м.
1. Сильная личность, чьи воля, желания и поступки не подчиняются никаким ограничениям.
2. Выдающийся, великий человек.
м.
1. Сильная личность, чьи воля, желания и поступки не подчиняются никаким ограничениям.
2. Выдающийся, великий человек.
СВЕРХЧЕЛОВЕ́К, сверхчеловека, муж. В реакционной философии Ницше - идеал человека, для которого всё заключается в том, чтобы обеспечить полное развитие только своей личности и считающего подчинение себя какой-нибудь общественной цели пошлым и презренным (см. ницшеанство).
СВЕРХЧЕЛОВЕ́К, -а, мн. -и, -ов, муж. В нек-рых философских учениях: сильная личность, чьи воля, желания и поступки не подчиняются никаким ограничениям. Возомнил себя сверхчеловеком.
СВЕРХЧЕЛОВЕ́К -а; мн. -ве́ки, -ве́ков; м. В некоторых философских учениях: сильная личность, чья воля, желания и поступки не подчиняются никаким ограничениям.
-а, мн. сверхчелове́ки, м.
В реакционной философии: сильная личность, чьи воля, желания и поступки не подчиняются никаким ограничениям.
Разделение человечества на сверхчеловсков и стадо, проповедовавшееся Ницше, легло в основу фашизма. Ермилов, Ф. М. Достоевский.
СВЕРХЧЕЛОВЕК -
представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы. Идея сверхчеловека имелась уже у Лукиана; в немецкой философии она появилась сначала у Генриха Мюллера под названием «богочеловек», затем у Гердера, Гиппеля, Пауля; для Гете человек, по-видимому, есть только «бросок к высшей цели»; близкого к этому взгляда придерживался и Ницше. Концепцию сверхчеловека всесторонне развивает П. Успенский, ученик Гурджиева.
Ср. ...Jeder kommt zu Fall,
Der sich, obwohl als Mensch geboren, stolz
Ein Uebermensch zu sein vermisst.
Egon Berg.
Ср. Όστις ανθρώπου φύσιν βλαστων, επειτα μη κατ' ανθρωπον φρονει.
Sopokl. Ajax.
С немецкого: Obermensch.
Слово стало крылатым после выхода в свет книги «Так говорил Зара-тустра» (1883) немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900). который подразумевал под понятием «сверхчеловек» представителя «расы господ», который выше «морали рабов».
Само слово «сверхчеловек» в немецкой литературе существовало задолго до Ницше, который лишь сделал его популярным, наполнив другим смыслом. Немецкие богословы XVII в. в своих сочинениях именовали так совершенного христианина, то есть человека, преисполненного всех христианских добродетелей и, следовательно, максимально приблизившегося к Богу. Имея в виду именно это, богословское значение слова, Гете иронизирует над понятием «сверхчеловек» в своей драматической поэме «Фауст» (сцена 1).
Обычно употребляется в ницшеанском смысле, но, как правило, иронически.
сверхчелове́к, сверхчелове́ки, сверхчелове́ка, сверхчелове́ков, сверхчелове́ку, сверхчелове́кам, сверхчелове́ком, сверхчелове́ками, сверхчелове́ке, сверхчелове́ках
Это слово образовано по методу кальки с немецкого Ubermensch (uber - "сверх, над", Mensch - "человек").
Словообразоват. калька XIX в. нем. Übermensch, сложения über «сверх» и Mensch «человек», впервые отмечаемого у Гердера. Ср. англизм супермен. См. муж.
сверхчелове́к
поздняя калька нем. Übermensch - то же (Гердер, Гёте, Ницше); см. Бехагель, D. deutsche Sрrасhе 165; Унбегаун, RЕS 12, 39.