ПАВ, см. павлин.
| межд., пск., твер. или паф, ух, бух, бряк, грох, пук, хлоп.
ж. р. павлин (птица).
ПА́ВА, патвы, жен. Самка павлина.
|| перен. употр. в сравнениях о женщине с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой (разг.). «А сама то величава, выступает будто пава.» Пушкин. «Сами захотите павой пройтись.» Чехов.
• Ни пава, ни ворона (разг.) - см. ворона.
ПА́ВА, -ы, жен. Самка павлина. Выступает, словно п. (плавно и величественно). Ни п. ни ворона (о том, кто отбился от одних и не пристал к другим; разг. неод.).
| прил. павий, -ья, -ье.
ПА́ВА, -ы, ж Разг.
Женщина с горделивой осанкой и плавной походкой.
Людмила, красавица, умница, пава, - как это ни странно, - не страдала излишним самолюбием.
ПА́ВА -ы; ж.
1. Самка павлина.
2. Разг. О женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
◊ Ни па́ва ни ворона (кто). О том, кто по своим взглядам, интересам и т.п. отошёл от одних и не примкнул к другим.
◁ Па́вой; па́вою, в зн. нареч. Плавно и величаво. Выступать павой. Выглядеть павой. Па́вий, -ья, -ье. П. хвост. П-ье перо.
-ы, ж.
1. Самка павлина.
2. разг.
О женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
[Красавина:] Такая пава, что только «ах», да и все тут. Не скажу, чтобы красавица, а пышна уж очень. А. Островский, Свои собаки грызутся, чужая не приставай!
|| в знач. нареч. па́вой.
Плавно и величаво.
[Леон] заиграл: «Во саду ли, в огороде». Дуня павой поплыла по казарме, слегка покачивая бедрами и мелко притопывая каблуками. Соколов, Искры.
◊
ни пава ни ворона {кто}
о том, кто по своим взглядам, интересам и т. п. отошел от одних и не примкнул к другим.
Пава, ы, ж.
Самка павлина; о женщине с плавной походкой (переносн.).
► А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. // Пушкин. Сказка о царе Салтане...//; [Девчата] в сафьяновых сапогах на высоких железных подковах плавно, словно павы, и с шумом, что вихорь, скакали в горнице. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки //
Ни пава ни ворона. Разг. Неодобр. О человеке, который по своим взглядам, интересам и т. п. отошёл от одних и не примкнул к другим. Из басни И. А. Крылова «Ворона» (1825 г.). ФСРЯ, 307; БТС, 150; БМС 1998, 428; Мокиенко 1990, 92.
пава I
самка павлина
Павлин отличается от павы разными украшениями, из которых самое эффектное ― длинный хвост, развёртывающийся вертикальным веером с великолепным ободом, образуемым яркою разноцветною окраской концов перьев.
женщина с горделивой осанкой и плавной походкой
А сама-то величава, // Выступает, будто пава.
Она обыкновенно входила… нет! вплывала, мерно двигая головою, как пава, в комнату, становилась посередине, как-то странно вывернув одну ногу и придерживая двумя пальцами конец спущенного рукава.
Свою будущую супругу Мишенька рисовал в воображении не иначе, как в виде высокой, полной, солидной и благочестивой женщины с походкой как у павы и почему-то непременно с длинною шалью на плечах.
пава II
вульва с высоко расположенным клитором, непосредственно не соприкасающимся при половом акте с половым членом мужчины
Форма женского рода к существительному пат, заимствованному из древненемецкого языка, где pfawo восходит к латинскому pavo - "павлин".
Собств.-р. Коррелятивная форма ж. р. к павъ, заимств. из др.-в.-нем. яз., в котором pfawo - «павлин», восходит к лат. pavo.
Искон. Форма ж. р. к павъ «павлин» < др.-в.-нем. pfâwo - тж., заимств. из лат. яз., где pavo является переоформлением греч. taōs восточного происхождения.
па́ва
"самка павлина" (Пушкин, Чехов), пав "павлин" (Даль), диал. пави́ч, укр. па́ва, др.-русск. опашь павина "павлиний хвост" в рукописях Дан. Зат. 46 (Покровский, ИОРЯС 8, 4, 338), чеш., слвц. páv, польск., в.-луж., н.-луж. раw. Через д.-в.-н. pfâwo "павлин" из лат. рāvō - то же (Мi. ЕW 234; Клюге-Гётце 439; Суолахти, Vogeln. 225). Первоначальный источник, как и для греч. ταώς "павлин" - на Востоке; см. Вальде-Гофм. 2, 267.
- «Супруга» павлина.
- Так зовут барыню, когда она плывёт величаво и важно.
- «Выступает, будто ...».
- Птица с величавой походкой.
- «Какова ..., такова ей и слава» (посл.).
- Самка павлина.
ПАВАН, ПАВАНА ы, ж. pavane f. <исп. Испанский танец с самыми серьезными движениями. Михельсон 1888. Паван. Важный танец, изобретенный в Испании, в котором танцовщики вертятся и делают один перед другим колесо, как павлины своими хвостами, отчего и произошло его имя. .. В нем для умерения важности производятся ногами разные прыжки, флереты и проч. 1790. Танц. сл. - Лекс. БСЭ-3: пава/на.
ПАВАН - франц. pavane, исп. pavana, от pavon, павлин. Испанский танец с самыми серьезными движениями.
Пава́на (исп. и итал. pavana), 1) в южной Европе XVI в. танец-шествие (4-дольный).
2) Во второй половине XVI-XVII вв. пьеса для клавесина. В конце XIX-XX вв. инструментальная пьеса-стилизация (Г. Форе, М. Равель).
* * *
ПАВАНА - ПАВА́НА, торжественный бальный танец, распространенный в Европе в 16 в. Музыкальный размер 4/4, 4/2 темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса.
ПАВАНА - торжественный бальный танец, распространенный в Европе в 16 в. Музыкальный размер 4/4, 4/2 темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса.
ПАВАНА (испанское и итальянское pavana),
1) в Южной Европе 16 в. Танец-шествие (4-дольный).
2) Во 2-й половине 16 - 17 вв. пьеса для клавесина. В конце 19 - 20 вв. инструментальная пьеса-стилизация (Г. Форе, М. Равель).
ПАВАН, ПАВАНА ы, ж. pavane f. <исп. Испанский танец с самыми серьезными движениями. Михельсон 1888. Паван. Важный танец, изобретенный в Испании, в котором танцовщики вертятся и делают один перед другим колесо, как павлины своими хвостами, отчего и произошло его имя. .. В нем для умерения важности производятся ногами разные прыжки, флереты и проч. 1790. Танц. сл. - Лекс. БСЭ-3: пава/на.
ПАВАРОТТИ (Pavarotti) Лучано (р. 1935) - итальянский певец (тенор). Солист "Ла Скала" с 1965 (в 1964, 1974 в составе труппы пел в Москве). Выступает в "Ковент-Гарден" (с 1963), "Метрополитен-опера" (с 1968) и других крупнейших театрах мира. Прославился в лирических партиях из опер В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди.
Паваро́тти Лучано (Pavarotti) (р. 1935), итальянский певец (тенор). Солист «Ла Скала» с 1965. Выступает в «Ковент-Гарден» (с 1963), «Метрополитен-опера» (с 1968) и других крупнейших театрах мира. Прославился в лирических партиях из опер В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди.
* * *
ПАВАРОТТИ Лучано - ПАВАРО́ТТИ (Pavarotti) Лучано (12 октября 1935, Модена - 6 сентября 2007, там же), итальянский певец (тенор).
В молодости работал школьным учителем. В 1961 дебютировал в Реджо-нель-Эмилия. Начало международной известности Паваротти было положено в 1963, когда он спел партию Рудольфа («Богема» Дж. Пуччини (см. ПУЧЧИНИ Джакомо)) на сцене лондонского театра Ковент-Гарден. В 1965 с сенсационным успехом исполнил роль Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано)) в Австралии, где его партнершей была знаменитая Джоан Сазерленд. В том же году последовали его успешные дебюты на сцене миланского театра Ла Скала (Герцог в «Риголетто» Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе)) и в США (Эдгар в оперном театре Майами). В 1968 он впервые выступил в Метрополитен-опера (Рудольф). С тех пор Паваротти гастролировал по всему миру, неизменно восхищая публику своим выразительным, сильным и гибким голосом, совершенным бельканто (см. БЕЛЬКАНТО), роскошными верхними нотами, естественной музыкальностью и артистизмом. Несравненный интерпретатор центральных партий в операх Доницетти, В. Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо), Верди, Пуччини, не пренебрегал и музыкой легкого жанра. В своих лучших партиях - помимо перечисленных, к ним относятся Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Манрико, Альфред, Ричард, Радамес («Трубадур», «Травиата», «Бал-маскарад», «Аида» Верди), Калаф («Турандот» Пуччини), - он демонстрировал безупречное чувство стиля, утонченное мастерство, владение таким богатством нюансов, которое доступно только по-настоящему крупному художнику и музыканту.
ПАВАРОТТИ Лучано (Pavarotti, Luciano) (р. 1935), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо. Среди достоинств пения Паваротти - превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из "суперзвезд" оперной сцены 20 столетия. Паваротти родился 12 октября 1935 в Модене (Италия). После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе у Э.Кампогальяни. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини. Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре "Ла Скала" (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини). Но только партия Тонио в Дочери полка Доницетти (спетая сначала в театре "Ковент-Гарден" в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской "Метрополитен-опера") принесла Паваротти международную известность и титул "Короля верхнего до" (ноты до второй октавы - он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin). Хотя основная специальность Паваротти - лирические белькантовые партии (Эльвино в Сомнамбуле Беллини, Артуро в его же Пуританах, Эдгардо в Лючии ди Ламмермур Доницетти, Альфред в Травиате Верди, Герцог Мантуанский в его же Риголетто), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в Бале-маскараде Верди, Каварадосси в Тоске Пуччини, Манрико в Трубадуре Верди, Радамес в его же Аиде. Успех Паваротти у публики набирал силу в течение 1970-1980-х годов, поддерживаемый частыми выступлениями певца по телевидению и его стремлением, давая сольные вечера и выступая в смешанных концертах, донести оперное искусство до людей, которые редко посещают оперный театр или никогда не переступали его порога. В 1990-е годы певец собирал сотни тысяч слушателей на свои концерты на стадионах и в парках.
Л. Паваротти в роли Неморино (опера "Любовный напиток"
Г. Доницетти).
ПАВАРОТТИ (Pavarotti) Лучано (родился в 1935), итальянский певец (тенор). С 1961 на оперной сцене. Обладает голосом бархатного "баритонального" тембра, выступает в разнохарактерных партиях преимущественно в итальянских классических операх (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди).
ПАВЕ нескл., ср. pavé m.
1. Камень, булыжник. Первое <известие>, что Австрийский посол выехал из Парижа. а бедный Поццо ди Борго чуть не умер от страха от камней (pavés) которые разбили у него стекла и влетели в комнату. А. Д. Блудова Восп. // // РА 1873 2 2115.
2. Вид оправы: металлическая основа так плотно покрыта камнями, что похожа на мощенную камнями улицы. Бреполь 359. Модная оправа pavé 18 в. БИЭД 299. Невообразимо дурная собою, с физиономией филина, она <фрейлина> носила парик, которому большою брошкою из гранатов (pavé ) прикалывала чепец. Ф. А. Оом Восп. // РА 1896 6 234. Вот свитский генерал. Его жене не больше 40 лет, но она сохранила свежесть фигуры: платье с пальетками обегает ее как статую. Диадема в два ряда крупных брильянтов ("паве") украшает ее русые волосы. Мосолов При дворе 198.
3. Ах, это спасительное для чести примечание, благонамеренное, конечно, но оказавшееся очень неудачным вследствие своей слишком остроумной редакции, стало настоящим pavé - так французские журналисты называют на своем языке всякую неловкую защиту, насмерть убивающую подзащитного, подобно медведю в басне. который, пожелав согнать навозную муху со лба спящего приятеля, пустил в него камнем. Гейне Проза 40-гг. // Г. 6-6 238. - Лекс. Михельсон 1907: паве.
ПАВЕЗЕ (Pavese) Чезаре (1908-50) - итальянский писатель. Преодоление чувства отчужденности, обретение смысла жизни в борьбе с фашизмом, в утверждении демократических идеалов - в романах "Товарищ" (1947), "Луна и костры" (1950), рассказах неореалистического характера. Дневник "Ремесло жить" (издание 1952), стихи (сборник "У смерти твои глаза", издание 1951). Письма (изданы 1966). Покончил жизнь самоубийством.
Паве́зе Чезаре (Pavese) (1908-1950), итальянский писатель-неореалист. Антифашистский роман «Товарищ» (1947). В исповедальном и драматическом повествовании о возвращении в мир детства (роман «Луна и костры», 1950), в поэзии (сборник «У смерти твои глаза», опубликован в 1951) - свидетельства душевного кризиса, приведшего к самоубийству. Дневник «Ремесло жить» (опубл. в 1952). Письма (изд. 1966).
* * *
ПАВЕЗЕ Чезаре - ПАВЕ́ЗЕ (Pavese) Чезаре (1908-1950), итальянский писатель. Преодоление чувства отчужденности, обретение смысла жизни в борьбе с фашизмом, в утверждении демократических идеалов - в романах «Товарищ» (1947), «Луна и костры» (1950), рассказах неореалистического характера. Дневник «Ремесло жить» (издание 1952), стихи (сборник «У смерти твои глаза», издание 1951). Письма (изданы 1966). Покончил жизнь самоубийством.
ПАВЕЗЕ (Pavese) Чезаре (1908 - 1950), итальянский писатель-неореалист. Роман "Товарищ" (1947) о молодом итальянце, становящемся антифашистом и революционером. В исповедальном драматическом повествовании о возвращении в мир детства (роман "Луна и костры", 1950), в поэзии (сборник "У смерти твои глаза", опубликован 1951) - свидетельства душевного кризиса, приведшего автора к самоубийству. Дневник "Ремесло жить" (опубликован в 1952).
Па́вел (евр. Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников («апостол язычников»). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленён римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнён около 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий.
ПАВЕЛ I (1901-64) - король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греческого короля Георга II. Участник греко-турецкой войны 1919-1922. С 1935 наследный принц.
Путешествия апостола Павла
СВ. (1 в. н.э.), первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Победа богословских воззрений Павла сыграла огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии, отличной от иудаизма. Павел родился в еврейской семье в Тарсе на юге Малой Азии (современная Турция). Его еврейское имя было Савл, и неизвестно, когда его стали называть римским именем Павел. Он получил строгое фарисейское воспитание и обучался в Иерусалиме. Впервые услышав о христианстве через несколько лет после распятия Иисуса Христа, он сделался ожесточенным противником этого нового религиозного движения. Его обращение в христианство носило внезапный и драматический характер: по его собственному свидетельству, на пути в Дамаск ему явился в видении сам Христос. Впоследствии Павел стал одним из самых энергичных и деятельных проповедников христианской церкви 1 в. Он проповедовал евреям, но еще больше - неофитам, обращенным из язычников, заслужив этим почетное прозвище "апостол язычников". После многих странствий и приключений, сопряженных с его миссионерской деятельностью в Малой Азии и Греции, он, по преданию, был казнен римскими властями в 60-е годы в Риме. В Новом Завете сведения о жизни и апостольском служении Павла содержатся в посланиях апостола Павла и Деяниях апостолов. Исследователи Библии считают, что из 14 Павловых посланий не все написаны самим апостолом. Павлу вполне могли быть приписаны сочинения каких-то других авторов - с целью подкрепить их авторитетность его именем. В целом, все специалисты признают авторство Павла в отношении Послания к Римлянам, 1 и 2 посланий к Коринфянам, посланий к Галатам, к Филиппийцам, 1 Послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону. Аутентичность посланий к Ефесянам, к Колоссянам и 2 Послания к Фессалоникийцам многими исследователями подвергается сомнению, а принадлежность Павлу 1 и 2 посланий к Тимофею и Послания к Титу чаще всего отрицается. Послание к Евреям, согласно почти всеобщему мнению, представляет собой сочинение неизвестного христианского автора 1 в. В этих посланиях Павел проявил себя как глубокий и самостоятельный мыслитель. Его идеи заложили основания всей христианской теологии. Павел был убежден, что до пришествия Христа Бог открывал себя евреям через патриархов и пророков и, кроме того, - через союз-завет, заключенный на горе Синай во времена Моисея, и что язычники имели более смутное представление о Боге, познавая его через его творение. Бог даровал Тору (Закон Моисеев), которая должна была регулировать жизнь и поведение евреев, между тем как язычников Бог одарил нравственным чувством - совестью. Смерть и воскресение Христа открыли новый этап в отношениях между Богом и человечеством: уверовав во Христа, люди получили возможность сделаться детьми Божьими по усыновлению, крестясь, принимая в себя Духа Святого и ведя христианскую жизнь. Христос для апостола Павла - это "Божия сила и Божия премудрость" (1 Кор 1:24), Бог, который "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек" (Флп 2:7). Павел мало что мог сказать о жизни и учении исторического Иисуса, которого он никогда не видел, однако придавал огромное значение его смерти. Вера Павла в предсуществование Христа (т.е. в то, что Христос существовал на Небесах до того, как вочеловечился и принял человеческий образ) в значительной степени подготовила позднейшее христианское учение о Троице, хотя его замечание о том, что Христос был превознесен Богом вследствие его смерти и воскресения, открывало также пути и для менее ортодоксальных (правоверных) христологических воззрений. Павел считал, что Тора, выполнив назначение, которое она имела в божественном плане мироустроения, утратила свою законодательную силу. Это убеждение послужило причиной ожесточенных споров Павла со многими христианами, уверенными в том, что еврейские законы, касающиеся обрезания, соблюдения субботы, а также ритуальных пищевых ограничений, должны по-прежнему неукоснительно соблюдаться. Еще более существенно, что, по мнению апостола Павла, нравственная жизнь христиан также должна покоиться на новом основании. Разумеется, таких преступлений, как убийство, воровство или прелюбодеяние, надлежит по-прежнему избегать, но вовсе не потому, что совершение их было бы нарушением заповедей, которые Бог дал Моисею. Павел верил, что обращение в христианство означает начало новой жизни, свободной как от оков греха, так и от оков закона, и что верующие должны вести добродетельную жизнь в силу того, что Бог произвел в их сердцах глубокую перемену. Поэтому он провозглашал, что "человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28). Учение о первородном грехе, в основе которого лежит рассказ Книги Бытия о грехопадении человека, было подробно разработано Августином, однако впервые его сформулировал апостол Павел. Для Павла концепция первородного греха - не столько пессимистический взгляд на человеческую природу, сколько один из элементов величественной картины, отображающей противоборство двух начал, действующих в человеческой жизни, - "падшей" природы и искупления через благодать, или смерти и воскресения. Эти два начала олицетворяются двумя родоначальниками человечества: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор 15:22). Павлу принадлежит концепция христианской церкви как единого "тела", "глава" которого - Христос, а "члены" - все христиане; эта идея оказала исключительно важное и широкое влияние на последующую христианскую мысль. Но, быть может, наиболее революционным явилось его представление о церкви как сообществе верующих, в котором не существует разделений по этническим, классовым или половым признакам: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3:28). Вместе с тем апостол Павел не был политическим или социальным революционером. На протяжении всей христианской истории сторонники политического консерватизма ссылались на его высказывание: "Всякая душа да будет покорна высшим властям" (Рим 13:1). Он признавал институт рабства, который в его эпоху являлся неотъемлемой частью экономики Римской империи. Он признавал также институт брака, который в его времена основывался на безусловном подчинении жен своим мужьям. Хотя он часто с великим почтением и любовью упоминал о женщинах, способствовавших распространению Евангелия, ему принадлежат и такие слова: "Жены ваши в церквах да молчат" (1 Кор 14:34). Дискуссии, развернувшиеся вокруг этого учения апостола Павла в конце 20 в., показывают, с какой легкостью можно представить Павла либо "антифеминистом", либо (учитывая нравы его собственной эпохи), наоборот, "феминистом". Примечательно, что Павел не был ревностным сторонником брака. Сам он не был женат, и христианские поборники целибата как одного из средств, позволяющих сохранить свободу от мирских обязательств и ответственности, всегда ссылались на его слова о том, что, хотя в брачных узах и нет греха, воздерживающийся от вступления в брак поступает лучше (1 Кор 7). Исследователи христианской богослужебной практики обнаруживают в посланиях Павла бесценный источник сведений по ее истории. Он первым из христианских авторов описал совершение таинства евхаристии (1 Кор. 11:23-26), которое остается центром богослужения в Католической, Православной, Лютеранской и Англиканской церквах. Вместе с тем у него можно обнаружить описания харизматических феноменов - например, проповеди на незнакомых языках. Деяния апостолов содержат поразительный рассказ о жизни и делах апостола Павла. Впервые он появляется в этой книге при весьма драматических обстоятельствах в стихе 7:58, о его обращении в христианство повествуется в главе 9, а в главах 13-28 он становится центральным персонажем книги. Именно здесь сообщается о трех главных миссионерских путешествиях Павла: первом, в Малую Азию и на Кипр, и втором и третьем, в Малую Азию и Грецию, а также о его последнем путешествии в Рим, уже в качестве узника. Здесь же приводится блестящее описание и изложение проповеди, произнесенной Павлом в Афинах (Деян. 17:16-34). К сожалению, повествование обрывается еще до времени кончины Павла, заставляя строить догадки о последних событиях его жизни. Деяния апостолов служат ценной хронологической канвой, реконструировать которую, опираясь на послания, естественно, было бы невозможно. Однако, хотя считается, что автором Деяний был Лука, спутник и ученик Павла, Деяния рассматриваются как менее надежный источник для установления подлинного учения апостола Павла, нежели его собственные аутентичные послания. На протяжении всей истории Павла почитали в большей степени как богослова, чем как святого. В частности, Послание к Римлянам и сегодня рассматривается как памятник, имеющий исключительное значение для всей христианской мысли. По традиции, место погребения ап. Павла чтится в церкви Сан Паоло Фуори-ле-мура в Риме.
День памяти святого 29 июня (в Русской православной церкви 29 июня по старому стилю).
ЛИТЕРАТУРА
Ренан Э. Апостол Павел. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М., 1998
Апостол Павел. Фрагмент росписи катакомбы Домициллы. Ок. 375. Рим.
ПАВЕЛ (еврейское Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен около 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий.
Павел Макаров. Жарг. мол. Шутл. Член рок-группы «Битлз» Пол Маккартни. АиФ, 1999, № 25.
Павел Семёнов. Жарг. мол. Шутл. Певец Пол Саймон. АиФ, 1999, № 25.
Святой Павел. Жарг. карт. Валет (игральная карта). Балдаев 2, 31; ТСУЖ, 158; ББИ, 219; Грачев 1997, 42; Мильяненков, 228.
Павел
Когда язычники, не имеющие закона (Божия), по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах.
И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят на нас и говорят, будто мы так учим?
Где нет закона, нет и преступления.
… От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда.
Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
Если Бог за вас, кто против вас?
Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят.
Мудрость мира сего есть безумие перед Богом.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
Знание надмевает, а любовь назидает.
Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
… Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; (…) Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше.
Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
Худые сообщества развращают добрые нравы.
Буква убивает, а дух животворит.
Где Дух Господень, там свобода.
Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Не обманываетесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.
Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Для чистых все чисто.
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
ПАВЕЛ, -вла, ПАВЕЛЮЖНИК, -а, ПАВЛЮГИН, -а, м., ПАВЛЮГА, -и, ПАВЛЮЖКА, -и, ж., ПАВЕЛЮГА, -и, м. и ж, собств.
Павелецкий вокзал в Москве, а также Павелецкая железная дорога, «павелецкое направление».
По Павлюге сорок верст.
сущ., кол-во синонимов: 12
апостол (22)
имя (1104)
павка (1)
павлик (1)
палыч (1)
паук (49)
паха (1)
паша (5)
первоверховный (2)
пол (9)
савл (1)
саул (1)
маленький; Павелка, Павлик, Павлуня, Павлуся, Павлуха, Павлуша, Павля, Павлюка, Павлюкаша, Паша, Пашуня, Пашута, Пашуха, Паня, Панюта, Панюха, Панюша, Паняша, Паля, Палюня, Павка, Пол, Палыч; Савл, Саул
Па́вел
род. п. Па́вла, др.-русск., ст.-слав. Павьлъ Παῦλος (Клоц., Супр.). Из греч. Παῦλος от лат. Paulus. Диал. па́вел "паук", арханг. (Подв.), из па(в)у́к под влиянием имени собств.
-вла, м.
Отч.: Па́влович, Па́вловна; разг. Па́влыч.
Производные: Па́велка; Па́влик; Павлу́ня (Павлю́ня); Павлу́ся (Павлю́ся); Павлу́ха; Павлу́ша; Па́вля; Павлю́ка; Павлюка́ша; Па́вша; Па́ва; Па́ха; Па́ша; Паша́та; Пашу́ня; Пашу́та; Пашу́ха; Па́ня (Па́на); Паню́та; Паню́ха; Паню́ша; Паня́ша; Па́ля; Палю́ня (Палу́ня).
[Лат. paulus - маленький.]
† 5 янв., 23 янв., 27 янв., 28 янв., 6 февр., 1 марта, 17 марта, 20 марта, 23 марта, 29 марта, 30 марта, 9 апр., 19 апр., 29 апр., 16 мая, 31 мая, 4 июня, 10 июня, 16 июня, 21 июня, 9 июля, 11 июля, 12 июля, 14 июля, 29 июля, 10 авг., 12 авг., 30 авг., 10 сент., 12 сент., 23 сент., 8 окт., 16 окт., 17 окт., 23 окт., 4 нояб., 19 нояб., 11 дек., 20 дек., 28 дек.
Имя происходит от латинского слова "паулюс", означающего "маленький'.
Павел -- добрый и отзывчивый ребенок. Он с большим желанием будет помогать матери ухаживать за младшим братом или сестренкой. Никогда не нарушит запретов взрослых и будет убеждать своих друзей не переступать рамки дозволенного. С возрастом у Павла еще больше проявится способность к сопереживанию, сочувствию. Люди смогут ему доверить свои тайны. Павел склонен пофилософствовать и нередко профессию выбирает соответственно своему спокойному характеру. Коллеги по работе будут ценить в Павле трудолюбие, надежность и способность в любой момент прийти на выручку товарищу. Выполняет свою работу так, что ни подгонять, ни заставлять его не надо. Павел всегда воспользуется возможностью заработать дополнительные деньги, но только если это не потребует от него нарушения размеренного уклада жизни. В характере Павла нет ничего слишком яркого и выдающегося, и отношения с женщиной у него, как правило, ровные и теплые. Он не способен испытывать страстные и бурные чувства. Оказывает помощь жене по дому, большое внимание уделяет воспитанию детей. Предпочитает принимать гостей у себя, чем ходить самому в гости. Пьет Павел в меру, за столом не проявляет сильных эмоций.
Удачным будет брак с Верой, Диной, Екатериной, Елизаветой, Зинаидой, Майей, Серафимой, Софьей, Эльвирой. Трудным брак может оказаться с Анджелой, Дарьей, Натальей, Ниной, Татьяной, Юлией.
-вла, муж.
Отч.: Павлович, Павловна; разг. Павлыч.
Производные: Павелка; Павлик; Павлуня (Павлюня); Павлуся (Павлюся); Павлуха; Павлуша; Павля; Павлюка; Павлюкаша; Павша; Пава; Паха; Паша; Пашата; Пашуня; Пашута; Пашуха; Паня (Пана); Панюта; Панюха; Панюша; Паняша; Паля; Палюня (Палуня).
Происхождение: (Лат. paulus - маленький.)
Именины: 5 янв., 23 янв., 27 янв., 28 янв., 6 февр., 1 марта, 17 марта, 20 марта, 23 марта, 29 марта, 30 марта, 9 апр., 19 апр., 29 апр., 16 мая, 31 мая, 4 июня, 10 июня, 16 июня, 21 июня, 9 июля, 11 июля, 12 июля, 14 июля, 29 июля, 10 авг., 12 авг., 30 авг., 10 сент., 12 сент., 23 сент., 8 окт., 16 окт., 17 окт., 23 окт., 4 нояб., 19 нояб., 11 дек., 20 дек., 28 дек.
Па́вел, -вла, муж.
лат. paulus - маленький
отч. Па́влович, Па́вловна; разг. Па́влич
Производные: Па́велка, Па́влик, Павлу́ня (Павлю́ня), Павлу́ся (Павлю́ся), Павлу́ха, Павлу́ша, Па́вля, Павлю́ка, Павлюка́ша, Па́вша, Па́ва, Па́ха, Па́ша, Паша́та, Пашу́ня, Пашу́та, Пашу́ха, Па́ня (Па́на), Паню́та, Паню́ха, Паню́ша, Паня́ша, Па́ля, Палю́ня (Палу́ня)
Именины: 05.01, 23.01, 27.01, 28.01, 06.02, 01.03, 17.03, 20.03, 23.03, 29.03, 30.03, 09.04, 19.04, 29.04, 16.05, 31.05, 04.06, 10.06, 16.06, 21.06, 09.07, 11.07, 12.07, 14.07, 29.07, 10.08, 12.08, 30.08, 10.09, 12.09, 23.09, 08.10, 16.10, 17.10, 23.10, 04.11, 19.11, 11.12, 20.12, 28.12
Малый, маленький (лат.) и Римское родственное имя.
5 января (23 декабря) - святитель Павел, епископ Неокесарийский и праведный Павел, сотрудник учителей Словенских.
23 (10) января - преподобный Павел Комельский, или Обнорский (Рус.).
27 (14) января - преподобный Павел.
28 (15) января - #341 г. Преподобный ИОАНН КУЩНИК
#V в. => преподобный Павел Фивейский.
6 февраля (24 января), 1 марта (16 февраля) и 17 (4) марта - мученик Павел.
20 (7) марта - святитель Павел, исповедник, епископ Прусиадский и преподобный Павел Препростой.
23 (10) марта - мученик Павел.
29 (16) марта - праведный Павел.
30 (17) марта - преподобный Павел.
9 апреля (27 марта) - святитель Павел, епископ Коринфский.
19 (6) апреля - мученик Павел Русский (Рус.) и преподобный Павел, первый игумен Студийский.
29 (16) апреля - праведный Павел.
16 (3) мая - мученик Павел Виленский (Рус.).
31 (18) мая - мученик Павел.
4 июня (22 мая) - преподобномученик Павел Пелопонесский.
10 июня (28 мая) и 16 (3) июня - мученик Павел.
21 (8) июня - мученик Павел Каиюмский.
9 июля (26 июня) - мученик Павел Римский.
11 июля (28 июня) - преподобный Павел врач.
12 июля (29 июня) - апостол Павел (и апостол Петр).
14 (1) июля - праведный Павел.
29 (16) июля - мученик Павел.
10 августа (28 июля) - преподобный Павел. Ксиропотамский.
12 августа (30 июля) - святитель Павел, епископ.
30 (17) августа - мученик Павел.
10 сентября (28 августа) - преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).
12 сентября (30 августа) - святитель Павел Новый, патриарх Константинопольский.
23 (10) сентября - святитель Павел, епископ Никейский и преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).
8 октября (25 сентября) - мученик Павел Дамасский.
16 (3) октября - мученик Павел.
17 (4) октября - преподобный Павел Препростой.
23 (10) октября - преподобномученик Павел Зографский.
4 ноября (22 октября) - преподобный Павел Ростовский (Рус.).
19 (6) ноября - святитель Павел исповедник, патриарх Константинопольский и блаженный Павел Коринфский.
11 декабря (28 ноября) - мученик Павел
20 (7) декабря - преподобный Павел Послушливый, Печерский (Рус.).
28 (15) декабря - преподобный Павел Латрийский.
- Какой император заимствовал так называемый «гусиный шаг», введённый в Пруссии императором Фридрихом II Великим?
- «Гатчинский Император».
- Русский император, заказавший строительство Михайловского замка.
- Имя адмирала Нахимова.
- Отец императора Александра I.
- Русский монарх, вошедший на престол в самом пожилом возрасте.
- Какого имератора прозвали русским Гамлетом?
- Этот российский император правил 4 года 4 месяца и 4 дня.
- Российский император, убитый в Михайловском замке.
- Единственный русский император, объявивший себя и главой государства, и главой церкви.
- Его убийство было последним «дворцовым переворотом» в истории русской монархии.
- Старший сын Екатерины II.
- Имя литературного Чичикова.
- Имя кинорежиссёра Лунгина.
- Имя сказочника Бажова.
- Русский тёзка итальянского Паоло.
- Христианское имя апостола Савла.
- «Пётр и ... час убавил».
- Имя актёра Луспекаева.
- Имя актёра Кадочникова.
- Имя актёра Майкова.
- Имя телеведущего Глобы.
- Имя хоккеиста Буре.
- Кто из апостолов является автором фразы «Неисповедимы пути Господни»?
- Какой император путешествовал со своей супругой по Европе под именем граф Северный?
- Его имя означает - «маленький».
- Мужское имя.
- Даже накануне казни он не унимался, строча свои послания - в частности, второе послание Тимофею.
- Фильм Виталия Мельникова «Бедный, бедный ...».
- Спасаясь от бури на Мальте, этот апостол обратил в христианство римского наместника и будущего епископа Публия.
- Имя чешского писателя Когоута.
- Персонаж романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
- Имя главного героя романа Максима горького «Мать».
- Имя русского фольклориста Шейна.
- Имя русского художника Сведомского.
- Как оказалось, сцена падения с лошади этого апостола во время преследования христиан из Дамаска, существует лишь на картинах Караваджо.
- Имя русского изобретателя Яблочкова.
- Имя писателя Бляхина.
- Макарий Великий утверждает, что после отсечения головы из шеи этого апостола вместо крови полилось молоко.
- Имя болгарского поэта Матева.
- Имя молдавского поэта Боцу.
- Пьеса австрийского писателя Франца Верфеля «... у иудеев».
- Персонаж оперы Сергея Слонимского «Виринея».
- Персонаж оперы Кирилла Молчанова «Ромео, Джульетта и тьма».
- Герой Вахтанга Кикабидзе в фильме «Мелодии Верийского квартала».
ПАВЕЛ (Paulus) Юлий - римский юрист 3 в. В 426 сочинениям Павла была придана обязательная юридическая сила. Извлечения из работ Павла составили 1/6 Дигест.
ПАВЕЛ (апостол) - ПА́ВЕЛ (лат. Paulus от paulus - небольшой, незначительный, маленький), апостол, один из проповедников христианства, прозванный «апостолом язычников». Родился в г. Тарсе (см. ТАРСУС) Киликийском (ныне Турция) в иудейской фарисейской, но имевшей римское гражданство семье из колена Вениаминова (Деян. 23:6). Еврейское имя - Савл, или Саул - в честь израильского царя, также происходившего из Вениаминова колена. Юношей учился в Иерусалиме (см. ИЕРУСАЛИМ) в школе раввина Гамалиила, в которой наряду с Законом изучались греческий язык и литература. Савл отличался ревностным исполнением Закона и фанатичной нетерпимостью к христианам.
Когда вскоре после Вознесения Христа начались первые гонения на его учеников в Иерусалиме, Савл был среди самых жестоких гонителей и одним из непосредственных участников побиения камнями первомученика Стефана (см. СТЕФАН (первомученик)) (Деян. 7; 8:1). Вскоре Савл решил произвести общее гонение на христиан и с этой целью, испросив полномочия у Синедриона и высшего священства, отправился в Дамаск (см. ДАМАСК). На пути в Дамаск произошло его чудесное обращение. Савлу явился Христос и призвал его к апостольскому служению. С этого времени Савл из яростного гонителя превратился в проповедника христианства - апостола Павла (Деян. 9; 22; 26).
После обращения жизнь апостола Павла представляет собой историю непрерывных миссионерских путешествий, которые он неустанно совершал на всем пространстве от глубин Азии до столицы мира - Рима, и даже, по преданию, далее - до берегов Атлантического океана, в Испанию и Британию. Св. апостол, врач, сопровождавший Павла, и автор Евангелия и «Деяний апостолов», Лука (см. ЛУКА (евангелист)) рассказывает в «Деяниях апостолов» о трех путешествиях Павла.
Благодаря проповеди апостола образовались центры христианства и в Азии и по всему побережью Средиземного моря, по которому он совершил несколько плаваний и неоднократно попадал в кораблекрушения. Вероятно, в 58 н. э. Павел был взят под стражу в Риме и отправлен римлянами в заточение в город Кесарию. Как римский гражданин имея право на суд императора, в 60 н. э. Павел был переправлен в Рим. Здесь, по преданию, осужденный Нероном (см. НЕРОН) на обезглавление, был казнен вместе с апостолом Петром (см. ПЕТР (апостол)) между 64 и 67 годами.
Деятельность апостола Павла выражалась не только в миссионерских трудах - он один из крупнейших христианских писателей апостольского века. Ему принадлежит 14 посланий, написанных в различное время и по различным обстоятельствам, но объединенных еще в древности в одно целое, и включенных в канон Нового Завета (см. НОВЫЙ ЗАВЕТ). Предполагают, что некоторые из творений апостола не сохранились.
Послания апостола Павла в целом представляют глубокое и всестороннее изложение основ христианского вероучения. Богословие апостола Павла складывалось и вырастало по мере духовного возрастания первохристианских общин в соответствии с состоянием и нуждами Церкви, с встававшими перед ней жизненными и богословскими проблемами. Напряженное ожидание второго пришествия Христа в первых христианских общинах требовало разъяснения христианского учения о конце света. Успех евангельской проповеди среди язычников и сомнения по этому поводу христиан из среды иудеев - ревнителей Закона - требовали четкого формулирования учения о спасении и вынуждали к полемике с иудействующими. Появление гностических ересей вызвало к жизни послания, разъясняющие представление христиан о божественной и человеческой природах Христа - Сына Божьего. Наконец, практические нужды благоустроения Церквей, ежедневной жизни общин и отношений внутри нее дали повод к написанию пастырских, учительных посланий. День памяти святого празднуется 29 июня по старому стилю.
Павел I - I
(1754-1801), российский император с 1796, сын императора Петра III и Екатерины II. Вступив на престол, стремился противопоставить «пагубной» политике императрицы Екатерины II, ослаблявшей, по его мнению, самодержавие, твёрдую линию на укрепление устоев абсолютистской власти. Ввёл строгую цензуру, закрыл частные типографии, запретил ввоз иностранных книг, провёл реорганизацию армии по прусскому образцу, стремился дисциплинировать дворянство, полицейскими мерами преследовал оппозицию своему режиму. Деятельность Павла I, отличавшегося непоследовательностью и импульсивностью, вызвала недовольство высшей знати. Убит в результате дворцового заговора.
II
(1901-1964), король Греции с 1947. Из династии Глюксбургов, брат греческого короля Георга II. Участник греко-турецкой войны 1919-22. С 1935 наследный принц.
Па́вел I (19041964), король Греции с 1947, из династии Глюксбургов. Брат греческого короля Георга II. Участник греко-турецкой войны 191922. С 1935 наследный принц.
ПАВЕЛ I (1754-1801), Павел Петрович - российский император, сын Петра III и Екатерины II Великой; родился 20 сентября (1 октября) 1754 в Санкт-Петербурге. Нелюбимый сын, живший при дворе особняком (мать намеревалась лишить его права наследования), Павел втянулся во многие дворцовые интриги. Его первая жена - Вильгельмина Гессен-Дармштадтская, принявшая имя Натальи Алексеевны, - умерла при родах; в 1776 он женился на Софии Доротее Вюртембергской, принявшей имя Марии Федоровны. В 1796 Павел наследовал трон. Правил деспотически и безответственно, насаждал централизацию в государственном аппарате, однако провел некоторые реформы в армии, облегчил положение крепостных (сократил барщину до трех дней в неделю) и попытался ограничить власть дворянства. В 1798 присоединился ко второй коалиции против Франции; по настоянию союзников поставил во главе русской армии А.В.Суворова, под командованием которого были совершены героические Итальянский и Швейцарский походы. Двумя годами позже участвовал в формировании Северной морской лиги (Россия, Швеция и Дания), которая придерживалась политики вооруженного нейтралитета, направленного против Великобритании. Готовил военно-стратегический союз с Наполеоном Бонапартом. Был убит группой заговорщиков из гвардейских офицеров в ночь с 11 на 12 (23-24) марта 1801.
ЛИТЕРАТУРА
Павел I. - В кн.: Российские государи. М., 1993
ПА́ВЕЛ I (1754-1801) - рос. император (1796-1801), сын Петра III и Екатерины II. Воспитывался при дворе имп. Елизаветы. После воцарения Екатерины II отношения П. с матерью, и без того не отличавшиеся взаимным расположением, приобрели антагонистич. характер. Екатерина опасалась, что П. может предъявить свои права на престол, П. же ненавидел мать и ее окружение. В 1773 он женился на Вильгельмине Гессен-Дармштадтской (в правосл. - Нат. Ал.), а после ее смерти в 1776 - на Софии-Доротее Вюртембергской (в правосл. - Мария Фед.), от брака с к-рой имел 4 сыновей (в т. ч. будущих императоров Александра I и Николая I) и 6 дочерей. С 1783 вел замкнутый образ жизни на подаренной матерью мызе Гатчина, где имел свой двор и небольшую армию ("гатчинские войска"). Взойдя на престол, П. немедленно начал ломку порядков, сложившихся в предыдущее царствование. В день своей коронации (5 апр. 1797) он издал Указ о престолонаследии и Учреждение об имп. фамилии - тем самым был положен конец введенной Петром I практике назначения наследника в соотв. с волеизъявлением монарха. П. были предприняты усилия, направл. на ослабление дворянства (политика "железной лозы"), гвардии, на укрепление дисциплины в об-ве и армии. Страх перед возможным дворц. переворотом, а также патриарх. представления о самодерж. власти обусловили ряд мер по укреплению монархии.
Испытывая крайнюю неприязнь к идеям и практике франц. рев-ции и опасаясь проникновения в Россию крамолы, П. запретил своим подданным учиться за границей, ввозить иностр. книги, ввел строгую цензуру, закрыл все "вольные" (частные) типографии. Запрещалось ориентироваться на франц. моду и даже употреблять слова, ассоциировавшиеся у императора с рев. Францией. П. покровительствовал франц. роялистам.
В обл. внеш. политики П. принял участие в коалиц. войнах против Франции (1798-99). Обострение отношений с Англией (последняя в 1800 захватила Мальту, П. же покровительствовал мальтийским рыцарям) привело к распаду коалиции и сближению П. с Наполеоном. Была выдвинута и даже начала реализовываться идея совм. рус.-франц. эксп. в Индию, к-рая, по планам П. и Наполеона, должна была быть завоевана к сент. 1801. Однако этим планам не было суждено осуществиться, т. к. в рез. заговора, созревшего в среде недовольных императором гвард. офицеров под руководством Н. Панина, П. Палена и др., в ночь с 11 на 12 марта 1801 П. был убит в Михайловском замке в СПб.
Современники и потомки неоднозначно оценивали личность П. и время его царствования, к-рые отличались противоречивостью. Приобретя репутацию царя-деспота, тирана, самодура (ссылал в Сибирь по малейшим поводам, исключал из службы за незначит. провинности или просто оплошности, мелочно регламентировал повседневную жизнь подданных и т. п.), П. нередко воспринимался и как романтик на троне, "Русский Гамлет", справедливый государь, истинный рыцарь, противопоставлявший рыцарство якобинству и екатерининской лжи (освободил и разрешил выехать в Америку Т. Костюшко, вернул из Сибири А. Радищева и т. д.). В 1916 Св. Синод готовил канонизацию П., к-рая, впрочем, осуществлена не была. Фигура императора, его правление вызывали интерес литераторов, деятелей культуры (пьеса Д. Мережковского "Павел I", роман О. Форш "Михайловский замок" и др. произв.).
Лит.: Шильдер Н. К. Император Павел I. Ист.-биографич. очерк. СПб., 1901; Эйдельман Н. Я. Грань веков. М., 1986.
Павел I
Павел I.
ПАВЕЛ I (1754 - 1801), российский император (с 1796). Сын императора Петра III и императрицы Екатерины II. Ограничил привилегии дворянства, уменьшив эксплуатацию крестьян. Выступал против революционной Франции, но в 1800 заключил союз с Наполеоном Бонапартом, занимал антианглийскую позицию. Отличался неуравновешенным характером. Убит заговорщиками.
Памятник Павлу I в Павловске.
ПАВЕЛ I Петрович - ПА́ВЕЛ I Петрович (20 сентября (1 октября)1754, Петербург - 11(23) марта 1801, там же) - российский император (с 1796), сын Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II) и Петра III (см. ПЕТР III Федорович); проводил централизацию и мелочную регламентацию во всех звеньях государственного аппарата; в армии ввел прусские порядки; ограничил дворянские привилегии. Выступал против революционной Франции, но в 1800 заключил союз с Бонапартом. Убит заговорщиками-дворянами.
Детство, юность, образование
Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна), его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки. В 1761 воспитателем к нему был назначен Н. И. Панин (см. ПАНИН Никита Иванович). Сторонник Просвещения, он искренне привязался к великому князю и старался воспитать из него идеального монарха. Павел получил хорошее образование и, по свидетельствам современников, был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости. Первоначально его отношения с матерью после ее восшествия на престол в 1762 были достаточно близкими. Однако со временем их отношения ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. На протяжении нескольких десятилетий имя Павла не раз всплывало в разных политических процессах, по стране распространялись слухи о его воцарении, к нему как к «сыну», взывал Е. И. Пугачев (см. ПУГАЧЕВ Емельян Иванович). Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери. В 1773 Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадтской (в православном крещении Наталья Алексеевна) и полюбил ее, но она умерла во время родов в 1776. В 1776 же он женился вновь на принцессе Софии Доротее Вюртембергской, крещенной в православии под именем Марии Федоровны. В 1781-82 супруги совершили путешествие по ряду европейских стран, во время которого Павел открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно. По возвращении великокняжеской четы в Россию императрица подарила им мызу Гатчина, куда отныне переместился «малый двор» и где Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы.
Внутренняя политика
Приход Павла к власти в ноябре 1796 сопровождался милитаризацией жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений - преобразования в государственном управлении, сословная политика и военная реформа. По первому из них Павел значительно усилил значение генерал-прокурора Сената, придав ему фактически функции главы правительства, соединив их с функциями министров внутренних дел, юстиции и частично финансов. Был восстановлен ряд ранее ликвидированных коллегий. Одновременно император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. В 1797 было создано министерство уделов, ведавшее земельными владениями царской семьи, а в 1800 - министерство коммерции. Еще более решительно Павел расправился с созданной Екатериной системой местных учреждений: частично было упразднено городское самоуправление, социальное обеспечение, некоторые низшие судебные инстанции и др. Одновременно ряду национальных окраин империи (Прибалтика, Украина) были возвращены некоторые традиционные органы управления, в чем проявилась слабость нового режима, боязнь не удержать в руках всю страну и стремление завоевать популярность в районах, чреватых национально-освободительным движением. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917.
В области сословной политики Павел предпринял ряд шагов по наступлению на «дворянские вольности». В 1797 был объявлен смотр всем числящимся в полках офицерам, а не явившиеся были уволены в отставку. Были также серьезно ограничены привилегии для неслужащих дворян, а в 1800 велено большинство из них определить в военные. С 1799 вводился порядок перехода с военной службы на гражданскую лишь с разрешения Сената. Не служившим государству дворянам было запрещено участвовать в дворянских выборах и занимать выборные должности; вопреки законодательству Екатерины II в отношении дворян применялись телесные наказания. В то же время Павел старался ограничить приток в ряды дворянства недворян. Его основной целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Столь же противоречивой была и политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тыс. крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В 1796 произошло закрепощение крестьян в области войска Донского и в Новороссии, в 1798 отменен введенный Петром III запрет на покупку крестьян владельцами не из дворян. Вместе с тем в 1797 была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка, а в 1798 - украинских крестьян без земли. В 1797 Павел издает Манифест о трехдневной барщине, вводивший ограничения на эксплуатацию помещиками крестьянского труда и ограничивавший их владельческие права.
В армии Павел, отвергая достижения русской военной мысли предшествующих десятилетий, стремился ввести прусские военные порядки. Обучение солдат сводилось в основном к шагистике. Император считал, что армия - это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы. Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Так, специальными указами были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.
Внешняя политика
По вступлении на престол Павел, дабы подчеркнуть контраст с матерью, декларировал миролюбие и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 возникла угроза воссоздания Наполеоном (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт) самостоятельного Польского государства, Россия приняла активное участие в организации антифранцузской коалиции. В том же году Павел принял на себя обязанности магистра Мальтийского ордена, бросив таким образом вызов французскому императору, захватившему Мальту. В 1798-1800 русские войска успешно сражались в Италии, а русский флот - на Средиземном море, что вызывало беспокойство со стороны Австрии и Англии. Отношения с этими странами окончательно испортились весной 1800. В это же время началось сближение с Францией, и даже обсуждался план совместного похода на Индию. Не дожидаясь подписания соответствующего соглашения, Павел приказал выступить в поход донским казакам, которые были остановлены уже Александром I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович).
Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и одновременно определенной эксцентричностью поведения, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях, но в особенности, в среде дворянства и в армии. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор, в который был вовлечен и его старший сын. В ночь на 11 марта 1801 заговорщики, в основном гвардейские офицеры, ворвались в покои Павла в только что выстроенном Михайловском замке с требованием отречься от престола. Когда же император попытался возразить и даже ударил кого-то из них, один из мятежников стал душить его своим шарфом, а другой ударил в висок массивной табакеркой. Народу было объявлено, что Павел скончался от апоплексического удара.
ПАВЕЛ III - ПА́ВЕЛ III (Paulus) (в миру Александр Фарнезе, Allessandro Farnese) (1468-1549), папа Римский с 1534. Кардинал с 1493. Вел борьбу с Реформацией (см. РЕФОРМАЦИЯ), утвердил орден иезуитов (см. ИЕЗУИТЫ) (1540), подготовил и созвал в 1545 Тридентский собор (см. ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР).
ПАВЕЛ III (Paulus) (в миру Александр Фарнезе - Allessandro Farnese) (1468-1549), папа Римский с 1534. Кардинал с 1493. Вел борьбу с Реформацией, утвердил орден иезуитов (1540), подготовил и созвал в 1545 Тридентский собор.
ПАВЕЛ IV - ПА́ВЕЛ IV (Paulus) (в миру Джампьетро Карафа, Giampietro Carafa) (1476-1559), папа Римский с 1555. Монах театинского ордена (1524), архиепископ Неаполя и кардинал (1536). До избрания возглавлял верховный инквизиционный трибунал в Риме. В 1559 с целью борьбы с Реформацией (см. РЕФОРМАЦИЯ) и ересями издал «Индекс запрещенных книг» (см. ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ).
ПАВЕЛ IV (Paulus) (в миру Джампьетро Карафа - Giampietro Carafa) (1476-1559), папа Римский с 1555. Монах театинского ордена (1524), архиепископ Неаполя и кардинал (1536). До избрания возглавлял верховный инквизиционный трибунал в Риме. В 1559 с целью борьбы с Реформацией и ересями издал "Индекс запрещенных книг".
ПАВЕЛ IV Новый - ПА́ВЕЛ IV Новый (ум. 784), патриарх Константинопольский с 780. Не сумев противостоять иконоборчеству (см. ИКОНОБОРЧЕСТВО), добровольно оставил патриарший престол и высказался за созыв 7-го Вселенского собора. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября).
ПАВЕЛ IV Новый (ум. 784) - патриарх Константинопольский с 780. Не сумев противостоять иконоборчеству, добровольно оставил патриарший престол и высказался за созыв 7-го Вселенского собора. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября).
Па́вел VI (Paulus) (1897-1978), папа Римский с 1963. Выступал за сближение церквей. Нарушив традицию затворничества пап, не покидавших Ватикан с 1870, посетил Палестину и многие страны.
* * *
ПАВЕЛ VI - ПА́ВЕЛ VI (Paulus) (1897-1978), римский папа с 1963. Выступал за сохранение мира. Первый из римских пап, который, нарушив традицию затворничества пап в Ватикане (с 1870), покидал его пределы и посетил многие страны.
Павел Александрович Флоренский
(1882-1937 гг.) религиозный философ, ученый
Вглядись в явление - и увидишь, что оно есть шелуха другого, глубже его лежащего.
Самая видимость чуда уже была чудесна.
Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к твари, но ищущая от твари лишь своей корысти, движимая не желанием помочь природе проявить сокрытую в ней культуру, но навязывающая насильственно и условно внешние формы и внешние цели.
Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир - в человеке, но и мир так же сложен, как и человек.
Человек есть бесконечность.
Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его.
Па́вел Диа́кон (Paulus Diaconus) (около 720 - 799), автор «Истории лангобардов» (до 744). Из знатного лангобардского рода.
* * *
ПАВЕЛ ДИАКОН - ПА́ВЕЛ ДИА́КОН (лат. Paulus Diaconus) (ок.720 - ок. 799), лангобардский историк и поэт, автор «Истории лангобардов», уникального источника по истории этого народа (см. ЛАНГОБАРДЫ) .
Павел Диакон родился во Фриули, происходил из богатого и знатного лангобардского рода. Получил прекрасное образование, сначала в родном городе, затем в Павийской школе, где кроме свободных искусств преподавалось правоведение. В Павии, при дворе последнего лангобардского короля Дезидерия Павел исполнял обязанности нотария, историографа и воспитателя дочери короля, впоследствии герцогини Беневента Адальберге, ставшей одной из самых просвещенных женщин своего времени. По ее просьбе ученый написал «Римскую историю» (Historia Romana) - труд, охватывающий период до конца правления византийского императора Юстиниана I (см. ЮСТИНИАН I Великий). В основу «Истории» Павел положил краткое изложение римской истории Евтропия и дополнил ее данными из сочинений историков Орозия (см. ОРОЗИЙ), Иордана (см. ИОРДАН (историк)), Фронтина, Григория Турского (см. ГРИГОРИЙ Турский), Беды Достопочтенного (см. БЕДА Достопочтенный) и др.
После завоевания Лангобардского королевства королем франков Карлом Великим (см. КАРЛ Великий), Павел и его брат были обвинены в участии в антифранкском заговоре: их собственность была конфискована, а сами они отправлены как заключенные в страну франков. Павлу удалось бежать - он поселился при дворе герцога Беневентского Аричиса II, женатого на воспитаннице ученого Адальберге. Несколько лет спустя, когда Карл Великий был в Риме, Павел Диакон послал ему стихи с просьбой о прощении для себя и освобождении брата. Карл освободил брата Павла, но с условием, что ученый станет членом придворной академии в Ахене.
В 786 Павел вернулся в Италию вместе с Карлом Великим и поселился в монастыре Монтекассино, где провел последние годы жизни и написал свою «Историю лангобардов» («Historia langobardorum»), основанный как на письменных источниках, так и на устном предании: свидетельствах современников, участников событий. Изложение истории своего народа Павел Диакон довел до 744, года смерти короля Лиутпранда Среди других работ историка - «История епископов» Меца, гомилии для церковного года, комментарии к «Правилу св. Бенедикта».
ПАВЕЛ ДИАКОН (Paulus Diaconus) (ок. 720-799) - автор "Истории лангобардов" (до 744). Из знатного лангобардского рода.
Павел Иванович Пестель
(1793-1826 гг.) мыслитель
…Обязанности в государстве истекают из цели государства. Цель же государственного устройства должна быть - возможное благоденствие всех и каждого. А посему все, ведущее к благоденствию, есть обязанность. (…)
Нравственность утверждается в народе совокупностью духовных, естественных и политических законов. Все на нее влияние имеет, и поэтому составляется она совокупностью правильного действия граждан по всем сим разнообразным соотношениям.
ПАВЕЛ Кесарийский - ПА́ВЕЛ Кесарийский (Палестинский) (ум. 308), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимина. Память в Православной церкви 16 (29) июля.
ПАВЕЛ Кесарийский (Палестинский) (ум. 308) - христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимина. Память в Православной церкви 16 (29) июля.
ПАВЕЛ Коринфский - ПА́ВЕЛ Коринфский (ум. 251 или 258), христианский мученик, пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция; ученик Кодрата (см. КОДРАТ Коринфский). Память в Православной церкви 10 (23) марта.
ПАВЕЛ Коринфский (ум. 251 или 258) - христианский мученик, пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция; ученик Кодрата. Память в Православной церкви 10 (23) марта.
ПАВЕЛ (евр. Саул - Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен ок. 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.