нареч. качеств.-обстоят.
1. Сам, сама; персонально.
2. По индивидуальным, присущим данному лицу свойствам, качествам.
3. Непосредственно (в сочетании с личным местоимением или именем собственным).
нареч. качеств.-обстоят.
1. Сам, сама; персонально.
2. По индивидуальным, присущим данному лицу свойствам, качествам.
3. Непосредственно (в сочетании с личным местоимением или именем собственным).
ЛИ́ЧНО - нар., употр. очень часто
1. Если человек делает что-то лично, значит, он делает это сам, без других людей.
Я лично прослежу за этим. | Он лично обратился к администрации завода.
2. Передать что-то кому-то лично значит передать это непосредственно этому человеку.
Сообщить ему лично. | Доложить об этом только лично генералу. | Вручить письмо лично адресату.
3. Вы можете использовать слово лично, чтобы подчеркнуть, что говорите именно о себе.
Лично меня это не касается. | Лично я считаю, что нужно отменить этот приказ.
ЛИ́ЧНО, нареч. Сам (сама, сами), своей особой, персонально (книжн., офиц.). Явиться лично. Лично расписаться.
|| Непосредственно, с своей стороны (в сочетании с личным местоимением; разг.). Лично я ничего не имею против.
ЛИ́ЧНО нареч. Сам (сама, сами), собственной персоной; персонально. Л. написал письмо. Л. обратиться к администрации завода. Л. сам решал задачи для сына. // Непосредственно. Сообщить ему л. Доложить л. генералу. Вручить письмо л. адресату. Л. меня это не касается.
нареч.
Сам (сама, сами), своей особой; персонально.
- Угодно, я сейчас скажу нашему частному доктору. Я сам, лично, к нему побегу. Достоевский, Хозяйка.
[Масленников] доказывал, что просто обязан заниматься этими вылазками лично сам. Симонов, Дни и ночи.
|| (в сочетании с личным местоимением). Непосредственно.
Сообщить ему лично.
◊
Мне казалось, что очень большая доля ответственности за наши неудачи падает лично на меня. Г. Линьков, Война в тылу врага.
нареч, кол-во синонимов: 44
без посредников (11)
вживую (4)
воочию (15)
единолично (6)
из первых рук (7)
из полы в полу (7)
из рук в руки (9)
именно (28)
индивидуально (20)
интимно (8)
на свой страх и риск (13)
напрямую (24)
непосредственно (34)
персонально (12)
по своему усмотрению (15)
приватно (10)
прямо (104)
с рук на руки (8)
сам (59)
самолично (26)
самосильно (11)
самостоятельно (43)
самочинно (10)
своей собственной персоной (8)
своеручно (8)
своими глазами (7)
своими руками (7)
своими силами (7)
своими ушами (6)
собственнолично (27)
собственноручно (9)
субъективно (9)
См. сам...
Syn: см. непосредственно, см. прямо
↑ личный
нажитое. нажить.
справить (# костюм).
завести (# собаку).
личный. собственный. свой.
индивидуальный. персональный.
частная собственность. частновладельческий.
домовладение.
приданое.
Разряд местоимений, употребляемых во всех стилях речи. В художественных и публицистических текстах Л. м. используется в конкретном значении: Мой собеседник, повернувшись ко мне, предложил познакомиться с Павлом Корчагиным. Он указал на молодого негра, высокого, стройного и такого черного, что цвет его кожи отливал даже в синеву. (Из "Детской энциклопедии''). В официально-деловой речи, в научной личные местоимения употребляются в обобщенном значении: Если при этом выяснится, что данный член или кандидат в члены партии фактически утратил связь с партийной организацией, то он считается выбывшим из партии. (Устав КПСС).
1) Предложение, содержащее сказуемое, выраженное личной формой глагола. см. определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личное предложение.
2) Предложение, имеющее в своем составе грамматически выраженное подлежащее. Мой отец врач.
I прил.
1. соотн. с сущ. лицо I 1., связанный с ним
2. Предназначенный для лица [лицо I 1.].
II прил. устар.
Сшитый из кожи, вывернутой наружу той стороной, где была шерсть (обычно о сапогах).
ЛИЧНО́Й, личная, личное (спец.). прил. к лицо в 1 знач.; служащий для лица. Личное мыло, полотенце. Личной крем. Личная помада.
лично́й и ли́чный. В знач. «предназначенный для лица (передней части головы)» - лично́й. Лично́е полотенце. В знач. «относящийся к отдельному лицу (человеку)» - ли́чный. Ли́чная жизнь. Ли́чный опыт.
лично́й, лична́я, лично́е, личны́е, лично́го, личны́х, лично́му, личны́м, личну́ю, лично́ю, личны́ми, лично́м, лична́, лично́, личны́, личне́е, поличне́е, личне́й, поличне́й
Ли́чности - безли́чности катего́рия -
универсальная семантико-синтаксическая
категория языка, характеризующаяся отнесением субъекта предложения к
какому-либо предмету во внешнем мире (референту)
и при этом степенью выделенности (отдельности) этого предмета в
пространстве и времени (см. Референция).
В искусственных языках Л.-б. к. обычно не
представлена и, в отличие от логико-семантических категорий (например,
субъекта и предиката), в логике не
рассматривается; исключение составляют некоторые системы логики
отношений (например, Ш. Серрюса, где предложения типа рус. «Морозит» рассматриваются как наиболее общий
случай предложений вообще).
В ряду типов Л.-б. к. наиболее контрастно противопоставлены личные
предложения с субъектом «я», который всегда личный, индивидный,
определённый, выраженный обязательно и в некоторых языках более чем один
раз - в подлежащем и в показателе глагола-предиката (например, рус. «Я говорю»), и
предложения безличные, обозначающие нелокализованные явления природы,
субъект которых всегда неличный, неиндивидный, неопределённый и
невыраженный - подлежащее отсутствует (например, рус. «Морозит»;
«Темно»), Это противопоставление является градуальным, т. е. между
его крайними членами возможно некоторое, разное в разных языках,
количество промежуточных членов. Так, для индоевропейских языков в общем характерна следующая
градация предложений по типу субъекта, при которой последний может быть:
1) лицом «я» («Я говорю»), 2) индивидом-лицом, кроме «я» («Мальчик
говорит»), 3) индивидом не-лицом («Камень упал»), 4) определённым
множеством индивидов - лиц или не-лиц («Все пришли»; «Все камни упали»),
5) неопределённым множеством индивидов - лиц или не-лиц («Цыплят по
осени считают»; «Там что-то сыплется»), 6) определённым по
пространственно-временным границам явлением внутреннего или внешнего
мира («Меня знобит»; «Сегодня с утра морозит»; «В Москве светает»),
7) неопределённым по пространственно-временным границам явлением
природы («Холодно»; «Темно»; «Плохо»). 3‑е лицо единственного числа
часто является позицией нейтрализации. Так, в америндском языке дакота 1‑е и 2‑е лицо различаются показателями, ср. 1‑е л. makʰúže
‘мне плохо’, 2‑е л. nikʰúže ‘тебе плохо’, но 3‑е л. не имеет показателя:
kʰúže - букв. ‘плохо’, и, таким образом, ‘ему плохо’ и ‘(вообще) плохо’
не различаются.
Поскольку Л.-б. к. градуируется по линии пространственно-временной
определённости предмета, на который указывает субъект предложения,
т. е. как бы по линии контуров, или границ, вещи, то предложение будет
тем более безличным, чем более неопределённы эти границы, ср. рус.
«Комната пахнет цветами» - «В комнате пахнет
цветами» - «Здесь пахнет цветами»; «В комнате темно» -
«Там темно», где последние предложения безличные, хотя слова
«здесь», «там» имеют определённую референцию и являются подлежащими.
В связи с Л.-б. к. следует отличать градации по принципу
определённости/неопределённости референции в узком значении термина:
известности/неизвестности референта, однозначности/неоднозначности
указания на него и т. п., которые относятся к другим категориям (дейксиса, локации, детерминации; см., например,
Артикль) и рассматриваются в теории
референции и прагматики, тогда как
Л.-б. к. относится к семантике (см.
также Семиотика). Однако Л.-б. к. и
референция в узком смысле часто выступают в «склеенном» виде.
Собственной формой Л.-б. к. является обычно строение предложения в целом
или его предиката, но не морфология имени
(субъекта) или его детерминация.
Каждый тип предложений по линии Л.-б. к. имеет по крайней мере одну,
только ему присущую семантическую сферу: так, есть семантические
понятия, которые выражаются только предложениями с субъектом «я»
(например, так называемые перформативы), только
предложениями с субъектом - неодушевлённым
индивидом (например, при предикатах «лущится», «колется», «варится»,
«плавится» и т. п.). У безличных предложений имеются 4 собственные
семантические сферы: 1) стихийные явления природы - «Светает»; «Дождь»
(дождит); англ. It is
raining, нем. Es
regnet - ‘дождит’; 2) стихийные явления организма, внутреннего
мира и психики человека - «Мне больно», «Меня знобит», «Мне думается»;
ср. нем. Es dünkt mich ‘Мне думается’, в отличие
от Ich denke ‘Я думаю’; 3) сфера модальности -
«Надо», «Необходимо»; англ. It is necessary
‘Необходимо’, лат. Pudet,
‘Стыдно’ и т. п.; 4) значение существования, наличия - «Есть»,
«Имеется», «Случилось так, что...»; англ. There is,
are..., нем. Es gibt, франц. Il y a - ‘Есть’,
‘Имеется’; англ. It happens that..., нем. Es geschieht daß..., франц. Il arrive
que... - ‘Бывает’, ‘Случается’ и т. п.
Эволюция Л.-б. к., ещё недостаточно изученная, в индоевропейских
языках протекает по-разному в этих 4 сферах. 1. Явления природы
первоначально выражались, возможно, недифференцированными
глагольно-именными формами, следами чего является сосуществование
синонимичных предложений разного строя, типа
рус. «Мороз - Морозит - Морозно»; «Дождь - (Дождит) - Дождливо». Однако
своеобразие индоевропейских языков, как и многих других, здесь состоит в
том, что часто именное и глагольное предложения совмещаются,
контаминируются («Гром гремит»; «Мороз морозит»; лат. Nix ninguit; литов. Sniegas sninga ‘Снег снежит’ и т. п.) по принципу так
называемой этимологической фигуры. Из этого факта разные исследователи
делают противоположные выводы: согласно одним (А. А. Потебня), в ходе
истории подлежащее, первоначально присутствующее, устраняется, другие
(К. Бругман, Я. Ваккернагель) допускают, что подлежащее, изначально
отсутствующее, вводится, как бы извлекаясь из корня глагола.
2. Явления организма и внутреннего мира человека со значением обладания
первоначально оформляются с дательным падежом:
рус. (типологически древнейшие формы) «Мне мерзит» (т. е. мерзко,
противно), «Мне холодно» (букв. - я имею холод); позднее - с глаголом
обладания: франц. (типологически позднейшие формы) j’ai
froid ‘Мне холодно’, или как стихийные процессы, захватывающие
человека как объект, с винительным падежом: лат. Me
pudet ‘Мне стыдно’ (букв. - меня стыдит), нем. Es
friert mich ‘Мне холодно’ (букв. - меня морозит). 3. Модальность,
по-видимому, выделяется позднее как разновидность обладания в типе 2, и
для её выражения используются имена
существительные, которые в позиции предиката в этих предложениях
преобразуются либо в глаголы, как в древнегреческом, литовском
языках, либо в особые предикатные слова, как в русском, - ср. др.-греч.
χρή первоначально существительное,
вероятно, со значениями ‘долг’, ‘необходимость’, затем глагол χρῆναι ‘необходимо’, ‘следует’; литов.
reikà первоначально существительное ‘дело’, ‘потребность’, затем глагол
reikia ‘следует’, ‘нужно’; рус. доба ‘потребность’, ‘польза’, затем
сочетание на добѣ, надобѣ, наконец, предикатив надобѣ, надо, совр.
«надо». 4. Крайний тип безличности - неопределённый
пространственно-временной континуум осмысляется как некое воображаемое
пространство, которое членится на сферы по отношению к одному из трёх
лиц, благодаря чему возникают 3 основных типа предложений существования,
наличия: 1) пространство, ближайшее к 1‑му лицу, «я» говорящего: рус.
«У меня» + предложение: «У меня голова болит», «У меня есть что-либо»,
«У нас светает»; 2) пространство, ближайшее ко 2‑му лицу, - «ты»:
др.-рус.* не ѥсть тъ, где тъ означало ‘этот’ как ближайший к собеседнику
или ‘тут, вблизи собеседника’, развивается в совр. рус. безличное «нет
(кого-то или чего-то)» -’отсутствует, не существует’; рус. разг. «нету»
< «не ту» ‘не тут’ или ‘не есть тут’; 3) в пространстве 3‑го лица
развиваются безличные обороты со значением ‘есть’, ‘имеется’ в
романских, германских и других языках: англ. There is
(are) ‘имеется’, букв. там есть; сходно с нем. das в значении es: Das plackt sich das
ganze Jahr hindurch und kommt doch zu nichts ‘(Это) мучительно
тянется целый год и ничем не кончается’; к тому же индоевропейскому
корню указательного местоимения 3‑го лица
восходит частица ‑di в древнепрусском языке в
значении нем. man или das,
как в примере выше. В испанском и французском языках таким путём развиваются
безличные обороты со значением ‘имеется’ из позднелат. habet inde (или: ibi), букв. -
имеет там, но форма habet ‘имеет’ того же типа,
что лат. pluit ‘дождит’, без подлежащего
указывает на второй, более архаичный источник.
Категория неопределённой личности и пассив имеют точки
соприкосновения - первая переходит во вторую - в разных языках.
В латинском языке для выражения неопределённой личности (т. е. множества
субъектов-лиц) использовался суффикс ‑r, например itur ‘идут’, ‘ходят’; если глагол на ‑r в этой
конструкции переходный, то при нём ставится
винительный падеж: Vitam vivitur [букв. - живут
(свою) жизнь]. Поскольку в предложениях последнего типа субъект не
назван, а объект назван и конкретен, объект начинает осознаваться как
субъект, но не активного, а пассивного предложения: предложение
безличное активное превращается в личное пассивное: Vitam vivitur > Vita vivitur ‘Жизнь проживается’.
В венгерском языке в классе глаголов на ‑ik в
3‑м лице множественного числа Kenyér törik ‘Хлеб ломают’ (неопределённо-личное,
активное) переходит в Kenyér törik ‘Хлеб
ломается’ (личное пассивное), а форма имени существительного в позиции
подлежащего переосмысляется, как и в латинском примере, из винительного
падежа объекта в именительный падеж субъекта. В финском языке Hanet nahdaan
‘На него смотрят’ значит также ‘Он осматривается (кем-то)’. В бенгальском языке ami dekha jai, букв. - я - видно,
т. е. ‘я видим’, представляет собой сочетание безличного оборота dekha
jai ‘видится, видно’ с личным местоимением «я», поэтому последнее чаще
ставится в винительным падежом (amake dekha jai ‘меня видят’).
Исторически связаны также категории Л.-б. к. и перфекта.
Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., в. 1-2,
Л., 1941;
Галкина-Федорук Е. М., Безличные предложения в современном
русском языке, М., 1958;
Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 3, М.,
1968;
Асмус В. Ф., Логика отношений в работах Шарля Серрюса, в
его кн.: Избранные философские труды, т. 1, [М.], 1969;
Серебренников Б. А., Вероятностные обоснования в
компаративистике, М., 1974;
Степанов Ю. С., Имена. Предикаты. Предложения, М.,
1981;
Селиверстова О. Н., Понятия «множество» и «пространство» в
семантике синтаксиса, Изв. АН СССР, ОЛЯ, 1983, т. 42, в. 2;
Гиро-Вебер М., Устранение подлежащего в русском
предложении. Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1984, т. 43, в. 6;
Brugmann K., Die Syntax des einfachen Satzes im
Indogermanischen, B. - Lpz., 1925;
Wackernagel J., Vorlesungen über Syntax. Erste
Reihe, [t. 1], 2 Aufl., Basel, 1926;
Zubaty J., Die «man»-Sätze, в его
кн.: Studie a články, sv. II, Praha, 1954.
Ю. С. Степанов.
I нареч. качеств.-обстоят.
1. Так, как характерно для личности, для отдельного человеческого "я".
отт. Как свойственно человеку как члену общества.
2. Так, как характерно для человека с ярко выраженной индивидуальностью.
II предик.
Оценочная характеристика поведения, действий, поступков как свойственных человеку с ярко выраженной индивидуальностью.
ЛИ́ЧНОСТНО-ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХО́Д (англ. learner-centred approach).
1. Одна из разновидностей деятельностного типа обучения, в которой учащийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности. Требует учета индивидуальных психологических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей.
2. Подход к обучению, который основывается на учете индивидуальных особенностей учащихся и признании того факта, что для каждого ученика типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению языком и его применению в процессе обучения (учебные стратегии). Особенности такого подхода разрабатывались в отечественной психологии с позиции теории деятельности (Зимняя, 1991, 2001; Леонтьев, 2003), а обучение в соответствии с названным подходом предполагает:
1) известную самостоятельность учащихся в процессе обучения, что выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приемов работы, которые являются для них предпочтительными, а также в совместной с преподавателем разработке программы обучения;
2) опору на имеющиеся знания учащихся в различных областях и их использование в ходе занятий;
3) учет социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни;
4) учет эмоционального состояния учащихся и их морально-этических инравственных ценностей;
5) формирование учебных умений в соответствии с учебными стратегиями учащихся;
6) повышение роли самостоятельной работы учащихся; ограничение ведущей роли учителя с приоритетом в его работе функций консультанта, помощника, советника;
7) использование аутентичных материалов в процессе занятий.
В рамках этого подхода некоторые зарубежные методисты придерживаются радикальной точки зрения относительно самостоятельности учащихся в процессе обучения. Они выступают за автономность и полную самостоятельность учащихся и утверждают, что личностно-ориентированный подход означает передачу учащимся контроля за процессом обучения, поскольку это позволяет им реализовать свои языковые способности, способствует мотивации обучения, развивает чувство ответственности и стимулирует использование различных учебных стратегий. Однако такое понимание подхода связано с преподаванием языка в условиях языкового окружения и в работе со взрослыми учащимися. Такой подход в зарубежной методике противопоставляется подходу, ориентированному на учителя (teacher-centred approach). Отечественные методисты считают использование этого подхода в его радикальном понимании неприемлемым для условий преподавания иностранного языка в школе и других общеобразовательных учреждениях, работающих по единым государственным стандартам и программам (Колесникова, Долгина, 2008). См. также коммуникативно-деятельностный подход.
ЛИ́ЧНОСТНО-ОРИЕНТИ́РОВАННОЕ ОБУЧЕ́НИЕ.
Обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения.
ЛИ́ЧНОСТНО-ОРИЕНТИ́РОВАННЫЙ ПОДХО́Д.
Подход к обучению, который выражается в учете возрастных, психологических, профессиональных интересов, возможностей, потребностей учащихся, опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения, в личностном развитии учащихся.
прил.
1. соотн. с сущ. личность I, связанный с ним
2. Свойственный личности [личность I], характерный для неё.
ли́чностный, ли́чностная, ли́чностное, ли́чностные, ли́чностного, ли́чностной, ли́чностных, ли́чностному, ли́чностным, ли́чностную, ли́чностною, ли́чностными, ли́чностном, ли́чностен, ли́чностна, ли́чностно, ли́чностны, ли́чностнее, поли́чностнее, ли́чностней, поли́чностней
I ж.
1. Человек, индивидуум как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности; совокупность свойств, присущих определённому человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое "я".
2. Устойчивая система социальных черт, характеризующая индивида как члена общества.
3. Человек с ярко выраженной индивидуальностью, необыкновенный в каком-либо отношении.
4. Человек как член общества.
5. Человек как юридическое лицо.
II ж. разг.-сниж.
Физиономия, лицо I 1..
ЛИ́ЧНОСТЬ - сущ., ж., употр. часто
Морфология: (нет) кого/чего? ли́чности, кому/чему? ли́чности, (вижу) кого/что? ли́чность, кем/чем? ли́чностью, о ком/чём? о ли́чности; мн. кто/что? ли́чности, (нет) кого/чего? ли́чностей, кому/чему? ли́чностям, (вижу) кого? ли́чности, (вижу) кого? ли́чностей, кем/чем? ли́чностями, о ком/чём? о ли́чностях
1. Личностью называют совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
Воспитание личности в человеке начинается в детстве. | Находиться под влиянием его личности. | Учебный предмет в школе - не самоцель, а средство развития личности ребёнка.
2. Личностью называют человека с ярко выраженной индивидуальностью, замечательного во всех отношениях.
Наш новый дирижер - личность. | Эти люди интересны не только как музыканты, но и как яркие личности.
3. Личностью называют человека с точки зрения его характера, поведения и т. п., определяющих его сущность.
Подозрительная личность. | Светлая личность. | Героическая личность. | Вокруг него вечно вьются всякие тёмные личности.
4. Личностью называют, человека как члена общества, представителя какого-либо социального слоя.
Роль личности в истории. | Гарантия неприкосновенности личности. | Предъявить удостоверение личности. | С давних времён государства стремились контролировать своих подданных, и одним из лучших способов такого контроля всегда были удостоверения личности.
5. Если говорят, что кто-то в споре или дискуссии переходит на личность, значит, он вместо опровержения чужой точки зрения начинает обсуждать отрицательные качества того, кто эту точку зрения высказывает; в разговорной речи.
Настораживает привычка в концептуальных спорах переходить на личности.
ли́чностный прил.
ЛИ́ЧНОСТЬ, личности, жен.
1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. «Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности.» Конституция СССР. «…Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории…» Ленин. Личность Пушкина. Уважение к чужой личности.
|| Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства (книжн.). Литературная личность Гоголя.
2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. Светлая личность. Благородная личность. Подозрительная личность.
3. преим. мн. Намек в речи на определенное лицо; замечания, имеющие целью задеть, обидеть какое-нибудь определенное лицо (устар.). «Михаил Трофимович (Каченовский) не раз позволял себе личности в своих критических статьях.» Пушкин. Прошу без личностей.
4. Физиономия, лицо (прост. неправ.). Смотрю на вас: личность у вас как будто знакомая, а не признаю. «- Рука… так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков.» Гоголь.
ЛИ́ЧНОСТЬ, -и, жен.
1. Человек как носитель каких-н. свойств, лицо (в 3 знач.). Неприкосновенность, свобода личности. Светлая л. Роль личности в истории. Установить чью-н. л. (узнать, что за человек, его имя; офиц.).
2. мн. Обидные замечания, намёки (устар.). Прошу без личностей. Перейти на личности.
| прил. личностный, -ая, -ое (к 1 знач.; книжн.). Личностные качества.
Личность
-и, ж.
1) филос. Человек в качестве социального индивида, человек как член общества.
Роль личности в истории.
Свобода личности.
Неприкосновенность личности.
Высшая нравственность - это жертва своей личности в пользу коллектива (Пришвин).
Синонимы:
лицо́, осо́ба, персо́на
2) (кого или какая) Совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность.
Личность ученого.
Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является... прекрасною... но в то же время по преимуществу артистической (Белинский).
3) разг. О человеке как носителе своеобразных, характерных черт.
Незаурядная личность.
Темная личность.
Подозрительная личность.
Он - яркая личность.
Синонимы:
индивидуа́льность, субъе́кт (разг.), тип (разг.)
Родственные слова:
ли́чностный
Этимология:
см. лицо
Энциклопедический комментарий:
Научное понимание личности опирается на восприятие человека в качестве биосоциального существа, сущность которого составляет совокупность общественных отношений. Личность - человек как "преломление" социального в индивиде. Каждый отдельный человек - личность постольку, поскольку социальное стало стороной, моментом, свойством этого индивида. Широта и глубина развития индивида как личности - это широта и глубина усвоения им социального и вместе с тем превращение социального в форму деятельности индивида, а значит, и изменение, созидание самого социального.
Перейти́ на ли́чности - сделать обидные замечания по чьему-л. адресу.
Прошу́ без ли́чностей! - прошу не указывать на меня.
ЛИ́ЧНОСТЬ1́, -и, ж
Человек как носитель определенных психических качеств, с учетом характера и поведения и пр. черт, определяющих его сущность.
Наш новый руководитель отдела - благородная личность.
ЛИ́ЧНОСТЬ2́, -и, ж
Человек как носитель каких-л. отличительных свойств, составляющих его индивидуальность, а также представитель какого-л. социального слоя, член общества;
Син.: лицо, фигура, персона.
Для небольшого северного городка он был чересчур крупной личностью (Довл.).
ЛИ́ЧНОСТЬ -и; ж.
1. Совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Воспитание личности в человеке начинается в детстве. Находиться под влиянием его личности.
2. Человек с ярко выраженной индивидуальностью, замечательный во всех отношениях. Наш новый руководитель - л. // (с опр.). Человек с точки зрения его характера, поведения и т.п., определяющих его сущность. Благородная л. Подозрительная л. Светлая л. Героическая л. Тёмная л. // Человек как член общества, представитель какого-л. социального слоя. Роль личности в истории. Гарантия неприкосновенности личности. Установить л. кого-л. Предъявить удостоверение личности. Перейти на личности (начать обсуждать кого-л., делать заключение в адрес кого-л. во время речи, выступления).
3. Разг. = Лицо́ (1 зн.). Мне знакома его л.
◁ Ли́чностный, -ая, -ое. Книжн. (1-2 зн.).
* * *
ли́чность - человек как субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательной деятельности. В этом смысле понятие личности, в отличие от этически нейтрального понятия психофизической и духовной индивидуальности, включает в себя этический момент самоопределения. Личность характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, предпочтений и т. п.), раскрывающейся в её действиях и поступках.
* * *
ЛИЧНОСТЬ - ЛИ́ЧНОСТЬ,
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
ЛИЧНОСТЬ - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
-и, ж.
1. Совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность.
Не смешивайте этого терпения [Катерины] с тем, которое происходит от слабого развития личности в человеке. Добролюбов, Луч света в темном царстве.
Таков был --- тот круг, среди которого рос гений Пушкина, формировались личности истинно передовых людей тогдашней России. А. Лебедев, Чаадаев.
||
с определением.
Человек с точки зрения его характера, поведения, положения и т. п.
Героическая личность. Светлая личность.
◊
- Жена [Квашнина] какая-то бесцветная личность и совсем не представительна. Куприн, Молох.
||
О человеке с ярко выраженной индивидуальностью, замечательном в каком-л. отношении.
Семейство у Криворуковых хоть и небольшое, но зато что ни человек, то персона, личность. Марков, Сибирь.
- Я всегда знала, что Тамарка - личность. --- Благороднее всего она вела себя во время наших ссор. Крон, Дом и корабль.
2. Отдельный человек в обществе; индивидуум.
--- идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей. Ленин, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?
Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного конкретного человека. Кон, Социология личности.
3. прост.
То же, что лицо (в 1 знач.).
Глаза [у Катавасова] красные, личность бледная, словно с перепугу, весь дрожит. Чехов, В бане.
- Ты, паренек, не из третьей роты? Личность твоя мне, будто, знакомая. Шолохов, Они сражались за Родину.
◊
перейти на личности
сделать обидные замечания по чьему-л. адресу в выступлении, речи и т. д.
ЛИЧНОСТЬ
(лат.-маска, роль актера): целостный человек в единстве с его индивидуальностью и ответственно выполняемых им социальных функций. Это человек со своими неповторимо выраженными качествами: духовными, интеллектуальными, волевыми, эмоциональными, то есть это особый тип характера человека, его неповторимость. В своем первоначальном значении термин личность обозначал маску, роль, которая исполнялась актером в греческом театре. И сегодня ролевой подход в понимании личности значительно распространен. Представление о личности, индивидуальности возникло в эпоху Возрождения. В это время в связи с разрушением сословных ограничений, возникновением рыночных отношений, где люди выступали в качестве отдельных товаропроизводителей, человек осознал себя в качестве суверенной, обладающей особыми, специфическими чертами, личности.
Проблема сохранения, самореализации личности наиболее актуальна для 20 века, поскольку в этот период времени возникновение тоталитарных государств, засилья бюрократических организаций оказало отрицательное влияние на развитие личности. В условиях современной экономики и цивилизации, когда обновление, открытие, изменение оказываются одной из важнейших черт культуры, качества личности, ее творческий потенциал играют особую роль. В психологии личность - это некоторое ядро, объединяющее начало, которое связывает воедино различные психические процессы индивида. Личностные свойства сообщают поведению человека необходимую последовательность и устойчивость. Социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающий совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т. д., которые в совокупности и образуют то, что мы называем личностью, ее социальным статусом (место в системе общественных отношений). Осознав себя как целостную личность, определив свое место в обществе и направленность жизненного пути (потребности, интересы, идеалы, т.е. судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает то неповторимое, несводимое к отдельным качествам своеобразие, достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любого другого человека, выделить его среди прочих. Развитая личность не может быть только средством социальных действий, она всегда и самоцель, а потому и к другим личностям тоже относится как к достаточной самоценности. Внутренне свободная личность всегда сможет сказать «нет!» обстоятельствам, которые для других могут оказаться непреложными, роковыми. Человека как живое существо можно убить, но как исполненную достоинства индивидуальность его сломить невозможно. В то же время свобода как характеристика личности, если она оказывается сродни полной бесконтрольности и анархическому произволу, отчуждению от общества, мира и самого себя, может стать причиной нравственного падения человека, его духовной деградации и даже гибели, поскольку его нравственная гибель ничем и никогда не может быть искуплена. Одним из критериев уровня развития личности является мера восхождения к мудрости.
Личность
(personality), относительно устойчивая совокупность обществ., эмоциональных и мотивационных х-к человека, отличная от др. людей. В психологии наиб, распространены теории Л., стремящиеся доказать, что число устойчивых х-к, свойственных в той или иной степени каждому человеку, ограничено. Большинство моделей развития Л. носит откровенно детерминистский характер, отличаясь лишь по степени значения, к-рое они придают опыту и наследственности. Наиб, тщательно разработанной моделью Л. является описанное Фрейдом психосексуальное развитие человека с акцентом на полученный им в раннем возрасте опыт. В противоположность этому исследования в области генетики поведения показали, что животным легко можно привить (путем научения) устойчивые черты, к-рые схожи с личностными чертами человека, такими, как агрессия и эмоциональность. Исследования показали также, как эти св-ва изменяются под влиянием опыта и обстоятельств. Изучение близнецов дает основание считать, что опред. черты, как, напр., экстравертность и невротизм, могут быть врожденными. Сторонники теории научения выступают против идеи наследуемости и устойчивости опред. св-в. Их т.зр. носит традиционно детерминистский характер (взять, напр., типичный аргумент Уотсона о том, что Л. взрослого человека определяется обусловливанием). В последнее время такие теоретики, как Альберт Бандура, предложили идею социального научения как один из вариантов подхода к изучению Л. Др. важной моделью социального научения является локус контроля. Согласно этому подходу, различия в мышлении людей влияют на их поведение, эмоции и мотивацию, являясь гл. фактором, определяющим различия между людьми. Наиб, тщательно эта модель разработана амер. психологом Джорджем Келли в кн. Психология личностных конструктов (1955).
личность (иноск.) - личная обида; - намек на известное лицо
Ср. Достаточно сказать только, что есть в одном городе глупый человек - это уже личность: вдруг выскочит господин почтенной наружности и заключит: "Ведь я тоже человек, стало быть, я тоже глуп", словом, вмиг смекнет, в чем дело.
Гоголь. Мертвые души. 1, 9.
Ср. Нельзя сказать: такой-то де-старик
Козел в очках, плюгавый клеветник,
И зол и подл - все это будет личность;
Но можете печатать, например,
Что господин парнасский старовер
В своих статьях нелепицы оратор,
Отменно вял, отменно скучноват,
Тяжеловат и даже глуповат.
Тут не лицо, а только литератор.
A. C. Пушкин. Эпиграмма. 1829 г. 1.
Светлая личность. Книжн. Одобр. Об исключительно положительном, прогрессивном человеке. Калька из средневековой латыни. БМС 1998, 344.
Тёмная личность. Разг. Неодобр. 1. О человеке, вызывающем отрицательные эмоции, имеющем тёмное прошлое. 2. Об обскуранте, невеже, необразованном и невоспитанном человеке. Калька из средневековой латыни. БМС 1998, 344.
сущ., кол-во синонимов: 37
индивид (13)
индивидуальность (27)
индивидуум (15)
интимность (12)
кадр (24)
лицо (135)
маргинал (4)
морда (76)
мордализация (24)
мордасово (23)
мордасы (24)
мордень (23)
мордоплясия (23)
мордофиля (23)
мордуленция (23)
моська (29)
мурло (43)
обличность (3)
особа (19)
персона (42)
рожа (61)
рыло (44)
ряха (29)
ряшка (24)
самик (4)
самость (10)
субъект (27)
сусалы (23)
физика (55)
физиомордия (24)
физиономия (41)
физия (25)
фотография (60)
харя (37)
хрюкало (29)
человек (86)
См. человек...
О человеке как носителе каких-либо свойств, качеств.
При положительной оценке.
Авторитетная, благородная, выдающаяся, героическая, исключительная, историческая, колоритная, независимая, неповторимая, обаятельная, одаренная, оригинальная, привлекательная, самобытная, светлая, свободолюбивая, творческая, яркая.
При отрицательной оценке.
Бесстыдная, гнусная, криминальная, мерзкая, непривлекательная, низменная, ничтожная, омерзительная, отвратительная, подозрительная, подлая, преступная, притворная, противная, серая, скользкая, сомнительная, темная, холопская, честолюбивая, эксцентрическая.
▲ субъект (чего)
личность - субъект общества; социализированный индивид;
человек, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную
общественную роль;
человек, индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; человек, освоивший социальный опыт окружающих его людей и признанный обществом дееспособным лицом.
лицо.
субъект (разг).
особа (молодая #).
персона (проявить интерес к его персоне. сервиз на семь персон).
персонифицировать.
тип (забавный #).
создание (нежное #).
душа (нашлась добрая #). живая душа (есть здесь #?). сердце.
некто. имярек.
кто - нибудь. кто - либо.
кто он такой?
кто - то. некто. неизвестно кто. бог знает [весть] кто. черт знает кто.
встречный - поперечный. встречный и поперечный.
себя. при себе.
собой (хороша #). из себя (какой он # ?).
на голову (несчастия обрушились на его
голову).
в образе кого.
↓ персоналия.
характер личности "уважаемый", именной документ
мужчина, женщина, уважение, деяние
см. человек, в качестве, ячейка, общество
индивид, субъект (чего), характер (чего), гражданское право
ЛИ́ЧНОСТЬ (от лат. persona - лицо, роль).
Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Л. - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В российской системе образования и ее обновлении, проводимом с середины 1980-х гг. на первый план выступает задача формирования базовой культуры Л., которая позволила бы устранить в структуре Л. противоречия между технической и гуманитарной культурой и обеспечить его деятельное участие в социально-экономических условиях жизни общества. См. личностно-деятельностный подход, личностный подход.
- Человек с большой буквы.
- Человек как носитель каких-либо свойств.
- Роль такого человека в истории неоспорима.
- Комедия сербского драматурга Бранислава Нушича «Подозрительная ...».
- Повесть польского писателя, поэта Тадеуша Голуя.