прил.
1. соотн. с сущ. фонема, связанный с ним
2. Свойственный фонеме, характерный для неё.
3. Состоящий из фонем.
прил.
1. соотн. с сущ. фонема, связанный с ним
2. Свойственный фонеме, характерный для неё.
3. Состоящий из фонем.
ФОНЕМАТИ́ЧЕСКИЙ [нэ], фонематическая, фонематическое (линг., мед.). прил. к фонема. Фонематический состав языка.
ФОНЕ́МА [нэ́], -ы, ж. В языкознании: абстрактная звуковая единица языка, в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки.
фонемати́ческий, фонемати́ческая, фонемати́ческое, фонемати́ческие, фонемати́ческого, фонемати́ческой, фонемати́ческих, фонемати́ческому, фонемати́ческим, фонемати́ческую, фонемати́ческою, фонемати́ческими, фонемати́ческом, фонемати́ческ, фонемати́ческа, фонемати́ческо, фонемати́чески
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ая, ое. phonématique adj. Отн. к фонеме. Фонематический состав языка. БАС-1. Фонематичность и, ж. Существенным свойством всех языков является не только их фонетичность, но также и их "фонематичность". Сепир 224. - Лекс. Уш. 1940: фонемати/ческий.
Л.Л. Касаткин предлагает следующую схему анализа:
1) привести фонетическую транскрипцию слова, отделив черточками одну морфему от другой и обозначив сверху тип морфемы;
2) под буквами фонетической транскрипции (в случае необходимости, также внизу между ними) обозначить знаками + и - сигнификативно сильные и слабые позиции;
3) над буквами фонетической транскрипции обозначить знаками + и - перцептивно сильные и слабые позиции у звуков, стоящих в сигнификативно сильных позициях;
4) перенести знаки фонетической транскрипции, обозначающие звуки абсолютно сильных позиций, в фонематическую транскрипцию;
5) звуки, стоящие в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях, соотнести со звуками - основными представителями тех же фонем и перенести обозначающие их знаки фонетической транскрипции в фонематическую;
6) звуки, стоящие в сигнификативно слабых позициях, соотнести, если это возможно, со звуками сигнификативно сильных позиций в тех же морфемах и других словах (словоформах) и, определив фонему, записать ее обозначение в фонематическую транскрипцию;
7) если в данной морфеме звук не приводится однозначно к сигнификативно сильной позиции, определить гиперфонему и перевести ее обозначение в фонематическую транскрипцию;
8) обозначить перцептивно сильные и слабые позиции знаками + и - у звуков, стоящих в сигнификативно слабых позициях, знаком ± у звуков, являющихся основным представителем одной из входящих в гиперфонему фонем [Касаткин Л.Л. и др. 2002: 123].
ФОНЕМАТИ́ЧЕСКИЙ СЛУХ (англ. phonemic hearing).
Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо-речевой зоне коры больших полушарий головного мозга. Ф. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Аудирование и проговаривание слов - важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития Ф. с. важно сознательное и произвольное выделение отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Механизм Ф. с. существенно перестраивается при овладении чтением и письмом - в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов. См. слух, речевой слух.