м.
Фигура в старинных танцах, напоминающая хороводную цепь, в которой танцующие меняются местами, подавая друг другу попеременно то одну, то другую руку.
м.
Фигура в старинных танцах, напоминающая хороводную цепь, в которой танцующие меняются местами, подавая друг другу попеременно то одну, то другую руку.
ШЕН а, м. chaîne f. Цепь.
1. Древний танец, которой танцовали держась за веревку. 1790. Танц. сл. Танцы, называемые шен, шасс, жалузи, котильон и проч. суть контрдансы. 1790. Танц. сл. 129.
2. Фигура в старинных танцах, напоминающая хороводную цепь, в которой танцующие меняются местами, подавая друг другу попеременно то одну, то другую руку. устар. Шень. БАС-1. chaînes цепь. Две дамы подают правую руку спереди или стороны. Кавалеры оную прижимают левою своею рукою, и оборачивают их кругом, что производит переменение мест двух дам, и сие-то называется полуцепью. Если дамы возвращаются на свое место таким же образом, то цепь бывает целая. 1790. Танц. сл. Известная выступка, прием в пляске, переборка, проход. Делайте шен! Даль. Учители походили наибольшее затруднение в том, что ученицы их всегда забывали иностранные слова, означающие разные действия в танцах, как-то : балансировать, променад, шен и проч. Причем они <камчатские женщины> приделали русские выражения, им равнозначущие, из коих некоторые по мнению моему достойно словаря российской академии: например шен выразили они словом перебор. 1809. В. М. Головин Зам. о Камчатке. // Вост. океан 2 9. Они <гвардейцы> так громко топали каблуками, звенели шпорами, были в ладоши, так безцеремонно рвали за руки дам и крутили их около себя. так самонадеянно вскрикивали на чистом французском наречии свое: "grand rond, chaîne, chaîne". 1878. Е. Марков Черноземные поля // Дело 1876 2 152. Совершенно неожиданно для их кавалеров, во время веселого шена оне внезапно вцепились друг в друга, да так, что только пух полетел. П. Гнедич Песьи мухи 1 284. В шене, после шестой фигуры, Анны Серафимовны, не захотела участвовать. Палтусов повел ее в дамский буфет. Бобор. 3-2 332. ♦ Завиваться в шене. "Завиваться в пустоту" было одно время любимым выражением Андрея Белого для обозначения малодушного ухода в сторону от разрешения вставшего перед тобой вопроса. Это выражение всегда всплывает в памяти, когда артист или артистка "завиваются" в шене. Блок Танец 458. || Окончив шен-хлопушку, благодарят своих дам. 1885. Стуколкин 136.
- Норм. Существуют различные chaînes, например chaîne anglaise, chaîne des dames, chaîne en trois, chaîne en quatre,.. grande chaîne, chaîne en ligne, chaîne aux bras, tour de chaîne etc. 1890. Цорн 307.- Лекс. Даль: шен.
ШЕН (фр. chaine - цепь). В танцах: фигура, когда танцующие идут, подавая друг другу руки попеременно - правую и левую, образуя цепь.
- Добрая проститутка из пьесы Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана».
- Одна из башен крепости Ла-Рошель.
ШЕН А ДРУАТ! * chaîne à droite. "Цепь направо!" Водопадом неслись к нам разгульные звуки конца шестой фигуры <кадрили>.. неясные возгласы распорядителя - "chaîne à droite", "balancez", "grand rond", - и над всем этим .. припев французской шансонетки. М. В рус. доме. // РВ 1882 6 711.
ШЕН АНГЛЕЗ * chaîne anglaise. Англинская цепь. Она делается из четырех человек. Всякой кавалер представляет правую рук даме находящейся впереди его; а левую дает своей даме составляет полуцепь, или переменение места. Танц. сл. 1790. Английской цепью (chaîne anglaise) называется переход двух пар визави на сторону визави и обратно на свое место. Ивановский 112.
ШЕН ДЕ ДАМ * chaîne de dames. Дамы непрерывными chassé идут вперед, подавая друг другу правую руку, а левую кавалеру визави, с которым делают тур, потом так же возвращаются обратно. Ивановский 112. Идти навстречу друг другу, подавая и переменя руки кругом, пока не пройдут всех. 1896. Дирижер 183.
ШЕН ШИНУАЗ * chaîne chinoise. Китайская цепь - фигура в кадрили. БИШ. Фигуру <котильона> танцуют несколько пар .. составляют общий круг, становятся лицем к лицу и делают chaîne chinoise (шен-шинуаз ). 1896. Дирижер 91. Я живо вспоминал, как одушевленно и весело и всегда соответственно музыке он выкрикивал: chaîne chinoise! Е. Елпатьевский Миша. Точно мы какую-то идейную кадриль танцуем. Вот погодите: в мае сделаем шен шенуаз <так> и полетим снова в разные стороны. 1. 12. 1902. Волошин Насл. 1 159. Ужасно мне было, вращаясь в гирлянде кружков, точно в "шен-шинуаз", где Блок, Эллис, Метнер, Бальмонт, Философов и Астров. вращались друг в друге, вращали меня утомленного, - без остановки, без отдыха! Белый Начало века 525. Что означает вопрос при слове "шинуаз", как не незнание, что 20 лет назад еще танцевали кадриль, где была фигура, называемая "шен шинуаз" (китайская цепь). 18. 12. 1928. А. Белый - издательству "Никитинские субботники". // Минувшее 15 352.
Шена́ев Владимир Никитович (р. 1929), экономист, член-корреспондент РАН (1997). С 1988 заместитель директора Института Европы РАН. Труды в области денежного обращения, финансов и кредита, валюты, воспроизводства капитала и механизмов функционирования рыночной экономики.
* * *
ШЕНАЕВ Владимир Никитович - ШЕНА́ЕВ Владимир Никитович (р. 31 августа 1929, Москва), российский ученый-экономист, член-корреспондент РАН (с 1997). Специалист в области денежного обращения, кредита, финансов, валюты, воспроизводства капитала и механизмов функционирования рыночной экономики. Заместитель директора Института Европы.
Шена́ев Владимир Никитович (р. 1929), экономист, член-корреспондент РАН (1997). С 1988 заместитель директора Института Европы РАН. Специалист в области денежного обращения, финансов и кредита, валюты, воспроизводства капитала и механизмов функционирования рыночной экономики.
ШЕНАЛ chenal m. един., фортиф. По середке рва сделать шенал (chenal, канал или кювет) 3-мя или 4-мя футами ниже дна рва. 1704. Указ Петра I об Адмиралт. верфи. // Ласковский 2 431.
ШЕНАПА́Н. Шенапана, муж. (франц. chenapan с нем.) (устар.). То же, что шалбер, шалопай (см. эти слова).
см. бездельник
ШЕНАПАН а, м. chenapan m. <нем. То же, что шалбер, шалопай. Уш. 1940. А граф опять баламутит: написал Негри предлинное письмо на четырех страницах, в коем говорит .., что Голицын chenapan, а опекуны бездельники и пр. 1827. А. Я. Булгаков. // РА 1901 3 11. Я для вас уж теперь не герой, каким прежде хотел казаться, я просто гаденький человек, шенапан. Дост. Зап. из подполья. // 30-5 107. Нельзя конечно отрицать, что "шалун" южный имеет характер несколько отличный от "шалуна" стран гиперборейских и что мерзавец античный представляет множество таких сторон.., которых лишен мерзавец времен новейших ( un chenapan moderne). Салт. // 20-6 161. Какой ужасный удар в конце жизни, которую укоротит, наверно, она же, ну да лучше конец, чем эти мучения. И все это pour les beaux yeux d'un chenapan,- громко простонал он. Толст. Что я видел во сне. разве ему, этому шенапану, довольно его практики? Бобор. Китай-город 131. Слуга полетел с докладом к Роману Викентьевичу, который выбежал сам встретить старого приятеля. - Ну, здравствуй, здарвствуй, шенапан! В. Немирович-Данченко На разных дорогах. // СВ 1884 3 1 21. Дон-Цезарь не проповедник, он grand seigneur и chenapan .. <артист> Ленский, по нашему мнению, был недостаточно grand seigneur и не совсем chenapan - для того и для другого не хватило несколько черточек, которые найти и воспроизвести будет совсем не трудно талантливому артисту. РМ 1891 3 2 176. [Защокин :] А мы хоть и шенапаны. Бобор. Сытые. // Слово 1879 11 1 50. | Их <лотарингских крестьян>, как говорится в одном пространном документе, называют "шенапанами".. Они беспощадно расправляются с королевским солдатами и офицерами. Бродель Франциия 1 301. Ср. Шпана, шпанка. - Лекс. Уш. 1940: шенапан.
ШЕНАУЭР Отто - ШЕНА́УЭР (Schenauer) Отто (1844-1913), австрийский оружейник, конструктор, промышленник.
Шенауэр всю жизнь проработал на австрийских оружейных заводах. В 1868 году его пригласил Йозеф Верндл (см. ВЕРНДЛ Йозеф) на свое предприятие в Штейре. В 1889 году Шенауэр стал инспектором, а с 1896 года - техническим директором этого завода. Проявил себя как талантливый конструктор. Самое известное его изобретение - оружейный магазин с вращающимся барабаном.
ШЕНБЕЙН (Schonbein) Кристиан Фридрих (1799-1868) - немецкий химик, работал в Швейцарии. Открыл озон (1840), получил пироксилин (1845).
Шёнбейн Кристиан Фридрих (SchÖnbein) (1799-1868), немецкий химик, работал в Швейцарии. Открыл озон (1840), получил пироксилин (1845).
* * *
ШЕНБЕЙН Кристиан Фридрих - ШЕНБЕ́ЙН (Schonbein) Кристиан Фридрих (1799-1868), немецкий химик, работал в Швейцарии. Открыл озон (1840), получил пироксилин (1845).
Шёнберг (Schönberg) Дейвид (р. 1911), английский физик-экспериментатор. Ученик П. Л. Капицы. В 193637 работал в Москве в Институте физических проблем АН СССР. Труды по физике твёрдого тела, физике низких температур, сверхпроводимости, магнетизму. Исследовал зависимость магнитной восприимчивости от магнитного поля для многих металлов, построил теорию этого явления, исследовал глубину проникновения магнитного поля в сверхпроводник.
ШЕНБЕРГ (Schonberg) Арнольд (1874-1951) - австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы. Основоположник додекафонии. В 1933 эмигрировал в США. Протест против войны и нацизма отразил в кантате "Уцелевший из Варшавы" (1947). Оперы, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные произведения; музыкально-теоретические труды.
Шёнберг Арнольд (SchÖnberg) (1874-1951), австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы. Основоположник додекафонии. В 1933 эмигрировал в США. Протест против войны и нацизма отразил в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). Оперы «Счастливая рука» (1913), «Ожидание» (монодрама, 1909), «С сегодня на завтра» (1923), «Моисей и Аарон» (1932, не окончена); оратории, кантаты, в том числе «Песни Гурре» (1914); «Лунный Пьеро» (цикл мелодрам для голоса и инструментального ансамбля), симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1903), инструментальные концерты, 4 струнных квартета (1905-36), струнный секстет «Просветлённая ночь» (1899), вокальные сочинения, хоры. Музыкально-теоретические труды.
* * *
ШЕНБЕРГ Арнольд - ШЕНБЕРГ (Schonberg) Арнольд (1874-1951), австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы (см. НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА). Основоположник додекафонии (см. ДОДЕКАФОНИЯ). В 1933 эмигрировал в США. Протест против войны и нацизма отразил в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). Оперы, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные произведения; музыкально-теоретические труды.
ШЕНБЕРГ Арнольд (Schonberg, Arnold)
АРНОЛЬД ШЕНБЕРГ.
(1874-1951), австрийский композитор, часть жизни работавший в США; главный представитель и основатель одного из направлений современной "серьезной" музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностью звучания, - оно известно под названиями "атональной" или "12-тоновой" музыки (применяются также термины "додекафония" и "серийная техника"). Шенберг родился 13 сентября 1874 в Вене. До 1925 жил в основном в Вене. В 1925 стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине и работал там до 1933. Покинув Германию, он переехал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 - в университете Южной Калифорнии, с 1936 - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Умер Шенберг в Брентвуде (шт. Калифорния) 13 июля 1951. Шенберг был замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т.н. новую венскую школу), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А. фон Веберн, А. Берг, Э. Кшенек, Э. Веллес и Г. Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шенбергом в 1911 (Harmonielehre), произвел тем более сильное впечатление, что излагал традиционное учение о гармонии с точки зрения не школьного педагога, а действующего современного композитора. Истоки музыки Шенберга - в позднеромантическом искусстве Р.Вагнера, А.Брукнера, Р.Штрауса и Г.Малера. Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шенберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шенберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, Песен Гурре, Gurrelieder, для солистов, трех хоров и оркестра, 1910-1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шенберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет Просветленная ночь, Verklrte Nacht, ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шенберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с И. Брамсом. Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шенберга. Сочинения первого периода (ор. 1-10, 12-14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делает ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее. Метод состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется "рядом", или "серией". Для каждой композиции обычно избирается один "ряд", он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного "ряда". Остается перечислить принципиально важные сочинения Шенберга, кроме упомянутых выше, - симфоническая поэма для оркестра Пеллеас и Мелизанда (Pelleas und Melisande), ор. 5; Камерная симфония (Kammersymphonie) ор. 9; Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге "Книга висячих садов" (Fnfzehn Gedichte aus Stefan George's "Das Buch der hngenden Grten"), ор. 15; одноактная опера Счастливая рука (Die glckliche Hand), ор. 18; Шесть маленьких фортепианных пьес (Sechs kleine Klavierstcke), op. 19; Лунный Пьеро (Pierrot Lunaire) - двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21; Пять фортепианных пьес (Fnf Klavierstcke), ор. 23; Фортепианная сюита, ор. 25; квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31; Музыкальное сопровождение к киносцене (Begleitungsmusik zu einer Lichtspielszene), ор. 34; ор. 34; Ода Наполеону (Ode to Napoleon Buonaparte) для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.
ЛИТЕРАТУРА
Зарубежная музыка ХХ в. (Материалы и документы). М., 1975
- Австрийский император Франц Иосиф наотрез отказался установить в этом дворце телефон и неохотно разрешил провести электричество.
- Венская резиденция австрийских императоров, одно из важнейших архитектурных сооружений австрийского барокко.
- В этом дворце Вены туристам покажут и комнату Наполеона, и комнату, где родился Франц Иосиф.
- Зверинец возле этого дворца устроили ещё в XVI веке, но зоопарк ведёт официальную историю с визита императора Франца I в 1752 году.
ШЕНБРУНН - ШЕ́НБРУНН (Schoenbrunn), дворцово-парковый ансамбль на окраине Вены (см. ВЕНА), бывшая резиденция австрийских императоров. Один из крупнейших архитектурных памятников в Австрии.
В 1569 император Священной Римской империи Максимилиан II (см. МАКСИМИЛИАН II Габсбург)купил здешние земли для летнего отдыха и охоты. Нынешний дворец был заложен Леопольдом I под руководством архитектора И. Б. Фишера фон Эрлах (см. ФИШЕР ФОН ЭРЛАХ Иоганн Бернхард). Центральная часть дворца была построена за три года (в 1696-1699 гг.). При Марии Терезии (см. МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ) дворец был значителен переделан в стиле рококо (архитектор Н. Пакасси). При ней дворец стал центром Австрийской политической жизни и основным местопребыванием императорской фамилии. Император Франц Иосиф I (см. ФРАНЦ ИОСИФ I Габсбург) приложил немало усилий для того, чтобы сделать все во дворце предметами искусства. Дворцовый парк знаменит своими фонтанами и садовым лабиринтом.
В 1918, после свержения монархии, дворец был превращен в музей. В 1961 здесь прошла историческая встреча между Дж. Ф. Кеннеди и Н. С. Хрущевым. В 1996 Шенбрунн был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ШЕНБРУННСКИЙ ЗООПАРК - ШЕНБРУ́ННСКИЙ ЗООПА́РК (Tiergarten Schoenbrunn) (Венский зоопарк), старейший зоопарк в мире, располагается в Вене (см. ВЕНА) (Австрия (см. АВСТРИЯ)), близ дворцового ансамбля Шенбрунн (см. ШЕНБРУНН).
Основан в 1752 императором Францем I Лотарингским (см. ФРАНЦ I Лотарингский) и его супругой Марией Терезией. При его сыне императоре Иосифе II (см. ИОСИФ II Габсбург) были организованы специальные экспедиции в Африку и в Америку, значительно пополнившие коллекцию зоопарка. С 1828 в зоопарке содержатся жирафы. К началу Первой мировой войны в зоопарке содержалось свыше 3,5 тыс различных животных. По свержении династии Габсбургов (1918), зоопарк перешел в собственность австрийского государства, а в 1992 приватизирован. В феврале 1945, в конце Второй мировой войны, зоопарк подвергся массированной бомбардировке союзников, большинство животных погибло. Ушли годы на восстановление зоопарка. После приватизации началось его интенсивное развитие, новое руководство зоопарка стало уделять большее внимание развитию новых направлений. В 2004 в зоопарке был открыт Поляриум (павильон для животных-обитателей Арктики и Антарктики).
Шенбруннский зоопарк один из немногих, где содержатся большие панды (бамбуковые медведи). Зоопарк знаменит также своим тропическим павильоном, где воспроизведена природа тропических лесов Амазонки, и аквариумом, воспроизводящим флору и фауна Амазонки в период половодья.
В коллекции зоопарка насчитывается приблизительно 500 видов.
ШЕНБРУННСКИЙ МИР - ШЕНБРУ́ННСКИЙ МИР 1809 года (Венский мир 1809 года), договор между Францией и Австрией; подписан 14 октября в Шенбруннском дворце в Вене; завершил австро-французскую войну 1809. Австрия шла на значительные территориальные уступки Франции, обязывалась порвать отношения с Великобританией, присоединиться к континентальной блокаде, сократить армию. Условия Шенбруннского мира ликвидированы Венским конгрессом 1814-1815.
ШЕНБРУННСКИЙ МИР 1809 (Венский мир) - договор между Францией и Австрией; подписан 14 октября в Шенбруннском дворце в Вене; завершил австро-французскую войну 1809. Австрия шла на значительные территориальные уступки Франции, обязывалась порвать отношения с Великобританией, присоединиться к континентальной блокаде, сократить армию. Условия Шенбруннского мира ликвидированы Венским конгрессом 1814-1815.
Шёнбру́ннский мир 1809 (Венский мир), договор между Францией и Австрией; подписан 14 октября в Шёнбруннском дворце в Вене; завершил австро-французскую войну 1809. Австрия шла на значительные территориальные уступки Франции, обязывалась порвать отношения с Великобританией, присоединиться к континентальной блокаде, сократить армию. Условия Шёнбруннского мира ликвидированы Венским конгрессом 1814-15.
ШЕНГАВИТСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ - ШЕНГАВИ́ТСКОЕ ПОСЕЛЕ́НИЕ, эпохи энеолита (3-е тыс. до н. э.), у с. Шенгавит (ныне в черте г. Еревана). Жилища, мастерские, каменные, костяные, медные орудия, керамика.
ШЕНГАВИТСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ - эпохи энеолита (3-е тыс. до н. э.), у с. Шенгавит (ныне в черте г. Еревана). Жилища, мастерские, каменные, костяные, медные орудия, керамика.
ШЕНГЕЛАЯ Ариадна Всеволодовна - ШЕНГЕЛА́Я Ариадна Всеволодовна (урожд. Шпринк) (р. 13 января 1937, Ташкент), российская актриса театра и кино. Народная артистка Грузии (1979).
В 1960 окончила ВГИК (мастерская В. В. Белокурова (см. БЕЛОКУРОВ Владимир Вячеславович)). Играла в Русском драматическом театре имени Грибоедова в Тбилиси, с 1960 - актриса киностудии «Грузия-фильм», с 1980 - на Киностудии имени Горького в Москве. Первая роль актрисы в кино - Ирина Леднева в фильме «Екатерина Воронина» (1957). В конце 1950-х - начале 1960-х годов была одной из самых популярных актрис советского кино. Среди ее ролей: Татьяна Ларина в фильме-опере «Евгений Онегин» (1958, премия Всесоюзного кинофестиваля), Женя («Увольнение на берег», 1962), Вера Николаевна («Гранатовый браслет», 1964), княгиня («Выстрел», 1966), Хосефа («Гойя, или тяжкий путь познания», 1972), Маргарита («Чудаки», 1974). Кроме того, снималась в фильмах: «Белые ночи» (1959) «Не горюй» (1969), «Таланты и поклонники» (1973), «Возвращение Будулая» (1985), «Тишина» (1992), «Барышня-крестьянка» (1995).
Шенгела́я Георгий Николаевич (р. 1937), грузинский кинорежиссёр, актёр и сценарист, народный артист Грузинской ССР (1985). Сын Н. М. Шенгелая, брат Э. Н. Шенгелая. Фильмы: «Пиросмани» (1970), «Мелодии Верийского квартала» (1973), «Путешествие молодого композитора» (1985) и др.
* * *
ШЕНГЕЛАЯ Георгий Николаевич - ШЕНГЕЛА́Я Георгий Николаевич (р. 1937), грузинский кинорежиссер, актер и сценарист, народный артист Грузии (1985). Сын Н. М. Шенгелая. Фильмы: «Пиросмани» (1970), «Мелодии Верийского квартала» (1973), «Путешествие молодого композитора» (1985; приз «Серебряный медведь» Международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Смерть Орфея» (1996) и др.
ШЕНГЕЛАЯ Георгий Николаевич (р. 1937) - грузинский кинорежиссер, актер и сценарист, народный артист Грузии (1985). Сын Н. М. Шенгелая. Фильмы: "Пиросмани" (1970), "Мелодии Верийского квартала" (1973), "Путешествие молодого композитора" (1985) и др.
Шенгела́я Демна Константинович (1896-1980), грузинский писатель, академик АН Грузинской ССР (1969). Исторические и историко-революционные романы «Санавардо» (1926), «Бата Кекия» (1933), «Вдохновение» (1949). Повесть «Клад» (1958). Пьесы, литературоведческие труды.
* * *
ШЕНГЕЛАЯ Демна Константинович - ШЕНГЕЛА́Я Демна Константинович (1896-1980), грузинский писатель, академик АН Грузии (1969). Исторические и историко-революционные романы «Санавардо» (1926), «Бата Кекия» (1933), «Вдохновение» (1949). Повесть «Клад» (1958). Пьесы, литературоведческие труды.
ШЕНГЕЛАЯ Демна Константинович (1896-1980) - грузинский писатель, академик АН Грузии (1969). Исторические и историко-революционные романы "Санавардо" (1926), "Бата Кекия" (1933), "Вдохновение" (1949). Повесть "Клад" (1958). Пьесы, литературоведческие труды.
ШЕНГЕЛАЯ Леон Михайлович - Шенгела́я Леон Михайлович, см. Киачели Лео (см. КИАЧЕЛИ Лео)
Шенгела́я Николай Михайлович (1903-1943), кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Фильмы: «Элисо» (1928), «Двадцать шесть комиссаров» (1933), «Золотистая долина» (1937), «Родина» (1940) и др. Государственная премия СССР (1941).
* * *
ШЕНГЕЛАЯ Николай Михайлович - ШЕНГЕЛА́Я Николай Михайлович (1903-43), грузинский кинорежиссер и драматург, заслуженный деятель искусств России (1935). Фильмы: «Элисо» (1928), «Двадцать шесть комиссаров» (1933), «Золотистая долина» (1937), «Родина» (1940) и др. Государственная премия СССР (1941).
ШЕНГЕЛАЯ Николай Михайлович (1903-43) - грузинский кинорежиссер и драматург, заслуженный деятель искусств России (1935). Фильмы: "Элисо" (1928), "Двадцать шесть комиссаров" (1933), "Золотистая долина" (1937), "Родина" (1940) и др. Государственная премия СССР (1941).
Шенгела́я Эльдар Николаевич (р. 1933), грузинский кинорежиссёр, народный артист СССР (1988). Сын Н. М. Шенгелая, брат Г. Н. Шенгелая. Фильмы: «Белый караван» (1964, с Т. Г. Мелиава), «Необыкновенная выставка» (1969), «Чудаки» (1974), «Мачеха Саманишвили» (1978), «Голубые горы, или Неправдоподобная история» (1984). Государственная премия СССР (1985).
* * *
ШЕНГЕЛАЯ Эльдар Николаевич - ШЕНГЕЛА́Я Эльдар Николаевич (р. 1933), грузинский кинорежиссер, народный артист СССР (1988). Сын Н. М. Шенгелая. Фильмы: «Белый караван» (1964, с Т. Г. Мелиава), «Необыкновенная выставка» (1969), «Чудаки» (1974), «Мачеха Саманишвили» (1978), «Голубые горы, или Неправдоподобная история» (1984), «Экспресс-информация» (1993). Государственная премия СССР (1985).
ШЕНГЕЛАЯ Эльдар Николаевич (р. 1933) - грузинский кинорежиссер, народный артист СССР (1988). Сын Н. М. Шенгелая. Фильмы: "Белый караван" (1964, с Т. Г. Мелиава), "Необыкновенная выставка" (1969), "Чудаки" (1974), "Мачеха Саманишвили" (1978), "Голубые горы, или Неправдоподобная история" (1984). Государственная премия СССР (1985).
ШЕНГЕ́ЛИ Георг. Арк. (1894-1956) - поэт, переводчик, стиховед. Род. в г. Темрюк на Кубани, в семье адвоката. Учился в Керченской г-зии. Окончил юрид. ф-т Харьк. ун-та (1918). Печататься начал в 1909. Первые поэтич. кн. ("Розы с кладбища", 1914; "Зеркала потускневшие", "Лебеди закатные", обе - 1915; "Гонг", 1916) малосамостоятельны. После рев-ции Ш. - пред. Харьк. губ. лит. комитета, затем - комиссар иск-в в Севастополе. В 1922 переезжает в Москву. За "Трактат о рус. стихе" удостоен звания действ. чл. Гос. Акад. худож. наук. По приглашению В. Брюсов а читает курс энциклопедии стиха в Лит. ин-те. Осн. поэтич. кн. Ш. после рев-ции: "Раковина" (1922), "Норд" (1927), "Планер" (1935), "Избранные стихи" (1939). Для Ш. характерно обращение к истории: казнь Людовика XVI, франц. рев. 1830, Парижская коммуна. "Истории тяжеловесный ход" недавнего прошлого подсказывал и содержание поэм: "Девятьсот пятый" (1924); "Гарм" (1937); "Ушедшие в камень" (1937). Во мн. произв. Ш. сильно сатирич. начало, иронич. освещение прошлого (поэмы "Поручик мертвецов", 1919-21; "Пиротехник", 1931-33 и др.). Достоверность освещения прошлого достигается с помощью красочных подробностей, насыщенности предметами быта, зрительными впечатлениями, многосторонними знаниями. Это также свойственно лит. портретам Ш. - Л. Бетховена, Г. Р. Державина, Д. В. Давыдова, ген. А. П. Ермолова, А. С. Пушкина и др. Ш. - переводчик В. Гюго, Х. М. Эредиа, Леконта де Лилля, Ш. Бодлера, Э. Верхарна. Брошюра Ш. "Маяковский во весь рост" (1927) встретила отрицат. отношение критики. Помимо "Трактата о рус. стихе" (2-е перераб. изд. 1923) Ш. принадлежат ст. по стиховедению и ряд работ, проникнутых наивным убеждением, что писать стихи можно научиться ("Как писать статьи, стихи, рассказы", 1926; "Прак-тич. стиховедение", 1923; "Школа писателей", 1929). После большого перерыва вышла кн. поэм Ш. "Вихрь железный" (1988).
ШЕНГЕЛИ Георгий Аркадьевич - ШЕНГЕ́ЛИ Георгий Аркадьевич (1894-1956), русский поэт. Поэтические сборники «Розы с кладбища» (1914), «Гонг» (1916), «Еврейские поэмы» (1919), «Раковина» (1922) и др.; драматическая поэма «Броненосец «Потемкин» (1923). Книга поэм «Вихрь железный» (издана в 1988). В советскую эпоху известен в основном как переводчик (из Э. Верхарна (см. ВЕРХАРН Эмиль), В. Гюго (см. ГЮГО Виктор), Дж Байрона (см. БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон), П. Верлена (см. ВЕРЛЕН Поль), Ш. Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль) и др.) и теоретик стиха («Трактат о русском стихе», 1921; книга «Техника стиха», издана в 1960). Наследие до сих пор в полной мере не опубликовано.
ШЕНГЕЛИ Георгий Аркадьевич (1894-1956) - русский поэт. Поэтические сборники "Розы с кладбища" (1914), "Гонг" (1916), "Еврейские поэмы" (1919), "Раковина" (1922) и др.; драматическая поэма "Броненосец "Потемкин" (1923). книга поэм "Вихрь железный" (издана в 1988). В советскую эпоху известен в основном как переводчик (из Э. Верхарна, В. Гюго, Дж Байрона, П. Верлена, Ш. Бодлера и др.) и теоретик стиха ("Трактат о русском стихе", 1921; книга "Техника стиха", издана в 1960). Наследие до сих пор в полной мере не опубликовано.
ШЕНГЕЛИЯ Георгий Леванович (р. 1960) - российский кинорежиссер. Поставил жанровые фильмы "Менялы" (1992), "Стрелец неприкаянный" (1993), "Ехай!" (1995) и др.
м.
1. Страны, связанные Шенгенским соглашением; Шенгенская группа.
отт. Территория этих стран.
2. Соглашение европейских государств: Люксембурга, Бельгии, Франции, Нидерландов, ФРГ, Испании и Италии об отмене паспортного таможенного контроля на общих границах и создании единой таможенной и визовой зоны; Шенгенское соглашение.
3. Виза, дающая право свободного перемещения по территории всех стран, связанных Шенгенским соглашением; Шенгенская виза.
ШЕНГЕ́Н -а; м.
1. Разг. О государствах Европы, отменивших пограничный контроль внутри Шенгенской зоны.
2. О визовом разрешении на въезд в страны Шенгенской зоны. < Шенге́нский, -ая, -ое. Ш-ие страны. Ш-ое соглашение. Ш-ая зона (страны, передвижение между которыми осуществляется без пограничного и таможенного контроля). ● По названию города Шенген в Люксембурге, где рядом государств <Европейского союза> было подписано соглашение об отмене паспортного и таможенного контроля.
- Люксембургская деревушка, давшая название известной зоне.
- Как называется деревня в Люксембурге, где в 1985 году был подписан договор между Бельгией, Германией, Испанией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией и Францией?
14 июня 1985 в маленьком люксембуржском городке Шенген пять европейских государств (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия) подписали Шенгенское соглашение об отмене паспортного таможенного контроля. На сегодня соглашение подписали 30 стран, хотя де-факто оно действует в 25 из них.
Это: Австрия, Бельгия, Венгрия, Греция, Дания, Германия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Мальта, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Швейцария (присоединилась к соглашению 12 декабря 2008 года).
Правда, есть некоторые нюансы. Так, Норвегия, Исландия и Швейцария хоть и входят в Шенгенскую зону, но не являются членами Евросоюза.
Помимо 25 полноправных членов "Шенгена" есть еще пять стран, подписавших соглашение, но пока остающихся за пределами зоны. Паспортный контроль не был полностью отменён в Великобритании и Ирландии. В Болгарии, Румынии и на Кипре его отмена только планируется.
С вхождением 21 декабря 2007 года в Шенгенскую зону наших соседей (Литвы, Латвии и Польши) стоимость виз для белорусов в эти страны поднялась до 60 евро.
Шенгенская зона охватывает территорию в 4312099 кв.км, на которой проживают 450 млн человек.
шенге́нский (от Шенге́н; шенге́нские соглаше́ния, шенге́нская ви́за), но: Шенге́нская конве́нция, Шенге́нская зо́на, стра́ны Шенге́нской гру́ппы
ШЕНГЕНСКИЙ [< Shengen - имя собств.] - Ш. соглашение - введенный режим открытых границ между Бельгией, Германией, Испанией, Люксембургом, Нидерландами, Францией и Португалией. Предполагается присоединение к Ш. зоне других европейских стран.
ШЕНГЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1995 - ШЕНГЕ́НСКОЕ СОГЛАШЕ́НИЕ 1995 (март), о межвизовом пересечении границ стран Европы. Объединяет Бельгию, Германию, Испанию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию, Австрию, Грецию, Италию, Норвегию, Исландию, Швецию, Данию, Финляндию и Швейцарию.
Шёнгра́бенский бой - 4(16) ноября 1805, около деревни Шёнграбен (нем. SchÖngraben, Австрия), севернее г. Холлабрунн, во время русско-австро-французской войны 1805. Русский арьергард генерала П. И. Багратиона задержал превосходящие силы маршала И. Мюрата и обеспечил отход главных сил русской армии на Цнайм.
* * *
ШЕНГРАБЕНСКИЙ БОЙ - ШЕНГРА́БЕНСКИЙ БОЙ, 4(16).11.1805, около д. Шенграбен (нем. Schongraben, Австрия), севернее г. Холлабрунн, во время русско-австро-французской войны 1805. Русский арьергард генерала П. И. Багратиона задержал превосходящие силы маршала И. Мюрата и обеспечил отход главных сил русской армии на Цнайм.
ШЕНГРАБЕНСКИЙ БОЙ - 4(16).11.1805, около д. Шенграбен (нем. Schongraben, Австрия), севернее г. Холлабрунн, во время русско-австро-французской войны 1805. Русский арьергард генерала П. И. Багратиона задержал превосходящие силы маршала И. Мюрата и обеспечил отход главных сил русской армии на Цнайм.
Шендерович Виктор Анатольевич (р. 1958)
Писатель, телеведущий.
Афоризмы, цитаты -
Индивид в принципе способен на восхождение. У народных масс эта самая масса слишком велика для восхождения наверх. Зато для лавинообразного схода вниз - в самый раз. Поэтому Гете и Гейне идут поштучно, а счет кричавших "хайль" шел на миллионы. И в любом языке пропорции будут те же. - "Не люблю народ"
Народ не способен написать "Божественную комедию" - зато может изгнать с родины ее автора, а потом много веков подряд им гордиться. - "Не люблю народ"
Во все времена, а в смутные в особенности, надежда - на отдельного человека. На миллионы отдельных людей. - "Не люблю народ"
Народ присваивает себе гениев. - "Не люблю народ"
Когда человека хотят надуть, ему льстят. - "Не люблю народ"
Все полеты в исторические пропасти, какие помнит человечество, совершались коллективно, с флагами и предметами культа, с криками "ура". - "Не люблю народ"
Лишь бы каждый осознавал себя личностью, суверенитет которой в конечном счете важнее суверенитета страны; осознавал - человеком, а не крупицей народа, воином Аллаха, солдатом партии, проводником идей чучхе... - "Не люблю народ"
Как известно, если у каждого экспоната в Эрмитаже останавливаться по одной минуте, то на волю выйдешь только через восемь лет. А если от каждой голой тетки возвращаться к предыдущим, лучше не жить вообще. - "Арс лонга, вита бревис"
Много еще неизвестных страниц нашей истории ждет своего часа. - "Арс лонга, вита бревис"
Что день грядущий приготовит нам, то и съедим, коли не нас ам-ам. - "Ямбы"
Молчишь как рыба - запекают в тесте, а птицею взлетишь - стреляют влет. И сам не понимая, кто таков, под водочку идешь у едоков. - "Ямбы"
Мир огромен и непостижим! Уже сто лет кратчайшей между двумя точками может оказаться кривая! - "Вечерний выезд общества слепых"
Шендерович Виктор Анатольевич (р. 1958)
Биография
Родился 15 августа 1958 в Москве.
В детском саду узнал цену коллективизму. В 1975 году окончил без сожаления среднюю школу. По первому диплому - культпросветработник высшей квалификации, отчего до сих пор вздрагивает. В 1980 - 1982 служил в Советской Армии, где научился говорить матом. Выжил и демобилизовался, но до сих пор вздрагивает от словосочетания "священный долг". Пред тем как начать писать, некоторое время читал. С 1995 года вздрагивает при слове "Куклы". Надеется на лучшее. ("Объяснительная записка (Вместо биографии)", Шендерович В.А.)
В 1980 окончил Московский государственный институт культуры по специальности "режиссер самодеятельных театральных коллективов", в 1988 - ассисентуру-стажировку в Высшем театральном училище им. Щукина по специальности "педагог по сценическому движению". В течение 7 лет преподавал в ГИТИСе сценическое движение. Как наиболее интересный факт своей театральной деятельности, вспоминает работу над спектаклем "Нумер в городе NN" в качестве постановщика пластики (режиссер Фокин). Этот спектакль получил профессиональный приз "Золотая маска". С 1992 - член Союза Писателей. На телевидении - с 1992: сценарист документальных фильмов-портретов о Зиновии Гердте и Геннадии Хазанове, которые вышли на 1 канале Останкино. С 1995 - сценарист программы "Куклы". С 1997 художественный руководитель и ведущий программы "Итого". По его собственным словам, он - потомственный футбольный болельщик "Болею за "Спартак". Это у меня от отца и деда", и потомственный "враг народа". "У меня дед был "враг народа", и меня после 7 ноября коммунисты назвали так же". Недавно увлекся бильярдом. Предпочитает американский пул. Женат. Жена - журналист "свободного полета". Имеет дочь. Лауреат нескольких литературных премий в области юмора. Лауреат "ТЭФИ-96" в номинации "Событие года". 1996 - Лауреат премии "Золотой Остап".
Среди произведений - миниатюры для Геннадия Хазанова (1989), книги "Цветы для профессора Плейшнера" (1990), "В деревне Гадюкино опять дожди" (1993), "Семечки" (1995), "Театр одного Шендеровича" (1997), "Московский пейзаж" (1999).
I.
ШЕНЕ I нескл. chaîné. Имеющий вид цепи. Чудинов 1902. Вращение попеременно то на одной, то на другой ноге, выполняемое обычно в таком быстром темпе, что движения артиста подобны стремительному вращению заведенного детского волчка. Дешкова 59. Танцевать она <С. Н. Головкина> совсем не умела. Пируэты и шене крутила криво, но не падала. Плисецкая 88. Сделав пируэт или шене, можно сразу остановиться, а можно с маленьким приседанием. Тогда пируэт или шене, зазвучат богаче и остановка после их будет увереннее. Мессерер Танец 41. Все позы и движения классического танца - арабеск, аттитюд, тур, жете, шене .. и др., исполненные формально, ли как иногда говорят, в чистой, голой классической форме, являются лишь упражнением-экзерсисом. Захаров Зап. балетмейстера 200. Задание 5. Шене по кругу 24 такта с остановкой в любой позе. Ликование - радость; наконец-то свободен! С. Захаров Сочин. танца 111. Она расстраивается то невыворотностью, то круглой спиной, то шене на полупальцах. Октябрь 2002 8 123. - Лекс. Чудинов 1092: шене.
II.
ШЕНЕ II нескл. Chenay. Белое бургундское вино. Вавилов 1856. Чудинов 1902.
Шёнебек (SchÖnebeck), город в Германии, земля Саксония-Анхальт, порт на р. Эльба. 42 тыс. жителей (1991). Машиностроение, химическая, резиновая, пищевкусовая промышленность. Бальнеологический курорт (Зальцэльмен).
* * *
ШЕНЕБЕК - ШЕНЕБЕК (Schoenebeck), город в Германии, земля Саксония-Анхальт, порт на реке Эльба. Население 35,1 тыс человек (2004). Машиностроение, химическая, резиновая, пищевкусовая промышленность. Бальнеологический курорт (Зальцэльмен).
ШЕНЕБЕК (Schonebeck) - город в Германии, земля Саксония-Анхальт, порт на р. Эльба. 42 тыс. жителей (1991). Машиностроение, химическая, резиновая, пищевкусовая промышленность. Бальнеологический курорт (Зальцэльмен).
ШЕНИ́ЛЬ -и; ж. [франц. chenille]
1. Тяжёлая, напоминающая бархат, хлопковая ткань с двусторонним ворсом.
2. = Сине́ль (1 зн.).
◁ Шени́левый, -ая, -ое. Шени́льный, -ая, -ое.
ШЕНИЛЬ chenille. Шенель, шениль или синель. Косматая нитка из бахромочнаго шолку из бархатных снурков сделанная, и употребляется на украшение женских уборов. Ян. 1806. То же, что синель. Чудинов 1902. Гусеничная крученка. Коренблит 1934 3 1668. См. также Синель. Мантилей: одна мантилья серебряная с золотом; мантиль-ж из серебра и красных гирлянтов, мантилья из красной и белой шенильи. Васильчиков Сем. Разум. 1 30. Чепчики из иллюзионного тюлю с клетками по нем из бархаток или розовой шенили также очень милы. БДЧ 1849 98 7 305. ♦ Ковры-шениль. Гусеничные ковры, имитация аксминтерского ковра. Коренблит 1934 3 1668. - Лекс. Ян. 1806: шенель, шениль или синель; Текст. сл.: шениль.