I м.
1. Специальное здание, предназначенное для отправления религиозного культа, богослужения; церковь.
2. перен.
Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение.
II м.
Сфера высоких духовных ценностей.
I м.
1. Специальное здание, предназначенное для отправления религиозного культа, богослужения; церковь.
2. перен.
Место, предназначенное для занятий чем-либо и внушающее благоговение.
II м.
Сфера высоких духовных ценностей.
ХРАМ - сущ., м., употр. часто
Морфология: (нет) чего? хра́ма, чему? хра́му, (вижу) что? хра́м, чем? хра́мом, о чём? о хра́ме; мн. что? хра́мы, (нет) чего? хра́мов, чему? хра́мам, (вижу) что? хра́мы, чем? хра́мами, о чём? о хра́мах
1. Храм - это здание, которое предназначено для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Божий храм. | Готический храм. | Древнерусские храмы. | Буддийский, индуистский храм. | Храм Христа Спасителя. | Во всех храмах прошли пасхальные богослужения.
2. Храмом науки называют учебное заведение.
хра́мовый прил.
Храмовый праздник. | Храмовая икона.
ХРАМ, храма, муж. (книжн.).
1. Здание для богослужения, церковь (церк.).
2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем-нибудь (ритор.). Храм науки. Храм искусства.
ХРАМ, -а, муж.
1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х.
2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки.
Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу.
| прил. храмный, -ая, -ое (к 1 знач.) и храмовой, -ая, -ое (к 1 знач.).
Храмовой праздник праздник в честь какого-н. события или святого, именем к-рого назван храм.
Храмовая икона икона с изображением лика святого, именем к-рого назван храм.
ХРАМ - муж., ·стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф.
| Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи... стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух Божий живет в вас? Кор. Телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, там же. Храмы зиждутся во имя святого. Собирать на построение, украшенье храма. Сельский храмик, церковь. Храмища во имя Спаса. Абрам, Абрам, да не Божий же храм! Храмовой, к храму относящийся - праздник, престольный, когда празднуется святой, во имя коего построена церковь. Храминный, к храмине относящийся. Храмоздание, самое дело, построенье церкви. -зданная, -здательная грамота, даваемое архиереем разрешенье на постройку церкви. -здатель, -ница, строитель, хозяин, коего иждивеньем храм строится.
Храм
-а, м.
1) Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Древние храмы.
Сельский храм.
Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам... (Пушкин).
Синонимы:
це́рковь
2) перен., чего высок. Место, внушающее чувство глубокого почтения, благоговения.
Храм науки.
Храм искусств.
Если в театре художественно даются художественные произведения, то театр - храм муз, источник высоких душевных наслаждений (А. Островский).
Синонимы:
святи́лище (высок.)
Родственные слова:
хра́мина устар., храмо́вник ист., хра́мный (храмный служитель), храмово́й (храмовое зодчество)
Этимология:
Заимствовано из старославянского языка (храмъ, при исконно русском хоромъ ‘храм’, а также ‘сокровищница’, ‘дом’, ‘жилище’, ‘комната’, ‘горница’).
ХРАМ, -а, м
Сооружение для совершения богослужений, в архитектуре и внутреннем убранстве которого отражаются постулаты какого-либо вероучения.
С детства Димитрий полюбил храм и часто убегал с занятий на богослужения.
ХРАМ -а; м.
1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога к храму (о возвращении к религиозным духовным ценностям).
2. кого-чего. Высок. О чём-л., внушающем чувство глубокого почтения, благоговения. Х. науки (высок.; об учебном заведении). Х. муз (высок.; о театре). * Природа - тот же храм (Мандельштам).
◁ Храмово́й, -а́я, -о́е. Хра́мовый, -ая, -ое (1 зн.). Х-ая ограда. Х-ые купола, стены. Х. праздник (праздник в честь какого-л. события или святого, именем которого назван данный храм).
* * *
храм - здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов известно с неолита.
* * *
ХРАМ - ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы).
Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
ХРАМ - культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
-а, м.
1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Буддийский храм.
◊
Над вершинами леса, на фоне темно-зеленой хвои и голубого небосклона, ярко выделяются купола храмов, сияя золотистыми крестами. Новиков-Прибой, Судьба.
Около мыса Фиолент мы долго искали развалины храма Дианы, но ничего не нашли. Паустовский, Черное море.
2. перен.; кого-чего. высок.
Место, внушающее по каким-л. причинам чувство глубокого почтения, благоговения.
Из пансиона скоро вышел он, Наскуча все твердить азы да буки, И, наконец, в студенты посвящен, Вступил надменно в светлый храм науки. Лермонтов, Сашка.
Если в театре художественно даются художественные произведения, то театр - храм муз, источник высоких душевных наслаждений. А. Островский, Записка по поводу проекта «Правил о премиях императорских театров за драматические произведения».
|| чего.
Область, сфера каких-л. высоких духовных ценностей.
С юга пешком привела его страсть В дальнюю нашу столицу - Думал бедняга в храм славы попасть - Рад, что попал и в больницу! Н. Некрасов, В больнице.
[Вагин:] Мы дружно служим в светлом храме Свободы, правды, красоты. М. Горький, Дети солнца.
ХРАМ (древнеевр. "бет ха-микдаш"), в еврейской истории название двух сменивших друг друга главных святилищ древних евреев. Первый храм, обстоятельно описанный в Библии (3 Цар 6-7; 2 Пар 2-4), был возведен Соломоном в Иерусалиме, на участке, ранее приобретенном Давидом, его отцом (2 Цар 24:18-25). Заключив союз с Хирамом, царем Тира, Соломон получил возможность привлечь финикийских художников и строителей, а также доставить в Иерусалим необходимые материалы. Семь лет труда увенчались созданием величественного сооружения. Согласно библейской традиции, Храм Соломона стал местом богослужения евреев, заменив скинию. Скиния, подробно описанная в Книге Исхода (25-28; 30-31; 35-39), служила передвижным святилищем евреев во время их пребывания в пустыне. После вступления евреев в Ханаан она была размещена в Шил (Силоме). В устройстве скинии и Храма много общего; традиционно считается, что Храм создавался по образцу скинии. Большинство библеистов, однако, считают, что концепция скинии - это проекция на прошлое идей, получивших распространение после вавилонского плена, и что в описании скинии, предположительно принадлежащем писцам жреческой школы, отразились образы Первого и Второго храмов. Можно провести интересное сопоставление между домом Господа в видении Иезекииля (Иезек 40-45), скинией и обоими Храмами. Утварь соломонова Храма представляла большую ценность, и за свою четырехсотлетнюю историю Храм неоднократно подвергался разграблению. Езекия, царь Иудеи, принужден был отдать серебро и золото из Храма в уплату дани ассирийскому царю (4 Цар 18:13-16). В 586 до н.э. вавилоняне разрушили первый Храм, и царь Навуходоносор вывез его драгоценные сосуды в Вавилон.
Второй Храм. Когда евреи вернулись из вавилонского изгнания (536 до н.э.), они воздвигли жертвенник на месте разрушенного Храма и с разрешения персидского царя Кира заложили новый Храм. Однако работы были временно прекращены - то ли из-за внешних препятствий, как считает автор Книги Ездры, то ли по причине апатии, охватившей часть народа, как утверждается в пророческих книгах Аггея и Захарии. По-видимому, под воздействием проповеди двух пророков в 520 до н.э. работа возобновилась, и в 516 строительство Второго храма, называемого также Храмом Зоровавеля, было завершено. Это здание, хотя и напоминало в общих чертах Храм Соломона, не могло сравниться с ним по великолепию. В период Второго храма жречество оказывало сильное влияние на еврейскую мысль, и поэтому храмовый ритуал был разработан самым тщательным образом. Во 2 в. до н.э., при Антиохе Епифане, сирийцы осквернили Храм, но он был очищен и освящен заново Иудой Маккавеем.
Храм Ирода. На восемнадцатом году своего правления (ок. 20 до н.э.) царь Ирод решил обновить и перестроить Храм. Он значительно увеличил размеры здания и расширил прилегающую территорию. Перестроенное здание, обильно украшенное золотом и серебром, являлось в свое время одним из самых красивых сооружений на Ближнем Востоке. Обновление Храма было завершено за полтора года, но работы по реконструкции внешних строений продолжались вплоть до 70 н.э., когда Храм разрушили и сожгли римляне. Сохранился лишь фрагмент западного участка внешней стены, окружавшей территорию Храма. Эта стена, дающая некоторое представление о размерах Храма и его былом великолепии, известна как Стена плача. К ней совершают паломничество, и около нее возносят молитвы. Надежда, что Храм когда-нибудь будет восстановлен - часть мессианских чаяний традиционного иудаизма.
См. также
ХРАМ - арх. постройка, в к-рой помещается святилище божества. Общее употребление этого термина применимо, когда статус Х. не известен или несущественно, является ли Х. церковью или собором, к какой христ. конфессии принадлежит (правосл., катол., лютеран. - костел, кирха, и т. д.). Также наз. иноверч. Х. вообще, или если нет общеупотребит. спец. названия (буддийский Х. в С.-Петербурге; Х. античного божества: Х. Зевса в Олимпии); здания совместных молитв, не являющиеся с т. зр. данной конфессии святилищами (синагога, мечеть, у христиан - молитвенные дома баптистов и т. п.). Часто Х. имеет двучленную структуру, разделяясь на собств. святилище (алтарь) и помещение для молящихся.
В эпоху классицизма парковые постройки, представляющие собой форму античного святилища и посвящ. почитаемым добродетелям, часто наз. Х. (Х. Дружбы в Павловске, Х. Розы без шипов на Александровой даче ок. Павловска). Облик антич. Х. часто придавался т-рам, дворцам, академиям, также бирже в Петербурге, счемсвяз. выражения: Х. науки, Х. торговли.
сущ. (греч. οἰικία) дом (Матф. 24, 43; Лук. 8, 27; Деян. 19, 16); стража, охрана; (θήκη) хранилище, вместилище, хранение, соблюдение; священное здание. (Марк. 11, 17).
Храм, а, м.
1. Здание, предназначенное для совершения богослужения и религиозных обрядов.
► Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. // Пушкин. Стихотворения //
2. Место, внушающее по каким-либо причинам чувство глубокого почтения, благоговения; сфера высоких духовных ценностей (переносн.).
► Поедет ли домой: и дома занят Ольгою своей. Летучие листки альбома Прилежно украшает ей: То в них рисует сельски виды, Надгробный камень, Храм Киприды... // Пушкин. Евгений Онегин //; Из пансиона скоро вышел он, Наскуча все твердить азы да буки, И, наконец, в студенты посвящен, Вступил надменно в храм науки. // Лермонтов. Сашка //; С юга привела его страсть В дальнюю нашу столицу - Думал бедняга в храм славы попасть - Рад, что попал в больницу! // Некрасов. Стихотворения //
храм (науки) - иноск. (в приподнятом слоге): здание, служащее для высших целей, где поклоняются, посвящают себя чему (храм молитвы, храм знания)
Ср. Они ни сами в храм знания не входят и желающим войти в него возбраняют.
Лесков. Захудалый род. 2, 14.
Ср. По выходе из храма науки отпустил он себе длинные волосы, имел что-то в роде пролетарской блузы и стал ничего не делать.
А.Н. Плещеев. Призвание.
См. храм Талии.
См. пролетарий.
См. блузники.
Храм Божий. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Учительская. (Запись 2003 г.).
Храм Спаса-на-картошке. Разг. Ирон. Собор Воскресения Христова, или Храм-на-крови (Спас-на-крови) в Ленинграде, который в советское время использовался как овощехранилище. Синдаловский, 2002, 195.
сущ., кол-во синонимов: 57
адитон (1)
айван (6)
амфипростиль (1)
аптерос (1)
атеней (2)
базилика (2)
богомольня (5)
божий храм (3)
бурханище (3)
вимана (3)
дарохранительница (14)
дацан (6)
диптер (1)
зиккурат (3)
кааба (2)
капище (13)
кафоликон (2)
кереметь (9)
кирка (14)
кирха (3)
кондо (2)
костел (4)
кумирня (9)
мартирий (5)
мечеть (3)
молельня (12)
моленная (5)
мольбище (2)
монастырь (22)
моноптер (1)
мусейон (2)
ойкос (1)
пагода (7)
пантеон (4)
периптер (2)
порферон (2)
простиль (2)
псевдодиптер (1)
псевдопериптер (1)
святилище (31)
синагога (6)
скиния (4)
собор (10)
тетраконх (1)
тетрастиль (1)
толос (2)
требище (9)
триконх (1)
уляньдянь (1)
храмик (1)
хурул (1)
церковь (23)
чайтья (2)
чанди (2)
часовня (8)
шиши (2)
Молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода).
Божий дом. ..
См. здание...
блещущий (Козлов); богомольный (Брюсов); заветный (П.Соловьева); золотоглавый (Козлов); кроткий (Фофанов); сумрачный (Лермонтов); торжественный (Мей)
↑ для (чего), богослужение
храм - молитвенный дом; культовое здание для выполнения религиозных обрядов (буддийский #).
церковь. церквушка.
пантеон.
монастырь - община монахов или монахинь (в буддизме, православии и католицизме).
собор. кафедральный собор. лавра.
костел.
синагога.
мечеть - мусульманское культовое здание.
пагода.
кирка.
капище - языческий храм.
молельня. | кумирня.
баптистерий, крещальня.
часовня - небольшая христ. культовая постройка (церковь) без алтаря. капелла.
Это слово родственно существительному хоромы и восходит к общеславянскому chormъ.
Заимств. из ст.-сл. яз. См. хоромы. Общеслав. *chormъ > храмъ с появлением неполногласия. Исходно - «дом вообще», затем - «церковь».
род. п.-а. Заимств. из цслав., ст.-слав. храмъ, при исконнорусск. хоромъ (см. хоро́мы). [Махек продолжает отстаивать свое сближение слав. слова с хетт. karimmi "храм"; см. "Sрrасhе", 4, 1958, стр. 74. - Т.]
- Сооружение имени Блаженного Василия.
- Здание для богослужений, церковь.
- Постройка на деньги верующих.
- Кирха у лютеран.
- Фильм «Индиана Джонс и ... Судьбы».
- «Природа - не ..., а мастерская» (Тургенев).
- И церковь, и пагода.
- Дом Божий.
- Роман монгольского писателя Лодонгийна Тудэва «... без крыши».
- Рассказ Джека Лондона «... гордыни».
- Поэма английского поэта Эразма Дарвина «... природы».
- Эссе бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Сокровенный ...».
ХРАМ (языческий) - ХРАМ (языческий), исходным прототипом был языческий храм славян. Слово ХРАМ или ХОРОМ имеет корень ХОР, означающий Солнце. Первоначально храм представлял собой круг на земле, по кругу стоял и хор из жрецов. Со временем даже в открытом храме, обозначенном лишь земляными валами и иногда рвами, внешний круг с 8 кострами представлял собой храм Рода (см. РОД (альтернативный подход)), внутренний круг (смещенный к северу; там находилось 8 священный камней) являл храм Макоши (см. МАКОШЬ (альтернативный подход)), а подземное помещение под центром храма Макоши - храм Мары (см. МАРА (альтернативный подход)). В нынешней церкви бывший храм Рода образует основное помещение церкви (неф, или, по-древнерусски, столпную), а также апсиды, храм Макоши - алтарь, храм Мары - подземную часть с захоронениями.
Со временем вместо валов стали строить каменные стены в виде заборов; примером является Стоунхендж.
Закрытые храмы обладали своеобразным видом. Поскольку языческий крест был восьмиконечным (наложение прямого и косого крестов), крытые языческие храмы первоначально были восьмигранными; таковыми же были и апсиды. Однако строились и вытянутые храмы.
ХРАМ АРТЕМИДЫ (в Эфесе) - ХРАМ АРТЕМИ́ДЫ (Артемисион) в Эфесе, один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира; с эпохи эллинизма (см. ЭЛЛИНИЗМ) традиционно включается в список Семи чудес света (см. СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА). Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам; гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из Кноса (см. КНОСС). Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены (см. ОЙКУМЕНА). Ученик Сократа (см. СОКРАТ), знаменитый историк Ксенофонт (см. КСЕНОФОНТ), передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм - точную копию эфесского - в городке Скиллунте в Элиде.
21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом (см. ГЕРОСТРАТ) - совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский (см. АЛЕКСАНДР Македонский). Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь - 110 х 55 м, высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших сооружение, также была грандиозной - около 18 м.; кровля Артемисиона была покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост. Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого места: Пракситель (см. ПРАКСИТЕЛЬ Младший) изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн исполнил Скопас (см. СКОПАС), Апеллес (см. АПЕЛЛЕС) поместил в храме свои картины; картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и собрание картин в афинских пропилеях (см. ПРОПИЛЕИ (в Афинах)). Процветало святилище и при римлянах, источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и постройке портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом.
В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище; следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом (см. ФЕОДОСИЙ I Флавий). Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (см. БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ) (Лондон).
храм веры{, искусства, науки} -
алтарь (храм) веры, искусства, науки
вера, искусство, которому человек служит с благоговением, достойным алтаря, храма, жертвенника
Ср. Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!
А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 6, 31.
Ср. Вы бы православному алтарю-то повернее служили, а не оборачивали его в лавочку, так от вас бы отпадений не было.
Лесков. Соборяне. 1, 5.
Ср. Они предлагают свои услуги... без всяких задних мыслей... по неутомимой жажде принести свою лепту на алтарь отечества...
Лесков. Домашняя челядь. 2.
Ср. Где эти вдохновенные труженики, всегда готовые положить жизнь свою на алтарь искусства...
Дружинин. Заметки петерб. туриста. 2, 3.
Алтарь - жертвенник, на котором народы приносили Богу жертвы (каждый по вере своей).
В православной церкви - восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми.
См. задние мысли.
см. Мельпомена.
Разг. Ирон. Собор Воскресения Христова, или Храм-на-крови (Спас-на-крови) в Ленинграде, который в советское время использовался как овощехранилище. Синдаловский, 2002, 195.
Так в Ленинграде называли Собор Воскресения Христова, или Храм-на-крови (Спас-на-крови), который в советское время использовался как овощехранилище.
храм Талии и Мельпомены (иноск.) - театр
Ср. А вот храм Талии и Мельпомены, - отозвался Глумов, указывая на Александринский театр.
Салтыков. Современная идиллия. 1.
См. храм науки.
См. муза.
Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня и св. Николая, в память моряков, погибших в русско-японскую войну на Ново-Адмиралтейском канале. Не сохранилась.
Ср.: СПАС-НА-ВОДАХ, ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ, ЦУСИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Храм Воскресения Христова, на месте смертельного ранения террористами Александра II (наб. канала Грибоедова, 2а).
Ср.: ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР, СПАС-НА-КРОВИ, ХРАМ СПАСА-НА-КАРТОШКЕ.
Хра́ми - река в Грузии, правый приток Куры. 201 км, площадь бассейна 8430 км2. Средний расход воды 51 м3/с. Используется для орошения. На Храми - Цалкское водохранилище, 3 ГЭС.
* * *
ХРАМИ - ХРА́МИ, река в Грузии, правый приток Куры. 201 км, площадь бассейна 8430 км2. Средний расход воды 51 м3/с. Используется для орошения. На Храми - Цалкское вдхр., 3 гидроэлектростанции.
ХРАМИ - река в Грузии, правый приток Куры. 201 км, площадь бассейна 8430 км². Средний расход воды 51 м³/с. Используется для орошения. На Храми - Цалкское вдхр., 3 гидроэлектростанции.
ХРА́МИНА, храмины, жен. (книжн. устар.). Здание, сооружение. «Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высоким сводом.» А.Тургенев.
-ы, ж. устар.
Дом, здание, а также комната, палата.
Ходит он Один средь храмин горделивых, Супругу милую зовет - Лишь эхо сводов молчаливых Руслану голос подает. Пушкин, Руслан и Людмила.
сущ. дом; кровля, темница, тюрьма; двор темничный, передняя комната у темницы для стражи (Иер. 37, 21). Храмъ блудницъ непотребный дом (Прол июл. 10, 2). Храмина земная - тленное тело человеческое (2 Кор. 5. 1; Иов. 4, 19). Храмина или скиния нерукотворенная - тело духовное, сообразное телу Иисуса Христа, которое будем иметь по воскресении на небе (2 Кор. 5, 1, 2; Евр. 9, 11; сн. 1 Кор. 15. 35-54; Рим 8, 11; 29, 30; Фил. 3, 21). (Матф. 2, 11). (Суд. 16, 21).
Храмина, ы, ж.
Хоромы, дом, комната, палата.
► Ходит он Один средь храмин горделивых, Супругу милую зовет - Лишь эхо сводов молчаливых Руслану голос подает. // Пушкин. Руслан и Людмила //
Á сущ; 97 см. Приложение II
(устар. дом, здание, а также комната, палата)
Стою во хра́мине безмерной,
Под звездным куполом, один, -
И всё, что было достоверно,
Развеяно во мгле простора,
Под звуки неземного хора,
Под светом неземных глубин.
В. Я. Брюсов, Ночь («Пришла и мир отгородила…»)
Поверишь ли? я здесь, на пепле хра́мин сих,
Венок веселия слагаю,
И часто в горести, в волненье чувств моих,
Потупя взоры, восклицаю.
К. Н. Ба́тюшков, К другу
Сведения о старой норме ударения:
Норма ударения в данном существительном оставалась неустойчивой на протяжении долгого времени, и в старинных словарях можно встретить храмина́.
хра́мина, хра́мины, хра́мин, хра́мине, хра́минам, хра́мину, хра́миной, хра́миною, хра́минами, хра́минах
см. дом 1
ХРАМИЧЕВ ХРАМОВ
Семинарская фамилия. Давалась ученикам семинарий от названия церковных строений.(Э) Возможна связь со словом хромой (см. Храмцов). Фамилия Храмичев из запрсов посетителей. Такой фамилии в имеющихся в моем распоряжении источниках не упоминается. Можно предложить следующее. Форма фамилии указывает на существование имени Храм, Храмич дословно "внук Храма", а Храмичев, уже сын этого внука Храмича. Наиболее вероятным мне прдствляется объяснения от краткой формы имени Вахрамей, а полная церковная форма Варфоломей (см. Холомеев), сокращенная форма Храмей > Храм >Храмич. Такое же объяснение может иметь и фамилия Храмов..
прил. разг.
1. соотн. с сущ. храм I, связанный с ним
2. Свойственный храму [храм I], характерный для него; храмовый 2..
3. Принадлежащий храму [храм I 1.]; храмовый 2..
ХРАМИЧЕВ ХРАМОВ
Семинарская фамилия. Давалась ученикам семинарий от названия церковных строений.(Э) Возможна связь со словом хромой (см. Храмцов). Фамилия Храмичев из запрсов посетителей. Такой фамилии в имеющихся в моем распоряжении источниках не упоминается. Можно предложить следующее. Форма фамилии указывает на существование имени Храм, Храмич дословно "внук Храма", а Храмичев, уже сын этого внука Храмича. Наиболее вероятным мне прдствляется объяснения от краткой формы имени Вахрамей, а полная церковная форма Варфоломей (см. Холомеев), сокращенная форма Храмей > Храм >Храмич. Такое же объяснение может иметь и фамилия Храмов..
храмо́вник, храмо́вники, храмо́вника, храмо́вников, храмо́внику, храмо́вникам, храмо́вником, храмо́вниками, храмо́внике, храмо́вниках