сущ., кол-во синонимов: 1
опухоль (336)
КУРБ courbe f. Опухоль на ногах у лошадей. Чудинов 1902. Вообще не должна быть принимаема лошадь .. хромая, с шпатом, с курбом. 1843. ПСЗ-2 18 (1 387). У него <скакуна> на правой задней ноге по скаковому суставу имелось некоторое утолщение. Утолщение это можно было вполне принять за курбочку (припухлость). Насибов 1973 70.
КУРБАН - муж., тул. кувшнп, татар. кумган, курск. кубган.
| Крупная бабка, выбираемая в битку;
| курск. коротыш, малыш, приземок, коропузик. Курбан или курбан-байрам, татар. молитвеный праздник, в десятый день третьего лунного месяца после уразы (поста). Бьют трехлетнюю скотину, но не лошадей, пируют, шкуру отдают мулам, кости сжигают в поле. Курбанный, к этому празднику относящийся
I курба́н
I. "кувшин", тульск. (Преобр.); "карапуз", курск., орл. (Преобр.); кубга́н, курск. (Даль). Возм., из кумга́н (см.). Менее вероятна контаминация слов ку́бок и коре́ц, вопреки Преобр. (I, 416).
II курба́н
II. "тат. религиозный праздник - 10-ый день третьего лунного месяца", также курба́н-байра́м, вост.-русск.; впервые др.-русск. курбанть-багрɪамъ (Афан. Никит.). Из тур., казах., кыпч., узб. kurban "жертва, жертвоприношение" (Радлов 2, 679; 962) и bairam "праздник жертвоприношения".
Мужское имя.
Жертва; приносящий себя в жертву, не щадящий себя; близость к Аллаху. Диалектальный вариант: Курман. Антрополексема.
м.
Мусульманский праздник жертвоприношения, приходящийся на 70-й день после Рамадана; итог уходящего года.
{{курба́н-байр{}а{}м}} Курба́н-байра́ма; м. [тюркск. от араб. kurban - жертва, причастие] [с прописной буквы]. Мусульманский весенний праздник жертвоприношения.
* * *
курба́н-байра́м (тюрк.), ид аль-адха (араб.), ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени курбан-байрама приурочивается хадж.
* * *
КУРБАН-БАЙРАМ - КУРБА́Н-БАЙРА́М (тюрк.), ид аль-адха (араб.), ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени Курбан-байрама приурочивается хадж, (см. ХАДЖ) когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина в память о жертвоприношении Ибрахима (Авраама (см. АВРААМ)). В этот день не только паломник, но и каждый имеющий средства мусульманин обязан принести жертву: одна треть мяса жертвенного животного обычно идет на праздничную трапезу, а остальное раздается беднякам.
Праздновать день жертвоприношения начинают с самого утра. До рассвета мусульмане совершают полное омовение, надевают лучшую одежду, совершают утреннюю молитву. Через некоторое время собираются в мечети на проповедь и праздничную молитву. После этого совершается обряд жертвоприношения. На протяжении всех праздничных дней принято читать Коран (см. КОРАН), вести благочестивые разговоры, делать подарки, посещать кладбища.
КУРБАН-БАЙРАМ (тюрк.) - ид аль-адха (араб.), ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени Курбан-байрама приурочивается хадж.
КУРБАН-БАЙРАМ (тюркское) (арабское - ид аль-адха), ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени Курбан-байрам приурочивается хаджж.
КУРБАН-БАЙРАМ [тюркск.] - у мусульман: ежегодный праздник жертвоприношения, отмечаемый 10-го числа 120-го месяца мусульманского лунного календаря. Ко времени К. приурочивается паломничество (ХАДЖ) в Мекку или Медину.
Мужское имя.
Имя, образованное путем присоединения к слову курбан (см.) обращательно-назывного аффикса -ай.
Ребенок, родившийся в месяце, предшествующем празднику жертвоприношения Курбан-байрам. Диалектальные варианты: Курманай, Курмай, Курман, Курманак, Курмак, Курмый, Курби, Курмаш.
КУРБАНАЛЕЕВ КУРМАНАЛЕЕВ
Курбаналеевы (Курманалеевы). Скорее всего, выходцы из казанских татар, для языка которых, как и для ногайского, характерен переход звука "б" в "м". Известен также казанский князь Курман-Али, один из руководителей восстания казанских людей в 1552 - 1554 гг., взятый в плен в 1554 году и убитый русскими карателями (ПСРЛ, 29, с. . 233). Курманалеевы записаны в российское дворянство в 1686 году (ОГДР, V, с. 121). Фамилия от тюрко - мусульманского корбанали "пожертвованный богу" (Гафуров 1987, с. 158)..(СТ)
КУРБАНАЛЕЕВЫ
(КУРМАНАЛЕЕВЫ). Скорее всего, выходцы из казанских татар, для языка которых, как и для ногайского, характерен переход звука "б" в "м". Известен также казанский князь Курман - Али, один из руководителей восстания казанских людей в 1552 - 1554 гг., взятый в плен в 1554 году и убитый русскими карателями (ПСРЛ, 29, с. . 233). Курманалеевы записаны в российское дворянство в 1686 году (ОГДР, V, с. 121). Фамилия от тюрко - мусульманского корбанали "пожертвованный богу" (Гафуров 1987, с. 158).
Мужское имя.
Курбан (см.) + бай (хозяин; состоятельный, влиятельный человек, господин). Диалектальный вариант: Курманбай.
Курбаннепе́сов Керим (1929-1988), писатель, народный писатель Туркменской ССР (1967). Поэтические сборники «Состязание» (1972), «Жизнь» (1975), «Земля» (1978), «На половине пути» (1979), поэмы; переводы. Многие стихи стали народными песнями.
* * *
КУРБАННЕПЕСОВ Керим - КУРБАННЕПЕ́СОВ Керим (1929-88), туркменский писатель, народный писатель Туркмении (1967). Поэтический сборник «Состязание» (1972), «Жизнь» (1975), «Земля (1978), «На половине пути» (1979), поэмы; переводы. Многие стихи стали народными песнями.
КУРБАННЕПЕСОВ Керим (1929-88) - туркменский писатель, народный писатель Туркмении (1967). Поэтический сборник "Состязание" (1972), "Жизнь" (1975), "Земля (1978), "На половине пути" (1979), поэмы; переводы. Многие стихи стали народными песнями.
КУРБАНОВ
Курбан - тюркское имя из арабского слова со значением "жертва", "жертвоприношение". В русских говорах курбан - кувшин, а в применении кчеловеку - коротыш, малыш. (Ф)
Курба́нов Сухроб Усманович (р. 1946), таджикский живописец, народный художник СССР (1990). Крупномасштабные, насыщенные изобразительными элементами (подчас символического звучания) композиции с чётко разработанной ритмикой цвета и линии (триптих «Мыслю - значит существую», масло, 1985).
* * *
КУРБАНОВ Сухроб Усманович - КУРБА́НОВ Сухроб Усманович (р. 1946), таджикский живописец, народный художник СССР (1990). Крупномасштабные, насыщенные изобразительными элементами (подчас символического звучания) композиции с четко разработанной ритмикой цвета и линии (триптих «Мыслю - значит существую», масло, 1985).
КУРБАНОВ Сухроб Усманович (р. 1946) - таджикский живописец, народный художник СССР (1990). Крупномасштабные, насыщенные изобразительными элементами (подчас символического звучания) композиции с четко разработанной ритмикой цвета и линии (триптих "Мыслю - значит существую", масло, 1985).
Курба́нова Окума Аббас Алы кызы (1913-1988), актриса, народная артистка СССР (1965). С 1938 в Азербайджанском театре им. Азизбекова (Баку).
* * *
КУРБАНОВА Окума Аббас Алы кызы - КУРБА́НОВА Окума Аббас Алы кызы (1913-88), азербайджанская актриса, народная артистка СССР (1965). С 1938 в Азербайджанском театре им. Азизбекова (Баку).
Курбансаха́тов Курбандурды (1919-1992), писатель, народный писатель Туркменской ССР (1990). Стихи, поэмы; сборники повестей и рассказов о современности «Сердце - не камень» (1958), «Сорок монет» (1961), «Родной человек» (1965); роман о туркменском ауле «Тойли Мерген» (1970). Пьесы; киносценарии.
* * *
КУРБАНСАХАТОВ Курбандурды - КУРБАНСАХА́ТОВ Курбандурды (1919-92), туркменский писатель, народный писатель Туркменистана (1990). Стихи, поэмы; сборник повестей и рассказов о современности «Сердце - не камень» (1958), «Сорок монет» (1961), «Родной человек» (1965); роман о туркменском ауле «Тойли Мерген» (1970). Пьесы; киносценарии.
КУРБАНСАХАТОВ Курбандурды (1919-92) - туркменский писатель, народный писатель Туркменистана (1990). Стихи, поэмы; сборник повестей и рассказов о современности "Сердце - не камень" (1958), "Сорок монет" (1961), "Родной человек" (1965); роман о туркменском ауле "Тойли Мерген" (1970). Пьесы; киносценарии.
КУРБАС Лесь - КУ́РБАС Лесь (Александр Степанович) (1887-1937), украинский режиссер, актер, педагог, народный артист Украины (1925). Реформатор украинского театра. Организатор и руководитель трупп «Молодой театр» (1917), «Березiль» (1922; ныне Украинский театр им. Шевченко, Харьков). Поставил спектакли: «Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко (1920), «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло» (1929), «Маклена Граса» М. Г. Кулиша (1933), «Диктатура» И. К. Микитенко (1930) и др. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
КУРБАС Лесь (Александр Степанович) (1887-1937) - украинский режиссер, актер, педагог, народный артист Украины (1925). Реформатор украинского театра. Организатор и руководитель трупп "Молодой театр" (1917), "Березiль" (1922; ныне Украинский театр им. Шевченко, Харьков). Поставил спектакли: "Гайдамаки" по Т. Г. Шевченко (1920), "Народный Малахий" (1928), "Мина Мазайло" (1929), "Маклена Граса" М. Г. Кулиша (1933), "Диктатура" И. К. Микитенко (1930) и др. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Ку́рбас Лесь (Александр Степанович) (1887-1937), режиссёр, актёр, педагог, народный артист УССР (1925). Реформатор украинского театра. Организатор и руководитель трупп «Молодой театр» (1917), «Березiль» (1922; ныне Украинский театр им. Шевченко, Харьков). Поставил спектакли: «Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко (1920), «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло» (1929), «Маклена Граса» М. Г. Кулиша (1933), «Диктатура» И. К. Микитенко (1930) и др. Необоснованно репрессирован.
Ку́рбас Лесь (Александр Степанович) (18871937), режиссёр, актёр, педагог, народный артист УССР (1925). Реформатор украинского театра. Организатор и руководитель трупп «Молодой театр» (1917), «Березиль» (1922; ныне Украинский театр имени Т. Г. Шевченко, Харьков). Постановки: «Гайдамаки» по Шевченко (1920), «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло» (1929), «Маклена Граса» М. Г. Кулиша (1933), «Диктатура» И. К. Микитенко (1930) и др. Для Курбаса характерно тяготение к форме народной трагедии и игре-гротеску; значительная роль отводилась пластике, вокалу, использовались кинофрагменты и др. Репрессирован.
КУРБАС Лесь (Александр Степанович) (1887 - 1937), режиссер, актер, педагог. Реформатор украинского театра. Организатор и руководитель труппы "Молодой театр" (1917), театра "Березiль" (1922; позднее украинский театр имени Т.Г. Шевченко, Харьков). Поставил: "Гайдамаки" по Шевченко (1920), "Народный Малахий" (1928), "Мина Мазайло" (1929) и "Маклена Граса" (1933) М.Г. Кулиша и другие. Искусство Курбаса вобрало в себя элементы символизма, экспрессионизма и украинского сценического романтизма. Как режиссер тяготел к форме народной трагедии и к игре-гротеску, значительную роль отводил зрелищной стороне, пластике, вокалу, использовал кинофрагменты и другие. Репрессирован.
Курба́ткин Геннадий Павлович (р. 1930), геофизик, член-корреспондент РАН (1976). Труды по численному моделированию динамики атмосферных процессов, теории общей циркуляции атмосферы и долгосрочных прогнозов погоды.
* * *
КУРБАТКИН Геннадий Павлович - КУРБА́ТКИН Геннадий Павлович (р. 1930), российский геофизик (см. ГЕОФИЗИКА), член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1976). Труды по численному моделированию динамики атмосферных процессов, теории общей циркуляции атмосферы (см. ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ) и долгосрочных прогнозов погоды (см. ПРОГНОЗ ПОГОДЫ) .
КУРБАТКИН Геннадий Павлович (р. 1930) - российский геофизик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1976). Труды по численному моделированию динамики атмосферных процессов, теории общей циркуляции атмосферы и долгосрочных прогнозов погоды.
КУРБАТОВ
Предки нынешних носителей фамилий Курбас, Курбаткин, Курбатов, Курбатый, Курбский, Курбышев, должно быть, были малорослыми толстячками, поскольку древнерусское имя Курбат в пензенских, владимирских, казанских говорах имело именно такое значение. Курбышкин - «родственник» Курбатова, но весьма отдаленный, так как курбышка означала малый хлеб, хлебец. А вот Курбанов мог иметь двоякое происхождение: либо то же, что и Курбатов, поскольку в курских говорах встречается это слово в значении ‘коротыш, приземок’; либо его корни в тюркских языках. Курбан, или курбан-байрам, - это татарский молитвенный праздник, и слово переводится как ‘жертвенный’. Близкая по звучанию фамилия Курманов, скорее всего, образовалась от слова курма, что в северных говорах означало рыболовное устройство, сеть мешком, укрепленную на кольях. Этим словом назывался и плод финиковой пальмы. В. И. Даль в своем Словаре живого великорусского языка упоминает это слово в значении «шуба» (бытовало на китайской границе).
КУРБАТОВ
В русских говорах курбат, курбатый - малорослый толстяк, толстый, круглый человек. Как личное имя Курбат было в старину широко распространено: в писцовых книгах XVI в. встречаем Курбата Волкова, Курбата Голостеева, Курбата Очкасова и многих других носителей этого имени. (Ф) Дворянская фамилия Курбатов датируется в гербовнике 1873 г. , происходит из тюркского слова со значением "коротость. близость, родство". (Б) Курбатовы. В XVI веке известно несколько таких фамилий и все они связаны с выходцами из тюркской среды: Курбатовы - крепостные Шереметевых (РБС, IX, с. 583); в 1559 году - Пятый Злобин Курбатов и во второй половине XVI века Иван Иванович Загряжский Курбатов (Веселовский 1974, с. 172). Фамилия от арабо-мусульманского курбат "близкий к богу" (Гафуров 1987, с. 158) или от тюркского карбат "низкорослый" (Баскаков 1979, с. 251). В последующем - крупные чиновники, учёные, писатели. Фамилия до сих пор сохраняется у казанских татар. . (СТ)
КУРБАТОВ
Предки нынешних носителей фамилий Курбас, Курбаткин, Курбатов, Курбатый, Курбский, Курбышев, должно быть, были малорослыми толстячками, поскольку древнерусское имя Курбат в пензенских, владимирских, казанских говорах имело именно такое значение. Курбышкин - «родственник» Курбатова, но весьма отдаленный, так как курбышка означала малый хлеб, хлебец. А вот Курбанов мог иметь двоякое происхождение: либо то же, что и Курбатов, поскольку в курских говорах встречается это слово в значении ‘коротыш, приземок’; либо его корни в тюркских языках. Курбан, или курбан-байрам, - это татарский молитвенный праздник, и слово переводится как ‘жертвенный’. Близкая по звучанию фамилия Курманов, скорее всего, образовалась от слова курма, что в северных говорах означало рыболовное устройство, сеть мешком, укрепленную на кольях. Этим словом назывался и плод финиковой пальмы. В. И. Даль в своем Словаре живого великорусского языка упоминает это слово в значении «шуба» (бытовало на китайской границе).
Курба́тов Алексей Александрович (? - 1721), государственный деятель, из крепостных крестьян. В 1699 подал проект о введении гербовой бумаги для увеличения доходов казны. С 1711 вице-губернатор Архангельской губернии. В 1714 обвинён во взяточничестве и отстранён от должности. Умер под следствием.
* * *
КУРБАТОВ Алексей Александрович - КУРБА́ТОВ Алексей Александрович (?-1721), российский государственный деятель, из крепостных крестьян. В 1699 подал проект о введении гербовой бумаги для увеличения доходов казны. С 1711 вице-губернатор Архангельской губ. В 1714 обвинен во взяточничестве и отстранен от должности. Умер под следствием.
КУРБАТОВ Алексей Александрович (?-1721) - российский государственный деятель, из крепостных крестьян. В 1699 подал проект о введении гербовой бумаги для увеличения доходов казны. С 1711 вице-губернатор Архангельской губ. В 1714 обвинен во взяточничестве и отстранен от должности. Умер под следствием.
КУРБА́ТОВ Вл. Як. (1878-1957) - химик, искусствовед, историк архитектуры Петербурга. Учился на естеств. отделении физ.-математич. ф-та Петерб. ун-та. Дипломная работа К. в 1900 была удостоена Бутлеровской премии, а сам он оставлен при ун-те для подготовки к профессорскому званию. К. - чл. Рус. физ.-хим. об-ва (с 1901). В 1905 работал в лаборатории Ле Шателье в College de France и Ecole des mines над строением закаленной стали. В 1908 поступает на службу в Петерб. технологич. ин-т, где вскоре возглавляет лабораторию физич. и коллоид. химии. С 1922 заведует основанной им кафедрой физич. химии. К. - автор кристалло-полиамфионной теории растворов (1925). В 1934 защищает докт. дисс.
Одновременно с научной и педагогич. деят-ностью в области химии К. в 1910-20-е гг. участвует в архит. и историч. съездах, публикует свои основные работы по истории архитектуры, садово-паркового искусства, музейному делу, охране памятников. К. - один из основателей и член дирекции музея "Старый Петербург" (1907), сотрудник ж. "Зодчий", "Старые годы", "Аполлон" и др. После Окт. рев-ции работал в системе Наркомпроса в органах охраны памятников иск-ва. В 1918 чл. Комиссии по приему церковных ценностей из домовых церквей, затем комиссар и зав. отделом садов и парков. К. - один из инициаторов создания Музея города (1918) и об-ва "Старый Петербург" (1921), проф. Зубовского ин-та истории иск-в (1920-30) и Ленингр. технологич. ин-та (с 1948).
Соч.: Павловск: Худож.-ист. очерк и путеводитель. 2-е изд. СПб., 1912; Петербург: Худож.-ист. очерк и обзор худож. богатства столицы. СПб., 1913; Сады и парки. Пг., 1916; Гатчина. Л., 1925; Детское Село. Л., 1925; Петергоф. Л., 1925; Стрельна и Ораниенбаум. Л., 1925.
Лит.: Костригина Н. А. В. Я. Курбатов-химик // Анциферовские чтения: материалы и тез. конф. Л., 1989. С. 56-58; Заварихин С. П. В. Я. Курбатов как архитектурный критик // Петербургские чтения: Тез. докл. науч. конф., посвящ. 291-летию С.-Петербурга, 23-27 мая 1994 г. СПб., 1994. С. 92-95.
Курба́тов Леонид Николаевич (р. 1913), физик, член-корреспондент РАН (1972). Руководил разработкой ряда фотоэлектрических приборов и полупроводниковых лазеров. Государственная премия СССР (1970, 1985).
* * *
КУРБАТОВ Леонид Николаевич - КУРБА́ТОВ Леонид Николаевич (р. 1913), российский физик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1972). Руководил разработкой ряда фотоэлектрических приборов и полупроводниковых лазеров. Государственная премия СССР (1970, 1985).
КУРБАТОВ Леонид Николаевич (р. 1913) - российский физик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1972). Руководил разработкой ряда фотоэлектрических приборов и полупроводниковых лазеров. Государственная премия СССР (1970, 1985).
КУРБАТОВЫ
В XVI веке известно несколько таких фамилий и все они связаны с выходцами из тюркской среды: Курбатовы - крепостные Шереметевых (см.) (РБС, IX, с. 583); в 1559 году - Пятый Злобин (см.) Курбатов и во второй половине XVI века Иван Иванович Загряжский (см.) Курбатов (Веселовский 1974, с. 172). Фамилия от арабо-мусульманского курбат "близкий к богу" (Гафуров 1987, с. 158) или от тюркского карбат "низкорослый" (Баскаков 1979, с. 251). В последующем - крупные чиновники, учёные, писатели. Фамилия до сих пор сохраняется у казанских татар.
КУРБАТЫЙ - пенз., влад. курбатак муж. курбыш казач. малорослый, коротыш, коропузик, толстячек.
| ·стар. куцый, бесхвостый (малорос. кирпатый, курносый). Курбышка жен., твер. хлебец, малый хлеб.
курба́тый
"низкорослый, маленький", курба́тка "лепешка из кислого теста", курбы́шка "небольшой хлебец".
Сомнительно предположение о контаминации слов горба́тый и кур- в кургу́зый, курно́сый (Преобр. I, 416).
- Этому другу-живописцу, участнику Парижской коммуны Эмиль Золя посвятил роман «Творчество».
- Этот художник был посажен в тюрьму за разрушение Вандомской колонны.
- Французский живописец, автор картин «Волна», «Ателье», «Раненый».
- Французский живописец, автор картин «Каменотесы», «Похороны в Орнане», «Хижина в горах».
КУРБЕ (Courbet) Гюстав (1819-77) - французский живописец. Активный участник Парижской Коммуны 1871, отстаивал принципы реализма. Утверждал обобщенные образы простых людей-тружеников ("Дробильщики камня", 1849), художественную значительность повседневной жизни ("Похороны в Орнане", 1849). Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита.
Курбе́ Гюстав (Courbet) (1819-1877), французский живописец. Отстаивал принципы реализма, стремился раскрыть скрытую поэзию, художественную значительность повседневной жизни («Похороны в Орнане», 1849). Произведения Курбе отличаются монументальной статичностью форм, насыщенностью тонального колорита («Ателье», 1855); предметная осязаемость натуры характерна и для его пейзажей («Хижины в горах», около 1874) и натюрмортов («Фрукты», 1871). Участник Парижской Коммуны 1871.
* * *
КУРБЕ Гюстав - КУРБЕ́ (Courbet) Гюстав (10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), французский художник, ведущий представитель реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) в живописи.
Родился в семье зажиточного фермера. Учился в Художественной школе в Безансоне, с 1839 - в Париже. Посещал студию Сюиса, делал этюды с натуры, по многу часов копировал в Лувре произведения старых мастеров, выделяя среди других Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), Веласкеса (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)), Сурбарана (см. СУРБАРАН Франсиско). Пишет портреты и автопортреты, подчас романтизируя и приукрашивая свой облик: «Человек с собакой» (1842, Пти-Пале, Париж); «Раненый» (1844, Лувр, Париж) - обе работы в Салоне 1844; «Счастливые влюбленные» (Салон 1845; музей в Лионе,); «Человек с трубкой» (1846, Музей в Монпелье). Пишет картины, изображающие молодых женщин в пейзаже, интерьере: «Гамак» (1845, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур); «Деревенские барышни» (1852, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Во время поездки в Голландию испытал сильное влияние Халса (см. ХАЛС Франс) и Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ). По возвращении он создает ряд больших программных картин на современную тему («Послеобеденный отдых в Орнане», 1850, музей в Лилле) и монументальный холст «Похороны в Орнане» (1850, Музей Орсе, Париж), изображающий многолюдную траурную процессию. Воссоздавая лицо французской провинции, Курбе запечатлел здесь весь городок от представителей власти до местных пьянчужек, от глубоких стариков до мальчиков. Соседи охотно позировали земляку, а не попавшие в картину обижались. Курбе так определял свою задачу в искусстве: «Запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи согласно моей оценке». Художник с сочувствием и симпатией относится к тем, кто зарабатывает свой хлеб трудом: «Дробильщики камня» (1849, погибла во время Второй мировой войны); «Веяльщицы» (1854, Музей в Нанте).
Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850, Музей в Безансоне); «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Музей в Монпелье).
К Всемирной выставке 1855 Курбе приготовил большую картину «Ателье, или Реальная Аллегория» (Музей Орсе, Париж), в которой попытался выразить свое художественное кредо. Картина не была принята (так же, как и «Похороны в Орнане»), и возмущенный Курбе возводит по соседству с выставкой большой павильон, где выставляет сорок своих полотен, публикует каталог под названием «Манифест реализма». Вокруг него объединяются художники-реалисты. Критик Шанфлери (см. ШАНФЛЕРИ) издает сборник в защиту нового направления - «Реализм», в 1856-57 выходит журнал с таким же названием. Каждое новое полотно Курбе вызывает скандал, его считают грубым, неприличным, его образы - безобразными. Действительно, его купальщицы - это не изящные нимфы, а широкобедрые, мощные женщины: «Купальщицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье).
В 1860-70-х Курбе пишет много пейзажей, изображая горные массивы, скалы и марины (см. МАРИНА) («Бушующее море», 1870, Музей Орсе, Париж) - грозную, суровую стихию, неподвластную человеку и великолепную в своем буйстве.
В 1867 он вновь устраивает выставку, на которой экспонирует около ста работ. Слава и успех наконец приходят к нему. В период Парижской коммуны Курбе выступает как общественный деятель, он делегат мэрии, председатель Федерации художников. После разгрома Коммуны его обвиняют в причастности к сносу Вандомской колонны (см. ВАНДОМСКАЯ КОЛОННА), приговаривают к тюремному заключению и огромному штрафу. В 1873 он эмигрирует в Швейцарию и умирает в изгнании.
КУРБЕ Гюстав (Courbet, Gustave)
(1819-1877), французский живописец, скульптор и график. Родился 10 июня 1819 в Орнане, близ Безансона. В возрасте двадцати лет приехал в Париж и в течение десятилетия выработал собственную живописную манеру; современники называли его основоположником реализма. Пренебрегая формальной композицией и не обращаясь к далеким от действительности сюжетам, принятым в искусстве романтизма и классицизма, Курбе хотел писать окружающий мир таким, каков он есть на самом деле. Он считал, что живопись должна критиковать и исправлять пороки общества; в этом он следовал воззрениям Прудона. Художник сочувствовал радикалам, а во время Парижской Коммуны в 1871 возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. Затем, будучи приговорен к тюремному заключению и штрафу в размере 300 тыс. франков, бежал в Швейцарию, где провел последние годы жизни. Умер Курбе в Тур-де-Пельц в Швейцарии 31 декабря 1877.
ГЮСТАВ КУРБЕ. ДЕВУШКИ НА БЕРЕГУ СЕНЫ
Живопись Курбе вызывала заметную политическую оппозицию во Франции; однако во время поездок в Антверпен, Мюнхен и Франкфурт художник мог убедиться, что его картины имеют успех за границей. Поскольку стиль Курбе не претерпевал существенных изменений после 1850, его произведения удобнее всего классифицировать по тематике. На картинах одной группы в реалистической манере изображены представители различных слоев общества: Послеобеденный отдых в Орнане (1849, Лилль, Музей изящных искусств), Похороны в Орнане (1850, Лувр), Дробильщики камня (1849, не сохранилась, ранее находилась в Картинной галерее Дрездена), Ателье, которую сам автор называл Аллегорией реализма (1855, Лувр), Деревенские барышни (1851), Купальщицы (1853, обе - Нью-Йорк, музей Метрополитен), Возвращение кюре с приходского совета (1862, была сожжена владельцем из-за ее антиклерикального характера). Другую группу составляют портреты, в которых удивительно точно передан характер модели: Молодой человек с кожаным поясом, или Автопортрет (1849), Человек с трубкой (1850), Г-н Брюа (1854, все три - Лувр), Портрет Бодлера (1849, Монпелье, музей Фабра), Прудон и его семья (1865, Париж, Пти-Пале), Обнаженная (1869). Последняя, самая многочисленная группа картин Курбе, - пейзажи, морские виды и сцены охоты, созданные в период творческой зрелости мастера и хранящиеся в различных коллекциях и музеях. В качестве примеров можно привести полотна Пирушка на охоте (1857, Бостон, Музей изящных искусств), Бой оленей (1859-1861), Олень и олениха в лесу (1866) и Волна (1870, все три - Париж, Лувр).
ЛИТЕРАТУРА
Калитина Н.Н. Гюстав Курбе: Очерк жизни и творчества. М., 1981 Мак Г. Гюстав Курбе. М., 1986
Густав Курбе. "Хижина в горах". 1870-е гг. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
КУРБЕ (Courbet) Гюстав (1819 - 77), французский живописец. Участник Парижской Коммуны 1871, боролся за демократические идеи, принципы реализма. Обобщенные образы простых людей ("Дробильщики камня", 1849), значительность повседневной жизни ("Похороны в Орнане", 1849 - 50).
Густав Курбе. "Встpеча" ("Здpавствуйте, господин Куpбе!").
I м.
1. Прыжок верховой лошади с поджатыми ногами.
2. Положение лошади, вставшей на дыбы с согнутыми передними ногами (в конном цирке).
3. Прыжок с ног на руки или со стойки на руках - в стойку на ноги (в акробатике).
II м. разг.
Неожиданная выходка, странный поступок.
КУРБЕ́Т, курбета, муж. (франц. courbette).
1. Прыжок верховой лошади с поджатыми передними ногами (спорт.).
|| В акробатике - род прыжка (спорт.).
2. перен. Выходка, каприз, странный поступок (разг. фам. неод.). Выкидывать курбеты.
КУРБЕ́Т -а; м. [франц. courbette] Прыжок верховой лошади с поджатыми передними ногами. Лошадь делает к. // Цирк. Род акробатического прыжка, в котором участвуют руки и ноги акробата. Курбеты клоунов, воздушных акробатов. // Разг. Прыжок, скачок, замысловатое па в танцах. Выписывать, выделывать ногами курбеты. // Неожиданная выходка, странный поступок. Выкидывать курбеты.
-а, м.
Прыжок верховой лошади с поджатыми передними ногами.
Кучера отпускают [повод], и лошадь делает отчаянный курбет, поднимая Ахметку на воздух. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
||
Род акробатического прыжка.
[Шуйдин] исполняет --- прыжки вперед с ног на руки и с рук на ноги (курбеты). Ю. Дмитриев, Эстрада и цирк глазами влюбленного.
|| разг.
Прыжок, скачок, замысловатое па в танцах.
Подобрав полы своей рясы, он [настоятель] пустился в пляс, выделывая ногами удивительные курбеты. Короленко, История моего современника.
[франц. courbette]
Выкидывать курбеты. Разг. Устар. Совершать неожиданные, несуразные поступки. Ф 1, 93.
Выписывать курбеты. Разг. Устар. Танцуя, делать ногами замысловатые движения. Ф 1, 96.
курбе́т, курбе́ты, курбе́та, курбе́тов, курбе́ту, курбе́там, курбе́том, курбе́тами, курбе́те, курбе́тах
сущ., кол-во синонимов: 8
выходка (29)
дыбки (2)
каприз (21)
неприятность (71)
неудача (125)
поступок (18)
причуда (34)
прыжок (33)
КУРБЕТ а, м. courbette f.
1. Прыжок лошади с поджатыми передними ногами. Сл. 18. Курбет, (манежное слово) кривой скачок лошади, когда лошадь изгибая ноги единожды или несколько раз прыгает, скачет. ЛВ-1 1 588. Нептун страннолюбец небесно вкусною их <коней> тогда кормствовал ествою, и они тогда славный восплесали курбет, когда я туда прибыл. 1769. АП 368. // Сл. 18 11 82. Коренные, как львы, резвятся на позолоченных цепях, а <пристяжные> постоянно на курбетах. С. П. Жихарев Восп. 49. Мой клепер станет прыгать в пол курбеты. Долг. Повесть о рождении 23. Павел Афанасьич приподнял знакомому котелок, испугал ложшадь, и от ее курбета легко и вежливо - сам он всегда был такой - слетел вниз головой в грязь. Зайцев 102. Кайзер <конь>, ошизофреневший от пожизненного циркового заключения, не мог передвигаться иначе, чем испанским шагом или нервным пиаффе. Мы хохотали над ним и призывали хлопками и выкриками к чему-нибудь более естественному, подпрыгнуть, что-ли вольно, этак от души, и пробежаться задрав метелку хвоста, но он же непременно выполнял курбет, крупаду или пускался кабриолью. М. Шарапова Как крылья бабочки осенней. // ЛУ 1996 4 97.
2. Род акробатического прыжка. БАС-1. Я, разбежавшись, сделал в центре манежа переднее сальто, а встав на ноги, замер как в копанный; затем, заложив руки в карманы, вяло, как пьяный, падал во все стороны, "вставая на ноги со спины "курбетами". Румянцев На арене сов. цирка. Заканчивается первая реприза курбетами. (курбет - акробатический прыжок с ног на руки и вновь на ноги). Я делал по двенадцать-четырнадцать курбетов в темп. Д. Косарев Из восп. стар. наездника. // Встречи 71. На этой зыбкой основе Ира исполняет каскад сложнейших прыжков - курбеты, флик-фляки, фордер-шпрунги, затем сальто-мортальные прыжки. Бертен Под брезент. небом. ♦ Выписывать, выделывать ногами курбеты. О замысловатых па танца. БАС-1. Подобрав полы своей рясы, он пустился впляс, выделывая ногами удивительные курбеты. Короленко Ист. моего соврем. || Прыжки, скачки. Ребенка выпускают на волю: тут он вешается по заборам, бегает по двору, выкидывает ногами самохитрейшие курбеты и каждую минуту рискует сломать себе голову. Салт. // 20-1 338. Чувствуешь что пароход то поднимается на страшную гору, то летит в какую то бездну, переваливаясь в то же время с одного борта на другой, и все эти курбеты ты вынужден проделывать точно также как пароход. В.Гурьев Письма священника. // РВ 1880 12 750. Далее он <арестант> говорит, что занимается гимнастикой: "Выделываю такие курбеты, что послушники только диву даются". 24. 5. 1902. С. Старынкевич - Е. Лидовой. // Минувшее 17 493. Вьются они <улицы> ужами, срываются вниз к желтой воде арыков, выползают курбетами на гору. Лавренев Звездный цвет. // Л. 50. || Выходки, странные поступки. Льва погибавшего, как это всем известно, Со скотской грубостью шальной осел лягнул, Но сделав это он, как ни был глуп, смекнул, Что был его курбет направлен неуместно. Н. Курочкин Лев и осел. // ОЗ 1872 11 1 179. И ослиные курбеты тщеславных дураков компрометируют честь науки, за представителей которых они выдают себя. 1878. Черн. // ПСС 15 181. Какие ни выделывай курбеты, А все-таки, друг милый, не Курбе ты. Д. Минаев. // Каламбуры 130. Да и ничего больше не остается, кроме "разнервления" публики сенсационными известиями, шантажными курбетами. Набл. 1890 9 1 38. Это впечатление <шарлатанства> оправдывается оглушительным шумом, поднявшимся вокруг этих исчадий художественной эволюции наших дней, как кубизм, футуризм и новорожденный орфизм. Крайняя экстравагантность, колющая глаза нелепость этих искателей, далеко оставивших за собою отважные курбеты своих предшественников, столь ясно свидетельствуют о глубоком упадке вкуса и техники. Соврем. 1913 6 323. - Так не в Кобзончике здесь все счастье, Томочка, - воздержалась она от резких курбетов. М. Дейнека Пасынки Гиппократа. // Нева 1998 7 89. ♦ Выкидывать курбеты. О какой-л. выходке, странном поступке. БАС-1.
3. устар. faire des courbettes. Подличание, раболепствование; заискивание, преувеличенная любезность. Курбеты, более или менее глупыя улыбки, безсмысленныя фразы - вот что такое двор. 1817. Кривцов. // Соврем. 1912 8 33. <Приказный чиновник> не редко бывает львом Кремлевского сада; строит курбеты барышням, ищет себе богатую невесту. Вистенгоф Очерки 1842 55. Реальная деловая мысль работает упорно, безостановочно, по вершочку идет вперед и вперед .. а вот на соус, на куплет, на курбет неспособна. Гл. Успенский 7 244. ♦ Курбет-кавалер. Приехал Демид Петрович Каншин, преводитель шишовского благородного дворянства, весь окрашенный в черную краску, нафабренный, со вставными зубами и жеманно-развязными манерами старинного курбет-кавалера. Е. Марков Черноземн. поля. // Дело 1876 5 1 60.
- ? Поручаю сего молодаго человека вашему призрению и надсмотрению в его поведении .. и по стороне наведываться, дабы он иногда, как молодый человек, не дал какого промаха, который бы мог навлечь неприятность дяде его и самому ему, от чего всегда старайся его отвратить здравыми советами.., нежели суровыми и министерскими, которые большею частию, молодых людей самолюбие уничтожая, самих их нередко в курбет поставляют. 1786. Васильчиков Сем. Разум. 1 389. - Лекс. Ян. 1804: курбет; САН 1847: курбе/т; Сл. 18: курбе/т 1755.