Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

троица

Толковый словарь

I ж.

Центральный христианский догмат о триедином Боге [Бог I], утверждающий существование Бога в трёх ипостасях, лицах: Отец, Сын, Святой Дух; Пресвятая Троица.

II ж.

Один из двунадесятых православных церковных праздников, приходящийся на 50-й день после Святой Пасхи, в богослужении совмещающий сошествие Святого Духа и явления людям Святой Троицы; День Пресвятой Троицы, Пятидесятница.

Толковый словарь Ушакова

ТРО́ИЦА, троицы, жен.

1. только ед. В христианском учении - триединое божество, в котором соединяются три лица, три ипостаси: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (рел.).

|| Связанные единым культом три божества (рел.). Египетская божественная троица (Озирис-отец, Изида-мать и Гор-сын).

2. только ед. То же, что троицын день (разг. церк.).

3. Трое, связанные друг с другом какими-нибудь отношениями (разг. шутл.). Наша неразлучная троица.

Толковый словарь Ожегова

ТРО́ИЦА, -ы, жен.

1. (Т прописное). В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Т.

2. (Т прописное). Один из двенадцати основных церковных праздников, отмечаемый в 50-й день от Пасхи (пятидесятница) в память Пресвятой Троицы и в 51-й день от Пасхи в память сошествия святого духа на апостолов (Духов день). Праздновать Троицу.

3. Трое людей, связанных между собой какими-н. отношениями (разг., часто ирон.). Неразлучная т.

Бог троицу любит посл. о том, что всё так или иначе происходит трижды, что любое дело завершается не с первого или второго, а только с третьего раза.

Без троицы дом не строится то же, что Бог любит троицу.

Популярный словарь

Троица

-ы, только ед., ж.

1) В христианстве: триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).

2) В православии: один из двунадесятых праздников - в честь триединого Бога.

Сегодня Троица. По давнему обычаю, горничные заведения ранним утром, пока их барышни еще спят, купили на базаре целый воз осоки и разбросали ее длинную, хрустящую под ногами, толстую траву повсюду... (Куприн).

Синонимы:

пра́здник Свято́й Тро́ицы, Пресвята́я Тро́ица, пятидеся́тница, Свята́я Тро́ица, тро́ицын день

3) разг., шутл. О трех лицах, связанных дружбой, общими интересами и т. п.

...И наша троица прославит изгнанья темный уголок (Пушкин).

Синонимы:

три́о (разг., шутл.), триумвира́т (шутл.), тро́йка (разг., шутл.)

Родственные слова:

тро́ицын

Этимология:

Калька греческого слова (др.-рус. троица, ст.-слав. троица). Образовано от трое, слова общеславянского происхождения (ст.-слав. трои, о.-слав. * trьje, * trojь).

Энциклопедический комментарий:

Вера в то, что Бог существует в трех лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церковном соборе в Константинополе в 381 г. Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, который обычно выпадает на последние дни мая или на начало июня (отсюда его другое название - пятидесятница). В основе Троицы лежит новозаветное сказание о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись". В богословии это событие толкуется как указание Христа нести весть о христианстве "всем народам и языкам".

Без тро́ицы дом не стро́ится - предложение сделать что-л. в третий раз (говорится в оправдание третьего по счету действия).

Бог лю́бит тро́ицу.

Словарь существительных

ТРО́ИЦА, -ы, ж (Т прописное).

Объект религиозного поклонения в христианстве - Бог как единство трех ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа).

В Троице-Сергиевой Лавре прошли торжества по случаю праздника Живоначальной Троицы, которые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Газ.).

ТРО́ИЦА, -ы, ж (Т прописное).

Религиозный догмат христианства, согласно которому единый Бог существует в 3-х неслиянных и нераздельных лицах - Отца, Сына и Духа Святого.

Самым известным изображением Святой Троицы является икона работы Андрея Рублева.

ТРО́ИЦА, -ы, ж (Т прописное).

Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый в пятидесятый день от Пасхи (другое название - Пятидесятница) в память о сошествии Святого Духа на апостолов и во славу Святой Троицы.

Веселая Троица выпадает в светлый день (Б. Зайцев).

На Троицу к нам приехало много гостей и родственников.

Энциклопедический словарь

ТРО́ИЦА -ы; ж.

1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятница (в память о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.

3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.

Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.

* * *

Троица - I

Тро́ица

(Пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от Пасхи. На Руси празднование Троицы слилось с древнеславянским праздником начала лета - семиком, от которого сохранился обычай украшать жилища зеленью.

II

«Тро́ица»

распространённый в иконописи сюжет, изображение трёх ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублёва (между концом XIV в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность светоносного колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею душевной гармонии, духовной близости, самоотречённости.

-----------------------------------

ТРО́ИЦА -ы; ж.

1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятница (в память о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.

3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.

Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.

* * *

тро́ица - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трёх лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце II в., учение о троице развито в III в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о троице закреплён на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦА - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. н. тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (38..1) вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).

-----------------------------------

"ТРОИЦА" - распространенный в иконописи сюжет, изображение трех ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублева (между кон. 14 в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность золотистого колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии, духовной близости, самоотверженности.

-----------------------------------

ТРОИЦА (пятидесятница) - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Св. Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от пасхи.

Академический словарь

-ы, ж.

1. рел.

Один из основных догматов христианской религии, учение о едином боге, существующем в трех лицах; триединое божество (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой).

2. Народное название троицына дня.

На троицу в нашем приходе был престольный праздник. Ляшко, Никола из Лебедина.

3. разг. шутл.

О трех людях, трех лицах (обычно дружных или всегда бывающих вместе).

Около нее [Вали], конечно, ее приятели Коля Пакулин и Женя Никитин - эта троица неразлучна. Кетлинская, Дни нашей жизни.

Энциклопедия Кольера

Догмат троичности, в христианстве, утверждает, что Бог существует в трех Лицах ("ипостасях") Отца, Сына и Святого Духа, объединенных общей сущностью. Обычно догмат троичности рассматривается как тайна, превосходящая человеческий разум, но совместимая с ним. Рационалисты либо вообще отрицают учение о Троице, либо пытаются радикально переосмыслить его. Пантеисты и теософы учат, что троичность отображает эволюцию Бога. Консервативные протестанты (в частности, лютеране, кальвинисты и англикане) исповедуют традиционный догмат. Современные либеральные протестанты обычно придерживаются учения о "троичности Откровения": о Боге, как о всеобщем Отце, учил Иисус Христос, чей Дух покоится на последователях его учения. Модернисты рассматривают догмат Троичности как иудео-христианское учение, выработанное в первые четыре века после Рождества Христова.

История догмата. Учение о Троице складывалось постепенно: формулировка этого догмата уточнялась по мере развития соответствующей терминологии, а свою окончательную форму он получил прежде всего в ходе борьбы с ошибочными мнениями и еретическими уклонениями. Основные этапы развития этого учения можно охарактеризовать следующим образом.

Писание. Св. Епифаний (ум. 403) писал, что единственность Божества была провозглашена Моисеем, двуединство божественных Лиц (Отца и Сына) ревностно утверждали пророки, а троичность открылась в Евангелии. Теологи, в большинстве своем, признают, что в Ветхом Завете содержатся лишь неясные намеки, но не положительное учение о Троице, которое явилось темой "расширяющегося" Откровения, сообщенного Христом своим апостолам и содержащегося в Новом Завете. В евангельских текстах христиане обнаруживают указания на ипостасное различие и божественность каждого Лица Троицы, а в корпусе всего Нового Завета они находят все главные элементы учения о Троице. Однако эта интерпретация отвергается либеральными протестантами.

Предание. В церковной традиции, связанной с развитием учения о Троице, можно выделить три основных этапа: до, во время и после арианской ереси 4 в. Христианские теологи, доказывая непрерывность предания, восходящего к древней церкви, ссылаются, во-первых, на крещальные формулы вероисповедания, во-вторых, на древние доксологии, в-третьих, на догматические учения ранних отцов церкви и, в-четвертых, на полемику с древними еретическими сектами (савеллианами, монтанистами). Здесь можно обозначить несколько этапов. Апостольские мужи просто указали на тайну троичности, христианские апологеты, полемизируя с язычниками и гностиками, ввели в богословский обиход ряд философских понятий, а отцы 3 в. предприняли рациональную разработку этого учения в ходе борьбы с еретиками, отрицавшими единственность или троичность Божества (Ноэт, Савеллий, Павел Самосатский). В целом, доникейские отцы церкви учили о действительном различии и божественности трех Лиц и о единственности Божества, откуда логически вытекало учение о всесовершенном равенстве и единосущии трех Лиц. Однако в своих попытках дать философскую интерпретацию этого догмата доникейские отцы использовали ряд терминов, открывавших двери субординационизму. В конце 17 в. социниане ссылались на эти формулировки, чтобы доказать, что доникейская традиция соглашалась скорее с Арием, чем с Афанасием Александрийским; эту точку зрения разделяли и антитринитарии. Однако большинство христианских богословов признает ортодоксальность (правоверие) доникейских отцов, хотя и допускает, что некоторые их выражения были опрометчивыми и рискованными. Учение Ария было осуждено на I Никейском соборе (325), постановившем, что Слово (Сын) "единосущно" Отцу. Великим защитником ортодоксии и противником Ария был Афанасий Александрийский (ум. 373). На I Константинопольском соборе (381) было осуждено учение епископа Македония, подчинявшего Св. Духа двум другим Лицам Троицы, и провозглашено учение о единосущии Св. Духа Отцу и Сыну. Посленикейская традиция на Западе в основном сохраняла догматическое единомыслие. Однако вследствие неясности и расхождений в понимании терминов "Лицо" и "природа" отдельные богословы высказывали неправоверные мнения, и, с целью положить этому конец, Латеранский собор (1215) утвердил окончательную формулировку догмата троичности. Учение патриарха Фотия (ум. 891) об исхождении Св. Духа только от Отца, а не от Отца и Сына, было принято Православной церковью после окончательного раскола с Римом в 11 в., но осуждено Западной церковью в постановлениях Лионского (1274) и Ферраро-Флорентийского (1439) соборов.

Богословская интерпретация. Если греческие отцы, рассуждая о Троице, чаще всего использовали аналогии, заимствованные из окружающего мира, то западные отцы следовали за Августином (ум. 430), разработавшим "психологическое" учение о Троице, указав на аналогию между отношениями божественных Лиц и внутренней активностью человеческого ума и воли. Впоследствии схоласты развили и усовершенствовали эту теорию, получившую свое классическое завершение у Фомы Аквинского. Под Словом (греч. logos, Ин 1:1) стали понимать "мысленное слово", или интеллектуальное понятие. В соответствии с этим, порождение Сына Отцом (Никейский символ веры) истолковывалось как акт умопостижения, с необходимостью порождающего подобие постигаемому объекту. Однако в Боге акт умопостижения идентичен божественной сущности, а его актуализация, божественное Слово, обладающее ипостасностью и божественностью, есть второе Лицо Троицы. Исхождение же Святого Духа понимается как осуществление акта божественной воли, и, соответственно, Дух Святой также обладает ипостасностью и божественностью, как третье Лицо Троицы. Эти три божественных Лица обладают равенством субстанции, природы и сущности; каждое из них есть Бог, и усилием разума невозможно отнять у них ни один из абсолютных атрибутов их общей божественной природы. Однако как, в таком случае, они различаются между собой? И восточные, и западные богословы отвечают на этот вопрос одинаково: поскольку в реальном процессе порождения или исхождения между principium (началом, первопотенцией) и terminus (целью, актуализацией) устанавливаются реальные отношения, порождение Сына и исхождение Духа подразумевает установление внутри Божества четырех действительных, объективных и ипостасных отношений, которые и определяют различия между лицами Троицы. Это отношения отцовства (paternitas), сыновства (filiatio), активного исхождения Духа (spiratio activa) и пассивного исхождения Духа (spiratio passiva), а поскольку исхождение Духа не противоположно отцовству и сыновству, эти четыре типа отношений определяют существование только трех Лиц.

См. также

АРИАНСТВО;

СИМВОЛ ВЕРЫ;

МОНОФИЗИТСТВО;

НЕСТОРИЙ,

а также статьи об отдельных церковных соборах.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Троица. Новгородская икона нач. 15 в. Троица новозаветная (Отечество). Третьяковская галерея.

Троица. Новгородская икона нач. 15 в. Троица новозаветная ("Отечество"). Третьяковская галерея.

ТРОИЦА, один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех "лицах" ("ипостасях"): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; с рационалистических позиций его отрицали многие секты.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. Τριάς) Триипостасное Божество, единый Бог, сущий в трех лицах: Отца, Сына и Св. Духа.           (Литург. песнь).

Евразийская мудрость от А до Я.

1) в древних религиях три наиболее почитаемых божества, находящиеся в тесной взаимосвязи, но выполняющие различные функции; Осирис, Исида и Гор в Древнем Египте; Брахма, Вишну и Шива в индуизме; Ану, Эа и Бэл в Вавилоне; 2) в христианстве единый по своей сущности Бог, имеющий три личных проявления (лица, ипостаси): Бог-Отец, Бог-Сын (Христос) и Бог - Дух Святой. Учение о Троице относится к числу важнейших христианских догматов; 3) один из главных христианских праздников, отмечаемый на 50-й день после Пасхи (отсюда его второе название - Пятидесятница).

Словарь народов и культуры

Троица

(Trinity), центр, догмат христианства, утверждающий, что единый Бог существует в трех ипостасях: Отец, Сын и Св. Дух. Представление о Т. не нашло отчетливого выражения в Новом завете, хотя отд. высказывания о троичности Бога в нем встречаются. В раннехрист. символах веры уже использовались тринитарные выражения, в связи с чем возникли проблемы теологич. характера. Признание божественности Иисуса Христа, казалось, угрожало христ. монотеизму, а отрицание его божественности заставляло усомниться в нем как Спасителе. Поэтому догмат о Т. представляет собой фундаментальную переформулировку всего учения о Боге, призванную удовлетворить потребности христ. веры. Оно было выработано на неск. Вселенских соборах в 3 и 4 вв., на к-рых сначала Сын был объявлен единосущным Отцу, а затем подтверждено равное достоинство Св. Духа.

Словарь слов из произведений русской литературы

Троица, ы, ж.

1. В христианской религии учение о едином Боге, существующем в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой.

2. Народное название Троицына дня - летнего церковного праздника в честь Троицы.

Самат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на троицу в ночь Отдал богу господскую душу. // Некрасов. Стихотворения // /; На второй день Троицы после обеда Дымов купил закусок и конфет и поехал к жене на дачу. // Чехов. Попрыгунья //

Поговорки

Святая Троица. 1. Народн. Обозначение города Пскова. По имени святого покровителя города. БМС 1998, 574. 2. Жарг. шк. Шутл. Директор школы, завуч, учитель. ВМН 2003, 135.

Делать Троицу. Кар. Шутл. Трижды повторять что-л. СРГК 1, 444.

Орфографический словарь

тро́ица, -ы, твор. п. -ей (совокупность трех лиц, предметов; Бо́г тро́ицу лю́бит) и Тро́ица, -ы, твор. п. -ей (триединый Бог у христиан; праздник)

Формы слов для слова троица

тро́ица, тро́ицы, тро́иц, тро́ице, тро́ицам, тро́ицу, тро́ицей, тро́ицею, тро́ицами, тро́ицах

Синонимы к слову троица

сущ., кол-во синонимов: 9

Пятидесятница

сущ.

трио

триумвират

тройка

ТРОИЦА

ТРОИЦА1, Триединство

ТРОИЦА2, Пятидесятница

Морфемно-орфографический словарь

тр/о́/иц/а.

Грамматический словарь

тро́ица ж 5a

Этимология

Название этого христианского праздника было образовано в старославянском языке по методу кальки с греческого trias.

Этимологический словарь русского языка

ТРОИЦА (церковный праздник). Из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. является калькой греч. trias.

Этимологический словарь

тро́ица

др.-русск., ст.-слав. троица Τριάς (Супр.). Калька греч. Τριάς, далее см. тро́е. Отсюда произведено местн. н. Тро́ицк, в Оренб. губ, основан на троицу в 1743 г.; см. Унбегаун, RЕS 16, 67.

Сканворды для слова троица

- Любовь Бога.

- Христианский праздник.

- Святая компания.

- Праздник на 50-й день от Пасхи.

- Икона Андрея Рублёва.

- Остров Тринидад по-русски.

- Фреска Мазаччо.

- Феофил Антиохийский первый в своём «Послании к Автолику» употребил этот термин по отношению к Богу.

- Распространённый в иконописи сюжет, в котором нашёл отражение догмат Христианской церкви о единосущности ипостасей - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

- В Православной Церкви - великий двунадесятый праздник.

Полезные сервисы

троица (догмат христианства)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦА (догмат христианства) - ТРО́ИЦА, один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген (см. ОРИГЕН)), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. н. тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии (см. АНТИТРИНИТАРИИ)).

Полезные сервисы

троица (икона)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦА (икона) - «ТРО́ИЦА», распространенный в иконописи сюжет, в котором нашел отражение догмат (см. ДОГМАТ) Христианской церкви о троичности Бога и единосущности Его ипостасей - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Существуют три иконографических типа «Троицы» - «Ветхозаветная Троица», «Отечество» и «Новозаветная Троица», из которых каноническим считается только первый. Он основан на библейском рассказе о явлении в дубраве Мамре Аврааму и Сарре Бога в образе трех мужей (ангелов (см. АНГЕЛЫ (в религии))), которых они принимали под сенью дуба; один из них предсказал Сарре рождение сына (Бытие 18: 1-16).

В византийской иконографии изображение этого сюжета получило название «Гостеприимство Авраама». Согласно богословским толкованиям, в образе трех мужей-путников произошло явление трех лиц Бога-Троицы. Иллюстрируя этот сюжет, художники подчеркивали либо момент гостеприимства Авраама, изображая множество бытовых деталей, либо явление трех ангелов, явление Бога Сына в сопровождении двух ангелов.

Наиболее известна икона «Троицы» работы Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) (между концом 14 века и 1427, Третьяковская галерея), в которой изображены три ангела (без Авраама и Сарры), сидящие вокруг стола-трапезы с жертвенной чашей в центре; образ центрального ангела символизирует Бога Сына Иисуса Христа, приносящего Себя в жертву ради спасения людей от первородного греха и смерти, рука этого ангела благословляет чашу с лежащей в ней головой жертвенного тельца (символ Евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ)); ангелы в знак взаимного согласия и любви склоняют друг к другу головы (символ мировой гармонии). Композиция иконы имеет форму круга, объединяющего и соединяющего в единое целое образы трех ангелов, наглядно выражая идею неслиянности и в то же время нераздельности трех ипостасей единого Бога. Над средним ангелом - дерево, изображающее, согласно библейскому сюжету, Мамврийский дуб и одновременно - древо жизни. Над ангелом слева - здание: дом Авраама и символ Божественного устроения мира. Справа - гора: знак духовного восхождения. Икона была выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА); в 16 веке, вероятно, находилась в Москве, где была украшена драгоценным окладом, а затем, как вклад царя Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный), возвращена вновь в монастырь. Почиталась как чудотворная икона, с нее делали многочисленные списки.

Полезные сервисы

троица (пятидесятница)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТРОИЦА (Пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи.

Полезные сервисы

троица (церковный праздник)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦА (церковный праздник) - ТРО́ИЦА (Пятидесятница, греч. Pentekoste), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), празднуемый в 50-й день Пасхи (см. ПАСХА христианская) в память сошествия Святого духа на апостолов и посвященный прославлению Троицы (см. ТРОИЦА (догмат христианства)). В православной церкви - великий двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно связывается с ее почитанием. С 14 веке праздником Троицы в католической церкви стало называться воскресенье по Пятидесятнице.

Содержание праздника

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме. Именно в этот день, в 50-й день по воскресении Иисуса Христа, когда все ученики были собраны в одной горнице, вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра... и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Апостолы исполнились святого духа и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47). Сошествием Святого духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином боге достигло ясности и полноты. Событие Сошествия святого духа на апостолов считается началом христианской церкви.

История праздника

По преданию, праздник Сошествия святого духа установлен апостолами, однако упоминания о нем, содержащиеся в Новом завете (1 Коринфянам 16: 8; Деяния 20:16), не дают оснований считать, что речь там идет о праздновании христианской Пятидесятницы. От 2 в. нет достоверных свидетельств о существовании этого праздника. Однако уже в исторических источниках 3 в. Пятидесятница представлена общераспространенным праздником. Так, у Тертуллиана (см. ТЕРТУЛЛИАН) Пятидесятница выступает и как период в 50 дней, и как христианский праздник (О крещении, гл. 19). О Пятидесятнице как об отдельном празднике ясно говорит Ориген (см. ОРИГЕН) (Против Цельса, VIII, 22). В «Апостольских Постановлениях» (3-5 вв.) заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» (кн. V, гл. 20). С 4 в. свидетельства о Пятидесятнице и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике становятся общими у церковных писателей (Августин, Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), Григорий Богослов). Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в этот день дома зеленью, Григорий Богослов - об обычае крещения (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) в этот день. От 4 в. до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви, принадлежащее западной паломнице Сильвии. Богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток и состояло из совершения Всенощного бдения (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) в церкви Воскресения, двух Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (в Мартириуме и на Сионе) и литии (см. ЛИТИЯ) на Елеоне, в церкви пещеры, в Мартириуме, в храме Воскресения и на Сионе. Все богослужение оканчивалось около полуночи.

Богослужебное празднование

От 7 в. сохранилось описание древнейшего чина богослужения Пятидесятницы в Иерусалимском канонаре (Уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии, и в них даются зародыши современных трех коленопреклоненных молитв, читаемых ныне на праздничной Вечерне (см. ВЕЧЕРНЯ). В Уставе Великой Константинопольской церкви (9 в.) имеется полный чин богослужения на день Пятидесятницы для Восточной Церкви. Это одно из самых торжественных богослужений в году, имеет те же особенности, что и богослужения Пасхи и Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО).

Особую торжественность придавал празднику Пятидесятницы обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных. В 4 в. Василием Великим (см. ВАСИЛИЙ Великий) были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые на праздничной Вечерне, соединяемой с Литургией.

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и шесть дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). На следующий день после Пятидесятницы, в понедельник - праздник в честь Всесвятого Животворящего Духа (Духов день). Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу. В день Пятидесятницы храмы по древнему обычаю украшаются зеленью и цветами.

.

Полезные сервисы

троица с кормом

Пословицы и поговорки Даль

Троица с кормом.

См. МЕСЯЦЕСЛОВ

Полезные сервисы

троица троицей, а трех свечей на стол не ставят

Пословицы и поговорки Даль

Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.

См. СУЕВЕРИЯ - ПРИМЕТЫ

Полезные сервисы

троице-одигитриевский монастырь

Энциклопедический словарь

ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ТРО́ИЦЕ-ОДИГИ́ТРИЕВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Зосимова пустынь), православный, женский, в Наро-Фоминском районе Московской области.

История монастыря

Основана схимонахом Зосимой (Верховским) (ум. 1833) в 1826. Первоначально женская Троице-Одигитриевская община (1841), затем переименована в общежительный монастырь (1856). Располагалась на болотистой и бедной растительностью местности в Верейском уезде близ сельца Архангельского и села Яковлевского. Монастырь получил название от перенесенной в него из часовни деревни Рыжкова чудотворной древней иконы Смоленской Одигитрии (см. СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА), помещенной в одноименный надвратный храм в 1852.

Строительство монастырских зданий началось по благословению митрополита Московского Филарета (см. ФИЛАРЕТ (Дроздов)) (Дроздова) с помощью благотворителей - грузинской царевны Фамарь и царевича Ираклия, купцов Д. М. Самгина, С. Л. Лепешкина на земле помещицы Бахметьевой. Основателя монастыря старца Зосиму почитали как местночтимого святого, его память отмечали два раза в год 17 апреля и 24 октября. Так же в монастыре отмечали память первой игумении Веры (17 сентября и 20 ноября) и ее сестры схимонахини Маргариты (1 сентября и 27 июля) - племянниц и сотрудниц старца Зосимы.

С Троице-Одигитриевской общиной связаны страницы биографии знаменитого старца Варнавы Гефсиманского, который в 1830-е гг. провел детство и юношество в приходском селе Архангельском и полюбил истинно монашеский дух обители.

До 1917 монастырь владел 618 десятинами земли. Архив Троице-Одигитриевского монастыря не сохранился, отдельные документы хранятся в фондах религиозных учреждений Центрального исторического архива Москвы. До 1917 в монастыре числились: игумения, 30 монахинь, 246 послушниц.

После октября 1917 монастырь был закрыт и преобразован в женскую трудовую коммуну, ликвидированную в 1929. Троицкий собор после 1932 переоборудован под клуб. Большую часть монастыря занимал Инвалидный дом. 1 января 1933 разогнаны и репрессированы последние обитатели монастыря. В 1968 здесь разместился пионерский лагерь.

Архитектурный ансамбль

В архитектурный ансамбль монастыря входили собор Живоначальной Троицы с приделами преподобного Симеона Персидского (святой покровитель храмоздателя С. Л. Лепешкина) и преподобного Зосимы Соловецкого (место гробницы старца Зосимы; в 1930-е гг. мощи старца Зосимы были вынесены из храма и перезахоронены на монастырском кладбище); надвратная церковь Смоленской Божией Матери; больничный храм во имя св. Иоанна Предтечи. По описи 1915 в монастыре числились 84 каменных и деревянных построек: кельи, погреба, мастерские, богадельня, больница и т. д. Каменная ограда вокруг соборного храма построена в 1840-е гг. на средства С. Л. Лепешкина.

Сохранились лишь сильно перестроенные Троицкий собор и церковь Иоанна Предтечи. Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери разрушен в 1930-е гг.

В настоящее время в одной из церквей монастырского ансамбля возобновлены богослужения и рассматривается вопрос о восстановлении женского общежития.

Полезные сервисы

троице-сергиева лавра

Энциклопедический словарь

Тро́ице-Се́ргиева ла́вра - монастырь. Основан Сергием Радонежским в середине XIV в. (с 1744 лавра). Расположен в 71 км к северу от Москвы (современный город Сергиев Посад). Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни XVI-XVII вв., Троицкий собор (1422-23), Духовскую церковь-звонницу (1476), Успенский собор (1559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-38), трапезную (1686-92), царские чертоги (конца XVII в.) и др. На территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия и духовная семинария. С 1920 имеется историко-художественный музей (с 1940 музей-заповедник). Монастырь был закрыт в 1918; вновь открыт после 1944.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

* * *

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА - ТРО́ИЦЕ-СЕ́РГИЕВА ЛА́ВРА, православный мужской монастырь, расположен в 71 км к северу от Москвы в городе Сергиевом Посаде Московской области; основан Сергием Радонежским (см. СЕРГИЙ Радонежский) в середине 14 века. Дату основания монастыря возводят к 1337 году, когда Сергий основал пустынь в честь Троицы на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Первый монастырский деревянный храм во имя Троицы был освящен в 1340-х годах. В это же время здесь был принят устав монашескогго общежития, и Сергий стал игуменом нового монастыря. Благодаря авторитету Сергия Троицкая обитель становится духовным центром Московской Руси; здесь Сергий благословил Дмитрия Донского (см. ДМИТРИЙ Донской) на Куликовскую битву, влияние Сергия нередко помогало разрешать междуусобные споры князей. Ученики и последователи Сергия впоследствии основали 37 обителей в разных местах Руси.

История обители

В 1408 году монастырь был разорен войсками хана Едигея. В 1422 году обитель восстановили; были открыты мощи Сергия Радонежского, который был канонизирован как «покровитель земли Русской и заступник перед Господом Богом». К этому же времени относится постройка первого белокаменного собора во имя Троицы, где хранились мощи Сергия Радонежского. Монастырь стал местом паломничества, в том числе и царских «Троицких походов». Культурная и духовная деятельность Сергиевой обители приобрела первостепенное значение, здесь были сосредоточены переписка рукописей, составление летописания, иконописание, художественные ремесла. Выдающиеся церковные писатели 15 века Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет написали житие преподобного Сергия - памятник древнерусской литературы, дающий представление о раннем периоде существования Троицкой обители и ее насельниках. Сооружение в 1540-1460-х годах каменных стен с 12 башнями (усилены в середине 17 в.; современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м) превратило монастырь мощную крепость. При царе Иване Грозном, часто посещавшем Сергиев монастырь, настоятели монастыря получили сан архимандритов (1561) и первое место среди настоятелей русских монастырей. Настоятели монастыря пользовались расположением царской семьи, принимали в число своих иноков выходцев из знатных семей.

В 1564 году монастырь пережил разрушительный пожар, после которого был выстроен заново. В 1685 году освящен монументальный каменный собор во имя Успения Богородицы. В Смутное время (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) монастырь сыграл значительную роль в консолидации русских патриотических сил; обитель выдержала 16-месячную (1608-1609) осаду войск Сапеги и Лисовского (Троицкая осада (см. ТРОИЦКАЯ ОСАДА)). Настоятель монастыря архимандрит Дионисий (см. ДИОНИСИЙ (Зобниковский)) (Ржевитин) и келарь Авраамий Палицын в письмах-грамотах поднимали дух русского воинства, убеждали собрать силы для защиты Москвы. Сергиева обитель способствовала организации первого земского ополчения, а затем ополчения Минина и Пожарского - пожертвовала на защиту Отечества драгоценные вещи из ризницы, значительные денежные суммы, принимала у себя раненых и больных воинов.

В 1682 году во врeмя стрелецкого бунта в обители укрывалась Софья Алексеевна (см. СОФЬЯ Алексеевна) с малолетними царями Петром и Иваном Алексеевичами. В 1689 в монастыре нашел защиту царь Петр I (см. ПЕТР I Великий); при нем здесь были построены замечательные памятники «нарышкинского» барокко - трапезная палата с храмом Сергия Радонежского и царский дворец («Чертоги»). В 1738 году по указу императрицы Анны Ивановны (см. АННА Ивановна) монастырь по образцу Киево-Печерской лавры (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА) стал управляться Духовным собором старцев. По указу императрицы Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) 8 июня 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой. С 1770 года московские архиереи (архиепископы Московские и Калужские, митрополиты Московские и Коломенские) были священноархимандритами Троице-Сергиевой лавры. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны малые монастыри: Спасо-Вифанский, Гефсиманский скит, Черниговский скит, Боголюбская киновия, Смоленская Зосимова пустынь (см. СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ), скит Параклит, Троицкий Стефанов Махрищский монастырь.

С 16 века Троицкий монастырь благодаря щедрым вкладам государей и знатных лиц стал крупным землевладельцем. В конце 17 века ему принадлежало 16,8 тысяч крестьянских дворов, к 1763 году - 214 тысяч десятин пахотной земли и 106,5 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях. В результате секуляризации церковных и монастырских владений в 1764 году лавра лишилась большинства угодий и крестьян. Тем не менее, благодаря рачительному ведению хозяйства лавра располагала значительными материальными средствами. Монастырь вел торговлю хлебом, солью, рыбой, ремесленными изделиями. Большие доходы позволяли вести строительство новых монастырских зданий. Во время Отечественной войны 1812 года обитель пожертвовала русскому воинству 70 тысяч рублей. Монастырю принадлежали земельные участки с лесом, сенокосами, прудами, а также типография, литография, фотография, две гостиницы, конный двор, мастерские, лавки в Сергиевом Посаде.

С 1742 года в лавре действовала Троицкая духовная семинария. С 1814 году в лавру была переведена московская Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в здании бывших «Чертогов». На ее основе начала действовать Московская духовная академия.

До 1917 года членами монашеской обители были московский митрополит (священноархимандрит лавры), его наместник-архимандрит, 420 человек братии. Декрет Совета Народных Комиссаров в январе 1918 году лишил источников существования духовные учебные заведения лавры. Покровский академический храм был обращен в приходской. С начала 1919 года угроза закрытия нависла над самой лаврой. В апреле 1919 года, невзирая на протесты, было произведено вскрытие мощей Сергия Радонежского. 20 апреля 1920 года вышло постановление СНК РСФСР о закрытии лавры; в конце мая 1920 года был закрыт Троицкий собор, монахи выселены из лавры и нашли приют в приписных монастырях, где были организованы трудовые коммуны. В 1920 года было принято решение о создании музея в стенах Троице-Сергиевой лавры (в 1940 получил статус музея-заповедника).

В 1946-1947 годах лавра была передана Русской православной церкви. 9 июня 1947 года состоялось первое патриаршее богослужение; восстановлена монашеская жизнь С 1948 года возобновилась деятельность духовных учебных заведений. В стенах Троице-Сергиевой лавры проводились поместные и архиерейские соборы Русской православной церкви, а также международные конференции и совещания религиозных деятелей.

Святыни Троице-Сергиевой лавры

Особым почитанием в лавре пользовались мощи святых. В Троицком соборе находились мощи Сергия Радонежского в серебряной раке, пожертвованной императрицей Анной Ивановной. Также в Троицком соборе, в Никоновском приделе хранились мощи Никона Радонежского; в Михеевском храме - мощи Михея Радонежского (келейника Сергия Радонежского); в Серапионовской палатке - мощи святого Серапиона, новгородскогоархиепископа. В монастыре находились также захоронения архимандрита Дионисия, московского митрополита Иоасафа, Максима Грека (см. МАКСИМ Грек). Самая почитаемая святыня лавры - икона Троица (см. ТРОИЦА (икона)) Андрея Рублева, написанная для иконостаса Троицкого собора, в драгоценной ризе, пожертвованной царем Борисом Годуновым (см. БОРИС ГОДУНОВ) в 1600 году.

В ризнице лавры хранились предметы, связанные с именем Сергия Радонежского -деревянные богослужебные сосуды, его иконы, ризы, сандалии. Здесь же находились драгоценные царские пожертвования 15-18 веков, представляющие собой образцы русского художественно-прикладного искусства. В библиотеке лавры были собраны рукописи, старопечатные богослужебные книги. По жанным на 1908 год в библиотеке хранились 823 рукописи и 10 тысяч печатных книг.

Монастырь обладал обширным архивом, в котором находились в подлинниках и копиях документы 16-20 веков, в том числе жалованные грамоты русских государей, а также комплекс документов об управлении и хозяйстве лавры. В настоящее время большая часть лаврского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф. 1204), часть документов находится в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки и в фондах Государственного исторического музея.

В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь старицкого князя Владимира Андреевича (см. ВЛАДИМИР Андреевич Старицкий) и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий - Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (см. ПЛАТОН (философ)) (Левшин), Августин (см. АВГУСТИН (Виноградский)) (Виноградский), Филарет (см. ФИЛАРЕТ (Дроздов)) (Дроздов), Макарий (см. МАКАРИЙ (Булгаков)) (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I (см. АЛЕКСИЙ I) и Пимен (см. ПИМЕН).

Архитектурный ансамбль

За стоялетия на территории Троице-Сергиева монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма 14 века. Это исторический центр, вокруг которого происходило формирование монастырского ансамбля. Иконостас собора создавали Андрей Рублев и Даниил Черный. В 1548 году к собору с юга был пристроен одноапсидный храм - Никоновский придел. Возле собора над мощами архиепископа Серапиона, митрополита Иоасафа и архимандрита Дионисия в 1559 году была построена Серапионова палатка (перестроена в первой половине 19 в.). К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Величественное здание Успенского собора было возведено в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами царя Бориса Годунова с семьей. Напротив западного фасада Успенского собора - комплекс казначейского и примыкающего к нему больничного корпусов с шатровой церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж 16-17 вв.). В юго-восточном углу монастыря - Предтеченский и Варваринский корпуса братских келий (1640), а также Экономический корпус между надвратной церковью и Успенскими воротами. На месте древней надвратной церкви во имя Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь на средства Г.В. Строганова был построен пятиглавый надвратный храм во имя Иоанна Предтечи (1692-1699).

Выдающийся памятник московского барокко - богато декорированная белокаменной резьбой трапезная с церковью Сергия Радонежского в нарышкинском стиле (1686-1692) на высоком подклете и открытым гульбищем на южной стороне монастыря. К образцам этого стиля принадлежит надкладезная часовня около Успенского собора, построенная на месте святого источника по типу московских ярусных храмов конца 17 века. На северной стороне монастыря - двухэтажный кирпичный корпус царских чертогов - памятник зодчества конца 17 - начала 18 века.

К памятникам 18 века относится небольшая церковь во имя Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат на средства графа А.Г. Разумовского в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко (предположительно по проекту архитектора князя Д.В. Ухтомского). В юго-восточном углу монастыря располагались митрополичьи покои с Патриаршей и Царской палатами, построенные для приезжающих в лавру архиереев (перестроены в 1778). Пятиярусная барочная вертикаль лаврской колокольни высотой 88 м на древней площади монастыря (архитекторы И. Шумахер, И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский; 1740-1770) завершает ансамбль трапезных зданий и чертогов, являясь архитектурно-композиционным центром всей Троице-Сергиевой лавры. По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества 18 века. Недалеко от колокольни в 1792 году на средства митрополита Платона (Левшина) поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня.

Архитектура 19 века представлена зданиями в юго-восточном углу монастыря, за Чертогами, где в древности размещался двор обители. Это постройки подсобных корпусов Троицкой семинарии и Московской духовной Академии (Классный, Столовый, Больничный, Библиотечный) (1802-1877). Как и Чертоги, эти постройки отгорожены от территории монастыря решетчатой оградой, составляя комплекс зданий духовных школ. В комплекс входят также академический храм во имя Покрова Богородицы (1870); созданный по благословению патриарха Алексия I Церковно-археологический кабинет, выполняющий функции музея и учебного кабинета.

Монастырские стены с 11 башнями (от 12-й сохранился лишь фундамент), неправильным прямоугольником охватывающие всю территорию монастыря, представляют собой образец древнерусской фортификационной архитектуры 16-17 веков. За стенами юго-западной части монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году по проектам лаврского архитектора А.А. Латкова построен больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичника (в настоящее время - помещения Московской духовной семинарии). В 1892 году с южной стороны монастыря, напротив Луковой башни, был построен каменный трехэтажный странноприимный дом (архитектор А.А. Латков). У южного склона холма расположены построенные в 1547 году церковь Введения во храм Богоматери и церковь Параскевы Пятницы на Подоле.

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА лавра - монастырь. Основан Сергием Радонежским в сер. 14 в. (с 1744 лавра), в 71 км к северу от Москвы (современный г. Сергиев Посад). Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни 16-17 вв., Троицкий собор (1422-23), Духовскую церковь-звонницу (1476), Успенский собор (1559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-38), трапезную (1686-92), царские чертоги (кон. 17 в.) и др. На территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия и духовная семинария. С 1920 имеется историко-художественный музей (с 1940 музей-заповедник). Монастырь был закрыт в 1918; вновь открыт после 1944.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Троице-Сергиева лавра.

Троице-Сергиева лавра.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, мужской монастырь (лавра с 1744) в городе Сергиев Посад. Основан в 40-х гг. 14 в. Сергием Радонежским. В 1608 - 10 монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовского войска. Был закрыт в 1918; вновь открыт после 1944. На территории Троице-Сергиевой лавры - Московская духовная академия и духовная семинария. Музей (с 1920; с 1940-х гг. музей-заповедник). В 16 в. были возведены каменные стены с 12 башнями (укреплены в 17 в.). В 15 - 18 вв. сложился живописный ансамбль разновременных построек, насчитывающий свыше 50 сооружений, в том числе: Троицкий собор (1422 - 23), где находится рака с мощами Сергия Радонежского, Духовская церковь (1476), Успенский собор (1559 - 85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635 - 38), трапезная (1686 - 92), царские чертоги (конец 17 в.). Троице-Сергиева лавра включена в список Всемирного наследия.

Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор.

Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор.

Троице-Сергиева лавра. Загорск.

Троице-Сергиева лавра. Загорск.

Троице-Сергиева лавра. Внутри монастырских стен.

Троице-Сергиева лавра. Внутри монастырских стен.

Орфографический словарь

Тро́ице-Се́ргиева ла́вра

Синонимы к слову троице-сергиева лавра

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

троицк

Энциклопедический словарь

Троицк - I

город (с 1977) в России, Московская область, на реке Десна (приток Пахры), в 37 км к юго-западу от Москвы. 31,0 тыс. жителей (1998). Тонкосуконная фабрика. Научный центр физических исследований РАН.

II

город в России, Челябинская область, при впадении реки Увелька в реку Уй. Железнодорожный узел. 86,1 тыс. жителей (1998). ГРЭС. Машиностроение, лёгкая, пищевая промышленность. Ветеринарный институт. Краеведческий музей. Возник в 1743; до 1784 Троицкая крепость.

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦК - город (с 1977) в Российской Федерации, Московская обл., на р. Десна (приток Пахры), в 15 км к юго-западу от Москвы. 30,4 тыс. жителей (1993). Тонкосуконная фабрика. Научный центр физических исследований РАН, филиал института атомной энергии И. В. Курчатова.

-----------------------------------

ТРОИЦК - город в Российской Федерации, Челябинская обл., при впадении р. Увелька в р. Уй. Железнодорожный узел. 89 тыс. жителей (1993). ГРЭС. Машиностроение, легкая, пищевая промышленность. Ветеринарный институт. Краеведческий музей. Возник в 1743; до 1784 Троицкая крепость.

Синонимы к слову троицк

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Тро́ицк м

Этимологический словарь

Тро́ицк

см. тро́ица.

Сканворды для слова троицк

- Город в Челябинской области.

- Бывший город в Московской области, включённый в состав Москвы.

Полезные сервисы

троицк (московская область)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦК (Московская область) - ТРО́ИЦК, город в Российской Федерации, Московская обл., расположен на р. Десна (см. ДЕСНА) (приток р. Пахра), в 18 км к западу от железнодорожной станции Бутово, в 37 км к юго-западу от Москвы. Население 31,2 тыс. человек (2001). Основан в 1646. Город с 1977. До 1928 село Троицкое. До 1977 рабочий поселок Троицкий. Основные промышленные предприятия: Троицкая камвольная фабрика.

Возник на месте села Троицкое (Богородицкое), принадлежавшего во второй половине 17 - начале 18 вв. князьям Репниным. Село Троицкое с церковью Святой Троицы упоминается в переписной книге 1646. В 1797 в селе была основана суконная фабрика, к концу 19 - началу 20 вв. выросшая в крупное предприятие. Научные учреждения: центр физических исследований РАН (см. ФИЗИКИ ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ ИНСТИТУТ), филиал института атомной энергии имени И. В. Курчатова (см. КУРЧАТОВ Игорь Васильевич).

Памятники архитектуры и достопримечательности: в 5 км к югу от Троицка расположена бывшая усадьба Красное (Красная Пахра), в начале 18 в. принадлежавшая имеретинскому царевичу Александру, после 1725 - роду Салтыковых (в т. ч. в 1756-1762 - помещице Д. Н. Салтыковой, известной как Салтычиха (см. САЛТЫЧИХА)).

Полезные сервисы

троицк (челябинская область)

Энциклопедический словарь

ТРОИЦК (Челябинская область) - ТРО́ИЦК, город в Российской Федерации, Челябинская обл., при впадении р. Увелька в р. Уй. Железнодорожный узел. Население 85,8 тыс. человек (2002). ГРЭС. Машиностроение, легкая, пищевая промышленность. Ветеринарный институт. Краеведческий музей. Возник в 1743; до 1784 Троицкая крепость.

Полезные сервисы

троицкая

Сканворды для слова троицкая

- Башня московского Кремля.

Полезные сервисы

троицкая летопись

Энциклопедический словарь

Тро́ицкая ле́топись - свод начала XV в. Написана на пергаменте. Первоначально хранилась в библиотеке Троице-Сергиева монастыря. Начиналась с «Повести временных лет». Сгорела во время московского пожара 1812. Текст восстановлен М. Д. Присёлковым по материалам сохранившихся из неё выписок.

* * *

ТРОИЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ - ТРО́ИЦКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ, русский летописный свод начала 15 века. Название получила от Троице-Сергиева монастыря (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА), в библиотеке которого долгое время хранилась. Была написана на пергаменте полууставом 15 века; открыта в 1760-х годах Г.Ф. Миллером. Сгорела во время московского пожара 1812 года. Троицкая летопись начиналась с «Повести временных лет» и доводила повествование до 1408 года. Особую ценность представляло изложение событий с промосковских позиций с 1305 года в записях современников. Эта часть Троицкой летописи включала сообщения о Куликовской битве, нашествиях Тохтамыша, Едигея. Последние 20 листов содержали житие Сергия Радонежского. М.Д. Приселков восстанавливал утраченный текст Троицкой летеписи по сохранившимся выпискам, материалам Лаврентьевской летописи, «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, частично по Симеоновской летописи.

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦКАЯ ЛЕТОПИСЬ - свод нач. 15 в. Написана на пергаменте. Первоначально хранилась в библиотеке Троице-Сергиева монастыря. Начиналась с "Повести временных лет". Сгорела во время московского пожара 1812. Текст восстановлен М. Д. Приселковым по материалам сохранившихся из нее выписок.

Полезные сервисы

троицкая осада

Энциклопедический словарь

ТРОИЦКАЯ ОСАДА - ТРО́ИЦКАЯ ОСА́ДА (23 сентября 1608 - 12 января 1610), неудачная попытка захвата польско-литовскими отрядами Троице-Сергиева монастыря (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА) в ходе Смутного времени начала 17 века. Польско-литовские отряды (около 15 тысяч), возглавлявшиеся Я. Сапегой и А. Лисовским, выступали на стороне самозванца Лжедмитрия II. В начале 17 века Троице-Сергиев монастырь играл роль крепости, обеспечивавшей коммуникации из Москвы на север и Среднее Поволжье. Русский гарнизон Троице-Сергиева монастыря (около 2200-2400 человек) под руководством воевод Г.Б. Долгорукова-Рощи и А.И. Голохвастова состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов, крестьян.

В начале октября 1608 года осаждавшие начали интенсивный артиллеристский обстрел и подкопные работы. Штурмы в октябре-ноябре были отбиты. Осажденные производили частые вылазки, в одной из которых (9 ноября) крестьяне Шипов и Слоба ценою жизни взорвали подкоп под монастырскую башню и разрушили батареи на Красной горе. С конца ноября 1608 по май 1609 года активных военных действий не велось, однако потери осажденных из-за цинги сократили гарнизон более чем в три раза. В мае-июле 1609 года было отбито еще несколько штурмов крепости. 19 октября и 4 января 1610 года в крепость прорвались вспомогательные отряды Д. Жеребцова (900 человек) и Г. Валуева (500 человек). Героическая оборона Троице-Сергиева монастыря сорвала планы интервентов блокировать Москву, сковала значительные силы врага и позволила правительству Василия Шуйского подготовить контрнаступление. Под угрозой наступавшей армии М.В. Скопина-Шуйского 12 января 1610 года польско-литовские отряды сняли осаду монастыря и отошли в Дмитров.

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦКАЯ ОСАДА 1608-10 - Троице-Сергиева монастыря 15-тысячной армией Лжедмитрия II во главе с Я. Сапегой с целью полной блокады Москвы. Гарнизон - до 2400 стрельцов, дворян, монастырских крестьян и слуг - сковал значительные силы врага. Снята 12.1.1610 армией М. В. Скопина-Шуйского.

Полезные сервисы

троицкая родительская суббота

Орфографический словарь

Тро́ицкая роди́тельская суббо́та

Полезные сервисы

троицкий

Орфографический словарь

тро́ицкий (от Тро́ица и Тро́ицк)

Тро́ицкий (хра́м, монасты́рь)

Грамматический словарь

Тро́ицкий ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ТРИСВЯТСКИЙ ТРИНИТАТИН ТРИСВЯЦКИЙ ТРОИЦКИЙ ТРОИЦЫН ТРОИЦКОЙ

Семинарские фамилии. Троицкий - по празднику святой троицы и церквей, названных в честь нее. Тринитатин - результат переименования Троицкого на латинский язык... (Ф)

Сканворды для слова троицкий

- Его прославила книга «Rock in the USSR», напечатанная на Западе.

- Руководитель группы «Коррозия металла».

Полезные сервисы

троицкий всеволод сергеевич

Энциклопедический словарь

Тро́ицкий Всеволод Сергеевич (1913-1996), астроном, член-корреспондент РАН (1970). Исследовал радиоизлучение Луны, разработал метод исследования поверхностного слоя планет по их радиоизлучению. Руководил созданием первых советских радиотелескопов.

* * *

ТРОИЦКИЙ Всеволод Сергеевич - ТРО́ИЦКИЙ Всеволод Сергеевич (1913-96), российский радиоастроном и радиофизик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1970). Исследовал радиоизлучение Луны, разработал метод исследования поверхностного слоя планет по их радиоизлучению. Руководил созданием первых советских радиотелескопов.

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦКИЙ Всеволод Сергеевич (р. 1913) - российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1970). Исследовал радиоизлучение Луны, разработал метод исследования поверхностного слоя планет по их радиоизлучению. Руководил созданием первых советских радиотелескопов.

Полезные сервисы

троицкий матв. мих

Гуманитарный словарь

ТРО́ИЦКИЙ Матв. Мих. (1835-99) - философ. Род. в семье священнослужителя. После окончания семинарии в 1853 поступил в Киев. дух. акад., где и остался после ее окончания. Философии учился у Д. В. Поспелова и П. Д. Юркевича. Получил степень магистра богословия. В 1861 перешел на службу в Мин-во гос. имуществ. В 1862-64 Т. изучал философию, психологию, теорию лит-ры, полит. и политэкон. науки в разл. ун-тах Германии. Занимался также проблемами эксперимент. психологии. В 1867 он представил в Петерб. ун-т докт. дисс. "Нем. психология в текущем столетии. Ист. и критич. иссл. с предварительным очерком успехов психологов со времен Бэкона и Локка". В 1867 был назначен проф. в Казан. ун-т, затем перешел в Варшав. ун-т, а в 1875 был избран ординарным проф. на кафедру философии ист.-филол. ф-та Моск. ун-та, где преподает логику, психологию, историю философии. Его осн. тр. по философии и логике - "Наука о Духе" и "Учебник логики". Т. был инициатором создания первого в России филос. Моск. психологич. об-ва, а в 1885-87 был его пред. В 1886 он передал рук-во кафедрой проф. Н. Я. Гроту, однако продолжал читать до самой смерти лекции по логике и психологии. В 1880-84 и 1889-99 был деканом ист.-филол. ф-та Моск. ун-та.

Соч.: Наука о Духе: В 2 т. М., 1882; Нем. психология в текущем столетии: В 2 т. М., 1883.

Полезные сервисы

троицкий матвей михайлович

Энциклопедический словарь

Тро́ицкий Матвей Михайлович (1835-1899), психолог и философ, представитель ассоциативной психологии. С 1867 профессор в Казани, Варшаве и Москве. Труды по экспериментальной психологии.

* * *

ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович - ТРО́ИЦКИЙ Матвей Михайлович (1835-99), русский психолог и философ, представитель ассоциативной психологии. Труды по экспериментальной психологии.

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович (1835-99) - российский психолог и философ, представитель ассоциативной психологии. Труды по экспериментальной психологии.

Полезные сервисы

троицкий николай алексеевич

Большой энциклопедический словарь

Тро́ицкий Николай Алексеевич (р. 1931), историк, доктор исторических наук (1971). Труды по истории общественного движения и внутренней политики России XIX в.

Полезные сервисы

троицкий семён иванович

Энциклопедический словарь

Тро́ицкий Семён Иванович (1889-1934), метеоролог. С 1920 сотрудник Главной геофизической лаборатории. Труды по прогнозу погоды, аэроклиматологии, военной метеорологии и др. Автор теории изменения ветра с высотой.

* * *

ТРОИЦКИЙ Семен Иванович - ТРО́ИЦКИЙ Семен Иванович (1889-1934), российский метеоролог (см. МЕТЕОРОЛОГИЯ). Труды по прогнозу погоды (см. ПРОГНОЗ ПОГОДЫ), аэроклиматологии (см. АЭРОКЛИМАТОЛОГИЯ) , военной метеорологии и др. Автор теории изменения ветра (см. ВЕТЕР) с высотой.

Полезные сервисы

троицкий семен иванович

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦКИЙ Семен Иванович (1889-1934) - российский метеоролог. Труды по прогнозу погоды, аэроклиматологии, военной метеорологии и др. Автор теории изменения ветра с высотой.

Полезные сервисы

троицкое городище

Энциклопедический словарь

Тро́ицкое городи́ще - дьяковской культуры (IV-III вв. до н. э. - V - начало VI вв. н. э.) на реке Москва, у села Троицкое Можайского района Московской области. Кольцевые укрепления, меднолитейная мастерская. Среди находок - римская фибула I в. с надписью.

* * *

ТРОИЦКОЕ ГОРОДИЩЕ - ТРО́ИЦКОЕ ГОРОДИ́ЩЕ, остатки укрепленного поселения дьяковской культуры (см. ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА) 4-3 вв. до н. э. - 5 - нач. 6 вв. н. э. у с. Троицкое Можайского р-на Московской обл. Дома, мастерские, орудия, керамика.

Большой энциклопедический словарь

ТРОИЦКОЕ ГОРОДИЩЕ - остатки укрепленного поселения дьяковской культуры 4-3 вв. до н. э. - 5 - нач. 6 вв. н. э. у с. Троицкое Можайского р-на Московской обл. Дома, мастерские, орудия, керамика.

Полезные сервисы

троицкой

Словарь русских фамилий

ТРИСВЯТСКИЙ ТРИНИТАТИН ТРИСВЯЦКИЙ ТРОИЦКИЙ ТРОИЦЫН ТРОИЦКОЙ

Семинарские фамилии. Троицкий - по празднику святой троицы и церквей, названных в честь нее. Тринитатин - результат переименования Троицкого на латинский язык... (Ф)

Полезные сервисы

троицкосавск

Этимологический словарь

Троицкоса́вск

город в Забайкалье, основанный в 1727 г., на троицу, Саввой Владиславовичем Рагузи́нским; см. Унбегаун, RЕS 16, 67.

Полезные сервисы

троицын

Толковый словарь

прил.

Связанный с праздником Троицы [Троица II].

Толковый словарь Ожегова

ТРО́ИЦЫН то же, что Троица (во 2 знач.). На троицын день (в день этого праздника).

Энциклопедический словарь

ТРО́ИЦЫН -а, -о.

◊ Тро́ицын день. Праздник христианской церкви в честь Троицы (1 зн.).

Академический словарь

-а, -о.

троицын день

один из праздников православной церкви, празднуемый в пятидесятый день после пасхи.

- Давно вы эту мельницу сняли? - Второй год пошел с троицына дня. Тургенев, Ермолай и мельничиха.

Формы слов для слова троицын

тро́ицын, тро́ицына, тро́ицыно, тро́ицыны, троицыного, тро́ицыной, тро́ицыных, тро́ицыну, троицыному, тро́ицыным, тро́ицыною, тро́ицыными, тро́ицыном

Грамматический словарь

тро́ицын п <мс 1a>: тро́ицын де́нь

Словарь русских фамилий

ТРИСВЯТСКИЙ ТРИНИТАТИН ТРИСВЯЦКИЙ ТРОИЦКИЙ ТРОИЦЫН ТРОИЦКОЙ

Семинарские фамилии. Троицкий - по празднику святой троицы и церквей, названных в честь нее. Тринитатин - результат переименования Троицкого на латинский язык... (Ф)

Полезные сервисы

троицын день

Толковый словарь

м.

Один из двунадесятых православных церковных праздников, приходящийся на 50-й день после Святой Пасхи, в богослужении совмещающий сошествие Святого Духа и явления людям Святой Троицы; Троица II, День Пресвятой Троицы, Пятидесятница.

Толковый словарь Ушакова

ТРОИЦЫН ДЕНЬ, троицына дня, муж. (церк.). Один из двунадесятых праздников у христиан в честь троицы (см. троица в 1 знач.), то же, что пятидесятница.

Орфографический словарь

Тро́ицын де́нь, Тро́ицына дня́

Полезные сервисы