ПСАЛТЫ́РЬ, ПСАЛТИ́РЬ (греч. ψαλτήριον от ψάλλω - петь, славить) - 1) Одна из книг Ветхого Завета, собрание хвалебных и молитвенных песнопений, составляющих существ. часть как ветхозаветного, так и новозаветного богослужения. Авторство этого сборника произв. древнеевр. дух. лирики традиция приписывает царю Давиду, однако он был составлен не ранее 6 в. до н. э. Из 150 псалмов 73 в евр. и 84 в греч. тексте носят имя этого царя. От пс. 10 до 148 нумерация евр. Библии опережает нумерацию Вульгаты, где пс. 9 и 10, также 114 и 115 соединены.
Согласно Несторовой летописи, П. была переведена на слав. язык св. Кириллом и Мефодием. С распространением христ-ва на Руси П. становится одной из самых любимых книг народа. По П. учились грамоте, без П. не обходились благочестивые книголюбы, П. читалась над покойниками, вся др.-рус. лит-ра переполнена ссылками на П. В Православной Церкви П. читается при каждом утреннем и вечернем богослужении и вся прочитывается в течение недели (в Великий пост - дважды в неделю), она служит первоисточником большинства утренних и вечерних молитв и большинства цер. молитвословий.
Типы исполнения псалмов в богослужении характеризуются большим разнообразием: сольный, хоровой, респонсорный, антифонный. Большая их часть - стихотворения монодические, т. е. предназначенные для произнесения нараспев одним голосом при струнном сопровождении, другие, наоборот, представляют собой хоровые гимны или хоровые плачи. Господствующий прием гимносложения - антифонный "паралеллизм" - парное сочетание двух перекликающихся предложений, из которых второе в новых словах подтверждает мысль или развивает образ первой. Большим богатством отличаются разновидности певческих традиций: мелизматическая, распевная, строго псалмодическая.
В европ. и рус. культуре неоднократно предпринимались опыты поэтич. переложения библейских текстов (напр. "Псалтырь царя и пророка Давида рифмами положенная"), "Псалтырь рифмотворная" (Симеона Полоцкого, музыку к к-рой сочинил В. П. Титов).
2) Струнный щипковый инструмент (псалтерий).