I м.
Архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком-либо выдающемся событии или какой-либо исторической личности.
II м. разг.
Крупный, малоподвижный человек (обычно с оттенком иронии).
I м.
Архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком-либо выдающемся событии или какой-либо исторической личности.
II м. разг.
Крупный, малоподвижный человек (обычно с оттенком иронии).
МОНУМЕ́НТ, -а, муж. (книжн.). Архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком-н. историческом лице, событии. Величественный м.
| прил. монументный, -ая, -ое.
МОНУМЕНТ - муж. памятник. - тный, к нему относящийся. Монументальный, славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника. Монументщик, делающий надгробные памятники, торгующий ими.
МОНУМЕ́НТ, -а, м
Произведение изобразительного искусства (архитектурное или скульптурное), представляющее собой сооружение, воздвигнутое в память о каком-л. историческом лице, событии;
Син.: памятник.
В Тбилиси установлен монумент, посвященный двухсотлетию присоединения Грузии к России (Газ.).
МОНУМЕ́НТ -а; м. [лат. monumentum - памятник] Архитектурное или скульптурное сооружение (больших размеров) в честь какого-л. выдающегося события, какой-л. выдающейся личности; памятник. М. Петру Первому. Надгробный м.
◁ Монуме́нтный, -ая, -ое. М-ая мастерская. М. фундамент.
* * *
монуме́нт (от лат. monumentum), памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение.
* * *
МОНУМЕНТ - МОНУМЕ́НТ (от лат. monumentum), памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение.
МОНУМЕНТ (от лат. monumentum) - памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение.
-а, м.
Архитектурное или скульптурное сооружение в честь какого-л. выдающегося события, какой-л. выдающейся личности; памятник.
Монумент Петру Первому.
||
Пышный памятник на могиле умершего.
Надгробный монумент.
[лат. monumentum]
МОНУМЕ́НТ (от лат. monumentum, от moneo - напоминаю) - памятник, архитектурно-скульпт. сооружение в честь ист. лица или события. М. рассчитан на обозрение его большим кол-вом людей и играет важнейшую роль в орг-ции окруж. пространства; является, как правило, объемно-пространств. и смысловой доминантой архит. комплекса. В доист. времена роль М. выполняли погреб. сооружения - курганы и мегалиты, хотя в них погребальные или культовые функции преобладали над мемориальными. Осн. композиц. типы М. были созданы в античности: портретные или аллегор. статуи и скульпт. группы, конные статуи (статуя имп. Марка Аврелия, бр., 161-181, Рим), триумф. арки и колонны (колонна Траяна, 111-113, Рим, арх. Аполлодор), стелы. Первонач. размещаемые на свящ. участках, М., начиная с 6 в. до н. э., внедряются в ткань гор. застройки. Др.-рим. архитектура делает М. (особенно триумф. арки и колонны) важным композиц. эл-том пространства площади - форума. Для ср.-век. европ. архитектуры хар-на традиция установки крестов, отмечающих памятные места. В зап.-христ. странах возникает обычай создавать скульпт. изображения донаторов - заказчиков храма. В христ. мире традиц. было увековечение важнейших событий путем заложения храма: храм Василия Блаженного (Покровский собор, что на рву), 1555-60, Москва, арх. Барма и Постник - заложен в память о победе над Казанским ханством, 1552. В эпоху Ренессанса возрождается др.-рим. традиция светских М. (конная статуя кондотьера Гаттамелаты, 1447-53, Падуя, скульпт. Донателло). Арх. и скульпторы маньеризма, барокко, классицизма вносят в эту традицию торжественность и репрезентативность. Создаются многочисл. М. в честь монархов, полководцев и т. п. (конный М. Петру I Великому, 1768-78, уст. 1782, СПб., скульпт. Э. Фальконе). Ампир возрождает др. антич. традицию - создание монум. комплексов в честь воен. побед: Александровская колонна, 1830-34, СПб., арх. А. Монферран - воздвигнута в честь имп. Александра I и его победы в войне с Франц. империей (1812-14). В 19 в. появляются многочисл. М. в честь крупных обществ. деятелей, писателей, поэтов и т. п. (пам. И. Крылову, 1848-55, СПб., скульпт. П. Клодт; пам. А. Пушкину, 1880, Москва, скульпт. А. Опекушин). Происходит постеп. обособление М. из арх. ансамбля, вместе с тем увеличивается психол. конкретность образа. Рубеж 19-20 вв. в Европе отмечен созданием ряда значит. М. в честь выдающ. гос. деятелей. По хар-ру арх. исполнения они м. б. отнесены к двум крупнейшим стилям этого времени - эклектике и ар нуво (в России - стиль "модерн") (пам. Виктору-Эммануилу II, королю Италии, 1885-1911, Рим, арх. Д. Саккони). В эпоху Александра III в России возрождается интерес к древним худож. формам, эстетика рус. средневековья (храм Воскресения Христова, 1883-1907, СПб., арх. А. Парланд, М. Макаров). В 20 в. появляется соверш. новая идея мемор. комплексов - память о жертвах войн. Эти М. отличаются экспрессивностью форм, символикой, обобщенностью образов ("Разрушенный город", Роттердам, 1953, скульпт. О. Цадкин). В целом же мировая практика создания М. в 20 в. определяется тяготением к использованию неизобразит. форм, лаконичной, укрупненной пластики, неожид. ракурсов пластич. масс, нетрадиц. мат-лов.
Создание М. в России после рев-ции 1917 становится делом сугубо гос.; первые крупные М.: Марсово поле (Пг., 1918, арх. Л. Руднев, посв. павшим за рев-цию рабочим и деятелям сов. гос-ва) и Мавзолей В. И. Ленина (Москва, 1924, арх. А. Щусев), в к-рых нашли отражение идеи конструктивизма. Значит. увеличивается стр-во М. после Вел. Отеч. войны. Используются разнообр. виды иск-ва, формы, мат-лы, док. реалии. М. возводятся как на терр. СССР, так и за его пределами. На протяжении 60-х гг. постеп. усиливается тенденция гигантомании, снижается уровень худож. осмысления темы. В 70-80-х гг. меняется интонац. строй М., появляются жанровые мотивы, уменьшается масштаб размеров. Наиб. значительные М. 40-80-х гг.: Воинам Сов. армии в Трептов-парке (Берлин, 1946-49, скульпт. Е. Вучетич, арх. Я. Белопольский), Пискаревское кладбище (Ленинград, 1960, скульпт. В. Исаева и др., арх. Е. Левинсон, А. Васильев), Мамаев курган (Волгоград, 1967, скульпт. Вучетич, арх. Белопольский), Пам. защитникам Ленинграда (1975, скульпт. М. Аникушин, арх. С. Сперанский), "Реквием" (Москва, 1967-70, скульпт. Д. Митленский) и др.
Монумент-памятник В. В. Маяковскому в Москве. Скульптор А. П. Кибальников
монумент - памятник
Ср. Проток воды, две-три березы,
Да ближних искренние слезы -
Вот монументов красота.
Кн. Долгорукий. Завещание.
Ср. Monument.
Ср. Monumentum (monere, напоминать) - памятник, напоминание.
см. памятник. Монумент Петру I. Монумент славы.
монуме́нт, монуме́нты, монуме́нта, монуме́нтов, монуме́нту, монуме́нтам, монуме́нтом, монуме́нтами, монуме́нте, монуме́нтах
см. памятник
Немецкое - Monument.
Латинское - monumentum, moneo (напоминаю).
Слово «монумент» пришло в русский язык из немецкого в XVIII в. Первоисточником является латинское monumentum. Синоним слова «монумент» - «памятник».
Производное: монументальный.
Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где monument < лат. monumentum «памятник», суф. производного от moneo «вспоминаю».
МОНУМЕНТ а, м. monument, нем. Monument <лат. monumentum < monere напоминать. В 1765 году встречается употребление слова "монумент" в качестве синонима слова "памятник". // Пронина Дек. иск. 53. - Лекс. Нордстет 1780: монуме/нт.
МОНУМЕНТ (лат., от monere - напоминать). Памятник, художественное произведение, сооруженное в память выдающихся событий или лиц.
- Большой памятник.
- Обелиск.
- Величавый памятник.
- Памятное архитектурное сооружение больших размеров.
- Латинский «памятник».
- Миниатюра русского писателя Леонида Андреева.
МОНУМЕНТАЛИ́СТ, -а, муж. Художник, занимающийся монументальным искусством.
| жен. монументалистка, -и.
монументали́ст, монументали́сты, монументали́ста, монументали́стов, монументали́сту, монументали́стам, монументали́стом, монументали́стами, монументали́сте, монументали́стах
МОНУМЕНТА́ЛЬНАЯ ПРОПАГА́НДА - план развития монумент. иск-ва, выдвинутый В. И. Лениным. Начало М. П. определено декретом СНК от 12 апр. 1918 "О снятии пам., воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов пам. Рос. Социалистич. рев-ции" ("О памятниках республики"). 30 июня 1918 СНК утвержден список рев. и прогрес. деятелей культуры всех времен и народов (69) для создания пам. Среди первых установленных пам.: пам. А. Н. Радищеву (Москва, скульпт. Л. В. Шервуд, 1918); пам. К. Марксу (Петроград, скульпт. А. Т. Матвеев, 1918); пам. Ф. Лассалю (Петроград, скульпт. В. А. Синайский, 1918); "Пам. борцам революции" (Петроград, арх. Л. В. Руднев, 1917-18) и др. Первые пам. выполнялись из непрочного мат-ла, были разными по трактовке форм: от традиц. до откровенно формалистич., от портретных до символико-обобщенных. Их открытие было всегда актом полит. пропаганды. В 1919-20 реализация плана М. П. в связи с тяжелым мат. и воен. положением ограничивалась разработкой проектов. В 20-е гг. начали сооружать памятники из прочных мат-лов: А. И. Герцену и Н. П. Огареву (Москва, скульпт. Н. А. Андреев, 1922); "Борцам рев-ции" (Саратов, скульпт. Б. Д. Королев, 1925) и мн. др. Произв. М. П. внесли ряд идей худож., арх., градостроит. хар-ра, оказавших влияние на дальнейшее развитие худож. культуры. В процессе реализации М. П. четко определились принципы партийности иск-ва, игравшие впосл. далеко не всегда положит. роль (40-50-е гг.). Процесс снятия и закрытия царских пам. повлек за собой уничтожение или сокрытие ряда монументов высокого худож. уровня ("Колонна Славы", арх. Д. И. Гримм, 1886; Бюст Александра I, скульпт. П. Н. Забелло, 1889; пам. Александру III, скульпт. П. П. Трубецкой, 1909; пам. Петру I, скульпт. М. М. Антокольский, и др.).
Лит.: В. И. Ленин и изобр. иск-во: Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977; Толстой В. П. У истоков советского монум. иск-ва, 1917-23. М., 1983; Утраченные пам. архитектуры Петербурга-Ленинграда: Каталог выст. / Авт.-сост. В. В. Антонов, А. В. Кобак. Л., 1988.
I нареч. качеств.
1. Производя впечатление величиной, мощью; грандиозно, величественно.
2. перен.
Будучи основательным, глубоким по содержанию.
II предик.
1. Оценочная характеристика чего-либо как грандиозного, величественного, производящего впечатление величиной, мощью.
2. перен.
Оценочная характеристика чего-либо как основательного, глубокого по содержанию.
нареч, кол-во синонимов: 7
величественно (20)
всеобъемлюще (7)
глубоко (37)
грандиозно (16)
крупно (12)
мощно (25)
основательно (55)
Монумента́льно-декорати́вное иску́сство - область декоративного искусства, включающая многообразные художественные произведения, создающиеся для украшения архитектурных сооружений и комплексов (декоративная живопись и скульптура в городском пространстве, на фасадах и в интерьерах зданий, в парках и т. д.).
* * *
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - МОНУМЕНТА́ЛЬНО-ДЕКОРАТИ́ВНОЕ ИСКУ́ССТВО, область декоративного искусства, включающая многообразные художественные произведения, создающиеся для украшения архитектурных сооружений и комплексов (декоративная живопись и скульптура в городе, на фасадах и в интерьерах зданий, в парках и т. д.).
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - область декоративного искусства, включающая многообразные художественные произведения, создающиеся для украшения архитектурных сооружений и комплексов (декоративная живопись и скульптура в городе, на фасадах и в интерьерах зданий, в парках и т. д.).
Монумента́льное иску́сство - род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью содержания, обобщённостью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т. д.
* * *
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - МОНУМЕНТА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО, род изобразительных искусств (см. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА), произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т. д.
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т. д.
МОНУМЕНТА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО - вид пластич. иск-в, произв. к-рого характеризуются значительностью идейного содержания и обретают окончат. завершенность во взаимод. с архитектурой или окр. средой. В М. И. включаются: скульптурное, живоп., мозаичное, убранство зданий, витражи, монументы. В синтезе с архитектурой или окр. средой произв. М. И. создают ансамбль, обычно являются его важной смысловой или пластич. доминантой, способствуют его эстетич. выразительности. М. И. может обладать и самостоят. худож. ценностью. Произв. М. И. - неотъемл. часть культур Др. Египта, античности, средневековья, Возрождения, нов. и новейш. времени. В России замечат. произв. М. И. относятся ко времени Киевской Руси (ансамбль Киевской Софии и др.). Высокого уровня М. И. достигает в 17 - нач. 19 в. (зд. Адмиралтейства, СПб., арх. А. Д. Захаров; постройки К. И. Росси; пам. Минину и Пожарскому, Москва, скульпт. И. П. Мартос и мн. др.). Рубеж 19 - нач. 20 вв. характеризуется успешным развитием таких видов М. И., как мозаика и витражи, созданием ряда значит. монументов (пам. Александру III, СПб., П. П. Трубецкой и др.). После рев-ции 1917 важную роль в развитии М. И. сыграл план монум. пропаганды. В 30-50-е гг. негатив. влияние на развитие М. И. оказал тоталитаризм. Шир. распростр. получают монументы вождям рев-ции (особ. И. В. Сталину). Большое значение для послед. развития М. И. оказал опыт использования М. И. в разл. ансамблях и комплексах (выставки, дворцы культуры, метрополитен и т. д.). Крупными мастерами М. И. 30-50-х гг. были П. Д. Корин, А. А. Дейнека, В. И. Мухина и др. В 60-80-х гг. М. И. достат. широко используется как при стр-ве отд. зданий, так и создании ансамблей и комплексов (особ. мемориальных), при стр-ве новых городов (напр. г. Навои, Шевченко и др.).
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, род изобразительных искусств, произведения которого создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные и прочие композиции для зданий, витражи, фонтаны и т.д.
МОНУМЕНТА́ЛЬНОСТЬ, монументальности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к монументальный.
монумента́льность, монумента́льности, монумента́льностей, монумента́льностям, монумента́льностью, монумента́льностями, монумента́льностях
сущ., кол-во синонимов: 7
величественность (20)
величие (11)
всеобъемлемость (9)
глубина (24)
грандиозность (10)
мощь (16)
основательность (41)
см. величие 2
прил.
1. соотн. с сущ. монумент I, связанный с ним
2. Производящий впечатление величиной, мощью; грандиозный, величественный.
3. перен.
Основательный, глубокий по содержанию.
МОНУМЕНТА́ЛЬНЫЙ, монументальная, монументальное; монументален, монументальна, монументально (книжн.).
1. Грандиозно-величественный; производящий впечатление мощностью (об архитектурных сооружениях). Монументальная постройка.
2. перен. Солидный по внешности или внутреннему содержанию. Монументальный труд. Монументальный вид.
МОНУМЕНТА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна.
1. полн. Об искусстве: относящийся к созданию монументов, памятников, к оформлению архитектурных сооружений. Монументальное искусство. Монументальная скульптура. Монументальная живопись (настенная роспись).
2. Величественный, производящий впечатление величиной, мощностью. Монументальное здание.
3. Основательный, глубокий по содержанию. Монументальное исследование.
| сущ. монументальность, -и, жен. (ко 2 и 3 знач.).
Монументальный
-ая, -ое; -лен, -льна
1) Исполненный величия, производящий впечатление своими пропорциями и значительностью (о памятниках архитектуры, строительных сооружениях, произведениях искусства и т. п.).
Монументальная колоннада.
Монументальное здание.
Синонимы:
вели́чественный, грандио́зный
2) Основательный, глубокий по содержанию.
Монументальная монография.
Монументальный научный труд.
Синонимы:
значи́тельный
Родственные слова:
монумента́льно, монумента́льность, монументали́ст
Этимология:
От французского monumental ‘огромный’, ‘величественный’.
Монумента́льное иску́сство - род изобразительного искусства, произведения которого, создающиеся для конкретной архитектурной среды, отличаются обобщенностью форм, крупным масштабом (к монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т. д.).
МОНУМЕНТА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [лат. monumentalis]
1. Производящий впечатление мощностью, величиной; грандиозный, величественный. М-ое здание, сооружение.
2. Крупный, солидный (о человеке, его внешнем виде и т.п.). М. человек. М-ая фигура. М-ая поза (исполненная величия).
3. Значительный, основательный; очень большой по размаху и глубокий по содержанию. М-ые задачи. Требуются м-ые средства. М-ое исследование. М. роман.
4. Иск. Отличающийся величественностью и выраженный в грандиозных обобщенных формах. М-ое искусство. М-ая скульптура. М-ая живопись.
◁ Монумента́льно, нареч. М. возвышаться на площади. М. ступать. М. написанный труд. Монумента́льность, -и; ж. М. подвига. М. замысла.
-ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. Производящий впечатление мощностью, величиной; грандиозный.
Монументальное здание.
◊
На первый взгляд машины [бомбардировщики] поразили меня своей огромностью. Они были монументальны. В. Кожевников, Первые десантники.
||
Крупный, солидный (о внешнем виде кого-л.).
Электричество, зеркала, вид монументального метрдотеля, --- все это совершенно ошеломило моего наивного друга. Куприн, Черный туман.
Выходит на кожух колеса и становится у борта монументальная фигура, по меньшей мере в восемь пудов весом. А. Крылов, Мои воспоминания.
2. Значительный, глубокий по содержанию; основательный.
Монументальное исследование.
◊
Опера сама по себе располагает монументальными средствами и должна браться за монументальные задачи. Луначарский, Среди сезона 1923-24 г.
3. иск.
Отличающийся величественностью и выраженный в грандиозных обобщенных формах.
Монументальное искусство. Монументальная скульптура. Монументальная живопись.
[лат. monumentalis]
монумента́льный, монумента́льная, монумента́льное, монумента́льные, монумента́льного, монумента́льной, монумента́льных, монумента́льному, монумента́льным, монумента́льную, монумента́льною, монумента́льными, монумента́льном, монумента́лен, монумента́льна, монумента́льно, монумента́льны, монумента́льнее, помонумента́льнее, монумента́льней, помонумента́льней
прил., кол-во синонимов: 8
величественный (22)
всеобъемлющий (19)
глубокий (58)
грандиозный (22)
крупный (74)
мощный (43)
основательный (54)
см. величественный 2
МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ (лат. monumentalis, от monumentum - памятник). 1) относящийся до монумента; прочный. 2) славный, знаменитый, оставшийся после смерти человека, как памятник его деятельности, гения.
прил.
1. соотн. с сущ. монумент I, связанный с ним
2. Свойственный монументу [монумент I], характерный для него.
3. Принадлежащий монументу [монумент I].
МОНУМЕ́НТ, -а, м. (книжн.). Архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком-н. историческом лице, событии. Величественный м.