тип письма кириллицы, пришедший на
смену уставу. В сравнении с уставом
начертания букв полуустава лишены геометрической строгости: прямые линии
допускают кривизну, а округлые утрачивают облик правильной дуги,
нарушается стабильность расстояния между буквами, возможны варианты
начертания одних и тех же букв у одного писца (до пяти вариантов Т,
четырёх - В и др.). Появление полуустава объясняется необходимостью
ускорения процесса письма. Полууставом писали на пергамене и бумаге.
Южнославянские полууставные рукописи сохранились с конца 13 в.
В Древней Руси полуустав употребляется с середины 14 в., первоначально в
деловых документах (грамота 1350-51 Симеона Гордого, Лаврентьевская
летопись 1377). Русский полуустав 14 в. («старший»), сохраняя традиции
русского устава, отличается от него меньшей тщательностью, большим
числом сокращённых слов со многими выносными буквами, покрытыми титлами и без них. Возможны переходные
формы от устава к полууставу. С 15 в. появляется новый тип полуустава
(«младший»), развившийся в результате так называемого второго
южнославянского влияния. Для этого полуустава характерны наклон письма к
концу строки, изменение состава букв за счёт употребления букв
южнославянского письма (например, йотированных юсов, юса большого),
утраченных в русской письменности в 12 в. В полууставе 15 в. обычны
многообразные надстрочные знаки. В 16-17 вв. полууставное письмо на Руси
утрачивает искусственные начерки южнославянского полуустава.
Полууставом написаны молдовлахийские славяноязычные рукописи
15-17 вв.
Шрифт русских первопечатных книг 16 в. (например, «Апостол» Ивана
Фёдорова) сложился на основе лучших полууставных почерков московских
рукописей. См. рисунок при статье Устав.
Костюхина Л. М., Книжное письмо в России XVII в., [М.,
1974];
см. также литературу при статьях Кириллица, Устав.
О. А. Князевская.