Толковый словарь
ж.
1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему.
2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов.
Толковый словарь Ушакова
1.
ФУ́ГА1, фуги, жен. (итал. fuga, букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга.
2.
ФУ́ГА2, фуги, жен. (нем. Fuge - скрепа.) (стол.). Паз, выемка в доске, выстроганная фуганком.
Толковый словарь Ожегова
ФУ́ГА, -и, жен. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами.
| прил. фуговый, -ая, -ое.
Толковый словарь Даля
ФУГА - жен., нем., ·столярн. вдольный плотный стык двух досок.
| муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторя одно и то же.
| южн., малорос. вьюга, метель. Фуговать ·столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страд. Фугованье, фуговка, действие по гл. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка).
Словарь существительных
ФУ́ГА, -и, ж
Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, имитационно-полифонического склада, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем во всех голосах (от 2 до 6).
Наиболее полное выражение фуга получила в сочинениях И. С. Баха.
Энциклопедический словарь
ФУ́ГА -и; ж. [итал. fuga] Муз.
1. Последовательное вступление нескольких голосов, повторяющих какую-л. тему.
2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. Четырёхголосные фуги. Канонические фуги. Фуги Баха, Генделя. Фуги на темы известных композиторов.
◁ Фу́говый, -ая, -ое. Ф-ое подражание. Ф-ая аранжировка.
* * *
фу́га (итал. fuga, буквально - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Имитационные проведения темы перемежаются так называемыми интермедиями (как правило, в виде секвенций), в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуг - у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др.
* * *
ФУГА - ФУ́ГА (итал. fuga, букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация (см. ИМИТАЦИЯ), Полифония (см. ПОЛИФОНИЯ)). Имитационные проведения темы перемежаются т. н. интермедиями (см. ИНТЕРМЕДИЯ) (как правило, в виде секвенций (см. СЕКВЕНЦИЯ)), в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги - у И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян), Г. Ф. Генделя (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих), В. А. Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей), Л. Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), П. Хиндемита (см. ХИНДЕМИТ Пауль), Д. Д. Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) и др.
Большой энциклопедический словарь
ФУГА (итал. fuga - букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Имитационные проведения темы перемежаются т. н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги - у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др.
Академический словарь
-и, ж. муз.
1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами.
Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой ---. Каждый инструмент --- играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно. Л. Толстой, Война и мир.
2. Музыкальное произведение, основанное на таком повторении.
Фуги Баха.
[итал. fuga]
Энциклопедия Кольера
ФУГА (лат. fuga, "бегство", "быстрое течение"), контрапунктическая (полифоническая) форма музыкальной композиции, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных голосах (вокальных или инструментальных). Фуга выросла из канона, а также из таких жанров органной музыки 16 в., как ричеркар и канцона, с той разницей, что в ричеркаре и канцоне могли развиваться не одна, а несколько тем. Наиболее полное выражение фуга получила в сочинениях И.С.Баха (1685-1750). Баховская фуга обычно состоит из трех основных разделов - экспозиции, разработки и репризы. В фуге по меньшей мере два голоса; чаще всего встречаются трех- и четырехголосные фуги. Тема фуги, как правило, лаконичная, с четкими ритмикой и мелодическим рисунком. В экспозиции четырехголосной фуги первое проведение темы обычно одноголосное. Затем второй голос повторяет тему, преимущественно в тональности доминанты (т.н. ответ). Одновременно первый голос продолжает контрапунктировать теме, звучащей во втором голосе, - это т.н. противосложение, которое затем используется в разработке. Далее третий голос вступает с темой (в основной тональности, на октаву выше или ниже первого голоса); четвертый голос излагает ответ в доминантовой тональности. Экспозиция заканчивается совместным звучанием четырех голосов. Разработка начинается эпизодом в несколько более простой фактуре. В принципе способ изложения разработки имеет много общего с экспозицией: тема проводится в разных голосах и разных тональностях. В репризе тема возвращается в исходной тональности; в этом разделе наступает кульминация фуги. Перед завершением формы часто вводится т.н. органный пункт (выдержанный звук) на доминанте, финальная каденция приводит к тонике. В репризе (а иногда и ранее) появляется также стретта - уплотненное изложение темы в накладывающихся друг на друга голосах. Приемы развития темы в разработке и репризе Бах и его современники во многом заимствовали у своих предшественников, работавших в 16 в. Среди подобных приемов наиболее распространена инверсия, или обращение (интервалы темы излагаются в противоположном направлении по высоте, но в том же ритме). Такой прием, как ракоход (возвратное движение темы), больше заметен на глаз, чем на слух. Весьма часто встречаются уменьшение (ускорение) или увеличение (замедление) темы: первое чаще в эпизодах, а второе, особенно при проведении темы в басу, в заключении фуги. В музыке 20 в. четырехголосная фуга наблюдается в композициях А. Шенберга, а также П. Хиндемита и других неоклассицистов. С их творчеством связан определенный ренессанс фуги, которая находилась (за некоторыми исключениями) в забвении в период между смертью Бетховена и Первой мировой войной. В России развитие фуги на практике и теоретического учения о контрапункте связано с именем С. И. Танеева.
ЛИТЕРАТУРА
Золотарев В.А. Фуга. М., 1965 Чугаев А.Г. Особенности строения клавирных фуг Баха. М., 1975
Гуманитарный словарь
ФУ́ГА (от итал. Fuga - бегство, побег) - 1) Муз. произв. имитационно-полифонич. склада, основанное на многократном проведении одной или неск. тем во всех голосах. Зародившись в 14 в. и пройдя сложный и длительный путь развития, наивысшего расцвета Ф. достигла в творчестве И. С. Баха в эпоху барокко. Логика Ф. воплощается в ее двухчастной структуре: а) строгая часть, основанная на определенном регламенте; б) свободная часть, не поддающаяся строгой регламентации. Количество голосов Ф. определяется самим изложением строгой части (обычно от 2 до 6) и в свободной части не может быть превышено. И строгая, и свободная части образуются проведениями темы и интермедиями, где тема не звучит. Одной из важных традиций эпохи барокко было объединение Ф. в циклы с др. пьесами: прелюдией, токкатой и др. Непревзойденный образец сборника прелюдий и Ф. во всех тональностях дал Бах в своем "Хорошо темперированном клавире" (1722-44).
Большое место занимает Ф. в творчестве рус. композиторов. Первая в рус. музыке хоровая Ф. написана еще до рождения Баха и принадлежит перу Н. Дилецкого (Воскресенский канон, ок. 1680). Заложенная им традиция получила развитие в жанре барочного партесного концерта в творчестве В. П. Титова, М. Д. Березовского, Д. С. Бортнянского. В форме Ф. написана интродукция из оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя", 1-я часть из 1-й оркестровой сюиты П. И. Чайковского. Множество фортепианных Ф. принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову. В форме Ф. написан финал 2-го фортепианного концерта с оркестром И. Ф. Стравинского. Авторами сборников Ф., повторяющих по замыслу знаменитый сборник Баха, являются Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, С. М. Слонимский и мн. др.
В ряде случаев Ф. входит в качестве раздела (фугато) в более крупную композицию - сонату, симфонию, оперную сцену. Примерами тому в рус. музыке могут служить финалы 3-й симфонии С. В. Рахманинова, 10-й и 21-й симфоний Н. Я. Мясковского, "эпизод расстрела" во 2-й части симфонии № 11 Шостаковича и мн. др.
Муз.-риторич. фигура. Представляет собой изображение в музыке "бега" с помощью мотива, изложенного мелкими длительностями, к-рый возникал на слова, означающие бег, и нередко имитировался в др. голосах.
Лит.: Золотарев В. А. Фуга. Руководство к практическому изучению. М., 1965; Скребков С. С. Учебник полифонии. М.; Л., 1965; Теория фуги. Сб. научных трудов. Л., 1986.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФУГА (латинское, итальянское fuga, буквально - бег, быстрое течение), музыкальное произведение, основанное на контрапункте и имитации; высшая полифоническая форма. Имитационные проведения темы во всех голосах перемежаются интермедиями. Фуги пишутся на 2-4 голоса (иногда больше), на 1, 2, реже 3 темы. Классические образцы - у И.С. Баха. Раздел (эпизод) музыкального произведения, по строению близкий экспозиции фуги, называется фугато.
Орфографический словарь
Сканворды для слова фуга
- Музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки.
- Повторение музыкальной темы несколькими голосами.
- Название этого музыкального произведения в буквальном переводе с итальянского означает «бег».
- Сборник стихов эстонского писателя Матса Траата «Сентябрьская ...».
- Стихотворение австрийского поэта Поля Целана «... смерти».
- Кратковременное двигательное возбуждение в рамках сумеречного расстройства сознания.
Полезные сервисы