(dependent origination), иначе - зависимое происх., центр, понятие филос. учения буддизма. Буддисты отвергают понятие богатворца, являющегося началом всех начал. Вместо этого они принимают идею П.з. Будды, объясняющую, каким образом все возникает и прекращает существовать. Согласно этому учению, любой аспект индивидуального существования, или модус бытия, находится в зависимости от др.; в нашем мире нет ничего постоянного, независимого или абс., включая даже личное я. Именно постижение П.з. наряду с нирваной составило основу учения Будды о дхарме. П.з. объясняет возникновение страдания (Четыре благородные истины) как цепь двенадцати причин, или нидан. Цепь может возникнуть в любой точке, но обычно начинается с неведения и ведет через стадии осознания, ощущения, страстного желания и привязанности к своей кульминации в новом воплощении, взрослении и смерти. Процесс перерождения (сансара), обусловленный законом причины и следствия (карма), продолжает цепь этих связей до бесконечности. Чередование циклов образно представляет Колесо жизни. Правильное понимание П.з. позволяет, однако, разорвать бесконечный круг. Избавление от духовного незнания веде! к избавлению от каждой из обусловленных нидан, процесс завершается избавлением от кармы и сансары и просветленным вхождением в нирвану. Причинность (в философии) (causation), предположительно необходимая связь между одним событием (причиной) и др. (следствием). Филос. дискуссии по поводу этого понятия сосредоточены преимущ. на анализе того, чем действительно является причинное отношение, какого рода вещи объединяются подобной связью (объекты, события, состояния или процессы?) и как мы можем знать о том, что одна вещь является причиной др. (что отличает подлинную причинную связь от случайной взаимосвязи?). Вторая группа вопросов связана с тем, является ли П. необходимой связью (может ли причина наличествовать, а следствие - отсутствовать?) и имеют ли причинные связи лишь одну направленность во времени (может ли следствие предшествовать причине? может ли причина совпадать во времени со своим следствием?). Мн. темы совр. дискуссии восходят к Юму, к-рый анализировал П. как упорядоченную последовательность пространственно-временных близких объектов. Юм придерживался скептических взглядов (скептицизм) на способность как разума, так и опыта доставлять знание о причинных связях; по его мнению, представление о П. коренится в психолог, явлении обычая или привычки. Эта позиция позволила Юму сочетать представления о человеке как участнике природных причинных связей с утверждением свободной воли. Теория Юма пробудила Канта от его догматических грез и способствовала оформлению его позиции, согласно к-рой причинные связи привносятся в мир человеческим разумом. Достижения совр. теоретич. физики лишь отчасти объяснили сущность П., хотя, по-видимому, склоняются к не-необходимой, вероятностной интерпретации. Напр., в микрофизике пространственно-временное положение частицы может быть определено лишь в вероятностных терминах (согласно принципу дополнительности нем. физика Вернера Гейзенберга, 1901-76).
причинное место
Фразеологический словарь
Иной, как арап, чернеет голым телом, и лишь бахромой болтаются тряпки около причинного места (А. Серафимович. Железный поток).
Ромич деловито крякнул и хихикнул, прикрыв ладошкой рот: «У его, извиняюсь, хворость с причинным местом приключилась, от легкомысленной жизни то есть, хворость-то…» (Ю. Брагуль. Новый день).
Синонимы к слову причинное место
сущ., кол-во синонимов: 19
болт (37)
ванька-встанька (25)
детородный орган (29)
достоинство (62)
елда (26)
конец (205)
мужское достоинство (27)
мужской член (70)
пенис (41)
половой член (38)
убивец (24)
уд (27)
фаллос (27)
хер (28)
хрен (29)
член (95)
шишка (50)
щекотун (18)
щекотун, уд, достоинство, половой член, фаллос, болт, пенис, хрен, мужской половой орган, ванька-встанька, мужское достоинство, конец, шишка, член, убивец, хер, елда, детородный орган, мужской член