Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
перетяткович марьян марьянович
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Гуманитарный словарь
Полезные сервисы
палаццо дожей
Крылатые слова
Полезные сервисы
мозаика
Гуманитарный словарь
МОЗА́ИКА (от франц. mosaique) - техника живописи, выполняется из цветных камней, смальты, керамич. плиток и т. п. путем набора на разл. основу, применяется как один из видов монумент.-декор. иск-ва, а также в декор.-прикл., реже в станковом иск-вах. Различаются два вида набора: "прямой" - куски мат-ла вдавливаются в грунт декорируемой поверхности, и "обратный" - исходный мат-л наклеивается лиц. стороной на бумагу, картон и т. д. с последующей заливкой закрепл. состава с обр. стороны и снятием временной основы. Древнейшие М. открыты в Иране (4 тыс. до н. э.), др. антич. М. относятся к 5-2 вв. до н. э. (Помпеи, Ольвия и др.). Исключительны по силе воздействия итал. (5-6 вв.) и визант. М. (6-14 вв.). Древнейшие М. на Руси относятся к 11 - нач. 12 в. (Софийский собор и Михайловский Златоверхий мон. в Киеве). В 18 в. возрождение техники М. связано с деят-ностью М. В. Ломоносова. С сер. 19 в. развитие М. в России происходит сравнительно планомерно. В 1864 создается мозаичная мастерская при АХ (СПб.) по изготовлению М. для Исаакиевского собора. Во 2-й пол. 19 в. развивается преим. репродукционный метод М. иск-ва (букв. перевод в М. произв. масляной живописи). М. отличаются мастерским набором и уровнем техники смальтоварения. Рус. М. насчитывает до 17 000 тонов и оттенков. Новый этап развития иск-ва М. относится к рубежу 19-20 вв. и связан с модерном, восстановлением монумент.-декор. природы М. Важная роль в этом принадлежит частной мастерской Фроловых (1900-17). М. выполнялись обратным, венецианским набором, ими украшались сооружения А. А. Парланда, М. М. Перетятковича, Л. Н. Бенуа, А. В. Щусева и мн. др. 20-30-е гг. - период возрождения иск-ва М. после разрухи рев. лет., реорганизации мастерских. В 40-80-е гг. ведущая роль в сохранении традиций и дальнейшем развитии М. принадлежит мастерской АХ СССР (Ленинград), осуществляющей крупнейшие заказы страны (оформление станций метрополитенов Москвы, Ленинграда и др., М. для Памятного зала защитникам Ленинграда и т. д.). В технике М. успешно работали на базе мастерской АХ СССР и др. учреждений А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Б. А. Гальберг, В. Б. Эльконин и мн. др.
Лит.: Лазарев В. Н. История визант. живописи: В 2 т. М., 1947-48; Виппер А. В. Материалы и техника мозаичной живописи. М., 1953; Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966; Лазарев В. Н. Др.-рус. мозаики и фрески 11-15 вв. М., 1973; Валериус С. С. Монум. живопись: Соврем. проблемы. М., 1979; Кутейникова И. С. Из ист. мозаичного отд. АХ (2-я пол. 19 в.) // Тр. АХ. М., 1984. Вып. 2; Фролов В. Из истории рус. и сов. мозаики // Художник и город. М., 1988.
Мозаика. А. Невский. Худ. М. В. Ломоносов

Полезные сервисы