(Hindu festivals). Индуистский религ. год основан на лунном календаре. Каждый лунный месяц делится на две части: светлую половину - две недели перед новолунием и темную - две недели после полнолуния. У индусов сотни разл. праздников, причем каждая местность отмечает их по-своему. Приводим важнейшие из них: Дивали (новогодний праздник Светильников в окт.-нояб.), Холи - веселый весенний праздник в фев.-марте. Рождение Рамы отмечается в апр.-мае девятидневным праздником Рама-навами, во время к-рого читаются отрывки из Рамаяны. Ракша-бандан (июль-авг.), празднуемый в осн. в Сев, и Зап. Индии, приходится на разгар сезона муссонных дождей. Во время этого праздника женщины повязывают нити на запястья своих братьев в знак взаимной защиты. Отмечаемый в авг.-сент. праздник Джанмаштам и посвящен ро ждению Криш ны, а в сент.-окт. отмечается еще один большой девятидневный праздник - Наваратри, связанный с днем осеннего равноденствия. В эти дни празднуется Дургапуджа в честь великой богини Дурги, а заканчиваются девятидневные празднества Дуссехрой в память о Раване, смерть к-рого описана в Рамаяне.
индуистские священные тексты
Словарь народов и культуры
(Hindu sacred texts), тексты, первоначально записанные на санскрите как часть устной традиции и представляющие собой свящ. соч. индуизма. И.с.т. делятся на две осн. категории: шрути (то, что услышано) и смрити (то, что запомнено). Шрути считаются божественным откровением и состоят из Вед, записанных на санскрите между 1500 и 500 г. до н.э. Изначально существовало четыре подлинных собрания текстов, самым древн. и особо почитаемым из к-рых является Ригведа - собрание гимнов. Четыре Веды впоследствии были дополнены комментариями, среди к-рых наиб, значимы Упанишады, являющиеся основой филос. школы веданты. Тексты смрити не считаются божественным откровением, но и они берут начало в древн. устной традиции. К ним относятся две великие эпические поэмы - Рамаяна и Махабхарата. Последняя включает знаменитый раздел, известный как Бхагавадгита - филос. соч., толкующее понятие долга. Приложение, Харивамша (ок. 300-400 гг. н.э.), содержит многочисл. истории о маленьком Кришне. Кроме этого, к текстам смрити относятся Законы Ману (ок. 200-100 гг. до н.э.), излагающие религ. ритуалы, законы и обычаи. Более поздними являются Йога-сутра, приписываемая Патанджали (ок. 200- 300 гг. н.э.), и Пураны (ок. 400-1200 гг. н.э.), собрание историй о сотворении мира и жизни богов, ставших свящ. писанием для простых людей. Прочие тексты на хинди и тамильском яз. у нек-рых индусов также считаются свящ. Вместе с тем не существует единого канонического собрания текстов, к-рое принимали бы все индусы.
Полезные сервисы
индуистский
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. индуизм, индуист, связанный с ними
2. Свойственный индуизму, характерный для него.
Толковый словарь Ожегова
ИНДУИ́ЗМ, -а, м. Распространившаяся в Индии с конца 1 тыс. н. э. одна из крупных религий мира, основанная на вере в перевоплощение душ как воздаяние за добродетели или пороки. Течения индуизма (два основных направления, связанные с культом верховных богов Вишну и Шивы).
Энциклопедический словарь
Академический словарь
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова индуистский
индуи́стский, индуи́стская, индуи́стское, индуи́стские, индуи́стского, индуи́стской, индуи́стских, индуи́стскому, индуи́стским, индуи́стскую, индуи́стскою, индуи́стскими, индуи́стском, индуи́стск, индуи́стска, индуи́стско, индуи́стски
Синонимы к слову индуистский
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
индуи́стский п 3a✕~
Полезные сервисы
индуистский храм (мандир)
Словарь народов и культуры
(Hindu temple), место отправления религ. обрядов у индусов. Имеет прямоугольную форму, к-рая должна подчеркивать совершенный порядок космоса. Осн. функция И.х. - предоставить божеству пристанище, недоступное для скверны внеш. мира. Изображение (мурти) божества, к-рому посвящен храм, находится в его важнейшей части святилище. Над святилищем возвышается башня (сикхара), а вокруг него идет крытая галерея (прадакшина) для обхода изображения божества во время совершения обряда. Рядом со святилищем расположен переносный алтарь со свящ. огнем. В др. части И.х. находятся вход с воротами и террасой, обращенными к В., и зал с колоннами, ведущий по ступенькам к святилищу. Молящиеся сидят на полу зала лицом к святилищу и погот хором. В храме есть и др. статуи и святыни. Более крупные храмы обнесены оградой, и, чтобы попасть в них, нужно пройти через построенный в виде пирамиды проход (гопура). Внутри ограды могут также находиться кам. статуя, колесница (вахана) и традиц. животное для верховой езды, связанное сданным божеством. Хотя храмы и используются для публичного поклонения - пуджи, мн. индусы совершают обряды и перед своими домашними святынями.