Обусловливание
(в психологии) (conditioning), изменение поведения в зависимости от стечения обстоятельств. О. лежит в основе теорий научения социального научения теория), доминировавших в академич. психологии после 1-й мировой войны примерно до 1960 г. О. обычно подразделяется на два вида: классич., или павловское (Павлов), и оперантное, или инструментальное. Оба вида О. подразумевают приурочивание события к подкреплению, к-рое может быть позитивным (пища, питье или секс) и негативным (наказание, как, напр., электрошок). При классич. О., открытом Павловым, к естественному раздражителю добавлялись свет или звук. Реакция, к-рая первоначально вызывалась подкреплением, становилась условной, т.е. возникающей при свете или звуке даже без подкрепления. Это пример восприятия ассоциативной связи между обоими стимуляторами (подкреплением светом или звуком), или О. S-S. Оперантное О. происходит в рез-те действия закона эффекта, открытого в 1911 г. амер. психологом Эдуардом Торндайком (1874-1949), согласно к-рому реакция закрепляется лучше, если приводит к благоприятным последствиям, и хуже, если последствия будут неблагоприятными. Скиннер продемонстрировал, что крыса, вознаграждаемая за нажатие рычага, увеличивает кол-во нажатий. След., она ассоциирует стимул (подкрепление) со своим поведением (реакцией). Это называется О. S-R. Психологи не пришли к единому мнению, действительно ли эти два вида О. отличаются друг от друга. Большинство опытов с О. проводится над животными, и очень сомнительно, чтобы все это научение животных, не говоря уже о человеке, происходило благодаря О. Однако Скиннер отмечал, что О. играет опред. роль, напр., при неумышленном поощрении плохого поведения, когда родители воздают должное плохому поведению ребенка, но игнорируют хорошее. В 1920 г. Уотсон продемонстрировал, что страхи могут быть обусловленными, и тем самым заложил основы лечения фобий с помощью бихевиоральной терапии.