буква
Семнадцатая буква русского алфавита.
П (произн. п, пе или пэ). см. пэ.
П, согласная буква пе, покой, по ряду шестнадцатая в церковной азбуке 17-я). В церковном счислении означает 80, восемьдесят; восемьдесят тысяч. Это любимая согласная русских, особенно в начале слова (как в средине о), и занимает собою (предлогами) четверть всего словаря.
П [пэ], неизм.
1. ж. и ср. Семнадцатая буква русского алфавита, обозначающая согласный звук [п]. Прописная П. Строчное п. // Употр. в составе условного сокращения: и тому подобное. Торговали нитками, тесёмками, платками и т. п.
2. м. Согласный звук [п], обозначаемый этой буквой. Шумный, глухой п.
* * *
П - П, семнадцатая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве («покой»), имевшей кроме звукового также цифровое значение 80. «Покоем» (устар.) - в виде буквы П (напр., поставить столы покоем).
* * *
П, п - семнадцатая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве
П - семнадцатая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве I ("покой"), имевшей кроме звукового также цифровое значение 80. "Покоем" (устар.) - в виде буквы П (напр., поставить столы покоем).
см. пэ.
Авторы по алфавиту - П
Паганини Никколо (Paganini) * Паркер Теодор (Parker) * Паркинсон (Parkinson) * Паскаль Блез (Pascal) * Пастер Луи (Pasteur) * Паустовский К.Г. * Пейн Томас (Paine) * Перес Антонио (Perez) * Периандр (Periandros) * Перикл (Perikles) * Петан Жарко * Петефи Шандор (Petofi) * Пети-Сан * Петр I Великий * Евгений Петров. * Петрарка Франческо (Petrarca) * Петроний (Petronius) * Пибоди Джордж (Peabody) * Пиль (Peel) * Пиранделло Луиджи (Pirandello) * Писарев Д.И. * Питтак * Питу * Пифагор (Pythagoras) * Плавт (Plautus) * Платен Август * Платон (Platon) * Плиний Старший (Plinius Maior) * Плутарх (Plutarchos) * Поп Александр (Роре) * Пришвин Михаил Михайлович * Прокноу Герберт * Прудон Пьер (Proudhon) * Пруст Марсель (Proust) * Козьма Прутков * Пуанкаре Жюль (Poincare) * Публий Сир * Пушкин Александр Сергеевич. * Пьермон * Марио Пьюзо. Puzo
семнадцатая буква др.-русск. алфавита, называвшаяся "покой", числовое знач. = 80; см. Срезн. II, 853.
ПА, нескл., ср. (франц. pas, букв. шаг). Отдельная фигура танца - движение с определенной постановкой ног. Па вальса. Вальс в три па.
ПА, предл. слитный, образовавшийся из по; выражает: под, недо, последствие или униженье, низшую степень, и всегда берет на себя ударенье, напр. пабедить, паводок, пагуба; пащенок, пачеси, падчерица, пасынок. Вообще, предлог этот б.ч. любят на сев., архан., олон., хотя там говорят низкий, на о.
II. ПА сущ., ср., нескл., франц. в пляске, особое движенье ног, прием, постановка, повертка, выступка.
Па
нескл., с.
1) Танцевальный шаг, ритмическое движение классического танца с определенной постановкой ног.
Большинство па взято из народных танцев.
Па вальса.
2) Сочетание танцевальных шагов, распределенных на известное количество тактов музыки, а также на весь танцевальный номер в балете.
Этимология:
От французского pas ‘шаг’ (← лат. passus ‘шаг’, ‘поступь’, ‘движение’).
Энциклопедический комментарий:
Па как сочетание танцевальных шагов в виде термина вошел в балетную практику в составе названий танца в балете, исполняемого одним, двумя или тремя артистами: па-де-де, па-де-труа, па д'аксьон и др. Из балета термин перешел в бальный танец (па-де-патинер, па-де-катр, па-де-грас и др.).
ПА, нескл., ср
Движение в танце, представляющее собой танцевальный шаг, определенную постановку ног.
К каждому пробегавшему мимо селения автобусу или легковому автомобилю подбегали дети и исполняли перед движущейся аудиторией несколько па наурской лезгинки (И. Ильф, Е. Петров).
ПА
1. ПА, неизм.; ср. [франц. pas] Отдельное ритмическое движение в танце с определённой постановкой ног; танцевальный шаг. Быстрые па. Выделывать па. Па вальса. Па-де-де, па-де-труа (танцевальные формы классического балета).
2. ПА, неизм.; м. Разг. Обращение к отцу. Здравствуй, па! Па, почитай мне книжку.
* * *
па (франц. pas, буквально - шаг), отдельное движение классического танца; танцевальная форма классического балета (па-де-де, па-де-труа и др.).
* * *
ПА - ПА (франц. pas, букв. - шаг), отдельное движение классического танца; танцевальная форма классического балета (па-де-де (см. ПА-ДЕ-ДЕ), па-де-труа (см. ПА-ДЕ-ТРУА) и др.).
ПА (франц. pas - букв. - шаг), отдельное движение классического танца; танцевальная форма классического балета (па-де-де, па-де-труа и др.).
нескл., ср.
Отдельное ритмическое движение в танце с определенной постановкой ног; танцевальный шаг.
Он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Л. Толстой, После бала.
В то время вальс танцевали не в три, а в два па, - это давало очень быстрое кружение. Вересаев, В юные годы.
[франц. pas]
ПА (фр. pas - шаг) - танцевальная форма: 1) танц. движение (П. jete, glissade, de chat и др.); 2) танец в бал.: П. балерины, венгерское П. и т. д.; 3) многочастная форма в классич. балете: П.-де-де, гран-П., П.-де-труа и т. д.
ПА (французское pas, буквально - шаг), танцевальная форма:
1) отдельное движение классического танца;
2) танец в балете;
3) многочастная форма классического балета - па-де-де, па-де-труа и др.
сущ., кол-во синонимов: 9
батман (3)
глиссад (1)
движение (93)
жете (3)
отец (55)
падебаск (2)
плие (3)
танцевальный шаг (1)
шаг (46)
См. шаг...
па I
отдельное ритмическое движение в танце
законченное сочетание ряда движений в танце
па II
папа, отец (преимущественно как форма обращения)
Когда все наши лавочники присылают к нам такую дрянь, какую вздумается им, когда прислуга наша делает с этой дрянью что хочет, когда у меня нет времени привести все это в надлежащий порядок, когда ма решительно ни о чем не заботится, так уж, право, я не знаю, удастся ли моему па выдержать ужасный шторм.
Здравствуй, па!
Па, почитай мне книжку.
па III
укреплённые поселения маори
приименная приставка, соответствующая глагольному по- : па́губа, па́мять, па́жить, па́дчерица - погуби́ть, по́мнить и т. д., ст.-слав. пагоуба, памС©ть - погоубити, помьнѣти и др. во всех слав. языках; см. Мейе, Ét. 161; Розвадовский, RS 2, 94; Ягич, AfslPh 18, 267. Знач. близко случаям на по-: территориальная близость - Па́озерье - местность по берегу озера, временная близость - па́вечерье "время незадолго до вечера", сходство или тождество - па́сынок, отсутствие качества - па́дорога "бездорожье", пабирок "остаток; виноград, оставшийся несорванным"; см. Срезн. II, 853; Преобр. II, 1.
Праслав. *ра- : ро- аналогично *рrа- : *рrо-, *раz- : *роz-; ср. др.-прусск. ро "под, после, соответственно", также приставка *ро- при глаг., *ра- при имени; лит. рõ "после, под", приименная приставка рó-, авест. ра-, рā-, в сложениях (аналогично ара-), ра-zdауеiti "прогоняет, оттесняет, пугает", лат. рōnо "кладу" из *posinō; роrсеō "удерживаю, останавливаю" из *ро-аrсеō; алб. ра-, ра "без, не-"; см. Бругман, Grdr. 2, 2, 806 и сл.; Траутман, ВSW 203; Эндзелин, Лтш. предл. I, 140 и сл.; Вальде-Гофм. I, 2. Далее сближают с др.-инд. а́ра, авест., др.-перс. ара "от, прочь", греч. ἄπο, ἀπό "от, из".
I.
ПА I нескл., ср. pas.
1. Па или шаг есть движение ноги с одного места на другое. 1790. Танц. сл. В пляске, особое движенье ног, прием, постановка, повертка, выступка. Даль. Отдельное ритмическое движение в танце; законченное сочетание ряда движений в танце. БАС-1. Она любила перед балом затверживать мудреный па. Пушк. Е. О. | Движение. Для Леля <в "Снегурочке"> "дама в шляпе" придумала особенные "пы" для исполнения во время пения 2-ой песни и для refrain 3-ей песни. 12. 4. 1908. Черепнин - Римскому-Корс. || перен. [Барабошев :] Она любит, чтобы ей вприсядку кланялись, до сырой земли. [Мухояров:] Оно точно-с, выделывать эти самые па довольно затруднительно. А. Островский Правда - хорошо. Как посмел я совершить этот pas - опередить вашу милость при появлении на свет. Теккерей Виргинцы. // 12-11 69.
2. Темп. Ср. valse a deux ou à trois temps вальс в два или три темпа. Особенно смешил всех дядюшка, который .. так забавно танцевал вальс в два па, как его танцуют только старики. Мам.-Сиб. Привал. миллионы.
3. устар. Танец. Со своей стороны, Зубова "обязывалась играть и танцовать как все те роли и па, кои ей впредь от дирекции будут назначены". 1823. Борисоглебский 1938 110.
4. устар. Для остальных же <воспитанниц>, готовившихся в кордебалет, не особенно упирали на адажио, и заставляли делать скорое па, т. е. скакать, скакать и скакать. А. П. Натарова Восп. // Борисоглебский 1938 158. Ср. Танцовальный шаг. Сие слово употребляется в танцовальных терминах и говорится о шаге, когда кто качается на конечных частях ног. Танц. 1790 42. - Лекс. Даль-1: па.
II.
ПА II pas. Первая часть взятых с французского составных названий танцев, напр., падекатр или па-де-катр, падеспань или па-д-эспань и т. п. Уш. 1939.
III.
ПА III papa разг., неизм. Отец. Никола наш здоров и мил и начинает говорить по-французски, он кисает <целует> Па и Ма. 15. 11. 1858. Вел. кн. Константин - Александру II. // РОА 2-3 174. Чтобы судить определеннее, отметим последовательность смены обращений в послевоенные годы: - Возвращайся пораньше! - Хорошо, папа, потом: Ладно, па! и наконец: Отлично, отец! Колесов 75. Она холодными губами поцеловала отца в небритую щеку, взглянула .. на Щеглова, позирующего в кресле, сказала: - Здравствуй, па, здравствуй, дя! Ю. Бондарев Выбор. // НС 1980 10 92. - Лекс. СМ-80: па.
- Французский «шаг».
- Движение классического танца.
- Отдельное движение в танце.
- ...-де-труа.
- Французский «шаг».
- Движение классического танца.
- Отдельное движение в танце.
- ...-де-труа.
ПА АН ТУРНАН * pas en tournant. В повороте. Обозначение поворота во врем исполнения pas на четверть, половину круга, целый круг и т. д. Балет Энц. Я не говорю о fausses positions, это мне показалось лишним для учащейся молодежи, и я представляю эти объяснения их учителям, тем более эти позиции встречаются тольк в па en tournant и в балетных па. Рамо. // Блок Танец 179.
ПА БАТЮ * pas battus. Есть еще другие шаги, называемые па купе, па батю, па де курант, па томбе, па де бурре, па де менюе, де гавот, де брань, де канари, де сиссон и проч. 1790. Танц. Сл. <пять видов шагов в танцах> они суть следующие па друа, па уверт, па ронд, па тортилле и па баттю. 1790.Танц. сл. 118. Мы видим, с одной стороны, танцовщиков, делающих coupé сильно, battu - энергично и уверенно. Новерр 1965 225.
ПА БОНДИ * pas bondis. Если обе ноги находятся одновременно на воздухе, как то бывает в pas jetés и pas bondis, то такая позиция называется позицией на воздухе. 1890. Цорн 45.
ПА БУАТЁ pas boiteux "хромое па". Па де баск мазурки должно выполняться вдоль без круазе. Третье па называется па буате, потому что ученики, не достигшие совершенного выполнения этого па, похожи на хромых. 1848. Целлариус 1848 45.
ПА БУАТЁ СЭНПЛЬ * pas boiteux simple. Элементы мазурки. Pas boiteux simple (хромое "па"). В бальной мазурке это па является преимущественно мужским па. Впечатление хромоты создается припаданием на левую ногу в конце первой четверти такта. Ивановский 134.
ПА ГАЛА * pas gala. Элементы мазурки. Pas gala (парадное па) - главным образом мужское. Ивановский 134. Кавалер <исполняет> па гала, дома pas couru <в вальсе-мазурке>. Ивановский 151. Променад - пара за парой идут по кругу зала. Кавалер исполняет pas gala, дама pas couru .. Тур на месте (tour sur place). Васильева-Рожд. 193.
ПА ГЛИССЕ * pas glissés. Скользящие шаги. Скользкой шаг есть тот, коего делают гораздо большим, нежели каков он должен быть натурально. 1790. Танц. сл. Скользимые шаги - les pas glissés ou glissades. Половинные скользимые шаги или demi-glissés. Цорн 1890 154.
ПА ГРАВ Le pas grave. Важной шаг, или открытой, называется тот, когда на ходу нога отдаляется от другой, описывая полукружие. 1790. Танц. сл. Паграв производимый по окончании балансе, занимает такое время, как и первый шаг менуэта, чтобы идти в левую сторону. 1794. Кусков Танц. учитель 23. Как может Тургенев думать волочиться за танцовщицей? Он не умеет танцевать сам, следственно не может ей делать комплиментов, в разсуждении ея искусства, дабы не заставить ее смеяться, назвав pas de deux, который она может быть прелестно танцует, кадрилью, chassé - алагреком, pas grave - пируэтом и блистательное название menuet à la reine (по пристрастию своему к немцам) аллемандом. 8. 11. 1802. А. Я. Булгаков - брату. // РА 1899 5 11.
ПА ГРАНДШОЗ * pas grande chose. Что-л. или кто-л. ,не имеющее большого значения или ценности. - Кажется, дочь какого-то железнодорожника, или инженера.. во всяком случае une pas grande chose. Д. Позняк Отплата. // РВ 1893 11 154. Потом на открытие выставки.. Картины pas grande chose. 5. 6. 1921. К.А. Сомов Дн. // С. 204.
ПА Д'АКСЬОН * pas d'action. Мимический балет. Танец с участием кордебалета; музыка подобного танца. БИШ. Сегодня мне нужно окончить переложение pas d'action для двух скрипок. конец 1897. Глазунов - М. П. Беляеву. Впрочем хвалили и тех <балетмейстеров>, кто уничтожил бесценную композицию Петипа - па д'аксьон видений Авроры. Слонимский В честь танца 145. Совершенно изгнана па д'аксьон - наиболее сложная форма танцевальной выразительности широко применявшаяся ранее в опорных пунктах балетной драматургии. В нем одновременно участвовало несколько действующих лиц; каждый в своей манере выражал .. танцем свое душевное состояние и отношение к происходящему. Слонимский В честь 1968 179.
ПА Д'УА * pas d'oie. "Гусиный шаг". Парадный шаг германской армии с высоким подъемом ноги. Их было пятеро. Две полные женщины с седыми волосами и маленькая девушка, все в глубоком трауре, и рядом с ними мальчик-подросток шил шеренгой, высоко подбрасывая ноги и отбивая такт каблуками, оглашая мертвую улицу взрывами бешеного хохота, они изображали знаменитый pas d'oie, немецкий церемониальный марш. РЗ 1915 7 43.
ПА Д`АКСЬОН - ПА Д"АКСЬО́Н (франц. pas d"action, от pas - шаг, танец и action - действие), действенный танец, в котором раскрывается драматическое содержание отдельной балетной сцены или всего балетного спектакля.
-----------------------------------
Па д'аксьо́н (франц. pas d’action, от pas - шаг, танец и action - действие), действенный танец, в котором раскрывается драматическое содержание отдельной балетной сцены или всего балетного спектакля.
ПА ДЕ БАГЕТ pas de baguette прут, палочка. Упражнение, выполняемое на скачущей лошади гротеск-наездницей: серия балетно-танцевальных движений с прыжками через гибкий прут в руке наездницы. Цирк. Энц. - Лекс. ЦИР: па-де-баге/т.
ПА ДЕ БАСК pas de basque движение, шаг басков. Одно из самых распространенных движений в виде неожиданной смены ног в прыжке с последующим переступанием. СИС 1985. Па-де-баска танцуется на всей подошве ноги. 1839. Максин 13. Не помню, кто тогда учил танцевать, но не забыла, что я начала прямо с па-де-баск. Л. П. Никулина Зап. // РС 1878 21 294. - Леня! Коля! ручки в боки, скорей, скорей, глиссе-глиссе, па-де-баск! .. Будь грациозный ребенок. Дост. // 30-6 333. Затем с резвостью ребенка, как на крыльях, <дама> вдруг устремляется вперед <в мазурке> плавными движениями pas de basque. Ф. Лист. // Ивановский 132. У нас в деревне эта фигура называется - "через ножку", и девушки никогда так не прыгают, они танцуют плавно, а прыгают через ножку только парни. Но меня заставляли пробовать именно "через ножку", которая тут называлась па-де-бас. Н. Плевицкая Дежкин карагод. // Москва 1993 11 105. В больших па-де-басках, которые поставил здесь Петипа, - нежность и женственность Эсмеральды. Лопухов Хореограф. 46.
ПА ДЕ БРАНЛЬ pas de branle. Шаг старинного фр. танца бранля. См. это слово. Есть еще другие шаги, называемые па купе, па батю, па де курант, па томбе, па де бурре, па де менюе, де гавот, де брань, де канари, де сиссон и проч. 1790. Танц. Сл.
ПА ДЕ БУАТЕ * pas de boité <sic>. Pa de boité делается весьма просто, а именно: выдвинуть правую ногу на две четверти: раз, два, на третью четверть перескакнуть на левую. Если вы сделаете эти движения несколько раз подряд, то убедитесь, что они очень схожи с прихрамыванием. 1885. Стуколкин 87.
ПА ДЕ БУРЕ, ПАДЕБУРЕ pas de bourré. Есть еще другие шаги, называемые па купе, па батю, па де курант, па томбе, па де бурре, па де менюе, де гавот, де брань, де канари, де сиссон и проч. 1790. Танц. Сл. Шаг менуэтный состоит в четырех мерах; две первые называются coupés или coulés, а другие два soutenus или marchés.. Шаг сего менуэта может разделиться еще на два шага, то есть на полукупе и падебуре. 1794. И. Кусков Танц. учитель. // Васильева-Рожд. 213. Ее <екатерины Вязем день> начинался с экзерсисов у палки, потом на середине адажио и аллегро. Па были не очень сложные - аттитюд, арабески, прыжки, заноски, движение на пальцах, па-де-бурре, перекидные со-де-баск - все те основные па. которые остались и теперь при всей изощренности новой техники. Ксешинская Восп. 23. Алеман называют иначе вальс втроем. Он исполняется кавалером и двумя дамами. Движения его состоят из легких глиссирующих шагов pas marché, chassé вперед и pas de bourrée. Васильева-Рожд. 181. Я могу лишь назвать основные <движения>, включая соединительные глиссады, па-де-бурре, купе, которые обычно служат подготовкой (препарасьон) к следующему па. Эти движения таковы : глиссе (скользящий прыжок, в котором нога почти не отрывается от пола) в плывущем арабеске и такое же глиссе, но с поворотом туром на жете, как и амбуате с поворотом. Лопухов Хореогр. откровенности. 63. Два па мазурки с правой ноги назад и па-де-бурре на пальцах к третьей правой кулисе. Захаров Зап. балетмейстера 200.
ПА ДЕ ВИЗЬОН * pas de vision. ? Все танцы талантливой балерины, начиная с вариации, бисированной в первом действии в grand pas des chasseresses и grand pas d'action и кончая variation orientale и вариацией на пуантах в pas de vision, красивы, она <Ксешинская> справляется с ними безукоризненно. А. Плещеев. // Ксешинская Восп. 67.
ПА ДЕ ГАВОТ pas de gavotte? Есть еще другие шаги, называемые па купе, па батю, па де курант, па томбе, па де бурре, па де менюе, де гавот, де брань, де канари, де сиссон и проч. 1790. Танц. Сл.
ПА ДЕ ГЛИССЕ pas de glissé? Стоя в паре со своею дамой и проделывая с нею под унылую скрипку "па-де-баск" и "па-де-глиссе", считалось особенным мужским шиком дернуть ее за косичку, ущипнуть за руку, сдавить пальцы до боли. Куприн Храбрые беглецы. // К. 9-7 18.
ПА ДЕ ГРАС pas de grâce танец, шаг граций. Грациозный балетный танец. БИШ. Танцы же в клубе были платные, а платить за па-де-грас никто бы не стал. Дон 1994 2-3 104.
ПА ДЕ ДЁ * pas de deux.
1. Балетный танец, исполняемый двумя персонажами; музыка подобного танца. БИШ. Шрейн отправился на репетицию, так как вечером он должен был танцевать грациозный pas de deux, а потом плясать по-цыгански. Соллогуб Собачка. Правда, я не знаток и не особенный любитель хореографического искусства, и когда бываю в балетах, то меня более всего занимают декорации, и мне всегда хочется, чтобы все эти па-де-дё, па-де-труа скорее кончились, и декорации сменились новыми. М. Д. Бутурлин Зап. // РА 1901 3 456. || расш. Танец вдвоем. Музыки не было, па-де-де шло под речитатив: "ус-пе-ли, ус-пели", а вокруг кто более или менее широко улыбался, кто раздраженно хмыкал. Огонек 1990 3. | перен. Улыбка при любых обстоятельствах, умение легко смотреть на вес трудности и. наконец, тончайшее искусство обмана - все это необходимо, чтобы успешно исполнять замысловатые па-де-де супружества. Звезда 1999 11 126.
2. цирк. Па-де-де. Название конно-акробатического, конно-танцевального циркового номера, исполняемого наездницей и наездником. Появился на цирковой арене в сер. 19 в., в нем заимствованы из классических балетов художественные образы, музыка, костюмы и хореография.- Лекс. БСЭ-2: па-де-дё.
ПА ДЕ ДИАН * pas de Diane. Шаг Дианы, богини охоты. Кстати, знаменитое на весь балетный мир "па-де-Диан" был поставлено Вагановой на Лопухину. Плисецкая 85.
ПА ДЕ ЖЕАН * pas de geant. "Гигантские шаги".
1. Снаряд для гимнастической игры - столб, на котором укреплен наверху крутящийся круг с привязанными к нему веревками, оканчивающимися петлей, садясь в которую и отталкиваясь ногой от земли, вертятся кругами, поднимаясь высоко над землей. Чудинов 1902. Катанье на коньках с горы, гулянье в саду и pas de géant оставались в нашем распоряжении, как всегда. Стасов Училище правоведения. Ольга Сергеевна, как институтка, бегала по тенистым аллеям, прыгала на pas de géant. Салт. Ташкентцы. // ОЗ 1871 198 1 185. Сегодня все ребята, как и вчера, на лугу, перед домом, бегают на pas de géant, играют и толкутся при жамочнице < ?>. С. Толстая Дн. 1 167. Ср. - Господа, кто желает на гигантские? воскликнула Ольга Сергеевна, приподнимаясь и обводя группу молодежи вызывающим взглядом. К. Баранцевич Семейный очаг. // СВ 1893 1 1 13. Для развлечения и укрепления физического я устрою им крокет и гигантский шаг. 29. 7. 1884. В. Кокорев - президенту Ак. художеств вел. кн. Владимиру Александровичу. // НС 2002 7 64. Любимые молодежью гигантские шаги представляют богатое упражнение, состоящее из бега, прыжков и подтягиваний. Собецкий 1925 169. К вечеру двор не узнать <после субботника>: чистый, прсоторный, с волейбольной сеткой в левом углу, столом и скамейками в правом, с "гигантскими шагами" посредине. Изольда Иванова Мы жили на Курляндской. // Нева 2002 9 247.
2. Огромные скачки. О чрезмерно поспешном движении. Но довольно делать pas de géants: будем путешествовать умеренно, шаг за шагом. Гонч. Фрегат "Паллада". Эти иностранцы не уступят нашим местным цивилизаторам, их проекты так обширны, их шаги также широки (pas de géant), их натуры широки. ВО 1884 3 1. <толстой на портретах> в высоких сапогах, 7-мильных, в которых он производил и будет производить свое pas-de-géant, в широкой бурской шляпе. 28. 8. 1902. В. В. Власов - С. А. Толстой. // Октябрь 1997 11 180.
ПА ДЕ ЗЕФИР pas de zephir. Танцевальная фигура, шаг; танец ветерка. [Риголяр:] Разумеется можно.. Я например никогда не выхожу из терпения; если случится со мной какая непритность, раз, два, па де зефир, шассе анаван - и неприятности к черту. 1830. Д. Ленский Воспитанник любви 10. Вместо того, чтобы повиноваться и начать делать pas de zéphir, я поворотилась к нему <учителю> спиной, и отошедши в другой угол залы, села на прежнее место. Л, Ожигина Своим путем. // ОЗ 1869 6 1 437. Иван Андреевич .. сделал ... pas de zéphir. Тург. Похожд. попоручика Бубнова. Во втором акте, где Донизетти обыкновенно пляшут, Дуранте вытянулся за правою кулисою, потпер руки в бока, занес правую ногу, и готовился па де зефиром выскочить на сцену, как вдруг апоплексический удар срезал его с ног. Пантеон 1840 1 142. Па-де-шаль посредством продолжительных па-де-зефиров выражает ревность свою к Зуеву.А.К. Толстой 1937 630. Гремели шпоры уланов и гусар в мазурках, отчетливо выделывающих падезефиры и антрша разносили чай, часто подавали оршад, лимонад. Селиванов 235. Танцами <на свадьбе> дирижировали правоведы на чистейшем французском языке, оркестр гремел. Вальс сменялся падекатром, танцевали падеспань, падепатинер, мазурку, краковяк, падезефир, польку. Засосов Восп. 70. Одно время <Яковлев> занимался изобретением танцев - па-де-зефир, па-де-помпадур и т.п., которые преподавал купеческим сынкам и приказчикам. Борисоглебский 1938 306.
ПА ДЕ КАЛЕ * pas de Calais. Аллюзия на пролив, отделяющий Англию от Франции. Оба эти дома <французского и английского послов> разделяются маленьким каналом, который с того времени стали называть в Петербурге "le pas de Calais". 1753 <место у Царицина луга>. РА 1874 1 981.
ПА ДЕ КАНАРИ * pas de canaris шаг канарейки. Есть еще другие шаги, называемые па купе, па батю, па де курант, па томбе, па де бурре, па де менюе, де гавот, де брань, де канари, де сиссон и проч. 1790. Танц. Сл. 1790
ПА ДЕ КАТР * pas de quatre.
1. Балетный танец, исполняемый четырьмя участниками. Между польским и мазуркою есть еще просто танцы: краковяк, pas de quatre, - которые, несмотря на то, что написаны ново и изящно, нам кажутся лишними: они только расхолаживают действие. 1836. Одоевский Второе письмо к любителю музыки. // О. Муз. лит. насл. 122.
2. Бальный танец в четыре па. Много молодежи! Танцевали pas de quatre, и с оживлением. В. Дорошевич О чем говорят в Коломне? Я возлагал чрезмерные надежды как на этот смокинг, так особенно на несколько фигур в "па-де-катр", вполне новых и оригинальных. Ю. Крапивин В гостях на хуторе. // ВЕ 1902 11 150. Но за то дети все время танцевали венгерки, шакони, падекатры и прочия последния слова хореографического искусства. 1905. Шебуев Негативы 194.
3. цирк. Па-де-катр. Конно-акробатический номер с преобладанием элементов акробатики, исполняемый четырьмя наездниками, стоящими на четырех скачущих лошадях. ЦИР.- Лекс. Уш. 1939: падека_тр или па-де-ка/тр; БСЭ-2: па-де-ка/тр.
ПА ДЕ КОЗАК * pas de cosaque. Шаг казачка. Эта позиция встречается в одном часто употребляемом pas de cosaque - переменно-сторонняя присядка вперед. Рисунок 82 изображает обе ноги в полусогнутом положении на воздухе (battements de semelles), обоюдный удар подошвами. Цорн 1890 53.
ПА ДЕ КУРАН * pas de courant? Есть еще другие шаги, называемые па купе, па батю, па де курант, па томбе, па де бурре, па де менюе, де гавот, де брань, де канари, де сиссон и проч. 1790. Танц. Сл.
ПА ДЕ МАНТО * pas de manteaux. Танец в плащах. Петипа сын, нынешний балетмейстер, дебютировал в "Пахите" и танцевал с Андреяновой pas de folie, в котором выказал много искусства. Особенно понравилось в "Пахите" весьма эффектное "pas de manteaux", исполненное в красных плащах первыми сюжетами. Сезон 1844-1845. Вольф Хроника 1877 2 128. Он подал в безсрочный отпуск и, получив его, уехал в деревню, захватив себе кстати в спутницы Верочку Миловзорову, быстроокую корифейку, "точеныя" ноги и резко очерченные контуры которой вызывали неистовыя рукоплескания завсегдатошных первых двух рядов кресел, когда она, одетая мальчиком, вылетала во второй паре, в pas de manteaux, в любимом в те дни балете "Пахита". М. Бем Княжна Тата. // РВ 1879 7 367.