Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
адвайта-веданта
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Евразийская мудрость от А до Я.
АДВАЙТА-ВЕДАНТА
(санскр.-недвойственность): религиозно-философское направление, характеризующееся последовательным монизмом: Абсолют-Брахман выступает весь как единственная реальность, а всякая множественность иллюзорна. Основоположник адвайты - индийский религиозный философ Шанкара (конец 8-9 вв.). Эмпирический мир, по его мнению, объективен, но не реален, ибо за всякой дробностью и подвижностью кроется ее субстрат - чистое бытие, Абсалют. Эмпирическая точка зрения может быть заменена трансцендентной, при которой знание проникает за покров иллюзии - майи, преодолевается авидья (незнание) и открывается путь к освобождению. Продолжая пребывать в теле и в мире, человек становится свободен от них, поскольку его душа (джива), изначально тождественная высшему Брахману, исходно сверхэмпирична. Таким образом, знание есть чистое тождество души и Брахмана, в котором исчезают любые дифференциации.
Словарь народов и культуры
Адвайта-веданта
(Advaita Hinduism, санскрит - веданта недвойственности), инд. филос.-религ. учение, основанное Шанкарой (ок. 700 г. до н.э.). Он систематизировал осн. принципы Упанишад (часть Вед, индуист. свящ. текстов), преобразовав их в последовательное филос. учение, к-рое утверждает нераздвоенность духовного начала высшей духовной реальности, брахмана, и человеческой души, атмана. Это единство брахмана и атмана, приводящее к духовному освобождению, мокше, достигается не через ритуальное действо, а с помощью медитации. Многообразный, изменчивый эмпирический мир, препятствующий нашему проникновению в сущность нераздвоенности, есть не что иное, как иллюзия, майя. А.-в. - лишь одна из ветвей веданты, но именно она получила широкую известность в странах Запада благодаря совр. популяризаторам, в частности Миссии Рамакришны, основанной в Калькутте Вивеканандой в 1897 г.
Полезные сервисы