Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гармония

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

ГАРМО́НИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia).

1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию Пушкин.

2. Благозвучие, стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма.

3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок.

|| Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-нибудь целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. «Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания Гончаров.

|| Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). «Каждый жест актрисы исполнен гармонии. Всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей Пушкин.

4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., прост.).

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

ГАРМОНИЯ - жен. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист муж. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника жен. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками.

Популярный словарь

Гармония

, ж.

1) только ед. Согласованность, стройное сочетание частей целого, взаимное соответствие.

Гармония красок.

Гармония чувств.

Гармония природы, ласкающая взоры людей, отражает небесное происхождение всех вещей (Даркевич).

Синонимы:

соразме́рность, стро́йность

Антонимы:

дисгармо́ния

2) В музыке: объединение тонов в созвучия, образующее гармоническое целое и придающее музыке особую выразительность, многоголосное сопровождение мелодии; раздел теории музыки, изучающий созвучия.

Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп.

Поверил я алгеброй гармонию (Пушкин).

Синонимы:

благозву́чность, мелоди́чность

Антонимы:

дисгармо́ния

Родственные слова:

гармони́чный, гармони́ческий, дисгармо́ния, гармони́ровать, гармонизи́ровать, гармонизова́ть

Этимология:

От немецкого Harmonie или французского harmonie. Первоисточник - греческое harmonia ‘связь’, ‘стройность’, ‘соразмерность’. В русском языке - с первой половины XVIII в. (первоначально как музыкальный термин).

Энциклопедический комментарий:

В древнегреческой философии гармония обозначала организованность космоса, противостоящую хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.

Энциклопедический словарь

ГАРМОНИЯ

1. ГАРМО́НИЯ, ; ж. [от греч. harmonia - связь, созвучие, соразмерность]

1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти средства. Законы гармонии. Г. многоголосия. Важнейший компонент гармонии - аккорд. Русская песенная г. Тенденции современной гармонии.

2. Благозвучие, стройность и приятность звучания; стройное, согласованное звучание, созвучие. Г. стихов. Звуки колоколов сливались в могучую гармонию.

3. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, свойств и т.п.). Г. красок. Душевная г. Законы мировой гармонии. * Всё в ней гармония, всё диво (Пушкин).

Гармони́ческий (см.).

2. ГАРМО́НИЯ, ; ж. Разг. = Гармо́нь. Играть на гармонии.

* * *

гармония - I

(греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного. См. также Гармония сфер, Предустановленная гармония.

II

выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия - аккорд. Гармония строится по определённым законам лада в многоголосной музыке любого склада - гомофонии, полифонии. Элементы гармонии - каденции и модуляции - важнейшие факторы музыкальной формы. Учение о гармонии - один из главных разделов теории музыки (см Музыковедение).

Большой энциклопедический словарь

ГАРМОНИЯ - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия - аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада - гомофонии, полифонии. Элементы гармонии - каденции и модуляции - важнейшие факторы музыкальной формы. Учение о гармонии - один из главных разделов теории музыки (см. Музыковедение).

-----------------------------------

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia - связь - стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного. См. также Гармония сфер, Предустановленная гармония.

Академический словарь

1)

, ж.

1. Благозвучие, стройность и приятность звучания.

Состав стихов подчинялся особенным требованиям гармонии. Добролюбов, Замечания о слоге и мерности народного языка.

- Пока есть жизнь, есть и музыка жизни. А она прекрасна и в гармонии, и в диссонансах. Вересаев, К жизни.

||

Созвучие, звучание.

Заливались и пели колокола, и звуки, сплетаясь в могучую, своеобразную гармонию, тихо колыхались и будто кружились в эфире. Короленко, В ночь под светлый праздник.

|| муз.

Название круга выразительных аккордов или созвучий, заключенных в каком. произведении или характерных для того или иного композитора.

Он подарил мне на память еще рукописный набросок одного варианта для конца своей Divina Comedia, с чрезвычайно красивыми, смелыми и оригинальными гармониями. А. Бородин, Мои воспоминания о Листе.

2. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, качеств и т. п.).

Гармония интересов.

Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей. Пушкин, Красавица.

Мы двигались по площади безлюдной - Какая площадь! в мире нет иной, Подобной - камни и вода, и чудный Фасад, и обелиск - все было - строй - Гармония. Полонский, Братья.

И в кажущемся хаосе окружавшего его мира он увидел, наконец, величайшие законы мировой гармонии, того созвучия всего и всех в мире, о котором говорили древнегреческие философы. Ферсман, Воспоминания о камне.

3. Раздел теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции.

4. Учебная дисциплина для учащихся музыкальных училищ и вузов.

[От греч. ‛αρμονία - связь, созвучие, согласие]

2)

, ж. разг.

То же, что гармоника (в 1 знач.).

И песню эту, могучую и вольную, вдруг подхватила звонкая саратовская гармония. Гладков, Вольница.

Энциклопедия Кольера

ГАРМОНИЯ - в музыке - одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов - в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха преобладает гармоническое письмо, а в фугах - контрапунктическое. Простейшая форма гармонического аккомпанемента - аккордовая, когда аккорды движутся в одном ритме с мелодией. Такая форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен. При более развитой и сложной мелодии гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены аккордов. При сопровождении мелодий в медленном или умеренном темпе нередко применяются арпеджио, т.е. "разложенные" аккорды, где тоны аккорда берутся по очереди, а не одновременно. Иногда в подобных случаях аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше). Предмет гармонии - прежде всего аккорды и их обращения (инверсии): трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенные септаккорды, увеличенные секстаккорды, доминантсептаккорды, нонаккорды и т.д. Конечно, в гармонии изучаются качества отдельно взятого созвучия, но большее значение имеет изучение последовательностей аккордов и законов, управляющих сочетанием созвучий. Особое внимание уделяется кадансам, т.е. завершениям гармонических последовательностей, а также модуляциям, т.е. переходам из одной тональности в другую. Кроме того, гармония касается и области контрапункта, точнее говоря, вертикальных созвучий, которые образуются при сочетании мелодических линийэтом случае учитываются проходящие звуки, задержания, альтерированные звуки и апподжиатуры - неприготовленные задержания).

Происхождение учения о гармонии. Термин "гармония" в специфически музыкальном смысле не синонимичен понятиям "благозвучие" или "созвучие"; он охватывает также "какофонию" и "диссонанс". Классическая гармония в том виде, в каком она представлена в музыке с конца 16 в. и описана Ж. Ф. Рамо в 18 в., отличается простотой и ясностью; в основе этой системы лежит трезвучие. Даже гармония 19 в., более сложная и насыщенная хроматизмами, остается в своих основах классической, и самые смелые аккордовые последовательности в музыке Р. Вагнера (1813-1883) могут рассматриваться как результат развития классических законов. Целотоновая аккордика К. Дебюсси (1862-1918) и других импрессионистов (т.е. аккордика, основанная на звукоряде из целых тонов: до - ре - ми - фа-диез - соль-диез - си-бемоль) вытекает из принципа доминантового нонаккорда. Смысл ее, однако, состоит прежде всего в том, что октава делится не на семь, а на шесть равных промежутков. Таким образом, аккордика импрессионистов вступает в особые отношения с общепринятой системой темперации. Увеличенное трезвучие (до - ми - соль-диез) является производным от целотонового звукоряда и так же, как он, основано на симметричном делении октавы. Еще один пример симметрии - уменьшенный септаккорд (до - ми-бемоль - фа-диез - ля). Аккорды такого типа играют важную роль при модуляциях или в случаях, когда композитору желательно создать эффект тональной неопределенности; они могут нотироваться разными способами и трактоваться как принадлежащие разным тональностям. Классическая аккордика основана на трезвучии - как геометрия Евклида покоится на определенных аксиомах. Но подобно тому, как существует неевклидова геометрия, существует и не-трезвучная аккордика. В соответствующих условиях увеличенные или уменьшенные аккорды могут звучать вполне устойчиво и не требовать разрешения в аккорды определенной тональности.

Постклассическая гармония. Для современного творчества характерен все больший отход от закономерностей классической гармонии. Так, А. Шенберг (1874-1951) постоянно употреблял гармонию, построенную по квартовому принципу, и эти созвучия (так же, как и целотоновые созвучия импрессионистов) имели свою логику организации. В результате созвучие типа соль - до - фа обретало статус тонического трезвучия в классической гармонии; от него могли строиться соответствующие многозвучные аккорды. Но даже при включении альтерированных тонов квартовая (или другая "сконструированная") гармония не может дать того разнообразия и богатства, которое предоставляет классическая терцовая гармония. Ранние додекафонные сочинения Шенберга не содержат оригинальной гармонической системы; в дальнейшем композитор экспериментировал с разными способами симметричного деления октавы. Другие авторы, не связанные с додекафонией, тоже проводили опыты по созданию новых типов аккордики. Если когда-нибудь будет принята иная система темперации (например, делящая октаву на 19 частей), то возникнет то же противоречие, пока не будет создана соответствующая новой темперации гармоническая система.

ЛИТЕРАТУРА

Способин И. В., Лекции по курсу гармонии. М., 1969 Холопов Ю. Н., Очерки современной гармонии. М., 1974 Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера. М., 1975 Этингер М. А., Раннеклассическая гармония. М., 1979

Гуманитарный словарь

ГАРМО́НИЯ (от греч. αρμονια - связь, скрепление, соглашение, порядок, лад, соразмерность, стройность) - 1) Одна из фундамент. категорий философии и эстетики. Означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо; неконфликтное соединение различного, единство противоположностей; внешнее выявление меры бытия, внутр. порядка, установление пропорциональности, симметрии и т. п. В греч. философии термин указывал на внутр. цельность реальности, наличие нерушимых связей, объединяющих отд. части Универсума. Понятие Г. - один из важнейших критериев эстетич. оценки худ. произв. Осн. характеристики Г. разработаны уже в античной эстетике и были присущи иск-ву Др. Греции и Рима. На разных этапах развития об-ва понятие Г. получало различные, как правило, дополняющие друг друга толкования. В изобразит. иск-ве Г. обозначает сочетание форм, взаимосвязь частей изображения. В архитектуре понятие Г. определяет соразмерность отд. частей здания, ансамбля и т. п. с целым, достигаясь единством пропорцион. соотношений, масштабного соответствия объекта и окружения.

2) В музыке Г. - это закономерное сочетание тонов в их одноврем. звучании, учение о правильном построении созвучий в композиции. В более широком смысле Г. означает благозвучие, стройность и приятность звуков.

3) Наряду с ладом - специфич. средство муз. языка. Применяется в обл. структурирования выразит. средств, становясь одной из составляющих звуковысотного аспекта муз. системы. "Сочетания муз. звуков бывают двоякие: такие, в к-рых звуки следуют один за другим, и такие, в к-рых они слышатся одновременно. Сочетания первого рода называются мелодией, сочетания второго рода - гармонией" (П. Чайковский). В соотношении звуковысоты муз. ткань характеризуется двумя осн. координатами: вертикалью (одновр. звучанием тонов) и горизонталью (последованием тонов друг за другом). Связи тонов по горизонтали реализуют мелодич. отношения; связи тонов по вертикали - отношения гармонические. Г. - система отношений тонов в их одновременном звучании, система созвучности.

Осн. конструктивный элемент гармонической системы - комплекс звуков. В простейшем виде это интервал, в б. сложном - созвучие, к-рое в процессе эволюции муз. яз. предстает в самых разл. модификациях. Формы созвучий многообразны: аккорды терцового строения, аккорды нетерцового строения (напр., квартаккорды), кластеры и др. Главенствующее положение в музыке занимают аккорды терцовой структуры, ставшие символом "золотого века" Г. от барокко до позднего романтизма и не утратившие своего значения до наших дней. Это имеет акустич. Обоснование: 6 нижних тонов натурального звукоряда, образующегося звучанием обертонов одной струны, входят в состав мажорного трезвучия, а 10 нижних тонов образуют доминантовый нонаккорд. Это показывает, что терцовая закономерность сочетания звуков в Г. заложена в самой физической природе образования звука. Сопряжение и взаимодействие мелодии и Г. сообщают музыке энергетич. импульс. Ведущая роль при этом может принадлежать то мелодии, то Г., что всегда стилистически обусловлено. Связь Г. и фактуры выражается в удвоении и регистровом расположении аккордовых звуков, в гармонической (или мелодической) фигурации, а в оркестровых и камерных сочинениях - в их инструментовке. Связь Г. и ритма выражается не только в ритмич. фигурации, но и в гармонич. пульсации, ритме смен гармоний.

Закономерности Г., как явления, разворачивающегося во времени, в полной мере выявляют себя в муз. форме, что можно видеть на следующих структурных уровнях: аккорды, гармонич. обороты, гармонич. пульсация, тональный план, т. е. последование тональностей, определяемое модуляционным движением.

Первые представления о Г. возникли в недрах теории музыки во времена Др. Греции. Основания Г. как науки были заложены в учении Дж. Царлино в 16 в. Этапы развития учения о Г. связаны с трудами Рамо в 18 в., в 19 в. - Ш. С. Кателя, Ф. Ж. Фетиса, Ф. О. Геварта, Ф. Э. Рихтера, в 20 в. - Г. Римана, Э. Курта, Ш. Кеклена, Ю. Хоминьского, композиторов А. Шенберга, П. Хиндемита, О. Мессиана и др.

В рус. музыкознании учение о Г. развивается в тесной связи с композиторским творчеством. Первые значит. труды по Г. (учебники) были написаны Чайковским и Римским-Корсаковым. Вопросы Г. затрагивались в статьях Г. А. Лароша, А. Н. Серова, В. В. Стасова. Важный этап в изучении Г. - работы ученых и композиторов А. С. Аренского, Р. М. Глиэра, Я. Витола, Н. А. Губерта, В. А. Золотарева, М. М. Ипполитова-Иванова, А. К. Лядова, Л. М. Рудольфа, Н. А. Соколова, Н. Ф. Соловьева, М. О. Штейнбера и др. Значит вклад в теорию Г. сделан Г. Л. Катуаром, И. В. Способиным, Ю. Н. Тюлиным, А. С. Оголевцом, Б. Л. Яворским, В. В. Протопоповым, Н. А. Гарбузовым, С. С. Скребковым, В. О. Берковым, А. Ф. Мутли, Н. Г. Привано, П. Б. Рязановым и др. Современные представления о Г. как науке связаны с трудами Ю. Н. Холопова, Т. С. Бершадской, Ю. Г. Кона, В. М. Цендровского и др.

4) Г - то же, что гармоника, гармонь.

Лит.: Рихтер Э. Учебник гармонии. СПб., 1868; Чайковский П. И. Рук-во к практическому изучению гармонии. Учебник. М., 1872; Римский-Корсаков Н. А. Учебник гармонии. Ч. 1-2. СПб., 1884-85; Его же. Практич. учебник гармонии. СПб., 1886; Риман Г. Систематич. учение о модуляции, как основа учения о муз. М., Лейпциг, 1898; Кастальский А. Д. Особенности нар.-рус. муз. системы. М., Пг., 1923; Катуар Г. Теоретич. курс гармонии. Ч. 1-2. М., 1924-25; Гарбузов Н. А. Теория многоосновности ладов и созвучий. Ч. 1-2. М., 1928-32; Берков В. О. Гармония. Учебник. Ч. 1-3. М., 1962-66; Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т. 1. Основные проблемы гармонии. М., 1966; Гуляницкая Н. С. Введение в совр. гармонию. М., 1984; Бершадская Т. С. Гармония как эл-т муз. системы. СПб., 1997.

Евразийская мудрость от А до Я.

ГАРМОНИЯ

(греч.-связь, стройность, соразмерность): философская и эстетическая категории, обозначающие органическую слаженность, соразмерность, "созвучие" частей в системе целого на основе определенных закономерностей, органическое единство многообразия. В античности гармония мыслилась как основная черта бытия вообще, как упорядоченность Космоса, противостоящая хаосу. Согласно греческому миросозерцанию, вместе с симметрией, порядком и мерой гармония составляет основу прекрасного. В эстетике Возрождения гармония считалась не только существенным признаком, но даже источником прекрасного. Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание гармонии, по-новому трактовала ее связь с прекрасным. В искусстве многообразие гармонических отношений зримо раскрывается через звуковую гармонию (аккорд, лад, стихотворный размер); через пропорции в архитектуре, выражающие соотношение частей и целого; через цветовую гармонию, построенную на закономерностях цветового круга; через композиционные закономерности и т. д.

Сборник слов и иносказаний

Поговорки

Орфографический словарь

Словарь ударений

Синонимы к слову гармония

Тезаурус русской деловой лексики

Антонимы к слову гармония

Идиоматика

Идеография

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. armonìa.

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

гармо́ния

стар. армония, Ф. Прокопович; см. Смирнов 81. Из польск. harmonia, которое через лат. harmonia восходит к греч. ἁρμονία; см. Горяев, ЭС 439.

История слов

Словарь древнегреческих имен

Словарь галлицизмов русского языка

ГАРМОНИЯ и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia.

1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и

не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая, совершеннейшая гармония. Искусные живописцы, знающие перспективную работу и гармонию в красках. 1765. Мин. жив. 37. Гармония - не только до композиции и расположения принадлежит, но и до красок во всякой картине! В расположении значит она соединение и связание фигур сходственно с сюжетом картины. В колере соединение, сличность, пристойные и на рассуждении основанные супротивления разных красок. Голицын Основания 1776. // Каганович 315. Императорская академия знает то верно, что римские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиями преимущества в рисунке, композиции, експрессии и драпери, а в колерах натуральных армонию и клер обскюр весьма были слабы. 1767. А. Лосенков // Каганович. Иной готов был, глядя на нее <Россети> вспомнить старые, вовсе незвучные стихи Востокова и воскликнуть: О, какая гармони/я В редкий сей ансамбль влита. Вяземский Из стар. зап. кн. // РА 1874 2 1338. || Согласованность действий, мыслей, чувств; взаимное согласие, единение, единство. Сл. 18. Безпрестанная же гармония души с телом, прямое согласие действий оныя с переменою сего .. доказывают взаимную связь. Брянцев 1790 14. Наталья .. все любила и всем наслаждалась - Алексей то же, и чувства их составляли восхитительную гармонию. Карамзин Нат. 227. Я спрашивал Политиков о тайне общественной гармонии в хижинах, селах и городах. Карамзин Переводы 6 97.

2. муз. Согласие, благозвучие, приятность звучания. Сл. 18. И так Мелодия представляет слуху приятную, а Армония богатую пищу. 1790. // Ливанова Муз. культ. 2 96. Музыкальному сочинителю нельзя не удивляться, как мог один слух без помощи письменной музыки довести наших простых слагателей песен до такого искусства в армонии. 1806. Н. А. Львов Предуведомление к собранию рус. песен. // Муз. эст. 18 229. Гармония, означая Науку об аккордах, есть слово родовое. Но гармониею же называют и аккорд, чтоб тем выразить действие оного, производимое на слух. Новый пример бедности музыка музыкального. Фетис Музыка 1833 57. Какой- то перерыв настал, Словно антракт в консерватории. Мелодий - нет. гармоний - нет, все устремляются в буфет. Б. Слуцкий. // Знамя 2002 9 21. || Стройность, благозвучность (языка, произведения). Сл. 18. Ломоносов .. первый открыл в нем <рус. языке> изящность, силу и гармонию. ВЕ 1802 5 289. В новых его пиесах надобно удивляться круглости, чистоте и гармонии, т. е. искусству в механизме Поэзии, или стихотворстве. Карамзин ПРП 1 225. | Как символ поэзии. Так житель Холмогор, стремясь вослед Пиндаров, Из недра вечных льдов гармонию воззвал. Поэты 309. - Норм. В начале 19 в. А. С. Шишков возражал против терминов: моральный, эстетический, эпоха, сцена, гармония, акция, энтузиазм, катастрофа, меланхолия, мифология, религия, рецензия, героизм и др. - "на бред похожий язык". Колесов 134. - Лекс. Вейсманн 1731: гармониа; Ян. 1803: гармония; Соколов 1834: гармо/ния; Сл. 18: гармо/ния, гармонинач. 18 в.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова гармония

Полезные сервисы

гармония (в музыке)

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гармония (в эстетике)

Энциклопедический словарь

ГАРМОНИЯэстетике) - ГАРМО́НИЯ (от греч. harmonia - созвучие, согласие, противоположность хаосу), в эстетике (см. ЭСТЕТИКА) - одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающую согласованность частей и уравновешенностью их напряженности. Гераклит (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) видел гармонию мира в его внутренне напряженном диалектическом единстве. Он говорил: «Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через вражду», т.е. через борьбу. Модель-образ гармонии - лук, у которого тетива стягивает в напряженное единство концы изогнутой деревянной палки. Этот образ гармонии тем более убедителен, что впервые гармоничный музыкальный звук услышал древний охотник, выпустивший стрелу. Отсюда родились все струнные инструменты и рождаемая ими гармония. «Нет красоты ни в чем без гармонии» (Платон (см. ПЛАТОН (философ))).

Полезные сервисы

гармония (область средств музыки)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гармония (соразмерность частей)

Энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

гармония 1

Толковый словарь Ожегова

ГАРМО́НИЯ 1, , ж.

Полезные сервисы

гармония 2

Толковый словарь Ожегова

ГАРМО́НИЯ 2, , ж. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.).

Полезные сервисы

гармония гласных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Лингвистические термины

Полезные сервисы

гармония гласных (сингармонизм)

гармония со смыком

гармония сфер

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Сборник слов и иносказаний

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы