получили широкую известность литургии П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.

Словарь существительных

ЛИТУРГИ́Я, -и, ж

Богослужение, главное в христианской церкви, проводимое в дневное время, включающее в себя различные ритуальные действия (молитвы, песнопения, проповеди, чтение Священного Писания и др.), а также таинство причащения; литургия состоит из трех частей: проскомидии (ритуального приготовления хлеба и вина для евхаристии), литургии оглашенных (на которой кроме христиан могут присутствовать готовящиеся к крещению и люди, временно отлученные за свои прегрешения от причащения) и литургия верных (на которых могут присутствовать только христиане).

Не первый десяток лет служил старичок священник эту светлую литургию (К.Случевский).

Энциклопедический словарь

ЛИТУРГИ́Я -и; ж. [от греч. leiturgia - общее дело, общественная служба] Церк. Главное христианское богослужение, включающее в себя чтение отрывков из Библии, песнопения, молитвы (в православии - обычно обедня, в католичестве - месса). Рождественская л. Служить литургию.

Литурги́ческий, -ая, -ое. Л-ие тексты. Л-ое пение.

* * *

литургия - I

(греч. leiturgía), в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки (например, содержание участников гимнастических состязаний).

II

(греч. leiturgía - общественная служба), главное христианское богослужение, на котором совершается евхаристия. Литургия разделяется на 3 части: проскомидию (греч. «принесение») - символическая подготовка Святых даров для причащения; литургия оглашенных (то есть готовящихся к принятию крещения); литургия верных, на которой совершается таинство причащения (могут присутствовать только христиане). В православной церкви существует 3 чина литургии - Св. Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров. В католицизме и протестантизме литургии соответствует месса.

2) С XVI в. в католической теологической литературе термином «Литургия» обозначается вся совокупность богослужений.

Большой энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЯ - (греч. - "общественная служба"). 1) В православной церкви - Божественная литургия - главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название - обедня). Порядок службы восходит к 4 в. Совершаются 2 евхаристические (см. причащение) литургии - св. Иоанна Златоуста (ежедневно) и св. Василия Великого (с более пространными молитвами; 10 раз в год). Литургия Преждеосвященных Даров св. Григория Двоеслова без Евхаристии совершается в определенные. дни Великого поста. Божественная литургия включает 3 части: проскомидия (греч. - "принесение") - символическая священная подготовка Святых Даров (хлеба - просфор - и красного вина), производится на жертвеннике, как правило, при закрытом алтаре; литургия оглашенных (т. е. готовящихся к принятию Крещения) - произнесение ектений, хоровое пение псалмов, чтение Апостола и Евангелия и т. д.; литургия - верных - освящение Святых Даров (пресуществление их в Тело и Кровь Иисуса Христа), причащение священнослужителей и верующих, произнесение ектений, хоровое исполнение песнопений (главное - евхаристический канон). До 17 в. песнопения были основаны на различных распевах, с кон. 17 в. утвердилось многоголосное партесное пение. Циклы литургических песнопений созданы многими русскими композиторами (в их числе П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). В католицизме и протестантизме Божественной литургии типологически соответствует месса.

2) С 16 в. в католической теологической литературе термином "литургия" обозначается вся совокупность официальных богослужений и церемоний.

-----------------------------------

ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia) - в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки (напр., содержание участников гимнастических состязаний). Чрезвычайной литургией считалась триерархия - снаряжение триеры. Была распространена в эллинистическом Египте, Др. Риме, Византии.

Академический словарь

-и, ж.

Главное христианское церковное богослужение.

[От греч. λειτουργία - служба, отправление какой-л. должности]

Энциклопедия Кольера

ЛИТУРГИЯ - публичное богослужение в христианской церкви. Первоначально слово "литургия" обозначало публичное богослужение, осуществлявшееся на средства богатых горожан какого-либо муниципия в Римской империи, но очень рано оно закрепилось за евхаристией, или Вечерей Господней. Исторически христианские литургии подразделяются на три группы: восточные, или православные; римские, или латинские; и англиканские, или английские. Восточные литургии, центральным моментом которых является собственно литургия, т.е. осуществление таинства евхаристии, в основном оформились уже к 4 в. Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого (в позднейших редакциях) и по сей день используются в церквах Греции, России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии и других стран. Римская литургия, центральной частью которой является месса, представляет собой переработку латинских литургий, заменивших на Западе греческие богослужения. Англиканская литургия Книги общественного богослужения, литургия Англиканской и Епископальной церквей, представляет собой переработку (впервые осуществленную в 1549) Римской литургии, использовавшейся, с незначительными модификациями, в Англии. В эпоху Реформации протестантизм (за исключением Лютеранской и Англиканской церквей) отказался от традиционных форм богослужения ради свободы самовыражения в богопочитании. В 20 в. ряд ведущих протестантских церквей издали богослужебные книги, использующие тексты традиционных литургий, хотя и не обязательные для общин.

ЛИТЕРАТУРА

Мень А.В. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Гуманитарный словарь

ЛИТУРГИ́Я - 1) Обществ. повинность в греч. полисах, сопряж. с денежными издержками, к-рую по очереди брали на себя богатые граждане. В др. Афинах Л., по-видимому, появились при Солоне (нач. 5 в. до н. э.). К несению Л. привлекались все граждане, чье имущество превышало 3 таланта, причем в 4 в. эта форма благотворительности из добровольной стала практически принудит. В число Л. входили триерархия (снаряжение воен. корабля, триеры), хорегия (содержание хора для постановки трагедий), гимнасиархия (содержание гимнасиев) и др. В Др. Риме аналогичные повинности назывались мунера (munera).

2) Со 2 в. н. э. Л. - главное христ. богослужение, на к-ром совершается таинство евхаристии. По церк. преданию, Л. включает ритуальные действия, символизирующие жизнь и смерть Христа, чтение отрывков из Библии, молитвы и песнопения. Согласно христианской традиции Л. была установлена самим Иисусом Христом на тайной вечере. Окончат. вид Л. приобрела в 6 в., когда в Вост. церкви в основном сложились 2 главных типа (чина) Л. - Л. Иоанна Златоуста и Л. Василия Великого, отлич. друг от друга редакцией, а также протяженностью молитв и песнопений (Л. Василия Великого является более протяж. по времени). Л. начинается проскомидией (от греч. - приносить), к-рая происходит в алтаре при закрытых дверях. Строго соблюдая ритуал, священник вырезает части из пяти (у старообрядцев из семи) просфор и наливает вино в чашу. Затем следует Л. оглашенных, т. е. тех, кто готовится к крещению, на к-рой могут присутствовать и эти последние. Центр. место среди молитв и песнопений занимает выход клира из алтаря с Евангелием. Эта часть Л. подводит верующих к совершению таинства причащения. Третья часть - только для верующих - называется Л. верных. Гл. обряды совершаются в алтаре. Читая особую молитву, священник смешивает вино с водой, опускает хлеб в вино, освящает дары, превращающиеся, по убеждению церкви, в тело и кровь Христовы. Причащаются сначала священник и дьякон, а затем миряне. В правосл. церкви Л. может совершаться каждый день, за нек-рыми исключениями (как правило, это Л. Иоанна Златоуста). Л. Василия Великого проводится 10 раз в году: в воскресенья 5 недель Великого поста, в четверг и субботу страстной недели, накануне Рождества и Богоявления, 1 (14) янв. - в день памяти Василия. В среду и пятницу каждой недели Великого поста и в первые три дня страстной недели служат Л. преждеосвящ. даров (на ней используются дары, освящ. накануне), поэтому она не имеет проскомидии, а Л. верных сокращается. Католич. Л. (месса) проводится на лат. яз., протестант. - на родном яз.; по составу и чину они отличаются друг от друга и от правосл. Л.

Литургия

Литургия

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Литургия. Лютеранская церковь.

Литургия. Лютеранская церковь.

ЛИТУРГИЯ (греческое leitourgia - общественная служба),

1) в православной церкви божественная литургия - главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название - обедня). Порядок службы восходит к 4 в. Ныне совершаются 2 евхаристических литургии (смотри Евхаристия) - Святого Иоанна Златоуста (ежедневно) и Святого Василия Великого (с более пространными молитвами; 10 раз в год). Литургия Преждеосвященных даров Святого Григория Двоеслова без евхаристии совершается в определенные дни Великого поста. Божественная литургия включает 3 части: проскомидию (греческое proskomide - принесение) - символическую священную подготовку Святых даров (хлеба - просфор - и красного вина), которая производится на жертвеннике, как правило, при закрытом алтаре; литургию оглашенных (т.е. готовящихся к принятию крещения) - произнесение ектений, хоровое пение псалмов, чтение Апостола и Евангелия и т.д.; литургия верных - освящение Святых даров (пресуществление их в Тело и Кровь Иисуса Христа), причащение священнослужителей и верующих, произнесение ектений, хоровое исполнение песнопений (главный - евхаристический канон). До 17 в. песнопения были основаны на различных распевах, с конца 17 в. утвердилось многоголосное партесное пение. Циклы литургических песнопений созданы многими русскими композиторами (в их числе П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). В католицизме и протестантизме божественной литургии типологически соответствует месса.

2) С 16 в. в католической теологической литературе термином "литургия" обозначается вся совокупность официальных богослужений и церемоний.

Священник, возносящий молитву во время мессы.

Священник, возносящий молитву во время мессы.

Литургия. Католическая церковь.

Литургия. Католическая церковь.

Литургия. Католическая церковь.

Литургия. Католическая церковь.

Словарь церковнославянского языка

 (греч. λεῖτον - общество и ἔργον - дело; λειτουργία - буквально значит общее дело, общественная служба). В христианской церкви литургией называется богослужение, во время которого воспоминается о тайной вечери Иисуса Христа и совершается таинство св. причащения.

Практический толковый словарь

1) основное христианское богослужение (у православных - обедня, у католиков - месса); состоит из определённой последовательности молитв и священных действий, главное из которых - Евхаристия.

2) в античном мире - гос. повинность для состоятельных граждан

Евразийская мудрость от А до Я.

ЛИТУРГИЯ

(греч.-богослужение): - главное христианское богослужение, совершаемое между восходом солнца и полуднем. У православных литургия называется обедней, а у католиков - мессой.

Словарь народов и культуры

Литургия

(в христианстве) (lithurgy), богослужение, в более узком смысле - церк. богослужение, проводимое по опред. порядку. Формы Л. и ее значение в разных христианских церквах различны. Осн. форма Л. в римской католической церкви называется мессой, в восточных православных церквах - божественной Л., а иногда (во всех церквах) Л. называется евхаристией, к-рая, как и крещение, принадлежит к гл. христ. таинствам. По постановлению 2-го Ватиканского собора (1962-65) с 1970 г. рим. католич. месса проводится на местном или общеупотребительном яз. страны. В протестантских церквах Л., как правило, носит не столь торжественный характер, ибо гл. в ней - проповедь и чтение Библии, а евхаристия совершается гораздо реже. В последнее время в большинстве церквей придается все большее значение участию мирян в проведении евхаристии, хотя в католич., православ. и англиканской церквах освящать св. дары и совершать евхаристию может только священник.

Орфографический словарь

литурги́я, -и

Словарь ударений

литурги́я, литурги́ и (церк.)

Формы слов для слова литургия

литурги́я, литурги́и, литурги́й, литурги́ям, литурги́ю, литурги́ей, литурги́ею, литурги́ями, литурги́ях

Синонимы к слову литургия

сущ., кол-во синонимов: 8

ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ, обедня

Морфемно-орфографический словарь

литурги́/я [й/а].

Грамматический словарь

литурги́я ж 7a

Глагольная сочетаемость

служить литургию => действие

совершать Божественную литургию => ритуал

совершить Божественную литургию => действие

Этимологический словарь

литурги́я

"главное богослужение, обедня", цслав., др.-русск. литургиɪа (Остром.), часто литоргиɪа. Из греч. λειτουργία; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 115; др.-русск., цслав. литургисати "совершать богослужение" (литоргисать, Аввакум 131). Из греч. λειτουργῶ, аор. (ε᾽)λειτουρ?ησα; см. Фасмер, там же; Мi.ЕW 171.

Литургия - греческое слово leiturgia буквально переводится как общественная обязанность. В Древней Греции так назывались налоги, которые возлагалась на наиболее зажиточных граждан для оплаты дорогостоящих, но необходимых государственных мероприятий: содержания посольств, организации спортивных соревнований, оснащения триер - боевых греческих кораблей.

С распространением христианства слово литургия приобрело новое значение: богослужение, на котором совершается таинство причастия; у православных это - обедня, у католиков - месса. В литургии принимают участие все верующие, независимо от того, богатые они или бедные.

Словарь иностранных слов

ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia, от leitos - общественный, и ergon - дело, труд). Богослужение в православной церкви, в котором совершается таинство св. евхаристии; обедня, служба в воспоминание всей земной жизни Иисуса Христа.

Сканворды для слова литургия

- Религиозные песнопения из Библии.

- Скажите по-гречески «служение для народа».

- Главное христианское богослужение.

- Богослужение.

- В античных полисах этим словом называли повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки.

Полезные сервисы

литургия (богослужение)

Энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЯ (богослужение) - ЛИТУРГИ́Я (греч. «leiturgia», от «leos» - «народ» и «ergon» - «дело, служение»; «служение народа», «служение от лица народа» или «служение для народа»):

1) Синоним слова «богослужение», как в значении отдельного законченного обрядового действия, так и в значении всей совокупности культовых действий. В этих смыслах термин «литургия» особенно часто используется западными христианами; тем не менее, производные от него широко вошли и в восточнохристианскую лексику (например, «литургика» - наука о богослужении, «литургический» - обрядовый, культовый, богослужебный). В последнее время католики и протестанты все чаще используют слово «литургия» в составе обозначения конкретного богослужения или даже раздела службы, носящего более или менее завершенный и обособленный характер (так, в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) Католической Церкви Литургия Слова и Евхаристическая Литургия - две основные части Мессы (см. МЕССА); в богослужении Пасхальной ночи к ним добавляется Литургия Света, когда благословляется огонь и пасхальная свеча, и Литургия Крещения; и т.п.).

2) Евхаристическое богослужение. Обычно под Божественной Литургией (особенно в православной традиции) понимается полное евхаристическое богослужение (см. Евхаристия (см. ЕВХАРИСТИЯ)), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, а также Причащение.

Божественная Литургия состоит из двух основных разделов: Литургии Оглашенных и Литургии Верных (в западной терминологии, соответственно, Литургия Слова и Евхаристическая Литургия). Смысл обоих сводится к встрече верующих с Богом: в первом она осуществляется в слушании Его Откровения, во втором - в приобщении живому Христу посредством вкушения Его Тела и Крови.

Центральная часть Литургии, состоящая из названных разделов, обрамляется также начальными и завершающими обрядами и может содержать богослужебные вкрапления, не имеющие прямого отношения к основным разделам. Оба раздела Божественной Литургии имеют ветхозаветные корни: для Литургии Оглашенных это общинный синагогальный чин чтения и толкования Слова Божия, для Литургии Верных - семейные иудейские ритуалы субботней и пасхальной трапез (последняя имеет особое значение, поскольку именно на ней Христос установил таинство (см. ТАИНСТВА) Евхаристии).

Литургия оглашенных обязана своим названием древнецерковной практике катехумената, или оглашения (подготовки к Крещению (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник))), когда первая часть Литургии играла важную роль в обучении готовящихся к Крещению (оглашенных) основам веры. В те времена она состояла из нескольких чтений Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ), главным среди которых было чтение Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ), а также проповеди, толковавшей прочитанное; кроме того в нее входили различные молитвенные прошения и, в завершение, молитвы об оглашенных и их отпуст, т. к. во второй части Литургии могли участвовать только крещеные (т. н. «верные» - отсюда название). Основными частями Литургии верных являлись Проскомидия (см. ПРОСКОМИДИЯ), во время которой дары (хлеб и вино) подготавливались для предстоящего освящения, Анафора (см. АНАФОРА (в богослужении)) - молитва, во время которой происходит само освящение даров, и обряд Причащения (см. ПРИЧАЩЕНИЕ), когда священник и все участвовавшие в Литургии верующие приобщались Тела и Крови Господа.

Большинство названных богослужебных элементов сохранились в Божественной Литургии до настоящего времени, хотя многие из них сильно трансформировались в средние века. Так, в большинстве восточных обрядов проскомидия разделилась на две части и основная из них стала совершаться в самом начале, до Литургии Оглашенных, без непосредственного участия верующих; во всех литургических обрядах значительная доля священнических молитв (в т. ч., большая часть Анафоры) стала произноситься священником тайно; и многое другое.

В различных поместных Церквах с течением веков возникали разные по тексту, структуре и внешнему оформлению Литургии, многие из которых закреплялись в виде богослужебных последований, приобретая собственное наименование. Имя, которое носит та или иная Литургия, чаще всего означает не авторство (за исключением редких случаев), а авторитет, с которым связывает ее традиция. Со временем, однако, как на Востоке, так и на Западе наметился процесс унификации литургического обряда и собственно Литургии. В Православной Церкви фактически были сохранены лишь две Литургии - Литургия Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО) и Литургия Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА); в Католической Церкви закрепилась Римская Месса (см. МЕССА).

Полезные сервисы

литургия (в античности)

Энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЯ (в античности) - ЛИТУРГИ́Я (греч. leiturgia), в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки (см. МЕТЕКИ) (напр., содержание участников гимнастических состязаний). Чрезвычайной литургией считалась триерархия - снаряжение триеры. Была распространена в эллинистическом Египте, Др. Риме, Византии.

Полезные сервисы

литургия василия великого

Энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО - ЛИТУРГИ́Я ВАСИ́ЛИЯ ВЕЛИ́КОГО, одна из двух основных Божественных Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (наряду с Литургией Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА)), совершаемых в Православной Церкви и Восточных Католических Церквах, использующих византийский обряд (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД). Носит имя святого Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий) (ок. 330-379), хотя, по-видимому, ему принадлежит не весь текст литургии.

Особенности Литургии Василия Великого

Порядок основных разделов тождественен Литургии Иоанна Златоуста; отличие составляют некоторые священнические молитвы (начиная с завершающей молитвы Литургии оглашенных и далее, большая часть которых произносится тайно), в том числе содержит собственную Анафору (см. АНАФОРА (в богослужении)). Текст Анафоры, по-видимому, действительно написан Василием Великим. Это так называемая Византийская редакция Анафоры Василия (помимо нее имеется, в частности, более краткая Александрийская, написанная, возможно, им самим первоначально, а потом переработанная в Византийскую, которая в наши дни используется с небольшими изменениями в Римской Мессе (см. МЕССА) под названием «IV Евхаристическая молитва»). Эта Анафора продолжает традиции Евхаристических молитв восточно-сирийского (или эллинистического антиохийского) типа и отличается высочайшими поэтическими и богословскими достоинствами. Ввиду того, что к эпохе зрелого средневековья сложилась практика тайных священнических молитв, бо́льшая часть текста любой Анафоры стала прочитываться предстоятелем тайно, и лишь некоторые его фрагменты сохранили звучание во всеуслышание в виде священнических возгласов и песнопений (именно во время этих песнопений прочитываются тайные молитвы). Такая же участь постигла и Литургию Василия Великого (именно из-за объема ее Анафоры объясняется бо́льшая, чем в Литургии Иоанна Златоуста, продолжительность песнопений, звучащих в это время). В последнее время, однако, многие архиереи и священники стремятся произносить ее во всеуслышание и не нарушать ее единства.

С течением веков в текст Анафоры Литургии Василия Великого вторгались некоторые интерполяции, часть которых запечатлелась в Служебниках (см. СЛУЖЕБНИК) Русской Православной Церкви и ряда других Церквей, испытавших ее влияние. Это, прежде всего, перенесение последних слов эпиклесиса Литургии Иоанна Златоуста, а также введение в эпиклесис тропаря Третьего Часа (см. ЧАС ЧТЕНИЙ).

В течение многих веков Литургия Василия Великого занимала первенствующее место в Константинопольской Церкви и совершалась чаще, чем Литургия Иоанна Златоуста (почти каждое воскресенье). Со временем, однако, ее стали служить реже, пока, наконец, в уставном порядке не был закреплен обычай совершать ее только 10 раз в году: в четверг и субботу Страстной недели (см. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ), в первые пять воскресений Великого поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ), в рождественский и крещенский сочельник (см. СОЧЕЛЬНИК) (либо в сам день праздника, если его канун приходится на воскресенье) и в день памяти святого Василия Великого (1/14 января).

Предначинание

Анафора Литургии Василия Великого открывается пространной Префацией (Предначинанием), началом которой становится торжественное провозглашение имени Божия - «Сущий» (в церковнославянском переводе: «Сый»; греческий оригинал - «ho wn», что соответствует древнееврейскому YHWH- имени Божию, открытому Моисею (см. МОИСЕЙ (пророк)) из пламени горящего куста): «Сый Владыко, Господи, Боже Отче Вседержителю покланяемый! Достойно, яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея, Тебе хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарити, Тебе славити Единаго воистинну сущаго Бога...». Дальнейшим развитием Префации, которая, как и вся Анафора, обращена к Лицу Бога Отца, является раскрытие догмата (см. ДОГМАТ) о Пресвятой Троице (см. ТРОИЦА (догмат христианства)). Воспевается откровение Божие в смысле открытия Богом Самого Себя людям ради их спасения: «... Ты еси даровавый нам познание Своея истины». Но и само Божественное домостроительство - дело спасения мира через Сына - раскрывается как откровение Отца: «... Отче Господа нашего Иисуса Христа, великаго Бога и Спасителя, упования нашего, Иже есть образ Твоея благости: печать равнообразная, в Себя показуя Тя Отца...». Домостроительство Отца через Сына, Его откровение в Сыне довершается явлением третьей Ипостаси Троицы: «Имже (Христом) Дух Святый явися...». Действием Святого Духа совершается на земле служение людей Богу («... от Негоже вся тварь словесная же и умная укрепляема Тебе служит...»), соединяясь с ангельскими силами в славословии «Свят, Свят, Свят...».

Повествование об установлении Евхаристии

Далее обычное для любой Анафоры повествование об установлении Евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ) предваряется подробным изложением истории творения, грехопадения и спасения Богом падшего мира. Эта часть, как и предшествующая, почти целиком составлена из цитат, взятых из различных книг Ветхого и Нового Заветов. Здесь снова настойчиво подчеркивается откровение Отца через Сына: «... егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам Самем Сыном Твоим, Имже и веки сотворил еси, Иже есть сияние славы Твоея и начертание Ипостаси Твоея, нося же вся глаголом силы Своея, не хищение непщева еже быти равен Тебе Богу и Отцу: но Бог Сый превечный, на земли явися и с человеки споживе...»; «... и пожив в мире сем, дав повеления спасительная, оставив нас прелести идольския, приведе в познание Тебе истиннаго Бога и Отца...». Тема домостроительства Отца через Сына постепенно подходит непосредственно к рассказу об установлении Евхаристии, но именно с указанием на непосредственную связь Тайной Вечери (см. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ) с голгофской жертвой: Христос «даде Себе измену (т. е. взамен) смерти, в ней же держими бехом, продани под грехом; и сошед крестом во ад, да исполнит Собою вся (т. е. чтобы наполнить все Собою), разреши болезни смертные (т. е. родовые муки смерти: образ, заимствованный из послания апостола Павла к Римлянам); и воскрес в третий день, и путь сотвори всякой плоти, еже из мертвых воскресением...»; «... остави же нам воспоминания спасительнаго Своего страдания сия, яже предложихом по Его заповедем: хотя бо изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в нощь в нюже предаяше Себе за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя руки...» - и следует описание установления Евхаристии, содержащее Установительные слова Христа над хлебом и над чашей; к последним добавляется: «Сие творите в Мое воспоминание», - расширяемое словами из 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам (11:25-26), произносимыми здесь от лица Самого Иисуса: «Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете».

Анамнесис

Далее следует обычный для всякой Анафоры анамнесис (констатация того, что евхаристическое приношение совершается в воспоминание спасительных страданий Христа, Его смерти и воскресения, а также в ожидании второго Его пришествия), который переходит в свидетельство о приносимой здесь с хвалою, благодарением и молением бескровной жертве: «Твоя от твоих....»; «Тебе поем...» (как в Литургии Иоанна Златоуста).

Эпиклесис

За анамнесисом следует эпиклесис (молитвенное призывание Святого Духа, силою Которого должно совершиться преложение даров), введением к которому служат примечательные слова: «Сего ради (...) и мы грешнии (...), дерзающе приступати святому Твоему жертвеннику и предложше вместообразная Святаго Тела и Крове Христа...». Предлагаемое «вместообразное» (греч. «antitypa») - это, во-первых, хлеб и вино, а во-вторых - вся история спасения во Христе, которая здесь, в земной Литургии, предлагается в приношение Отцу. Святому Духу надлежит снизойти на предлежащие дары, «благословити я, и освятити, и показати: хлеб убо сей - самое честно́е Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; чашу же сию - самую честну́ю Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излиянную за живот мира». Эпиклесис дополняется особым молением о достойном Причащении и соединении всех причащающихся «во единаго Духа Святаго причастие», чтобы они были сопричислены к праведникам.

Ходатайственные молитвы

Перечислением чинов святых и поминовением усопших осуществляется переход к ходатайственным молитвам о всей Церкви, «юже от конец даже до конец вселенныя»; о храме, в котором совершается нынешняя Литургия; о принесших дары на Проскомидию (см. ПРОСКОМИДИЯ) (для древней Церкви это означало всех участников Литургии) и тех, кто на ней поминался; об оказывающих помощь церквам; о монашествующих; о мирских властях («Даруй им глубокий и неотъемлемый мир; возглаголи в сердцах их благая о Церкви Твоей...» - власти могли быть и нехристианскими, и еретическими). Особенно подробным является перечисление различных категорий людей, нуждающихся в помощи Божией, включая тех, кого забыли помянуть. Только после этого следует молитвенное прошение об иерархии (см. ИЕРАРХИЯ), прошение священника о себе самом и обо всем духовенстве (см. ДУХОВЕНСТВО). Ходатайственные молитвы дополняются прошениями о благоприятной погоде, об умирении всевозможных раздоров, включая церковные. Завершающее прошение: «Всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый, Твой мир и Твою любовь даруй нам...».

Окончание Анафоры

После этого звучит заключительное славословие всей Анафоры, представляющее собой моление о единстве, в котором верующие будут восхвалять имя в Троице единого Бога: «И даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Текст Литургии Василия Великого содержится в Служебнике (см. СЛУЖЕБНИК).

Полезные сервисы

литургия иоанна златоуста

Энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА - ЛИТУРГИ́Я ИОА́ННА ЗЛАТОУ́СТА, одна из двух основных Божественных Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение))(наряду с Литургией Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО)), совершаемых в Православной Церкви и Восточных Католических Церквах, использующих византийский обряд (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД). Традиционно носит имя святого Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), архиепископа Константинопольского (ок. 347-407), однако в рукописях эта атрибуция (см. АТРИБУЦИЯ) появляется только с 8 в.; до этого она, по-видимому, именовалась «Литургией Двенадцати Апостолов». Тем не менее вполне вероятно, что Иоанн Златоуст был причастен к развитию ее текста.

Особенности литургии Иоанна Златоуста

В основной своей структуре сходна с Литургией Василия Великого, от которой отличается лишь священническими молитвами (которые со временем стали читаться тайно), начиная с завершающей молитвы Литургии оглашенных, в том числе Анафорой (см. АНАФОРА (в богослужении)). Эта структура восходит к древней антиохийской богослужебной практике, получившей с конца 4 в. дальнейшее развитие в Константинополе. К 8 в. приобретает вид, в основном сходный с современным. В числе наиболее существенных отличий нынешнего состояния Литургии Иоанна Златоуста (равно как и Литургии Василия Великого) от первоначального - разъединение Проскомидии (см. ПРОСКОМИДИЯ), первоначально находившейся в самом начале Литургии, и перенесение ее первой части в самое начало, перед Литургией оглашенных (несколько ближе к первоначальному оказывается архиерейский чин Божественной Литургии, когда первая часть Проскомидии довершается епископом во время «Херувимской песни»). Другим отличием является тайное чтение священником ряда важнейших молитв, лишающее молящихся полноты текста и видения его логической перспективы; в реальности это обернулось тем, что текст распадается на несколько частей, бо́льшая из которых прочитывается тайно, а меньшая (в том числе завершение) произносится в виде священнических возгласов (вопрос о возвращении тайным молитвам их первоначального звучания во всеуслышание поднимался в последнее время многими православными литургистами и пастырями, в том числе при подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917).

Структура литургии

Формально Литургия Иоанна Златоуста в ее нынешнем виде делится на Проскомидию, предваряемую Входными молитвами, Литургию Оглашенных и Литургию Верных. Последовательность ее разделов такова:

1. Входные молитвы (молитвы служащих клириков перед входом в алтарь, завершающиеся их облачением).

2. Проскомидия: в действительности 1-я часть Проскомидии, когда на жертвеннике совершается приготовление хлеба и вина, а также поминовение живых и усопших.

3. Начало Литургии Оглашенных: Великая ектения (см. ЕКТЕНИЯ)и поющиеся Изобразительные (см. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ)(в русской традиции) или три антифона (см. АНТИФОН)(в других Православных Церквах; в Русской в некоторые дни) с добавлением малых ектений. Введение Изобразительных (Псалмы 102 и 145 и «Блаженны») произошло сравнительно поздно и пришло из палестинской монашеской традиции, является заимствованием из чина Изобразительных. Три антифона (стихи из псалмов 91, 92 и 94 или из других в великие праздники, перемежающиеся пением молитвенных прошений) восходят к практике, сохранявшейся в Византии по меньшей мере до 10 в., предварять Литургию литией (см. ЛИТИЯ)вне храма (как правило, в другом храме) с последующим шествием в храм. Напоминают об этом, помимо антифонов, Малый вход (см. ВХОД (в богослужении))(в наши дни с торжественным внесением Евангелия в Царские врата (см. ЦАРСКИЕ ВРАТА): восходит к древнему обычаю хранить Евангелие в так называемом пастофории вне алтаря) и пение Трисвятого.

4. Чтение предписанных на данный день зачал (см. ЗАЧАЛА)(фрагментов) Священного Писания: Апостола (см. АПОСТОЛ)(предваряемого прокимном (см. ПРОКИМЕН), составленным из двух стихов из псалмов) и Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ)(предваряемого Аллилуарием (см. АЛЛИЛУАРИЙ)- пением Аллилуия (см. АЛЛИЛУЙЯ), также перемежающегося двумя стихами из псалмов). До 8 в. перед Апостолом читался «Пророк» - зачало из Ветхого Завета. После чтений обычно следовала проповедь, являвшаяся в древности важнейшей составляющей частью Литургии Оглашенных, прежде всего для обучения истинам веры, но также и для назидания верных. Проповедь толковала Евангельское чтение. Иногда после каждого чтения могла произноситься отдельная проповедь. В средние века проповедь на Литургии стала рассматриваться как нечто необязательное и на практике вовсе исчезать из нее. В настоящее время в Православной Церкви проповедь на Литургии не вменяется в обязанность священникам, хотя рекомендуется в воскресные и праздничные дни. Ее место в структуре Литургии не регламентировано строго: по обычаю она произносится либо после Евангелия, либо перед Причащением мирян, либо перед отпустом (см. ОТПУСТ) (или даже после него).

5. Диаконские ектении: «мирная» («сугубая») ектения, выражающая различные прошения о разных людях и о различных нуждах, к которой может присоединяться «просительная» ектения об упокоении усопших; наконец, ектения об оглашенных, завершаемая отпустом оглашенных. Этот раздел восходит к древней практике так называемой «Молитвы верных» - общих молитв о мире и благосостоянии во всем мире и в Церкви, а также об оглашенных, кающихся (временно отлученных от причастия за грехи) и иных, кто по каким-то причинам не может участвовать в Литургии Верных, присутствие на которой без причащения в древней Церкви было немыслимо.

6. Формально - начало Литургии Верных; фактически - 2-я часть Проскомидии. Начинается с двух коротких ектений со священническими молитвами о достойном совершении предстоящей Евхаристической Жертвы, дополняется тайной молитвой священника о себе самом (приписываемой традиционно святому Василию Великому (см. ВАСИЛИЙ Великий)).

7. «Херувимская песнь», в которой молитвенное собрание сравнивает себя с ангельским воинством, принимающим Христа, Царя всего сущего, и прославляющим Его подобно тому, как воины прославляют царя, поднимая его на щитах выше копий. Во время «Херувимской песни» совершается Великий вход, когда приготовленные в начале Проскомидии хлеб и вино переносятся с жертвенника на престол. Далее следует ектения о предложенных дарах со священнической молитвой о том, чтобы предстоящая Евхаристическая жертва была благоприятна Богу; этим фактически завершается проскомидийная часть Литургии.

8. Целование мира: древний обычай приветствовать друг друга миром перед участием в Святом Таинстве. В средние века свелся к призыву «Возлюбим друг друга» и обмену лобзанием мира между сослужащими клириками в алтаре со словами «Христос посреди нас. - И есть, и будет». В последние годы, однако, обычай общего приветствия друг друга миром и любовью возрождается во многих православных общинах.

9. Исповедание веры: торжественное пение Никео-Константинопольского Символа веры (см. СИМВОЛ ВЕРЫ).

10. Анафора (см. АНАФОРА (в богослужении)). Представляет собой Анафору восточно-сирийского (или эллинистического антиохийского) типа, основной текст которой написан, по-видимому, до Иоанна Златоуста, но, вероятно, им был привнесен в обиход Константинопольской Церкви; им же в Анафору могли быть включены некоторые элементы (впрочем, эти элементы, обнаруживающие сходство с некоторыми местами творений Златоуста по тематике и стилю, могли быть добавлены и позже, с целью связать Анафору с его авторитетом). Возможно, именно эта Анафора долгое время была известна под названием «Анафора Двенадцати Апостолов» (известна сирийская «Анафора Двенадцати Апостолов», весьма близкая ей по содержанию). Анафора Литургии Иоанна Златоуста представляет собой молитву благодарения, обращенную к Отцу, но посвященную Сыну и Им осуществленному домостроительству спасения. Основная ее тема - «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16).

Обращенная к Лицу Бога Отца, Анафора начинается с Префации, в которой Бог толкуется путем апофатического богословия (см. АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ): «неизречен, недоведомь, невидимь, непостижимь», - но в то же время и «присно Сый» (т. е. «всегда Сущий»; последнее в греческом оригинале - «on», что соответствует древнееврейскому YHWH - имени Божию, открытому Моисею (см. МОИСЕЙ (пророк))из пламени горящего куста). Бог прославляется здесь как единый во Святой Троице (см. ТРОИЦА (догмат христианства)): «Такожде Сый, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый». Главный мотив благодарения - сотворение нас и дарованное нам спасение: «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее»; т. е. Царство Божие понимается как данное нам уже здесь и сейчас. Префация завершается благодарением за это земное служение, которое Бог благоволил принять, хотя ангельские силы совершают пред лицом Его небесную Литургию, взывая «Свят, Свят, Свят» (этим славословием, обычным для состава большинства известных Анафор, завершается Префация).

Далее переход к повествованию об установлении Евхаристии осуществляется через конкретизацию спасения мира Отцом во Христе: «... Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный...». Пришествие Христа в мир и Его земная жизнь становятся высшим проявлением Божественного домостроительства («смотрения»): «Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив,...»; именно это служит отправной точкой для рассказа о Тайной Вечере (см. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ): «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки...». Следуют Установительные слова Христа над хлебом и чашей.

После них следует анамнесис (констатация того, что евхаристическое приношение совершается в воспоминание спасительных страданий Христа, Его смерти и воскресения, а также в ожидании второго Его пришествия), который переходит в свидетельство о приносимой здесь бескровной жертве: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся...» (то есть мы, Божий народ, приносим дарованные Богом хлеб и вино как образ всей истории спасения мира во Христе; приносим Богу «всегда и повсюду»: «kata panta kai dia panta», калькированное на церковнославянский как «о всех и за вся», придающее в таком прочтении дополнительный смысл, хотя и правильный, но не первичный), которое сразу же продолжается выражением хвалы, благодарения и моления: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

За анамнесисом следует эпиклесис (призывание благодатного действия Божия), представляющий собой усердную молитву о ниспослании Святого Духа на людей (Тело Христово церковное) и на дары (Тело Христово евхаристическое), являющемся прямым действием Бога Отца: «И сотвори убо хлеб сей честно́е Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в чаши сей - честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь».

Следующая часть Анафоры представляет собой ходатайственные молитвы, продолжающие «приношение» («Еще приносим о иже в вере почивших...»): об усопших праведниках (перечисляются чины святых (см. СВЯТЫЕ)), особенно о Богородице (см. БОГОРОДИЦА), о святом Иоанне Предтече, об апостолах (см. АПОСТОЛЫ) (вторично), о святом, память которого совершается в этот день, всех святых; затем вновь поминаются прежде усопшие, а также живые; продолжается «приношение» о вселенной (имелась в виду Римская империя), о священноначалии, клире, мирянах, мирских властях, о городе, стране и ее жителях и, наконец, обо всех нуждающихся в милости Божией.

Анафора завершается заключительным славословием, представляющим собой моление о единстве, в котором верующие будут восхвалять имя в Троице единого Бога: «И даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

С течением веков в текст Анафоры Литургии Иоанна Златоуста вторгались некоторые интерполяции, наиболее обширная из которых запечатлелась начиная с 16 в. в Служебниках (см. СЛУЖЕБНИК) Русской Православной Церкви и ряда других Церквей, испытавших ее влияние, - это вставленный в середину эпиклесиса текст тропаря Третьего Часа (см. ЧАС ЧТЕНИЙ), повторяемого троекратно.

11. Обряд Причащения (см. ПРИЧАЩЕНИЕ), переходом к которому служит ектения с прошением, чтобы Бог, приняв эту жертву в свой небесный духовный жертвенник, ниспослал верующим небесную благодать и дар Святого Духа. Ектения соединена с молитвой, готовящей служащих и мирян к достойному Причащению, и завершается Молитвой Господней («Отче наш»). После нее священник совершает возношение освященного Хлеба над престолом «Святая святым» (то есть Святое может быть преподано только святым), на что следует ответ молящихся: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца». Священник повторяет жест Христа на Тайной Вечере, совершая преломление Хлеба.

Прежде чем приготовить Святые Дары для Причащения клириков и мирян, совершается так называемое «соединение», когда одна из частиц освященного Хлеба влагается в Чашу. Этот момент, присутствующий во многих Литургиях Востока и Запада, восходит, по-видимому, к обычаю, существовавшему в древности во многих Поместных Церквах, не освящать на Литургии более одной чаши, что обусловило практику преложения вина в других чашах, необходимых для Причащения верующих, посредством погружения в них уже освященных частиц Святых Даров. Помимо этого, за обрядом соединения стоит, вероятно, сирийский обычай соединять евхаристические Тело и Кровь Христа, дабы подчеркнуть присутствие в Святых Дарах воскресшего Христа в воссоединенном единстве Его Тела и Крови.

Священник раздробляет освященный Хлеб, после чего в алтаре причащаются клирики при пении причастного стиха. Затем частицы Тела Христова влагаются в Чашу, и священник вне алтаря причащает мирян.

12. Благодарение о совершившейся Литургии и Причащении: два песнопения и ектения (относящаяся к ней священническая молитва в настоящее время отделена от завершающего ее возласа, будучи отнесена в поздних Служебниках ко времени непосредственно после Причащения священника).

13. Заамвонная молитва (испрашивающая Господне благословение и мир народу Божию и всему миру), благословение народа священником и отпуст.

14. В русской традиции к благословению священника может быть добавлен псалом 33, что является заимствованием из чина Изобразительных.

Первоначально Литургия Иоанна Златоуста служилась в Византии сравнительно редко. Со временем она стала в Православной Церкви основной (возможно, в силу большей, чем Литургия Василия Великого, краткости). По уставу служится во все дни года, кроме Великого поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ), когда она совершается только по субботам первых шести недель, в Благовещение (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ)и Вербное Воскресенье (см. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ), а также в те дни, примыкающие к Рождеству Христову (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО)и Крещению (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)), когда совершается Литургия Василия Великого или не положено Литургии вовсе.

Текст Литургии Иоанна Златоуста имеется в любом издании православного Служебника (см. СЛУЖЕБНИК). Существуют также отдельные издания. Критическое издание греческого текста по ранним рукописям см. в книге: Arranz M. L"Eucologio Constantinopolitano agli inizi del secolo XI. Roma, 1996.

Полезные сервисы

литургия преждеосвященных даров

Энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ - ЛИТУРГИ́Я ПРЕЖДЕОСВЯЩЕ́ННЫХ ДАРО́В (греч. leiturgia ton proegiasmenon), евхаристическое богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве), во время которого не освящаются хлеб и вино, а Причащение (см. ПРИЧАЩЕНИЕ) совершается Святыми Дарами (см. СВЯТЫЕ ДАРЫ), освященными в один из предшествующих дней на полной Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)). Традиционно именуется «Литургией святого Григория Двоеслова», т. е. Григория I Великого (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ), хотя в действительности едва ли с ним связана.

Литургии Преждеосвященных Даров в византийском обряде

В византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) возникает в раннее средневековье в монастырях, где существовал обычай причащаться в будни Великого поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ), когда невозможно совершение полного евхаристического богослужения (рассматриваемого всегда как празднование, а потому в такие дни неуместного). Практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров получает на Востоке официальное одобрение Церкви к концу 7 в., когда закрепляется 52-м правилом Трулльского собора. Позже совершается в среду и пятницу в период Великого поста (и еще некоторые дни), а также с понедельника по среду Страстной недели (см. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ). Одно из самых ранних толкований Литургии Преждеосвященных Даров принадлежит святому Феодору Студиту (см. ФЕОДОР СТУДИТ).

Структурно византийская Литургия Преждеосвященных Даров представляет собой соединение Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ) с некоторыми элементами Божественной Литургии, в числе которых Изобразительные (см. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ) вначале, ектении (см. ЕКТЕНИЯ) (ектения об оглашенных дополняется ектенией о готовящихся к крещению «елицы к просвещению» в конце данного Великого поста), обряд причащения. Большая часть тайных молитв собственные. Дары для Литургии Преждеосвященных Даров освящаются в предшествующее воскресенье; освященный Хлеб, сохраняемый для причащения в будни, «напояется» (пропитывается) освященным Вином.

Литургии Преждеосвященных Даров в римском обряде

В латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) аналогичное богослужение (Missa Praesanctificatorum) служится только в Страстную пятницу, когда не положено совершать полное евхаристическое богослужение (по той же причине, что и на Востоке во все будни Великого поста). Используются частицы Тела Христова, освященного на Мессе накануне. После Мессы Великого четверга главный алтарь храма разоблачается, дарохранительница опустошается, а Святые Дары переносятся из нее в кивории в придел (см. ПРИДЕЛ), часовню (см. ЧАСОВНЯ) или крипту, где им совершается поклонение: этот перенос символизирует взятие Христа под стражу и пребывание Его в темнице. Литургии Преждеосвященных Даров в Страстную пятницу предшествует Литургия Слова и Поклонение Кресту, после чего Дары вновь переносятся на главный алтарь и совершается обряд причащения, в основном сходный с соответствующим обрядом полной Мессы. Этот обычай, возникший в Галлии в ранее средневековье, был воспринят Римской Церковью к 9 в., откуда распространился по всему Западу и сохранялся на протяжении всех последующих веков. Однако на этом богослужении причащался только предстоятель. В последние десятилетия в Католической Церкви восстановлено причащение в Страстную пятницу также и мирян.

Последование византийского чина имеется в любом издании православного Служебника (см. СЛУЖЕБНИК). Критическое издание греческого текста по ранним рукописям: Arranz M. L"Eucologio Constantinopolitano agli inizi del secolo XI. Roma, 1996. Латинский текст содержится в Римском Миссале (см. МИССАЛ) в формуляре Страстной пятницы.

Полезные сервисы

литургия часов

Энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ - ЛИТУРГИ́Я ЧАСО́В, или Божественное Служение (лат. Liturgia Horarum, seu Officium Divinum), в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) Католической Церкви книга, по которой с 1971 совершаются богослужения суточного круга. Возникла в результате реформы Бревиария (см. БРЕВИАРИЙ) после 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ). Основу Литургии Часов составляет Четырехнедельная Псалтирь (см. ПСАЛТИРЬ) (Psalterium per quattuor hebdomadas distributum), в которую включены почти все псалмы (при сокращении текста некоторых из них) и ряд гимнографических фрагментов Ветхого и Нового Заветов, распределенные по дням недели 4-недельного цикла и литургическим часам. Полный текст издается обычно в 3 или 4 томах. Существуют сокращенные версии для индивидуального или общинного совершения литургических часов мирянами.

Полезные сервисы

литурия

Синонимы к слову литурия

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

ЛИТУРИЯ (греч., от lithos - камень, и uron - моча). Выхождение мочевого песка вместе с мочою.

Полезные сервисы