сущ., кол-во синонимов: 1
автомастерская (4)
ПАРМ нескл. parme. От названия города. Темнофиолетовый к синему цвет. Фабрику Эмиля Цинделя <наградить> за фиолетовые анилиновые (parme) <ткани>, фасонне, напечатанные глубокою и фиолетовою красками. Выставка 1882 Отчет 3 39.
ПАРМА - жен., сев.-урал. лесистый кряж опостен (параллельный) с Уралом, ·т.е. по полуденнику.
| рыба барвена, Mullus barbatus..
Парма - I
(из языка коми), плосковершинные возвышенности и хребты на Северном Урале, покрытые елово-пихтовыми лесами (например, возвышенность Высокая Парма).
II
(Parma), город в Италии, на р. Парма (притоке По), административный центр провинции Парма. 169 тыс. жителей (1994). Машиностроительная, химическая, фармацевтическая, пищевая, парфюмерная промышленность. Ежегодные международные выставки консервов. Университет. Академия изящных искусств. Национальная галерея и Национальный музей древностей, Пинакотека Стюард, Этнографический музей и Музей китайского искусства. В древности поселение этрусков, затем галлов. В 1545-1860 (с перерывами) центр герцогства Пармы и Пьяченцы. Собор (XI-XII вв.) и баптистерий (XII - начало XIV вв.), Палаццо делла Пилотта (XVI в.).
ПАРМА (из яз. коми) - плосковершинные возвышенности и хребты на Сев. Урале, покрытые елово-пихтовыми лесами (напр., возв. Высокая Парма).
ПАРМА, город в Италии. 174 тыс. жителей. Транспортный узел. Машиностроение, химическая, фармацевтическая, парфюмерная, пищевая промышленность, производство стройматериалов. Университет (1056). Консерватория. Национальная галерея, Музей национальных древностей. Театр Реджио (1829), Барочный театр Фарнезе (1628). Ежегодные международные выставки консервов. В древности этрусское, затем галльское поселение. В 1545 - 1860 (с перерывами) центр герцогства Пармы и Пьяченцы. Романский собор (11 - 12 вв.), баптистерий (конец 12 - начало 14 вв.), церкви, дворцы.
сущ., кол-во синонимов: 9
возвышенность (57)
город (2765)
гряда (33)
команда (163)
кряж (24)
лес (165)
рыба (773)
увал (21)
щит (51)
па́рма
"лесистый горный кряж на Урале" (Даль). Из коми раrmа - то же; см. Калима, RLS 100; FUF 18, 35. Вихм.-Уотила 190. Ср. Пермь.
- Город в Италии.
- Итальянский футбольный клуб.
- Река в Италии, приток реки По.
- Историческая область, герцогство в Италии.
- Темнохвойная тайга.
ПАРМА (Parma) - город в Италии, на р. Парма (притоке По), административный центр пров. Парма. 174 тыс. жителей (1991). Машино-строительная, химическая, фармацевтическая, пищевая, парфюмерная промышленность. Ежегодные международные выставки консервов. Университет. Академия изящных искусств. Национальная галерея и Национальный музей древностей, Пинакотека Стюард, Этнографический музей и Музей китайского искусства. В древности поселение этрусков, затем галлов. В 1545-1860 (с перерывами) центр герцогства Пармы и Пьяченцы. Собор (11-12 вв.) и баптистерий (12 - нач. 14 вв.), Палаццо делла Пилотта (16 в.).
ПАРМА (город) - ПА́РМА (Parma), город в Италии, на реке Парма (притоке По (см. ПО (река))), в области Эмилия-Романья (см. ЭМИЛИЯ-РОМАНЬЯ), административный центр провинции Парма. Население 163 тыс человек (2001).
Важный транспортный узел. Машиностроительная, химическая, фармацевтическая, пищевая, стекольная, керамическая, парфюмерная промышленность. Ежегодные международные выставки консервов. Университет (1605). Академия изящных искусств. Консерватория.
В древности этрусское (см. ЭТРУСКИ), затем галльское (см. ГАЛЛЫ (народ)) поселение. В начале 12 в. город получил права коммуны, но власть удерживал епископ. В 1248 добился статуса независимой республики. В 1167 вошел в Ломбардскую лигу (см. ЛОМБАРДСКАЯ ЛИГА). В 14-15 вв. стал ареной борьбы Корреджо, Росси, Терци - древних родов, претендовавших на власть в Парме. В отдельные периоды 14-16 вв. входил в состав Миланского герцогства (см. МИЛАНСКОЕ ГЕРЦОГСТВО), с 1521 (во время итальянских войн (см. ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ) 1494-1559) был подвластен римскому папе. В 1545 стал центром герцогства Пармы и Пьяченцы (выделенного папой Павлом III из Папской области для своего сына Пьетро Луиджи Фарнезе), существовашего (с перерывами) до 1860.
В 19 в. стал крупным центром освободительного и объединительного движения в Италии, а также рабочего движения. В 1922 во время национальной антифашистской забастовки трудящиеся Пармы вступили в вооруженную схватку с фашистами. В 1943 город был оккупирован фашистскими войсками. В апреле 1945 в результате боевых действий партизан освобожден от захватчиков.
Среди достопримечательностей: Национальная галерея и Национальный музей древностей, Пинакотека Стюард, Этнографический музей и Музей китайского искусства; Собор (Дуомо, 11-12 вв.) и баптистерий (12 - нач. 14 вв.), Палаццо делла Пилотта (16 в.).
ПАРМА (хребты) - ПА́РМА (из яз. коми), плосковершинные возвышенности (см. ВОЗВЫШЕННОСТЬ) и хребты (см. ХРЕБЕТ ГОРНЫЙ) на Сев. Урале, покрытые елово-пихтовыми лесами (напр., возв. Высокая Парма).
Пармазан - и ПАРМЕЗАН, а, м.
Сорт итальянского сыра, который употреблялся как приправа к макаронам.
► У Гальяни или Колыши Закажи себе в Твери С пармазаном макарони Да яишницу свари. // Пушкин. Стихотворения //; Суп с потрохами, макароны с пармезаном, кулебяка, ботвинья, свои цыплята все это сменялось в строгой очереди одно другим. // Гончаров. Обломов //
ПАРМАН * parement m. Отворот у рукава, обшлаг. На рисунке 2-м мы видим туалет для приемов или обедов с пластроном или килями из плюша, все же платье из ottoman Régent. Отделка (по сторонам пластрона, баски спереди и parement на рукавах) состоит из ленты, затканной деревянными бусами под цвет серой материи ottoman; оне находя в таком состоянии, что шевелятся и переливаются при малейшем движении. Грациозный пуф сзади в виде роскошного банта. Новь 1885 7 Мозаика 56. Parements из меха на рукавах и муфта заканчивает этот модный toilette d'hiver. Новь 1885 7 Мозаика 126.
ПАРМАНТЬЕ нескл. Parmentier. В честь интродуктора картофеля во Франции. Суп-пюре из картофеля "Пармантье", crème Parmentier. Зеленко 1902 72. Яйца Пармантье. Зеленко 1902 381. После 1830 года имя Пармантье появилось в кулинарных книгах - в названиях картофельных супов, картофельных форшмаков и запеканок с цыпленком и мясом. Анри 45.
ПАРМЕЗА́Н, пармезана, мн. нет, муж. (франц. parmesan, от имени итал. города Parma). Особый итальянский сорт сыра из снятого молока, употр. преим. как приправа к макаронам. «Закажи себе в Твери с пармезаном макароны.» Пушкин.
пармеза́н, пармеза́ны, пармеза́на, пармеза́нов, пармеза́ну, пармеза́нам, пармеза́ном, пармеза́нами, пармеза́не, пармеза́нах
пармеза́н
"вид сыра", впервые пармазон, Уст. морск. 1724 г.; см. Смирнов 219. Через франц. раrmеsаn - сыр "пармезан" из ит. parmigiano "пармский".
ПАРМЕЗАН а, м. parmesan <ит. Пармазан - один (боченок). ПБП 12 (2) 187. Название прекрасного Пармского сыра, вывозимого из Италии. Ян. 1806. Сыру пармазону пуд. Тариф 1724 1731. Два сыра пармазана купя ко двору Ея Имп. Величества прислать хотя на чужих кораблях. 1725. Осьм. век 3 148. "Знатныя духовня персоны" целовали руку императрицы и получили от нея водку и венгерское вино, а "на заедку" - сыр пармазан и чухонское масло". 1754. Худ. сокр. Рос. 1906 8-12 131. Сие для таких случаев, когда граф у меня обедает, или поутру заходит, что часто бывает, также несколько ратафии, прованского масла, анчоусов, сыру пармезану и голандского, макаронов и вермичелиев, горчицы, если можно поболее. 1770. С. Р. Воронцов. // АВ 16 128. Сыр пармезан. Тариф 1797. Пармезан (из полужирного молока, процесс его созревания длится не менее 2-3 лет, высшего качества достигает через 5 лет. НИТ 4 377. Порядочный повар, не из числа даже хвастовских, может изготовить прекрасное блюдо цветной капусты под белым соусом в бараньем соку, или обваляв в тесте и поджарив с пармезаном. 1809. Гримо Прихотник 61. Закажи себе в Твери С пармезаном макарони. 9. 11. 1826. Пушк. // Уш. 1939. Круги пармезанов и других сыров, ложась один на другой, становились в колонны. Гоголь Рим. Пармезан (из полужирного молока, процесс его созревания длится не менее 2 лет, высшего качества достигает через 5 лет. НИТ 4 377. Пармезанский ая, ое. - Лекс. Вейсман 1731: пармезан; САН 1847: пармаза/н.
- Сыр, кусочек которого мечтал попробовать Бен Ганн в романе «Остров сокровищ».
- Для определения зрелости пармские «слухачи» ударяют по его головкам серебряным молоточком.
- Оставшейся от его производства сывороткой подкармливают свиней, идущих на пармскую ветчину.
- Сорт тёрочного сыра.
- Парма и Реджо-Эмилья до сих пор спорят, кто же из них является родиной одного из сортов именно этого продукта.
- Французская писательница, автор романов «Сегодня», «Диплодок», «Бык-матадор».
- Французская писательница, автор романов «Забавные вещи», «Известный солдат», «Леонар в ином мире».
- Французская писательница, автор романов «Подъём к стене», «Солдатский номер 2078», «Чёрная манера», «Чёрным по белому».
Парме́лия - род листоватых лишайников. Около 700 видов, преимущественно в тропиках. Пармелия блуждающая (порезная трава) и др. содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами.
* * *
ПАРМЕЛИЯ - ПАРМЕ́ЛИЯ, род листоватых лишайников. Ок. 700 видов, преимущественно в тропиках. Пармелия блуждающая (порезная трава) и др. содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами.
ПАРМЕЛИЯ - род листоватых лишайников. Ок. 700 видов, преимущественно в тропиках. Пармелия блуждающая (порезная трава) и др. содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами.
ПАРМЕН (1 в.) - апостол от 70-ти, из семи первых диаконов (Деяния апостолов 6:5), проповедовал Христа в Македонии. По одним сведениям скончался мирно, по другим мученически в г. Соли (Кипр) в гонение императора Траяна. Память в Православной церкви 4 (17) января и 28 июля (10 августа), в Католической 23 января.
-а, м.; разг. Пармён, -а.
Отч.: Парме́нович, Парме́новна.
Производные: Пармёнка; Пармёха; Пармёша; Па́рма; Ме́на (Ме́ня).
[От греч. paramenō - оставаться; стойко держаться.]
† 17 янв., 10 авг., 12 авг.
-а, муж.; разг. Пармён, -а.
Отч.: Парменович, Парменовна.
Производные: Пармёнка; Пармёха; Пармёша; Парма; Мена (Меня).
Происхождение: (От греч. parameno - оставаться; стойко держаться.)
Именины: 17 янв., 10 авг., 12 авг.
См. Пармён.
ПАРМЕН Сентябрь. Яблоки. Пармени скороспелыя, рамбуры. 1795. Сл. пов. 2 458. Зимний золотой пармен.. Кармелитский ранет. Превосходный промышленный сорт, пригодный для выделки сидра. Штейнберг 91.Там <в саду> росли яблоки всех сортов - ранеты, антоновка, золотой пармен, кальвиль и другие сорта, груши бэра, дюшес, принц-мадам, лимонные, бергамоты, .. абрикосы, морели, персики. Вертинский Дорогой длинною 38.
-а, м.; разг. Пармён, -а.
Отч.: Парме́нович, Парме́новна.
Производные: Пармёнка; Пармёха; Пармёша; Па́рма; Ме́на (Ме́ня).
[От греч. paramenō - оставаться; стойко держаться.]
† 17 янв., 10 авг., 12 авг.
См. Пармён.
ПАРМЕН (апостол) - ПАРМЕ́Н (1 в.), апостол от 70-ти, из семи первых диаконов (Деяния апостолов 6:5), проповедовал Христа в Македонии. По одним сведениям скончался мирно, по другим мученически в г. Соли (Кипр) в гонение императора Траяна (см. ТРАЯН) . Память в Православной церкви 4 (17) января и 28 июля (10 августа), в Католической 23 января.
ПАРМЕНИД - ПАРМЕНИ́Д (ок. 515 - ок. 445 до н. э.), древнегреческий мыслитель, основоположник элейской (элеатской) школы. С Парменида «началась философия в собственном смысле этого слова» (Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)). Парменид, сын Пирета, родился в г. Элее, греческой колонии на юге Италии. Принадлежал знатному и богатому роду. Слушал Анаксимандра (см. АНАКСИМАНДР), был знаком с Ксенофаном (см. КСЕНОФАН), но стал учеником малоизвестного пифагорейца (см. ПИФАГОРЕИЗМ) Аминия, человека бедного и праведного, который обратил его к жизни уединенного мыслителя. По смерти учителя Парменид воздвиг ему усыпальницу как герою. Созерцательная жизнь не мешала Пармениду участвовать в политических делах и даже установить такие законы в Элее, что «власти ежегодно брали с граждан клятву оставаться верными законам Парменида» (Плутарх (см. ПЛУТАРХ)). Парменид стал основоположником элейской школы (см. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА), одного из важнейших философских направлений классической эпохи. К этой школе относят Ксенофана, ближайших учеников Парменида Зенона (см. ЗЕНОН из Элеи) и Мелисса (см. МЕЛИСС Самосский), а также и Эмпедокла (см. ЭМПЕДОКЛ), Анаксагора (см. АНАКСАГОР), Левкиппа (см. ЛЕВКИПП (философ)).
Сочинение Парменида, традиционно называемое «О природе», написано гекзаметром, как эпическая поэма. Противоречие поэтической формы, метафорического, насыщенного мифологическими образами языка и предельно отвлеченной теоретической тематики, требующей сухой, сугубо логической трактовки, с древности вызывало нарекания и недоумение. Но именно эпический ритм речи, передающий вековечное равномерное вершение всегда целиком пребывающего бытия, эпическая отстраненность, позволяющая мысленно усмотреть каждый, сколь угодно драматический эпизод существования в неколебимой полноте бытия, сами собой наводят слух и воображение на мысль, способную охватить то неизменное бытие, к которому обращено мыслящее внимание Парменида.
Сохранившиеся части поэмы позволяют различить в ней три главных раздела: пролог, в котором красочно описывается стремительный бег колесницы, переносящей юношу-Парменида как бы на край света; первая часть (Истина), в которой Богиня открывает путнику, как единственно может и должно мыслиться бытие в его безошибочной истинности; вторая часть (Мнение), где наиболее правдоподобным образом описывается строй двоящегося и двусмысленного мира, в котором привычно живут смертные.
Парменид описывает исходное положение мысли, ищущей истину, по сказочному образцу путника на перекрестке, решающему, каким путем идти. Первым отвергается блуждание по истоптанным тропам «многоопытной привычки», в путанице и распутице обыденной жизни, среди условных наименований, общепринятых мнимостей и двусмыслиц. Неистинность мира повседневной жизни коренится в его противоречивости: ни о чем здесь нельзя решить, есть оно или не есть, но все всегда как-то и есть и не есть одновременно. Истина же требует решительного различения есть от не есть. Отсюда решающее суждение Парменида: есть либо бытие, либо небытие, третьего не дано. Учение Парменида - исток онтологического обоснования законов логики.
Вторым решением отвергается путь в небытие, никуда не ведущий, т. е. просто не-путь, беспутица. Здесь нечего искать, ибо нет искомого, что можно было бы иметь в виду (мыслить) и о чем можно было бы говорить. Отсюда первое основоположение Парменида: есть только бытие, небытия нет. Остается путь, ведущий к бытию, очищенному от всякой примеси небытия. Путь, указуемый бытием, содержит много указаний о самом бытии. Оно не рождается (из небытия) и не гибнет (в небытие), не разичается в себе, не изменяется, не протекает во времени, а все целиком сразу единое и неделимое пребывает в покое, замкнутое в себе и отделенное от небытия нерушимыми пределами. Бытие у Парменида не теряется в неопределенной беспредельности (как у Мелисса (см. МЕЛИСС Самосский)), а схватывается мыслью в полноте присутствия, вместе с пределами, что передается образом сферы, шара бытия в ночи небытия. Парменид формулирует основание греческой онтологии вообще: бытие всего сущего (всего и каждого) заключено в пределах - в форме, виде, образе (ср. платоновские эйдос (см. ЭЙДОС) и идею (см. ИДЕЯ)).
Сущее усматривается собранным в полноту и единство бытия не чувственным, а умным взором, мыслью. Бытие как таковое присутствует в мысли. Пределами, отделяющими бытие от небытия, бытие граничит также с мыслью, охватывающей (понимающей) его. Напротив, мысль, блуждающая в сомнительном мире, собирается в понимающий ум, сосредоточиваясь на единственно мыслимом (однозначном, неизменном, определенном), на бытии. Мысль наставляется на путь тем самым мыслимым бытием, к которому путь прокладывает. Путь к бытию есть поэтому и путь мысли к самой себе, мыслить значит мыслить что-то. Отсюда второе основоположение Парменида: то же самое мысль и то, о чем она. Определенность понимания находится в определенности понимаемого. Это значит: сама возможность речи, говорящей о чем-то, и мысли, имеющей что-то в виду, уже предполагает бытие в парменидовском смысле.
Анализ условий истинного бытия позволяет установить точные начала неточного мира, царства мнений, дополнительного к царству истины. Истинное бытие едино и неизменно, обманчивое же бытие изменчивого мира обязано тому, что смертные допустили некое бытие небытия, установив в качестве начал две противоположные формы: свет (огонь) бытия и ночь (холод) небытия. Отсюда Парменид развертывает вариант космогонии, большая часть которой не сохранилась.
ПАРМЕНИД (р. ок. 515 до н.э.), греческий философ, уроженец Элеи (другое название - Велия). В названном по имени Парменида диалоге Платона он беседует с Сократом, тогда (ок. 450 до н.э.) еще совсем юным. Парменид был современником Гераклита, Эмпедокла и Зенона Элейского. Он был воспитан на пифагорейских традициях и образе жизни и несомненно испытал влияние Ксенофана, основателя элейской школы. Как и Ксенофан, Парменид изложил свои философские идеи в дидактическом, написанном гекзаметром эпосе О природе. Значительные отрывки из него сохранились в трудах Секста Эмпирика и Симплиция, а также у других авторов. Поэма открывается вступлением, где Парменид описывает, как девы-гелиады (дочери Солнца) вели его от тьмы к свету, к богине Дике (Правде), которая указала философу два пути познания, один к истине, а второй - к уяснению людских мнений. Тем самым поэма естественным образом распадается на две части: Об истине и О мнении. В первой части содержится метафизическое учение самого Парменида, который демонстрирует, что логическое рассуждение, или разум, принуждают нас понимать под бытием неизменное и неподвижное единство. С другой стороны, чувственные ощущения открывают нам множественный, изменчивый мир, однако то, что кажется нам здесь существованием, - лишь иллюзия, создающая ложные мнения. Во второй части эпоса, О мнении, фрагменты которой более скудны, излагаются физические гипотезы, космология того, что открывается зрению, и здесь Парменид пытается объяснить иллюзию существования мира с помощью детально разработанной физической теории движения и изменения, которые он считает результатом смешения теплого и светлого с холодным и темным, причем первый элемент соответствует бытию, а второй - небытию.
См. также ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА.
ЛИТЕРАТУРА
Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989
ПАРМЕНИД из Элеи (расцвет жизни и творчества в 504 - 501 до нашей эры), древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым ввел различие между умопостигаемым неизменным и вечным ("единым") бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера "мнения"); сформулировал идею тождества бытия и мышления.
Парменид (5-4 вв. до н. э.)
Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного, сплошь заполненного шара. Противопоставлял «учение истины» и «учение мнения». В «учении мнения» Парменид излагал свои естественно-научные взгляды, исходя из того, что в мире существуют два начала: активное (огненное) и инертное (темное).
- Древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы.
- Кто впервые употребил понятие бытия в философии?
- Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?
Пармени́д из Элеи (период расцвета 504-501 до н. э.), древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провёл принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею тождества бытия и мышления.
Парменид из Элеи
(ок. 540 - ок. 480 гг.) философ и поэт, основатель философской школы элеатов
Мыслить и быть одно и то же.
ПАРМЕНИД из Элеи (период расцвета 504-501 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным ("единым"), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера "мнения"); сформулировал идею тождества бытия и мышления.
-я, м. Стар. редк.
Отч.: Парме́ниевич, Парме́ниевна и Парме́ньевич, Парме́ньевна.
[От греч. paramenō - оставаться; стойко держаться.]
† См. Пармен
-я, муж. Стар. редк.
Отч.: Пармениевич, Пармениевна и Парменьевич, Парменьевна.
Происхождение: (От греч. parameno - оставаться; стойко держаться.)
Именины: (см. Пармен)
См. Пармён.
ПАРМЕНИЙ Вавилонский - ПАРМЕ́НИЙ Вавилонский, Кордульский (ум. ок. 251), священномученик, пресвитер в Вавилоне, пострадал в Кордуле (Кордуве) в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 30 июля (12 августа).
ПАРМЕНИЙ Вавилонский - Кордульский (ум. ок. 251), священномученик, пресвитер в Вавилоне, пострадал в Кордуле (Кордуве) в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 30 июля (12 августа).
ПАРМИДЖАНИНО (Parmigianino) (наст. фам. Маццола - Mazzola) Франческо (1503-40), итальянский живописец, представитель маньеризма. Изысканно холодный колорит, утонченный рисунок выражают субъективный, отрешенный от жизни идеал загадочной красоты ("Мадонна с длинной шеей", 1534-40).
Пармиджани́но Франческо (Parmigianino), настоящая фамилия Маццола (Mazzola) (1503-1540), итальянский живописец, представитель маньеризма. Изысканно холодный колорит, утончённый рисунок воплощает идеал холодной и одновременно чувственно-загадочной красоты («Мадонна с длинной шеей», 1534-40).
* * *
ПАРМИДЖАНИНО Франческо - ПАРМИДЖАНИ́НО (Parmigianino) (наст. имя, Джироламо Маццола, Mazzola) (11 января 1503, Парма - 24 сентября 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.
Ранние годы
Родился в семье живописца Ф. Маццолы, который и был его главным наставником в искусстве. Позднее получил обычное для той эпохи топонимическое прозвище («уроженец Пармы»). Испытал влияние Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) и Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), но в первую очередь Корреджо (см. КОРРЕДЖО Антонио), именно в этом городе создавшего свои главные произведения.
Данное влияние четко проступает уже в ранних его произведениях («Мистическое обручение Св.Екатерины», ок. 1521; фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, ок. 1522-23; и др.), соседствуя, однако же, с остроиндивидуальными стилистическими чертами, такими как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ)») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций.
Уже в ранний период проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их, благодаря эмблематическим деталям антуража, аурой многозначительной тайны («Галеаццо Санвитале», 1524).
Тревожная грация
В 1524 Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII (см. КЛИМЕНТ VII). Дабы продемонстрировать свое мастерство преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. В главном его религиозном образе того периода («Видение Св. Иеронима», 1527) закрепилось влечение Пармиджанино к идеалу загадочной, отрешенной от мира красоты.
После погромов, которыми сопровождался захват Рима (см. ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ) войсками Священной Римской империи, в 1527 спешно уехал в Болонью, а оттуда в 1531 возвратился в родной город. В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни исполнил три лучшие свои религиозные картины - «Богоматерь со Св. Маргаритой и др. святыми» (кон. 1520-х), «Богоматерь с розой» (кон. 1520-х - нач.1530-х) и прославленную «Богоматерь с длинной шеей» (1534-40), ставшую его своеобразным творческим завещанием. Все в последней композиции - и «спиралевидная» поза Марии, и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый, и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) - призвано заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве.
Загадочного обаяния полна и т. н. «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки; ок.1535-37); ее взгляд, как это всегда бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. С 1531 работал над росписями пармской церкви Санта-Мария-делла-Стекката, но задержка с их завершением привела в итоге к его заключению в тюрьму (1539). Выпущенный под залог, бежал в Казальмаджоре.
Оставил также значительное графическое наследие - рисунки и офорты (см. ОФОРТ) (Пармиджанино одним из первых итальянских художников освоил эту технику).
ПАРМИДЖАНИНО Франческо (Parmigianino)
(1503-1540), итальянский живописец. Работал в маньеристическом стиле, который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического искусства Высокого Возрождения. Настоящее имя Пармиджанино - Джироламо Франческо Мария Маццола (или Маццуоли) (Girolamo Francesco Maria Mazzola, Mazzuoli). Родился в Парме 11 января 1503. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523-1527). Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св. Иеронима (ок. 1526-1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527-1530, Дрезден, Картинная галерея). Стиль Пармиджанино - рафинированный и несколько искусственный, с декоративной линеарностью и серебристыми оттенками палитры, предвосхищающими живопись рококо. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531-1540, и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523-1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур, использование декоративных эффектов. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534-1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), т.н. Антея (ок. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици).
Пармо́н Валентин Николаевич (р. 1948), физикохимик, академик РАН (1997). Труды по химической кинетике и катализу, фото- и радиационной химии, применению радиоспектроскопии в химии.
* * *
ПАРМОН Валентин Николаевич - ПАРМО́Н Валентин Николаевич (р. 18 апреля 1948, Бранденбург (см. БРАНДЕНБУРГ (город))) - российский ученый-химик, действительный член Российской академии наук (1997), специалист в области катализа и фотокатализа, химической кинетики в конденсированных фазах, химической радиоспектроскопии, химических методов преобразования энергии, нетрадиционно возобновляемых источников энергии.
Валентин Пармон окончил Московский физико-технический институт (см. МОСКОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МФТИ)). В декабре 1991 года он был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Секции химических и медико-биологических наук, а в мае 1995 года - действительным членом РАН по Отделению общей и технической химии. В 1995 году он возглавил Институт катализа Сибирского отделения РАН. В области теории гетерогенного катализа В.Н. Пармон дал объяснение флуидизации активных компонентов ряда металлических катализаторов в ходе каталитических процессов с образованием углеродных отложений. Он впервые наблюдал явления скачкообразного изменения скорости низкотемпературного каталитического процесса и отталкивания парамагнитных молекул от поверхности при переходе оксидного катализатора в сверхпроводящее состояние, разработал подходы к селективному окислению легких углеводородов в низко- и высокотемпературных газофазных электрокаталитических устройствах, а также в системах с газодиффузионными электродами.
В 2000-2005 годах под руководством В.Н. Пармона были разработаны методы бесконтактного измерения температуры наночастиц активного компонента нанесенных металлических катализаторов (см. КАТАЛИЗАТОРЫ) в момент их функционирования; развито приложение методов термодинамики неравновесных процессов к анализу протекания каталитических процессов и на этой основе предложена, а затем и экспериментально подтверждена возможность прямого встраивания метана и других легких алканов в более тяжелые углеводороды (процессы «Бициклар» и «Биформинг»); разработаны центробежные реакторы для термоударной обработки порошков твердых субстратов и отработана технология получения с помощью этих реакторов порошков активной окиси алюминия. В.Н. Пармон является автором и соавтором более 400 научных работ, 5 монографий, 5 учебников для ВУЗов и более 80 авторских свидетельств и патентов; главным редактором журналов «Химия в России» и «Катализ в промышленности».
ПАРМОН Валентин Николаевич (р. 1948) - российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991). Труды по химической кинетике и катализу, фото- и радиационной химии, применению радиоспектроскопии в химии.