-а, м. Стар. редк.
Отч.: Апо́ллович, Апо́лловна.
Производные: Апо́лка; А́па.
[От греч. apollymi - губить.]
-а, м. Стар. редк.
Отч.: Апо́ллович, Апо́лловна.
Производные: Апо́лка; А́па.
[От греч. apollymi - губить.]
-а, муж. Стар. редк.
Отч.: Аполлович, Аполловна.
Производные: Аполка; Апа.
Происхождение: (От греч. apollymi - губить.)
Возможно, потерянный (греч.).
17 (4) января - апостол Аполлос.
7 февраля (25 января) - преподобный Аполлос.
12 апреля (30 марта) - апостол Аполлос.
23 (10) июня - преподобный Аполлос. епископ.
4 мая (21 апреля) - мученик Аполлос.
27 (8) декабря - апостол Аполлос.
-я, м.; прост. Полина́рий, -я.
Отч.: Аполлина́риевич, Аполлина́риевна и Аполлина́рьевич, Аполлина́рьевна.
Производные: Аполлина́рка; Апо́ля; По́ля; Полю́ня; Полю́ша; Поля́на; А́па.
[От лат. Apollinaris (притяж. прил. к Apollōn) - Аполлонов.]
† 5 авг.
-я, муж.; прост. к Полинарий, -я.
Отч.: Аполлинариевич, Аполлинариевна и Аполлинарьевич, Аполлинарьевна.
Производные: Аполлинарка; Аполя; Поля; Полюня; Полюша; Поляна; Апа.
Происхождение: (От лат. Apollinaris (притяж. прил. к Apollon) - Аполлонов.)
Именины: 5 авг.
Аполлина́рий, -я, муж.
прост. Полинарий
От лат. Apollinaris (притяж. прил. к Apollon) - Аполлонов
отч. Аполлина́риевич, Аполлина́риевна и Аполлина́рьевич, Аполлина́рьевна
Производные: Аполлина́рка, Апо́ля, По́ля, Полю́ня, Полю́ша, Поля́на, А́па
см. тж Аполлинария, Полинарий
Именины: 05.08
АПОЛЛИНАРИЙ Младший - АПОЛЛИНА́РИЙ Младший (ок. 310 - 382/392), епископ г. Лаодикии, ученик Афанасия Александрийского (см. АФАНАСИЙ Александрийский). Защищал православное учение против ариан, однако в дальнейшем, выдвинув тезис о «единой воплощенной природе Бога Слова», стал основателем христологической ереси, осужденной на соборе в Риме (374-380) и на Вселенском соборе в Константинополе (381).
АПОЛЛИНАРИЙ Младший (ок. 310 - 382/392) - епископ г. Лаодикии, ученик Афанасия Александрийского. Защищал православное учение против ариан, однако в дальнейшем, выдвинув тезис о "единой воплощенной природе Бога Слова", стал основателем христологической ереси, осужденной на соборе в Риме (374-380) и на Вселенском соборе в Константинополе (381).
принадлежащая Аполону; Апполония; Полина, Полинария; Аполлинарка, Аполя, Поля, Полина, Полюня, Полюша, Поляна, Лина, Апа
-и, ж.; разг. Поли́на, -ы; прост. Полина́рия, -и.
Производные: Аполлина́рка; Апо́ля; По́ля; Поли́на; Полю́ня; Полю́ша; Поля́на; Ли́на; А́па.
[Женск. к Аполлинарий (см.).]
† 18 янв., 4 апр.
-и, жен.; разг. Полина, -ы; прост. к Полинария, -и.
Производные: Аполлинарка; Аполя; Поля; Полина; Полюня; Полюша; Поляна; Лина; Апа.
Происхождение: (Женск. к (см. Аполлинарий))
Именины: 18 янв., 4 апр.
Аполлина́рия, -и, жен.
разг. Полина
прост. Полинария
Женское к Аполлинарий
Производные: Аполлина́рка, Апо́ля, По́ля, Поли́на, Полю́ня, Полю́ша, Поля́на, Ли́на, А́па
см. тж Аполлинарий, Полинарий, Полинария, Полина
Именины: 18.01, 04.04
См. Полинария.
АПОЛЛИНЕР (Apollinaire) Гийом (наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий - Kostrowicki) (1880-1918), французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл "Жизнь посвятить любви", 1917) сочетает мужественную искренность, острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл "Бестиарий, или Кортеж Орфея", 1911) и радость ее приятия, противостояние утратам и времени (стихотворения "Мост Мирабо", 1912; "Алкоголи. 1898-1913", 1913). Сборники новелл "Ересиарх и К ." (1910). "Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916" (1918) - лирическая хроника трагического восприятия 1-й мировой войны, участником которой был Аполлинер. Раздумья о трагическом времени и личности - мистерия-буфф "Цвет времени" (1918, опубликована 1920).
Аполлине́р Гийом (Apollinaire), настоящие имя и фамилия Вильгельм Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicki), (1880-1918), французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл «Жизнь посвятить любви», 1917) сочетает острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911) и радость её приятия, противостояние утратам и времени (книга стихов «Алкоголи. 1898-1913», 1913). Сборник новелл «Ересиарх и К°» (1910), книга иронической прозы «Поэт убиенный» (1916). Экспериментировал с формой: сюрреалистическая драма «Сосцы Тиресия» (постановка 1917, издание 1918), графические стихи «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916» (1918) - лирическая хроника трагического восприятия 1-й мировой войны, участником которой был Аполлинер. Итоговые размышления о времени и личности - в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубликовано в 1920).
* * *
АПОЛЛИНЕР Гийом - АПОЛЛИНЕ́Р (Apollinaire) Гийом (наст. имя и фам. Вильгельм Альбер Владимир Александр Аполлинарий Костровицкий, Kostrowitsky) (26 августа 1880, Рим - 9 ноября 1918, Париж), французский писатель.
В поисках идентичности
Вильгельм, как называли его в семье, никогда не узнал тайну своего рождения и всю жизнь страдал от этого. Он был сыном польской аристократки и получил фамилию матери, а не своего предполагаемого отца Франческо д"Аспермонта. Италия, где мальчик провел первые шесть лет жизни, навсегда осталась для него романтической страной детских грез. В 1887 году Анжелика Костровицкая перебралась в княжество Монако вместе с двумя сыновьями (младший, Альбер, также был рожден вне брака) и отдала старшего в лицей Сен-Шарль. В этот период Вильгельм много читает и рисует, проявляет интерес к идеям анархизма и высказывается в поддержку Дрейфуса (см. ДРЕЙФУСА ДЕЛО). Он уже знает, что станет писателем, и безуспешно пытается опубликовать свои ранние сочинения. В апреле 1899 года семья переехала в Париж, лето братья провели в бельгийских Арденнах, где Вильгельм познал первую любовь и увлекся валлонским фольклором. Биографы считают эти бельгийские каникулы поворотным моментом в становлении писателя: именно в это время он создал начальную версию «Гниющего чародея» (1909). По возвращении в столицу Вильгельм берет уроки стенографии, работает литературным «негром», заводит полезные связи в журналистской среде. Псевдоним «Гийом Аполлинер» впервые появляется в сатирическом еженедельнике «Табарен», с которым писатель сотрудничал до 1902 года, когда улучшившиеся финансовые возможности позволили ему посетить Германию и Австро-Венгрию. Воспоминания об этом путешествии лягут в основу многих новелл сборника «Ересиарх и Кo» (1910). Устроившись на работу в банк, Аполлинер продолжал регулярно печататься в разных периодических изданиях. С 1903 года он трижды пытался завести собственный журнал («Фестен д"Ёзоп», «Ревю имморалист», «Леттр модерн»), но каждый раз дело ограничивалось несколькими номерами. Большое значение для него имело знакомство с Максом Жакобом (см. ЖАКОБ Макс) и Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), чьи эстетические идеи он принял безоговорочно. Постепенно Аполлинер становится заметной фигурой: его книга «Ересиарх и Кo» была выдвинута на Гонкуровскую премию (см. ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ), он стал вести постоянные рубрики в нескольких журналах и регулярно сотрудничать с «Библиотек де Кюрьё», где публиковались тексты эротического характера. Писатель составил около тридцати антологий и планировал издать свои комментарии отдельным томом, который вышел в свет уже после его смерти («Влюбленные дьяволы», 1964). В августе 1911 года он оказался замешан в скандальную историю, связанную с кражей «Джоконды» из Лувра: ему пришлось провести несколько дней в тюрьме Сантэ, но самым тяжким испытанием оказались ксенофобские нападки прессы. Аполлинер в подавленном состоянии уехал из Парижа, но именно в это трудное для себя время подготовил к выходу в свет свой первый поэтический сборник «Алкоголи. 1898-1913», куда вошли стихотворения разных лет; фронтиспис книги, в которой полностью отсутствовали знаки препинания, украшал портрет автора, выполненный Пикассо в кубистической манере. На этот же предвоенный 1913 год приходятся программные теоретические сочинения поэта - «Художники-кубисты», «Эстетические размышления», «Футуристическая антитрадиция».
Войну Аполлинер встретил с восторгом, считая ее воплощением современного понятия красоты. Он рвался на фронт с целью доказать, что является настоящим французом, и добился своего, попав сначала в артиллерийские войска, а затем в пехоту. Последние два года его жизни оказались очень насыщенными. 9 марта 1916 года он получил французское гражданство, 17 марта был ранен в голову осколком снаряда, 9 мая перенес трепанацию черепа, в октябре вышла вторая книга новелл «Убиенный поэт», в конце декабря группа молодых литераторов устроила банкет в честь мэтра нового направления в искусстве. 24 июня 1917 года состоялась премьера «сюрреалистической (см. СЮРРЕАЛИЗМ)» драмы «Сосцы Тиресия» (опубл. 1918), в ноябре Аполлинер выступил с лекцией «Новое сознание и поэты». Последним его прижизненным изданием стал сборник «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1918». Писатель умер от испанского гриппа, так и не узнав об окончании войны. Похороны состоялись 13 ноября в церкви св. Фомы Аквинского, где за полгода до этого Аполлинер обвенчался с Жаклин Кольб. Посмертно были опубликованы роман «Сидящая женщина» (1920) сборник рассказов «Меланхолический страж» (1952), драма «Цвет времени» (1920), переписка с Луизой де Колиньи-Шатийон «Послания к Лу» (1955).
В поисках новых смыслов
Творчество Аполлинера, восходящее к поэмам «чистых форм» Стефана Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан), пролагает путь к сюрреализму и лирическому эпосу XX века. Возродив старую технику «граффити (см. ГРАФФИТИ)» (надписей), писатель создает при помощи стихотворных строк рисунки - с целью придать поэзии не только временной, но и пространственный объем. Эпическое начало проявляется в стремлении вовлечь в поэтический опыт новый жизненный материал, в освоении сфер действительности, до сих пор считавшихся непоэтическими, во внедрении прозаизмов и разговорных элементов. В поэзию прорывается язык репортажа и газетной статьи, призванный передать мгновенные впечатления, стремительно сменяющие друг друга и связанные прихотливыми мимолетными ассоциациями, в которых тем не менее сохраняется единство настроения.
АПОЛЛИНЕР Гийом (Apollinaire, Guillaume)
(1880-1918), французский поэт, романист и драматург. Настоящая его фамилия Костровицкий (Kostrowitsky): по матери он был поляк, имя отца осталось неизвестным. Учился в лицее Сен-Шарль в Монако. В 1898 приехал в Париж, опубликовал первые стихи. В 1913 выпустил первый сборник - Алкоголи (Alcools). В его творчестве начального периода ощущается влияние символизма. Во время Первой мировой войны написал большую часть стихотворений, изданных в 1918 в сборнике Каллиграммы (Calligrammes). Войну поэт встретил восторженно, увидев в ней новейший апофеоз Красоты. Возродив старую технику "граффити" (надписей), он создавал рисунки при помощи стихотворных строк. Став глашатаем кубизма, Аполлинер познакомил публику с представителями нового направления в книге Художники-кубисты (Les Peintres cubistes, 1913). В число его прозаических произведений входят повесть Убиенный поэт (Le Pote assassine, 1916), роман Сидящая женщина (La Femme assise, опубл. 1920) и сборник рассказов Ересиарх и Ко (L'Heresiarque et Cie, 1910). В 1917 была поставлена его "сюрреалистическая драма" Сосцы Тиресия (Mamelles de Tirsias). Умер Аполлинер в Париже 9 ноября 1918.
ЛИТЕРАТУРА
Аполлинер Г. Стихи. М., 1967 Хартвиг Ю. Аполлинер. М., 1971 Голенищев-Кутузов И.Н. Гийом Аполлинер, его друзья и последователи. - В кн.: Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975 Аполлинер Г. Избранная лирика. М., 1985
Гийом Аполлинер.
АПОЛЛИНЕР (Apollinaire) Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий) (1880 - 1918), французский поэт. Лирика Аполлинера сочетает острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл "Бестиарий, или Кортеж Орфея", 1911) и радость ее приятия (цикл "Жизнь посвятить любви", 1917), противостояние утратам и времени ("Алкоголи. 1898 - 1913", 1913); экспериментировал с формой, в том числе графические стихи. "Каллиграммы..." (1918) - лирическая хроника трагического восприятия 1-й мировой войны, участником которой был Аполлинер. Сборник новелл "Ересиарх и К°" (1910).
= сущ. собств. греч. от Ἀπολλύων, - древнеевр. Аваддон - губитель. (Откр. 9, 11).
АПОЛЛОДОР (последняя треть 5 в. до н. э.) - древнегреческий художник, из Афин. По Плинию Старшему (римский ученый и писатель), получил прозвище скиограф, т. е. тенеписец, т. к. первый начал передавать тени и использовать полутона.
- Персонаж произведения английского драматурга Бернанда Шоу «Цезарь и Клеопатра».
- Древнегреческий филолог, религиовед, хронолог, автор «Хроники», «Мифологической библиотеки».
АПОЛЛОДОР (художник) - АПОЛЛОДО́Р (последняя треть 5 в. до н. э.), древнегреческий художник, из Афин. По Плинию Старшему (см. ПЛИНИЙ Старший) (римский ученый и писатель), получил прозвище «скиограф», то есть «тенеписец», так как первый начал передавать тени и использовать полутона.
Аполлодо́р Афи́нский (около 180 - после 119 до н. э.), эллинистический филолог, автор «Хроники» (от падения Трои до 119 до н. э.) - основного источника научных датировок. Дошедшая под его именем «Мифологическая библиотека» - поздняя компиляция I или II вв.
* * *
АПОЛЛОДОР Афинский - АПОЛЛОДО́Р Афинский (ок. 180 - после 119 до н.э.), эллинистический (см. ЭЛЛИНИЗМ) филолог, религиовед и хронолог, автор «Хроники» (от падения Трои, 1184, до 119 до н.э.) - основного источника наших датировок. Дошедшая под его именем «Мифологическая библиотека» (популярнейший учебник греческой мифологии в новое время) - поздняя компиляция 1 или 2 вв.
АПОЛЛОДОР АФИНСКИЙ (ок. 180 - после 119 до н.э.) - эллинистический филолог, религиовед и хронолог, автор "Хроники" (от падения Трои, 1184, до 119 до н.э.) - основного источника наших датировок. Дошедшая под его именем "Мифологическая библиотека" (популярнейший учебник греческой мифологии в новое время) - поздняя компиляция 1 или 2 вв.
АПОЛЛОДОР ДАМАССКИЙ - римский архитектор, расцвет деятельности которого приходится на первую четверть 2 в. н.э. Сирийский грек по происхождению, в 105 Аполлодор руководил строительством знаменитого моста Траяна через Дунай, после чего император пригласил его в Рим. Осуществленные Аполлодором постройки в Риме создали ему славу одного из наиболее прославленных архитекторов античности. Крупнейшее его достижение - форум Траяна, построенный в основном в 107-113. Это грандиозный комплекс, композиция которого включала арку парадного входа, окруженный колоннадами внутренний двор, многоколонную базилику Ульпия и симметричные здания двух библиотек, греческой и латинской, фасады которых были обращены к колоссальной колонне Траяна. Позднее Аполлодор пристроил к форуму Траяна обширный рынок. Аполлодор осуществил синтез принципов эллинистической архитектуры своей родины с римскими традициями. Согласно преданию, Аполлодор впал в немилость у преемника Траяна, императора Адриана, за суровую критику, которой он подверг архитектурные замыслы последнего. Император приказал сначала сослать, а затем и умертвить зодчего. Совершенство проекта римского Пантеона (ок. 125) заставляет многих исследователей предполагать, что Аполлодор принимал участие в его создании. До нашего времени дошел значительный фрагмент из книги Аполлодора Об осадном деле.
Аполлодо́р из Дамаска - римский архитектор и инженер 1-й половины II в. Построил грандиозный форум Траяна, одеон, цирк и термы Траяна в Риме, мост через Дунай.
* * *
АПОЛЛОДОР из Дамаска - АПОЛЛОДО́Р из Дамаска, древнеримский архитектор и инженер 1-й пол. 2 в. Построил грандиозный форум Траяна, одеон (см. ОДЕОН) , цирк и термы Траяна в Риме, мост через Дунай.
I м.
1. Сын Зевса, бог Солнца (в древнегреческой мифологии).
отт. Покровитель искусств, а в поэтической речи XIX в. - покровитель поэзии.
2. Употребляется как символ красивого, хорошо сложённого юноши или молодого мужчины.
II м.
Малая планета, открытая в 1932 г.
III м.
Литературно-художественный журнал, связанный с символизмом, позднее - с акмеизмом, издававшийся в Петербурге в 1909 - 1917 гг.
IV м.
Серия американских трёхместных космических кораблей.
Аполлон
-а, м.
1) В греческой мифологии: сын Зевса, бог солнца и мудрости, бог-воитель и покровитель искусств.
Синонимы:
Феб
2) перен. Хорошо сложенный красивый мужчина.
Синонимы:
Адо́нис, краса́вец
Этимология:
Греческое Apollon.
Энциклопедический комментарий:
Аполлон - один из наиболее сложных мифологических образов. Вероятно, культ Аполлона проник в Грецию, где распространился повсеместно, из Малой Азии. Затем из греческих колоний в Италии он проник в Рим. Первоначально Аполлон был божеством, связанным с культом производительных сил земли и отвращающим от людей беды и болезни. Позднее Аполлон стал отождествляться с богом солнца (его другое имя - Феб). Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона - древнегреческие статуи (известны и в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (скульптор Пракситель, IV в. до н. э.) и "Аполлон Бельведерский" (скульптор Леохар, IV в. до н.э.).
АПОЛЛО́Н -а; м. [греч. Apollōn].
1. [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: сын Зевса, бог солнца, покровитель искусств (изображается прекрасным златоволосым юношей с венком на голове и луком или кифарой).
2. Разг. О хорошо сложенном, красивом юноше, молодом мужчине.
3. Крупная дневная бабочка сем. парусников с чёрными и красными пятнами на белых крыльях.
* * *
Аполлон - I
Аполло́н
(Феб), в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (около 370 до н. э., скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (середина IV в. до н. э., скульптор Леохар).
II
Аполло́н
малая планета диаметром около 1 км, открыта К. Рейнмутом (Германия, 1932), обращается вокруг Солнца по вытянутой эллиптической орбите с периодом 1,81 года. Расстояние Аполлона от Солнца изменяется от 0,65 до 2,33 а. е. Сближается с Землёй до 0,1 а. е.
III
«Аполло́н»
литературно-художественный журнал, 1909-1917, Санкт-Петербург. Был связан с символизмом, позднее с акмеизмом.
IV
«Аполло́н»
серия американских 3-местных космических кораблей; программа их разработки и полётов. Основное назначение - доставка космонавтов на Луну; совершены также беспилотные полёты и полёты космонавтов вокруг Земли; модификации «Аполлона» использовались для доставки экипажей на орбитальную станцию «Скайлэб» и стыковки с советским космическим корпусом «Союз-19» по программе ЭПАС. Максимальная стартовая масса около 47 т, объём жилых отсеков 12,7 м3. В 1968-1975 запущено 15 космических кораблей с экипажем (всего 38 космонавтов), из них 6 «Аполлонов» успешно осуществили лунные экспедиции (в 1969-1972 на «Аполлоне-11, -12, -14, -17»). На Луну высаживались 12 космонавтов, первыми на «Аполлоне-11» Н. Армстронг, Э. Олдрин, 1969. Максимальное время пребывания на Луне 75 ч («Аполлон-17», 1972).
-----------------------------------
АПОЛЛО́Н -а; м. [греч. Apollōn].
1. [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: сын Зевса, бог солнца, покровитель искусств (изображается прекрасным златоволосым юношей с венком на голове и луком или кифарой).
2. Разг. О хорошо сложенном, красивом юноше, молодом мужчине.
3. Крупная дневная бабочка сем. парусников с чёрными и красными пятнами на белых крыльях.
* * *
аполло́н - бабочка семейства парусников. Крылья в размахе 7-9 см, белые, у вершин прозрачные, с чёрными и красными пятнами. Встречается преимущественно в горных районах Европы, Кавказа и Западной Сибири. Во многих странах, в том числе в России, охраняется.
АПОЛЛОН - бабочка семейства парусников. Крылья в размахе 7-9 см, белые, у вершин прозрачные, с черными и красными пятнами. Встречается преимущественно в горных районах Европы, Кавказа и Зап. Сибири. Во многих странах охраняется. В Красной книге.
-----------------------------------
АПОЛЛОН (Феб) - в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и "Аполлон Бельведерский" (сер. 4 в. до н. э., скульптор Леохар).
-----------------------------------
"АПОЛЛОН" - литературно-художественный журнал, 1909-17, Санкт-Петербург. Был связан с символизмом, позднее с акмеизмом.
-----------------------------------
АПОЛЛОН - малая планета диаметром ок. 1 км, открыта К. Рейнмутом (Германия, 1932), обращается вокруг Солнца по вытянутой эллиптической орбите с периодом 1,81 года. Расстояние Аполлона от Солнца изменяется от 0,65 до 2,33 а. е. Сближается с Землей до 0,1 а. е.
-----------------------------------
"АПОЛЛОН" - серия американских 3-местных космических кораблей; программа их разработки и полетов. Основное назначение - доставка космонавтов на Луну; совершены также беспилотные полеты и полеты космонавтов вокруг Земли; модификации "Аполлона" использовались для доставки экипажей на орбитальную станцию "Скайлэб" и стыковки с советским космическим кораблем "Союз-19" по программе ЭПАС. Максимальная стартовая масса ок. 47 т, объем жилых отсеков 12,7 м³. В 1968-75 запущено 15 космических кораблей с экипажем (всего 38 космонавтов), из них 6 "Аполлонов" успешно осуществили лунные экспедиции (в 1969-72 на "Аполлоне-11", -12, -14, -17). На Луну высаживались 12 космонавтов, первыми на "Аполлоне-11" Н. Армстронг, Э. Олдрин (1969). Максимальное время пребывания на Луне 75 ч ("Аполлон-17", 1972).
греч. миф.
1) Аполлон Бельведерский Леохара - римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (скульптор Александра Македонского).
2) Аполлон - древнегреческий бог солнца и света.
В греческой мифологии Аполлон - бог солнца, юности, поэзии, музыки, искусств. Обычно его изображали в виде прекрасного юноши. Переносно Аполлоном называют красивого молодого человека.
3) космические корабли "Аполлон"
Аполлон, а, м.
1. В античной мифологии бог солнца, покровитель искусств.
► И вдохновенья снова полный, Услышу ваш волшебный глас! Он свят для внуков Аполлона. // Пушкин. Евгений Онегин //
2. Статуя Аполлона.
АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ.
I.
бог солнца, поэзии, пения, изобретатель лиры
Ср. Как знать, и мне быть может,
Печать свою наложит
Небесный Аполлон.
А.С. Пушкин. Городок.
См. феб.
См. печать.
II.
Аполлон (Бельведерский)
иноск.: о мужской красоте (намек на статую Аполлона Бельведерского в Ватикане)
Ср. Лук звенит, стрела трепещет,
И клубясь издох Пифон,
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан,
Ты, соперник Аполлона,
Бельведерский Митрофан!
А.С. Пушкин. Эпиграмма.
В греческой мифологии Аполлон - бог солнца, юности, поэзии, музыки, искусств. Обычно его изображали в виде прекрасного юноши. Переносно Аполлоном называют красивого молодого человека.
Из древнегреческой мифологии. Аполлон - сын верховного бога Древней Греции Зевса, бог всех искусств и покровитель творческих людей, который одним своим появлением создает творческую атмосферу. Гомер о нем говорит так:
Входит в палаты он Зевса, в собрание прочих бессмертных.
Тотчас желанье у всех появляется песен и лиры.
Считался богом вдохновения и одним из его символов и использовался в этом качестве как в литературе, так и в изобразительном искусстве, где часто изображался диктующим, например, поэту стихотворные строки (картина французского художника XVII в. Никола Пуссена «Вдохновение поэта»). В том же смысле употреблял его образ и А. С. Пушкин («Поэт», 1827):
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон...
В руках он обычно держит или семиструнную лиру (согласно мифу, он еще и певец, и музыкант), или лук, как, например, Аполлон Бельве-дерский в известной бронзовой статуе работы древнегреческого скульптора Леохара (середина IV в. до н. э.), работавшего при дворе Александра Македонского. Ее мраморная копия (I в. до н. э.) установлена в Бельведере, одном из дворцов Ватикана, резиденции папы римского, отсюда и ее «личное имя» - Аполлон Бельведерский.
Иногда в руках Аполлона лук сменяет арфу, поскольку он также считался и богом света - лучезарным и светоносным, который уничтожает вокруг себя всё мрачное и уродливое, поражая его серебряными стрелами. Впервые он использовал это оружие вскоре после своего рождения,
когда застрелил свирепое чудовище, «для смертных погибель и ужас» (Гомер) - змея Пифона, обитавшего близ города Дельфы. Отсюда пушкинские строки:
Лук звенит, стрела трепещет,
И, клубясь, издох Пифон,
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Аполлон изображался в виде прекрасно сложенного юноши, считался эталоном мужской красоты и потому стал именем нарицательным для красивого, стройного молодого человека.
сущ., кол-во синонимов: 16
аполлинарий (3)
аполлоний (3)
астероид (579)
бабочка (201)
бог (375)
имя (1104)
искусство (45)
кифаред (6)
красавец (16)
музагет (3)
мусагет (3)
парусник (35)
планета (30)
покровитель (40)
феб (3)
цинтий (1)
см. красавец
См. бог...
-а, м.
Отч.: Аполло́нович, Аполло́новна; разг. Аполло́ныч.
Производные: Аполло́нушка; Аполо́ша; Апо́ла (Апо́ля); По́ля; А́ля.
[В античной мифологии: Аполлон - бог солнца, мудрости, искусства. Предположительно от греч. apollymi - губить.]
† 13 апр., 18 июня, 19 июля, 23 июля, 5 авг., 12 авг., 27 дек.
-а, муж.
Отч.: Аполлонович, Аполлоновна; разг. Аполлоныч.
Производные: Аполлонушка; Аполоша; Апола (Аполя); Поля; Аля.
Происхождение: (В античной мифологии: Аполлон - бог солнца, мудрости, искусства. Предположительно от греч. apollymi - губить.)
Именины: 13 апр., 18 июня, 19 июля, 23 июля, 5 авг., 12 авг., 27 дек.
греч. миф.
Аполлон - древнегреческий бог солнца и света.
В греческой мифологии Аполлон - бог солнца, юности, поэзии, музыки, искусств. Обычно его изображали в виде прекрасного юноши. Переносно Аполлоном называют красивого молодого человека.
русск. мужское имя
отч. Аполлонович, Аполлоновна
Аполинарий
Посвященный Аполлону, греч. божеству солнца и искусств.
13 апреля (31 марта) - преподобный Аполлоний Египетский.
18 (5) июня - мученик Аполлоний.
19 (6) июля, 23 (10) июля, 5 августа (23 июля), 12 августа (30 июля) в 27 (14)декабря - мученик Аполлоний.
Один из важнейших греческих богов, вечно юный и прекрасный бог Солнца, покровитель искусств, меткий лучник. По своим функциям культ Аполлона сливался с культами Гелиоса и Феба. Этимология имени Аполлона не раскрывается с позиций греческого языка, что свидетельствует о возможном малоазийском его. происхождении. Аполлон - брат-близнец Артемиды, которых Лето (Латона) родила от Зевса. Гера запретила твердой земле давать приют Латоне, и поэтому рождение близнецов произошло на плавучем острове Делос. В благодарность за приют на острове возник Дельфийский оракул, посвященный Аполлону. Аполлон быстро возмужал и скоро расправился со страшным Тифоном, опустошавшим окрестности Дельф. Аполлон участвовал в битве олимпийцев с гигантами и титанами. Нет никаких сведений о супруге Аполлона, хотя многие нимфы и земные женщины пользовались его благосклонностью и имели от него детей; в то же время он часто бывает отвергнут (вспомним, например, Дафну). Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис, которые, впрочем, рассматривались как ипостаси самого Аполлона. У Аполлона множество функций: он и пастух, и музыкант (кифару он получил от Гермеса в обмен на коров), и защитник от зла и болезней (считалось, что бог прекратил чуму во время Пелопоннесской войны). Из греческих колоний культ Аполлона проник в Рим, император Август объявил его своим покровителем и учредил в честь него вековые игры.
- «Министр культуры» среди олимпийских богов.
- Греческий бог, запущенный американцами в космос.
- Божественная бабочка.
- В честь какого древнегреческого бога проводились Пифийские игры - вторые по значимости после Олимпийских?
- Бог, обитавший на Парнасе.
- Именем какого бога называют красивого, великолепно сложенного мужчину?
- Бог-красавчик.
- Покровитель муз.
- Американский космический корабль.
- Бог, покровитель искусств в древнегреческой мифологии.
- Какому богу был посвящен знаменитый храм в Дельфах?
- В 1972 году в шестой полёт на Луну астронавты взяли с собой медальоны, украшенные головой этой античной статуи.
- Малая планета.
- На полотне Веласкеса этот единокровный братец работящего бога Вулкана явился в кузницу с неприятными новостями, мол, жена-то Венера Вулкану изменяет.
- В виде какого древнегреческого бога требовал изображать себя Людовик XIV?
- ... Бельведерский.
- У него много имен: Заступник, Отвратитель зла, Водитель муз, Целитель, Пастух, Попечитель, Любящий Дафну, а назовите самое известное его имя.
- Считалось, что во владении лирой ему не было равных.
- Дневная бабочка, обитающая в Европе.
- Кто убил огромного змея Пифона?
- Картина Александра Иванова «..., Гиацинт и Кипарис».
- Мост через реку Дунай в городе Братислава.
- Фильм Рона Ховарда «...-13».
- Футбольный клуб из Кипра.
- Имя русского поэта Майкова.
- Культ этого древнегреческого бога получил наибольшее распространение на острове Делос и в городе Дельфы.
- Картина французского живописца Николы Пуссена «... и Дафна».
- Персонаж оперы немецкого композитора Кристофа Глюка «Альцеста».
- Рассказ русского писателя Аркадия Аверченко.
- Сорт помидоров.
АПОЛЛОН (бабочка) - АПОЛЛО́Н, бабочка семейства парусников (см. ПАРУСНИКИ (бабочки)). Крылья в размахе 7-9 см, белые, у вершин прозрачные, с черными и красными пятнами. Встречается преимущественно в горных районах Европы, Кавказа и Зап. Сибири. Во многих странах охраняется. В Красной книге.
АПОЛЛОН (бог) - АПОЛЛО́Н (Феб), в греческой мифологии и религии сын Зевса (см. ЗЕВС), бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель (см. ПРАКСИТЕЛЬ Младший)) и «Аполлон Бельведерский» (см. АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ) (сер. 4 в. до н. э., скульптор Леохар (см. ЛЕОХАР)).
Аполлон Бельведерский.
Музей в Ватикане. Рим.
АПОЛЛОН (Феб), в греческой мифологии олимпийский бог, сын Зевса и Лето, целитель, пастух, музыкант (изображался с кифарой), покровитель искусств, прорицатель (оракул в Дельфах).
П. Перуджино. "Аполлон и Марсий". 1480-е гг. Лувр.
АПОЛЛОН (космический корабль) - «АПОЛЛО́Н», серия американских 3-местных космических кораблей; программа их разработки и полетов. Основное назначение - доставка космонавтов на Луну; совершены также беспилотные полеты и полеты космонавтов вокруг Земли; модификации «Аполлона» использовались для доставки экипажей на орбитальную станцию «Скайлэб» (см. СКАЙЛЭБ) и стыковки с советским космическим кораблем «Союз (см. СОЮЗ (космический корабль)) -19» по программе ЭПАС (см. ЭПАС). Максимальная стартовая масса ок. 47 т, объем жилых отсеков 12,7 м3. В 1968-75 запущено 15 космических кораблей с экипажем (всего 38 космонавтов), из них 6 «Аполлонов» успешно осуществили лунные экспедиции (в 1969-72 на «Аполлоне-11», -12, -14, -17). На Луну высаживались 12 космонавтов, первыми на «Аполлоне-11» Н. Армстронг (см. АРМСТРОНГ Нил), Э. Олдрин (см. ОЛДРИН Эдвин) (1969). Максимальное время пребывания на Луне 75 ч («Аполлон-17», 1972).
АПОЛЛОН (малая планета) - АПОЛЛО́Н (латинское название Apollo, код 1932 HA), малая планета (см. МАЛЫЕ ПЛАНЕТЫ) номер 1862, Аполлон (см. АПОЛЛОНЫ). Среднее расстояние до Солнца 1,47 а. е. (219,9 млн км), эксцентриситет орбиты 0,5599, наклон к плоскости эклиптики 6,4°. Период обращения вокруг Солнца 1,78 земных лет. Период обращения вокруг оси 3 сут 1 ч 33 мин. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 1,5 км. Масса 2х1012 кг.
Аполлон был открыт Карлом Вильгельмом Рейнмутом 24 апреля 1932, став самым первым из открытых Аполлонов. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в честь Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)).
АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ - АПОЛЛО́Н БЕЛЬВЕДЕ́РСКИЙ, статуя Аполлона - мраморная римская копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (см. ЛЕОХАР) (ок. 330-320 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан). Название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя. Долгое время считалась вершиной греческого искусства.
АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ - статуя, находящаяся в зале Бельведер в Ватикане. Римская копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (ок. 330-320 до н. э.). Долгое время считалась вершиной греческого искусства.
АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ
знаменитая мраморная статуя, которая находится в Бельведере, одном из зданий Ватиканского музея. Она была найдена в развалинах виллы Нерона в Антии (совр. Анцио) ок. 1500. Монторсоли, ученик Микеланджело, восстановил кисти рук, но сделал это неверно: в правой руке Аполлон должен был держать лавровый венок, в его левой руке был лук, на что указывает колчан за спиной Аполлона. Эти атрибуты в руках божества означали, что Аполлон карает грешников и очищает кающихся. Оригинал статуи создан, возможно, Леохаром, греческим скульптором 4 в. до н.э. Римская копия по стилю близка копии статуи Ганимеда того же Леохара. Известно, что статуя Аполлона работы Леохара стояла в Афинах перед храмом Аполлона Патрооса (Отчего). Многие считают, что ватиканская статуя не слишком хорошо воспроизводит оригинал, чересчур элегантна и суха; в Базеле хранится римская копия головы Аполлона, очевидно, более близкая к оригиналу.
АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ - древняя статуя Аполлона, находящаяся в Ватикане; один из лучших образцов древней скульптуры.
-я, м. Стар. редк.
Отч.: Аполло́ниевич, Аполло́ниевна и Аполло́ньевич, Аполло́ньевна.
Производные: Аполло́нушка; Аполо́ша; Апо́ля; По́ля.
[От греч. Apollōnios (притяж. прил. к Apollōn) - Аполлонов.]
† См. Аполлон
-я, муж. Стар. редк.
Отч.: Аполлониевич, Аполлониевна и Аполлоньевич, Аполлоньевна.
Производные: Аполлонушка; Аполоша; Аполя; Поля.
Происхождение: (От греч. Apollonios (притяж. прил. к Apollon) - Аполлонов.)
Именины: См. Аполлон
См. Аполлон.
1. АПОЛЛОНИЙ Пермский (ок. 260 - ок. 170 до н. э.) - греческий астроном и математик, ученик Евклида. В математике известен изучением конических сечений, иррациональных чисел, а в астрономии - теорией эпициклов, объясняющей видимое движение планет на небосводе.
2. АПОЛЛОНИЙ Родосский (3 в. до н. э.) - эпический поэт. В Риме пользовалась широкой популярностью его поэма «Аргонавтика», в которой он; отобразил любовные приключения, жанровые сценки, явления природы.
3. АПОЛЛОНИЙ Тралийский - греческий скульптор. Вместе с братом изваял скульптурную группу, изображавшую казнь Дирки братьями Амфионом и Зетом, частью которой являлась мраморная группа «Фарнезский бык», находящаяся сейчас в Неаполе.
4. АПОЛЛОНИЙ, сын Нестора - греческий скульптор 1 в. до н. э. Его резцу принадлежит Бельведерский торс, хранящийся сейчас в Ватикане; он создал известную медную статую кулачного бойца.
- Древнегреческий математик, астроном, ученик Евклида, построивший теорию эпициклов движения планет.
АПОЛЛОНИЙ Антинойский - АПОЛЛО́НИЙ Антинойский (ум. 286), христианский мученик, чтец, пострадавший в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 14 (27) декабря, в Католической, 6 июля.
АПОЛЛОНИЙ Антинойский (ум. 286) - христианский мученик, чтец, пострадавший в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 14 (27) декабря, в Католической 6 июля.
АПОЛЛОНИЙ Афинский - АПОЛЛО́НИЙ Афинский (нач. 1 в. до н. э.), древнегреческий скульптор, сын Нестора. Сигнатура этого мастера сохранилась на т. н. «Бельведерском торсе» (см. БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС) в Риме и бронзовой статуе кулачного бойца (Национальный музей, Афины).