МАТЬ-СЫРА́ ЗЕМЛЯ́ - традиц. фольклор. образ, встречается в текстах разной жанр. принадлежности. Его употр. в разл. контекстах сохраняет следы древнейших мифол. связей и представлений о земле как жен. производящем начале (согласно нек-рым толкованиям эпитет "сырой" несет значение сексуального плана; земля "сырая", т. к. оплодотворена дождем и потому способна стать матерью). В заговорах М.-С. З. выступает как прародительница всего сущего, кормилица, источник богатства (в дух. стихе о "Голубиной книге": "Телеса наши от сырой земли"), средоточие красоты ("Сукрасило тебе красно солнце, светлый месяц, ясные звезды и вечерние зори"). К М.-С. З. обращались с просьбами о защите от болезней, от неправедных судей и начальников, за помощью при собирании целебных трав. У нее просили прощения - "В чем я согрешил". В нар. песне герой перед казнью обращается к М.-С. З. Представления о М.-С. З. как живом существе закрепилось в выражениях: "земля родит", "пьет дождевую воду", "дрожит при землетрясениях", "засыпает зимой", "пробуждается по весне". С М.-С. З. связана вера в ее магич. очистительные способности. В заговорах просили М.-С. З. успокоить волнения в природе, сдержать метели и ветры, унять "всяку гадину нечистую", "поглотить нечистые силы в бездны кипучие". Этот последний мотив трансформировался в былинах: отчего М.-С. З. не расступится, чтобы поглотить татарские полчища? В нар. правовой практике долгое время сохранялась клятва землей: клявшийся заявлял, что если он солгал, то "пусть сама М.-С. З. прикроет его". Мифология М.-С. З. предполагала соотнесение ее с жен. персонажами (ср. сырость, влажность как признак Мокоши и др.) - что в период двоеверия преобразовалось в отождествление с Богородицей. Наиболее известное лит. отражение этого мотива - проповедь "Хромоножки" в "Бесах" Ф. М. Достоевского, проанализированная в знаменитой статье Вяч. И. Иванова "Основной миф в романе "Бесы"" (сб. "Борозды и межи". М., 1916), ср. отражение ее в стихах О. Э. Мандельштама ("Есть женщины сырой земле родные").